Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования. Фиаско рынка

Рыночная экономика является эффективной моделью хозяйствования с точки зрения рационального распределения ресурсов. Это на сегодняшний день лучшая модель хозяйствования, имеющаяся у человечества.

Стремление к удовлетворению собственных потребностей у домашних хозяйств (потребителей), к максимизации прибыли у фирм приводит к увеличению эффективности функционирования всей экономики в целом.

Тем не менее, рыночная экономика в чистом виде не является идеальной. Существуют некоторые аспекты, которые невозможно решить в рамках рыночной экономики. И тогда на помощь приходит государство.

«Провалы» (фиаско) рынка это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Существует несколько типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

– монополизация экономики;

– внешние эффекты;

– общественные блага;

– несовершенная (ассиметричная) информация;

– отчисления на фундаментальную науку;

– нестабильность экономики;

– социальная защита населения.

Проблема монополизации экономики связана с тем, что деятельность монополии имеет значительные негативные социально-экономические последствия.

Эта проблема решается государством с помощью антимонопольной политики, которая включает в себя комплекс мер, направленных на снижение этих последствий. К этим мерам относятся: принудительное разукрупнение монополии, контроль над ценовой политикой, использование налогового механизма и т. д. Тем не менее, все методы борьбы с монополией и ограничением ее деятельности посредством государственного и законодательного воздействия не являются однозначно эффективными. Поэтому зачастую остается единственный способ ограничения монополизации экономики – содействие развитию конкуренции. Именно поэтому государство должно разработать комплекс мер, содействующих развитию и стимулированию малого бизнеса.

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды третьих лиц, не учитываемые в ценах.

Защиту третьих лиц и учет их интересов должно на себя возлагать государство. Так, положительный внешний эффект может регулироваться посредством снижения налогов либо дополнительными субсидиями, а отрицательный внешний эффект – посредством увеличения налогов.

Общественное благо – товар или услуга, от потребления которых невозможно никого исключить. Другими словами, если некто покупает общественное благо, то остальные граждане автоматически пользуются этим благом. Примером чистого общественного блага может служить маяк. Если кто-то строит маяк и становится его владельцем, то флот этого человека сможет пользоваться услугами маяка. Ограничить доступ к услугам этого маяка другим судам не представляется возможным, так как владельцам этих судов наносят на карту новый маяк и пользуются им. К общественным благам также относят дороги, парки, городское освещение, общественный транспорт и многое другое. Очевидно, что предприниматель не будет оплачивать такое благо, потому что оно не окупится, так как заставить платить за него других попросту невозможно или же затруднительно. Поэтому общественные блага также должны оплачиваться государством.

Нестабильность рыночной экономики проявляется в том, что она развивается циклически. Поэтому в периоды экономических спадов уменьшается объем ВВП (валового внутреннего продукта), увеличивается безработица. С этими негативными проявлениями экономического спада и пытается бороться государство. На сегодняшний момент среди экономистов нет единого мнения по поводу того, является ли государственное вмешательство в экономику с целью ее стабилизации позитивным либо негативным. Тем не менее, уже одно существование государства подразумевает то, что в периоды острой социальной напряженности, связанной с экономическими кризисами, оно должно реагировать и снижать эту напряженность.

Регулирование рыночной экономики возможно посредством использования монетарной (кредитно-денежной), фискальной (налогово-бюджетной) и социальной политики.

Изменяя реальную денежную массу, налоги и государственные расходы, правительство может воздействовать на экономику, увеличивая ВВП, снижая рост цен и безработицу.

Поддержка фундаментальной (теоретической) науки не является целью рыночной экономики, так как с точки зрения рационального экономического человека вкладывать деньги в проекты, которые не приносят прибыли, неразумно. Тем не менее, без развития теоретической науки невозможно развитие НТП (научно-технического прогресса) высокими темпами, что будет снижать темпы экономического роста. В данном случае государство должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки.

Рыночная экономика эффективна благодаря механизму совершенной конкуренции, который в чистом виде подразумевает полный доступ и контроль информации. Однако рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки.

Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско. Часто эту ситуацию иллюстрируют примером рынка подержанных автомобилей существует два типа автомобилей, где действует два их типа: условно хорошего качества и условно плохого. По внешнему виду сложно определить качество подержанного автомобиля. И даже в случае его технического обследования существует вероятность того, что покупатель купит автомобиль более низкого качества. Если бы продавцы, которые знают о качестве своих автомобилей, продавали бы автомобили на двух рынках – высокого и низкого качества, то на каждом рынке установилась бы своя цена. Однако в случае с несовершенной информацией продавцы низкокачественных автомобилей постараются продавать их как высококачественные. В этом случае покупатели, которые будут приобретать автомобили, столкнуться с высокой вероятностью приобретения автомобиля низкого качества. Соответственно, страхуясь от недоброкачественных продавцов, потребитель будет назначать цену за любой автомобиль на уровне минимальной, т. е. низкого качества. В этой ситуации продавцы автомобилей хорошего качества вынуждены уйти с рынка, так как цена на их автомобили явно занижена. На рынке останутся только продавцы низкокачественных автомобилей, т. е. автомобили низкого качества вытеснят автомобили высокого качества.

Безусловно, эта ситуация неэффективна, поскольку существуют желающие продавать и желающие покупать высококачественные товары, но взаимовыгодная торговля между ними невозможна.

Аналогичная ситуация может возникнуть при асимметричной информации в пользу покупателя. Например, на рынке услуг по медицинскому страхованию существует условно два типа людей – с сильным и слабым здоровьем. Естественно, что стоимость страховки для людей с сильным здоровьем должна быть меньше, чем для людей со слабым здоровьем. Однако если страховая компания не обладает информацией о здоровье своих клиентов, то люди со слабым здоровьем, выдавая себя за здоровых людей, будут способствовать повышению цен на услуги страхования. Соответственно, спрос на услуги страхования со стороны здоровых людей снизится, и часть покупателей услуг с более крепким здоровьем будет вытеснена с рынка.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства, направленных на защиту населения от негативных проявлений рыночной экономики, включающих безработицу, рост цен и т. п.

Основными направлениями проведения социальной политики являются:

– выплаты различных пособий по инвалидности, безработице, по уходу за ребенком, малоимущим и т. д.;

– защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

– политика социального страхования жизни, здоровья и имущества;

– установление минимальной заработной платы для работающих;

– государственное регулирование занятости, связанное с переквалификацией рабочей силы, льготными кредитами при создании рабочих мест и т. д.;

– развитие бесплатного образования, здравоохранения, охрана окружающей среды.

Таким образом, несмотря на то, что рыночная экономика является эффективной экономикой, существует ряд аспектов, с которыми рыночная экономика не справляется. Это позволяет говорить о фиаско рынка. В связи с этим государство должно брать на себя функции по регулированию экономики и поддержки рынка от провалов.

Тем не менее, нужно помнить, что государственное воздействие на экономику зачастую является неэффективным. Так, например, желание увеличить выпуск общественных благ, снизить последствия от отрицательных внешних эффектов, осуществлять сильную социальную защиту населения приводит к необходимости увеличения налогов в государстве. Это, в свою очередь, снижает стимулы у экономических субъектов эффективно развиваться, повышает цены на продукцию, увеличивает долю теневой экономики.

Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не все­гда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют про­блемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а пото­му не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиас­ко рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асиммет­ричности информации и цикличности развития рынков.

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздей­ствие сделки на третьи лица1, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т, е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отри­цательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и дру­гим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. по­рождают положительные внешние эффекты. Например, если вы на сво­ем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механиз­ма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объе­мом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возни­кают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происхо­дит? Рассмотрим данные отклонения на рис.15.8. Условием достиже­ния общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности Ш$и) предельным общественным издер­жкам (МЭС):

МЭи = МБС (8)

В случае отрицательных экстерна­
лий (рис. 15.8а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек МЭС. Например, произ­водитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чис­тые технологии, переносит1 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вслед­ствие этого объем выпуска 01 превышает общественно эффективный объем 0Е, а цена Р, оказывается заниженной по сравнению с РЕ.

В случае положительных экстерналий (рис. 15.86) предельная по­лезность товара или услуги Ми ниже предельной общественной полез­ности МЭи. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бес­платно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил де­ревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (МЕи). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р1 и озеленители посадят деревья в количестве 01 вместо общественно эффективного количества 0£.

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую вне­шними эффектами? Что компенсирует

обществу ущерб от отрицательных эк- _______

стерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Ре­шение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, бе­рет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрица­тельных экстерналий государство введет
сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя ПОВЫСЯТ­СЯ и приведут объем выпуска в соответствие с общественно опти­мальным. Этот прием называется интернализацией (от англ. internal - внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 15.8а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска со­кратится до ми). Речь идет об общественных товарах и услу­гах, или общественных благах. Общественными называются такие бла­га, главной характеристикой которых является неисключаемость из по­требления и неконкурентность в потреблении. Те общественные то­вары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, назы­ваются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городс­кое освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Подробнее речь об общественных благах пойдет в гл. 17.

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чисто­го общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщи­ков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага не­делимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спек­такль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, ког­
да лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете прой­ти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свой­ство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само со­здание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных това­ров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рас­сматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за ог­ромного количества участников слишком велики трансакционные издер­жки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется обществен­ными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому ры­ночное производство общественных благ неэффективно.

Поясним наши рассуждения следующим примером. Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стре­мящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако создан­ная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финанси­ровавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, вклю­чая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборон­ного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого пре­доставления таких благ, либо их предоставления в общественно опти­мальном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увели­чение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освеще­ния для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество - крайний случай проявления положительных внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном количе­стве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механиз­мом перераспределения в виде государственного бюджета.

22 Курс экономической теории

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ре­сурса предельному доходу от его использования (см. гл. 10). Это меха­низм равноправного распределения", равное право получить доход в со­ответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находит-

ся за его пределами: проигравших в конкурентной борьбе и нетрудо­способное население.

Среди экономистов ведутся споры о том, справедливо ли эффектив­ное рыночное распределение? Ведь поляризация доходов в условиях рынка может быть огромной по сравнению с уравнительным распреде­лением в командно-административной системе. Да, рыночное распреде­ление равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объек­тивно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способ­ности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать ра­венство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д. Какое распределение считать справедливым? Этот воп­рос будет подробно рассмотрен в гл. 24, § 1, посвященной социальной политике государства. Однако следует помнить, что рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на до­стойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, неры­ночного механизма, которым обладает государство как инструмент об­щественного регулирования.

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной кон­куренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распреде­ление рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству ОДНИХ товаров и К недопроизводству других. Если по- |

требитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его каче- стве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с |

рынка (вспомните «рынок лимонов» из гл. 8), и, во-вторых, порождает интерналии. Термин интерналии означает выгоды или издержки участ­ников сделки, не отраженные в договоре. Например, монополия произ­водителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а |

потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки |

производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологи- I

чески опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на ^

потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя,

не предусмотренными условиями сделки, т. е. не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольствен­ный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналий уменьшается пре­дельная полезность товара для покупателя. Государство может способ­ствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыноч­ную информацию, например, создавая информационные центры, а так­же устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре (см. гл. 17).

Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития: че­редование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъе­ма к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыноч­ного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, рас­тут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протя­нуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизировать­ся и модернизировать свою продукцию.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие меха­низма свободных цен, но рынок не действует в «Зазеркалье», т. е. там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой»

А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки го­сударства. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что государственное регу­лирование дополняет рынок.

Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государ­ственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы. Об этом пойдет речь в гл. 17. Проблемы эффективного регулирования эко­номики - это уже сфера экономической политики государства, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.

Основные понятия: bgcolor=white>contract curve
Равновесие по Вальрасу Walrasian equilibrium
Равновесие по Маршаллу Marshallian equilibrium
Краевое равновесие boundary equilibrium
Паутинообразная модель рынка cobweb theorem
Частичное равновесие partial equilibrium
Общее равновесие general equilibrium
Эффекты обратной связи feedback effects
Оптимум по Парето Pareto optimum
(Парето-оптимальное распределение)
Теория экономики благосостояния welfare economics
«Ящик» Эджворта Edgeworth box
Конкурентное равновесие competitive equilibrium
Кривая контрактов
Принцип второго наилучшего second - best principle
(принцип квазиоптимума)
Фиаско рынка market failure
Отрицательные (положительные) negative (positive)
внешние эффекты externalities
Теорема Коуза Coase theorem
Общественное благо public good
Чистое общественное благо pure public good
Проблема «безбилетника» free-rider problem
Интерналии internalities

Рынок – основной механизм распределения ограниченных ресурсов.

Условий Парето–оптимального распределения ресурсов в рыночной экономике:

· цены потребительских благ соответствуют их предельной полезности;

· цены на ресурсы отражают их относительную ограниченность. Другими словами предельные «частные» издержки производства, учитываемые фирмами, идентичны «общественным» альтернативным предельным издержкам;

· рыночная ставка процента на капитал («частная ставка дисконтирования») совпадает с общественной ставкой дисконтирования;

· состояние неполной занятости при определенном соотношении цен на ресурсы приводит в движение процессы субституции, которые приближают экономическую систему к состоянию полной занятости.

Увы, существуют ситуации, в которых в силу тех или иных обстоятельств – особенность используемой технологии производства, маленькая емкость рынка, специфика потребления, качественные характеристики производимых товаров (услуг) или по каким-то другим причинам – вышеуказанное правило конкурентной эффективности не соблюдается. И тогда конкурентный рыночный (в узком смысле – «ценовой») механизм дает «сбой», т.е. неэффективно распределяет ресурсы либо вообще не возникает. В результате рентабельность не тождественна экономической эффективности, максимизация прибыли не означает максимизации общественного благосостояния, т.е. достижения Парето–эффективности в производстве и в распределении.

Такие случаи именуются таким достаточно условным и не совсем удачным термином, как провалы/фиаско (несостоятельность) рынка (market failures

Провалы/фиаско рынка – случаи, когда рынок совершенной конкуренции не обеспечивает Парето–эффективности, ценовая система не в состоянии «в одиночку» эффективно распределить ограниченные ресурсы. Соответственно ее необходимо «дополнить» либо заменить на другой механизм.

Современная экономическая теория насчитывает порядка восьми типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

· существование внешних/побочных эффектов ;

· недопроизводство (либо полное отсутствие рынков) общественных (неисключаемых) благ . Строго говоря, это частный случай внешних/побочных эффектов;

· отсутствие рынков некоторых частных благ, в частности – для многих форм риска и для большинства будущих сделок. Данный провал рынка принято обозначать термином неполнота рынков частных благ.

· недопроизводство некоторых частных благ из-за неделимости крупных производственных мощностей и как следствие – дискретности функции рыночного предложения.

· неэффективность конкуренции , т.е. ее невозможность или нецелесообразность в условиях возрастающей отдачи от масштаба, приводящей к возникновению естественных монополий .

· информационная асимметрия между продавцами и покупателями, порождающая неопределенность и приводящая к возникновению трансакционных издержек (подробно рассматривалась в теме 10);

· неполная занятость ресурсов (в частности, трудовых);

· чрезмерное (с точки зрения доминирующих общественных представлений, культуры общества, системы ценностей) неравенство доходов .

Данный перечень провалов рынка не является (как станет понятным далее) их строгой классификацией, но удобен для дальнейшего анализа.

Разумеется, нормальное функционирование рыночного механизма предполагает следование продавцов и покупателей определенным юридическим нормам и моральным традициям. Формальные правила и неформальные нормы – неотъемлемая часть рыночного механизма, т.к. в любом понимании рынок – это институт. Нарушение правил и норм приводит к деформациям рыночного механизма и (как следствие) к неэффективному распределению ресурсов, но они не считаются «провалами рынка» в силу их иной – «внешней» – природы. Здесь будет уместна аналогия с физико–химическими процессами: нарушение правил эксплуатации какого-либо механизма, приводящее к его сбоям, нельзя считать недостатком данного механизма.

Кроме того, существуют важные общественные проблемы, для решения которых рынок в принципе не предназначен. В частности, рынок «нейтрален» по отношению к проблеме «социальной справедливости». Поэтому представляется некорректным критиковать рыночный механизм с точки зрения целей, для достижения которых он не предназначен (как, например, нельзя критиковать автомобиль за то, что он не летает).

Внешние/побочные эффекты

Главной причиной, по которой конкурентная рыночная система иногда не обеспечивает Парето–оптимального распределения ресурсов, принято считать т.н. «внешние/побочные эффекты».

Внешние/побочные эффекты или «экстерналии» (externalities) – сопутствующие рыночным сделкам блага или нежелательные явления, для которых не может быть создан рынок. В несколько более узком и точном смысле – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах и/или в условиях контрактов (если учитывать неценовые компоненты контрактов). На языке новой институциональной экономики – «неспецифицированы» в условиях контрактов. Внешние эффекты возникают в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Ярким примером блага с положительным внешним эффектом является образование; классическими примерами отрицательных внешних эффектов являются загрязнение окружающей среды промышленностью и «трагедия общедоступных ресурсов».

Чистые общественные блага (pure public goods) – неделимые товары и (чаще всего) услуги, которые потребляются коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет.

Чистое общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Первое свойство характеризует потребительские особенности чистых общественных благ, второе – особенности взаимоотношений потребителей с «поставщиками» общественных благ.

Свойство неизбирательности (неконкурентности) в потреблении означает, что потребление чистого общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны для потребителей, т.к. предельные издержки их предоставления дополнительному потребителю равны нулю.

Свойство неисключаемости из потребления (главное свойство) означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Иначе это называют режимом свободного доступа к благу. Для чистых общественных благ ограничить число пользователей (потребителей) технически невозможно; они неделимы и не исключаемы из потребления третьих лиц. Поэтому их часто называют неисключаемые блага .

Чистое частное благо (pure private good) – такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Другими словами, это благо, обладающее свойствами конкурентности при потреблении и исключительности доступа. Таких благ большинство. Практически все материальные предметы потребления (пища, одежда, жилье, автотранспорт и т.д.) являются частными благами.

В отличие от чисто частного блага, чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям.

Некоторые блага можно отнести к категории смешанных (mixed goods) – они отчасти поддаются делению.

Для них исключение из пользования «технически» возможно, но сопряжено со значительными издержками. В некоторых случаях – слишком дорогостояще либо по иным причинам нежелательно. Примером смешанных благ могут служить некоторые автомобильные трассы, а также технические изобретения.

я них исключение из пользования Нтелевизионное и радио–вещаниеило можно "Поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то у многих из них (в силу экономического оппортунизма) возникает желание обойтись без лишних затрат, получить это благо даром. В случае «обычного» – частного – блага потребитель отказывается от покупки в двух случаях: если товар не очень нужен или если цена слишком высока. В случае чисто общественного блага у потребителя появляется третья причина, чтобы не платить – возможность получить это благо бесплатно, «проехаться зайцем». Такая ситуация получила в экономической теории название проблема безбилетника (free rider problem) .

Из-за большого количества «безбилетников» частная фирма не сможет даже покрыть затраты. В результате частного производства чисто общественных благ чаще всего не возникает, ценовая система не создает стимулов для их производства. Ярким примером неспособности «рынка» (а точнее – коммерческих предприятий) создавать общественные блага является отсутствие коммерческого финансирования фундаментальных научных исследований и недофинансирование перспективных инновационных разработок – своего рода «близорукость» в отношении долгосрочных инновационных инвестиций.

Лекция 4 Фиаско (дефекты, провалы) рынка

4.1 Внешние эффекты

4.2 Неэффективность в производстве общественных благ

4.3 Асимметричность информации. Цикличность развития рынков

4.4 Трансакционные издержки

Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.

Фиаско рынка являются:

1) внешние эффекты;

2) неэффективность в производстве общественных благ;

3) асимметричность информации;

4) цикличность развития рынков;

5) трансакционные издержки

6) тенденция монополизации рынков

– 1 –

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии . Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки или экономической деятельности на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. порождают положительные внешние эффекты.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции (производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, может произвести больше товаров. Однако, используя грязный цикл производства, он переносит свои непонесенные издержки – дорогостоящие экологически чистые технологии не были куплены – на третьих лиц, у которых по вине производителя возникают издержки, связанные с болезнями, покупкой лекарств). При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг (фирма, осуществляя благоустройство прилегающей территории – озеленение, укладка тротуарной плитки, фонтаны и искусственные водопады, – отвлекает часть ресурсов от собственно производства, что приводит к уменьшению объемов производимых товаров, снижению уровня прибыли).

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую внешними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицательных экстерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты – налоги и субсидии. Если для устранения отрицательных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным. Этот прием называется интернализацией (от англ. internal - внутренний) внешних эффектов .

Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии. Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность производителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Иными словами количество участников переговоров не должно быть слишком велико (предположим, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома; трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажутся запретительно высокими).

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один - для сброса отходов, другой - для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на использование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заводов скорректируются. загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контактирует с каждым потребителем.

– 2 –

Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления . Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах.

Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании).

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага неделимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спектакль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете пройти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свойство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рассматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно .

Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно оптимальном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество – крайний случай проявления положительных внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ресурса предельному доходу от его использования. Это механизм равноправного распределения: равное право получить доход в соответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находится за его пределами (например, проигравших в конкурентной борьбе).

Рыночное распределение – равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д.

Рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на достойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, нерыночного механизма, которым обладает государство как инструмент общественного регулирования.

– 3 –

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной конкуренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распределение рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Если потребитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его качестве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка, и, во-вторых, порождает интерналии (выгоды или издержки участников сделки, не отраженные в договоре). Например, монополия производителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологически опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольственный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналии уменьшается предельная полезность товара для покупателя. Государство может способствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыночную информацию, например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре.

Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития - чередование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъема к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыночного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, растут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протянуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизироваться и модернизировать свою продукцию.

– 4 –

Трансакционные издержки (transact – заключать договор, вести дело; transaction – ведение дел) – издержки, связанные с поиском контрагента, заключением с ним хозяйственного договора и контролем выполнения второй стороны контракта взятых обязательств (сопровождение контракта). Эти издержки связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Термин впервые был введен в экономическую науку американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г).

Виды трансакционных издержек

1. Издержки поиска информации - затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи. Перед заключением сделки экономический субъект собирает информацию о контрагенте. Цены на одно и то же благо могут существенно различаться в разных торговых комплексах, районах города, регионах. Издержки поиска информации могут быть связаны с посещением магазинов, работой с каталогами товаров и услуг, посещением интернет-сайтов торговых организаций.

2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта) – связаны с затратами времени, переговорами, расходами на юридическое оформление договора, транспортные расходы, оплата ресторана, сауны, гостиничные расходы и т.д.

Например, вы собираетесь опубликовать свое литературное произведение. Вам потребуется агент, который будет вести переговоры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его услуг. Сами переговоры займут определенное время. Подписание договора, дружеский ужин с издателем – все это войдет в издержки заключения контракта).

3. Издержки измерения – связаны с необходимостью выявления уровня качества и степени соответствия товара (услуги) предъявляемым требованиям. В силу того, что блага обладают самыми различными свойствами, приносящими различную полезность их обладателю, покупателю приходится нести затраты на экспертизу товара на экологическую чистоту, анализ сертификатов соответствия, оценку подлинности товара, наличия соответствия международным стандартам качества. Издержки измерения затрудняют покупку для того, кто не обладает специальными знаниями о товаре. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, а также сертификаты соответствия.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности – издержки на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, правоохранительных органов, обеспечение защиты и неприкосновенности имущества индивида, фирмы.

5. Издержки оппортунистического поведения – связаны с обеспечением выполнения контрагентов обязательств по заключенному договору, принуждением к выполнению взятых обязательств, выявлением и наказанием нарушителя договора.

Оппортунистическое поведение означает нечестность, обман, сокрытие информации или, как пояснял эту категорию американский экономист О. Уильямсон, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути»; оно влечет за собой ощутимые издержки как до (ex ante ), так после (ex post ) заключения сделки. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения.

Так, в обменных пунктах валюты стоят специальные приборы, проверяющие подлинность банкнот.

Трансакционные издержки пронизывают всю ткань хозяйственной жизни общества, индивиды постоянно сталкиваются с ними. Дж. Стиглер, американский экономист, утверждал, что «мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения».

К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издержек: трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономической системы. И рыночная экономика, и альтернативные ей системы сталкиваются с трансакционными издержками.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие механизма свободных цен, но рынок не действует там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки государства. Тем самым государственное регулирование дополняет рынок.

Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества – некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику страны. Анализ побочных эффектов государственного регулирования рынка. Разновидности рыночных фиаско. Общественные блага в провалах рынка. Современный взгляд на теории провалов рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2015

    Виды государственного регулирования агропродовольственных рынков в экономической теории. Особенности рынка зерна в современной России. Методы государственного регулирования рынка зерна. Изучение последствий государственного регулирования зернового рынка.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Причины, механизмы и социально-экономические последствия фиаско рынка. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ фиаско рынка в экономике Российской Федерации и Китая как причины государственного вмешательства в экономику.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Экономические функции государства, его роль в смешанной экономике. "Фиаско" рынка - государственное регулирование. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Защита конкурентной среды. Охрана окружающей среды, финансирование науки.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2010

    Понятие "рынка", его основные функции и недостатки. Анализ "провалов" рынка и государства. Необходимость и методы государственного вмешательства в рыночной механизм. Особенности, направления и области государственного регулирования российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Исследование теоретических основ государственного регулирующего воздействия в экономике. Анализ структурных элементов государственного регулирования, их взаимосвязи. Механизм взаимодействия правовых институтов и разных форм государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Общая характеристика необходимости государственного регулирования экономики, рассмотрение его форм и методов воздействия. Проведение сравнительного анализа влияния государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015