Какие формы статистической отчетности обязаны заполнять компании. Статистическая отчетность

Статистическая отчетность является одним способов централизации информации о деятельности компаний и предпринимателей. Для раскрытия и систематизации сведений о заработной плате и численности персонала применяется статистическая форма 1Т. Рассмотрим, что представляет собой форма 1-Т (статистика) и образец заполнения данного документа.

Форма 1-Т: кто должен сдавать

До недавнего времени положения о статистической документации регулировались приказом Росстата №379 от 02.08.2016. Однако форма 1-Т (статистика) в 2017 году была изменена – вступил в силу новый документ, утвержденный приказом Росстата №566 от 01.09.17 (далее – приказ), в соответствии с которым предоставлять данную отчетную форму необходимо всем компаниям-юрлицам вне зависимости от осуществляемого вида деятельности с численностью работников не более 15 человек, которые не формируют статистический отчет по форме П-4. Исключение при этом составляют субъекты малого предпринимательства.

Отчет по новой форме 1-Т по периоду составления относится к категории годовых. Соответственно, отчитаться перед Росстатом необходимо не позднее 20 января года следующего за окончанием отчетного периода. Так как этот день приходится на субботу в 2018 году, крайний срок сдачи отчета в статистику по форме 1-Т придется на 22 января 2018 года.

Важным моментом является то, что отчитываться необходимо не только головному подразделению компании, но и ее филиалам, представительствам и обособленным подразделениям при их наличии.

Статистическая форма должна быть предоставлена в территориальные отделения Росстата, расположенные по месту нахождения компании в целом или ее филиала.

Существует несколько доступных способов передать отчетный документ в уполномоченную инстанцию. Сделать это можно как во время личного посещения, так и воспользовавшись услугами почты или электронной отчетности.

Как заполнить форму 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»

Документ по форме 1-Т представляет собой две таблицы. Первая используется для отражения сведения об отчитывающейся организации, тогда как вторая непосредственно раскрывает данные о среднесписочной численности персонала, а также фактических выплатах в отношении, как работников компании, так и совместителей.

Таблица 1 предназначена для раскрытия следующих данных:

  1. Полное название компании;
  2. Почтовый адрес организации (или фактическое местонахождение фирмы);
  3. Код формы ОКУД;
  4. Код ОКПО.

Таблица 2 содержит в себе следующие столбцы:

  1. Наименование видов экономической деятельности, осуществляемых компанией;
  2. Номер строки;
  3. Код вида экономической деятельности;
  4. Среднесписочная численность работников, за исключением совместителей;
  5. Фонд начисленной заработной платы, общий по определенному виду деятельности;
  6. Фонд заработной платы работников внешнего совместительства;
  7. Социальные выплаты в отношении работников компании.

В нижней части документа «Сведения о заработной плате» располагаются сведения о лице, ответственном на передачу статотчета в органы Росстата. При этом необходимо отразить о гражданине следующую информацию: должность, ФИО, подпись, номер телефона и дату составления документа.

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Челябинский юридический техникум»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

По предмету Статистика

Вариант № 5

студента 4 курса группы З- 60

Тактарова Александра Юрьевича


Организация статистической отчетности в Российской Федерации

Значение статистической отчетности

Требования, предъявляемые к отчетности

Ответственность за нарушение статистической отчетности

Статистическое наблюдение по источникам получения информации

Виды, формы и способы статистического наблюдения

Организационный план статистического наблюдения

Точность статистического наблюдения и ее контроль

Роль технического прогресса в организации наблюдения

В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г., главным учетно-статистическим центром в стране является Федеральная служба государственной статистики.

Согласно положению Федеральная служба государственной статистики принимает нормативные правовые акты в сфере государственной статистической деятельности, формирует официальную статистическую информацию о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

Федеральная служба государственной статистики по принятому положению имеет следующие полномочия и права:

Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проекты ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.

Предоставляет официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ и иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.

Разрабатывает официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирует статистические показатели, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам.

Осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения.

Обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую, и иную конфиденциальную информацию.

Разрабатывает общероссийские классификаторы технико–экономической и социальной информации и социальной информации.

Запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подопечных единиц. Все предприятия, организации, объединения, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных классификатор кодов, для включения государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения государственной отчетности. Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Эти данные позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам.

Значение статистической отчетности

В настоящее время отчетность является формой статистического наблюдения в России.

Статистическая отчетность особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности . Каждая из них имеет свой шифр и название. Например, 1-п «Отчет о продукции промышленного предприятия» или 10-ф «Отчет по отдельным показателям финансовой деятельности предприятий (организаций)». Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

Обязательность: каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке.

Отчетность охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство.

Юридическая сила: форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление.

Документальная обоснованность: все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

- отчетность – формы государственного статистического наблюдения, утверждаемые органами статистики. Статистические органы имеют право менять как перечень отчетности, так и её форму, сокращать число отчетов, вводить новые формы.

Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, Министерством финансов РФ.

Общая отчетность – это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.

Специализированными являются также формы отчетности о технико– производственных показателях предприятий определенных отраслей (черной металлургии, текстильной промышленности и т.п.).

По периоду времени , за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

По способу представления различают отчетность срочную, когда сведения представляются по телетайпу, телеграфу, и почтой.

Срочная отчетность может иметь любую периодичность: недельную, двухнедельную, месячную, годовую.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – это документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках». Цель бухгалтерской отчетности, производить контроль за деятельностью предприятий. Основными формами отчетности являются: баланс (ф.№1), отчет о финансовых результатах (ф. №2), о движении капитала (ф. №3), о движение денежных средств (ф. №4), приложение к балансу (ф. №5). Целью статистический отчетности является разработка обобщающих показателей социально – экономического развития.

Требования, предъявляемые к отчетности

Должны отвечать двум требованиям:

- достоверность и точность данных, т.е. соответствие данных реальности. Выполнение этого требования зависит от статистов, подготавливающих и проводящих исследование, от используемого ими инструментария (бланков, анкет, листов опроса и т.д.), от социальной функции показателя (например, недостоверными могут быть данные о профессиональной заболеваемости работников предприятия, т.к. высокие знание этих показателей невыгодны руководителям предприятий) и других факторов. Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта; полнота и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения.

- сопоставимость и единообразие данных. Для этого необходимо использовать единые стоимостные оценки, единые территориальные границы, т.е. собирается данные в одно и тоже время, по единой методике. Кроме того, должна быть сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется показатели. Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения и периода или момента, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на начало учебного года, стипендиальный фонд – на месяц (или год). Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы наблюдаемый объект находился в наиболее стабильном состоянии.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика использует все виды статистических наблюдений (регулярную отчетность, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики в составе Российской Федерации 64


(краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом России. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

Отчетность различается по периодичности. Она бывает срочная

Содержит данные за месяц и менее (декаду, сутки), а также квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Госкомстат России проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности считается опоздание на одни сутки, а опоздание более чем на одни сутки рассматривается как непредставление отчетности. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для 65


присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основе общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГ- РПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношения разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов.

Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерских и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требований Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики (1991- 1996 гг.) и реализации федеральной целевой программы

«Реформирование статистики в 1997-2000 годах». 66


Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики - либо в районные или городские отделы, либо прямо в областные (краевые) комитеты. После проверки данные разрабатываются в вычислительном центре (ВЦ): составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом России. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат России, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.).

В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние организации отчитываются по унифицированной отчетности. Малые предприятия с 1999 г. отчитываются ежеквартально по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Унифицированная отчетность распространяется лишь на малые предприятия государственной формы собственности и собственности общественных организаций.

Остановимся на содержании унифицированных форм статистической отчетности исходя из редакции, утвержденной постановлением Госкомстата России № 67 от 17.07.2000 г.

Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» предусматривает отражение данных об объеме производства в целом по всем видам экономической деятельности. Наличие показателя общего объема производства создает основу для сопоставления и обобщения данных по предприятиям, занятым различными видами деятельности. Из общего объема производства выделяются производство товаров и производство услуг. При этом под товарами понимаются физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности, а под услугами - проведенная по заказу деятельность, приводящая к изменению свойств или перемещению предметов, принадлежащих потребителю (например, перевозка, ремонт, хранение), либо к изменению состояния самого потребителя услуг (например, образовательные или медицинские услуги). К услугам относятся следующие виды деятельности:


оптовая и розничная торговля, ремонт зданий и сооружений, машин, оборудования, предметов личного пользования, транспорт и связь; услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью, услуги в области образования и здравоохранения, коммунальные услуги и некоторые другие виды деятельности.

В форме № П-1 отражаются сведения о производстве и отгрузке конкретных видов товаров и услуг. В этих строках статистик должен правильно указать код товара (услуги) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) или коды Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). По этим сведениям статистики относят приведенные данные к промышленности, платным услугам населению, розничной или оптовой продаже товаров.

Форма № П~2 «Сведения об инвестициях» содержит данные об инвестиционной деятельности предприятия (организации).

Инвестиционная деятельность определяется как приобретение ресурсов, способных обеспечить получение доходов в будущем. В зависимости от типа приобретаемых активов инвестиции подразделяются на финансовые вложения, осуществляемые с целью приобретения финансовых прав (акций, облигаций и т.п.), и инвестиции в нефинансовые активы (здания, машины, землю и т.п.). Терминология, используемая в форме № П-2, приближена к определениям системы национальных счетов.

В формах № П-1 и П-2 все показатели даются в фактических ценах. Исключение из форм показателей в сопоставимых ценах не означает отказа от их использования. Пересчет в сопоставимые цены осуществляется не работниками предприятия, а в органах статистики по единой методологии, утвержденной Госкомстатом России, что обеспечивает большую точность и достоверность расчетов.

Введение унифицированных форм отчетности способствует автоматизации обработки и широкому использованию технологий работы с банками данных, основополагающими принципами которых являются упрощение показателей и снижение нагрузки на обследуемые предприятия.

В унифицированной форме № П-1 и в разделе формы № П-4 отсутствуют кумулятивные показатели «за период с начала


года», ранее всегда присутствовавшие в формах статистической отчетности по продукции, численности и заработной плате работников. Это соответствует международной статистической практике, обычно оперирующей за отчетный и

предшествующий ему месяцы, что облегчает заполнение форм в условиях значительной изменчивости экономических параметров. Кроме того, это позволяет исключить несоответствие между данными «за периоде начала года» и суммой помесячных данных за соответствующее количество месяцев.

В новые формы включен ряд показателей, позволяющих выявлять наличие на предприятиях определенных экономических явлений. Например, заполнение строк 15 и 16 в форме № П-1 свидетельствует о том, что данное предприятие осуществляет экспорт или импорт услуг. Для более детального изучения структуры и направлений экспорта и импорта услуг такому предприятию высылается специализированная форма статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Отчет об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности». Аналогичную роль исполняют следующие показатели: вывоз товаров в государства - члены таможенного союза (строка 14 формы № П-1), инвестиции за рубеж и инвестиции из-за рубежа (строки 19, 20, 23, 24 формы № П-2). Сопоставление показателей выпуска и отгрузки продукции в форме № П-1 позволяет сделать выводы от эффективности работы предприятия (продумана ли система реализации продукции без задержек или же предприятие работает «на склад»). При этом предусмотрены достаточно подробная классификация производимой продукции - строительно- монтажные работы, оборот торговли, потребительские товары и информация по каждому виду продукции в соответствии с перечнем, определенным органами государственной статистики. Некоторые данные относятся к будущему периоду и приводятся в форме № П-1 справочно. Например, информация об общем объеме заказов на поставку продукции в последующие

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» содержит показатели, которые позволяют анализировать масштабы и эффективность инвестиционной деятельности предприятия.


Раздельно отражается несколько групп инвестиций: в финансовые и нефинансовые активы; осуществляемые предприятием и в предприятие; краткосрочные и долгосрочные. Направленность инвестиционной деятельности характеризуется как по отраслям вложений (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь), так и по характеру вложений (паи, акции, облигации, займы). Раздельные данные по инвестициям в нефинансовые активы и финансовые инвестиции позволяют проследить процесс воспроизводства основных фондов.

Данные об источниках инвестиций позволяют определить долю собственных средств, вовлеченных в процесс инвестирования (это прежде всего прибыль предприятия), степень использования заемных средств (в том числе кредиты коммерческих банков, что является индикатором сбалансированности денежно-кредитного и реального секторов экономики).

Финансовое положение является интегральным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия. Этим обусловлено выделение данных о финансово- хозяйственной деятельности в отдельную форму № П-3

«Сведения о финансовом состоянии предприятия». В форме приведены данные о прибыли (убытке) предприятия за период с начала отчетного года, которые можно сопоставить с результатом за соответствующий период прошлого года (помещенного здесь же). На основе данных формы возможно сопоставление структуры дебиторской и кредиторской задолженности по срокам; приведена общая сумма оборотных средств (с выделением собственно денежных средств).

Таким образом, в форме предусмотрены сведения, требуемые для анализа финансовой устойчивости предприятия. Тут же отражаются данные о состоянии расчетов с предприятиями России, стран СНГ и других стран, что позволяет оценить степень вовлеченности предприятия в мировой рынок.

Эффективность деятельности предприятия определяется не только его производственными и финансовыми возможностями, значительное влияние оказывает его трудовой потенциал. В форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» численность работников приводится с разбивкой по категориям: работники списочного состава, внештатные совместители и выполнявшие работы по


не равна нулю и может составлять (n22/n) - 5-10% всего массива данных.

Статистическая отчетность на предприятия независимо от его деятельности составляется на основе данных как бухгалтерского, оперативного, так и непосредственно статистического учета. Данная отчетность отражает сведения по предприятию, представленные в стоимостном и в натуральном выражении. Одним словом, статистическая отчетность любого предприятия образует совокупность документации, показатели которых отображают итоговые результаты работы предприятия за отчетный период.

Росстатом определен перечень документации, необходимой для составления статистической отчетности предприятия:

  • Сведения о производстве военной (оборонной) продукции
  • Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)
  • Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности
  • Сведения о производстве и отпуске электро- и теплоэнергии
  • Сведения об объеме платных услуг населению по видам
  • Сведения об инвестиционной деятельности. Форма П-2 (инвест)
  • Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог
  • Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам
  • Сведения о коллективных трудовых спорах. Форма 1-КТС (срочная)
  • Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия
  • Сведения об объеме платных услуг населению
  • Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле
  • Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли
  • Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы. Форма 1
  • Учет объема розничной продажи алкогольной продукции
  • Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли
  • Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта. Форма 1-автотранс (срочная)
  • Сведения о продаже и запасах автомобильного бензина
  • Сведения о вывозе потребительских товаров. Форма 3-СБ (вывоз)
  • Сведения о производстве нефтепродуктов. Форма 1-автобензин
  • Сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям. Форма 1-нефтепродукт (срочная)
  • Сведения о запасах топлива. Форма 4-запасы (срочная)
  • Сведения о магистральном нефтепроводном транспорте. Форма 2-ТР (труб) срочная
  • Сведения об уровне цен на рынке жилья. Форма 1-РЖ
  • Сведения о продаже алкогольной продукции и пива
  • Сведения о производстве и отгрузке этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции. Форма 1-алкоголь
  • Сведения о выполнении научных исследований и разработок. Форма 2-наука
  • Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению
  • Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле
  • Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях
  • Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле
  • Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов. Форма 1-ПР
  • Сведения об авиаработах. Форма 10-ГА (срочная)
  • Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта. Форма 65-ЭТР (срочная)
  • Сведения о перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте. Форма 1-ТР (вод)
  • Сведения о погрузочно-разгрузочной деятельности на морском транспорте. Форма МП-1
  • Сведения о перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности на морском транспорте. Форма 1-ТР (мор)
  • Сведения об экспорте (импорте) рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов. Форма 8-ВЭС-рыба (срочная)
  • Сведения об экспорте (импорте) бункерного топлива. Форма 8-ВЭС-бункер

Все вышеперечисленные документы подаются в уполномоченный орган в установленный законодательством срок. Статистическую отчетность подают все субъекты предпринимательства независимо от форм собственности. Исключения составляют малые предприятия, для которых существует выборочное статистическое наблюдение (упрощенный порядок). В данном случае на такие предприятия высылаются специализированные бланки, которые необходимо заполнить. В случае допущения нарушений в процессе предоставления статистической отчетности, включая предоставление недостоверной или некорректной информации, на предприятие может быть наложен административный штраф.

Важнейшая роль в механизме экономического управления в современном обществе принадлежит статистике. Она предполагает сбор, научный анализ и обработку, обобщение сведений, характеризующих хозяйственное и культурное развитие в стране, а также уровень жизни народа. Все это позволяет выявить существующие экономические взаимодействия, изучить динамику, провести международные сопоставления. Благодаря полученным данным появляется возможность для принятия наиболее эффективных решений в сфере управления на региональном и федеральном уровнях.

Бухгалтерская и статистическая отчетность

Как одна, так и вторая представляет собой определенный вид сбора сведений. Статистическая отчетность проводится в соответствии с федеральными программами. Она включает в себя все виды наблюдений. К ним, например, относят: монографические, социологические, анкетные, выборочные обследования, переписи разного рода, единовременные учеты, периодические, регулярные отчеты и так далее. Программы и способы исполнения этих мероприятий утверждаются Госкомитетом либо по согласованию с ним уполномоченными органами регионов. Статистические формы отчетности 2014 года и предыдущих годов утверждены Росстатом. Кроме того, данный орган разрабатывает и принимает перечни собираемых данных, методы их определения. Если в отчете содержится финансовая информация (бухгалтерские проводки, например), то бланки утверждаются еще и Минфином.

Бланки

Информация о деятельности юрлиц поступает в установленные сроки в соответствующие органы. Данные представлены в виде особых документов. Бланки этих актов называются формами отчетности. Для каждой из них разработан специальный шифр и наименование. Соответственно, на том или ином бланке предоставлена определенная статистическая отчетность:

Существуют и другие бланки, на которых подается статистическая отчетность. По окончании года формируется единая база данных по разным направлениям. Статистическая отчетность 2014 года будет использована в конце текущего года для проведения сравнительного анализа динамики экономического развития.

Классификация

Статистическая отчетность различается по своей периодичности. Так, в ходе срочного сбора информации поступают сведения за месяц и меньший период. Также различают годовую, полугодовую и квартальную отчетность. Наиболее подробной считается годовая база. Срочная статистическая отчетность часто передается по электронной почте или факсу. Информация за более продолжительный период при необходимости может быть направлена заказным письмом.

Источник данных

Статистическая отчетность организации составляется на основании документов. В первую очередь это расходно-приходные бумаги. Так, например, статистическая отчетность 10-ф (квартальная) практически полностью составлена по данным баланса и приложения об убытках и прибылях. Росстатом России проводится политика по унификации отчетной системы.

Ответственность

Статистическая отчетность предприятия должна быть сдана в установленные законом сроки в предусмотренном порядке. С мая 1992 года действует ФЗ об ответственности за нарушения этих предписаний. В соответствии с его положениями, уполномоченные органы вправе применять к руководству и прочим должностным лицам объединений вне зависимости от формы их собственности взыскания в виде предупреждений либо штрафов. Размер последних может составлять от трех- до восьмикратной величины МРОТ. Взыскания такого рода применяются, если статистическая отчетность предприятия и прочие сведения не были предоставлены в срок, были искажены. Штрафы налагаются и при совершении повторных аналогичных действий. В этом случае размер штрафа увеличится и составит от восьми- до десятикратной величины МРОТ.

Виды нарушений

Искажением сведений признается неверное их отражение в бланках. Оно может быть допущено умышленно должностными лицами с целью сокрытия прибыли и по другим корыстным мотивам. Искажение данных может стать следствием нарушения правил и действующих инструкций, методологических рекомендаций по составлению. Также неверное внесение данных часто является результатом арифметических ошибок. Нарушением срока считается опоздание на сутки. Если этот период больше 24 часов, то это считается непредоставлением отчетности.

Подотчетные лица

Их определение является одной из важнейших функций Госстата. Для реализации задачи все юридические лица (вне зависимости от форм их собственности) и граждане, ведущие коммерческую деятельность, должны предоставить в соответствующие инстанции учредительные документы. Всем указанным субъектам присваиваются идентификационные коды. Кроме этого, определяются классификационные признаки в соответствии с действующими классификаторами технико-экономических данных для включения в ЕГРПО, а также отражения в государственной единой статистической отчетности. В случае реорганизации либо ликвидации юрлица предоставляют в соответствующие инстанции все данные за все время своей деятельности. Информация сдается на официальных бланках за отчетный год до проведения ликвидации. Кроме того, юрлица предоставляют нормативные акты по выполненным процедурам для внесения корректировок в ЕГРПО.

Значение данных

Информация, которая содержится в отчетности, позволяет проследить за динамикой производственного объема промышленной сферы и прочих отраслей экономики, оценить комплексность развития государства и его регионов, изучить соотношения различных форм собственности в соответствии с секторами народного хозяйства и субъектами РФ. Вместе с этим появляется возможность провести качественный анализ эффективности деятельности негосударственных и государственных объединений.

Главные особенности

Стабильность статистической отчетности в современных рыночных условиях имеет особое значение. Содержание форм обеспечивает возможность прогнозирования продолжительной динамики, выявления тенденций, оценки изменчивости, разработки новых, более эффективных программ развития. Несомненно, перечень показателей и форм со временем изменяется. Однако, прежде чем вносить те или другие корректировки, необходимо четко определить их целесообразность. Отчетность готовит множество сотрудников - бухгалтера, финансовые работники. Такой массовый метод способен давать надежные сведения, если вся система будет стабильной.

Его формирование осуществляется в соответствии с требованиями принятой Государственной программы, определяющей порядок перехода России на принятую в мире систему статистики и учета, а также внутригосударственную схему привлечения и обработки данных. Стремительное развитие малых коммерческих объединений потребовало особого решения вопроса о сборе информации о них. Такие предприятия отчитываются с использованием минимального количества форм и показателей. Сегодня действует утвержденная интегрированная схема сбора данных квартальной периодичности для юрлиц этой категории, а также годовой порядок предоставления сведений. Последний предусматривает форму, в которой содержатся показатели производственной активности таких юридических лиц.

В заключение

Все данные от предприятий поступают в статистические органы, где они проходят проверку. После этого информация используется для составления сводных таблиц. Все данные объединяются по отраслям, территориям, формам собственности и правовой структуре. Из местных органов информация в виде сводных таблиц направляется в Росстат. Там также данные проходят систематизацию и обработку. В итоге составляются сводные таблицы по всей стране в целом.