Почему мы столько платим за отопление? Оплачиваются ли услуги по отоплению квартиры в летний период, когда фактически отопление отсутствует.

Отопительный сезон неизменно приводит к повышению суммы в платёжках: у одних — на совсем немного, у других — почти в два раза. Причиной тому — стоимость отопления, которая определяется на основе сразу нескольких нестабильных показателей. Разбираемся, каких именно.

Как должно быть?

Отопление, как известно, подаётся в холодный период, который начинается, когда среднесуточная температура воздуха держится ниже +8 о С, а заканчивается, если температура держится выше +8 о С дольше 5 суток подряд. Всё это время ресурсно-снабжающие организации и правительство региона обязуются поддерживать тепло в наших квартирах на уровне, указанном в Приложении № 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 («Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий»). А именно, температура должна составлять:

  • в жилой комнате — от 20 до 22 градусов;
  • на кухне — от 19 до 21 градуса;
  • в ванной комнате - от 24 до 26 градусов;
  • в туалете – от 19 до 21 градуса;
  • в коридоре – от 18 до 20 градусов.

На оплату отопления устанавливается специальный тариф, который равняется стоимости тепловой энергии, затраченной на отопление 1 кв.м. За единицу измерения принято соотношение «гигакалория на квадратный метр» (Гкал/кв.м.), которая оценивается с учётом средней минимальной температуры воздуха зимой (пяти самых холодных дней прошлых лет). Очевидно, что в холодную зиму топить нужно сильнее, а платить, соответственно, больше, и логично предположить, что в тёплую зиму платить надо меньше, но к снижению цен в России, как мы знаем, особое отношение.

Photo: E. Krall

Кто считает?

Изначально считают и разрабатывают тариф ресурсно-снабжающие организации, которые собирают необходимые документы и скрупулёзно обосновывают каждую копейку в предполагаемом тарифе. В нём учитывается:

  • общая площадь отапливаемых помещений в жилых домах и примыкающих к ним помещений;
  • средняя температура воздуха за последние три года;
  • состояние инфраструктуры и, соответственно, издержки на оборудование;
  • длительность отопительного периода;
  • НДС и т.д.

После подсчёта проект проходит ряд обсуждений в Думе, правительстве, общественных площадках. Стоит отметить, что тариф принимается на определённый срок (как правило, на 3 года), в течение которого он не пересматривается, не изменяется и не корректируется. После принятия тарифа стоимость тепла будет рассчитываться по формулам, утвержденным постановлением правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года .

Важно отметить, что для потребителей устанавливаются единые нормативы на отопление. Однако если в многоэтажке и квартирах есть счётчики, итоговая цифра рассчитывается индивидуально, поскольку, помимо расчёта отопления квартир, коммунальные службы будут отдельно считать обогрев общедомовых помещений – , тамбуров, подвалов.

Photo: Jocelyn Durston

Если говорить без цифр, то общий принцип оценки такой: жилая отапливаемая площадь умножается на норматив обогрева одного м2 , а затем на утверждённый горсоветом тариф. Для тех же, кому нужны точные цифры, существуют формулы, представленные ниже.

Власти могут установить разный порядок начисления платы за теплоэнергию в зависимости от географии региона:

  • Тарифы усредняются с учетом круглогодичной оплаты за тепло, даже несмотря на то, что летом нет потребности в отоплении. В таком случае нагрузка на потребителя ложится равномерно.
  • Тарифы на тепло дифференцируются в зависимости от времени года. Зимой потребители платят по максимуму, зато летом эта графа из платёжек исчезает, либо держится на минимальном уровне.

Например, официально действующие тарифы на тепловую энергию для населения Москвы Региональной энергетической комиссии города Москвы.

Сумма оплаты за тепло зависит от множества факторов, в том числе и от того, не наставил ли сосед себе дополнительных секций радиатора или насколько утеплён дом. Меньше потерь — меньше энергии тратится на отопление 1 м2 до требуемой температуры, а значит, ниже цена, а температура в доме выше. Если счётчика нет, то все потери раскидываются поровну на потребителей, но если есть счётчики, то провернуть такой фокус уже не удастся, поскольку потребители смогут в доме и затребовать перерасчёт (но это тема для отдельной статьи).

Формулы исчисления цены за тепло

  • Если в доме нет общедомового прибора учета тепла: P i =S i x N t x T t (где S i - общая площадь i жилого или нежилого помещения, N t - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, T t - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ).
  • Есть общедомовой счетчик, но нет счетчиков в каждой квартире: P i = V д х S i / S об x T т (где V д - объем тепловой энергии по показаниям общедомового счетчика, S i - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения, S об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, T т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ).
  • Есть и общедомовой, и индивидуальные счетчики: P i = (V i n + V i одн x S i / S об) x T кр (где V i n - объем тепловой энергии по показаниям индивидуального счетчика, V i одн - объем тепловой энергии на общедомовые нужды по счетчику (V i одн = Vд — ∑ i V i n), S i - общая площадь i-го помещения многоквартирного дома, S об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, T кр - тариф (цена) на коммунальный ресурс (в данном случае - на тепловую энергию), установленный в соответствии с законодательством РФ).

В итоге

Чтобы сказать наверняка, сколько конкретно должен заплатить тот или иной собственник, нужно учитывать множество факторов, начиная от наличия индивидуального счётчика и заканчивая истребованием с управляющей компании сведений об общей площади многоквартирного дома. А ещё существуют отдельные тарифы для отдельных районов, температурные аномалии и прочее. Тем не менее, все цифры и данные находятся в открытом доступе, и любой гражданин может самостоятельно высчитать приблизительную стоимость теплоэнергии, и если она в разы отличается от той, что в квитанции – потребовать перерасчет.

Андрей Шенин

Вопросы, связанные с оплатой коммунальных услуг, всегда актуальны. По причине отсутствия времени мы привыкли отдавать свои деньги за тепло, воду и свет «не глядя». Времени на разборки нет, зато есть управляющие компании, ТСЖ, которые точно знают, что и как нужно делать. Многие жители МКД свято верят в то, что нет смысла «перечить» местным органам самоуправления и управляющим организациям. Подавляющее большинство потребителей считают, что в любом случае, управляющие компании или ТСЖ контролируются органами государственного, жилищного надзора, которые для этого созданы, – поэтому и нет смысла в «лишних движениях», тем более «войнах».

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему некоторые платят за отопление в многоквартирных домах равномерно в течение года, а другие – отдают деньги только в отопительный сезон? Почему так происходит и кто выбирает способ оплаты?

На самом деле это не управляющие компании и даже не ТСЖ диктуют, каким образом платить за отопление. Действующее жилищное законодательство допускает два способа оплаты:

– только в отопительный период

– в течение календарного года равномерными суммами

Необходимо уточнить, что общая сумма за год, независимо от способа оплаты, одинакова. Чтобы наглядно убедиться в законности такого порядка, нужно обратиться к конкретным законам. В данном случае это Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года, №354. Здесь показательным выступает пункт № 42, в котором четко оговаривается, что способ оплаты коммунальной услуги определяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Многие считают, что органы государственной власти не являются единственными лицами, которые могут определять правила оплаты за тепло, газ или электричество. Однако в действительности органы госвласти – это единственные регуляторы в отношении выбора способа оплаты за отопление.

Окончательным подтверждением этого факта выступает Постановление Правительства от 26 июня 2016 года № 603:

«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».

Оплата коммунальных платежек становится все более дорогим процессом. Повышение стоимости услуг, осознание важности контроля расходов и прочие факторы заставляют нас искать ответы на вопросы, которые всегда удивляли жителей. Необходимость оплаты отопления в зимний период вызывает недоумение у многих владельцев квартир, и в этом вопросе стоит разобраться подробнее.

Почему квитанции за отопление приходят 12 месяцев в году?

Для средней полосы России тепло в жилые дома подается порядка шести месяцев в году. Мы получаем счета за отопление каждый месяц по весьма простой причине – государство разбивает оплату отопления на равные части, чтобы не перегружать наш семейный бюджет в зимнее время. Это продиктовано определенными факторами:

  • оплата отопления только в холодное время года была бы непосильной для многих жителей;
  • государство получает равномерные платежи в течение всего года, что делает финансирование коммунальных компаний равномерным;
  • появляется возможность проведения ремонтных и восстановительных работ в летний период.

В большинстве случаев оплата тепла в квартирах происходит по установленному тарифу. Этот тариф высчитывается по самому холодному году, потому каждый год жители городов переплачивают за отопление немалую сумму. Такой принцип не требует затрат на счетчики со стороны государства и позволяет брать больше денег за предоставленные услуги.

Уменьшаем размер оплаты за отопление

Сегодня существуют вполне легальные и цивилизованные методы экономии на счетах за отопление. Для этого необходимо установить счетчик отопления на дом, собравшись коллективно всем владельцам квартир. Если это невозможно, есть вариант установки счетчика в квартиру. Условия для использования квартирного счетчика тепла следующие:

  • вы будете платить за услуги коммунальных служб только по количеству потребленного тепла, доплачивая порядка 15% за лестничную клетку;
  • для установки такого измерительного прибора необходимо обратиться в управляющую компанию и узнать легальный способ оформления счетчика;
  • также необходимы новые , которые будут экономить ресурс подачи тепла.

Стоимость отопления жилья — одна из самых весомых составляющих счетов, которые мы оплачиваем за жилищно-коммунальные услуги. Неудивительно поэтому, что среди частых вопросов, возникающих у потребителей коммунальных услуг, важное место занимает порядок начисления платы за подачу тепла в наши дома. Поднять эту тему вновь мы решили в связи с утратой силы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, и принятием нового документа от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг». Начиная с 1 июля 2016 года, был изменен порядок расчета платы за отопление, поэтому на страницах МГ мы разберем, откуда возьмутся конкретные цифры в графе «отопление» в 2017 году.

На сегодня расчеты за тепловую энергию могут осуществляться одним из двух способов :

  • только в течение отопительного периода
  • равномерно в течение календарного года

Конкретный способ выбирается Правительством Москвы не чаще одного раза в год в срок до 1 октября текущего года и реализуется принятое решение только в следующем году: с 1 июля при переходе на равномерную оплату в течение года, либо с первого дня отопительного сезона при переходе на оплату, соответственно, в отопительный период.

На 2017 год Правительством города сохранен равномерный способ внесения оплаты за отопление на территории Москвы, исключая Троицкий и Новомосковский округа . Однако для ТиНАО действует тот же порядок расчетов .

Жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше жильцов тех домов, где такой счетчик установлен.

Рассмотрим четыре типовых случая, в соответствии с которыми начисляется плата за подачу тепла в наши дома.

Случай 1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность его установки отсутствует. В основном это касается старого жилого фонда. Здесь расчет осуществляется по следующей формуле:

Случай 2 . Дом не оборудован ОПУ, но при этом техническая возможность его установки имеется (жилой фонд, где по разным причинам до сих пор не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии). В данном случае расчет ведется следующим образом:

Как видно из приведенной формулы, жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше домов, где такой счетчик установлен. В соответствии с Федеральным Законом № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», общие счетчики должны быть установлены во всех многоквартирных домах до 1 июля 2012 года, затем этот срок был продлен, тем не менее, на сегодняшний день даже в Москве не все дома оборудованы ими. Специальный повышающий коэффициент должен стимулировать собственников жилья принимать меры, чтобы в их домах такие счетчики появились. Однако, например, в поселении Сосенское ОПУ ставятся в старом жилом фонде в рамках долгосрочной целевой программы за счет средств местного бюджета.

Случай 3. В доме имеется ОПУ, но не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла (ИПУ). Под этот случай попадает подавляющее число домов, построенных после введения в действие закона «Об энергосбережении», когда установка общедомовых счетчиков стала обязанностью застройщиков. В этом примере расчет осуществляется по следующей формуле:

Один раз в год производится корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления, по формуле:

В данном случае управляющая компания в течение года равномерно начисляет оплату согласно нормативу или среднему фактическому потреблению за прошлый год, а по прошествии года производит перерасчет на основании показаний общедомового счетчика. При этом перерасчет может быть как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от того, насколько был холодным и продолжительным отопительный сезон, а также от экономности расходования тепла собственниками, в т. ч. в местах общего пользования.

Случай 4. Дом оборудован ОПУ и все помещения дома также оборудованы ИПУ. Данный случай в основном относится к новостройкам с горизонтальной разводкой системы отопления, которая позволяет установить счетчик тепла отдельно на каждую квартиру. Расчет будет осуществляться по следующей формуле:

Корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления (один раз в год):

Отдельно надо отметить, что для применения схемы расчета № 4 все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы счетчиками. При этом все счетчики должны находиться в исправном состоянии, пройти поверку в установленные сроки (1 раз в 4 года), а также должны быть введены в эксплуатацию с привлечением управляющей компании. Такое положение делает фактически невозможным оплату по индивидуальным счетчикам тепла, поскольку достаточно одного неработающего или не прошедшего поверку прибора, чтобы расчет производился уже по схеме № 3.

Правительством принято решение сохранить на 2017 год равномерную оплату за потребление тепла в многоквартирных домах.

Итак, мы рассмотрели 4 типовых случая оплаты тепловой энергии, с которым сталкиваются собственники многоквартирных жилых домов (особняком стоят многоквартирные дома, где в состав общего имущества входит собственная котельная и где собственники платят не за тепловую энергию, а, как правило, за газ, который используется для подогрева воды). Как можно заметить, согласно поправкам в федеральное законодательство, теперь столичное Правительство определяет, как москвичи будут платить за отопление: равномерно в течение года или только в отопительный период. Пока принято решение сохранить оплату равномерно в течение 12 месяцев. Можно предположить, что это связано с желанием равномерно распределить нагрузку на семейные бюджеты (в первую очередь малообеспеченных граждан). Если, скажем, годовая оплата за отопление составляет 12000 рублей и эта сумма распределяется равномерно в течение года, то ежемесячная нагрузка на бюджет составит 1000 руб. Если же оплата происходит только в отопительный период, который в нашем регионе составляет 5-6 месяцев, то расходы на отопление в этот период возрастают в 2 раза, хотя и исчезают совсем в остальное время года.

Нормативные документы:

1. В соответствии с пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

2. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

3. Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41».

4. Пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

5. Пункт 2(1), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

6. Пункт 2(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

7. Пункт 3(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

8. Пункт 3(3), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).