Осторожный оптимизм. Лизинг в россии

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд рублей. Основным драйвером для рынка стали розничные сделки, объем которых вырос на 29%, а точкой поддержки - авиасделки госкомпаний. Вместе с тем отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов, что привлекло внимание регулятора и запустило процесс реформирования рынка. Поэтому ключевым испытанием для лизингодателей в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Еще одним вызовом останется слабая инвестиционная активность бизнеса, которая ограничит прирост рынка в 2017 году в пределах 10-20%, согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА»).

Рынок лизинга восстанавливается: объем нового бизнеса за девять месяцев 2016 года вырос на 17% и составил 450 млрд рублей. В III квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее - 140 млрд рублей), около 80% которого пришлось на топ-20 лизинговых компаний. Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016-го отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Вследствие активизации лизинговых сделок в регионах объем нового бизнеса с МСБ вырос на 29% за январь - сентябрь текущего года и составил 270 млрд рублей. По итогам девяти месяцев 2016 года на сегмент малого и среднего бизнеса пришлось около 60% нового бизнеса (годом ранее - 54%). Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказал автолизинг, доля которого на рынке составила около 38%. Кроме того, позитивную динамику показали строительная и с/х техника, нарастившие доли на рынке до 8% и 4% соответственно. В итоге общее количество лизинговых сделок за январь - сентябрь текущего года составило не менее 110 тысяч, что на 20% больше результатов аналогичного периода 2015 года.

Средняя доля проблемной задолженности (остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней) по рынку на 1 октября 2016 года составила около 10% (годом ранее - 12%). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано изъятием техники у клиентов (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке агентства), которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств перед лизингодателем, при этом значительная часть изъятого имущества приходится на авиа- и ж/д сегменты. Тем не менее проблема ухудшения качества активов остается актуальной, о чем говорит объем реструктурированной задолженности: по оценкам агентства, он вырос с 18% совокупного лизингового портфеля на 1 октября 2015 года до 20% на 1 октября 2016 года.

Одним из ключевых вызовов для лизинговых компаний в ближайшие годы станет адаптация к регулятивным новациям. Для предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут нацелены на повышение транспарентности и введение требований по контролю рисков. В ближайшие годы существенными новшествами станут появление СРО, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим этапом может стать введение Банком России пруденциальных нормативов.

Согласно позитивному (базовому) прогнозу RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд рублей. Базовый прогноз подразумевает, что ж/д сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Увеличение доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. Позитивная динамика рынка продолжится в 2017 году благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лидером рынка по-прежнему будет автолизинг, а точками поддержки - ж/д и авиасегмент. В итоге объем нового бизнеса в следующем году по прогнозу агентства вырастет на 10-20% и составит 700-770 млрд рублей.

Руслан КОРШУНОВ, младший директор, банковские рейтинги

Станислав ВОЛКОВ, управляющий директор, банковские рейтинги

Агентство «Эксперт РА» представило исследование рынка лизинга за три квартала. Объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета госкомпаний рынок вырос всего на 16% против 49% годом ранее. Опережающий рост госкомпаний сохранится и в следующем году благодаря увеличению бизнеса в железнодорожном сегменте, в том числе за счет сделок M&A, при этом объемы остального рынка вырастут незначительно. В результате доля госкомпаний в новом бизнесе по итогам 2019 года может достигнуть 65%, а динамика рынка в еще меньшей степени будет отражать реальную ситуацию в экономике, говорится в материале «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2018 года: консолидация в действии».

Развитие рынка за девять месяцев 2018 года

Объем и динамика рынка

Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. За январь - сентябрь 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 год (см. график 1). В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за первые девять месяцев 2018 года она достигла рекордного для российского рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у двух третей респондентов, формирующих более 90% рынка.

Сумма новых лизинговых договоров за январь - сентябрь 2018 года составила 1,65 трлн рублей против 1,14 трлн годом ранее (см. таблицу 1). Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018-го вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд рублей. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 1 октября 2018 года составило 43%, как и годом ранее. Однако отмечается, что у трех крупнейших лизингодателей данный показатель находится ниже 20% за счет более длительного срока сделок по крупным контрактам.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

9 мес. 2015 г.

9 мес. 2016 г.

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.

1 095 1 010 Темпы прироста (период к периоду), %

26,2 -19,9 Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

1 140 1 620 1 650 Темпы прироста (период к периоду), %

21,8 Концентрация на топ-10 компаниях в сумме новых договоров, %

Индекс розничности, %

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

Объем профинансированных средств, млрд руб.

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

60 393 83 233 61 967 86 044 64 912 92 082 72 921 Доля лизинга в ВВП, %

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордных 4,1 трлн рублей на 1 октября 2018 года. Однако подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля Государственной Транспортной Лизинговой Компании в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 1 октября 2018 года с 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний - ГТЛК, «Сбербанк Лизинга », «ВТБ Лизинга » и «ВЭБ-лизинга» - прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по нормативам достаточности капитала стали чаще передавать «токсичные» активы на баланс лизинговых компаний, которые де-юре не связаны с банками. Данные операции активизировались в последние годы вследствие усиления банковского надзора, что привело к искусственному завышению размера лизингового портфеля. По оценке агентства «Эксперт РА», без учета переуступленных банками лизинговым компаниям проблемных активов и четырех крупнейших игроков совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.

Индекс розничности, рассчитанный как сумма долей розничных сегментов (это легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника) в объеме нового бизнеса, снизился до 40% за январь - сентябрь 2018 года с 48% за аналогичный период прошлого года. На снижение индекса оказал влияние существенный рост объема крупных сегментов, в особенности ж/д техники, что также привело к увеличению средней суммы сделки с 8,8 млн до 9,3 млн рублей. Тем не менее объем нового бизнеса розничных сегментов демонстрирует рост, что прежде всего обусловлено положительной динамикой автолизинга: прирост за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 17%. Результатом роста розничного бизнеса стало рекордное число сделок по итогам девяти месяцев 2018 года, которое, по оценкам агентства, составило около 180 тыс. (см. график 3).

Объем профинансированных средств за январь - сентябрь вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинговые компании на протяжении последних лет все меньше используют собственные средства для финансирования сделок. Так, за январь - сентябрь 2018-го доля собственных средств в источниках профинансированных средств опустилась до 7,4% (минус 3,2 процентного пункта к аналогичному периоду прошлого года). Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, при этом за последний год их доля выросла на 10 п. п. и составила 67% от объема профинансированных средств (см. график 4). Данный рост прежде всего обусловлен снижением ставок по банковским кредитам ввиду соответствующей динамики ключевой ставки. Также влияние на структуру финансирования сделок оказало повышение концентрации лизингового рынка на крупнейших игроках: увеличение объема их бизнеса привело к росту банковских кредитов, поскольку они имеют возможность привлекать внешнее финансирование на более выгодных условиях. В то же время абсолютный объем привлечений на публичном рынке не претерпел существенных изменений, однако доля выпущенных облигаций снизилась с 10,5% до 6,6%. Рост числа крупных сделок, которые редко сопровождаются авансом, привел к снижению доли авансовых платежей в структуре фондирования до 12,5% (минус 1,9 п. п. к аналогичному периоду предыдущего года).

Лидеры рынка

По итогам девяти месяцев 2018 года лидером рынка стала ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прежде всего за счет крупных сделок с ж/д техникой (см. таблицу 2). На втором месте находится «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третью позицию по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг». Темпы роста лидирующих компаний значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка на крупнейших лизингодателях: по итогам трех кварталов на топ-тройку компаний приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-десятки выросла на 6 п. п., до 73%, а топ-20 - на 4 п. п., до 84%.

Таблица 2. Топ-20 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2018 года

Место по новому бизнесу

Объем нового бизнеса (стоимость имущества) за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса, 9 мес. 2018 г., %

Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Объем лизингового портфеля на 01.10.2018, млн руб.

191 767 401 521 892 217 ГК «Сбербанк Лизинг»

162 975 242 071 578 024 «ВТБ Лизинг»

50 960 74 100 «ВЭБ-лизинг»

46 515 63 271 354 636 ГК «Газпромбанк Лизинг»

45 381 81 975 195 814 ГК «Альфа Лизинг»

44 485 70 236 109 441 ГК «Балтийский Лизинг»

30 981 44 041 48 895 «Сименс Финанс»

26 748 34 293 53 276 «РЕСО-Лизинг»

16 041 22 051 36 343 «CARCADE Лизинг»

14 049 19 883 21 998 «Мэйджор Лизинг»

11 794 14 162 52 516 ГК «КамАЗ-Лизинг»

10 476 15 732 22 437 ГК «Стоун-XXI»

9 971 14 597 15 931 «Элемент Лизинг»

9 958 14 624 13 779 «Регион Лизинг»

«ruBBB-а 9 083 14 174 31 998 ГК «Интерлизинг»

6 919 9 986 16 148 Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК Рост числа крупных сделок привел к изменению структуры рынка в разрезе масштаба бизнеса лизингополучателей по итогам девяти месяцев 2018 года (см. график 5). Доля крупного бизнеса за январь - сентябрь 2018-го составила 56,4% против 47,3% за аналогичный период прошлого года. Доля нового бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства снизилась на 4,8 п. п. и за тот же период составила 42,5%. Тем не менее объем нового бизнеса с субъектами МСБ за девять месяцев 2018 года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На госучреждения за январь - сентябрь 2018 года пришлось менее 1% против 2,5% годом ранее. Лизинг среди физических лиц не показал роста, и его доля также составляет менее 1%.

Распределение сделок по регионам и сегментам

В соответствии с распределением нового бизнеса по регионам, за девять месяцев 2018 года основной объем сделок по-прежнему приходится на Москву, однако доля нового бизнеса в первых трех кварталах снизилась с 41% до 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. график 6). В то же время доля Центрального федерального округа (за исключением Москвы) выросла на 6,4 п. п., составив 17,9%. Данные изменения обусловлены географической структурой сделок ГТЛК, у которой по итогам девяти месяцев 2018 года 40% нового бизнеса сосредоточено в ЦФО. Кроме того, около 6% сделок ГТЛК пришлось на Северо-Западный ФО (за исключением Санкт-Петербурга), что привело к увеличению доли региона до 6,2%.

Основным розничным сегментом на рынке с 2014 года остается автолизинг, объем которого за январь - сентябрь 2018 года составил около 318 млрд рублей, или 31,3% рынка. Поддержку авторынку на протяжении 2017-2018 годов во многом оказали госпрограммы. Однако в текущем году госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 году был сокращен до 8 млрд рублей с 14 млрд, выделенных годом ранее. Вместе с тем, несмотря на сокращение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику вследствие сохраняющейся потребности в обновлении автопарков в стране.

Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам агентства «Эксперт РА», проникновение лизинга в автопродажи легкового автотранспорта за первые три квартала 2018 года достигло 9%, что соответствует уровню прошлого года. В то же время доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизилась с 48,9% за январь - сентябрь 2017 года до 47,8% за аналогичный период текущего года.

Таблица 3. За девять месяцев 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг

9 мес. 2018 г.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт.

1 601 1 426 1 596 1 209 количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК По данным «Автостата», средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 года в 2011 году до 13,1 года в 2017 году. При этом грузовой автопарк характеризуется более высоким средним возрастом - 20 лет в 2017 году. По оценкам агентства «Эксперт РА», рост автопродаж продолжится в ближайшие один-два года, пока средний возраст легковых автомобилей не снизится до 11,8-12 лет. По этой причине рост лизинга автомобилей продолжится в 2019 году, однако темпы роста будут более скромными, чем в 2018 году, а уровень проникновения лизинга в автопродажи не претерпит серьезных изменений.

место приобретения активов за счет собственных или заемных средств , многие российские компании предпочитают обращаться к лизингу . Это положительно сказывается на структуре баланса и эффективно распределяет расходы на актив в течение срока его использования . Но какова ситуация на рынке лизинга сегодня? Насколько активно операторы рынка заключают новые сделки и борются с изменяющейся экономической конъюнктурой?

Статистика и конъюнктура

Одной из характеристик 2015 года стало заметное снижение активности предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год сократились более чем на 15% по сравнению с далеко не самым результативным 2014 годом. Сегмент лизинговых сделок, являющийся объективным индикатором инвестиционной активности в экономике, также продемонстрировал отрицательную динамику.

Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга сократилась за 2015 год на 17% и составила 830 млрд рублей.

Программа государственного субсидирования автолизинговых сделок не смогла воспрепятствовать сокращению крупнейшего сегмента лизингового рынка. Сегмент автолизинга, доля которого составляет 37% от общего объема сделок, сократился на 20%.

Среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (+28%). При этом почти весь объем нового бизнеса в авиасегменте пришелся на сделки четырех крупнейших лизинговых компаний.

По результатам 2016 года прогнозируется сжатие рынка до 470 млрд рублей.

Изменения в рынке естественным образом сказались на структуре финансирования лизинговой деятельности. Не секрет, что основной источник финансирования текущей деятельности лизингодателей это банковские кредиты.

За последние 2 года доля банковских средств в лизинговом бизнесе сократилась почти на 15%. Это повлекло увеличение доли собственного участия лизингодателей в финансирования сделок.

Что хорошего в лизинге?

Использование лизинга несет ряд значимых для компании преимуществ. Скажем, лизинговый платеж полностью относится на затраты, а налог на имущество уплачивается исходя из применения коэффициента ускоренной амортизации. К тому же НДС принимается к зачету с общей суммы лизинговых платежей.

В случае с банковским кредитом затратами компания может признать лишь нормативную амортизацию приобретенного имущества, налог на это имущество уплачивается также исходя из нормативного коэффициента износа, а НДС принимается к зачету со стоимости покупки.

Соответственно, сравнив затратную часть по кредиту у получателя кредита и лизинговой компании, можно сделать вывод, что за счет экономии по налогам лизинговая компания может предложить лизингополучателю более выгодные условия по сравнению с обычным кредитом в банке.

Таким образом, лизинг можно охарактеризовать как мощный инвестиционный инструмент, позволяющий оптимизировать бизнес-процесс предприятия, дающий существенную «налоговую экономию».

Предметом лизинга могут являться любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Интересной разновидностью лизинга является продажа с последующей арендой активов компании - так называемый «возвратный лизинг». Компания продает свои активы кредитору и берет их в аренду на гарантированный срок. Таким образом, компания высвобождает достаточно большой объем денежных средств, который она может направить на другие цели, используя при этом свои активы.

Мнение профессионалов

Светлана Белова,

директор филиала

компании

«Балтийский лизинг»,

г. Ростов-на-Дону:

Светлана, какие виды лизинга наиболее востребованы сегодня , и какие будут востребованы в перспективе 2- х лет?

− На сегодняшний день и ближайшие 2 года наиболее востребованными с точки зрения бизнеса для лизинговых компаний будут те сектора экономики, которые получат государственную поддержку. Сейчас активно субсидируется государством автопром, сельское хозяйство и различные виды импортозамещающих производств. Поэтому наиболее востребован лизинг автотранспорта, спецтехники и оборудования.

Работают ли программы государственной поддержки в отношении лизинга?

− Наиболее эффективно и в прошлом, и нынешнем году работает программа Минпромторга России по субсидированию лизинговых сделок при приобретении автотранспорта. С начала года мы заключили уже более 1,1 тыс. сделок общей стоимостью предметов лизинга более 2,1 млрд руб. Специализированные программы по поддержке компаний малого и среднего бизнеса, ориентированные на покупку производственного оборудования в лизинг, также доказали свою эффективность. Хотя, надо признать, что документальное сопровождение сделок по некоторым из них достаточно затруднительно.

Каковы максимальные сроки финансирования лизинговых сделок? Возможно ли открытие лизинговой кредитной линии?

− «Балтийский лизинг» предоставляет возможность заключения договоров лизинга на срок от 12 до 60 месяцев. И возможность выбора различных систем организации лизинговых платежей. Кроме того, по желанию лизингополучателя мы можем установить лимит, в рамках которого лизингополучатель использует средства на приобретение имущества.

Как современная экономическая ситуация влияет на развитие рынка лизинга в России?

− Мы придерживаемся пессимистического сценария развития рынка в 2016 году, ожидая общего снижения объемов нового бизнеса. Экономические и политические предпосылки к этому еще сохраняются. Но не надо забывать, что рынок лизинговых услуг сам по себе состоит из ряда секторов - это лизинг авиационной техники, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, оборудования и так далее. Резкое падение объемов в некоторых сегментах даже при одновременном увеличении других может привести к общему сокращению рынка. Однако предсказывать влияние этих процессов на деятельность конкретных лизинговых компаний пока еще рано. Ясно только одно: преимущество на рынке будут иметь те операторы лизинговых услуг, которые смогут предложить лизингополучателям адекватный продукт и правильно структурировать риски.

Роман Трубачев ,

генеральный директор

компании

«МСБ-Лизинг»,

г. Ростов-на-Дону:

- Для стимулирования спроса со стороны клиентов ряд лизинговых компаний предоставляет значительные скидки и предлагает лизинг в рассрочку (с уплатой значительной части платежей в конце срока ). Считаете ли вы , что снижение порога вхождения в лизинговые сделки приведет к еще большему снижению качества лизингового портфеля?

Да, конечно, качество портфеля пострадает, однако не сразу, а через один-два года. Далеко не очевидно, что у лизингополучателей сохранится желание выкупить технику по истечению срока лизингового договора. Вполне может оказаться так, что по прошествии небольшого периода использования предмета лизинга клиент захочет расторгнуть договор и вернуть актив лизинговой компании. В данной ситуации клиент достиг своей коммерческой цели - он заработал деньги на использовании техники. В свою очередь лизинговая компания остается один на один с предметом лизинга, который значительно утратил в рыночной стоимости. Уверен, что такого рода сделки ставят под удар устойчивость и качество портфеля лизинговых компаний, поэтому я не ожидаю широкого распространения подобных схем в будущем.

В первом полугодии этого года объем нового бизнеса участников исследования «Эксперт РА» вырос на 16%. Напомним, что за 2015 год рынок лизинга просел на 22%, за 2014-й - на 13%.

Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива: большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году, - вторят авторы отраслевого обзора, выполненного аналитическим агентством НАФИ.

Чуть выше ожиданий

Опрос, проведенный нами среди участников рынка Урала и Западной Сибири, отчасти подтверждает эти выводы.

За шесть месяцев этого года мы заключили сделок на 92,2 млн рублей, год назад за это же время было подписано сделок на 6 млн рублей, - приводит динамику руководитель пермского представительства ООО «Эксперт-лизинг» Сергей Цинкевич .

Заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Уральскому региону Вадим Константинов тренд подтверждает:

Объем инвестиций «Сименс Финанс» на Урале на 50% выше, чем в прошлом году, а мы в бюджет закладывали прирост примерно на 20%. Профинансировали больше проектов, в том числе и те, которые откладывались нашими клиентами с 2015 года. Рубль стал стабильнее, деньги - дешевле, клиенты смогли просчитать экономику проектов, в результате спрос на лизинговое финансирование вырос.

По итогам первого полугодия-2016 финансовые показатели «Балтийского лизинга» продемонстрировали положительную динамику. Так, объем нового бизнеса превысил 10,7 млрд рублей (по стоимости имущества без НДС), что на 30% больше аналогичного показателя 2015 года. Данные результаты в большей степени подтвердили и наши прогнозы относительно развития лизингового рынка в 2016 году: рынок начал медленное восстановление после кризисного шока, - рассказывает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков .

Определенный вклад в оживление вносит и заморозка банковского кредитования. Опрошенные руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать лизинговый бизнес, констатирует НАФИ.

Дело техники

Статистику федеральных исследований по лизингу формируют специфичные сегменты - подвижной состав и авиатехника.

В отношении этих предметов лизинга НАФИ высказывает следующие предположения:

В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения. Рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав, а также в связи с банкротствами авиаперевозчиков и туроператоров, закрытием ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной и авиатехники.

Участники региональных исследований - это, как правило, розничные операторы, ориентированные на малый и средний бизнес (МСБ; его доля в структуре их клиентской базы доходит до 80%), спрос на услуги лизинга здесь определяют другие факторы.

Малое и среднее предпринимательство - основной потребитель лизинговых услуг, оно постоянно испытывает потребность в обновлении основных фондов. Например, степень износа парка коммерческого транспорта в России по некоторым данным приближается к 50%, при этом от возможности эксплуатации автомобилей зависит ежедневная прибыль многих бизнесов. Лизинг позволяет приобрести транспорт и оборудование на комфортных финансовых условиях, - говорит директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании CARCADE Юлия Тарасова .

Сохраняется устойчивый спрос на металлообрабатывающие станки, энергетическое оборудование. Восстановился спрос на спецтехнику. В то же время строительный сектор чувствует себя не очень уверенно. «Мы продолжаем финансировать строительную отрасль, но делаем это избирательно», - делится Вадим Константинов.

Руководитель тюменского представительства ООО «Эксперт-лизинг» Юрий Чешков также отмечает, что в связи со значительным ростом курса валют востребованными объектами лизинга стали грузовики и спецтехника отечественных производителей.

Транспортное плечо государства

Еще один драйвер спроса в регионе - инфраструктурные проекты, реализуемые за счет государственного финансирования. По словам Юлии Тарасовой, подрядчики и субподрядчики этих работ активно используют лизинговые механизмы для приобретения как «штучных» дорогостоящих предметов лизинга, так и целых парков спецтехники и автомобилей.

Сработали и меры поддержки экономики, частично распространившиеся на лизинг.

Сегмент легкового и легкого коммерческого автотранспорта в «Балтийском лизинге» вырос почти на 70% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Новый бизнес в сегменте грузового транспорта увеличился на 36%, объем нового бизнеса по сельхозтехнике в портфеле компании - почти вдвое. То есть наибольший рост продемонстрировали сегменты, на которые распространяются государственные программы субсидирования покупки техники или оборудования. Это отечественный автопром, сельское хозяйство, - указывает Андрей Волков.

Участники рынка позитивно отзываются об антикризисной программе помощи отечественному автопрому. По этой программе, Минпромторг субсидирует лизинговым компаниям до 10% стоимости предмета лизинга на транспортные средства, произведенные на территории РФ. На реализацию этой опции из бюджета ушло 10 млрд рублей, по данным Минпромторга РФ, на условиях льготного лизинга реализовано более 50 тыс. автомобилей.

Запущенная в прошлом году программа льготного лизинга автомобилей отечественной сборки стала большим событием для рынка автолизинга, - подтверждает Юлия Тарасова. - Условия программы выгодны и лизингополучателям, приобретающим необходимый для бизнеса транспорт с 10-процентной скидкой, и лизинговым компаниям, получившим дополнительное количество договоров. CARCADE является одним из лидеров программы: в 2015 - 2016 годах мы передали клиентам более 2,3 тыс. автомобилей на условиях гос­программы, обеспечив им экономию около 300 млн рублей за счет скидок.

На данный момент реализация программы завершена, так как весь лимит скидок лизинговыми компаниями выбран.

Снижение затрат лизингодателей, а значит, и рост спроса обеспечивают также программы поддержки малого и среднего бизнеса на уровне регионов. Эти программы предусматривают компенсацию части расходов лизингополучателей на аванс.

Кроме того, в этом году на федеральном уровне анонсировано еще две программы, дающие спросу дополнительные стимулы. Это специальные продукты от МСП Банка в виде льготных кредитных линий лизинговым компаниям для финансирования сделок субъектов МСБ по приобретению в лизинг оборудования и техники. Лизинговая компания, получившая статус парт­нера такой программы, может рассчитывать на кредит от МСП Банка в размере до 80% от стоимости предмета лизинга под 10% годовых.

Запустил специальную программу и Фонд развития промышленности: «Лизинговые проекты» предполагают предоставление льготных займов по ставке 5% годовых промышленным предприятиям для приобретения оборудования в лизинг. Сумма займа - от 5 до 250 млн рублей при минимальном общем бюджете проекта 20 млн рублей, при этом за счет средств займа можно профинансировать от 10% до 50% от первоначального взноса (аванса) по лизинговому договору. В схеме участвуют уполномоченный банк, кредитующий лизингодателя на покупку оборудования, и лизинговая компания, предоставляющая лизингополучателю оборудование. Программа должна поддержать российских производителей, однако при отсутствии отечественных аналогов допускается приобретение и зарубежного оборудования. Запуск программы объявлен в январе этого года, но первая сделка прошла только в августе, поэтому говорить о вкладе этого инструмента в наметившийся рост рынка пока преждевременно.

Сезонные перемещения

Настроения на рынке лизинга действительно изменились, но переоценивать ситуацию не стоит. Как следует из выводов исследования «Эксперт РА», несмотря на рост суммы новых лизинговых договоров, лизинговый портфель продолжил инерционное сокращение. От излишнего оптимизма предостерегает коллег и директор филиала Ураллизинг в Екатеринбурге Елена Печорина :

Мы наблюдаем пока еще не рост, а сезонные перемещения. Первая половина года выдалась сложной и нестабильной.

В первом квартале по большей части мы работали по отложенным сделкам прошлого года. Во втором за счет программы льготного автолизинга Минпромторга РФ появились интересные сделки и клиенты.

О некоторой неуверенности говорит и разброс годовых прогнозов. Согласно опросу НАФИ, часть лизингодателей предполагает сжатие рынка до 5%. В то же время заметно выросла доля компаний, которая ждет роста рынка на 5 - 10%. Участники нашего опроса относятся ко второй группе.

Как показал не первый кризис, рынок лизинга в России имеет специфику. При признаках спада в экономике он первым начинает сжиматься, но и восстанавливается быстрее других финансовых сегментов. Будем считать, что первое полугодие дает хороший сигнал.

Правильная комбинация

«Сбербанк Лизинг» наращивает новый бизнес благодаря сочетанию инструментов господдержки и качественных продуктов, рассказывает директор Уральского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Евгений Чернышев

— Евгений Юрьевич, какие факторы в этом году формируют спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов? Что поддерживает, а что ограничивает спрос?

— В целом на рынке ограничена доступность к долгосрочным инвестициям, и на этом фоне лизинг, не требующий дополнительного обеспечения, с набором налоговых преференций, относительно простой по принятию решения, выгоден для клиентов. Довольно жесткая конкурентная среда на рынке лизинга также играет на руку лизингополучателю — он получает относительно комфортные в текущей ситуации условия сделки.

— За счет чего «Сбербанк Лизинг» обеспечил рост нового бизнеса в первом полугодии 2016 года?

— Одним из основных показателей эффективности работы АО «Сбербанк Лизинг» на Урале стала совместная работа с нашей головной организацией — Сбербанком. Объединение усилий менеджеров обеих организаций увеличивает эффект по продажам. Кроме того, расширена и улучшена линейка продуктов, в том числе по оборудованию, спецтехнике, автотранспорту и др. Мы увеличили штат клиентских менеджеров компании. Результат — прирост нового бизнеса в два раза, а по некоторым сегментам еще больше.

— Какие сегменты лизинга показали рост, а какие спад? С чем это связано?

— Положительную динамику сейчас показывает лизинг автотранспорта, спецтехники, промышленного оборудования. Есть определенный спад в работе с госсектором, я это связываю с сокращением расходной части бюджетов.

— Как вы оцениваете инструменты поддержки государственной поддержки промышленности, затрагивающие лизинг?

— Любая государственная поддержка для лизингополучателя — большой плюс, будь то компенсация аванса или снижение эффективной ставки. «Сбербанк Лизинг» активно встраивается в любую программу поддержки и комбинирует эту программу с другими своими предложениями. В результате клиент получает максимально выгодное лизинговое решения для обновления материальных активов.

— Каков прогноз прироста нового бизнеса по итогам 2016 года в целом по рынку и по вашей компании?

— В целом по рынку — 15 — 20%. По Уральскому филиалу «Сбербанк Лизинга» уже сейчас прирост более чем в два раза, и мы не намерены снижать заданный темп.

Подготовила Ирина Перечнева