Подготовка к публичному выступлению. Как подготовиться к публичному выступлению: лучшая методика

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

  • Экспромт - выступление без подготовки.
  • План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием новых идей, которые должны быть изложены.
  • Текст выступления - текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
  • Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Возможны и комбинации различных способов.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересу и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот сов Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и расклассифицировать.

Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим разом.

  • Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме.
  • Отберите главное и вычеркните второстепенное
  • Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов. Теперь посмотрите, чего вам не хватает.

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Надо также помнить некоторые требования к языку составляемого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.

Как пользоваться конспектом?

Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Ч.Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор И. И. Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный химик С. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал его семье, брал запись в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал в нее.

Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М.Сеченов сначала шепотом проговаривал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта.

Прекрасный оратор В.И.Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Выступать без конспектов могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Репетиция выступления

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которые не стесняетесь, готовыми всегда вас поддержать: Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать? Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей.

Многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, и которых вы хорошо разбираетесь; затем - перед друзьями.

Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим, значительный навык; да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом повторить ее во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям.

  • Не бойтесь слушателей. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».
  • Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи.
  • Скажите слушателям не все. Оставьте себе разные знания - мысль о них укрепит вашу уверенность.
  • Не готовьтесь в день выступления.
  • За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание.
  • Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.

Теория ораторского искусства подразумевает четыре способа публичных выступлений:
- экспромт – выступление, когда вы не готовитесь вовсе, а полагаетесь на свое знание темы.
- план-конспект. Вы составляете четкий план, расписываете все пункты и высказываете тезисы.
- текст выступления. Составляется текст, который зачитывается с листа.
- чтение наизусть. То же самое, только текст нужно еще и заучить!

Иногда способы комбинируются. Например, если вы читаете доклад по поэзии серебряного века, логично будет зачитать стихотворений, заучив их наизусть, а само выступление может опираться на тезисы.

В большинстве случаев, для подготовки к выступлению рекомендуется делать подробный план-конспект и хотя бы один раз прорепетировать его перед зеркалом или друзьями. Такой способ позволит вам, с одной стороны, не упустить ничего лишнего и не сбиться с мысли, а с другой, сделает ваше выступление живым и интересным.

Подготовка конспекта

Чтобы конспект был хорошим, делайте его, руководствуясь некоторыми правилами. Во-первых, используйте в подтверждение своих тезисов факты. Во-вторых, вычлените главное. Какие-то тезисы, возможно, не совсем подходят к теме выступления. Теперь проверьте, не нужно ли добавить чего-то, чтобы полнее раскрыть тему. В третьих, проследите, чтобы все тезисы были подкреплены фактами. Если вы не очень опытны в публичных выступлениях, записывайте тезисы и факты в виде законченных предложений, чтобы не искать слова на сцене.

Обязательно прорепетируйте выступление. В идеале, следует сделать это не менее двух раз: один раз прочитать речь самому себе, а второй – людям, например, вашим друзьям. Вообще, полезно обдумывать речь несколько дней до произнесения, это поможет найти нужные слова или вспомнить полезные факты и придумать остроумные повороты.

Перед выступлением

Постарайтесь не есть хотя бы за 2 часа до выступления. Также за 2 часа до выступления уже не начинайте новых дел, вообще, не беритесь ни за что, что бы отвлекло ваше внимание от речи и настроило бы на другие мысли.

Постарайтесь не бояться слушателей. В конечном итоге, даже если вы плохо выступите, ничего ужасного не случится. Сконцентрируйтесь на содержании своей речи, ведь главное – донести свои идеи.

Подготовка к публичным выступлениям


Введение


Публичная речь в наше время становиться всё более актуальна. Наверное каждый человек хотя бы раз в своей жизни выступал перед публикой, но не каждому дан дар красноречия. Мастерством устного выступления, т.е. умение говорить с людьми доходчиво, увлекательно и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют качества человека, его большая или меньшая «предрасположенность» к пропагандистской работе. Но творческий подход не исключает, а, наоборот, предусматривает овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, точно так, же как необходимость считаться с правилами грамматики не лишает творческого вдохновения писателя или поэта. С другой стороны, как и во всяком деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если человек не будет работать над их развитием и совершенствованием. Поэтому мастерство устного выступления - важнейшая часть подготовки любого, кто пользуется устным словом как средством идеологического воспитания и убеждения.

Еще в Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателями, реакцию на поведение толпы, что доказывает актуальность темы реферата.

Цель реферата - рассмотреть виды подготовки к публичным выступлениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить учебную литературу, описывающую теоретические аспекты исследуемой проблемы.

2.Рассмотреть процесс подготовки публичных выступлений.

.Выявить особенность подготовки публичных выступлений.

1.Раскрытие понятия публичная речь


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге» .

Человеческая речь по своей природе диалогична, ибо создана для общения: убеждения, побуждения, получения, или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины .

В Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателем, реакцию на поведения толпы .

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания .

Таким образом, выступая перед различными категориями слушателей, оратор изменяет целевую установку. Изменение может быть, конечно, различным, но важно отметить, что соответственно меняется стратегия и тактика изложения, меняется его композиция и стиль (в разной мере, в разных отношениях). Без учета особенностей аудитории невозможен успех выступления. Изучение же этих особенностей должно быть соотнесено со структурой текста. Только при этом условии общесоциологический аспект понятия «аудитория» превращается в методический .

Подготовка к публичному выступлению требует уяснения полученной задачи, т.е. определение темы, вида и цели выступления, а также оценки состава будущей аудитории .


2. Подготовка к публичным выступлениям


Виды подготовки

Как известно, все хорошие импровизации готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, скорее всего, будет провальным. «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - афоризм Марка Твена.

Убедить большое количество слушателей значительно труднее, чем убедить одного собеседника. Прежде всего, из-за того, что аргумент, убедительный для одного, может быть неубедительным для другого. У каждого своя система ценностей и авторитетов. В частности, в глазах одного выступающий может иметь высокий статус и имидж, а для другого - совсем наоборот (например, из-за принадлежности к разным социальным группам). Правило имиджа и статуса гласит, что аргументы оратора для первого будут более весомы, чем для второго .

Для того чтобы выступление прошло удачно и без помарок желательно заранее ознакомиться с аудиторией. Узнать перед кем придется выступать: какое количество людей будет присутствовать, какие у них интересы и взгляды, чего именно она ждет от оратора, как прореагирует на поставленную тему. В зависимости от этих показателей сделайте акцент на отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном уровне с аудиторией. Главное не затрагивать темы, которые неподготовленная аудитория может не понять. Включая ко всему, оратор должен помнить: человек может воспринимать и внимательно слушать, только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут). От оратора требуется понятные, короткие, четкие, убедительные и доступные для понимания фразы и формулировки.

Вначале нужно составить основу будущего публичного выступления создать «фундамент»:

1.Выделить главную идею выступления.

2.Создать несколько подзаголовков. Разделив идею на несколько составных частей.

.Найти в составленном тексте ключевые слова, которые нужно повторить несколько раз для присутствующих, чтобы они лучше запомнили мотивацию выступления.

.Нужно тщательно продумать план выступления перед публикой. Составить структуру будущей речи, которая должна включать в себя введения, основную часть и выводы.

После выкладки «фундамента», начинайте строить «стены»:

1.Добавить в составленный текст яркие примеры из жизни или литературы, относящиеся к данной тематики.

2.Создать таблицу, схему график или принести иллюстрации для зрительного закрепления информации.

.Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы.

.Напишите полный текст.

Также надо продумать, как будет проходить выступления. Каким из ниже перечисленных видов выступления воспользоваться:

) Выступление с опорой на текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст . Даже после написания и обработки текста оратору не надо тешить своё самолюбие надеждой, что он уже готов к встречи с аудиторией. Текст речи следует, прежде всего, осмыслить, проанализировать проблему в данном тексте, выделить смысловые части, после чего желательно несколько раз перечитать текст и произнести его вслух.

Целесообразно соответствующим образом разместить и сам текст речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстрационные примеры и т.п. .

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору свободного общаться со слушателями .

) Выступление без записей

Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст .

И. Андроников, известный литературовед, мастер публичной речи, в книге «Я хочу рассказать вам…» делится своими мыслями об особенностях устного выступления без записей:

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед - к аудитории, а назад - к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь - похожей на диктовку… .

) Выступление экспромтом

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными .

Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен .

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает, хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями .


3. Психологическая подготовка к публичным выступлениям


1.Преодоление чувства неуверенности и страха перед публикой.

Каждому рано или поздно приходиться выступать публично. Часто в случаях публичного выступления человек начинает волноваться, испытывает чувство неуверенности, боится встречи с публикой. Хотя страх выступлений есть не у всех, но его испытывают многие. Некоторым удается сохранить непосредственность, которая присутствует у нас в детстве, и для них, как для детей, выступление на сцене это праздник. А другой же половине докладчиков приходиться преодолевать очень сильное волнение.

Страх перед выступлением - это естественно. И поводы боязни могут быть разными: боязнь опозориться, страх того - что тебя не поймут, но больше всего люди, которые выступают перед публикой бояться забыть содержания текста. Даже хорошо подготовленный оратор может попасть в аудиторию, которая вгонит его в краску . Самое неприятное, когда человек боится не того, что он знает, а того, что «нечто» может произойти, а что конкретно, ему не известно .

Есть метод преодоления страха - систематическая десенситизация. Этот метод, придуманный психотерапевтом Иозефом Вульпе, состоит в том, что надо разложить ситуацию, вызывающую страх, по иерархии. Представить намечающееся выступление в виде последовательности мелких шажков (не менее 10): приехать к месту конференции, найти организаторов и поздороваться с ними, уточнить технические моменты и т.д. Каждый из этих шажков не выглядит большим событием, способным вселять страх .

Есть мнение, что страх может исчезнуть при тщательной подготовке. Отчасти, это так, многое зависит от того, как именно человек готовится. Но у подготовки, состоящей только из заучивания текста, есть несколько минусов. Она хороша, когда у вас что-то вроде лекции. Интерактивность не предполагается. Когда же она появляется, тщательная подготовка может сыграть злую шутку. Ход выступления может отклониться от того сценария, который был заранее отработан, и человек может попасть в ситуацию, когда он не знает, что говорить, поскольку он этого не репетировал. Такой поворот может резко выбить из состояния уверенности. Поэтому нужно учиться не только грамотно готовиться к выступлению, но и гибко реагировать на ситуацию, управляя аудиторией .

Для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом. Универсального метода не существует, и каждый будет эффективен только для отдельных людей. Если работает - замечательно, если нет - есть множество других способов, которые можно испытать .

2.Создание образа оратора

Почему мы об этом говорим? Внешний облик относится к невербальным средствам общения. По внешнему облику окружающие наделяют незнакомого им человека многими качествами. Эти качества могут быть и положительные, и отрицательные, делающие человека приятным или неприятным собеседником. Естественно, нас будут интересовать и те и другие факторы, дабы что-то порекомендовать, а от чего-то предостеречь .

По одежке ли встречают человека?В среднем 80% визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, 20% сведений дает нам его одежда. .

Однако первое, что мы видим в приближающемся человеке, - это его одежда. В силу эффекта порядка первое впечатление настраивает нас на тот или иной лад, и все последующее будет восприниматься с определенной предвзятостью: положительно, если первое впечатление благоприятное; отрицательно - если неблагоприятное .

Женщины, будучи более наблюдательны, нежели мужчины, придают одежде собеседника большое значение. Плохое впечатление от его одежды может напрочь уронить имидж .

3.Привлечение и удержание внимания

Опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произносящего свою первую речь тем, что способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В силу огромной важности умения привлечь и удержать внимание, посвящаем этому специальный раздел .

Как привлечь внимание

1)Прежде чем начать говорить…

Необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление .

2)Личное сближение

Оратор (имея должное основание) начинает выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызвало у них интерес и внимание к его выступлению .

3)Новизна

Выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые пока еще нигде не публиковались. Сразу же овладел вниманием слушателей журналист, объявивший им, что поделится своими впечатлениями о трехлетнем пребывании в Японии .

4)Проблемная ситуация

Выступление начинается с просьбы к слушателям задуматься о путях решения изложенной проблемы. Так,врач в начале выступления сказал, что СПИД пока неизлечим. Затем он обратился к слушателям: Кик же вести борьбу с ним? Слушатели призадумались - их внимание было привлечено.

Проблемная ситуация может быть создана указанием на наличие различных точек зрения, исключавших одна другую, и предложением разобраться, какая из них истинна .

5)Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то произошедшее во время или накануне выступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступление должно быть достаточно непродолжительным .

6)Вопрос - ответ

Любознательность, т.е. жажда знаний, - двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цепь вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет - неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя .

7)Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему: неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратится к вам с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствующих наверняка возникла мысль, а почему лектор ничего не говорит о… Отвечаю…»

8)Шутка

Шутки оживляют восприятие,

Смех активизирует мозги.

Так важны нам эти обстоятельства,

Что без них успеха и не жди! .

9)Закон края

Психологи установили, что лучшего всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными .

10)Короткие рассказы, подробности

«Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание остается абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофельным пюре» .

11)Движение мысли

Внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли .

Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечатления должны нарастать, тогда слушатели не утомляются, внимание поддерживается интересом .

Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным .

12)Средства пантомимики

Риторические жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать к привлечению внимания аудитории. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движение плеч несомненно вызывает непроизвольное внимание слушателей .


Заключение


Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору.

И именно поэтому в данном реферате были описаны виды подготовки публичного выступления, а так же сама подготовка к публичному выступлению. Существует несколько видов подготовки: выступление с опорой на текст, выступление без записей и выступление экспромтом. Каждый выбирает для себя наиболее подходящий метод. Но многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст без экспромта. Важна и правильная подготовка текста. В реферате было описано правило составления будущего публичного выступления. Так же помимо составления плана и вида была затронута и психологическая сторона самоподготовки. Был рассмотрен один из методов преодоления страха - систематическая десенситизация. Но для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом.

При написании реферата была изучена и использована учебная литература и интернет источники.


Список литературы

выступление публичный психологический страх

1.Введенская Л.А. Культура и искусство речи [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. / Современная риторика.

2.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]: в помощь слушателям школ молодого ректора / С.Ф. Иванова. - М.: Знание, 1978. - 128 с. / Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.

.Любимов Александр. Статья: Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать [Электронный ресурс] / Александр Любимов. - Pежим доступа: http //trenings.ru/…/Statya_Strashnyie_istorii._Strah_publichnyih_vyistupleniy_i_chto_s_nim_delat.html

.Непряхин, Н.Ю. Как подготовиться к публичному выступлению [Электронный ресурс] / Н.Ю. Непряхин. - режим доступа: http //www.srk - master.ru/article 22886.html.

.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: учеб. пособие. / Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 1978. - 254 с.

.Одинцов В.В. Структура публичной речи [Текст]: учеб. пособие / В.В. Одинцов. - М.: Знание, 1976. - 78 с. / Методика Л. М и О.И. /.

.Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 136 с.

8.Шейнов В.П. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Знания, умения и навыки оратора

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникагощие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навы-кам оратора относятся следующие:

■ навык отбора литературы;

■навык изучения отобранной литературы;

■навык составления плана;

■навык написания текста речи;

■навык самообладания перед аудиторией;

■навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения ора­тора. Он должен уметь:

■самостоятельно подготовить выступление;

■доходчиво и убедительно излагать материал;

■отвечать на вопросы слушателей;

■устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

■ применять технические средства, наглядные пособияи т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и на-стоящего, учиться на лучших образцах ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.

Повседневная подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. Выбор темы и определение целевой установки. Поиск материалов для выступления. Разработка плана выступления. Виды планов. Композиция публичного выступления. Овладение материалом выступления.

Важное место в деятельности оратора занимает повсед­невная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывныи процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.



Что же представляет собой повседневная подготовка?

1.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2.Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готов-ности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать всвоих выступле-ниях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать запись ярких выступлений политических и о щественных деятелей государственного и местного масштаоа, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. К онечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, по-читать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации ма­териала и активно создавать свой архив.

3.Овладение техникой речи. Основные элементы ре-
чевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос
(правильные навыки голосообразования) и дикция (сте-
пень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшкм образом донести до слушателей Содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи.
Забота о правильности и чистоте речи должна быть обя-
зательной для человека, выступающего публично. Особо
следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно
и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и
эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ
выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях,
конференциях, публичных лекциях, слушая выступления
ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внима­
ние не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлений того или иного оратора, что вы-зывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступа­ющего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникаю-щих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовйться к встрече со слушателями, как
построить ораторскую речь, какие приемы управления
аудиторией можно использовать и т. д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мас­терство знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеолисания» рассказывает о том, как Де-мосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

Таким образом, повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Как подготовить план выступления

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.