Стратегия привлечения иностранных инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

Кризис на Украине и санкции уменьшили приток в Россию свободных капиталов. Но рынки США и ЕС - лишь части глобальной финансовой системы. Если есть спрос, то всегда найдется тот, кто готов его удовлетворить. Возможна ли переориентация инвестпотоков в РФ с Запада на Восток? Об этом сайт рассказал член Торгово-промышленной палаты Николай Силин.


Восток - дело выгодное?

- Николай, некоторые аналитики сейчас уверяют, что без западных инвестиций российской экономике придется тяжело. Насколько велик вклад иностранных инвесторов в экономику России и критично ли его уменьшение?

Сразу скажу, что в значительной степени иностранные инвестиции были так называемые портфельные — в акции, в ценные бумаги. И в силу глобализации этих рынков пугливые инвесторы как только наступала какая-то критическая ситуация очень быстро выходили из российских активов.

Гораздо интереснее для страны вложения прямые, когда инвесторы участвуют в капитале компаний, совместных предприятий, открывают здесь производство или занимаются добычей полезных ископаемых, вкладываются в инфраструктурные объекты.

Понятно, что просто так забрать в таком случае деньги практически невозможно — это всерьез и надолго. Но, к сожалению, такой объем инвестиций для российской экономики крайне незначителен. В 2014 году (по последним данным) в российскую экономику поступило около 19 млрд долларов прямых инвестиций. При этом утечка капитала за тот же год составила 150 млрд.

Но когда говорят об утечке капитала, зачастую не очень понимают, куда он, собственно, утекает. И здесь надо понимать, что утечка капитала — это просто цифры на счетах, а вот если посмотреть какой объем внешних долгов за тот же период погасили, а это 133 млрд долларов.

- То есть б ольшая часть этих так называемых утекших долларов ушла именно на погашение долгов…

Это не утечка, а просто добросовестные платежи.В 2014 году многие российские компании, которые брали дешевые кредиты за рубежом, попали в ситуацию, когда им надо было срочно рассчитываться по этим долгам, но никто им вновь в долг давать не собирался. Но, несмотря на эти трудности, они все-таки справились. При этом, тоже для сравнения, из Великобритании за 15 месяцев на конец 2014 года утекло 356 млрд долларов.

- А у них по какой причине?

Потому что не такой уж замечательный инвестиционный климат в Великобритании. Она находится в кризисе, поскольку спрос на финансовые и юридические услуги, которые составляют значительную долю ВВП Великобритании, падает. Кроме того, они активно начали в последнее время исследовать происхождение вложенных в экономику Великобритании средств.

Соответственно российские, китайские, арабские инвесторы начали сильно задумываться, а надо ли им инвестировать в Великобританию. И в последнее время статистику в Европе в основном спасают манипуляции с ВВП.

- Но давайте вернемся к России и иностранным инвесторам. Если их вклад не столь значителен, почему все-таки эта тема настолько важна, что мы ищем партнеров и активно стараемся переориентироваться с Запада на Восток.

Дело в том, что мы заинтересованы не столько в деньгах от иностранных инвесторов, сколько в передаче технологий. Поскольку иностранными многих инвесторов можно считать с большой натяжкой. Часто это, собственно, российские деньги, которые были ранее выведены в офшорные компании, а теперь они возвращаются в Россию.

Теперь инвесторы предпочитают структурировать сделки по англо-саксонскому праву, не доверяя российской судебной, налоговой и законодательной системам. К примеру, продажа АвтоВАЗа, одна из последних самых больших и громких сделок, была структурирована в Нидерландах, а отнюдь не в России.

Те инвестиции, которые приходят, очень сложно реализовать с технико-внедренческих позиций. Приходят проекты, которые в принципе не могут быть реализованы у нас, исходя из имеющихся технологий. Например, те же японцы открывают производство комплектующих. Но трубки для тормозной системы автомобилей, которые сделаны из отечественного металла и на отечественном оборудовании, не могут использоваться в принципе, потому что наши металлурги привыкли выпускать полуфабрикаты, не вкладываясь в конечный передел продукции.

Поэтому мы заинтересованы в том, что называется smart money, "умные деньги", которые позволяют получить не только относительно дешевые финансовые ресурсы, но и получить технологии, улучшить организацию труда, восстановить производственные цепочки и так далее.

- В какие направления предполагается привлекать инвестиции в первую очередь, в какие конкретно отрасли?

Дело в том, что правительство Российской Федерации предполагает, а инвестор располагает. То есть, мы можем сколько угодно говорить о том, что нас интересуют прежде всего инвестиции в высокие технологии, но если инвесторы предпочитают вкладываться в нефтянку или добычу полезных ископаемых, их переубедить крайне сложно, тем более что у нас нет никаких специальных отраслевых режимов, например, налогового.

У нас есть законодательство о СПГ (Соглашение о разделе продукции), но, во-первых, этот режим действовал только для Сахалина, и новые договоренности отсутствуют. Наглядный пример избирательности — это обсуждение проекта высокоскоростной железной дороги Казань-Москва, куда Китай согласился вложить деньги только после того, как ему было обещано, что все конструкторские работы и все технические решения будут китайскими или теми, которые он хочет привлечь.

То есть никаких дочерних компаний РЖД, никаких компаний, которые китайцам будут активно рекомендовать в качестве субподрядчиков, там быть не должно. То есть Китай индивидуально для себя расчистил площадку.

Но далеко не все инвесторы обладают такими возможностями, и поэтому получается, что мы в основном сосредотачиваемся на крупных инвестициях в государственные или окологосударственные компании. Очень плохо обстоит дело с массовым звеном, то есть с частным инвестором, который здесь пытается создать какое-то небольшое предприятие.

Я принимал участие в общественных слушаниях по проектам законов, которые пытается предложить московское правительство для создания определенных привилегий для иностранных и прочих инвесторов и размещения производства в Москве. Местные власти имеют очень мало рычагов для того, чтобы дать этим предприятиям какие-то привилегии, которые бы действительно их привлекли.

Надо понимать, что за инвестора конкурируют все — и Россия привлекла 19 млрд долларов в прошлом году, а Китай привлек 128 миллиардов. Этот порядок цифр показывает, куда инвесторы идут с наибольшей охотой, несмотря на то, что Китай никак не соответствует европейским ценностям, идеалам демократии.

- Получается, что инвестиционный климат, то есть привлекательные условия для инвесторов, важнее всего?

- Основная проблема — это именно условия ведения бизнеса. В настоящее время в России проводится большая работа по дорожным картам, которые должны поднять нас в индексе Всемирного банка, то есть ведения бизнеса в стране.

И мы действительно совершили там достаточно большой рывок, где-то с 60-й позиции на 40-ю сразу перешли. Сам по себе индекс включает как раз все ключевые стороны ведения бизнеса — от открытия предприятия до подключения к энергосетям и удобства уплаты налогов.

Но мы, к сожалению, не сможем пока конкурировать с тем же самым Сингапуром, Гонконгом, Китаем именно по большей части административных процедур, потому что, например, в Китае создано порядка пяти десятков государственных технологических парков, в каждом из которых сидит координатор от государства, который решает все вопросы. То есть инвестору не надо ходить по министерствам и ведомствам, он может поднять трубку, вызвать какого-нибудь замминистра и изложить ему просьбу, требование и так далее.

Китай исторически та держава, которая обладает очень серьезными административными традициями. Достаточно вспомнить о процедуре отбора чиновников в Китае, которые должны не только знать грамоту, но и слагать стихи и обладать достаточно широким кругозором…

- Для меня, например, "административные процедуры" — это синоним слова "бюрократия".

- Дело ведь не в том, насколько все забюрокроатизировано, а в том, насколько эта бюрократизация является оптимальным управлением. То есть, это некий алгоритм, который оптимальным образом позволяет найти баланс интересов между обществом, государством и инвесторами, что наглядно показала ситуация, например, с добычей сланцевого газа в Европе. Очень много разговоров, но все уперлось в то, что если вы хотите добывать в этой стране сланцевый газ, то выберите место, куда можно переселить население.

Америка это себе может позволить, поскольку есть достаточно большие незаселенные территории, но в плотно заселенной Европе заниматься разрывом гидропластов — это нонсенс, поэтому американские компании практически свернули все изыскания, которые были в Польше, на Украине, и решили с этим направлением в Европе не связываться. Это вот как раз процедуры бюрократические.

Другое дело, что современная Европа — она как раз очень сильно политизирует эту проблему, и как раз беспристрастная бюрократия Китая, не связанная ни с какими уходами в "зеленую энергетику" или в "необходимость пропорционального представительства женщин в компании", оказывается более эффективной и привлекательной для инвесторов. Потому что это чистый бизнес, не отягощенный какими-то идеологическими, политическими или социальными нагрузками.

- Если вернуться к нашему инвестиционному климату, то, получается, что все дело упирается в институциональные преобразования, то есть в реформу управления? Это очень сложное дело, потому что отсюда вытекает и борьба с коррупцией, и еще много чего, на чем, соответственно, во многом, к сожалению, пока наша система и держится, да?

К сожалению, в традициях Российской империи наша система заточена на максимальный контроль. Контроль, который требует значительных ресурсов, и получается, что число охранников и контролеров у нас зашкаливает по сравнению с производительной силой.

Откупщики, конечно, были и в Западной Европе. Во Франции, чиновникам отдавали в кормление целые области, таким образом собирая налоги. Проблема в том, что мы стремимся не создать условия, чтобы что-то было, а стремимся создать условия, чтобы чего-то не было.

Конкретный пример — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который не могли закрыть десятилетиями, несмотря на экологическую экспертизу и даже на попытки переориентации города на другие виды бизнеса, тот же самый туристический. При этом те, кто сидел в московских кабинетах и планировал, они не понимали одну простую вещь.

Вопрос заключался даже не в том, насколько очистные сооружения готовы перерабатывать весь объем сброса, сколько в том, что это производство в прямом смысле дурно пахнет. И когда опять запустили ЦБК, то весь туристический бизнес, естественно, скончался, потому что гулять по берегу Байкала в противогазе или с отдушкой нашлось мало желающих.

- Сейчас Россия пытается переориентироваться с Запада на Восток, искать инвесторов на Востоке. Какие страны наиболее нам интересны? И интересны ли этим странам мы?

- Нам, в первую очередь, интересны те страны, которые входят в так называемую БРИКС, то есть Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка. Ну, насчет Южной Африки вопрос спорный, потому что непонятно, есть ли у нее свободные деньги для инвестиций в Россию, а вот Индия и Китай такими ресурсами вполне располагают.

Но при этом надо понимать, что опять-таки их интерес достаточно специфический, и наши отношения с ними специфические. Например, объем наших инвестиций в Индию больше, чем у них в нашу страну. Индийские инвестиции в основном приходились на полезные ископаемые, то есть Индия участвовала в наших нефтяных проектах или в создании фармпредприятий, благо в Индии огромный объем производства не лицензируемых лекарственных препаратов, так называемых дженериков.

Вот именно это они, собственно говоря, собираются выпускать в России. А вот наш экспорт в Индию, наши инвестиции — это как раз высокие технологии: самолетостроение, производство грузовиков КАМАЗ, и так далее.

Нас, естественно, в большей степени сейчас интересует Китай. Есть планы довести объем инвестиций до 12 млрд в год.

Но Китай прежде всего вкладывается в крупные проекты, связанные с полезными ископаемыми — Ямал-СПГ, Уралкалий или какие-то сельскохозяйственные и лесные проекты.

Но наши инвестиции в Китай пока выглядят достаточно смешно — официальная цифра по российским инвестициям в КНР 22 млн долларов. Другое дело, что эта цифра отчасти лукавая, мы же не знаем, какие инвестиции пришли из тех же Нидерландов, офшоров Британских Виргинских островов и так далее. Вовсе необязательно, что российские компании вкладывались в Китай напрямую из России.

Ситуацию во многом может изменить отказ от использования доллара в сделках, поскольку сейчас создана система, которая позволяет осуществлять прямой обмен "рубль-юань". Когда мы сможем спокойно привлекать инвестиции в рупиях и в юанях, тогда ситуация может радикально измениться.

Сейчас в рамках прямых двусторонних договоров уже начинаются какие-то подвижки. Кроме того, Россия, Индия и Китай фактически являются главными участниками амбициозного проекта под названием "Великий шелковый путь". Он позволит многие инвестиции конвертировать в инфраструктурные проекты.

В чем интерес Китая? КНР хочет получить, условно говоря, прямую железную дорогу Пекин-Лондон, путь для перевозки своих товаров в Европу. Сейчас это можно сделать контейнерами по морю, либо через Россию по Транссибирской магистрали. Но она и медленная, и обладает относительно низкой пропускной способностью, тем более, что мы не можем даже увеличить грузоподъемность платформ.

Поэтому Китай заинтересован в том, чтобы сделать нормальную дорогу, а вот где она пройдет — это и есть предмет торга. Мы уже говорили о высокоскоростной дороге Казань-Москва. Основной проблемой была попытка навязать Китаю какие-то российские компании, которые выступали у него субподрядчиками.

Китай на это не пойдет, то есть если Китай придет как инвестор, то большая часть его средств достанется китайским компаниям, которые будут и производить работы, и выпускать рельсы, вагоны, тепловозы и так далее.

Введение режима санкций показало, что надежды на поставки высокотехнологичной продукции со стороны Запада крайне ненадежны. Мы с тем же самым Ямал СПГ имеем сейчас колоссальные проблемы, потому что американцы отказались поставлять насосы для газовых резервуаров и их нечем заменить.

Мы создали ситуацию, когда у нас проблема даже не в том, чтобы провести импортозамещение, поднять какие-то отрасли, а надо элементарно восстановить какие-то технологические разрывы.

- Импортное сырье. Иногда даже в голове не укладывается. Сельское-то хозяйство абсолютно все, от мальков до цыплят, оказывается, закупалось за рубежом, не говоря уже о более серьезных отраслях, как нефтегазовое оборудование…

С другой стороны, у нас сейчас вот тормозится производство спутников, потому что высоконадежная компьютерная электроника, не та, бытовая, которую мы совершенно спокойно ставим в обычные компьютеры, а та, которая способна выдержать космические излучения, нагрузки, удары — она в основном американская. И быстро провести импортозамещение вряд ли удастся.

Сейчас запущен проект производства двух, по крайней мере, отечественных процессоров — это "Эльбрус" и "Байкал". Но тот же самый "Байкал" производиться будет на Тайване, потому что, к сожалению, возможности отечественных технологических кластеров пока не позволяют достичь нужного уровня производства. "Байкал" — это 25 нанометров размерностью, а у нас — 45.

- Получается, что у нас привлечение инвесторов упирается, с одной стороны, в управленческие недостатки, с другой стороны, в технологический пробел.

Это одна сторона проблемы, а другая сторона проблемы — инвестор же не собирается здесь организовывать экспортное производство, его интересует Россия как рынок. И соответственно его интересует возможность встроиться в систему государственного заказа.

И здесь он попадает в такие тяжелые джунгли, просто не понимая даже, как вообще проводятся тендеры, почему тендер может выиграть компания, у которой нет вообще на балансе ни оборудования, ни специалистов в штате, которая просто предложила минимальную цену.

- Казалось бы, разговоры об этом идут уже лет 10, причем такие предметные, но ведь чего проще, изменить критерии конкурса?

Их изменили, были внесены поправки, приняты новые законы — 44-й, 223-й.

- И они не работают?

Они не просто не работают, они ухудшили ситуацию, потому что, введя в качестве гарантии исполнения контрактов банковскую гарантию, разработчики этого закона как раз малый и средний бизнес фактически отстранили.

Чтобы получить банковскую гарантию, надо в банке депонировать тот аванс, который компания получила на исполнение контракта, и в этой ситуации она фактически должна исполнить контракт вообще без денег, да еще потом подождать 40-60 дней, когда с ней наконец рассчитаются господрядчики.

При этом передать это, например, факторинговой компании, которая может расплатиться не сразу, а с дисконтом уже, скидкой, а потом взыскивать с заказчика после исполнения контракта невозможно, потому что по законодательству уступка права требования третьей стороне госконтрактом не предусмотрена.

И инвесторы (индийские, китайские) вкладывают в то, что позволяет им решать собственные проблемы. То есть либо создавать инфраструктуру, как Китай поступает в Азии — строит трубопроводы, чтобы качать себе газ, строит дороги, чтобы вывозить свои товары, участвует в разработке месторождений, чтобы контролировать, например, нужные ему редкоземельные металлы.

Многие, может быть, не знают, что в настоящее время Китай контролирует 70 процентов месторождений редкоземельных металлов в мире и 90 процентов их производства, то есть вся абсолютно электроника мира зависит от Китая.

Мало того, Китай не вкладывает в быстрорастущие компании, в акции предприятий, он вкладывает во что-то реальное, грубое, то есть в землю, в месторождения полезных ископаемых. Даже если китайцы покупают заводы, они зачастую их демонтируют и перевозят к себе, как это было с заводом Rover в Англии, например.

— То есть их интересуют технологии?

Станки, оборудование и технологии, а вот патенты, какие-то новые финансовые решения, быстрорастущие юридические компании их не интересуют совершенно. Китай готов идти на все для того, чтобы достигнуть цели. И как раз когда инвесторы начинают смотреть, как вот в случае санкций против России через призму идеологии, через призму контроля со стороны Соединенных Штатов, они как раз и освобождают место для китайских инвестиций.

С другой стороны, Китай прекрасно понимает, что, будучи самым крупным держателем долларов в мире, ему их надо куда-то пристроить, потому что перспективы американской валюты никому не понятны. Это пирамида, но она может как пирамида Хеопса простоять 3 тысячи лет, а может, как пирамида Мавроди, рухнуть через два года.

- Наши планы не ограничиваются Индией и Китаем. Чем больше инвесторов, чем больше стран мы привлечем, тем лучше. Какие еще государства могут быть нам интересны и почему?

Нам интересны страны, которые отвечают двум критериям — имеют свободные средства и имеют технологии, которые в чем-то превосходят наши технологии. Есть еще третий критерий — это страны, которые не завязаны на американский доллар.

Нас интересуют в данном случае, например, корейские воны, если мы будем с Южной Кореей потом подписывать прямые соглашения. Южная Корея — это технологический гигант, который ничем не хуже Японии, а в настоящее время, может быть, даже лучше, тем более, что корпорация Samsung является чуть ли не одной из немногих, кто в состоянии бороться с тем же Apple, с точки зрения технологий и продвижения в мире.

Нас могут интересовать страны Юго-Восточной Азии, такие как Индонезия, Малайзия, которые будут заинтересованы в продукции нижнего передела — в первую очередь, это поставка продовольствия, леса, полезных ископаемых и так далее.

Мы сейчас, создавая банк БРИКС и участвуя в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, постепенно налаживаем механизмы, приводные колеса, которые позволят нам уйти из-под долларового контроля и создать собственную систему. На основе односторонних или двухсторонних договоров без доминирования какой-то валюты будет создана корзина валют, которая еще недавно существовала в Европе и прекрасно себя чувствовала до введения евро.

Анатолий Чаусский

Как привлечь зарубежные инвестиции

Переводчик Д.В. Костыгин

Руководитель проекта Е. Гулитова

Технический редактор Н. Лисицына

Компьютерная верстка А. Фоминов

© А. Чаусский, 2010

© Электронное издание. «ЛитРес», 2013


Чаусский А.

Как привлечь зарубежные инвестиции / Анатолий Чаусский. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

ISBN 978-5-9614-2012-8


Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Благодарности

Автор выражает искреннюю благодарность Виталию Мычке и Халу Смиту – своим учителям в таком нелегком бизнесе, как инвестиционный консалтинг. Написание этой книги было бы невозможно без тех знаний и опыта, которые я приобрел благодаря их наставничеству во время совместной работы. Общение с этими людьми не только обогатило меня в профессиональном плане, но и сделало мудрее в житейском смысле.

Предисловие

Книга «Как привлечь зарубежные инвестиции» посвящена проблемам взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса – соискателями, консультантами и инвесторами. В ней подробно рассматриваются основные заблуждения и неверные ожидания соискателей, приводящие к конфликтам и срывам переговорного процесса. Данная книга написана на основе практического опыта, который я приобрел, работая финансовым консультантом в американской консалтинговой компании.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Для понимания ее смысла от читателей не требуется специальных экономических знаний. Книга может представлять интерес для всех, кто считает, что для развития их бизнеса нужны инвестиции. Книга будет полезна как начинающим предпринимателям, так и инициаторам крупных инвестиционных проектов. Первые, ознакомившись с книгой, осознают бесперспективность своих попыток привлечь зарубежные инвестиции и вовремя переориентируются на российских инвесторов. Вторые, избежав многих стандартных ошибок, смогут намного быстрее и проще привлечь инвестиции, сэкономив при этом время и силы.

Главная цель книги заключается в изменении мировоззрения читателей, являющихся потенциальными соискателями инвестиций. Книга помогает соискателям взглянуть на инвестиционный процесс с позиций инвестора и консультанта. В рамках книги решается задача искоренения ограничивающих заблуждений и формирования нового комплекса эффективных представлений об инвестиционном процессе.

Содержание книги построено таким образом, чтобы сместить фокус внимания потенциального соискателя с негативных аспектов на позитивные. В результате после прочтения книги у читателя должно измениться восприятие инвестиционного процесса. Это новое восприятие позволит читателю – соискателю инвестиций – продвигаться по инвестиционному процессу легко и комфортно, более эффективно взаимодействовать с инвесторами. Для достижения этих целей книга была скомпонована в виде шести глав.

Инвесторы, а соответственно, и инвестиционные программы, бывают разными. Как показывает практика, российские соискатели инвестиций не отдают себе отчет, что не каждый вид инвестирования соответствует его целям и задачам. Сравнительной характеристике инвесторов и типов финансирования посвящена первая глава книги. Эта глава должна помочь читателю определиться с типом инвестора, который подходит именно для его задач, и, соответственно, не тратить силы и время на поиски и переговоры с другими инвесторами.

Тема инвестиций чрезвычайно многогранна и широка. Невозможно, да и не нужно, в рамках одной книги рассматривать все возможные варианты инвестиций. Поэтому данная книга в первую очередь посвящена привлечению инвестиций от финансовых инвесторов. Все советы, которые даются в книге, по умолчанию относятся к проблемам взаимоотношений с финансовыми инвесторами. Вторая глава книги посвящена исключительно финансовым инвесторам. Более подробно рассматриваются принципы их работы и требования к инвестиционным проектам, объясняются их мотивы.

Третья глава посвящена консультантам. В ней поднимаются, наверное, самые болезненные проблемы, возникающие в инвестиционном процессе. Подробно рассматриваются вопросы оплаты услуг консультантов.

В четвертой главе рассматривается деятельность посредников, которая практически всегда губительно сказывается на инвестиционном процессе. Даются критерии, позволяющие распознать посредника, пытающегося представиться перед соискателем профессиональным консультантом, а также советы, как вести себя, как противодействовать его манипуляциям и строить с ним отношения, если все-таки в коммуникационной цепочке оказался посредник.

Пятая глава посвящена рассмотрению основных противоречий инвестиционного процесса. Сюда относятся заблуждения соискателей, мифы и неверные представления – все, что препятствует эффективной коммуникации между соискателем, консультантом и финансовым инвестором, тормозит инвестиционный процесс, делает его продвижение затруднительным. В каждом разделе этой главы проводится анализ происхождения данного заблуждения, даются рекомендации по преодолению противоречий.

Шестая глава представляет собой синтез всех предыдущих глав. Она содержит позитивные установки и представления. Если в предыдущих главах читателю показывается неэффективность многих его стандартных убеждений относительно инвестиционного процесса, то в этой главе уже даются конкретные практические рекомендации. Эта глава является логическим завершением предыдущих глав книги.

Глава 1. Общая характеристика инвесторов

Финансовые и стратегические инвесторы

Финансовый инвестор – это компания, деятельность которой связана с предоставлением кредитов и инвестиций. Доход компаний подобного типа формируется за счет участия в инвестиционных проектах их клиентов. Фактически финансовые инвесторы занимаются тем, что продают деньги. Стратегическим инвестором называют крупные компании, занимающиеся каким-либо видом бизнеса, которые в целях своего расширения покупают другие, более мелкие компании в той же или смежной сфере бизнеса. Стратегические инвесторы не выдают кредитов, но они могут создавать совместные предприятия, образовывать стратегические альянсы.

К финансовым инвесторам можно отнести коммерческие и инвестиционные банки, страховые и пенсионные фонды, хедж-фонды, компании, осуществляющие финансирование торговых операций. Финансовые инвесторы не занимаются производством продукции, их деятельность выражается в оказании финансовых услуг. Они ищут перспективные инвестиционные проекты и вкладывают в них деньги, чтобы потом вернуть их с прибылью.

Стратегическим инвестором потенциально может стать любая крупная компания, относящаяся к любой отрасли. Такие компании покупают долю в уставном капитале других юридических лиц или создают с ними совместные предприятия с целью усиления позиций на рынке, расширения территории своей деятельности, увеличения рынков сбыта. Например, компания по производству напитков может приобрести бизнес по переработке овощей и фруктов с целью обеспечения себя бесперебойными поставками концентратов. Крупный производитель аудиотехники может купить инновационную компанию, разработавшую новую технологию производства микрочипов, для того чтобы получить исключительные права на разработку. Известная торговая сеть национального масштаба приобретает сеть магазинов в определенном городе, чтобы расширить сферу своего влияния в регионе. Стратегический инвестор, финансируя бизнес, фактически покупает его, становясь основным его владельцем.

Финансовые инвесторы в первую очередь ориентируются на потенциал роста компании и уровень риска. Их в большей степени интересует, сколько они смогут заработать и каковы гарантии, что бизнес, в который они вложили деньги, не обанкротится. Стратегических инвесторов привлекает исключительно актив, принадлежащий покупаемой компании. Их заботит вопрос о том, насколько этот актив окажется полезным для развития основного бизнеса, укрепит позиции компании на рынке, повысит эффективность бизнес-процессов, снизит себестоимость выпускаемой продукции.

Сотрудниками компании финансового инвестора являются экономисты, бухгалтеры, аудиторы, аналитики, юристы, консультанты, управляющие. Финансовым инвесторам нет нужды иметь в своем постоянном штате специалистов того профиля, которые имеются у соискателя инвестиций. Финансовый инвестор принимает участие в проекте исключительно деньгами, всю работу выполняют сотрудники финансируемой компании. Инвестор осуществляет только строгий финансовый контроль, не участвуя в оперативном управлении компанией. Стратегический инвестор участвует в проекте не только деньгами, но и другими ресурсами материального и нематериального характера – специалистами, оборудованием, технологиями управления, деловыми связями и т. д. Он принимает активное участие в управлении бизнесом, принимает решения и полностью контролирует деятельность компании, может в последующем по своему усмотрению сменить менеджмент соискателя инвестиций.

В систему эффективного управления экономикой входит разумное привлечение капитала зарубежных стран. Одной из исторических осо­бенностей переходного периода является нахождение оптимального пути привлечения и использования иностранных инвестиций.
"Естественно, ценность любой стратегии не в замысле, а в успеш­ной реализации. А в наших условиях успех во многом предопределяет активное привлечение иностранных инвестиций и предоставление ин­весторам политических гарантий. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится".

Иностранный капитал нужен не только как простая масса денеж­ных средств, а как важнейший канал проникновения новых мировых научно-технических достижений, технологий. Они способствуют на базе крупного коммерческого жизнеспособного инвестирования повы­шению степени адаптации национальных хозяйственных субъектов к различным товарным отношениям, рационализации их производствен­ной деятельности.

Для создания новых современных производственных мощностей Казахстану нужен, главным образом, импорт прямого производительно­го капитала, что требует разработки программы привлечения в респуб­лику иностранных инвестиций. В этом процессе /привлечении/ следует руководствоваться определенными принципами, выражающими целесо­образность инвестиционных проектов. Этими принципами являются:

Экономическая целесообразность, которая определяется исходя из острой необходимости решения тех или иных социально-экономических проблем; дефицита инвестиций, ограниченности внут­ренних резервов и возможностей; привлекательности условий инвести­ционных проектов с участием зарубежных инвесторов,

Социально-экономическая эффективность непременное условие привлечения иностранных инвестиций в любой форме. Этот принцип предполагает: высокую прибыльность и рентабельность проектов с уча­стием зарубежных компаний, выгодность условий предоставления зай­мов и кредитов; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;

Принцип экономической и экологической безопасности, безопас­ности суверенитета должен исключить возможность реализации проектов, допускающих хищническое использование природных богатств республики; загрязнение окружающей среды; незаконный вывоз капи­тала за пределы страны; применение отсталых технологий и техники; вытеснение отечественных товаропроизводителей с рынка антиконку­рентными приемами. Применение данного принципа должно ограничи­вать доступ иностранного капитала в отдельные виды национальных ресурсов /напр., земля/;

принципы взаимовыгодности сделок при привлечении иностранных инвестиций. Следует всегда помнить, что без выгоды для себя ни одно государство, ни один предприниматель не будет входить в партнерство и инвестировать экономику республики;



Принцип приоритетного вложения иностранных инвестиций в экономику. Это означает направление их на наиболее престижные объ­екты в соответствии с проводимой в Казахстане структурной и инве­стиционной политикой. Поэтому в республике утвержден список наи­более важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций на период до 2,000 года. Еще одна сторона этого принципа состоит в том, чтобы страна отдавала приоритеты ин­вестициям из определенных стран, их компаний, фирм с учетом со­стояния их экономики, места в мировой экономической системе, лиди­рующего положения в конкретных сферах и областях экономики и других характеристик;
- важным принципом является принцип минимального коммерче­ского риска для республики. Основой реализации его является обеспе­чение достаточной информированности предприятий, компетентных органов управления этим процессом;

Наконец, существенную роль играет принцип максимального учета мирового опыта привлечения иностранных инвестиций. Каждая страна имеет множество специфических особенностей, отличается развито­стью или отставанием отдельных аспектов экономического, технологи­ческого, финансового и других потенциалов.

Названные принципы составляют практическую основу управления по привлечению инвестиции. Привлечение их служит ключевым мо­ментом в реформировании экономики страны вообще и на переходном этапе, в особенности, если оно служит целям реконструкции, реструк­туризации и модернизации народного хозяйства.



Кроме того, в управлении данным процессом в стране следует учи­тывать ряд глобальных факторов, имеющих притягательную силу и оп­ределяющих стратегию ее развития. Речь при этом в первую очередь должна идти о мощном потенциале республики. Наше государство яв­ляется одним из ведущих обладателей мировых запасов нефти, газа, угля и урановых руд. Развитие этих отраслей и повышение эффектив­ности управления ими требуют особого государственного внимания. Потенциальная извлекаемая ценность минерального сырья в недрах республики оцениваются в 8,7 трл долларов, в том числе разведанных запасов - 3,3 трл, прогаозных ресурсов - 5,4 трл долларов. Реформи­рование в минерально-сырьевом комплексе производится на основании соответствующих законов, а также концепции управления и регулиро­вания недроиспользованием и охраной недр.

Следующим фактором является наличие в Казахстане мощного по­тенциала по производству сельхозпродукции и возможности их экс­портирования, прежде всего зерновых культур, на центрально-азиатский рынок сбыта.

В-третьих, одним из приоритетов долгосрочной стратегии развития Казахстана становится развитие транспортной инфраструктуры. Это строительство нефтепроводов, магистральных трасс, железных дорог, морских и речных терминалов, аэропортов. Иначе говоря - это по­строение развитой сети коммуникаций.

В-четвертых, это вкладывание капитала в человеческие ресурсы. Развитость образовательного уровня населения Казахстана всегда была отличительным признаком его интеллектуального потенциала. Этот фактор представляет собой импульсивную основу конкурентоспособно­сти республики. Уже давно считалось, что наиболее эффективными инвестициями являются те, которые направлены в формирование кад­рового потенциала и развитие личности.

Эффективное и разумное использование в управлении инвестици­онной деятельностью приведенными выше принципами, а также мак­симальный учет потенциальных возможностей страны, создадут благо­приятную и привлекательную атмосферу для привлечения как ино­странных, так и отечественных инвестиций.

В 2011 году Йоаким Грёнвалль и Матиас Эклеф переехали в Россию, чтобы возродить справочник «Жёлтые страницы». Так появился сервисов отзывов Yell.ru . Они вложили в бизнес собственные деньги, а в 2014 году компания привлекла $11 млн от международных инвестфондов Kinnevik и Vostok Nafta.

Для ЦП предприниматели подготовили колонку, в которой рассказали, чем российские инвесторы отличаются от иностранных, как нужно с ними работать и почему не стоит брать деньги у наркобаронов.

Иностранный инвестор Российский инвестор
Работа с иностранным инвестором в первую очередь основана на доверии. Требует больше личных гарантий, стараясь максимально подстраховаться от потери инвестиций, и это доставляет некоторый дискомфорт предпринимателю.
Скорее, сделает шаг назад и даст стартапу возможность развиваться самостоятельно. Он четко понимает разницу между значениями слов «инвестор» и «предприниматель». Инвестор предлагает деньги и руководство, в то время как предприниматель управляет бизнесом. Запрашивает намного больше детальной информации и требует вовлечения и контроля со своей стороны в дела компании. Предпочитает вникать в цифры детально, контролируя весь процесс от и до.
Готов к тому, что может потерять деньги. И ваша задача убедить его в том, почему он должен воспользоваться этой возможностью.
В основном, вкладывает инвестиции в команду. Он хочет быть уверен, что компания сможет расти самостоятельно, имея правильно подобранный штат сотрудников. В основном, вкладывает деньги в то, что уже существует прямо сейчас, в фактические цифры компании.
Отличается структурированным подходом: все должно быть абсолютно прозрачно и понятно, кто за что отвечает, кто какое количество инвестиций вкладывает, что произойдет в будущем. Можно сказать, что он обращает больше внимания на документы, касающиеся будущего, и хочет видеть предельно белую компанию с открытой четкой структурой и пониманием, что произойдет дальше.

Мы выбрали иностранных инвесторов, потому что чувствовали, что они хотели понять всю картину в целом, в то время как российские инвесторы больше углублялись в детали на микро-управляющем уровне. Если вы знаете немного о взаимоотношениях с инвестором, будьте осторожны. Помните, вам следует искать такого, с кем вам будет комфортно работать в течение многих лет!

Это не означает, что нужно рассматривать только тех или иных. Пытайтесь говорить со всеми, но учитывая при этом специфику культуры, мышления и языка. Стоит всегда помнить, что не только инвестор выбирает, в какую компанию вложить свои деньги, но и предприниматель должен иметь возможность выбора среди инвесторов. Это естественные взаимоотношения — как между мужчиной и женщиной. Не только мужчина выбирает женщину, но и она его. Поиск наилучшего инвестора — это не вопрос выбора партнера «на данный момент», это как поиск партнера на всю жизнь.

Стартапер должен в первую очередь понять для себя, готов ли он работать с данным инвестором ежедневно, сможет ли этот инвестор позволять «смотреть на сторону» или даже совместно искать других инвесторов в будущем. Вам всегда следует думать о будущем.

Рассмотрим восемь основных правил подготовки компании для привлечения инвестора:

Используйте все шансы и возможности. В первую очередь вам необходимо ходить на различные тематические конференции и участвовать в стартап-конкурсах. В России для этого есть все условия: финский акселератор Startup Sauna, инновационный проект «Сколково» (Летняя школа ОтУС — summer camp Skolkovo), Стартап Академия LaunchGurus, конкурс стартапов «Школа молодого миллиардера», организованный Forbes, Digital October и так далее. Также стоит обратить внимание на подобные возможности за рубежом. Например, Slush в Хельсинки, IDCEE в Киеве, 500startups и Y Combinator в Америке.

Самое главное – не упускать ни одну возможность участия как в российских, так и в зарубежных конкурсах. Используйте этот период как прокачивание своего опыта, скилов. Нужно понимать, что это займет какое-то время, нельзя сдаваться, если вам отказали несколько раз. Будьте готовыми, что инвесторы и коучи зададут слишком сложные вопросы или такие, о существовании которых вы даже не могли предположить.

Важный момент — у вашего инвестора должна быть хорошая репутация. Это может очень сильно повлиять на решение об участии следующих инвесторов. Если первый инвестор неблагонадежен, скажем, наркобарон (шутка!), никто из потенциальных инвесторов не захочет связываться с ним. Вам следует очень аккуратно выбирать своего первого инвестора.

Всегда закладывайте больше времени на поиск инвестора. Лучше сразу искать одного-двух, но крупных, которые смогут вложить всю сумму целиком, чем много мелких. Это усложнит процесс, когда все новые и новые инвесторы будут присоединяться, поскольку структура компании сильно усложнится.

Используйте все возможные контакты. Не бойтесь спросить совета или помощи. Это, кстати, характерная черта россиян. Они считают, что если ты просишь помощи, то это показатель слабости. Но это показатель силы, на наш взгляд.

Наконец, не можем не упомянуть еще об одной возможности, поскольку сами ею воспользовались, переехав жить в Россию. Не исключено, что ваш стартап может быть успешным за границей, а не в России. Если вы, например, талантливый программист, может, имеет смысл переехать в Штаты, Лондон, Берлин или Стокгольм. Конечно, речь идет о тех случаях, когда есть четкое понимание, что ваш стартап выстрелит на определенном рынке. Понятно, что ехать с бургерами в Америку нет смысла, поскольку рынок там перенасыщен.

Вы нашли инвестора. Ура! Что дальше?

Юридическая сторона

Имейте в виду, что все инвесторы знают друг друга. Причем не только локально, но и на международном уровне. Если вам уже удалось привлечь одного инвестора, это открывает двери к новым. Важно сразу, на стадии подписания договора, обсудить, готов ли он к тому, что в будущем вы привлечете еще новых инвесторов.

Если у вас нет опыта, воспользуйтесь услугами юриста при составлении договора. Это must have, которым нельзя пренебрегать. В договоре прописываются все обязанности сторон: что произойдет, если одна из сторон решит выйти, что будет, если вы так и не получите обещанную сумму, что будет, если вы привлечете еще новых инвесторов.

Когда вы заключаете договор с иностранным инвестором, это дает, возможно, больше шансов, что условия контракта будут соблюдены.

Баланс

Мечта любого стартапера — привлечь как можно больше инвестиций. Но важно понимать, сколько по факту понадобится, потому что, если вы поднимете слишком много денег, не потратив их, вам придется отдать слишком большую долю инвестору. В то же время не стоит просить у инвестора 10 тысяч долларов. Одна из важных задач — найти идеальный баланс. В нашем случае, мы привлекли достаточно средств от двух иностранных инвестиционных фондов, поэтому остановились, найдя в себе силы отказать другим.

И помните, всегда есть вопрос бюджета, но на самом деле инвестору не принципиально, сколько вложить — 1-2 или 5 миллионов долларов. Он прекрасно знает, что пятилетний финансовый план не всегда является реальным, вероятность совпадения с прогнозом равна нулю. Ему важно понимать потенциал дохода от данного стартапа. Это то, чему стоит уделить больше всего времени.

АПИИ (Агентство по привлечению иностранных инвестиций)

Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и является очень важным инструментом в формировании позитивного имиджа страны на международном уровне и налаживании делового климата.

Как правило, АПИИ учреждается государственными органами страны, обладает большим штатом профессиональных сотрудников и широкой сетью представителей в разных странах. Главная цель такого Агентства – привлечение иностранных инвестиций , непосредственное общение с инвесторами на местах, максимальное содействие в бизнесе.

Существует немало успешных примеров зарубежных стран, которым удалось привлечь значительный поток иностранного капитала с помощью таких Агентств, тем самым улучшив экономическую ситуацию в стране.

Опыт Сингапура

Самым успешным примеров по созданию деловой среды, максимально благоприятной для бизнеса, является Сингапур. Главная заслуга в этом принадлежит агентству, аналогичному АПИИ. Агентство экономического развития (АРЭ), созданное в 1961 году, отвечает за привлечение иностранного капитала в экономику Сингапура, а также оказывает необходимую поддержку инвесторам.

С 1995 года Сингапур занимает третье место в рейтингах по комфортности ведения бизнеса. В этом также есть заслуга Агентства, которое создает благоприятные условия для ведения бизнеса. С момента возникновения Агентства, ВВП Сингапура вырос в несколько десятков раз, и занял третье место в мире.

В штате Агентства около 500 сотрудников, из которых примерно 100 работают в зарубежных представительствах в 19 странах мира. Сотрудники компании, работающие в офисах по всему миру, устанавливают тесные контакты с инвесторами, потенциально заинтересованными в инвестициях в экономику Сингапура. Сотрудники штаб-квартиры Агентства выстраивают взаимоотношения иностранных инвесторов и сингапурских компаний. Ежегодно Агентством проводятся стратегические обзоры целевых секторов и инвесторов.

Правительством Сингапура и Агентством разработаны и успешно реализуются специальные программы по привлечению иностранных инвестиций :

  • Содействие инвестору на всех этапах инвестиционного процесса, в том числе помощь в получении виз и разрешений, специально созданные инструкции для иностранных компаний и т.д.;
  • Для иностранных инвесторов создана привлекательная налоговая политика, учитывающая их интересы;
  • Инвесторам предлагается широкий выбор финансовых инициатив: от обучения персонала за счет Агентства, до защиты интеллектуальной собственности и многие другие.

Опыт Франции

Вторым примером удачной деятельности по привлечению иностранных инвестиций в страну, является Франция. За последние годы эта страна изменила свое отношение к иностранному капиталу. Итогом этих перемен стала активная деятельность государственного Агентства по привлечению иностранных инвесторов во Францию – IFA (Invest in France Agency). Агентство не только привлекает иностранный капитал в страну, но и находится в тесном сотрудничестве с администрациями 22 регионов Франции, которые находятся в условиях жесткой борьбы за инвестиции не только между собой, но и с другими странами Европы.

В результате, Франция вышла на третье место в мире и заняла первое место в Европе, по привлечению в страну прямых зарубежных инвестиций. При этом сейчас Франция находится на втором месте в Европе по уровню развития. Этому способствовало два фактора:

  • Структурный. Франция находится внутри Европы, имеет прямой доступ к странам Евросоюза, а французские рабочие являются одними из самых квалифицированных и высокопроизводительных работников.
  • Экономические реформы. Правительство Франции приняло ряд антикризисных мер и повысило инвестиционную привлекательность страны. Кроме этого, был принят план мероприятий по поддержанию экологических видов промышленности. Мероприятия рассчитаны до 2020 года и должны привлечь инвестиций, в том числе иностранных, на общую сумму около 460 миллиардов евро.

Агентство имеет широкую сеть филиалов в 22 странах мира. Работает по проектной системе, быстро реагируя на предложения инвесторов. Практикуется индивидуальный подход к каждому иностранному инвестору, при этом в каждом конкретном случае разрабатываются индивидуальные программы инвестиций. Основной задачей Агентства является разработка проектов и инвестиционных предложений, учитывающих все потребности инвестора. Так как конкуренция в странах Европы очень жесткая, Агентство стремится предложить иностранным инвесторам оптимальные варианты и наилучшие условия для того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на благо страны.

Российское Агентство по привлечению иностранных инвестиций

Россия также как и другие страны, заинтересована в привлечении иностранного капитала. На сегодняшний день, уже действует ряд финансовых учреждений, занимающихся их привлечением. Но, не хватает единого центра, координирующего работу таких учреждений, а также регулирующего взаимодействия регионов и иностранных инвесторов.

Единым центром по привлечению иностранного капитала, выполняющим все вышеперечисленные функции, должно стать российское АИИ (Агентство по иностранным инвестициям). Учредителем Агентства является правительство России, но правовая форма основана на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). При Агентстве создан Наблюдательный Совет. Финансирование осуществляется за счет всех участников.

Если российским Агентством будет учтен успешный опыт зарубежных агентств, экономическая и политическая ситуация в стране будет стабильной, а инвестиционная политика привлекательной, иностранные инвестиции потекут в российскую экономику нескончаемым потоком.