Основные функции центрального банка подробно охарактеризовать. Функции центрального банка рф
Для эффективного функционирования его задачи и функции должны быть чётко определены и закреплены на законодательном уровне. На текущий момент в большинстве стран мира центральные банки решают три ключевые задачи:
- обеспечение устойчивости национальной денежной единицы (таргетирование инфляции);
- обеспечение надежности денежно-кредитной системы страны;
- обеспечение эффективного функционирования платежной системы страны.
Для выполнения вышеуказанных задач центральный банк, с одной стороны, должен быть полностью независимым от правительства, но с другой стороны, при проведении действия центрального банка должны быть согласованны с действиями органов государственного управления.
Независимость центрального банка является ключевым аспектом и в последнее время имеет политический подтекст. В частности, принял решение, согласно которому страна, которая не обеспечила на законодательном уровне и в практической деятельности высокую степень независимости своего центрального банка, не может быть членом Объединенной Европы.
Выделяют экономическую и политическую независимость центрального банка.
Под экономической независимостью понимают возможность использования центральным банком имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделён определённым кругом полномочий, направленных на принятие оперативных решений при проведении денежно-кредитной политики.
Под политической независимостью понимают уровень самостоятельности центрального банка во взаимоотношениях с правительственными органами при назначении руководства банка и при разработке и проведении денежно-кредитной политики.
Функции центрального банка
Опираясь на мировой опыт, можно сформулировать основные функции центрального банка:
- . Центральному банку страны, как правило, принадлежит монопольное право эмиссии (создания) наличности ( и ). Что касается депозитных денег, то их эмитируют (выпускают) как центральный банк, так и коммерческие банки. Центральный банк выпускает депозитные деньги путем коммерческих банков, кредитования правительства, проведения и на .
- Регулирование денежного рынка путем использования инструментов денежно-кредитной политики. В современных условиях это — важнейшая функция центрального банка. Он занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики с целью обеспечения в конечном итоге устойчивого развития экономики через .
- Банк банков . Центральный банк осуществляет кредитно-расчетное и кассовое обслуживание коммерческих банков. Он выступает для банков , обеспечивает надежное и эффективное функционирование .
- и . Эта функция тесно связана с предыдущей. В последнее время наблюдается тенденция расширения регулятивной, а в некоторых странах и надзорной функции центрального банка, что обусловлено глобализацией банковского дела, повышением уровня .
- Банк правительства . Выполняя эту функцию, центральный банк осуществляет кредитно-расчетное обслуживание центральных органов власти, выступает в роли платежного агента правительства по обслуживанию , а также в качестве его финансового советника и консультанта.
- Формирование и управление . Центральный банк использует резервы для покрытия дефицита
Основными функциями центрального банка являются функции: 1) эмиссионного центра страны; 2) банка банков; 3) банкира правительства; 4) органа регулирования страны денежно-кредитными методами и прочие (рис. 9.4).
1. Эмиссионный центр страны. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги центрального банка состоят из наличных (банкноты и монеты).
Законодательно эмиссионная монополия закрепляется за центральным банком как представителем государства только в отношении банкнот (в некоторых странах – и монет). Однако когда говорят об эмиссии в широком смысле, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств (деньгами центрального банка и деньгами коммерческих банков). Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии. Если коммерческие банки «создают деньги» в процессе депозитно-ссудной эмиссии для развития своих операций , то центральный банк делает это либо для регулирования ликвидности банковской системы, либо для поддержания курса национальной валюты , либо для финансирования государственного бюджета .
Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но чаще всего их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у казначейства монеты по номиналу, а эмиссионная прибыль идет в госбюджет. Центральный банк имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны.
2. Банк банков. Данная функция заключается в том, что центральные банк совершает свои операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранит их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, осуществляет надзор и контроль, предоставляет кредиты (кредитор в последней инстанции). С одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – оказывает им необходимую кредитную поддержку.
Функция банка банков конкретизируется в функциях: а) кредитора в последней инстанции, б) надзора и контроля за коммерческими банками и в) главном расчетом центре страны.
2 а . Кредитор в последней инстанции . Выручая коммерческие банки в период экономической нестабильности, центральный банк предоставляет им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг.
Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах. Напротив, развитые страны, стараются избегать такой политики.
Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что центральный банк может в известных случаях осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков.
2 б . Надзор и контроль над коммерческими банками включает в себя контроль за функционированием кредитно-банковской системы и валютный контроль.
Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или рефинансирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, и контроль за ними.
Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования, степень жесткости которых зависит от общего экономического положения страны.
2 в . Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия для проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Центральные банки могут непосредственно участвовать в организации межбанковских расчетов, а также осуществлять контроль за частными расчетно-клиринговыми системами. Как правило, в функции центральных банков развитых стран входит регулирование платежей, клиринга и расчетов, включая: а) участие в работе расчетно-клиринговых палат; б) общий контроль и надзор за деятельностью расчетно-клиринговых палат; в) выполнение отдельных платежных операций; г) предоставление кредитов для завершения расчетов.
3. Банкир правительства. В условиях ограниченной финансовой базы, несбалансированности финансовых потребностей государства возникает необходимость изыскания внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Основной формой финансирования государственных расходов и государственного бюджета являются государственные займы. Государственный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигационных займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.
К другим основным методам финансирования государственного долга относится денежная эмиссия и прямые кредиты центрального банка.
Помимо управления государственным долгом, центральный банк может участвовать в кассовом исполнении бюджета, если в стране существует банковская или смешанная система кассового исполнения бюджета.
В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк выступает кассиром правительства.
В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федеральных и местных бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов, а также осуществляют целый ряд других операций.
4. Денежно-кредитное регулирование. В настоящее время эта функция стала наиболее значимой, в связи с тем, что денежно-кредитному регулированию в индустриально развитых странах уделяется первостепенное значение в сфере экономической политики государства. Методы денежно-кредитного регулирования носят административный (прямой), экономический (косвенный) либо смешанный характер (см. рис. 9.4). Они будут подробно рассмотрены в 11 главе.
5. Дополнительные функции Центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной валюты), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относится: а) управление государственным долгом, б) проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, в) изготовление банкнот и др. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру неодинаковы и неравнозначны в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгии, Германии, Франции, Нидерландах, Японии) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных.
Большинство центральных банков осуществляет исследования экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки публикуют подробные результаты проведенных исследований (в США, Японии, Германии, Франции, Англии и др.).
Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают централизованные службы по банковским рискам (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Испания). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
Задача всех центральных банков – выпуск в обращение банкнот и обеспечение их обращения на территории страны. При этом лишь немногие банки (Италии, Британии, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот.
В Греции банкиры назывались «трапезидами» (от греческого слова «трапеза», что означает «стол»).
Итальянское слово “giro” происходит от латинского “circus” – «круг», так как первоначально клиентами жиро-банка являлся замкнутый тесный круг лиц, по устному приказу которых банк списывал необходимые суммы со счета одного клиента на счет другого.
Знаменитым завсегдатаем ломбардов был великий писатель – Ф.М. Достоевский, который во время своих визитов в ломбарды находил там прототипы некоторых своих героев – обитателей «дна». Сам Достоевский был часто вынужден обращаться в ломбарды, чтобы получать средства для выплаты долгов, вызванных его страстью к азартным играм. Он, как и многие другие клиенты ломбардов в прошлом и настоящем, не мог найти других кредиторов – ни среди частных лиц, не среди учреждений – из-за своей склонности не возвращать ссуды.
Овердрафт (англ . overdraft – сверх плана)кредит, выдаваемый при недостатке средств на расчетном счете клиента для проведения текущих платежей.
Эти нормативы конкретизированы в Инструкции Банка России от 16.01.2004 г. №110-И «Об обязательных нормативов банков». Она заменила прежнюю Инструкцию от 1.10.1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». Среди этих нормативов особое значение имеют следующие.
Норматив достаточности собственных средств Н1 = (минимальное отношение собственных средств к активам). Для банков с размером капитала не менее 5 млн. евро, Н1 ≥ 10%, для более мелких банков Н1 ≥11%.
На 1 января 2002 г. Н1 по России оценивался в 20,3%, на 1 января 2003 г и 2004 гг. – по 19,1%, а на начало 2005 г. – 17%. Наименьшее значение Н1 на 1 апреля 2005 г. было у Уральского банка реконструкции и развития (10,1%), Газпромбанка (10,3%), банка «Северный морской путь» (10,4%), Транскредитбанка (ТКБ, 10,6%), Росбанка (10,7%), Пробизнесбанка (10,9%), банка «Союз» (11%), Промсвязьбанка (11,11%). В целом в России наблюдается устойчивая тенденция к падению уровня капитализации банковской системы. (См.: Ведомости. 6.06. 2005. Б.1).
Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 = (минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования). При этом Н2 ≥ 15%.
Норматив текущей ликвидности банка Н3 = (минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования на срок до 30 календарных дней). При этом Н3 ≥ 50%.
Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 = (максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года, к собственным средствам банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года. Установлено, что Н4 ≤ 120%.
Норматив общей ликвидности банка Н5 = (минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка). При этом Н5 ≥ 20%.
Кроме того, действуют нормативы предоставления крупных кредитов : Н6, Н7, Н9.1, Н10.1. Все они изучаются в курсе «Основы банковской деятельности».
AlesinaA., SummersL.H. Central bank independence and macroeconomic performance: some comparative evidence //Journal of money, credit and banking. 1993. No 25. P. 151-162.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов .
Центральный банк выполняет три основные функции:
· регулирующую. К ней относится регулирование денежной массы в обращении, что достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики;
· контролирующую. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за Ними;
· информационно-исследовательскую. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В большинстве экономических учебниках изложено, что Банк России выполняет следующие функции, которые так же определены законодательно.
1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.
3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.
4. Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ.
5. Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
6. Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.
7. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.
8. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.
9. Осуществляют самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России.
10. Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.
11. Организует и осуществляет валютный контроль как посредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ,
12. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление.
13. В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.
14. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
В законодательстве РФ закреплены функции банка России, однако его задачи не определены.
Горина Т.И. в своих трудах указывает, что в большинстве стран функционирует промежуточная модель ЦБ, позволяющая выполнять ему следующие основные функции:
1) Регулирующие функции:
* управление совокупным денежным оборотом;
* регулирование денежно-кредитной сферы;
* регулирование спроса и предложения кредита.
2) Контрольные функции:
* контроль за деятельностью кредитных институтов (лицензирование, установление нормативов деятельности кредитных учреждений);
* валютный контроль (курс национальной валюты, условия продажи и обращения валют и пр.) Обслуживающие функции:
* организация расчетно-платежных отношений в экономике;
* кредитование банковских учреждений и правительства;
* выполнение роли финансового агента правительства (исполнение государственного бюджета, осуществление государственных заимствований, управление государственным долгом) .
Некоторые финансовые ресурсы содержат следующую информацию об основных функциях центрального банка:
1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.
2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики (схема 2.1).
Схема 2.1 - Денежно-кредитная политика центрального банка
центральный банк кредитный экономический
Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.
5. Банкир правительства - в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. 4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.
5. Хранение золотого и валютного запаса страны.
6. Денежно-кредитное регулирование экономики .
Таким образом, анализируя данные из разных источников, можно утверждать, что центральный Банк осуществляет регулирование экономики с помощью денежно-кредитной системы. Действуя по кредитным инструментам, это создает определенные условия для их функционирования. От этих условий зависит от направления деятельности коммерческих банков и других финансовых учреждений, впоследствии это оказывает влияние на развитие экономики страны.
1. Проведение единой государственной денежно-кредитной политики - одна из важнейших функций ЦБ. ЦБ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В дальнейшем именно ЦБ проводит ДКП с помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В соответствии с законом Банк России ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу «Основные направления единой гос. ДКП на предстоящий год».
2. Монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения - одна из старейших функций центрального банка. ЦБ монопольно осуществляет эмиссию наличных денежных знаков. В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты БР, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности, порядка уничтожения, замены поврежденных банкнот и монеты БР;
определение порядка ведения кассовых операций.
3. Организация системы рефинансирования. ЦБ является для кредитных организаций кредитором последней ин-
станции. В настоящее время ЦБ осуществляет кредитование в следующих формах: ломбардный кредит; внутридневный; кредит «овернайт»; кредиты на поддержание ликвидности.
4. Организация системы платежей и расчетов. ЦБ в соответствии с законодательством устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчетов на территории РФ.
5. Функция банковского регулирования и надзора.
Лицензирование и регистрация кредитных организаций;
установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением;
инспекции и ревизии финансового состояния кредитных организаций;
исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей;
анализ и прогнозирование развития банковской системы;
анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т. д.
Значение этой функции будет возрастать по мере нормализации экономической и политической обстановки в стране.
7. Экономические принципы деятельности цб рф
1. Независимость ЦБ. Интерес к проблеме независимости ЦБ объясняется необходимостью найти для него такое место в структуре гос. власти и предоставить ему такие полномочия, которые бы позволили ему наиболее эффективно выполнять свои
Существуют критерии, определяющие независимость ЦБ:
участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли;
процедура назначения (выбора) руководства банка;
пребывание в должности руководства;
степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ;
право государства на вмешательство в деятельность ЦБ по реализации его функций;
правила, регулирующие возможность финансирования гос. расходов ЦБ страны и т.п.
Ключевым элементом правового статуса ЦБ РФ является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что ЦБ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом гос. власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям гос. власти, т.к. их реализация предполагает применение мер гос. принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О ЦБ РФ», ЦБ осуществляет независимо от органов гос. власти местного самоуправления.
2. Четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами ЦБ.
Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В России ЦБ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено законом.
3. Принцип самоокупаемости в деятельности ЦБ. Свои расходы ЦБ осуществляет за счет собственных доходов.
4. Принцип самостоятельности в деятельности. Самостоятельность ЦБ как хозяйствующего субъекта выражается в его праве распределять по собственному усмотрении прибыль (на 01.01.2005 -80% прибыли ЦБ РФ подлежит передаче в федеральный бюджет, 20% прибыли остается в распоряжении) назначать заработную плату сотрудникам, распоряжаться своим имуществом. ЦБ свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования. Для реализации целей своей деятельности и соответствующих задач ЦБ имеет право издавать нормативные акты по вопросам, связанным с проведением банковских операций и не урегулированным непосредственно в ФЗ; участвовать в разработке эк. политики Правительства РФ.
5. Принцип ответственности за результаты деятельности означает, что ЦБ несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции, валютный курс рубля.
6. Заинтересованность в результатах работы. Как всякое юр. лицо, ЦБ составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль. Прибыль ЦБ определяется как разность между суммой доходов от предусмотренных ФЗ банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах КО и расходами, связанными с осуществлением ЦБ своих функций, установленных ФЗ. Часть прибыли остается в распоряжении банка.
7. Контроль над осуществлением ДКП в процессе выполнения своих функций: постоянный контроль над выполнением основных параметров Денежной программы.
8. Согласованность в проведении экономической политики. ЦБ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
ЦБ - главное звено кредитной системы;
Коммерческий банк - основное звено кредитной системы.
В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.
В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину (за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы.
Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:
ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков.
Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные.
Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б.
Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.
ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов.
Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения.
ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства.
Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б:
операции на открытом рынке;
изменение официальной учетной ставки ЦБ;
проведение операций с депозитами;
установление нормы обязательных резервов и др.
Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции).
В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.
Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен.
Основные функции ЦБ России:
В соответствии с законом "О ЦБ", Банк России выполняет следующие функции:
аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;
размещение денежных средств;
организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;
денежно-кредитное регулирование;
организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений;
расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;
внешнеэкономические функции;
регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;
надзор за деятельностью банков.
1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.
2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.
ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона "О ден. системе РФ".
Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.
Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:
учетная процентная ставка;
операции на открытом рынке с ценными бумагами;
установление экономических нормативов для банков.
ЦБ организует и осуществляет расчеты между:
к/банками;
предприятиями, организациями, учреждениями через банки;
предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.
государством и населением;
между государствами.
Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.
В законе "О ЦБР" записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.
Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:
регулирование курса рубля;
управление официальными золото-валютными резервами;
осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им;
выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей;
выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России;
ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах.
В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.
Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном "О банках и банковской деятельности". Центральный банк:
Выдает или отзывает лицензии на совершение операций;
Регистрирует уставы банков;
Ведет книгу регистрации банков на территории РФ;
Устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др.);
ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.