Государственное регулирование экономики. Функции и основные сферы деятельности государства в экономике

По мере развития рыночных отношений, достижения экономических свобод участниками хозяйственной деятельности все большая роль отводится государственному регулированию и управлению в сфере экономической деятельности. Это связано с тем, что стихийное развитие рынка порождает немало отрицательных социально-экономических нюансов, которые он сам преодолеть не в состоянии, и здесь требуется такой регулятор экономических отношений, как право, т.е. правовые предписания органов государственной власти о том, как действовать субъектам хозяйственных отношений в тех или иных случаях. Право обладает большой регулирующей силой – его нормы могут закреплять сложившиеся и объективно существующие экономические отношения и тем самым признавать их. Кроме того, при соответствующих условиях право может содействовать возникновению (образованию) новых экономических отношений и, наконец, оно влияет на экономические отношения путем поддержки и защиты существующих и возникающих новых экономических отношений.

Государство воздействует на участников экономической деятельности двумя основными методами регулирования: экономическим (косвенное регулирование) – квоты, налоги, цены, кредиты и пр., которые характеризуются опосредованным влиянием на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты, и административным (прямое регулирование) – регистрация, лицензирование, запрещение, принуждение и т.д., т.е. законотворческая деятельность. На федеральном уровне это выражается в принятии различных нормативных актов (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения, инструкции министерств и ведомств), на уровне субъектов РФ – нормативные правовые акты согласно их компетенции.

Главная задача государственного регулирования экономики – это создание необходимых условий для обеспечения ее нормального и эффективного функционирования и соблюдения баланса частных интересов государства и общества в целом. Для достижения этого, как отмечалось в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, необходимо реализовать правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ, усиление государственного регулирования в экономике, принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится, что укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики.

Управление экономикой со стороны государства осуществляют:

  • – Президент РФ (определяет направление внутренней и внешней политики государства);
  • – Правительство РФ (осуществляет оперативное управление всей народно-хозяйственной деятельностью и реализует внутреннюю и внешнюю политику государства);
  • – центральные (федеральные) органы управления – министерства, государственные комитеты, службы и пр.;
  • – органы исполнительной власти субъектов РФ – республиканские, областные, краевые (осуществляют свои полномочия в управлении экономикой в пределах предоставленной им Конституцией РФ и федеральными законами компетенции).

Как видим, государственное управление экономикой осуществляется государственным аппаратом, который и реализует все основные цели и задачи в области экономики. В чем же выражаются основные направления деятельности государственного аппарата по управлению экономикой? Они детально разработаны и перечислены в ранее упоминаемом документе – Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основными из них являются:

  • – прогнозирование экономического развития РФ и мировой экономики;
  • – планирование;
  • – формирование законодательства;
  • – оперативное управление собственностью;
  • – материально-техническое обеспечение;
  • – оказание финансовой поддержки;
  • – совершенствование системы государственного регионального управления;
  • – повышение конкурентоспособности российских отраслей промышленности;
  • – развитие рынка труда;
  • – информационное обеспечение;
  • – рост реальных денежных доходов населения и др.

Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Например, они осуществляют контроль ведения технического регулирования, сертификации, стандартизации, качества производимых товаров, работ и услуг. Нормативно-правовой основой такой деятельности являются Федеральные законы от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Так, Закон "О техническом регулировании" имеет большое социально-экономическое значение, поскольку он направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также к работам и услугам в интересах потребителя. Названный закон предусматривает повышение уровня правового регулирования в сфере экономической деятельности с учетом практики стран с развитой рыночной экономикой, требований международных экономических организаций, в том числе и ВТО. Данный закон устанавливает на высшем юридическом уровне и в соответствии с Конституцией РФ:

  • – порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • – порядок осуществления тех же процедур к работам и услугам:
  • – систему нормативных и рекомендательных актов, закрепляющих соответствующие требования к регулируемым объектам;
  • – порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;
  • – порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или рекомендуемым требованиям;
  • – порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам и др.

Что касается Закона "Об обеспечении единства измерений", то он способствует дальнейшему социально-экономическому развитию страны, обеспечению безопасности граждан, общества и государства, повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ, услуг, научно-технического прогресса, необходимого для осуществления государственного контроля и оценки соответствия продукции установленным требованиям, создает основу для честной торговли на внутреннем и международном рынках. Нормы указанного закона устраняют пробелы в законодательстве в части правового регулирования проведения метрологической экспертизы; определяют формы государственного регулирования, применяемые в целях проверки соответствия проводимых измерений и применяемых средств измерений установленным метрологическим и техническим требованиям; учитывают документы Международной организации законодательной метрологии и положения Закона "О техническом регулировании". Реализация Закона "Об обеспечении единства измерений" позволяет устранить избыточное государственное регулирование в области обеспечения единства измерений и ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; позволяет привести в соответствие нормативную правовую базу в области обеспечения единства измерений с международным законодательством в области метрологии.

Важное значение для дальнейшего совершенствования государственного регулирования в сфере коммерческой деятельности имеют Закон о защите прав потребителей и Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Удовлетворение постоянных потребностей населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики они нередко пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Подчас, к сожалению, значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда и опасной для здоровья и жизни людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию. Одним из таких гарантов и является Закон о защите прав потребителей, регулирующий наиболее важные и принципиальные вопросы в отношениях, складывающихся между изготовителями, импортерами, продавцами товаров, исполнителями работ (услуг), уполномоченными изготовителем (продавцом) организациями или уполномоченными изготовителем (продавцом) индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями – с другой. Основной целью специального законодательства о защите прав потребителей является закрепление механизмов, позволяющих обеспечивать охрану фундаментальных прав граждан на потребительском рынке: право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на достоверную информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей.

В целях создания механизма правового регулирования деятельности торговых сетей и обеспечения единого отечественного экономического пространства был разработан и принят Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", направленный на поддержку развития конкуренции в сфере торговли с учетом защиты интересов как продавцов с покупателями, так и товаропроизводителей, упрощение процедур доступа на рынок представителей малого и среднего предпринимательства, создание правовых основ для развития современных форм торговли и цивилизованной практики ее ведения.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, его стратегической задачей является создание условий, позволяющих:

  • – обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере торговой деятельности;
  • – исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
  • – ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
  • – определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;
  • – обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
  • – закрепить исчерпывающий перечень методов государственного регулирования в области торговой деятельности, а также ряд других целей и задач, способствующих совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

Важную роль в регулировании государством сферы экономической деятельности играют принципы, т.е. руководящие положения конституционного, гражданского, предпринимательского, коммерческого права, – их основные начала. Они включены в общий смысл самих норм конкретного нрава и, как правило, имеют "общеобязательное значение". В судебной практике при разрешении споров как при толковании гражданского законодательства, так и при оценке поведения субъектов спора, при отсутствии конкретной нормы права, судом в основу решения может быть положен тот или иной принцип права.

Так, Арбитражный суд Ивановской области (решение от 29.07.2004 № 27/9) ошибочно квалифицировал спорную ситуацию как пробел в законодательстве. Музей-заповедник обратился в суд с заявлением о переводе на него прав покупателя на объект недвижимости (памятник истории и культуры) в связи с наличием у него права преимущественной покупки. При определении срока исковой давности суд применил по аналогии установленный в п. 3 ст. 250 ГК РФ трехмесячный срок и на основании пропуска срока защитой в удовлетворении заявленного требования отказал. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, также посчитал, что имеет место пробел в законодательстве, и мотивировал свой вывод о трехлетием сроке исковой давности ссылкой на ст. 6 ГК РФ.

В правовом регулировании экономической (в том числе и предпринимательской) деятельности можно выделить следующие основные принципы.

Принцип свободы экономической (предпринимательской ) деятельности. Он закреплен в Конституции РФ, ст. 8, 34, 35 и др. В силу этих статей каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данный принцип получил дальнейшее развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Так, например, согласно ст. 1 и 421 ГК РФ как физические, так и юридические лица – субъекты коммерческого права пользуются правом свободы заключения договора, т.е. стороны могут заключить любой договор при любых условиях, если они не противоречат нормам закона.

Однако эта свобода может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, свобода предпринимательской деятельности ограничивается лицензированием отдельных ее видов.

Принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Данный принцип закреплен ст. 8, 9, 34 и 35 Конституции РФ. "Гак, в ст. 8 Конституции РФ указано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Исходя из этого принципа законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в частной, государственной или муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ и ст. 16 и 235 ГК РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а в случае отчуждения имущества для государственных нужд должно быть произведено равноценное возмещение.

Принцип государственного регулирования экономической деятельности. Как известно, рыночная экономика может эффективно развиваться и выполнять свои функции только при государственном регулировании. Поэтому ее регулирование осуществляется в любом государстве. Отличия проявляются только в формах и методах регулирования, зависящих от уровня социального и экономического развития, традиций и национальных особенностей, политических условий и других факторов.

Конституция РФ относит такое регулирование к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Суть государственного регулирования экономики и предпринимательства выражается в установлении единых правовых основ рынка, определении основ ценовой политики. В ведении государства находятся федеральные экономические, таможенные службы, федеральные банки. Государство, осуществляя регулирование экономики, проводит лицензирование и квотирование, стандартизацию и сертификацию продукции и др.

Основной целью государственного регулирования является проблема достижения баланса частных интересов субъектов экономической деятельности и публичных интересов государства и общества.

Принцип законности. Претворение данного принципа в жизнь есть непременное условие создания основы построения правового государства. Принцип законности следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, сама экономическая деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных актов, ни один из субъектов экономической деятельности не вправе их нарушать; во-вторых, государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия. "Запрещено все, что не разрешено законом" – основополагающий принцип осуществления функций органами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, вытекающий из принципа законности. Государственные органы обязаны обеспечивать законность принимаемых нормативных актов и актов применения права. Статья 13 ГК РФ предусматривает право граждан и юридических лиц на обращение в суд с требованием о признании акта государственного органа недействительным, если он не соответствует закону, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы. Законность – это строгое соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами и их должностными лицами, организациями и их служащими, юридическими лицами и гражданами.

Принцип единого экономического пространства. Статьи 8 и 74 Конституции РФ гарантируют "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории нашей страны. Согласно этому принципу на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе. Этот принцип особенно актуален для хозяйствующих субъектов при реализации их продукции.

Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности. Как известно, конкуренция, является одним из основных условий функционирования рыночной экономики. Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, работ и услуг в целях достижения лучших результатов своей коммерческой деятельности. В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущие к образованию монополий и захвату ими рыночной власти. Чтобы не допустить этого, для поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности государство вынуждено разрабатывать антимонопольное законодательство, контролировать монополистов и пресекать их незаконную деятельность.

Данный принцип нашел закрепление в ст. 34 Конституции РФ и Законе о защите конкуренции. В положениях названных актов говорится о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Государство является гарантом сохранения и упрочения конкурентных начал рынка как основного регулирующего механизма, ограничения и пресечения монополизма в любых его проявлениях. Соблюдение данного принципа – необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

Как видим, все приведенные принципы являются общими правовыми принципами, на которых основывается вся экономическая и предпринимательская деятельность.

Тема 6. Основы правового регулирования экономической деятельности.

Понятие правового регулирования экономических отношений.

Правовое регулирование экономических отношений представляет собой деятельность компетентных государственных органов, их должностных лиц по упорядочиванию особой группы общественных отношений – экономических, путём издания соответствующих нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях индивидуальных регламентированных решений в соответствии с этими нормативно-правовыми актами.

Среди отраслей российского права, при помощи которых производится непосредственное правовое регулирование экономических отношений, можно выделить следующие:

Предпринимательское право;

Гражданское право;

Международное частное право;

Налоговое право;

Финансовое право;

Банковское право.

Каждая из названных отраслей права имеет свой предмет и метод правового регулирования, соответственно изучает экономические отношения в строго определённом срезе.

Кроме этого, ряд отраслей российского права устанавливают определённую ответственность за несоблюдение требований законодательства, регулирующего экономическую деятельность. К ним можно отнести: административное право, уголовное право.

Государственное регулирование в сфере экономической деятельности.

При переходе к рыночной экономики ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в то же время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где в качестве главных способов воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйством на основе планов, а экономические меры находились на втором месте.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как

1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

2. формирование государственного бюджета;

3. защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. обеспечение занятости населения;

5. обеспечение безопасности и обороны страны;

6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности.

Как видно из этого перечня задач, решаемых государством, все основания для государственного воздействия лежат в сфере публичных интересов. Частный интерес защищается в условиях рынка на путях правосудия, а также государственным вмешательством тогда и в той мере, в какой он сочетается с публичным.


Соответственно целесообразно отметить цели воздействия: 1. единая цель – реализация и защита публичного интереса; 2. создание условий цивилизованного рынка; 3. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса; 4. комплексное решение макроэкономических проблем; 5. социальная защита всех слоёв населения.

Государственное воздействие проявляется на всех стадиях экономического цикла: 1) доэксплуатационная стадия (государственная регистрация, лицензирование); 2) эксплуатационная стадия – стадия производства в экономическом смысле; 3) постэксплуатационная стадия: налоги, статистическая отчётность. Наиболее полно государственное воздействие проявляется в следующих сферах: государственная регистрация, несостоятельность, лицензирование, антимонопольное регулирование.

Государственное регулирование в сфере экономики многообразно. Необходимо учитывать, что государство действует на нескольких уровнях: а) на федеральном – в качестве федерального собственника и представителя интересов всего общества; б) на уровне республики, которая находясь в составе Российской Федерации, является собственником своих имущественных фондов и соответственно выражает интересы народа республики; в) на уровне краёв, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закреплённого за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий; г) на уровне автономной области и автономных округов.

1. Правовое регулирование и управление экономикой

2. Лицензирование предпринимательской деятельности

3. Антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение

1. Основные объекты государственного регулирования:

■ экономический цикл;

■ секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

■ условия накопления капитала;

■ занятость;

■ денежное обращение;

■ платежный баланс;

■ условия конкуренции;

■ социальные отношения, социальное обеспечение;

■ подготовка и переподготовка кадров;

■ окружающая среда;

■ внешнеэкономические связи.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воз­действия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение субъектов.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они через экономические интересы без прямого властного воздействия влияют на мотивацию должного поведения и создание материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности.

Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях, как:

1. прямой контроль государства над монопольными рынками;

2. административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

3. обеспечение экономической безопасности производства;

4. разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля над их выполнением;

5. определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека;

6. защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

К экономическим средствам относятся - средства денежно-кредитной, налоговой и, бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов регулирования. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.

В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики, так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, юридическая ответственность, юридическое лицо и др.

2. Одним из основных видов государственного контроля за предпринимательской деятельностью является лицензирование.

Лицензия - это специальное разрешение соответствующих органов на ведение определенной деятельности. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуще­ствление указанного в ней вида деятельности в течение уста­новленного срока, а также определяет условия его осуществления.

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Например: банковская и иная кредитная деятельность, производство этилового спирта, разработка и производство боеприпасов и их составных частей и другие.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», которые мешают развитию государства с рыночной экономикой.

После получения лицензии ее соискатель именуется лицензиатом. Данные о выдаче ему лицензии (как и о приостановлении и отзыве) заносятся в реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление, учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, квитанцию об уплате лицензионного сбора, а также документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя.

Лицензирующими органами являются только органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ, в чьей компетенции в соответствии с законом находится тот или иной лицензируемый вид деятельности. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по общему правилу в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Решение о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении) оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в письменной форме. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Вид деятельности, на который лицензия выдана, может выполняться только лицом, ее получившим, т.е. отсутствует право лицензиата передавать ее другому лицу.

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, т.е. лицензиату приходится опять платить соответствующий сбор, обращаться в лицензирующий орган и т.д. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннули­рованной в следующих случаях:

· прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

· по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии являются:

· обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

· незаконность решения о выдаче лицензии, например, в случае обнаружения подделки документов.

3. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках России.

Монополистической деятельностью признаются только противоречащие антимонопольному законодательству и ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Видами монополистической деятельности признаются так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов.

Горизонтальное слияние означает объединение нескольких до того независимых фирм, принадлежащих к одной отрасли. Подобные слияния регулируются наиболее жестко, так как предполагают уменьшение числа конкурентов в отрасли, что отождествляется с уменьшением конкуренции.

Вертикальное слияние является объединением фирм, осуществляющих последовательные стадии производства и поэтому связанных отношением «поставщик-покупатель».

Недобросовестная конкуренция, так же как и монополистическая деятельность, является правонарушением, могжет повлечь за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

В проекте нового закона «О конкуренции…» предполагается многократное увеличение стоимостного порога сделок, требующих одобрения антимонопольной службой. Порог повышается в 100 раз - примерно до 1 млрд руб. Это позволит вывести из предварительного контроля огромное количество сделок, которые не влияют на конкуренцию. Штрафы за монополистическую деятельность предполагается высчитывать исходя не из МРОТ, а из показателя годового оборота компаний. Наказание будет соразмерным тем доходам от монополистической деятельности, которые получила компания. Доказывать нарушения станет проще.

Вопросы для самопроверки

1. Как называются методы государственного регулирования в основном связанные с использованием административных средств воздействия на экономические отношения?

2. Как называется политика изменения государственных доходов и расходов?

3. Что считается высшей формой государственного регулирования экономики?

4. Какой характер носит государственное экономическое программирование?

5. Что относится к числу правовых средств государственного регулирования экономики?

6. Чем характеризуется современный этап развития лицензирования?

7. В какой срок лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии?

8. Что является основанием для аннулирования лицензии?

9. Дайте определение добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Общая политика государства включает в себя экономическую политику, которая имеет вектор внешней экономики. Цели последней должны тесно перекликаться с звеньями высшего уровня, поскольку вытекают из них. Определенные внешнеэкономические цели могут рассматриваться только как средство или промежуточная цель для достижения стратегической общеэкономической или общеполитической цели.

Внешнеэкономическая политика - это обоснование на политическом уровне взаимосвязей, которые происходят в экономической сфере государства с другими странами. Международная экономика может включать любые операции, осуществляют субъекты хозяйствования определенной страны и иностранные партнеры - импорт и экспорт товаров, услуг, капиталов. Сюда же входит и рабочая сила и деньги .

Взаимосвязь государства и экономики отражается в принципах управления экономикой в целом и отдельными ее секторами. Соответственно, содержательная сторона государственного управления ВЭД (внешнеэкономической деятельностью) может быть представлена как реализация принципов: товарного проникновения на мировой рынок; обеспечение устойчивой присутствия на рынке и ее расширения; экономизации отношений с деловыми партнерами и мобилизации экспортоориентированных усилий и ресурсов; интенсификации использования фактора времени; эффективной рационализации усилий и ресурсов ВЭД адаптации к условиям мирового рынка на основе инноваций.

Механизм функционирования украинской экономики с учетом внешних факторов отражено на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Механизм функционирования украинской экономики

Государственное регулирование сферы внешнеэкономической деятельности использует различные инструменты экономического, законодательного, административно-правового характера, в том числе неформальные. То есть учитывается все, что может помочь достичь экономической цели.

В Японии, например, существует расширенная нормативно-правовая база, в основе которой лежит иерархическая структура пирамидального типа. Пирамида базируется на общем законе о валютном обмене и внешней торговле страны. Государственное регулирование в основном пользуется именно этим принципом, который может делегировать вторичным актам все полномочия внешнеэкономической деятельности в любой сфере экономики. Японцы считают, что такое распределение обязанностей поможет быстрее реагировать на колебания международной ситуации, учитывая различные нюансы национальной экономики.

Внешнеэкономическая деятельность определена украинским действующим законодательством как деятельность, выполняемая хозяйствующими субъектами Украины и иностранных государств, основанная на взаимоотношениях между ними и реализуется на территории Украины и за ее пределами .

Основными методами регулирования ВЭД являются: экономические; правовые, административные. Внешнеэкономическая деятельность преимущественно регулируется экономическими методами. Так, в области импорта - с помощью таможенных тарифов, налогов и сборов с товаров, ввозимых и импортных депозитов, тогда как в области экспорта - с помощью льготных кредитов экспортерам, гарантий, субсидий, освобождение от уплаты налогов и предоставления финансовой помощи. Действующее законодательство регулирует доступ импортируемых товаров на украинский рынок и все экспортно-импортные процессы в целом с помощью государственных таможенно-тарифных схем.

На внешнеэкономические отношения имеют непосредственное влияние такие административные инструменты как: квотирование, лицензирование, эмбарго, принятые обязательства относительно самоограничения экспортных поставок, специфические требования к товару, его упаковки, маркировки и тому подобное. Все большее значение приобретает такой способ стимулирования внешней экономической торговли, как установление государством квот на импорт товаров. Введение лицензирования позволяет ограничить объемы импорта.

Определены на законодательном уровне принципы внешнеэкономической деятельности можно положить в основу формирования принципов государственного регулирования ВЭД. Матрично их можно изобразить в виде табл. 2.1.

Таблица 2.1. Принципы государственного регулирования ВЭД и результаты Их реализации

Результат от реализации

Товарного проникновения на мировой рынок

Освоение рыночной цивилизации

Устойчивой присутствия на рынке и ее расширение

Надежность рыночного сектора, а следовательно, реализации товаров (продукции, услуг /

Экономизации отношений с партнерами

Эффективность экономических, в том числе торговых, отношений

Мобилизации усилий и ресурсов

Перспективы интеграции национальной экономики в мировую, обеспечение устойчивой присутствия на мировом рынке

инновации

Преодоление факторов торможения развития

Интенсификации фактора времени

Обеспечение динамичности развития

Эффективной структурно экономической капитализации усилий и ресурсов

Оптимизация имеющихся и перспективных возможностей, обеспечение конкурентоспособности

Правовые методы стимулирования ВЭД в Украине основываются на положениях законодательных актов и других нормативно-правовых актах. К важнейшим из них относятся:

Законы Украины: "О внешнеэкономической деятельности"; "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта"; "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта"; "О государственной пошлине", "О применении специальных мер относительно импорта в Украину";

Постановления КМУ: "Об утверждении Порядка осуществления защиты интересов отечественных товаропроизводителей во время проведения иностранными государствами, их экономическими или таможенными объединениями антидемпинговых, специальных защитных или компенсационных расследований относительно импорта товаров украинского происхождения"; "Об утверждении Порядка проведения расследований с целью установления фактов дискриминационных и / или недружественных действий со стороны других государств, таможенных союзов или экономических группировок относительно законных прав и интересов субъектов внешней экономической деятельности Украины";

Декреты КМУ: "О налогообложении бартерных (товарообменных) операций в области внешнеэкономической деятельности"; "Об установлении специального режима экспорта отдельных видов товара"; "О порядке обложения пошлиной предметов, которые ввозятся (пересылаются) гражданами в Украину"; "Об акцизном сборе"; "О едином таможенном тарифе Украины".

На основе определенной нормативно-правовой базы разрабатываются методы и инструменты государственного регулирования внешней торговли. В научной экономической литературе предложено довольно четкую структуру данных методов и инструментов . Схематически она представлена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Методы и инструменты государственного регулирования внешней торговли

Важной составляющей формирования экономической политики государства в сфере ВЭД является привлечение инвестиционных ресурсов. Украина постепенно тоже формирует достаточно обоснованную собственную правовую базу для реализации инвестиционной деятельности.

Законы Украины "О режиме иностранного инвестирования" и "Об инвестиционной деятельности" регулирующих данную сферу, предусматривая определенные гарантии и защиту инвестиционной деятельности. Государство гарантирует защиту инвестиций, который не зависит от формы собственности предприятия, а также возмещает понесенные убытки, в том числе материальный и моральный ущерб, причиненный из-за действий, бездействие или невыполнение обязанностей, предусмотренных законами, должностными лицами или государственными органами в отношении иностранных инвесторов. Кроме того, государство обязано вернуть инвестиции инвестору, причем без уплаты пошлины, в натуральной форме или в инвестировано валюте. Возвращаются также доходы, полученные по инвестированию в случае прерывания инвестиций.

Украина довольно удачно внедряет мероприятия по интеграции в общемировом экономическом направлении, что повышает ее инвестиционную привлекательность.

Так, в течение нескольких последних лет был подписан ряд межгосударственных договоров о взаимной защите инвестиций и содействие инвестиционным процессам. К сотрудничеству привлечены более 70 стран, среди которых - США, Канада, страны Западной Европы; заключено около 60 договоров, направленных на избежание двойного налогообложения при экспорте и импорте продукции. Договоры заключили почти все страны СНГ и Европы, США, несколько государств Азии, Африки, латиноамериканские страны. В 2000 году в Украине была ратифицирована Вашингтонская Конвенция от 1965 года. Данный акт определяет порядок межгосударственного разрешения споров инвестиционного характера.

Кроме того, 16.05.2008 г.. Украина получила статус члена Всемирной торговой организации (ВТО). 28.01.2009 г.. Создано Национальное агентство Украины по иностранным инвестициям и развитию (Укрвнешинвест).

Впрочем, существует необходимость улучшения украинского инвестиционного климата. Основными задачами экономической политики государства в сфере внешнеэкономической деятельности Украины на сегодня являются: - определение кратко- и долгосрочных перспектив развития ВЭД - Развитие правовой, законодательной, административной и организационной базы; - Улучшение механизмов и методов обеспечения инвестиционного развития; - Сохранение и развитие конкурентоспособности экономики; - Совершенствование рыночных регуляторов, которые будут способствовать наращиванию инвестиций (обеспечение защиты прав собственности, развитие рыночных инструментов и информационного обеспечения, содействие расширению и систематизации инфраструктуры рынка).

Самые насущные меры должны быть направлены на определение главной цели и преемственности нововведений в сфере экономики. В то же время, следует предоставить весомые гарантии защиты прав и свобод в сфере инвестиций.

Обеспечение конкурентоспособности экономики государства требует одновременного роста объема инвестиций и масштабных системных преобразований в экономике, установления на стратегическом уровне взаимозависимости между экономикой и инвестиционной политикой.

Законодательство должно сосредоточить внимание на регулировании транспортной отрасли, строительстве автомобильных дорог, метрополитена, авиалиний. Это станет знаком для иностранных и национальных инвесторов, Украина подготовила свой инвестиционный пространство для вложения капиталов.

Для совершенствования и развития инвестиционной политики Постановлением Кабинета Министров Украины № 1024 от 26.11.2008 г. ". О мерах по совершенствованию работы органов исполнительной власти с инвесторами" был создан Совет инвесторов при КМУ. Кроме того, приказом № 133 от 15.05.2007 г.. Сформирован Совет экспортеров Министерства экономики, которая начала свою работу в соответствии с п. 12 Положения о Министерстве (Указ Президента Украины № 1159/2000 от 23.10.2000 г.).

Совет экспортеров является постоянно действующим совещательно-консультативным органом Минэкономики и должно способствовать формированию экспортной политики Украины, в частности, повышению экспортного потенциала национальной экономики, развития добросовестной конкуренции среди отечественных экспортеров, защиты государственных интересов и интересов украинских экспортеров на внешних рынках, обеспечению оперативного взаимодействия предпринимателей с центральными органами исполнительной власти.

Приоритетным направлением экономической политики государства в сфере управления инвестиционной политикой является законодательное закрепление прав инвесторов и развитие корпоративного законодательства. Защита прав инвесторов является основной для рынков капитала. За неуклюжей практику корпоративного управления и несовершенное законодательство некоторые инвесторы не доверяют основным финансовым инструментам - ценным бумагам. Следовательно, важно защитить права акционеров в случаях закрытия, реорганизации или объединения акционерных обществ любого типа.

Также перспективной формой организации могут быть публичные акционерные общества, которые можно рассматривать как вид акционерного общества с наибольшей степенью прозрачности и согласованности интересов, уставные фонды которых формируются исключительно за счет средств, а акции являются ликвидными и свободно обращаются на регулируемом рынке. В таких обществах должна быть введена система корпоративного управления в соответствии с международными стандартами.

Для решения этого вопроса те акционерные общества, которые подконтрольны государству, могут внести изменения в уставы и другие документы регламентирующего типа. Признаны на мировом уровне принципы корпоративного управления должны способствовать укреплению доверия к таким учреждениям. Кроме того, необходимо разрешить брать более конструктивное участие в управлении обществом представителям институтов инвесторов.

Речь идет о наблюдательные советы и ревизионные комиссии, которые должны повысить корпоративный контроль и предотвращать нарушения действующего законодательства. Существует потребность в создании новых механизмов, средств и методов экономического стимулирования тах должностных лиц, управляющих инвестиционными обществами. Указанные механизмы должны оценивать эффективность управления капиталами и акциями на базе сведений о рыночной стоимости предприятия и его доходные показатели.

Одной из первых в сфере использования механизмов корпоративного управления как инструмента защиты национальных экономических интересов выступила Канада, страна, соседом которой является экономическая и финансовая сверхдержава, к тому же связанная с ней различными интеграционными соглашениями в рамках NAFTA. В таких условиях канадское правительство сумел найти оптимальные способы защиты своих национальных экономических интересов.

Канадское законодательство определяет понятие "юридического лица с широким участием" (widely held legal entity) как корпорацию, в которой никто не может контролировать более 20% акций, участвующих в голосовании. Крупные банки (согласно закону, это банки с капиталом более 8 млрд CAD) могут быть только юридическим лицом с широким участием. Закон прямо устанавливает норму, согласно которой никто - ни канадская, ни иностранное физическое или юридическое лицо не может быть контролирующим акционером крупного банка. Таким образом, с одной стороны, как канадские, так и иностранные владельцы банков поставлены в одинаковое положение, а с другой - обеспечивается самостоятельность система образующих банков: они не могут стать подчиненной частью какой-либо крупной структуры.

Следует подчеркнуть, что законодательство препятствует не самому поглощению канадских банков иностранными учреждениями (формально никакого протекционизма нет), а подчинению деятельности система образующих банков другим, внешним интересам, и не важно, будь то интересы отечественных или иностранных акционеров.

Улучшение инвестиционного климата невозможно без создания эффективной системы раскрытия информации. Повышение эффективности этой системы должно осуществляться по трем основным направлениям: - улучшение правовой среды для системы раскрытия информации, обеспечения прозрачности украинских эмитентов, ценные бумаги которых находятся в публичном обращении, и доступности информации, которыми раскрывается, для более широкого круга инвесторов; - Совершенствование механизма контроля (надзора) за соблюдением требований по раскрытию информации, привлечения к ответственности за их нарушение; - Использование современных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации.

Обобщая определены приоритеты экономической политики государства, следует согласиться с отечественным исследователем М. Дидикивським , который считает, что основными целями внешнеэкономической политики государства являются: - создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для субъектов экономики в проведении внешней экономической деятельности; - Обеспечение рационального вхождения экономики страны в международное разделение труда (поиск собственного места в мирохозяйственные структуре); - Реализация конкурентных преимуществ страны; - Повышение конкурентоспособности экономики на основе структурной перестройки и модернизации производства; - Рационализация экспортно-импортных операций; - Развитие экспортоориентированного сектора и экспортного потенциала; - Достижение внешнеэкономического равновесия.

Существенным вкладом в развитие ВЭД станет формирование лучших экономических и правовых условий внешнеэкономической деятельности для субъектов экономики. Имеющиеся механизмы контроля и надзора требуют своего усовершенствования для полного выполнения всех требований, предоставление информации по их нарушения и привлечения к ответственности. Украина хочет найти свою позицию в общей хозяйственной структуре мира, что возможно при исследовании международного разделения спроса и предложения с целью рациональной интеграции отечественной экономики. Модернизация производства и структурная перестройка обеспечит конкурентоспособность украинских предприятий и хозяйств, способствовать развитию экспорта.

Учитывая основные цели экономической политики государства в сфере ВЭД целесообразным является определение основных функции экономической политики государства в процессе управления политикой ВЭД.

К данным функции следует отнести две основные:

1. Функция государственного регулирования (регулирующая функция), направлена на обеспечение равенства всех субъектов хозяйствования, имеет внутренне национальный влияние. Границы государства определяют границы ее государственной власти. В сфере внешней экономики эта функция имеет целью координации действий и интересов определенного государства с ее партнерами. Таким образом, этот ресурс позволяет достичь взаимной выгоды потребителям украинской металлургической отрасли и ее конкурентам. Итак, на мировой арене внутренняя функция государства по обеспечению равных возможностей имеет внешнеэкономическую миссию. Она способствует росту эффективности национальной экспортной отрасли в пределах государства и отстаивает ее "интересы на мировых рынках. На практике данная функция приобретает формы заключения международных договоров и представительства в различных организациях.

2. Функция отстаивания интересов национального производства (защита национального производителя) в сфере экспорта и импорта. В частности, во внешней торговле она способствует созданию соответствующего баланса между национальными и международными реалиями в области экономических отношений. Причем направления и содержание этой политики меняются в соответствии с изменениями внутренних условий.

Важным с точки зрения управления экономической политикой является определение взаимосвязи регулирующих функций государства и методов и целей их реализации. Данный взаимосвязь показано в табл. 2.2.

Обобщая анализ функций государства, можно сделать следующий вывод относительно их содержательной направленности: функцией государства в процессе формирования и реализации экономической политики является создание гибкой (такой, оперативно адаптируется) системы регулирования и дерегулирования, обеспечивает интересы национальной экономики. По этому поводу Л. Эрхард отмечал: "... в задачу государства не входит непосредственное вмешательство в рыночные отношения, во всяком случае до тех пор, пока этого не потребует сам рынок» .

Однако комплексный анализ социально-экономической ситуации в стране позволил констатировать, что формирование рыночного механизма далеко от завершенного и, соответственно, отсутствуют классические инструменты государственного регулирования внутренней экономической динамики а также обеспечения стабильности, что неотделимо от задачи стимулирования ВЭД.

С учетом структуры украинской производственного потенциала и геополитического положения, стратегической концепцией управленческой программы, обеспечивать в перспективе внутренней стабильности и внешнеэкономической устойчивость, должна стать приоритетной ориентированность отечественной экономики на экспорт.

Таблица 2.2. Взаимосвязь регулирующих функций государства, методов и целей их реализации

метод реализации

1. Создание равных условий хозяйствования и конкуренции

Законодательное упорядочение взаимоотношений в экономике, установления единообразия правил экономического поведения Замена внесудебных отношений власти и бизнеса их ответственностью, определенных законом и судом

Экономический порядок вместо административного хаоса

2. Обеспечение внутренней экономической стабилизации

Государственные заказы (закупки) Компенсационная кредитно-денежная политика

Бюджетно-налоговое и таможенное

поощрения экспорта

Контроль за механизмом и практикой

ценообразования

Выравнивание внутренней положительной динамики экономики

3. Социальная функция

Стимулирование ВЭД как мультипликатора создания рабочих мест, развития и увеличения спроса Перенос на бизнес вместе с либерализацией значительной части социальной ответственности

Решение проблем занятости Развитие и укрепление социальной ответственности бизнеса

национального

производителя

Государственная политика адаптации национальных условий в международных экономических отношений Стимулирование экспорта товаров (услуг) и импорта капиталов

Преобразование протекционизма 3 политики защиты преимущественно слабого на политику стимулирования и поддержки преимущественно сильного

5. Валютное регулирование

Курсообразования Правила использования организационно-финансовых возможностей внешнеэкономических отношений

Либерализация курсообразования и

организационно-финансовых

отношений

6. Обеспечение безопасности бизнеса

Защита владельца Участие государства в международных экономических и финансовых организациях

Установление между государством и бизнесом взаимозаинтересованных и взаимоответственных отношений Формирование безопасного бизнеса, ответственности перед обществом

Обеспечению безопасности бизнеса должна способствовать предусмотрена в программе реализация принципа взаимной в отношениях государства и предпринимателей в форме государственных заказов, арендных и концессионных соглашений, совместного предпринимательства, общих инвестиционных проектов, предоставление государственных гарантий, углубление сотрудничества в рамках специальных экономических зон и территорий приоритетного развития, создания предпринимательских союзов и объединений.

Осуществление указанных мероприятий, кроме чисто экономического эффекта, способствовало бы установлению нормального партнерства, структуризации и легитимации общественных интересов. Последнее предполагает также преодоление двойных стандартов в политике декларирования экспортерами реальных финансовых результатов своей деятельности. Государство должно побуждать к этому предпринимателей своими управленческими действиями в сфере оптимизации налогообложения и выполнения своих фискальных обязательств, например, в части возврата НДС предприятиям-экспортерам.

Попова Н.Ф.

План

1. Понятие правового регулирования экономической
деятельности и его основные направления
2. Нормативно-правовые акты как основные источники
правового регулирования отношений в сфере
экономической деятельности
3. Административно-правовое регулирование экономической
деятельности.
4. Гражданско-правовое регулирование экономической
деятельности.

1. Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления

Право - это совокупность установленных государством
общеобязательных правил поведения или деятельности (норм),
соблюдение которых обеспечивается мерами государственного
принуждения. Таким образом, право является регулятором
общественных отношений. Его регулирующее воздействие
направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества,
обеспечение его нормального функционирования и развития.
Российская правовая система состоит из определенных
отраслей права.
Отрасль права представляет собой совокупность правовых
норм, регулирующих однородную группу общественных
отношений.
Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового
регулирования, а также собственные источники и субъекты
(участники регулируемых отношений).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права.

Предметом регулирования материального права
выступают
управленческие,
имущественные,
трудовые, семейные и иные материальные
отношения.
Большинство отраслей права относится к
категории материального:
конституционное,
административное,
гражданское,
финансовое,
уголовное,
экологическое право и др.

Процессуальное право регулирует порядок,
процедуру реализации прав и обязанностей
участников общественных отношений.
Оно регулирует отношения, возникающие в
уголовном,
гражданском,
арбитражном,
административном процессе (т.е. при рассмотрении
и
разрешении
уголовных,
гражданских,
арбитражных дел в судах), а также при
рассмотрении
и
разрешении
дел
об
административных правонарушениях, и дел,
рассматриваемых в порядке конституционного
судопроизводства.
К процессуальным отраслям права относятся:
гражданское процессуальное право; уголовнопроцессуальное право; арбитражно-процессуальное
право.

Необходимо
отметить,
что
процессуальные
нормы
существуют практически в любой
отрасли, но не все из них
выделяются в самостоятельную
отрасль.
Таким образом, процессуальные
нормы
обслуживают
материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть
подотрасли. Например, в составе гражданского права
выделяется договорное, авторское, наследственное
право.
Пo видам регулируемым отношений (в сфере
государственной власти или в сфере частных
интересов) право делится на публичное и частное.
Публичное право - это подсистема права,
регулирующая
отношения,
обеспечивающие
публичный (общегосударственный) интерес. К
отраслям
публичного
права
относятся:
конституционное, административное, муниципальное,
уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное,
уголовно-исполнительное,
арбитражнопроцессуальное, международно-публичное право.

Частное право относится к другой подсистеме
права,
регулирующей
отношения,
обеспечивающие частные интересы (личноимущественные, брачно-семейные), правовой
статус и свободу экономической деятельности
физических и юридических лиц.
Состав частного права включает гражданское,
семейное, трудовое, торговое, международное
частное право.

Правово́е регули́рование экономических
отношений
-
это
процесс
целенаправленного
воздействия
государства
на
экономические
отношения при помощи специальных
юридических
средств
и
способов,
которые
направлены
на
их
стабилизацию и упорядочивание.

Способы правового регулирования – это
применение
дозволений,
запретов
и
предписаний.
Обязывание, т.е. возложение на физических и
юридических
лиц
прямой
обязанности
совершать определенные действия.
Запрещение - это возложение на лиц
обязанности воздерживаться от совершения
действий определенного рода.
Дозволение - предоставление лицам права на
собственные активные действия.

Основные направления правового регулирования
государства по управлению экономикой:
а) реализация государственной экономической
политики (приватизационной, инвестиционной,
жилищной, энергетической политики и т.д.);
б) установление и эффективное проведение в жизнь
правовых и организационных основ экономической
жизни
(государственное
стимулирование
предпринимательства, обеспечение равноправия
всех
форм
собственности,
защита
прав
собственника,
охрана
прав
потребителя,
пресечение монополизма и недобросовестной
конкуренции);

в)
установление
порядка
управления
государственными
предприятиями
и
учреждениями;
г) регулирование деятельности объектов
негосударственного сектора;
д)
координация
функционирования
государственного
и
негосударственного
секторов экономики;
е) обеспечение реализации прав и обязанностей
физических и юридических лиц в экономической
сфере и др.

Экономические отношения регулируются
многими отраслями права.
Основная же роль в регулировании
экономической
(предпринимательской)
деятельности
принадлежит
нормам
гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового
регулирования
экономической
(предпринимательской)
деятельности, а административное право - публичноправового.
Гражданским правом определяется правовое положение
физических и юридических лиц в имущественном обороте,
регулируются отношения собственности и договорные
отношения.
Предметом регулирования гражданского права являются
отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними
личных неимущественных отношений. Эти отношения
складываются
между
различными
организациями,
организациями и гражданами, между гражданами.

Гражданское право - наиболее крупная,
основополагающая отрасль права, регулирующая
отношения
экономической
деятельности
предприятий и учреждений, а также гражданские
правовые отношения по вопросам владения,
пользования и распоряжения собственностью, ее
приобретения
и
отчуждения,
договорные
отношения и т.д.
Особенностью гражданско-правовых отношений
является то обстоятельство, что их участники
обладают свободой выбора вариантов поведения,
т.е. преобладающий метод, используемый в
отрасли, - диспозитивный (метод дозволения).

Задачу
публичного
права
составляет
предупреждение возможных вредных последствий,
которые могут иметь место в условиях абсолютной
экономической свободы:
злоупотребления на товарном рынке, в сфере
предоставления работ и услуг;
ограничение свободы конкуренции;
периодические экономические кризисы и т.д.

Поэтому
нормы
административного
права
устанавливают
порядок
государственной
регистрации
субъектов
предпринимательства,
порядок
лицензирования
отдельных
видов
деятельности, осуществление государственного
контроля и надзора в сфере экономики, полномочия
органов государственного управления в сфере
экономики и т.д.
Эти отношения носят вертикальный характер, т.е.
здесь часто доминирующий принцип - принцип
власти и подчинения.

2. Нормативно-правовые акты как основные источники правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности

Нормативный правовой акт - это официальный документ
установленной формы, принятый в пределах компетенции
уполномоченного
органа
государственной
власти
(должностного
лица),
иных
социальных
структур
(муниципальных органов, профсоюзов, акционерных
обществ, товариществ и т.д.) или путем референдума с
соблюдением
установленной
законодательством
процедуры, содержащей общеобязательные правила
поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и
неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это
акт
правотворчества,
который
принимается в особом порядке строго
определенными субъектами и содержит
норму права.
По
порядку
принятия
и
юридической
силе
нормативные
правовые акты подразделяются на
законы и подзаконные акты.

Закон
-
обладающий
высшей
юридической силой нормативный правовой
акт,
принятый
в
особом
порядке
законодательным
(представительным)
органом
государственной
власти
и
регулирующий
наиболее
важные
общественные отношения.
По юридической силе и предназначению
законы делятся на ФКЗ, ФЗ и законы
субъектов РФ.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается
органами
государственной
и
муниципальной власти в пределах их компетенции на
основании и во исполнение законов.
К федеральным подзаконным актам относятся:
указы, содержащие нормы права, Президента РФ;
нормативные постановления Правительства РФ;
нормативные правовые акты (приказы, инструкции,
положения
и
т.
п.)
федеральных
органов
исполнительной
власти,
других
федеральных
государственных органов.
Следует выделить также нормативные правовые
акты субъектов РФ и органов местного самоуправления,
нормативные договоры.

Действующие законодательные и подзаконные
акты образуют систему законодательства.
Высшей юридической силой на территории РФ
обладает Конституция РФ.
Конституция РФ представляет собой единый,
обладающий
высшей
юридической
силой
нормативный правовой акт, посредством которого
народ: 1) учреждает основные принципы устройства
общества и государства; 2) определяет субъекта
государственной
власти,
3)
механизм
ее
осуществления,
4)
закрепляет
охраняемые
государством права, свободы и обязанности
человека и гражданина.

3. Административно-правовое регулирование экономической деятельности

Административное право – это отрасль Российского
права, которая представляет собой совокупность правовых
норм, регулирующих общественные отношения в сфере
деятельности органов исполнительной власти (ОИВ).
Административно-правово́е
регули́рование
экономических
отношений
-
это
процесс
целенаправленного
воздействия
на
экономические
отношения при помощи административно-правовых норм,
направленное на закрепление и охрану наиболее
целесообразных экономических отношений на данном
этапе развития государства.

Нормами административного права:
устанавливаются функции и полномочия федеральных
ОИВ в сфере экономики;
регламентируется осуществление административных
процедур;
регламентируется
осуществление
государственного
контроля (надзора);
устанавливаются правила, требования, обязанности в
сфере экономики;
устанавливается административная ответственность за
нарушения правил, требований, обязанностей в сфере
экономики (КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. В
нем определены административные правонарушения в
области охраны собственности, охраны окружающей
природной
среды
и
природопользования,
в
промышленности, строительстве и энергетике; в с/х,
ветеринарии, мелиорации, на транспорте и др.) и т.д.

Основными направлениями административно-правового регулирования в сфере экономики является установление:

1) форм и способов поддержки малого и среднего
предпринимательства (ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ
«О
развитии
малого
и
среднего
предпринимательства в Российской Федерации» и
др.);
2) порядка заключения контрактов на производство
и поставку продукции для государственных и
муниципальных нужд (ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» и др.);

3)
порядка
управления
государственным
имуществом (ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О
приватизации государственного и муниципального
имущества»; от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об
особенностях
управления
и
распоряжения
имуществом
и
акциями
организаций,
осуществляющих
деятельность
в
области
использования атомной энергии, и о внесении

Российской Федерации» и др.);

4) порядка создания особых экономических зон со
льготными режимами предпринимательской и
инвестиционной
деятельности
(Федеральные
законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации»; от 3
декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального
развития в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»; от 29 декабря 2014 г. № 473ФЗ «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации»
и др.);

5) совместно с нормами экологического права -
режима охраны природы и природопользования
(Федеральные законы от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях»;
от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» и др.);

6) порядка функционирования отраслей экономики (топливноэнергетического комплекса, промышленного комплекса,
агропромышленного комплекса, транспорта, связи и т.д.)
(Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об
акционерных обществах»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О
защите конкуренции»; от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании»; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных
объектов»; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии»; от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с
радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»; от 17 августа
1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 31 марта 1999
г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; от 8
декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
ЗК РФ; ЛК РФ; Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня
2006 г. № 74-ФЗ и др.);

7)
порядка
осуществления
государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа
2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических
лиц
и
индивидуальных
предпринимателей»);
8)
порядка
осуществления
государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним (Федеральный закон от 21 июля 1997 г.
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» и др.);
9)
порядка
осуществления
лицензирования
отдельных видов деятельности (Федеральный закон
от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» и др.);

10) порядка осуществления государственного
надзора
и
контроля
в
сфере
экономики
(Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей
при
осуществлении
государственного
контроля
(надзора)
и
муниципального контроля» и др.);
11)
порядка
осуществления
инвестиционной
деятельности (Федеральный закон от 25 июля 1999 г.
№ 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» и др.);

12) функций и полномочий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере экономики, т.е.
государственного
управления
в
сфере
экономики
(постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038
«О Министерстве строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации», от 30 июля 2004 г. № 395
«Об утверждении Положения о Министерстве транспорта
Российской Федерации», от 5 июня 2008 г. № 437 «О
Министерстве
экономического
развития
Российской
Федерации и др.);
13) административной ответственности за совершение
правонарушений в сфере экономики в КоАП РФ и т.д.

4. Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности

Гражданское право является основой частноправового регулирования
экономической
(предпринимательской)
деятельности,
а
административное право - публично-правового.
Гражданским правом определяется правовое положение физических и
юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения
собственности и договорные отношения.
Гражданское право - наиболее крупная, основополагающая отрасль
права, регулирующая отношения экономической деятельности
предприятий и учреждений, а также гражданские правовые
отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения
собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные
отношения и т.д.

Особенностью
гражданско-правовых
отношений является то обстоятельство, что их
участники обладают свободой выбора вариантов
поведения,
т.е.
преобладающий
метод,
используемый в отрасли, - диспозитивный (метод
дозволения).

Гражданское право регулирует:
во-первых, имущественные отношения, которые
представляют собой отношения, возникающие
между людьми по поводу имущества -
материальных и нематериальных благ, имеющих
экономическую форму товара. В качестве товара
названные блага могут отчуждаться от их
обладателей, переходя от одних лиц к другим и
образуя тем самым товарообмен - имущественный
оборот;

во-вторых,
личные
неимущественные
отношения,
возникающие по поводу неимущественных (нематериальных)
благ, тесно связанных с личностью их обладателей. Такие
блага неотчуждаемы и не могут переходить от одних лиц к
другим.
Поэтому отношения по их использованию в значительной
мере сводятся к охране этих благ от неправомерных
посягательств на них со стороны других лиц (защита чести,
достоинства и деловой репутации граждан и организаций;
право
граждан
на
имя,
личную
и
телесную
неприкосновенность, тайну личной жизни; право авторства на
произведения науки, литературы и искусства и т.п.).

Наиболее важные гражданско-правовые нормы,
регулирующие
предпринимательскую
деятельность, сосредоточены в ГК РФ - основном
законе, имеющем приоритет перед всеми другими
нормативными актами, содержащими нормы
гражданского права.
К таким актам относятся:
- федеральные законы (например, от 21 июля 2005
г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 29
июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г. №
208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.);
- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ (например, от 16 апреля
2011 г. № 285 «Об утверждении перечня видов
предпринимательской деятельности в сфере образования,
воспитания, развития несовершеннолетних, организации их
отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения,
социальной защиты и социального обслуживания, детскоюношеского спорта, культуры и искусства с участием
несовершеннолетних,
при
осуществлении
которых
физическим
лицом,
регистрируемым
в
качестве
индивидуального предпринимателя, представляется справка
в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости
и (или) факта уголовного преследования либо прекращении
уголовного
преследования
по
реабилитирующим
основаниям» и др.);
- нормативные правовые акты ФОИВ (федеральных
министерств, федеральных служб и федеральных агентств).

Поскольку гражданское законодательство находится
в исключительном ведении Российской Федерации,
субъекты РФ и муниципальные образования не могут
принимать акты, содержащие нормы гражданского
права.
Наряду с нормативными правовыми актами
источниками гражданского права являются обычаи,
т.е. сложившиеся и широко применяемые в какойлибо области предпринимательской деятельности
правила
поведения,
не
предусмотренные
законодательством,
независимо
от
того,
зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5
ГК РФ).
В основном обычаи применяются в таких сферах
предпринимательства, как банковское и страховое
дело, а также морские перевозки.

Основными
направлениями
гражданско-правового
регулирования в экономической сфере являются:
-
определение
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности;
- регулирование порядка создания и прекращения
юридических лиц, установление процедуры банкротства;
- регулирование внутренних отношений в коммерческих
организациях;
- регулирование и охрана отношений собственности и
производных от них отношений (вещное право);
- регулирование и охрана договорных отношений, в
которые вступают предприниматели при осуществлении
предпринимательской деятельности (договорное право);
- установление оснований, форм и размера имущественной
ответственности
предпринимателей
за
гражданские
правонарушения,
совершенные
ими
в
процессе
осуществления предпринимательской деятельности.

При
осуществлении
экономической
деятельности
хозяйствующие
субъекты
вступают
в
различные
правоотношения с другими участниками рынка путем
заключения договоров.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается
соглашение двух или нескольких лиц об установлении,
изменении
или
прекращении
гражданских
прав
и
обязанностей.
Законодатель определил, что граждане и юридические лица
свободны в заключении договора.
Но установлены случаи, когда заключение договора
обязательно (см., ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О
государственном оборонном заказе», от 5 апреля 2013 г. № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» и др.).

Договор должен соответствовать обязательным
для сторон правилам (императивным нормам),
действующим в момент его заключения.
Сторонами договора могут выступать как
физические, так и юридические, включая
различные публично-правовые образования.

Существуют
различные
основания
классификации договоров на отдельные виды.
1. В зависимости от опосредуемого договором
характера перемещения материальных благ
выделяют
возмездные
и
безвозмездные
договоры.
Договор, по которому сторона должна получить
плату или иное встречное предоставление за
исполнение
своих
обязанностей,
является
возмездным.
Безвозмездным признается договор, по которому
одна сторона обязуется предоставить что-либо
другой стороне без получения от нее платы или
иного встречного предоставления.

2. По предмету договоры делятся на договоры:
купли-продажи, аренды, хранения, дарения, мены,
ренты, подряда, банковского вклада, перевозки,
займа и кредита, найма жилого помещения и др.
3. По числу участников - на двусторонние,
многосторонние.
В двустороннем договоре участниками выступают
две стороны, в многостороннем договоре
участников может быть больше двух.

4. В зависимости от основания заключения выделяют
публичный и непубличный договоры.
Публичный договор - договор, который должен
быть заключен со всеми желающими на одинаковых
условиях. Одной из сторон обязательно является
лицо,
осуществляющее
предпринимательскую
деятельность (например, купля-продажа в магазине).
Существуют и другие критерии разделения
договоров на отдельные виды.

Договор может быть заключен в любой форме,
предусмотренной для совершения сделок, если
законом для договоров данного вида не
установлена определенная форма.
Изменение и расторжение договора возможны
по
соглашению
сторон,
если
иное
не
предусмотрено ГК РФ, другими законами или
договором.

Право собственности и другие вещные
права имеют ключевое значение для
характеристики правового статуса любого
субъекта
предпринимательской
(экономической) деятельности.
Закон устанавливает, что собственник в
отношении своего имущества имеет три
права:
владения,
пользования
и
распоряжения.

Право владения означает возможность физического обладания
вещью, хозяйственного воздействия на вещь.
Право пользования - право извлекать полезные свойства
вещи путем ее эксплуатации, применения.
Право распоряжения понимается как право определять
юридическую судьбу вещи (продать, подарить, передать в
аренду).
Наряду с правами собственника, закон устанавливает и его
обязанности в отношении собственности (уплата налогов,
ремонт некоторых видов имущества).
Кроме того, собственник несет риск случайной гибели или
случайного повреждения принадлежащего ему имущества.

Другие вещные права

Существуют субъекты предпринимательской
(хозяйственной) деятельности, владеющие
имуществом не на праве собственности, а на
других вещных правах, предусмотренных
законодательством:
1) на праве хозяйственного ведения и
2) праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения может быть учреждено только
собственником
государственного
или
муниципального
имущества. Оно предоставляется государственному или
муниципальному унитарному предприятию.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном
ведении, решает вопросы создания предприятия, определения
предмета и целей его деятельности, его реорганизации и
ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия,
осуществляет контроль за использованием по назначению и
сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от
использования имущества, находящегося в хозяйственном
ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее
ему на праве хозяйственного ведения недвижимое
имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог,
вносить в качестве вклада в уставный (складочный)
капитал хозяйственных обществ и товариществ
или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника.
Остальным
имуществом,
принадлежащим
предприятию, оно распоряжается самостоятельно,
за
исключением
случаев,
установленных
правовыми актами.

Право
оперативного
управления
предоставляется
государством и муниципальными образованиями казенным
предприятиям и учреждениям.
Казенное предприятие находится под наиболее жестким
контролем государства.
Учреждение
и
казенное
предприятие
владеют,
пользуются этим имуществом в пределах, установленных
законом, в соответствии с целями своей деятельности,
назначением этого имущества и, если иное не установлено
законом, распоряжаются этим имуществом с согласия
собственника этого имущества.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным
способом
распоряжаться
закрепленным
за
ним
имуществом лишь с согласия собственника этого
имущества.

Таким образом, право хозяйственного ведения,
предусматривая для предприятия самостоятельное
распоряжение закрепленным за ним имуществом в
определенных собственником пределах, является
более широким, нежели право оперативного
управления, допускающее только использование
имущества
в
соответствии
с
заданиями
собственника, а распоряжение им - исключительно
с согласия последнего.
Это право может быть также закреплено любым
собственником (как государственным, так и иным) за
учреждением (некоммерческой организацией).

Важно знать!
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских
прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до
нарушения права, и пресечения действий,
нарушающих право или создающих угрозу его
нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и
применения последствий ее недействительности,
применения
последствий
недействительности
ничтожной сделки;
- признания недействительным решения собрания;

- признания недействительным акта государственного органа
или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или
органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными ГК РФ.