Понятие и основные проявления экономической жизни общества. Основой экономической жизни общества является
Основы экономической теории
Предисловие ……………………………………………………………………………………..
Глава I . Экономическая система ……………………………………………………….…….
§ 1. Материальное производство – основа экономической жизни общества………….
§ 2. Факторы общественного производства………………………………………………
§ 3. Производительные силы, производственные отношения и их соответствие……..
§ 4. Способ производства………………………………………………………………….
Глава II . Предмет и метод экономической теории …………………………………………
§ 1. Предмет исследования в экономической теории……………………………………
Экономическая теория. Основы экономической теории – часть 1: Учебное пособие / Под редакцией доктора экономических наук, профессора, Заслуженного экономиста России . – М.: ЮНП, 2001. – _ С.
Рассмотрены объект, предмет и метод экономической теории, система экономических отношений и экономических законов многоукладной экономики.
1.2. Факторы общественного производства
Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех его основных факторов (от лат. factor - делающий, производящий), моментов, условий: рабочей силы человека, предметов труда и средств труда.
Производство вообще - это научная абстракция , представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфической социально-экономической формы.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных возможностей человека, необходимых для осуществления трудовой деятельности, это его способность к труду. Она выступает в качестве личного фактора производства.
Личный фактор производства – более широкое понятие, чем рабочая сила. Наряду со способностью к труду важным моментом личного фактора в процессе производства является добросовестность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, гражданственность и другие свойства личности, без которых невозможен нормальный процесс производства, его экономическая эффективность.
В современных условиях роль личного фактора определяется не только уровнем развития физических и умственных способностей человека, но и степенью развития организационных навыков, умением управлять производством и осуществлять за ним контроль.
Следует различать рабочую силу как действующий (функционирующий) ресурс и трудовые ресурсы общества как потенциальную способность к труду.
Носителем рабочей силы является человек как участник производства. Однако человек не только фактор производства. Это его самоцель. Именно поэтому преодоление технологического взгляда на человека лишь как фактора производства – непременное условие ускорения как научно-технического прогресса, так и социального прогресса в целом. Значение человека в функционировании и развитии общественного производства неуклонно возрастает.
Научно-технический прогресс усиливает роль человека, предъявляет к нему новые требования, формирует спрос на работников высокой квалификации. Эта проблема наиболее актуальна для России, поскольку ее трудовые ресурсы недостаточно воспроизводятся, слабо адаптируются к изменившимся условиям.
Россия не обделена кадровым, человеческим потенциалом. В России проживает 2,4% населения планеты. По численности населения наша страна находится на шестом месте в мире – после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Наши лучшие умы возглавляют научный потенциал планеты.
Предметы труда - это те материалы, которые подвергаются обработке. Это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.
Предметы труда подразделяются на две основные группы. Первая группа - это предметы труда, которые даны самой природой . Они впервые вовлекаются в производственный оборот. Эти предметы труда могут быть возобновляемыми (лес, вода, растительный и животный мир) и невозобновляемыми (уголь, нефть, руда и др.). Они исчерпаемы, поскольку их пополнение на земле практически невозможно.
Вторая группа - это те предметы труда, которые уже испытывали воздействие труда . Они являются продуктом предшествующего труда, но нуждаются в дальнейшей обработке. Сюда относится сырье, например, пряжа в ткацком производстве или металл на машиностроительном заводе, а также предметы труда, созданные искусственно, поскольку они отсутствуют в природе, например, химическое сырье.
Прежде чем предмет труда превратится в готовый продукт, он проходит одну или несколько стадий обработки от исходного пункта (извлечение веществ природы) до полезного продукта, годного к окончательному потреблению, выступая в качестве полуфабриката.
Так как труд человека направлен на окружающую его природу, то сама природа (земля и ее недра, залежи полезных ископаемых , лесные массивы, вода) является всеобщим предметом труда.
По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире. Здесь сосредоточено 45% природного газа, 23% угля, 13% нефти, 22% мировых запасов леса. Потенциал гидроресурсов страны превышает 850 млрд. киловатт-часов электроэнергии в год. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли, что на 30% больше, чем в США. В середине 90-х годов потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых оценивалась в 28,6 триллиона долларов. Однако следует иметь в виду, что все сельскохозяйственное производство осуществляется в зоне рискованного земледелия. Почти половина территорий России приходится на районы крайнего севера, находится в зоне вечной мерзлоты.
Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметами труда. Это все то, чем он воздействует на предметы труда с целью создания готовых продуктов. Именно в результате этого воздействия удается изменить форму предметов труда, превратить их в продукт, годный для потребления.
К средствам труда относятся прежде всего орудия труда, то есть машины и механизмы, оборудование, приспособления и инструменты, двигатели и передаточные устройства. Это активная часть средств труда, непосредственно воздействующая на предметы труда. Другая часть - это пассивные средства труда, которые непосредственно не участвуют в процессе труда, а лишь создают необходимые условия для производства. Сюда относятся производственные здания, дороги, другие средства сообщения и каналы связи. Активные и пассивные средства труда формируют основные производственные фонды общественного производства.
Всеобщим средством труда служит земля, когда она выступает как место, на котором совершается труд, осуществляется производство или как носительница естественных свойств, используемых в земледелии для выращивания культурных растений.
К средствам труда относятся естественные силы природы, используемые в производстве, например, ветер, пар, электричество, химические ядерные реакции.
Отдельные продукты в одном процессе производства могут служить предметом труда, а в другом выступать как средства труда. Так, например, машины и механизмы, оборудование во время ремонта становятся предметами труда.
Предметы труда и средства труда , взятые вместе, когда они соответствуют друг другу, выступают как средства производства. Они образуют вещественный фактор производства .
Важнейшим средством производства является земля, которая одновременно выступает и как средство и как предмет труда. Поэтому вслед за английским экономистом Уильямом Петти (гг.) можно сказать, что "труд есть отец богатства, а земля его мать".
По расчетам ученых Московского Экономического Института потенциальная стоимость сельскохозяйственных земель в России составляет более 35 триллионов рублей. Нашу землю необходимо беречь, как зеницу ока, преумножать ее плодородие!
В результате взаимодействия вещественных и личных факторов производства создается продукт или оказывается услуга, способные удовлетворить те или иные потребности, а труд выступает как производительный труд.
В современных условия общественное разделение труда позволяет рассматривать продукт как результат деятельности совокупной рабочей силы. Для его производства требуется труд не только рабочих, но и инженерно-технических работников, административно-управленческого персонала, работников прикладной науки, финансово-кредитной системы, менеджеров, предпринимателей.
Ресурсы общества, от которых зависит его существование и развитие, это не только природные богатства - нефть, лес и минералы, не только люди с их способностью к труду. Это знания, образование, культура, мастерство и напористость народа, доступность информации. Надо много трудиться, изобретать, чтобы использовать эти возможности более продуктивно, уметь принимать самостоятельные решения.
1.3. Производительные силы и производственные отношения
В экономической жизни общества отношение людей к природе - это процесс взаимодействия рабочей силы и средств производства , в результате которого происходит превращение веществ и сил природы в продукты, удовлетворяющие потребности людей. Эти отношения людей к природе представляют производительные силы общества.
Производительные силы общества образуют личные и вещественные факторы производства, рассматриваемые в их совокупности, взаимодействии. Взятые изолированно друг от друга, они не могут рассматриваться как производительные силы общества, способные реально удовлетворять человеческие потребности. Именно в своей совокупности и взаимодействии они, выступают как фактически действующие факторы производства, – производительные силы общества.
Как бы ни совершенствовались орудия производства, главным элементом производительных сил общества остается человек, обладающий способностью к труду и проявляющий эти способности.
Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил общества. Именно поэтому рабочая сила – главная производительная сила общества.
Личный фактор производства всегда был и остается главной производительной силой общества , решающим фактором, основным творческим элементом всякого производства. Люди с их способностью к труду являются истинными творцами общественного богатства. Именно люди, благодаря своим возможностям, приобретенным общим и профессиональным знаниям, производственному опыту и трудовым навыкам, трудолюбию приводят в движение средства производства и совершенствуют их, изобретают новые машины, придумывают более эффективные технологии. Постоянное развитие способностей человека, его знаний, профессиональных навыков , духовное обогащение - являются непременным условием дальнейшего развития и совершенствования производства. Поэтому инвестиции в человеческий капитал, расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) остаются самыми эффективными.
Из вещественных элементов производительных сил наибольшее значение имеют орудия труда, активная часть средств производства. Это наиболее революционный элемент производительных сил общества. Распространение новой техники и прогрессивных технологий требует были совершенных, универсальных знаний на производстве.
В современных условиях в непосредственную производительную силу общества превратилась наука , поскольку она активно воздействует на функционирование и развитие всех элементов производительных сил: самих людей, непосредственных производителей материальных благ и услуг (с их опытом и трудовыми навыками) и на предметы труда, и на средства труда и прежде всего на орудия труда, технические средства производства. Именно наука обеспечила технический прогресс ХХ века и обеспечит его дальнейшее развитие в XXI веке. Можно поэтому сказать, что производительные силы общества - это совокупность средств производства, людей, приводящих их в движение и использующих научные знания. Без современного образования, без передовой науки у России нет и не может быть будущего. Ведь в конечном счете все в жизни определяется умениями людей, глубиной их знаний, профессионализмом, их интеллектом.
Производительные силы общества, показывая отношение людей к природе, характеризуют материально-вещественную сторону производства. Другую его сторону составляют производственные отношения.
Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг . Люди не могут производить жизненные блага в одиночку, изолированно друг от друга, не соединяясь для coвместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Воздействуя на природу в процессе реализации себя в качестве производительной силы, люди вступают друг с другом в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в производственные отношения, а производство в связи с этим принимает общественный характер.
Производственные отношения образуют социально-экономическое содержание общественного производства , его общественную форму. Форму не в смысле внешнего выражения, очертания или наружного вида предмета, а в смысле внутреннего строения общественного производства, его структуры, определяющей порядок протекания экономических процессов функционирования и развития производительных сил.
Производственные отношения всегда субъектны. Описание экономической жизни общества в отрыве от деятельности людей, субъектов хозяйствования не может быть плодотворным ни для теории, ни для практики. Это все равно, что биологам “абстрагироваться” от живой природы или в лингвистике – от языка.
Участниками производственных отношений являются люди или их общественные образования - субъекты хозяйствования . К субъектам хозяйствования относятся отдельные лица, занятые экономической деятельностью (производители - потребители, продавцы - покупатели, кредиторы - должники и проч.). Таковыми могут быть товарищества, акционерное общества , учреждения, город, целый хозяйственный регион, институты исполнительной государственной власти, Российская Федерация в целом.
Каждое из производственных отношений обладает собственным содержанием (обусловленным уровнем развития производительных сил и видом и типом собственности) , которое проявляется в характере, способе связи его участников , и направлено на достижение определенного результата , по поводу которого складывается данное отношение между его участниками. В качестве такового выступают результаты производства, товарно-материальные ценности, доходы, прибыль, заработная плата , налоги, процент за кредит, рента и др. Поэтому чтобы выделить и проанализировать то или иное производственное отношение, необходимо определить его участников, раскрыть характер, способ их связи в процессе функционирования данного отношения, найти объект осуществления этого отношения.
Понятие "экономические отношения" более широкое нежели "производственные отношения". К ним, помимо отношений материального производства, относятся отношения людей и их общественных образований в сфере нематериального производства. Следует иметь в виду, что значение последних неуклонно возрастает в связи с сокращением доли материального производства.
Совокупность экономических отношений образуют экономический базис общества, на котором вырастает своя особая организация политических, правовых, этических, психологических, идеологических, национальных, религиозных и других общественных отношений и институтов, составляющих в совокупности надстройку общества. Экономический базис и надстройка тесно взаимодействуют друг с другом. Чтобы ткань экономической системы была прочна, в ней недостаточно укрепление государственного управления экономикой (вертикального переплетения нитей) и горизонтальных связей – деятельности хозяйствующих субъектов. Реальной основой экономической жизни страны может быть лишь само общество , народ как непосредственный участник трудовых отношений, отношений собственности и отношений управления, реального самоуправления на местах, укрепление дисциплины и ответственности, трудовой морали и хозяйского отношения, деятельности политических партий и общественных организаций, направленных на укрепление экономической системы, реальной поддержки обществом экономических и политических реформ.
Между производительными силами и производственными отношениями существует глубокая внутренняя связь. Они находятся в постоянном взаимодействии, взаимовлиянии. Производственные отношения не могут осуществляться и развиваться вне производительных сил общества , а производительные силы всегда функционируют в рамках определенных производственных отношений . Важнейшие особенности и направления этого взаимодействия отражаются в законе соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.
Определенная историческая ступень, уровень в развитии производительных сил общества требует и определенного типа производственных отношений . Таков объективный экономический закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.
Производительные силы являются наиболее подвижной стороной производства, с них начинается его совершенствование. Изменение в производительных силах общества объективно требуют соответствующих изменений в производственных отношениях людей, иначе затруднится или вообще прекратится развитие вещественных и личных факторов общественного производства, может наступить кризис экономической системы в целом.
Производственные отношения более консервативны, поскольку среди участников этих отношений всегда находятся те люди, которым выгодно сохранять старые производственные отношения. В частности, мы медленно идем к рынку не только из-за отсутствия опыта работы в новых условиях, из-за дефицита практических действий правительства или законодателей в этом направлении, но и из-за активного или пассивного сопротивления “реформаторов” первой волны, которые, обогатившись, игнорируют национально-государственные интересы по развитию Российского материального производства.
Опыт истории показал, что далеко не каждый человек, облеченный государственной властью, рискнет самой своей властью, чтобы осуществить реформы для других. Нужна воля, требуется лидер, который возьмет на себя весь груз ответственности, связанный с устранением устаревшей экономической системы и выбором правильного направления, нужно единство исполнительной и законодательной власти , без которого невозможно успешное реформирование экономики.
Производственные отношения могут помочь, а могут и задержать развитие производительных сил общества. Многое зависит от того, соблюдаются или нет требования закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил и в какой мере. Действительно, если производственные отношения соответствуют уровню развития производительных сил, они способствуют развитию последних, двигают производство вперед. Если нет этого соответствия, то производственные отношения превращаются в тормоз развития производительных сил, в препятствие росту производства, удовлетворению потребностей человека. Производственные отношения, таким образом, будучи зависимыми от производительных сил общества, в свою очередь, оказывают на них обратное влияние. Это влияние может быть разным: благоприятным развитию производства или сдерживающим его, мешающим повышению качества жизни населения.
§ 4. Способ производства
Способ производства - это единство и взаимодействие производительных сил общества и его производственных отношений.
Способ производства, взятый в единстве с надстройкой и другими формами жизнедеятельности общества, составляют общественно-экономическую формацию.
Общественно-экономическая формация - это исторически конкретный тип общества, соответствующий определенному способу производства и означающий особую ступень в развитии человеческого общества. На европейском континенте в качестве таковых выступали: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая) формации. Исторический опыт человечества подтвердил, что каждый последующий способ производства всегда что-то наследует от предыдущего, но развивается по восходящей линии.
В мире имели место и отступления от названных выше ступеней общественного развития. В частности, не все страны Европы имели рабовладельческий способ производства, а некоторые народы мира жили в условиях азиатского способа производства.
Азиатский способ производства употребляется здесь не в географическом, а в типологическом (обладающим особенностями, свойственными определенному типу) смысле, так как характеризуется не принадлежностью к азиатскому региону, а комбинацией особых социально-экономических структур, которые имели место и в Европе (Македония, Греция) и в Африке (Египет), и в Америке (империя инков в Перу), и в Китае и отличались тотальным проникновением государства не только во все надстроечные сферы, но и в отношения собственности, что проявлялось в слиянии власти и собственности, где центральная власть волевым актом изымала у производителей прибавочный, а нередко часть необходимого продукта и использовала его для укрепления своего господства. При этом сохранялись внеэкономическое принуждение, личная зависимость производителя от властных структур, а обмен деятельностью и ее результатами осуществлялся не на рынке, а посредством прямого распределения и перераспределения ресурсов, где доход заменялся жалованием и т. д.
В дореволюционной России переплетались элементы общинного, феодального, капиталистического и азиатского способов производства.
Помимо формационного подхода, можно использовать и другие возможности для переодизации развития человеческого общества. Это могут быть стадии цивилизации : 1) неолитическая (от гр. neos - новый + гр. lithos - камень) - последняя эпоха каменного века, 2) восточно-рабовладельческая, 3) античная (от лат. antiguus - древний), 4) раннефеодальная, 5) прединдустриальная, 6) индустриальная (от лат. industria - деятельность, промышленность), 7) постиндустриальная (от лат. post - после); стадии экономического роста : 1) традиционное (от лат. traditio - передача, сохранившийся от старины) общество, 2) переходное общество, 3) переход к индустриальному обществу, 4) индустриальное, 5) стадия массового потребления; уровень конвергенции : 1) теория гибридизации (от лат. hibrida - потомство, полученное путем скрещивания особей, принадлежащим к различным сортам, породам и видам), 2) теория синтеза (от гр. synthesis - соединение, сочетание) и появления смешанной экономики, 3) теория сближения, 4) "революция" менеджеров; типы технологической революции : 1) аграрная (сельскохозяйственная), 2) промышленная, 3) технологическая, 4) информационная; экономические формы производства : 1) натуральное, 2) товарное, 3) планомерно-организованное производство; способы управления: 1) административно-командная (распределительная) система, 2) рыночная экономика, 3) смешанная экономика, которая объединяет элементы различных способов и форм производства, различные методы управления , с различным уровнем развития производительных сил или находится в состоянии перехода от одного социально-экономического состояния в другое.
Нашим экономистам - теоретикам еще предстоит ответить на вопрос: в каком обществе мы живем ныне и куда идем, какую долю прошлого можно сохранить и что сделать нового, чтобы двигаться вперед. Сообщество людей лишь тогда можно назвать обществом, когда у него есть общая цель, объединяющая содружество людей в единое общество, когда к ней ведут люди, стоящие у власти, видящие эту цель и умеющие передать ее другим в осязаемой и приемлемой для большинства людей форме.
Как известно усилиями отдельных партийных лидеров понятие "социализм", как и социалистическое строительство, было дискредитировано, хотя социализм здесь не причем. Поэтому ошибочно утверждение о том, что социализм как экономическая система оказалась нежизнеспособной.
Интересно, что первым, кто употребил термин "социализм" был французский социалист Пьер Леру. Он противопоставлял его индивидуализму и сводил к коллективистскому началу в организации общественной жизни.
В современных условиях следует говорить не о дискредитации (от фр. discrediter - подрывать доверие, умалять авторитет), самой идеи социализма как таковой, а о дискредитации практики руководства экономической системой, которую мы называли социализмом, то есть о дискредитации реальной практики строительства социалистической системы в СССР и других странах социалистического содружества.
Если разграничивать социализм (коммунизм) как политический строй, провозглашенный в нашей стране, и социализм (коммунизм) как идею, то станет ясным, что появление социализма - это не случайное явление, не историческое недоразумение, не внешняя, навязанная из вне идея, как некоторым кажется, а ответная реакция людей на реальные несправедливости капиталистической жизни, воплощение мечты угнетенных и оскорбленных, желающих видеть мир светлее и лучше. Идея социализма возникла из стремления человека преодолеть социально-экономическое неравенство, из стремления создать общество социальной справедливости; из стремления широких масс трудящихся быть хозяевами своей судьбы.
Нельзя начинать возрождение России с “чистого листа”, разрушить “все до основания, а затем”… затем ничего позитивного не будет, если мы не научимся сохранять позитивы, полученные от прежней системы, если не обеспечим нужную новому строю преемственность с этой системой.
В частности, нельзя допускать того, чтобы наши пенсионеры, победившие в Великую Отечественную войну и создавшие России славу мировой державы в послевоенные годы, жили кое-как, в бедности и нищете. Возвратить им положенный долг – это наша политическая и нравственная задача. Хотя в 2000г. пенсии возросли на 28%, минимальная пенсия в России составила 21 доллар в месяц, против 80 долларов в Китае, 667 долларов в США, 833 доллара в Дании и Японии.
Теперь многие говорят, что у нас построен "дикий" капитализм, чем и объясняют сегодняшние трудности.
Конечно, российские реформаторы во многом дискредитировали реформы, особенно когда революционный лозунг октябрьских дней 1917 года: "грабь награбленное" был заменен на лозунг: "грабь заработанное". Но это вовсе не значит, что нужно свернуть реформы, отказаться от дальнейшего обновления социально-экономических отношений. Реформирование экономики не самоцель. Ее смысл состоит в том, чтобы народ стал богатым, а государство – сильным.
Если что-то и вытащит нас из кризиса, то это вера в себя, в Россию, желание и умение работать. Свою Россию надо уметь отстаивать и обустраивать. Другой России у нас не будет, а за границей нас никто не ждет.
Вопросы для самоконтроля :
1. Что является объектом экономической теории?
2. Почему материальное производство является основой экономической жизни общества?
3. Почему рабочую силу и средства производства называют основными факторами общественного производства?
4. Почему рабочую силу, а не человека называют личным фактором производства?
5. Что относится к предметам труда?
6. Что относится к средствам труда?
7. Что называется производительными силами общества?
8. Какую сторону производства характеризуют производительные силы?
9. Что такое производственные отношения?
10. Где функционируют производственные отношения?
12. Какую сторону производства характеризуют производственные отношения?
13. Чем отличаются производственные отношения от экономических отношений в обществе?
14. В чем выражается зависимость производственных отношений от производительных сил общества?
15. Как влияют производственные отношения на развитие производительных сил?
16. Что такое способ производства?
17. В чем отличия одного способа производства от другого?
18. К чему сводится характеристика первобытно-общинного строя, рабовладельческого, феодального, капиталистического, государственного способов производства и многоукладной экономики?
19. Чем экономический уклад отличается от способа производства?
20. Какие признаки характеризуют многоукладную экономику России?
Глава II. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2.1. Предмет исследования в экономической теории
Чтобы успешно решать проблемы экономической науки, необходимо четко очертить границы, рамки ее предмета. Осознание собственных границ предмета экономической теории - это один из признаков ее зрелости как экономической науки.
Предметом экономической теории является та особая сторона экономической жизни общества, которая непосредственно изучается данной наукой. Какая сторона экономической жизни общества здесь имеется в виду?
Когда человек в процессе производства использует в виде средств труда или предметов труда результаты деятельности различных людей или когда производит продукты не для себя, а для других членов общества, которые употребляют их как средства производства или как предметы потребления, то он неизбежно вступает с этими людьми в определенные экономические отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономической теории.
Экономика (от греч. oikonomia - искусство ведения домашнего хозяйства) означает: 1) народное хозяйство данной страны или его часть (соответствующие отрасли или производство); 2) сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в материальных благах; 3) наука об эффективном и рациональном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей в условиях конкретных форм хозяйствования.
Экономика - это совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Поэтому основными элементами (экономический цикл) экономики являются: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство
- главный элемент экономики, ее основа. Производство - это процесс создания жизненных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей людей. В обыденной жизни, когда речь заходит об общественном производстве, чаще всего говорится лишь о производстве материальных благ. Такое понимание общественного производства не является научным. Понятие «общественное производство» и «материальное производство» не являются тождественными. Содержание понятия «общественное производство» является более широким по сравнению с содержанием понятия «материальное производство».
Понятие «общественное производство» обозначает весь процесс производства людьми всей социальной жизни. Оно включает в себя и производство всей совокупности связей и взаимосвязей, которые возникают между людьми и их общностями, и производство материальных и духовных благ.
Распределение включает в себя распределение рабочей силы, средств производства, а также предметов потребления, необходимого и прибавочного продукта. Оно выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Материальные и духовные блага, услуги, доставшиеся по распределению, после отделения их на личные нужды обмениваются на другие товары.
Обмен в основном происходит через рынок. Общей предпосылкой обмена является общественное разделение труда. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимодействия, разрешение возникающих между ними противоречий.
Потребление означает использование изготовленных материальных благ, созданных в процессе производства. Потребление - одна из важнейших сфер экономических отношений. Общественный продукт создается людьми в интересах удовлетворения своих потребностей, поэтому любое производство служит в конечном счете потреблению.
Общественное производство подразделяется на два основных вида: материальное (создание вещественных продуктов) и духовное производство (производство знаний, ценностей, идей). Производство материальных благ всегда выступает в виде конкретного способа производства. Понятие «способ производства» обозначает качественно определенное производство, находящееся на конкретной ступени исторического развития.
Способ производства имеет две органически взаимосвязанные стороны - производительные силы и производственные отношения. Понятие «производительные силы» выражает отношение людей к природе, понятие «производственные отношения» - отношения людей друг к другу в процессе производства.
Выделяют два типа производства: натуральное (производимые блага предназначены для собственного потребления) и товарное (вещи и услуги производятся для продажи на рынке). Процесс производства связан с разделением и кооперацией труда.
Производство организуют и осуществляют люди, используя свои физические силы, знания, опыт, навыки, умения. Это они осуществляют в процессе труда. В процессе труда люди подвергают обработке предметы труда. Предметы труда - это все то, на что направлена трудовая деятельность людей, что подвергается обработке в процессе производства. Всеобщим предметом труда является природа. Непосредственным предметом труда выступает не вся природа, а лишь те ее материалы, которые вовлечены в производство. Предметы труда люди не только обретают в природе, но и создают их сами. В современном производстве используются материалы, которые не встречаются в природе: пластмассы, сплавы и т. д. По мере развития производства состав предметов труда постоянно расширяется, в производство вовлекаются все новые и новые предметы труда.
На предметы труда, подвергающиеся обработке в процессе производства, люди воздействуют с помощью средств труда. Средства труда – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и осуществляет с их помощью свое воздействие на предмет труда.
Состав средств труда чрезвычайно многообразен - от простейшего каменного топора до современных машин и механизмов с автоматическим управлением. Средства труда включают в себя также производственные здания и сооружения, транспорт, линии связи и т. д.
Предметы труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Состав средств производства изменяется в процессе развития человеческого общества.
Основным фактором производства является человек. Предмет труда преобразуется и превращается в продукт благодаря деятельности человека, обладающего знаниями, опытом, умениями и навыками. Эффективность производства напрямую зависит от производительности труда. Производительность труда - это способность человека производить за конкретное время (час, день, неделю, месяц, год) определенное количество изделий или услуг.
Потребности - это нужда в чем-либо для поддержания развития жизнедеятельности человека и общества. Процесс непосредственного удовлетворения потребностей есть потребление. Люди организовывают производство жизненных благ, для того чтобы удовлетворить разнообразные потребности. Любое общество при помощи тех или иных способов производства должно решать проблему удовлетворения потребностей. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства. К основным факторам производства относятся: природные ресурсы, человеческие ресурсы, капитал (инвестиционные ресурсы), предпринимательство или предпринимательская деятельность.
Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?
Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.
Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.
Вопросы и задания к документу
По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.
Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?
По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.
Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.
В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.
Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.
Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.
Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.
Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.
В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.
Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.
Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.
Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;
Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;
Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).
Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?
Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)
Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.
Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.
Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.
Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.
Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.
Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.
Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.
Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)
Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.
В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.
Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).
Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.
Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.
Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?
Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.
Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.
Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.
Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.
В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.
Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.
В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).
Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.
Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.
Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.
Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)
Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?
Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.
В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.
Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.
Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.
Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?
Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.
Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.
Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.
Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.
Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.
Тема №11
Основные сферы жизни общества
Тема №11. Основные сферы жизни общества
1. Экономическая жизнь общества
Экономическая сфера - одна из важнейших сфер жизни общества.
Экономическая сфера есть экономическое пространство , на котором организуется хозяйственная жизнь общества (страны), осуществляется взаимодействие сфер экономики, а также международное экономическое сотрудничество.
Здесь непосредственно воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой.
В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики.
Значение данной сферы, по мнению многих (марксизм) является основополагающим для развития общества.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
А именно, это есть:
а) сфера функционирования материального производства,
б) распределения материальных благ,
в) обмена деятельностью,
г) а также реализация всей совокупности производственных отношений
людей, в том числе отношений собственности на средства
производства.
Экономическая сфера диалектически взаимосвязана с другими сторонами жизни общества (политической, духовной, социальной), активно влияет на них.
Важное значение в экономической жизни общества играет способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ – есть исторически определенный способ добывания материальных благ.
По мнению К.Маркса, он составляет основу и главное содержание экономической жизни общества.
В конечном счете, он (прямо или косвенно) оказывает большое влияние на все сферы жизни общества (на духовную, политическую), на существующую социальную структуру.
Способ производства имеет две стороны :
1) производительные силы
2) производственные отношения (раскрываются марксизмом).
1. Производительные силы:
Люди с их знаниями, умением, навыками к труду;
Средства производства :
1) предметы труда (орудия труда);
2) средства труда (здания и сооружения, с помощью которых
осуществляется производство, сырье, материалы, транспорт).
2. Производственные отношения есть ряд отношений между людьми в процессе производства:
1. Отношения собственности.
Собственники являются хозяева производства, определяют его, нанимают персонал и т.д.
2. Отношения обмена деятельностью между людьми различных профессий на базе сложившегося разделения труда.
3. Отношения распределения созданных в обществе материальных благ .
Последние распределяются между участниками производства, исходя из отношений собственности на средства производства, а также из условий оплаты труда. И затем в соответствии с этим потребляются.
Вывод: Таким образом, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, обмена и распределения и потребления материальных благ.
Ведущую роль при этом играют отношения собственности на средства производства (кто ими владеет).
Экономическая теория изучает
Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
25. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.
Государство в условиях командно-административной экономики
27. Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека:
А. Золотой Век В. Бронзовый Век
Б. Серебряный Век Г. Каменный Век
28. Какое из отношений к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:
«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,
Пусть кричат нам: вы красоты палачи!
Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»:
А. Нигилистическое В. Консервативное
Б. Новаторское Г. Традиционное
29. Как называется художественный стиль первой трети XIX в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма:
А. Романтизм В. Рококо
Б. Готика Г. Ампир
30. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?
А. экономической В. политической
Б. социальной Г. духовной
Класс
1. Соотнесите результаты творческой деятельности и примеры:
1. Открытие
2. Изобретение
3. Рационализаторское предложение
А. Техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия и предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства
Б. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества
В. Новое техническое решение задачи, поднимающее технику на новый уровень
2. К материальному производству относится:
А.исполнение оркестром симфонии П.И. Чайковского
Б.тиражирование в типографии произведений А.П. Чехова
В.открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов
Г.создание М.Ю. Лермонтовым стихотворения «Бородино»
Закончите предложение
Понятие исторического процесса включает…