Собираем досье на контрагента. Фирмы-однодневки: стоит ли ждать послаблений от налоговиков? Новые документы придумали налоговики досье на контрагента

Неосмотрительность в выборе партнера может привести к доначислению налогов и судебному разбирательству. Неблагонадежность другой стороны сделки ставит под сомнение добросовестность самого налогоплательщика. И хотя в Налоговом кодексе РФ закреплена презумпция добросовестности, в суде ее еще нужно доказать. Статья 65 АПК РФ обязывает стороны подтверждать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. То есть недобросовестность налогоплательщика доказывают налоговики, а добросовестность - он сам

29.09.2009
«Экономика и Жизнь»

В ходе налоговой проверки может выясниться, что информация о контрагенте отсутствует в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, его нет по адресу регистрации, он не ведет хозяйственную деятельность и т.д.
В этом случае налоговики потребуют, чтобы налогоплательщик исключил произведенные по сделке затраты (как не отвечающие критериям ст. 252 НК РФ) из налоговой базы. Кроме того, придется уплатить доначисленные налоги, пени и санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.

Но если следовать одному нехитрому правилу и проверять будущего партнера, прежде чем заключать с ним договор, негативных последствий можно избежать. Это правило продиктовано жизнью, четкого указания на него в законодательстве нет, хотя ФАС Северо-Кавказского округа и усмотрел его в ГК РФ, отметив, что при ведении предпринимательской деятельности налогоплательщик в силу названной статьи должен проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, а также наличие у него необходимой регистрации (постановление от 11.04.2005 № Ф08-1187/2005-507А).

Проявление должной осмотрительности

По отношению к новому контр-агенту необходимо проявлять, как говорят налоговики, должную осмотрительность. Определения этого понятия в налоговом законодательстве нет. Не разъясняет его и финансовое ведомство. Вместе с тем оно активно используется в правоприменительной практике.

В пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» должная осмотрительность упомянута в связи с вопросом об определении обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды.

ФАС Поволжского округа, рассматривая спор между налоговым органом и налогоплательщиком, отметил, что должная осмотрительность и осторожность для целей налогообложения подразумевают определение налогоплательщиком доступных и не запрещенных законом способов проверки своего контрагента и факта исполнения им налоговых обязательств (постановление от 03.06.2008 по делу № А65-27419/07).

Как проверить контрагента

Сначала нужно запросить у контрагента регистрационные и учредительные документы, далее получить выписку из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Затем нужно проверить наличие надлежащих полномочий у лиц, действующих от имени контрагента, а также истребовать лицензии, если виды деятельности, которые являются предметом заключаемого договора, лицензируются, или документы, подтверждающие членство в саморегулируемых организациях, когда осуществление деятельности невозможно без этого. В некоторых случаях нужно убедиться, имеет ли контрагент достаточные ресурсы, чтобы самостоятельно выполнить работу по договору. Собрав такое досье, налогоплательщик впоследствии сможет доказать свою добросовестность в суде.

Регистрационные и учредительные документы

К регистрационным документам относится свидетельство о госрегистрации. Вид учредительных документов зависит от организационно-правовой формы контрагента. У акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственных кооперативов и унитарных предприятий учредительным документом является устав, у полных товариществ и товариществ на вере — учредительный договор.

Истребование у контрагента названных документов, по мнению судей ряда округов, — достаточное доказательство, что налогоплательщик предпринял все меры предусмотрительности и осторожности (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2008 № Ф04-7152/2008(16246-А03-41), Поволжского округа от 24.03.2009 по делу № А12-13127/2008 (правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 13.07.2009 № ВАС-8421/09), Московского округа от 21.07.2008 № КА-А40/6517-08 по делу № А40-3034/08-127-13, СевероЗападного округа от 08.05.2008 по делу № А56-18079/2007 (правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 17.09.2008 № 11149/08) и Уральского округа от 25.06.2009 № Ф09-4344/08-С3 по делу № А47-744/2008АК-22).

Выписка из ЕГРЮЛ

Это документ, подтверждающий, во-первых, существование организации, во-вторых, ее правоспособность.

Напомним, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается его ликвидацией. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 и п. 8 ГК РФ). Поэтому есть смысл истребовать у будущего контрагента выписку из ЕГРЮЛ или получить ее самим. При возникновении спора она очень пригодится.

Так, суд признал добросовестность налогоплательщика, который представил выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте, полученную за несколько дней до заключения договора. Вместе с копиями учредительных документов и свидетельством о регистрации она сняла с налогоплательщика все подозрения в недобросовестности (постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2009 по делу № А55-17520/2008), несмотря на то что контрагент не исполнял своих налоговых обязанностей (не сдавал отчетность в налоговый орган).

Проверка полномочий

Представлять интересы организации могут лица, действующие как по доверенности, выдаваемой организацией, так и без нее.

Действовать без доверенности, как правило, могут единоличные исполнительные органы. Такие права должны быть прописаны в учредительном документе, в который следует заглянуть.

Определив должность, наделенную полномочиями представлять интересы организации с правом совершать сделки, надо истребовать документы, подтверждающие избрание или назначение на должность. В АО и ООО это может быть протокол (или решение) общего собрания акционеров или участников об избрании единоличного исполнительного органа общества (директора, президента).

Рекомендуем также запастись приказом о назначении лица, действующего от имени контрагента, если между ним и представляемой организацией сложились трудовые взаимоотношения. Если взаимоотношения носят гражданско-правовой характер (без трудового договора), такой документ не потребуется.

Представлять интересы организации с правом заключения договоров могут и иные лица при наличии выданной им доверенности от имени организации. Например, руководители представительств и филиалов, которые назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ч. 3 ГК РФ).

Проверяя их правомочия, необходимо обращать внимание на доверителя (лицо, от имени которого выдана доверенность) и проверять его полномочия на выдачу доверенности, о которых можно узнать из учредительных документов.

Получив все названные документы, налогоплательщик в полной мере проявит должную осмотрительность и осторожность (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2008 № Ф04-7152/2008(16246-А03-41), Московского округа от 08.06.2009 № КА-А40/5013-09-П, от 28.04.2009 № КА-А40/2372-09, от 15.01.2009 № КА-А40/12805-08, от 24.10.2008 № КА-А40/9227-08 и Уральского округа от 24.09.2008 № Ф09-6322/08-С3).

Некоторые суды считают, что должная осмотрительность подразумевает истребование наряду с учредительными документами выписки из ЕГРЮЛ и документов, подтверждающих полномочия на совершение сделок, и установление личности, действующей от имени контрагента, в частности личности руководителя контрагента (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2009 № Ф04-1904/2009(3556-А67-40). Отсутствие попыток установить личность и проверить полномочия представителя контрагента может быть оценено судом как отсутствие должной осмотрительности (постановления ФАС Московского округа от 30.06.2009 № КА-А40/5794-09 и Уральского округа от 25.06.2009 № Ф09-7444/08-С3).

Порой суды предъявляют очень строгие требования к налогоплательщикам в части проверки контрагента и установления личности, уполномоченной на подписание договоров. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 19.01.2009 № КА-А40/12412-08 оценил действия налогоплательщика как не соответствующие должной осмотрительности, поскольку справка, составленная службой безопасности общества, содержала информацию из Интернета, выезд на место нахождения контрагента не осуществлялся, документы представляли курьеры, директоров поставщиков работники заявителя не видели.

Лицензии и Подтверждение членства в СРО

Виды деятельности, осуществление которых разрешается только при наличии лицензии, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ.

Истребование у контрагента лицензии суды оценивают как проявление должной осмотрительности (постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2008 по делу № А55-4446/08, Западно-Сибирского округа от 29.04.2009 № Ф04-2494/2009(5380-А45-26), Московского округа от 08.06.2009 № КА-А40/3473-09-П и Поволжского округа от 25.04.2008 по делу № А57-10434/06, от 17.07.2008 по делу № А55-16398/2007 (вердикт подтвержден Определением ВАС РФ от 13.10.2008 № 12680/08)).

В отношении тех видов деятельности, в которых лицензирование заменяется на саморегулирование, лицензия перестает быть документом, подтверждающим законность ведения соответствующей деятельности. На смену ему приходят документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, а также документы, подтверждающие правомочность вести ту или иную деятельность. Например, для участников строительных СРО таким документом станет свидетельство о допуске к работам.

Что может контрагент

Необходимо оценить возможности контрагента исполнить договорные обязательства своими силами, если такое условие включено в договор. В частности, располагает ли он материальными и человеческими ресурсами для выполнения работ (оказания услуг), достаточно ли оборотных и внеоборотных активов для обеспечения исполнения договорных обязательств. На такое поведение, оцениваемое как добросовестное, указано в постановлениях ФАС Московского округа от 01.12.2008 № КА-А40/9505-08-П и от 07.08.2008 № КА-А40/6770-08.

Проводить проверку наличия достаточных ресурсов контрагента имеет смысл, если в договоре предусмотрено личное исполнение обязательств без привлечения третьих лиц.

К сведению

В настоящее время федеральное законодательство предусматривает создание саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности: саморегулируемые организации арбитражных управляющих (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), саморегулируемые организации управляющих компаний (Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»), профессиональное объединение страховщиков (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»), саморегулируемые организации оценщиков (Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), саморегулируемые организации негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах») и др.

Отправить на почту

Заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

В условиях ужесточения налогового контроля нельзя подходить к проверке контрагентов формально. Если вы запросите только выписку из реестра, устав и приказ на руководителя, риски остаются. На контрагента надо собирать целое досье. То есть подход к проверке партнеров должен поменяться кардинальным образом.

Главная причина – нашумевшие поправки в Налоговый кодекс, внесенные законом № 163-ФЗ . С 19 августа действует статья 54.1, которая запретила налоговые схемы. Все внимание налоговики теперь уделяют реальности сделки, а не недочетам в «первичке». Для защиты от претензий налоговой теперь важно доказать, что контрагент был способен выполнить обязательства, и компания убедилась в благонадежности контрагента, то есть проявила должную осмотрительность – контрагента проверили от и до, проведя тщательнейшее расследование. По сути, теперь нужно собрать полноценное досье на поставщика или подрядчика.

Какого-то специального и универсального регламента проверки контрагента на добросовестность в природе не существует. Поэтому мы подготовили пошаговую инструкцию, при помощи которой можно проверить контрагента перед заключением договора. Чем больше источников – внешних и внутренних – будет задействовано, тем качественнее получится результат проверки подрядчика (поставщика) и более высокими шансы защитить компанию от доначисления налогов.

Почему главбух не должен проверять контрагентов

Многие компании до последнего времени не утруждали себя проверкой контрагента. А в тех, кто пытался обезопасить себя от сомнительных связей, чаще всего проверку возлагали на главбуха. По ясным причинам такая проверка не выдерживает никакой критики, поскольку бухгалтеры расценивают новую обязанность как дополнительную нагрузку, чаще всего проводят проверку контрагента формально, «для галочки».

Алгоритм проверки контрагента

Шаг № 1. Проверить контрагента по официальным сайтам в интернете

Проверку надежности контрагента можно начать с общедоступных ресурсов в интернете. Благодаря им можно бесплатно и оперативно узнать весьма интересные подробности о потенциальном партнере.

  • Скачать выписку, проверить адрес и директора на «массовость», узнать о дисквалификации директора контрагента, проверить наличие налоговых долгов можно на сайте ФНС egrul.nalog.ru . Тревожные «звоночки»:
    • в ЕГРЮЛ есть отметка о дисквалификации и недостоверности сведений о руководителе;
    • компания часто переезжает с одного адреса на другой или зарегистрирована по массовому адресу.
  • Проверить наличие судебных исков на контрагента, участие в судебных разбирательствах – на сайте kad.arbitr.ru . Особенно опасно, если будущий контрагент бросает дела после первой инстанции, подает иск и не приходит в суд, это подозрительно. Так могут действовать однодневки, которые хотят создать доказательства реальной деятельности. Плохо, если потенциальный партнер проходил по налоговым спорам, и судьи признавали его ненадежным.
  • Проверить наличие долгов, которые уже взыскиваются по суду, позволяет сайт Федеральной службы судебных приставов: fssprus.ru .
  • «Пробить» контрагента по реестру недобросовестных поставщиков на сайте единой системы закупок rnp.fas.gov.ru .
  • Проверка действительности паспорта директора, разрешений на работу и патентов для иностранцев – информационные сервисы Главного управления по вопросам миграции МВД России сервисы.гувм.мвд.рф .

Положение о проверке контрагентов

В целях унификации процедур и методов проверки контрагентов целесообразно разработать и утвердить в компании единый внутренний нормативный акт - Положение о проверке контрагентов (а не издавать приказы о проверке каждый раз при появлении нового потенциального партнера). В нем, в частности, привести перечень документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров перед заключением той или иной сделки. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным сотрудникам под роспись.

Шаг № 2. Изучить сайт контрагента, рекламу и отзывы в интернете

Кроме официальных ресурсов обязательно надо посмотреть сайт будущего контрагента. Но доверять всей информации на нем не стоит. Поэтому сверьтесь с отзывами клиентов о поставщике на тематических сайтах, в СМИ. Полезно изучить мнения бывших сотрудников, которые знают компанию изнутри (см. отзывы о работодателях в интернете).

Что должно насторожить? Отсутствие у компании сайта, неработающая страница в интернете, устаревшая информация. Также тревожный признак – отсутствие рекламы и отзывов клиентов и сотрудников.

Шаг № 3. Нанести визит контрагенту

В идеале, конечно, надо постараться осмотреть не только офис, но и производственные, а также складские помещения будущего контрагента. Еще лучше – если удастся сфотографировать офис внутри и снаружи, производство, товар на складе, автопарк и т. д. Важно сохранить все пропуски в офис и на склад (в т.ч. на проезд машины) – он докажет, что руководство или представитель компании встречались с контрагентом до заключения сделки.

Что должно насторожить? Контрагент отказывается показывать офисные помещения и склады. Также подозрительно, если у компании нет собственных складов и автомобилей для перевозки товаров, хотя контрагент позиционирует себя как прямой поставщик.

Шаг № 4. Лично встретиться с руководством контрагента

Обязательно надо до заключения сделки лично встретиться с гендиректором компании или уполномоченным представителем контрагента – в офисе либо на нейтральной территории (ресторан, конференция, бизнес-завтрак и т.д.).

Во-первых, попросить показать паспорт и доверенность (если дела ведет представитель компании). Во-вторых, нелишним будет сделать совместную фотографию с директором будущего партнера.

Что должно насторожить? Контрагент работает только через представителя, и все документы подписывает сотрудник с доверенностью. Сам гендиректор ни с кем не общается.

Шаг № 5. Запросить у контрагента документы

Перед сделкой необходимо запросить у поставщика следующие документы (заверенные копии):

  • устав;
  • приказ о назначении директора;
  • доверенности на представителей;
  • паспорт руководителя и представителей (дополнительно – письменное согласие на обработку персональных данных);
  • налоговые декларации, бухгалтерский баланс;
  • лицензии и свидетельства (если деятельность подлежит лицензированию либо на нее надо получать специальное разрешение).

Также стоит запросить справку о фактическом адресе и сведения об имуществе и персонале.

Важно!

С одной стороны, вам необходимо проверить отчетность контрагента. С другой, – контрагент не обязан предоставлять информацию. Если он не согласен, имеет смысл попросить письменный отказ. Бухгалтерскую отчетность можно достать самостоятельно – заказать на сайте статистики gks.ru > «Предоставление данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности…».

Что должно насторожить? Будущие контрагенты неохотно предоставляют сведения о себе. В большинстве случаев они ссылаются на коммерческую тайну или персональные данные работников. Но многие сведения, которые нужны для проверки, не считаются тайной. Например, сведения о составе работников, о тех, кто вправе без доверенности действовать от имени компании, о разрешении на конкретный вид деятельности и пр. «Секретную» информацию можно предоставить под обязательство о неразглашении. Если даже на таких условиях документы предоставить отказываются, то сделку заключать рискованно. Если поставщик или покупатель полностью закрывается и отказываются передать любую информацию о себе, с такими сомнительными контрагентами лучше не работать.

На что смотреть в отчетности контрагента

Просто заполучить у контрагента документы – это лишь полдела. Для полноценной проверки необходимо оценить содержащуюся в них информацию. В частности, пробежаться по критериям назначения выездных проверок. Они приведены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Среди них, например, рост доли расходов, зарплата ниже средней по отрасли, уменьшение рентабельности и низкая налоговая нагрузка, доля налоговых вычетов превышает допустимые значения.

Шаг № 6. Провести проверку через ИФНС

Убедиться в благонадежности будущего партнера поможет проверка контрагента в налоговой. В ИФНС можно осуществить проверку контрагента на уплату налогов, запросить данные о суммах долгов, численности штата контрагента. Эти данные не являются налоговой тайной. Также налоговики могут сообщить, вовремя ли контрагент отчитывается и платит налоги. Самостоятельно на сайте https://service.nalog.ru/zd.do можно получить сведения о наличии задолженности по налогам свыше 1000 руб. и информацию о несданной отчетности более 1 года.

Важно!

ИФНС может отказать в предоставлении информации. Но у компании на руках останется запрос и отказной ответ инспекции. Переписка с налоговиками также служит подтверждением осмотрительности.

Можно назначить сотрудника, который будет отвечать за проверку контрагентов. Он составит отчет о результатах анализа надежности поставщика. Этот бесценный документ послужит неоспоримым доказательством того, что компания выполнила все требования закона о должной осмотрительности.

***

Проверка добросовестности контрагентов является стандартом нашей работы при оказании услуг бухгалтерского аутсорсинга . Наша методика проверки позволяет снизить риски наступления налоговой ответственности за контрагентов.

Кроме того, наша компания обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Поэтому мы с радостью поможем документально обосновать причины выбора контрагента.

Связаться с экспертом

Почему экспертизы подписи недостаточно для доначислений

ФНС России выпустила письмо, в котором ориентирует налоговиков уйти от доначислений за формальные нарушения и проверять операции на реальность. Чего ожидать от налоговых проверок и как теперь доказывать должную осмотрительность, - в статье для «БИЗНЕС Online» от партнеров юридической компании АНП «Зенит» Гузель Валеевой и Юлии Заздравной.

Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

С КАЖДЫМ ГОДОМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ВЫИГРЫВАЮТ В СУДАХ ВСЕ РЕЖЕ

Так, в 2016 году больше 80% дел рассмотрены в пользу налоговых органов.

Почему же так происходит?

Причина №1. Рост технической оснащенности налоговых органов, позволяющей в два счета выявлять подозрительные операции и собирать доказательственную базу, а также повышение квалификации сотрудников налоговых инспекций.

Причина №2. Игнорирование судами на местах сформированных ВАС РФ правовых позиций (после упразднения последнего); пробюджетный уклон судебных решений.

Причина №3. Пассивная позиция самих налогоплательщиков («налоговый орган не доказал», «мы не должны отвечать за поставщика», «у нас есть накладные и счета-фактуры, большего Налоговый кодекс не требует»).

Споры о необоснованной налоговой выгоде остаются самыми многочисленными и сложными в налоговом праве. Сложными, в первую очередь, потому, что отсутствуют четкие критерии - когда налоговая выгода является обоснованной, а когда - нет; и как должен предприниматель проверять своего контрагента, чтобы не отвечать за него впоследствии.

Сформулированные ВАС РФ более 10 лет назад критерии (знаменитое постановление № 53 по необоснованной налоговой выгоде), революционные для своего времени, требуют серьезной доработки и уточнения. Предпринятые законодательные инициативы по этому вопросу пока не претворились в жизнь.

И вот недавно ФНС России выпустила письмо , где рассказала налоговикам, как выявлять и доказывать эту пресловутую необоснованную налоговую выгоду. Ключевые и, надо сказать, очень важные для налогоплательщиков выводы следующие.

ВЫВОД 1. ДЕФЕКТ В ПОДПИСЯХ - ЕЩЕ НЕ ПОВОД ДЛЯ ДОНАЧИСЛЕНИЙ

Налоговики должны доказать подконтрольность контрагента самому налогоплательщику и/или нереальность совершенной операции, а не ограничиваться допросом директора и экспертизой подписи. Крайне важный для предпринимателей постулат.

Случай из нашей практики. Строительная компания заключила контракт с субподрядчиком - живой компанией, с директором и главбухом лично знакомы. Работы были выполнены, получены документы. Каково же было удивление налогоплательщика, когда на камеральной проверке выяснилось, что субподрядчик не уплатил НДС в бюджет. Как выяснилось, компания сидит на упрощенной системе налогообложения. На допросе директор подтвердил выполнение работ, но вот подпись свою в счете-фактуре не признал. И на этом основании компании отказали в вычете по НДС.

И суд поддержал налоговиков. Даже инициированная компанией почерковедческая экспертиза, которая показала, что подпись в счете-фактуре принадлежит директору, суд не убедила. К слову, стоило нам подготовить жалобу на директора в правоохранительные органы и направить ее проект нерадивому подрядчику - на следующий день сумма НДС была возвращена на счет компании.

ВЫВОД 2. ПРИ РЕАЛЬНОСТИ ПОСТАВОК ДОНАЧИСЛЕНИЯ НЕЗАКОННЫ

Этот подход сформулирован на основе анализа последних дел, рассмотренных Верховным судом РФ.

Дело «Центррегионуголь ». В 2011 - 2012 годы компания закупала дефицитный уголь марки ССПК у перекупщика «Терминал», у которого не было персонала, производственных активов, складских помещений и транспорта. При этом единственный производитель угля «Кузбассразрезуголь» отрицал, что отгружал топливо «Терминалу» или связанным с ним компаниям.

В пользу реальности поставки говорили показания представительницы «Терминала» по доверенности и сотрудник компании-перевозчика угля. Кроме того, цена приобретения угля марки ССПК у общества «Терминал» соответствовала рыночному уровню.

ВС РФ поддержал компанию, указав на реальность операций и отсутствие признаков формального документооборота.

Дело «Москва-сити» . Управляющая компания делового центра «Москва-сити» нанимала специальные фирмы для уборки территории и нанесения разметки на парковке. Налоговики усомнились в реальности операций. По данным ФНС, у компаний отсутствовали основные средства, справки 2-НДФЛ по сотрудникам не представлялись, а денежные средства обналичивались через фирмы-однодневки. Экспертиза подписей показала, что первичные документы подписаны неустановленными лицами.

Суды двух инстанций поддержали компанию. Реальность работ подтверждалась показаниями руководителей контрагентов и арендаторов делового центра, подтвердивших выполнение спорных работ; а также фотоматериалами, свидетельствующими о наличии старой парковочной разметки, выполнении работ по ее демаркировке и нанесению новой парковочной разметке. Заключение договора на уборку территории согласовывалась префектурой округа города Москвы.

Обе компании были действующими - в их штате состояли сотрудники, которым по расчетному счету выплачивалась заработная плата, аналогичные работы компании выполняли для ряда других крупных организаций, в том числе в рамках государственных контрактов.

Примечательно, что, когда налогоплательщик привлекался к административной ответственности, суммы уплаченных штрафов взыскивались со спорного контрагента. Ему же направлялись к исполнению представления соответствующих органов об устранении допущенных нарушений при содержании (уборке) территории делового центра.

Несмотря на такие весомые аргументы в пользу реальности операций, кассация поддержала налоговый орган. Но ВС РФ отменил постановление кассации.

Какой можно сделать вывод - необходимо уделять еще бо льшее внимание сбору и хранению доказательств реальности операций. Нет, мы говорим не о договорах, счетах-фактурах, товарных накладных и прочей первичке - наличие и достоверность этих документов предполагается.

Когда речь идет о поставке товаров (материалах, оборудования) реальность операции подкрепят доказательства транспортировки (путевые листы, товарно-транспортные накладные, ж/д накладные и т. д.), принятия на учет, хранения и дальнейшего использования.

При выполнении работ - доказательства наличия у контрагента квалифицированных специалистов, техники для выполнения работ; согласования кандидатуры субподрядчика с заказчиком работ; фиксация въезда техники, специалистов субподрядчика на стройку.

При оказании услуг - подробные отчеты, результаты услуг (макеты, чертежи, презентации, фотографии), доказательства использования результатов услуг в деятельности компании.

ВЫВОД 3. ОДИН УСТАВ НЕ СПАСЕТ

Не обошел стороной ведомство и вопрос проверки контрагентов. Так, озвучены новые критерии для проверки контрагентов, которые, без тени сомнения, налогоплательщикам необходимо взять на вооружение.

Помимо стандартного пакета документов (Устав, решение о создании, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.), необходимо подкрепить досье на контрагента следующими бумагами:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловая переписка.

Негативно будут восприняты такие обстоятельства, как:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании - контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении офиса контрагента, складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие личных контактов с руководством контрагента при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т. п.). Ситуация усугубляется, если имеется доступная информация о других участниках рынка идентичных товарах (в том числе предлагающих товары по более низким ценам);
  • отсутствие лицензии, свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ (когда требуются).

Как видим, работы у налогоплательщиков прибавится. Уже сейчас на крупных предприятиях, где число контрагентов исчисляется тысячами, проверкой благонадежности контрагентов занимаются целые отделы.

К чему же приводят такие порядки? Те, кто может себе это позволить - просто отказываются работать с молодыми, небольшими компаниями: уж слишком накладно это - поддерживать малый и средний бизнес в стране.

Немного позитива прибавляет следующий вывод ФНС.

ВЫВОД 4. ПРОВЕРЯТЬ НАДО ТОЛЬКО ПЕРВОЕ ЗВЕНО В ЦЕПОЧКЕ КОНТРАГЕНТОВ

С оговоркой - что именно оно оказывает услугу/ выполняет работы (а не передает на субподряд).

В этом случае недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств не может являться самостоятельным основанием для доначислений.

Что мы наблюдаем сейчас - компании получают «письма счастья» от налоговых органов, из которых узнают, что «поставщик поставщика, который поставляет товар Вашему поставщику (продолжать можно бесконечно) не уплатил налоги ». С советом «уточнить налоговые обязательства» , а не то ждите выездной налоговой проверки.

И такие угрозы реализуются в жизнь.

Случай из нашей практики . Налоговый орган провел «встречки», допросил руководителя поставщика. Документы контрагент представил, директор подтвердил: работали. Но инспектор запрашивает выписки с расчетных счетов контрагентов до седьмого колена и рисует в акте красивые схемки со стрелками, делая вывод: деньги на самом деле обналичивались.

Вполне резонны негодование и вопрос предпринимателей - как компания может проверить, кому там перечисляет ее поставщик деньги? Если даже при налоговой проверке и в суде налоговые органы не охотно показывают банковские выписки контрагентов (приводя лишь выдержки, ссылаясь на налоговую тайну)...

Стоит только напомнить - совсем скоро (точнее к 25.07.2017) на сайте ФНС в открытом доступе будут выложены сведения о среднесписочной численности работников, об уплаченных суммах налогов, о суммах доходов и расходов по бухгалтерской отчетности, а также о размере доначисленных налогов, пеней, штрафов. Все эти данные выведены из понятия «налоговая тайна».

Как это скажется на деловом сообществе - время покажет.

Хочется верить, что подходы ФНС будут восприняты налоговыми органами и судами на местах и число формальных, надуманных придирок и незаконных доначислений сократится. Чего точно не стоит ожидать - так это ослабления контроля со стороны налоговиков.

Это означает, что оценивать налоговые риски, проверять благонадежность контрагентов и собирать доказательства реальности необходимо еще на стадии планирования и осуществления сделок. Ну а если дело дошло до суда - занимать активную позицию, не надеясь, что суд сам во всем разберется.

Гузель Валеева, Юлия Заздравная

В последнее время очень актуальным вопросом с подачи налоговых органов стала так называемая «должная осмотрительность в выборе контрагента». После громкого Постановления ВАС (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=63894 ) это словосочетание теперь известно практически каждому налогоплательщику. Хотя само понятие нигде не определено – ни в налоговом законодательстве, ни в гражданском вы его не найдете.

Что нужно сделать, какие документы запросить у контрагента и как сформировать такое досье, чтобы в случае претензий со стороны налогового органа или судебного разбирательства доказать проявление такой осмотрительности.

  • Действующая выписка из ЕГРЮЛ (30 дней)
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН)
  • Свидетельство о государственной регистрации (ОГРН)
  • Лицензии или специальные разрешения

Документы запрашиваются в копиях, заверенных подписью руководителя контрагента и печатью. Подшиваются в папку (заведите стандартную папку «Контрагенты», с разбивкой по каждому) и хранятся в течение 4-5 лет (как и бухгалтерские и налоговые документы).

Если договор (контракт) будет подписан не руководителем (исполнительным органом, имеющим право действовать без доверенности), то полномочия подтвердит оригинал или заверенная копия доверенности. В доверенности должен быть указан срок действия и полномочия подписанта – проверьте, имеет ли он право заключать такую сделку.

Также приказы о назначении уполномоченных лиц или доверенности на право подписи следует запрашивать, если первичные учетные документы (особенно это касается счетов-фактур) подписывает не генеральный директор и не главный бухгалтер. Конкретный тип документов должен быть указан в доверенности. Подшиваются в ту же папку по соответствующему контрагенту.

В случае если контрагент по устному запросу не представляет документы, советуем запросить их официальным письмом с уведомлением о вручении. Даже если контрагент не ответит (а у него и нет такой обязанности), то в досье будет лежать подтверждающая бумага. А проверить самостоятельно регистрацию и постановку на налоговый учет контрагента можно с помощью сервисов на сайте ФНС.

В некоторых случаях пытаются запрашивать бухгалтерскую и даже налоговую отчетность, а также копии паспортов руководителей и главбухов. Однако ваш партнер имеет полное право вам отказать в предоставлении такой информации. Что чаще всего и происходит. В тоже время, если вы сами работаете с каким-то крупным госзаказчиком, такой отказ с вашей стороны может отрицательно повлиять на исход переговоров и сорвать запланированную сделку.

Советуем не собирать всю информацию по всем, а вычеркнуть, например, разовых поставщиков или подрядчиков. Установить (приказом по компании, к примеру) какую-ту минимальную суму сделки, по которой вы будете собирать досье на контрагента и так далее. Например, наверное, не следует настаивать на предоставлении всех вышеперечисленных документов у Газпрома. Но чем больше будет документов от сомнительных поставщиков, тем будет лучше. Если вы видите, что поставщик сомнительный - запросите копию паспорта руководителя, главного бухгалтера, бухгалтерскую отчетность за последние пару отчетных периодов (с отметкой налоговой о принятии). Для таких поставщиков можно приложить дополнительные подтверждающие документы – выписка из журнала учета посетителей, копия пропуска на автомашину, т.е. дополнительные свидетельства того, что представители контрагента присутствовали на переговорах.

Все вышеизложенное не может дать вам 100 % гарантию, что к вам не будут предъявлены претензии со стороны налоговых органов, но даст дополнительные аргументы при спорах с ними, в том числе и в судах.

Также вы можете воспользоваться сервисом ФНС РФ "Проверь себя и контрагента" http://egrul.nalog.ru/

В режиме он-лайн можно узнать, внесены ли сведения о контрагенте в ЕГРЮЛ, массовые адреса и другую полезную информацию.

Любого предпринимателя или руководителя коммерческой организации беспокоят эти ПЯТЬ ВОПРОСОВ:

— КАК не попасться на работе с однодневками?

— КАК правильно вести досье контрагента?

— КАК проявить и доказать должную осмотрительность при выборе контрагентов?

— КАК выиграть налоговый спор?

— КАК не стать объектом пристального внимания оперативников.

ОТВЕТ ЗДЕСЬ! ВСЕГО ТРИ ПРАВИЛА И ОДНО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ!

Всего три простых правила, которые надо выполнить, чтобы не случилось того, чего никто из нас не хочет... Налоговые споры с налоговой инспекцией не лучшее время в жизни. Судебная практика показывает, что арбитражные суды разрешают дела не в пользу налогоплательщика, если речь идёт о взаимодействии с однодневками.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ!

Если Вы попались на работе с однодневкой и не смогли доказать реальность финансово-хозяйственной деятельности, добросовестность и должную осмотрительность, вероятно Вы проиграете, Вам доначислят налоги, пени, штрафы, а в случае неуплаты налога возбудят уголовное дело.

Поэтому, заренее проявляйте эту самую должную осмотрительность и собирайте доказательства — при заключении договоров требуйте от своих подчинённых или выполняйте сами эти правила.

ТРИ ПРАВИЛА:

1. СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ О КОНТРАГЕНТЕ.

При заключении Договора запросите у нового контрагента, или соберите самостоятельно заверенные печатью организации и подписью ее руководителя, следующие документы:

  • копии учредительных документов;
  • копии свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе;
  • паспортных данных руководителей;
  • копии лицензий;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, счета-фактуры (в частности, протокол о назначении генерального директора на должность);
  • бухгалтерский баланс за прошлый год и за три предыдущих;
  • копию Договора аренды помещения по юридическому (фактическому) адресу, либо Свидетельство о праве собственности.

Данные документы прикладываются к проекту Договора и направляются на подписани руководителю, то есть Вам.

2. ПРОВЕРЬТЕ КОНТРАГЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ ИЛИ СПРОСИТЕ У НАЛОГОВОЙ.

Лицо, отвечающее за экономическую безопасность в компании, юрист, юридическая фирма по Вашему заданию или Вы сами должны провести проверку представленных документов на достоверность сведений и дополнительно собрать следующую информацию:

  • имеет ли контрагент по данным ИФНС статус фирмы — однодневки (направление запроса в ИФНС контрагента);
  • представляет ли налоговую и бухгалтерскую отчетность http://service.nalog.ru/zd.do
  • действительно ли Свидетельство о присвоении ОГРН и ИНН http://www.nalog.ru/rn77/service/invalid_cert/ и http://www.nalog.ru/rn77/service/actual_inn_ul/
  • уплачивает ли налоги http://service.nalog.ru/zd.do
  • представляется ли отчетность по НДФЛ и за какое количество работников (направление запроса в ИФНС контрагента)
  • имеются ли сведения о дисквалификации руководителя контрагента http://service.nalog.ru/disqualified.do
  • не отказывался ли учредитель или руководитель от участия или руководства компанией http://service.nalog.ru/svl.do
  • проверка информации о контрагенте по базе ИДС «Банкротство» http://www.law-soft.ru
  • проверка информации о контрагенте по базам Росстата, получение данных бухгалтерской отчётности http://www.gks.ru/ ,
  • проверка информации о контрагенте по базам Росреестра, получение данных по недвижимости http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/
  • проверка информации о контрагенте по базе «Адреса массовой регистрации» https://service.nalog.ru/addrfind.do
  • проверка паспортных данных руководителя контрагента http://services.fms.gov.ru ;
  • проверка информации о контрагенте по Офшорам http://offshoreleaks.icij.org/search ; http://opencorporates.com/
  • проверка контрагента на наличие судебных тяжб по базе Высшег о Арбитражного суда http://kad.arbitr.ru

Полученная информация распечатывается и прикладывается к уже имеющимся документам и составляет «Досье контрагента». Это Ваше спасение, ваша индульгенция.

3. ХРАНИТЕ ДОСЬЕ КОНТРАГЕНТА

Досье контрагента по завершении визирования и подписания Договора хранится в юридическом отделе (бухгалтерии) совместно с Договором не менее 3 лет.

Досье подлежит актуализации не реже раза в год, за все время работы с данным контрагентом.

В целях обеспечения мероприятий должной осмотрительности при заключении Договоров с новыми контрагентами и снижения налоговых рисков при осуществлении хозяйственно-экономических операций установите этот порядок сбора информации о контрагенте приказом по фирме.

Мы предлагаем Программу подготовки к выездной налоговой проверке которая позволит полностью исключить риски привлечения к налоговой ответственности и даёт возможность выиграть предстоящий налоговый спор в суде.