Война Севера и Юга. От Бречалова ждут главного по молоку в Удмуртии

Концепцию развития молочной отрасли Удмуртии обсудили в госсовете республики с участием руководителей крупнейших хозяйств

В Удмуртии продолжается обсуждение концепции развития молочной отрасли. Очередная дискуссия развернулась в госсовете республики с участием представителей хозяйств региона. Объяснения министра сельского хозяйства их не удовлетворили. Участники встречи вспоминали добрым словом бывшего президента УР Александра Волкова и вопрошали, сможет ли нынешнее руководство региона взять на себя ответственность за развитие АПК региона. Подробнее - в материале «Реального времени».

Миллион тонн молока

В госсовете Удмуртии прошли очередные обсуждения . Важный документ, который по задумке авторов должен вывести отрасль на новый уровень, повысив продуктивность дойного стада, эффективность работы сельхозтоваропроизводителей и объем производства молока до 1,1 млн тонн в год к 2030 году (в 2016 г. он составил 735 тыс.), вызывает споры среди тех, кто давно работает в этой сфере.

Сейчас Удмуртия занимает третье место в России по производству молока в сельхозорганизациях и седьмое по производству товарного молока. При этом по уровню эффективности молочного животноводства республика только на 27-м месте.

Минсельхоз УР считает необходимым работать над усовершенствованием технологий в сельхозорганизациях, строить и модернизировать больше ферм, уделить больше внимание генетике, активнее пользоваться федеральными инструментами (импортозамещение, борьба с фальсификатом, молочные интервенции), выводить продукцию на экспорт. В республике хотят создать обучающий центр для представителей отрасли, чтобы они могли осваивать передовые технологии.

Объемы господдержки за 13 лет должны составить 23,2 млрд рублей или примерно 1,8 млрд в год.

Основные спорные моменты концепции - кооперация и дифференциация хозяйств на сильные и слабые, от чего будут зависеть объемы дополнительной поддержки.

Абрамова подчеркнула, что никто ни при каких обстоятельствах не будет заставлять руководителей закрывать свои неэффективные хозяйства

«Мы понимаем, что минимальная доходность начинается с 6 тонн»

Как пояснила министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова, распределение поддержки со стороны федерального бюджета продолжится по существующим схемам для всех хозяйств. Однако республиканские деньги хотят направить на поддержку эффективных хозяйств. Слабыми предприятиями будут считать те, где отрицательная динамика финансового результата в течение календарного года, не справляются с налоговой нагрузкой, имеют стабильно долги по зарплате и не могут обновлять материальную базу, а также работают с продуктивностью меньше 5 500 тонн в год.

Мы проанализировали данные бухгалтерской отчетности. Если вы доите 4 тонны, каждая голова КРС генерит вам убытков на 15 тыс. рублей, если 5500 - 1350 рублей убытков. Если предприятию так работать комфортно - не вопрос. Но если подходить к вопросу адресной государственной поддержки - над этим стоит задуматься. Мы понимаем, что минимальная доходность начинается с 6 тонн, - отметила Абрамова.

Сейчас по данным Минсельхоза УР, продуктивность коров в сельхозорганизациях республики составляет 5 737 тонн. К 2030 году согласно концепции регион должен выйти на уровень 9 тонн, т.е. на 59%. Абрамова подчеркнула, что никто ни при каких обстоятельствах не будет заставлять руководителей закрывать свои неэффективные хозяйства или создавать невыносимые условия, они так же будут получать предусмотренные федеральным законодательством меры господдержки. Но больше денег из республиканского бюджета будут давать тем, кто будет работать над повышением продуктивности, улучшением качества стада, материально-технической базы.

Она также подчеркнула, что предприятия не будут насильно склонять к объединению, однако она надеется, что руководители хозяйств смогут найти общий язык и проведут кооперацию.

Стабилизация производства и дальнейшее развитие животноводства невозможно без научного обеспечения отрасли, без улучшения племенных и продуктивных качеств поголовья, без укрепления кормовой и совершенствования материально-технической базы отрасли, - поддержал выступление министра председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по АПК Владимир Варламов. - Однако любой эффективной деятельности должны предшествовать определение конечной цели, способы или механизмы её достижения, этапность или последовательность выполнения поставленных задач. В этой связи на первый план выходит необходимость стратегического планирования деятельности с целью выявления наилучших вариантов и способов достижения поставленных целей.

«Стабилизация производства и дальнейшее развитие животноводства невозможно без научного обеспечения отрасли», - поддержал выступление министра Владимир Варламов

Социальная нагрузка и разница севера и юга

В необходимости концепции развития молочной отрасли участники обсуждения, похоже, не сомневались, однако ряд моментов вызвал негативную реакцию. В первую очередь, это вопрос с объединением хозяйств и разделением на сильные и слабые предприятия.

По опросу предприятий, присоединив одно предприятие к другому, мы с большей вероятностью получим еще одно неэффективное предприятие, и на эти грабли мы с вами уже наступали. Да и желающих принять участие в этой схеме нет, а уменьшение мер поддержки приведет к ликвидации предприятий с вытекающими из этого последствиями, - высказался заместитель управляющего производственной площадки «Кезский сырзавод» ОАО «Милком», депутат госсовета Игорь Стрелков.

По его словам, с точки зрения концепции и дорожной карты минимальную господдержку должны получить 11 предприятий в Кезском и Балезинском районах на севере республики. При этом хозяйства эти достаточно крупные, на них трудятся больше 20% работающего там населения. Они несут социальную нагрузку, занимаются водоснабжением сел, поддерживают инфраструктуру, помогают материально местным школам и детским садам, так как у бюджета района и республики не хватает на это средств. При этом такая минимальная господдержка даже не покроет выплачиваемые ими налоги.

Эти предприятия произвели инвестиции в укрепление материально-технической базы. Районы находятся на разном уровне развития. Если говорить про северные, мы только-только вылезли из свинарников. Коровы только-только, узнали, что такое свет в коровниках, - добавил он.

При обсуждении высказывалось предложение направлять больше поддержки северным районам Удмуртии, где из-за более сложных природно-климатических условий производительность хуже, чем в хозяйствах южных районов.

По словам Стрелкова, с точки зрения концепции и дорожной карты минимальную господдержку должны получить 11 предприятий в Кезском и Балезинском районах на севере республики

Наши хозяйства сравнивать с хозяйствами южных районов никак нельзя. Мы никак с ними конкурировать не будем. Мы все равно должны думать о тех хозяйствах, которые в сложных климатических условиях живут. Взять, к примеру, наше хозяйство, газа нет, дорог нет. И таких хозяйств много в Балезинском и Кезском районах. И что с ними делать? А с людьми? Никто не против развития, но надо этот вопрос решать комплексно, - сказал представитель СПК Сергинский из Балезинского района.

Комментируя журналистам позднее возможность увеличения субсидий для хозяйств северных районов, Ольга Абрамова отметила, что такое невозможно, все должны быть в равных условиях. По ее словам, в северных районах есть хозяйства, которые дают продуктивность больше 5 800 тонн, поэтому все зависит от руководства и умения организовать работу, а не от климата. С точки зрения Владимира Варламова, в качестве дополнительной поддержки от республики здесь могут быть вложения в инфраструктуру районов, строительство газовых сетей и дорог.

«У нас есть прекрасная сельхозакадемия, откуда люди напрямую идут в торговые центры работать»

В самой концепции ничего про инфраструктуру нет, однако именно эти вопросы интересовали практически всех выступавших.

Доярка пришла с работы, стационары сократили, ФАП не работает, она за уколом поехала в райцентр. Всех посокращали, комфорт убрали, а проблема осталась. Мы о человеке забываем, - отметил председатель СПК - колхоз «Авангард», депутат госсовета Фарит Халитов. - Комфортную среду создаем в городе. И так туда с деревни бежали люди. Нет, надо «Комфортную городскую среду» принять. А когда примем комфортную среду сельскую? Концепция должна комплексной быть. Почему мы раздраженно ее воспринимаем? Когда увидели там, что слабые хозяйства должны кончиться, в то же время в госсовете принимаем решение дать налоговые льготы вновь созданным предпринимателям, а будет ли еще толк от этого предпринимателя? Надо ли присоединять? Может, нам старые вопросы решить? У нас есть прекрасная сельхозакадемия, откуда люди напрямую идут в торговые центры работать. И с этой пенсионной реформой - выйдет доярка в 55 лет, а она ноги еле волочит.

При этом он добавил, что заложенное в концепции уменьшение доли производства молока в личных подсобных хозяйствах с 12% до 2% к 2030 году - это большая ошибка. ЛПХ нужно стимулировать, потому что именно там закладываются основы ведения хозяйства для подрастающего поколения, воспитывается интерес к работе в АПК.

О необходимости комплексного подхода для развития сельских территорий говорила и генеральный директор «Зуринского агрокомплекса» Елена Чиркова. Концепция - хорошо, но кто и как ее будет выполнять не ясно с таким оттоком населения из деревни. Предприятия готовы повышать эффективность, но в условиях падения закупочных цен на молоко, роста затрат на ГСМ, налоги и необходимости возвращать взятые в более благополучные годы кредиты, это выполнить крайне сложно. В трудный период республиканский бюджет на помощь сельхозпроизводителям не пришел, при этом пока об увеличении статей на поддержку АПК речи не идет, обещают лишь сохранить на уровне этого года.

У нас в Балезинском районе 1900 работающих в сельском хозяйстве. За год 60 человек убыло, через 11 лет 660 человек уйдет. Кто будет работать? А за счет чего мы будем производительность увеличивать? Как конкурировать с Западом? Если в Германии 67 коров на тысячу гектаров, в Америке - 37, у нас - 7. Нужны хорошие деньги, нужна хорошая техника, - посетовал один из участников обсуждения.

«Сегодня принимаем концепцию, но кто за нее будет ответственность нести?»

При этом во время обсуждения участники не раз вспоминали первого президента Удмуртии Александра Волкова, который уделял очень много внимания сельскому хозяйству, для него эта отрасль была приоритетной. Он часто бывал в районах, посещал хозяйства, и меры господдержки тогда доходили до 1 рубля на литр произведенного молока. Один из выступавших заявил, что должен быть вице-премьер, который будет конкретно отвечать за выполнение концепции.

Первое лицо республики - глава и вице-премьер, если они не возьмутся за эту концепцию, ничего не получится у нас, надо просто через свой организм эту концепцию пропустить, - сказал другой представитель отрасли из Шарканского района.

Давайте, сегодня принимаем концепцию, но кто за нее будет ответственность нести? Чтобы не было так, что не получилось, ряд хозяйств рухнул, и никто за это не ответит, - отметила Елена Чиркова.

Хотя участники обсуждения не высказывали явных претензий к нынешнему главе региона Александру Бречалову, намеки были достаточно ясны

Хотя участники обсуждения не высказывали явных претензий к нынешнему главе региона Александру Бречалову, намеки были достаточно ясны. Руководитель республики далек от сельского хозяйства, так что представители отрасли чувствуют себя обделенными вниманием. Отдельного вице-премьера, отвечающего за АПК, в правительстве нет, хотя в представленной год назад структуре кабмина такая позиция была. Бречалов тогда объяснял, что пока не нашел человека на эту должность. В результате АПК отдали под кураторство другому далекому от сельского хозяйства человеку - вице-премьеру Александру Свинину, который помимо этого отвечает за экономическое развитие и спорт.

Подводя итог, Ольга Абрамова отметила, что за реализацию концепции будет отвечать Минсельхоз, а глава региона уделяет этой теме большое внимание. Предложения будут учтены, концепцию примут, и она станет частью региональной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Михаил Красильников, фото udmgossovet.ru

Удмуртская Республика является республикой в составе Российской Федерации.

Столица Удмуртской Республики -- город Ижевск -- основан в 1760 году как поселок при железоделательном заводе графа Петра Шувалова. Сейчас в Ижевске проживает свыше 650 тыс. человек. Здесь расположены десятки промышленных предприятий металлургии, машиностроения, точного приборостроения и других отраслей народного хозяйства. Это крупный научный и культурный центр с мощным интеллектуальным потенциалом.

Многонациональный характер населения Удмуртии придает особенный колорит культурному наследию республики. В Удмуртии проживает более 1 млн. 600 тыс. человек. Русские составляют 58 % всего населения республики, удмурты -- 31%, татары -- 7 %. Коренное население -- удмурты.

Численность постоянного населения УР отражена в таблице 1.

Таблица 1

Численность постоянного населения УР http://udmstat.gks.ru/digital/region1/default.aspx

Таким образом, видим отрицательную динамику численности постоянного населения в 2007 - 2010 гг.

Численность постоянного городского и сельского населения УР представлена в таблице 2.

Таблица 2

Численность постоянного городского и сельского населения УР http://udmstat.gks.ru/digital/region1/default.aspx

Таким образом, видим, что численность городского населения всех возрастов более, чем в 2 раза превышает численность сельского.

Данные о естественном движении и миграции населения УР за 2010 год отражены в таблице 3.

Таблица 3

Данные о естественном движении и миграции населения УР за 2010 год http://udmstat.gks.ru/digital/region1/default.aspx

Видим, что число родившихся превышает число умерших в 2010 году; естественный прирост населения составил 584 человека; число браков более чем в 2 раза превысило число разводов; число выбывших превысило число прибывших на 3611 человек; миграционный прирост населения сократился на 3611 человек; общий прирост населения уменьшился на 3027 человек.

Исторически основу промышленности Удмуртии составляет отрасль машиностроения и металлообработки. Важное место в промышленности Удмуртии отведено лесной и деревообрабатывающей промышленности. Успешными темпами развивается и стекольная промышленность.

Топливная промышленность - вторая по значимости в Удмуртии, ее доля в промышленности составляет 26 %.

Нефтяная промышленность региона находится на подъеме, что характерно и для страны в целом. Однако и здесь есть свои проблемы, такие, как потери нефти вследствие прорывов на трубопроводах из-за их износа, что помимо этого ведет к ухудшению экологической обстановки.

Удельный вес отрасли машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства Удмуртской Республики составляет 34,5 %. Данная отрасль обладает существенным научно-техническим и экспортным потенциалом. Для предприятий машиностроения и металлообработки характерны относительно стабильный спрос, ориентация на государственные заказы и экспорт.

Основная специализация Удмуртской Республики - оружие - сделала республиканское машиностроение чрезвычайно зависимым от политической конъюнктуры и государственных закупок.

Многие предприятия Удмуртской Республики осваивают производство новой продукции. К ним относят ОАО «Ижевский мотозавод „Аксион-холдинг“» (производство оборудования для ОАО «РЖД», выпуск реанимобилей, реанимационных устройств для новорожденных, сконструирован новейший тип кардиодефибрилляторов); ОАО «Ижевский радиозавод» (продукция для топливноэнергетического комплекса, освоена технология производства навигационных приемников для гражданских целей и радиоприемных устройств); ФГУП «Ижевский механический завод» (освоение производства кардиостимуляторов); ОАО «Сарапульский радиозавод-холдинг» (разработка нового прибора жизнеобеспечения для прогнозирования последствий операций); ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол“» (открытие нового производства «Метеор» по выпуску медицинских физиорастворов); ОАО «Ижмаш» (работа по созданию стрелкового оружия). Акционерным обществом «Ижевский машиностроительный завод» осуществлено обновление выпускаемой продукции, проведена техническая подготовка, ФГУП «Воткинский завод» освоил выпуск новых видов наукоемких и высокотехнологичных изделий гражданского назначения для газоперекачивающего оборудования, узлов для атомных электростанций, комплексов оборудования по переработке твердых радиоактивных отходов. ОАО «Буммаш» произвело оборудование по утилизации боевых химических отравляющих веществ (г. Камбарка). Предприятия готовятся к работе в условиях ВТО. Плеханова Е.Ф. Цели и задачи структурной перестройки промышленности Удмурдской республики // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2007. № 4, c. 60-66.

На сегодняшний день Удмуртия является инвестиционно привлекательной (инвесторы охотно вкладывают средства в стрелковое и охотничье оружие). Предприятиям, которые не могут самостоятельно найти оптимальный путь развития по рекомендациям правительства, оказывают содействие финансовые институты и лизинговые компании. Минпром Удмуртии активно сотрудничает с учеными, разрабатывающими соответствующие проекты.

К прогрессивным структурным сдвигам относят такие изменения в структуре экономической системы (экономики в целом, промышленного комплекса, отрасли, предприятия и т. д.), которые обеспечивают ее формирование в соответствии с современными перспективными мировыми тенденциями и создают условия для долговременного устойчивого развития данной экономической системы. Мингалева, Ж. А. Теоретико-методологические основы приоритетного инвестирования прогрессивных структурных сдвигов в промышленности: автореф. … д-ра экон. наук / Жанна Аркадьевна Мингалева. - Пермь, 2006, c. 42.

9 октября 2009 г. Государственный совет Удмуртской Республики утвердил Законом УР №40-РЗ «Стратегию социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года», разработанную Центром стратегических разработок «Северо-запад» и Правительством УР.

В стратегии дается оценка современного состояния экономики УР и рассматривается два сценария развития региона: инерционный - «Полифункциональный процессинговый центр», и целевой - «Диверсификация и технологический переход».

В стратегии определены миссия, цель и задачи республики.

Миссия - к 2025 г. - становление развитого промышленного региона страны, поставляющего высокотехнологичную продукцию на российский и мировые рынки.

Цель - повышение эффективности и устойчивости экономики и улучшение качества жизни населения.

Задачи - диверсификация экономики, сохранение высокого качества человеческого потенциала, повышение устойчивости системы расселения.

Перспективными рыночными нишами для предприятий республики определены:

Производство оборудования для добычи нефти на малодебитных скважинах;

Производство автокомпонентов и автомобилестроение;

Производство средств связи, медицинской техники и иных видов электрооборудования;

Производство специальных видов сталей;

Производство энергетического оборудования для ЖКХ.

При этом Удмуртия сохранит свое положение значимого поставщика вооружений (боевое, стрелковое оружие, ракеты), специальной радиотехники, материалов и элементов для атомной промышленности. Развитие этого сектора целиком и полностью определяется государственным оборонным заказом.

Реализация Стратегии пройдет в три этапа:

Первый - «Подготовительный» (2009-2011 гг.);

Второй - «Переходный» (2012-2017 гг.);

Третий - «Новая экономика» (2018 - 2025 гг.). Баскин А.С. Стратегия развития республики: взгляд с позиций концепции рефлексивности // Вестник Удмуртского университета. 2010. № 2-1, c. 6-9.

Принятая в 2008 г. Концепция развития РФ до 2020 г. определила задачи перехода страны на инновационный путь развития. Создание инновационной, умной, по выражению Д. Медведева, экономики предполагает технологическую модернизацию страны. Важным ее направлением является создание и внедрение нанотехнологий.

Среди предполагаемых в Стратегии инновационных проектов наиболее крупный - Особая экономическая зона технико-внедренческого типа для развития промышленного производства гражданского и оборонного профиля. Однако концепция формирования такой зоны предложена в самом общем виде.

Стратегия развития УР потребует конкретизации и уточнения. И необходимо, пока время не упущено, вовлечь в процесс обсуждения путей, средств ее реализации широкие слои населения, особенно молодежь, что станет залогом достижения поставленных целей.

Сельское хозяйство Удмуртии - аналитическая статья, подготовленная специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр". Материалы статьи включают в себя следующие данные о сельском хозяйстве Удмуртии: общие объемы производства сельхозпродукции в стоимостном выражении, размеры посевных площадей и валовые сборы основных растениеводческих культур, численность поголовья скота, производство основных видов продукции животноводства, место и доля региона в производстве сельскохозяйственной продукции по виду в России.

С ситуацией в сельском хозяйстве других регионов России, страны в целом, а также с тенденциями ключевых продовольственных рынков, динамикой цен на сельскохозяйственное сырье и продукты питания можно ознакомиться, перейдя по ссылке - .

Сельское хозяйство Удмуртской Республики в 2015 году обеспечило объем производства продукции на сумму в 67,3 млрд руб. Доля Удмуртии в общем объеме сельхозпродукции, произведенной в России, находилась на уровне 1,3% (28-е место среди регионов РФ). В Удмуртской Республике производилось 5,9% всей сельскохозяйственной продукции Приволжского ФО.

Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в Удмуртской Республике, по расчетам "АБ-Центр", составило 44,3 тыс. руб. (29-е место в рейтинге российских регионов). В 2015 году в среднем по России данный показатель находился на отметке 34,4 тыс. руб.

Специализация сельского хозяйства Удмуртии

В сельском хозяйстве Республики Удмуртия в 2015 году ведущую роль занимала продукция животноводства. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в данном регионе на долю животноводства пришлось 58,2%. Доля продукции растениеводства составила 41,8%.

Животноводство Республики Удмуртия в первую очередь представлено молочно-мясным скотоводством. В 2015 году Удмуртская Республика по размеру стада крупного рогатого скота (КРС) заняла 18-е место среди регионов РФ, в том числе по размеру стада коров - 21-е место. По объемам производства молока Удмуртская Республика вошла в ТОП-10 регионов-производителей, заняв 10-е место. По объемам производства говядины вошла в ТОП-20 регионов-производителей, расположившись на 18-м месте рейтинга.

По численности стада свиней Удмуртия заняла 29-е место среди российских регионов. По объемам производства свинины - вошла в ТОП-20 регионов-производителей, заняв 17-е место.

По объемам производства мяса домашней птицы Республика Удмуртия в 2015 году заняла 39-е место в рейтинге. Вошла в ТОП-20 регионов-производителей яиц домашней птицы - 19-е место.

Поголовье овец и коз вывело Удмуртию на 44-е место в общероссийском рейтинге, а по объемам производства баранины и козлятины данный регион занял 29-е место.

Удмуртская Республика в 2015 году вошла в ТОП-10 регионов-производителей озимой и яровой ржи и овса, заняв 9-е и 10-е места соответственно. Из зерновых культур в данном регионе также выращивались просо (21-е место в рейтинге регионов-производителей), озимый и яровой ячмень (31-е место), гречиха (35-е место), озимая и яровая тритикале (46-е место) и озимая и яровая пшеница (47-е место).

По сборам зернобобовых культур Удмуртия заняла 27-е место в общероссийском рейтинге регионов-производителей зернобобовых, в том числе по сборам гороха - 26-е место.

Из масличных культур в Удмуртской Республике выращивались семена горчицы (24-е место среди регионов РФ), семена рыжика (30-е место), соевые бобы (44-е место) и семена озимого и ярового рапса (47-е место).

Производство картофеля промышленного выращивания (в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах) в Удмуртской Республике в 2015 году находилось на высоких отметках. По данному показателю Удмуртия вошла в ТОП-20 регион-производителей картофеля, заняв 11-е место в общероссийском рейтинге.

Объемы сборов овощей открытого и защищенного грунта промышленного выращивания в 2015 году вывели Удмуртскую Республику на 41-е место в рейтинге регионов-производителей. В том числе по сборам овощей открытого грунта - на 36-е место, тепличных овощей - на 40-е место.

отрасли животноводства

В сельском хозяйстве Удмуртии животноводство играет первостепенную роль. На долю этой отрасли пришлось 58,2% всей произведенной сельскохозяйственной продукции региона.

В 2015 году стоимость продукции животноводства в Удмуртской Республике, по предварительным данным Росстата, составила 39,2 млрд руб. Доля региона в общей стоимости всей продукции животноводства, произведенной в РФ, находилась на уровне 1,6% (24-е место в общероссийском рейтинге).

Животноводство Удмуртии в 2001-2015 гг. характеризовалось:

Сокращением стада КРС, в том числе коров, при этом отмечалось незначительное падение объемов производства говядины и рост производства молока;

Ростом объемов производства свинины;

Увеличением объемов производства мяса птицы и яиц;

Снижением поголовья овец и коз и объемов производства баранины и козлятины.

Производство мяса по виду в Удмуртии в 2015 году выглядело следующим образом. Общий объем производства мяса всех видов в убойном весе составил 120,5 тыс. тонн. Из этого объема на свинину пришлось 44,3%, на мясо домашней птицы - 29,1%, на говядину - 25,0%, на баранину и козлятину - 1,2%, на другие виды мяса - 0,5%.

Скотоводство Удмуртии

Поголовье крупного рогатого скота в Удмуртской Республике по состоянию на конец 2015 года составило 344,6 тыс. голов (1,8% от общей численности стада КРС в России). В том числе, поголовье коров насчитывало 133,7 тыс. голов (1,6%). За 5 лет (к показателям 2010 года) размер стада КРС сократился на 8,7%, за 10 лет - на 21,1%, к 2001 году - на 26,6%. Поголовье коров за 5 лет уменьшилось на 10,1%, за 10 лет - на 25,3%, к 2001 году - на 32,3%.

Производство говядины в Удмуртии в 2015 году находилось на уровне 53,0 тыс. тонн в живом весе (30,1 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). За 5 лет объемы производства говядины в регионе снизились на 6,9%, за 10 лет - на 11,3%, к показателям 2001 года - на 6,4%. Доля Удмуртии в общем объеме производства говядины в России составила 1,8%.

Производство молока в Удмуртии в хозяйствах всех категорий в 2015 году составило 729,0 тыс. тонн (2,4% от всего производимого молока в России). За 5 лет объемы производства молока в данном регионе выросли на 8,6%, за 10 лет - на 15,8%, к 2001 году - на 28,1%.

Свиноводство Удмуртии

Поголовье свиней в Удмуртии по состоянию на конец 2015 года во всех категориях хозяйств составило 258,3 тыс. голов (1,2% от всего стада свиней в России). За 5 лет размер стада свиней в данном регионе сократился на 18,0%, за 10 лет - на 6,7%, однако к 2001 году - вырос на 4,7%.

Производство свинины в Удмуртии в 2015 году составило 68,6 тыс. тонн в живом весе (53,4 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). За 5 лет объемы производства свинины в регионе выросли на 4,3%, за 10 лет - на 30,0%, к 2001 году - на 46,6%. Доля Удмуртской Республики в общероссийском производстве свинины находилась на уровне 1,7%.

Птицеводство Удмуртии

Производство мяса птицы в Удмуртской Республике в 2015 году составило 47,0 тыс. тонн в живом весе (35,1 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). Объемы производства данного вида мяса в Удмуртии растут быстрыми темпами. За 5 лет они выросли на 32,4%, за 10 лет - на 123,8%, к 2001 году - в 3,0 раза. В общем объеме произведенного в стране мяса птицы в 2015 году доля Удмуртии составила 0,8%.

Производство яиц в Удмуртии в 2015 году в хозяйствах всех категорий составило 939,7 млн штук (2,2% от общероссийского объема производства). В регионе отмечается рост производства яиц. За 5 лет объемы снизились на 1,3%, однако за 10 лет - выросли на 22,4%, к 2001 году - на 58,4%.

Овцеводство и козоводство Удмуртии

Поголовье овец и коз в Удмуртской Республике по состоянию на конец 2015 года составило 65,2 тыс. голов (0,3% от общей численности овец и коз в РФ). За 5 лет размер стада овец и коз в данном регионе сократился на 2,3%, за 10 лет - на 23,6%, к показателям 2001 года - на 47,6%.

Производство баранины и козлятины в Удмуртской Республике в 2015 году составило 3,2 тыс. тонн в живом весе (1,4 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). За 5 лет объемы производства данных видов мяса в регионе выросли на 0,8%, но за 10 лет произошло их сокращение на 2,2%, к 2001 году - на 26,7%. Доля Удмуртии в общем объеме производства баранины и козлятины в России составила 0,7%.

Сельское хозяйство Удмуртии - отрасли растениеводства

В сельском хозяйстве Удмуртии на долю отраслей растениеводства в 2015 году пришлось 41,8% всей произведенной продукции в стоимостном выражении. Производство продукции растениеводства в Удмуртской Республике в 2015 году в стоимостном выражении составило 28,1 млрд руб. (1,1% от общей стоимости произведенной растениеводческой продукции в РФ, 31-е место в рейтинге регионов).

Посевные площади в Удмуртии

Общий размер посевных площадей в Удмуртии в 2015 году находился на уровне 1 028,9 тыс. га (1,3% от всех посевных площадей в России, 26-е место в рейтинге).

В структуре посевных площадей Удмуртии в 2015 году наибольшую долю занимали кормовые культуры (58,7% от всех посевных площадей в регионе), озимый и яровой ячмень (13,2%), овес (8,2%), озимая и яровая пшеница (7,5%), озимая и яровая рожь (5,2%), зернобобовые культуры (1,7%), картофель (1,0%). В менее значительных масштабах выращивались озимый и яровой рапс (0,2%), озимая и яровая тритикале, просо, овощи открытого грунта в промышленном секторе, горчица (по 0,1%), гречиха (0,03%), соя (0,01%) и рыжик (доля незначительна). На прочие площади пришлось 4,0%.

Производство продукции растениеводства в Удмуртии

Производство пшеницы в Удмуртии . Производство озимой и яровой пшеницы в Удмуртской Республике в 2015 году снизилось на 2,0%, по отношению к показателям 2014 года, до 108,9 тыс. тонн (0,2% от общероссийского сбора пшеницы). Посевные площади под данную зерновую культуру увеличились на 2,9%, их размер составил 77,0 тыс. га (0,3% от общей площади посева пшеницы в РФ, 43-е место среди российских регионов).

Производство ржи в Удмуртии . Сборы озимой и яровой ржи в Удмуртской Республике в 2015 году опустились на 29,6% до 59,8 тыс. тонн (2,9% от общероссийского сбора ржи). Посевные площади под данную культуру сократились на 10,6%, их размер составил 53,2 тыс. га (4,1% от всех площадей ржи в РФ, 7-е место в рейтинге регионов).

Производство тритикале в Удмуртии . Объемы производства озимой и яровой тритикале в Удмуртской Республике в 2015 году уменьшились на 25,2% до 1,7 тыс. тонн (0,3% от общего сбора тритикале в РФ). Посевные площади под данную культуру сократились на 33,0%, их размер составил 1,5 тыс. га (0,6% от всех площадей тритикале в РФ, 43-е место в рейтинге).

Производство ячменя в Удмуртии. Валовые сборы озимого и ярового ячменя в Удмуртской Республике в 2015 году снизились на 12,2%, было собрано 211,4 тыс. тонн (1,2% от всех сборов ячменя в РФ). При этом размеры посевных площадей данной зерновой культуры выросли на 6,7% и составили 136,1 тыс. га (1,5% от всех площадей ячменя в РФ, 27-е место в рейтинге).

Производство овса в Удмуртии . Сборы овса в Удмуртской Республике в 2015 году уменьшились на 14,4% до 121,9 тыс. тонн (2,7% от общего объема производства овса в РФ). Посевные площади под овес в данном регионе увеличились на 7,1%, их размер составил 83,9 тыс. га (2,8% от всех площадей овса в РФ, 12-е место в рейтинге).

Производство проса в Удмуртии . Объемы производства проса в Удмуртии в 2015 году сократились на 35,5% до 1,2 тыс. тонн (0,2% от общероссийского производства проса). Размеры посевных площадей под данную культуру уменьшились на 49,5% до 1,1 тыс. га (0,2% от всех площадей проса в РФ, 16-е место в рейтинге).

Производство гречихи в Удмуртии . Сборы гречихи в Удмуртской Республике в 2015 году значительно возросли - в 8,8 раза и составили 0,6 тыс. тонн (0,1% от всех сборов гречихи в РФ). Посевные площади под гречиху за прошедший год выросли на 102,8%, их размер составил 0,4 тыс. га (0,04% от всех площадей гречихи в РФ, 40-е место в рейтинге).

Производство зернобобовых культур в Удмуртии . Валовые сборы зернобобовых культур в Удмуртской Республике в 2015 году уменьшились на 7,3% до 24,4 тыс. тонн (1,0% от общероссийского производства зернобобовых). Из этого объема 14,2 тыс. тонн (0,8% от всех сборов в РФ) пришлось на горох. За минувший год производство гороха в регионе сократилось на 15,8%. При этом, посевные площади зернобобовых культур в Удмуртии выросли на 22,4%, их размер составил 17,4 тыс. га (1,1% от всех площадей зернобобовых в РФ, 24-е место в рейтинге). В том числе размеры площадей под горох увеличились на 27,3% и составили 11,2 тыс. га (1,2% от всех площадей гороха в РФ, 26-е место в рейтинге).

Производство соевых бобов в Удмуртии . Сборы соевых бобов в Удмуртии находятся на низком уровне. В 2015 году объемы сборов составили 0,005 тыс. тонн (доля в общероссийских сборах соевых бобов незначительна). Посевные площади сои находились на уровне 0,1 тыс. га (0,003% от всех площадей сои в РФ, 44-е место в рейтинге).

Производство семян рапса в Удмуртии . Сборы семян озимого и ярового рапса в Удмуртской Республике в 2015 году выросли на 36,0% и составили 1,1 тыс. тонн (0,1% от общего по РФ сбора семян рапса). Посевные площади под рапс возросли на 150,3%, их размеры достигли 1,8 тыс. га (0,2% от всех площадей посева рапса в РФ, 43-е место в рейтинге).

Производство семян рыжика в Удмуртии . Производство семян рыжика в Удмуртской Республике в 2015 году находилось на уровне 0,02 тыс. тонн (0,02% от всех сборов семян рыжика в РФ). Посевные площади рыжика в данном регионе занимали 0,1 тыс. га (0,02% всех площадей рыжика в РФ, 32-е место в рейтинге).

Производство семян горчицы в Удмуртии. Сборы семян горчицы в Удмуртской Республике в 2015 году увеличились в 7,2 раза и составили 0,4 тыс. тонн (0,6% от общероссийского производства семян горчицы). Посевные площади под данную культуру возросли на 122,8%, их размер составил 0,5 тыс. га (0,3% от всех площадей горчицы в РФ, 34-е место в рейтинге).

Производство картофеля в Удмуртии. Сборы картофеля промышленного выращивания (в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах) в Удмуртской Республике в 2015 году выросли на 20,9% и составили 187,3 тыс. тонн (2,5% от общего сбора картофеля в РФ). Посевные площади под картофель в данном регионе увеличились на 21,7%, их размер составил 10,3 тыс. га (2,9% от всех площадей картофеля в РФ, 7-е место в рейтинге).

Производство овощей в Удмуртии . Валовые сборы овощей открытого и защищенного грунта промышленного выращивания в Удмуртской Республике в 2015 году выросли на 8,5% и составили 24,4 тыс. тонн (0,5% от общего объема производства овощей в РФ). Из этого объема 19,6 тыс. тонн пришлось на овощи открытого грунта (0,4%) и 4,7 тыс. тонн - на овощи защищенного грунта (0,6%). Сборы овощей открытого грунта, по отношению к 2014 году, увеличились на 13,0%, тепличных овощей - сократились на 6,8%. По итогам 2015 года посевные площади овощей открытого грунта в Удмуртии снизились на 0,9% до 0,7 тыс. га (0,4% от всех площадей овощей открытого грунта в РФ, 49-е место в рейтинге).

Источник : Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" . При частичном или полном использовании материалов - активная гиперссылка на данную статью обязательна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современное состояние экономики Удмуртской Республики
РЕФЕРАТ
Р.ОГСЭ.05.031001.2012.М163.000
2015
Введение
Основная часть:

1. Современное состояние экономики Удмуртской Респблики:

1.3 Человеческий капитал

Заключение

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования состоит в необходимости узнать современное положение экономики в Удмуртской Республике, факторы, цели и задачи развития экономики Удмуртии.

Целью исследования является выявление и обоснование современного состояния экономического положения в Удмуртской Республике.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

· Определить место и роль экономики Удмуртии в Российской экономике.

· Охарактеризовать современное состояние экономики УР.

· Выявить факторы развития экономики УР.

· Проанализировать цели и задачи социально-экономического развития экономики в УР.

1. Современное состояние экономики Удмуртской Республики

1.1 Объем и специализация экономики

В 2007 году объем валового регионального продукта Удмуртской Республики (далее - ВРП) составил 205,8 млрд. рублей. По этому показателю республика занимает 8 место среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО). По объему ВРП на душу населения - 7 место (в 2007 году - 134,1 тыс. рублей на человека). Объем ВРП в 2008 году оценочно составит 240,4 млрд. рублей. Экономика Удмуртской Республики имеет индустриально-сырьевую специализацию: в структуре ВРП наибольшую долю занимает промышленное производство (около 50%, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) , далее следуют оптовая и розничная торговля (11%), сельское хозяйство (8%). Среди секторов экономики наиболее развиты (по доле в структуре ВРП): добыча нефти и машиностроение, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений (ракеты, легкое стрелковое оружие) и другое.

1.2 Темпы экономического развития

В период с 2000 по 2008 годы ежегодный средний рост ВРП в сопоставимых ценах составлял 104,6%. Объем ВРП за этот период вырос более чем в 4 раза. Главными двигателями роста экономического потенциала Удмуртии в последние десять лет были благоприятная конъюнктура цен на нефть, увеличившийся объем государственного оборонного заказа и рост спроса на продукцию машиностроительного комплекса. Значительную роль в увеличении темпов роста экономики играли также отрасли, ориентированные преимущественно на потребительский сектор (сфера услуг, торговля, агропромышленный комплекс, автомобилестроение и другие). Несмотря на наступивший спад, вызванный мировым финансово-экономическим кризисом, экономика Удмуртской Республики сохраняет высокий потенциал быстрого восстановления в силу наличия уникального портфеля ресурсов: высокого уровня развития человеческого потенциала, инновационного потенциала, социальных и транспортных инфраструктур.

1.3 Человеческий капитал

В 2008 году в Удмуртской Республике проживало 1530,6 тыс. человек - это 8 место среди субъектов ПФО. Республика является урбанизированным регионом (на её территории расположено 6 городов и 4 поселка городского типа), хотя доля городского населения (69,2% в 2006 году) ниже средних значений по ПФО (70,1%) и России (73,0%). Население Удмуртии является более «молодым»: доля населения моложе трудоспособного возраста в Удмуртии составляет - 17,4% (2007 год), в ПФО - 16,1%, в России - 16,0%. Лучше показатели и по доле трудоспособного населения в общей численности населения: Удмуртия - 64,4%, ПФО - 63,1%, Россия - 63,4%. В республике отмечаются более высокие, чем в среднем по округу и стране, показатели рождаемости при более низких показателях смертности: в 2006 году коэффициент рождаемости составил 11,3 родившихся на 100 человек населения (в ПФО - 10,1, в России - 10,4), коэффициент смертности составил 14,3 умерших на 1000 человек населения (в ПФО - 15,6, в России - 15,2). В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным человеческим потенциалом, выгодно отличающим республику от других регионов ПФО и Российской Федерации. Это подтверждается высокой оценкой республики по Индексу человеческого потенциала (ИРЧП ПРООН), по которому Удмуртия заняла 6 место в ПФО и 24 в Российской Федерации в 2007

1.4 Комплексная планировочная система «Ижевская агломерация»

Комплексная планировочная система «Ижевская агломерация» с главным полюсом роста - г. Ижевск, а также полюсами роста второго порядка г. Воткинск и г. Сарапул включает в себя территорию 10 муниципальных образований республики: городские округа г. Ижевск, г. Воткинск, г. Сарапул, а также территорию районов: Завьяловского, Воткинского, Сарапульского, Камбарского, южную часть Шарканского и Якшур- Бодьинского районов, а также восточную часть Малопургинского района. Здесь проживает свыше 60% населения и расположено 75% предприятий Удмуртии. Доля отгруженной продукции предприятий комплексной планировочной системы «Ижевская агломерация» составляет более 81% от общего объема по республике. Доля в объеме платных услуг по крупным и средним организациям республики - 91%

1.5 Состояние инфраструктур и жилищная политика

Удмуртская Республика имеет высокую транспортную связанность с другими территориями России, благодаря проходящим по её территории федеральным автомобильным и железным дорогам. В республике активно развивается строительство: в 2008 году объем работ, выполненных по «чистому» виду деятельности «строительство» составил 22357,0 млн. рублей. Жилищное строительство в 2008 году составило 486,4 тыс. кв.м. Особенностью жилищного строительства в Удмуртской Республике является высокая доля индивидуального жилья. Жилищный фонд Удмуртии имеет высокие показатели благоустройства: на конец 2008 года водопроводом оборудовано 78,5% жилищного фонда, газом - 78,8%, центральным отоплением - 78,7%, канализацией - 67,3%, горячим водоснабжением - 57,1%. 8 Электроснабжение потребителей Удмуртской Республики осуществляется от источников Удмуртского филиала ОАО «ТГК-5», общая установленная мощность которых составляет 480 МВт, а также от Воткинской ТЭЦ, Глазовской ТЭЦ и Объединённой энергосистемы Урала. Удмуртская Республика является энергодефицитной. Для повышения надёжности электроснабжения, покрытия роста нагрузок потребуется, в основном, реконструкция существующих и строительство новых сетей 500-35 кВ.

2. Факторы развития экономики Удмуртской Республики

2.1 Последствия кризиса в мировой экономике: стимулы перехода на инновационный путь развития

экономика жилищный кризис инновационный

Мировой экономический кризис обострил ряд ранее нерешенных проблем и спровоцировал кризис перепроизводства в Российской Федерации и Удмуртии. Ранее существовавшие барьеры для перехода на новый этап развития и выхода на новые рынки значительно выросли. При этом для предприятий многих секторов экономики, таких как производство электрооборудования, радиоэлектроника, автомобилестроение, производство нефтегазового оборудования и некоторых других, обозначилась угроза банкротств. Мировая экономика переживает кризис перепроизводства. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в 2008 году рост мирового ВВП может составить 3,9%, что является самым низким показателем с 2003 года. Спад может продолжиться и в 2009 году (прогноз Fitch по мировой экономике - рост на 1%). Главным двигателем роста российских рынков, а также рынков, на которых работают предприятия Удмуртской Республики, был ценовой фактор, однако, падение цен на всех основных товарных рынках во второй половине 2008 года и последовавший за ним глобальный экономический кризис привели практически к утрате данного фактора роста. Большинство предприятий региона оказалось не способно решить вставшие перед ними проблемы, что привело к сокращениям персонала, снижениям оплаты труда и приостановлению инвестиционных проектов. «Сжатие» рынков, сокращение доступности ресурсов и падение объемов производства, обострит проблемы преодоления существующих барьеров для развития предприятий (см. рис. 5). Например, падение спроса на товары и услуги приводит к замораживанию программ капитальных вложений, рост операционных издержек - к необходимости сокращения штатов компаний и утрате квалифицированных кадров и т.д. Среди секторов экономики Удмуртской Республики самые значительные снижения объемов производства (отгрузки) прогнозируются в машиностроении, строительстве, черной металлургии и торговле. Также риски сокращения производства существуют для таких секторов, как химическая промышленность, деревообработка, легкая промышленность.

2.2 Необходимость выбора приоритетов в условиях текущих экономических проблем

Несмотря на текущий спад государственной инвестиционной активности, в краткосрочной перспективе как на федеральном уровне, так и на уровне Удмуртской Республики сформирован ряд механизмов, который позволит региону сохранить устойчивость социально-экономической сферы в среднесрочной перспективе, а также обеспечат в долгосрочной перспективе возможность экономического роста. На федеральном уровне сформированы инструменты стимулирования инвестиционного развития. К ним следует отнести Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственную корпорацию «Банк Развития и внешнеэкономической деятельности», особые экономические зоны, создание Федеральных университетов и другие. В 2008 году объем привлекаемых инвестиций по проектам Инвестиционного фонда Российской Федерации был снижен до 500 млн. р. Разработаны отраслевые стратегии развития на долгосрочную перспективу, среди них: Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 сентября 2007 года № 391), Концепция развития автомобильной промышленности России (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года № 987-р), Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 150), Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года №1234-р), Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877-р), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446) и другие. Кроме того, Правительством Российской Федерации сформирован пакет антикризисных мер, которые позволят смягчить негативные последствия экономического кризиса. В Удмуртской Республике создана система мер по повышению инвестиционной активности в регионе: ? принят ряд правовых актов в сфере инвестиционной деятельности, разработаны и утверждены республиканские целевые программы (далее - РЦП), направленные на стимулирование отдельных секторов экономики, в том числе: РЦП «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы», РЦП «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы», РЦП развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы, РЦП «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы», РЦП «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы», РЦП «Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы» и другие; ? внедрен механизм публичной коммуникации с внешними инвесторами: например, ежегодно проводится Инвестиционный форум; ? внедрен механизм взаимосвязи органов государственной власти с субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность на территории Удмуртской Республики, в целях его эффективного развития, например, ежегодно проводятся конференции. В соответствии с приоритетами развития России необходимо осуществить выбор приоритетов на уровне Удмуртской Республики. На современном этапе в сфере экономики приоритеты должны охватывать поддержку тех секторов, которые с одной стороны подвержены наибольшим рискам в условиях современного экономического кризиса, с другой стороны - содержат потенциал значительно роста в долгосрочной перспективе Поддержка этих секторов значительно улучшает возможности диверсификации структуры экономики Удмуртской Республики и структуры налоговых поступлений бюджета Удмуртской Республики. Следует формировать перечень проектов, направленных на реализацию поставленных приоритетов и удовлетворяющих новым требованиям развития (в части эффективности, прогнозирования рисков и проч.). Необходимо сконцентрировать усилия на приоритетных проектах, исходя из понимания ограниченности ресурсов и значимости поставленных целей. Приоритетные проекты не могут охватывать все сектора экономики республики.

3. Миссия, цели и задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики

Миссия Удмуртской Республики к 2025 году - становление развитого промышленного региона страны, поставляющего высокотехнологичную продукцию на российский и мировые рынки.

Цель - повышение эффективности и устойчивости экономики и улучшение качества жизни населения Удмуртской Республики.

Задачи, решение которых необходимо для достижения цели: ? диверсификация экономики: поддержка новых и модернизация традиционных секторов специализации; ? сохранение высокого качества человеческого потенциала республики; ? повышение устойчивости системы расселения.

Заключение

Важнейшими видами экономической деятельности Удмуртской Республики, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта, являются: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство.

Основу промышленного потенциала республики составляют обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений) и топливно-энергетический комплекс.

Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, которое формирует сырьевую базу для развития пищевой промышленности и обеспечивает продовольственную самостоятельность республики. Основной специализацией сельского хозяйства является животноводство: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Удмуртская Республика обладает рядом важных конкурентных преимуществ:

1) Развитый промышленный потенциал (в настоящее время в

республике сохраняется высокая концентрация оборонного производства. Доля предприятий республики в российском производстве гражданского гладкоствольного стрелкового оружия составляет 85%, нарезного - 80%, автоматического боевого стрелкового оружия 90%, снайперского - 95%);

2) Достаточная природно-ресурсная база. Наличие запасов углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат), минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, карбонатные породы для использования в качестве цементного сырья, глинистые породы для производства кирпича, керамзита, цемента, пески и песчаники, минеральные воды), лесных ресурсов;

3) Развитый агропромышленный комплекс.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2020 года являются сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала; диверсификация экономики на основе поддержки высокотехнологичных (приборостроение и производство электрооборудования, нефтегазовое оборудование, автокомпоненты) и модернизации традиционных (добыча нефти, оборонно-промышленный комплекс, автомобилестроение, металлургия, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, легкая промышленность) секторов специализации; снижение инфраструктурных ограничений развития экономики и повышение устойчивости системы расселения.

Предполагается реализация инвестиционного проекта по строительству и эксплуатации на платной основе мостовых переходов через реки Каму и Буй в Камбарском районе Удмуртской Республики, планируется реконструкция и модернизация до международного уровня аэропорта в г. Ижевске, формирование современного транспортно-логистического комплекса.

Будет продолжено строительство восточного обхода г. Ижевска на участке от автодороги Ижевск - Воткинск до автодороги на подъезде к городам Ижевск и Пермь федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга».

Строительство на территории Удмуртской Республики завода по производству лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения будет способствовать выпуску современных импортозамещающих лекарственных средств.

Реализация инвестиционного проекта по развитию регионального рыболоводческого комплекса позволит обеспечить потребительский рынок Удмуртской Республики и других регионов Российской Федерации живой рыбой солоноводных (морских) видов.

Перспективы развития агропромышленного комплекса республики во многом будут связаны с реализацией инвестиционного проекта «Комплексное развитие агропромышленного комплекса Удмуртской Республики».

Список используемой литературы

1)Удмуртия в цифрах, 1996 г. Справочник. Ижевск. 1997

2) Природа Удмуртии. Ижевск.: Удмуртия, 1972. 400 с.

3)вестник Удмуртского университета

4)Сеть Интернет

5)Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденная Законом Удмуртской Республики от 09 октября 2009 года №40-РЗ

Приложение

Наиболее крупные предприятия Удмуртской Республики

НАЗВАНИЕ

ОТРАСЛЬ, ПОДОТРАСЛЬ

ОАО «Удмуртнефть»

(входит в холдинг «ТНК-ВР») Нефтедобывающая

ОАО «Белкамнефть»

(входит в НК «Русснефть») Нефтедобывающая

ОАО «Удмуртнефтепродукт»

Торговля

ОАО «Удмуртторф»

Топливная

ОАО «Ижсталь»

Черная металлургия

ОАО «Ижевский машиностроительный завод»

Машиностроение

ОАО «Чепецкий механический завод»

Машиностроение

ФГУП «Ижевский механический завод»

Машиностроение

ОАО «ИЭМЗ «Купол»

Машиностроение

ОАО «Ижмаш-Авто»

Машиностроение

ФГУП «Воткинский завод»

Машиностроение

Сарапульский ЛВЗ

Глазовский ЛВЗ

Экспорт важнейших товаров Удмуртской Республики

Наименование

Количество

Нефть и нефтепродукты, тыс. тонн

Продукты неорганической химии, тыс. тонн

Пластмассы и изделия из нее, млн. долл. США

Лесоматериалы необработанные, тыс. куб. м

Лесоматериалы продольно распиленные, тыс. тонн

Фанера клееная, панели фанерованные, тыс. куб. м

Стекло и изделия из него, млн. долл. США

Черные металлы, тыс. тонн

Изделия из черных металлов, тыс. тонн

Оружие и боеприпасы, их части, млн. долл. США

Оборудование, котлы и механические приспособления; их части, млн. дол. США

Электрические машины и оборудование, млн. долл. США

Автомобили легковые, штук

Автомобили грузовые, штук

Приборы и аппараты оптические, млн. долл. США

Мебель, постельные принадлежности, млн. долл. США

Основные торговые партнеры Удмуртской Республики, в млн. долларов США

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура национальной экономики. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь. Современное состояние экономики Республики Беларусь и ее макроэкономические пропорции.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Понятие и причины возникновения экономического кризиса. Тенденции развития финансового кризиса в России. Его последствия: сокращение штатов, рост безработицы, распространение фриланса. Пути выхода: снижение затрат, переформирование клиентской базы.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси, программа структурной перестройки экономики. Развитие науки и инновации как важнейшие факторы интенсификации экономического и социального развития. Инновационная политика Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Понятие национальной экономики, ее цели, структура и виды. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь, ее современное состояние, проблемы и главные достижения.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2016

    История экономического развития Польши после Второй мировой войны. Темпы роста польской экономики после вхождения в Евросоюз. Внешняя торговля, иностранные инвестиции; безработица и социальные проблемы. Развитие промышленности, сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 02.07.2015

    Причины и последствия экономических кризисов. Цикличность экономического развития, его типы. Характеристика фаз циклов. Особенности кризисов переходного периода, выход из них. Развитие экономического кризиса в Украине. Состояние экономики государства.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Инновации - реализация научно-технического прогресса, новаторство, разработка новых продуктов и технологий. Анализ инновационного типа экономического развития: факторы, проблемы перехода. Перспективы развития инновационной экономики России; наукограды.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2011

    Современное состояние агропромышленного комплекса в целом по России. Современное состояние аграрного сектора экономики Пермского края. Перспективы совершенствования развития и стратегические мероприятия государственного регулирования сельского хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2008

    Понятие категорий и факторов экономического роста и развития. Воздействие экономических факторов на темпы развития экономики. Факторы экономического роста национальной экономики Республики Татарстан, их оценка и разработка комплексной программы развития.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2009

    Современная система управления российским регионом. Анализ структуры и тенденций развития экономики и финансов Республики Дагестан. Исследование состояния и динамики процессов социальной сферы. Проблемы и перспективы социально-экономического развития.

Дата образования Вотской автономной области - 4 ноября 1920 г. Переименована в Удмуртскую автономную область 1 января 1932 г. Дата преобразования в Удмуртскую АССР - 28 декабря 1934 г. Принятие Декларации о государственном суверенитете республики - сентябрь 1990 г. Столица - г. Ижевск (654,5 тыс. жителей), основан в 1918 г.
Расстояние от Москвы до Ижевска 1129 км.

Географическое положение

Удмуртская республика расположена в Предуралье в междуречье Камы и Вятки. Протяженность территории с севера на юг 270 км, с запада на восток - 180 км. Удмуртия граничит: на севере и северо-западе - с Кировской областью, на востоке - с Пермской областью, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге - с Республикой Татарстан.

Природные условия

Территория республики - холмистая равнина, постепенно понижающаяся с севера на юг и с востока на запад. Наиболее крупная река - Кама. Климат умеренно континентальный. Зима холодная, лето сравнительно теплое. Температура зимой колеблется от -20 до -10 градусов, летом - от +15 до +22 градусов. Вегетационный период длится с конца апреля по конец сентября. Почвы дерново-подзолистые. Леса покрывают около 40% территории Удмуртии. Из деревьев преобладают ель, сосна и береза. Продолжительные вырубки лесов привели к сокращению запаса хвойных пород. Животный мир разнообразен: лисица, куница, барсук, волк, норка, выдра, бобер (созданы специальные бобровые заповедники). Промысловые птицы: рябчик, глухарь, тетерев и куропатка.На территории Республики находятся лечебные санатории Удмуртии.

Население

Удмуртская республика относится к числу среднеурбанизированных. Около трети населения республики - сельское. Смертность превышает рождаемость, естественный прирост - отрицательный и не компенсируется миграционным притоком. Общая численность населения снижается. Удмуртия - многонациональная республика. Здесь три наиболее многочисленные национальности: русские (60% всего населения), удмурты (31%) и татары (7%). Кроме них в республике проживают и другие национальности. Коренное население республики - удмурты. Говорят на удмуртском языке финно-угорской языковой семьи. Письменность на основе русской графики. Верующие удмурты, как правило, православные христиане, но некоторые придерживаются традиционных верований.

Государственное устройство

Удмуртия - парламентская республика в составе Российской Федерации. Высший орган власти - однопалатный Государственный совет, избираемый на пять лет. Непосредственное руководство осуществляет правительство во главе с председателем, избираемым на Государственном совете. В октябре 1995 г. республика заключила Договор о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральной исполнительной властью.

Экономические преимущества и недостатки

Удмуртия - республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В то же время Удмуртия характеризуется самой высокой в России концентрацией оборонных предприятий. В республике богатые запасы нефти. В год добывается примерно 8-10 млн тонн. Тем не менее нефтеперерабатывающая промышленность отсутствует. Явно недостаточно представлена в республике легкая индустрия.

Специализация

Удмуртия поставляет в другие республики Российской Федерации машины, промышленное оборудование, прокат черных металлов. Импортирует: уголь, нефтепродукты, газ, металлы и строительные материалы.

Основные отрасли промышленности Удмуртии

Развиты также черная металлургия и деревообрабатывающая промышленность. Энергетика представлена комплексом тепловых электростанций (в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Глазове), работающих на привозном угле, нефти и газе, а частично на местном торфе; Боткинской ГЭС. Черная металлургия использует привозной чугун и металлолом. Металлургическое производство сосредоточено в Ижевске (передельный завод) - выплавка качественной стали и производство проката; литейное производство - в Ижевске и Воткинске. Выделяется производство легковых автомобилей и автофургонов, бумагоделательных машин, мотоциклов, подшипников, оборудования для нефтепромыслов, охотничьих и спортивных ружей, химического оборудования. Предприятия лесной промышленности работают на местном сырье. Заготовки леса ведутся в северных и западных районах республики. Древесина выпускается в виде пиломатериалов, производятся мебельи домостроительные конструкции. Удмуртская республика является монополистом в России по производству буровых насосов, грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,25 тонн, сортовой быстрорежущей стали.