Денежно-кредитная политика цб и методы денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика: цели, определение и понятие

Руководство российского Центробанка разрабатывает трудно прогнозируемую и вместе с тем легко анализируемую схему управления обращения и комплексом кредитных ресуросов. Вышеуказанная структура позиционируется как крупнейший участник финансового рынка, который не имеет четкой и понятной стратегии в разработке механизмов, посредством которых осуществляется управление национальной экономикой.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ не подразумевает удовлетворение всех «чаяний» и пожеланий участников рынка, и при ее создании руководство главного финансового института данный параметр не учитывает.

Необходимо отметить, что при решении вопросов о выдаче займов первостепенное значение придается созданию безупречного имиджа Центробанку как системе управления в рамках мирового уровня. Руководство главного финансового института крайне заинтересовано в том, чтобы иностранные инвестиционные структуры, кредитные учреждения, клубы и прочие организации понимали, что проводимая денежно-кредитная политика ЦБ РФ соответствует нормам международного права. Оценка эффективности разрабатываемых мер со стороны российских экспертов не является для Центробанка приоритетной.

Осуществляемая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, безусловно, преследует вполне конкретные цели, главная из которых - это снижение и одновременно с этим приумножение ВВП. При этом ставится задача по созданию условий для уменьшения числа безработных граждан и приумножению доходов у граждан.

Необходимо подчеркнуть, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ формируется по принципу таргетирования инфляции.

Согласно методу целевой инфляции приоритетным курсом единого механизма при регулировании кредитно-денежных отношений Центробанком является: степень монетизации экономики, увеличение денежной массы, размер процентных ставок, уровень обязательного резервирования.

Следует подчеркнуть, что на протяжении длительного времени кредитная политика ЦБ РФ основывалась на «туманных» и не вполне четких принципах, которые не отражали реальное положение дел по проблемам инфляции и валютного регулирования. Вместе с тем целевые показатели зачастую не соответствовали действительности.

Используемые методы денежно-кредитной политики ЦБ не способствовали скорейшему исполнению обязательств чиновниками, а реализация намеченных реформ попросту замедлялась. В этой связи усугублялось положение дел при осуществлении не регулировались тарифы, вырос уровень инфляции и прочее.

В действительности главный финансовый институт не желает быть ответственным за несдерживание уровня инфляции, усматривая в этом вину исполнительной власти.

Необходимо подчеркнуть также, что при разработке механизма управления системы денежного обращения ее авторы должны в обязательном порядке учитывать монетарный фактор на развитие инфляционных процессов, который необходимо всесторонне изучать и анализировать. И конечно же, следует обращать внимание на зависимость инфляции от степени влияния такой категории, как увеличение в экономике.

Монетарная политика - комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики

Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели . Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
- повышение занятости среди населения;
- нормализация уровня цен;
- сдерживание инфляционных процессов;
- ускорение темпов экономического роста;
- увеличение объемов производства;
- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.

2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог - оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача - ускорить достижение более важных - промежуточных и стратегических целей:
- контроль предложения денег;
- контроль уровня процентной ставки;
- контроль обменного курса.

Виды монетарной политики

Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:

1. Мягкая монетарная политика (ее второе название - «политика дешевых денег») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:

Совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;

Сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;

Снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.

2. Жесткая монетарная политика (ее второе название - «политика дорогих денег») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью - сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:

- увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;

- повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог - подавление роста объемов денежной массы;

- продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае - уменьшение объема денежной массы.

Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:

1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:

Уменьшение учетной ставки;
- снижение нормированной величины резервных требований;
- скупку государственных активов на открытом рынке.

Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель - приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.

2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:

Продажа ЦБ государственных активов;
- увеличение учетной ставки;
- пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.

Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность.

Инструменты монетарной политики

Все инструменты Центрального Банка можно классифицировать:


1. По объектам, на которые они воздействуют:

- кредитная экспансия. Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
- кредитная рестрикция. Основная задача таких мероприятий - защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.

2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:

- прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора - Центрального Банка;
- косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.

3. По особенностям параметров:

- качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
- количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.

4. По периоду воздействия:

- краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае - тактических) целей;
- долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.

Основной монетарной политики являются следующие инструменты:

1. Изменение нормированной величины резервов. Этот параметр характеризует часть от общего объема депозитов коммерческих структур, которые должны храниться в ЦБ (резервная система) или в виде наличных средств. Объем обязательных резервов высчитывается по простой формуле:

R обяз=D*rr,

где rr - требуемый объем обязательных резервов, %,
D - общий объем депозитов на счету банка;
- Rобяз - величина обязательных резервов.

По сути, коммерческие банки должны держать в ЦБ какой-то процент от общего баланса депозитных вкладов. У каждого вида депозита есть своя нормированная величина. Чем выше ликвидность вклада, тем больше процент.

Если ЦБ проводит политику по увеличении нормы резервов, то это приводит к резкому снижению объемов денег. Причины здесь две:
- снижаются возможности коммерческого в плане кредитования;
- сокращается объем банковского мультипликатора.


2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) - второй по важности инструмент современных банков. Данный параметр показывает, под какой процент Центральный Банк предоставляет займы коммерческим банкам. Небольшие финансовые структуры часто вынуждены прибегать к кредитам для решения срочных вопросов - реализация выплат клиентам, пополнениерезервов и так далее.


Центральный банк, снижая или увеличивая процентную ставку, может непосредственно действовать на предложение денег. Чем больше ставка рефинансирования, тем меньше коммерческие банки будут прибегать к займам, и тем реже будут выдавать кредиты сами. При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Изменение ставки рефинансирования сложно назвать гибким инструментом кредитно-денежной политики страны. Причина - небольшой процент займов у Центрального Банка, который не превышает 3-4% общего объема банковских резервов. При этом сам ЦБ не позволяет небольшим структурам злоупотреблять возможность оформления займов. Кредиты выдаются только в том случае, если они оправданы и способствуют решению текущих проблем.

3. Выход на открытый рынок и проведение сделок с ценными бумагами. Такой инструмент подразумевает покупку (продажу) ЦБ ценных бумаг. Все действия производятся на вторичном рынке (работать на первичном рынке ЦБ запрещено). В качестве основных активов выступают казначейские векселя и гособлигации. В первом случае государство получает доход от разницы между покупкой и выкупом, а во втором - от процентов.

Покупка ценных бумаг ЦБ способствует повышению резервов коммерческих структур. При этом есть два варианта:

При покупке государственных облигаций или векселей у коммерческого банка резервы последнего возрастают, повышаются его кредитные возможности. Активы финансового учреждения увеличиваются на всю сумму сделки;


- при покупке ценных бумаг у населения (компаний, домохозяйств и так далее), продавец получает в ЦБ чек. При этом он все равно относит его в коммерческий банк и ложит на свой счет. Возможности банка также возрастут, но не на всю сумму, а только на какой-то процент, ведь часть от этих средств не может быть использована (она должна отходить к обязательным резервам ЦБ).

Покупка ценных бумаг Центральным Банком - одно из наиболее эффективных действий во время спада экономики. В обратном случае (при "перегреве") производится продажа активов, что сковывает возможности коммерческих банков, существенно снижает их резервы и, соответственно, объем денежных средств в обращении.

Методы монетарной политики

Все методы монетарной политики государства можно разделить:


1. Прямые методы. Представляют собой административные меры со стороны ЦБ, направленные на выпуск директив, касающихся денежного обращения и уровня цен. Преимущество таких методов - быстрый эффект и возможность контроля со стороны Центрального Банка. Недостаток - возможные последствия через некоторое время (отток инвестиций за границу, развитие «теневой» экономики и так далее).

2. Косвенные методы. Подразумевают воздействие на рыночные механизмы. Их эффективность зависит от условий и уровня денежного рынка.

Кроме прямого и косвенного можно выделить еще два подхода:

- общий. Его особенность - действие на экономику посредством косвенных инструментов;
- селективный. В этом случае регулируются определенные формы кредита.

Мероприятия проводятся для решения конкретных (менее глобальных) задач. К таким методам можно отнести рефинансирование коммерческих банков, ограничение выдачи ссуд и так далее.

Наиболее популярные следующие:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.

Сегодня есть две основные формы пересмотра (установки) базовой процентной ставки:

- ставка по ломбардным операциям. Речь идет о займах под залог ценных бумаг. Такой кредит имеет краткосрочный характер (до полугода). При этом регулируется не только процентная ставка, но и список ценных бумаг, которые могут выступать в качестве залога;
- ставка рефинансирования. При этом пересматриваются условия, на которых ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков.

В банке России можно выделить следующие процентные ставки:


2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ. Такие резервные требования несут несколько основных функций:

- денежного буфера. В случае нехватки ликвидности на МБК процентная ставка существенно возрастает. Для ее регулирования уменьшается резервный коэффициент, что открывает доступ коммерческим банкам к дополнительным ресурсам;

- регулирования предложения на рынке денег. Снижение процента резервирования способствует повышению активности банков в отношении выдачи кредитов (повышение ставки, наоборот, снижает объем выданных кредитных средств). Таким способом государство регулирует объем денежного обращения;

- контроль ликвидности всей банковской системы на небольшом временном промежутке;

- налогообложение. По сути, резервные требования можно сравнить с налогами для коммерческих банков.

3. Сделки на вторичном рынке ценных бумаг. Здесь речь идет о покупке или продаже казначейских векселей, облигаций государственного образца, активов банков и крупных корпораций). Метод хорош для регулирования курса гособлигаций и депозитной базы банков (увеличения или уменьшения).

При покупке ценных бумаг Центраьным Банком к ним предъявляется три основных требования - высокий уровень ликвидности, низкий кредитный риск, обращаемость на рынке. Наибольшей популярностью пользуются сделки РЕПО, когда заключается соглашение о покупке активов с последующей возможностью выкупа. При совершении сделки РЕПО внимание уделяется следующим критериям - стоимости покупки, стоимости обратной продажи, временному лагу (временному диапазону между прямой и обратной сделкой).

4. Рефинансирование коммерческих банков направлено на повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений. Из наиболее популярных видов займов можно выделить межбанковские депозиты и валютные свопы. Весьма популярны и операции с ценными бумагами (прямое РЕПО).


5. Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель - воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.

В России валютные интервенции с февраля 2015 года не проводятся.

6. Определение новых ориентиров роста объема денег (таргетирование). В качестве предмета для таргетирования могут использоваться денежные агрегаты, темпы инфляции, курсы валют и так далее.

7. Прямые ограничения проводятся очень редко. К ним можно отнести такие меры:

Ограничение объема кредитной маржи;
- установка новых лимитов на привлеченные средства и предоставление займов;
- ограничение процентных ставок по займам, которые предъявляются банками;
- принятие решения по внедрению новых видов обеспечения для активных сделок.

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки

Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:

1. Плюсы монетарной политики следующие:

- нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;

- нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;

- мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.

2. Минусы монетарной политики :

- наличие внешнего лага , то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;

- риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

Ещё о монетарной политике на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В одной из прошлых статей, мы познакомили наших читателей с мегарегулятором денежной политики страны – . Сегодня нам предстоит разобраться с теми инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые наиболее часто применяются Центробанком сегодня.

Цели Банка России

Прежде всего, следует разобраться, зачем мегарегулятор в принципе контролирует денежно-кредитную политику? Какие цели он при этом ставит и чего пытается достичь?

Итак, основными целями денежно-кредитной политики Банка России на сегодняшний день являются следующие направления работы.

Во-первых, это снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты. Отметим, что в последнее время, Банк России старается отойти от такого подхода в пользу предоставления возможности рублю «уйти в свободное плавание». То есть курс рубля, в перспективе, должен будет определяться сугубо рыночными факторами. Однако вхождение в состав Российской Федерации Крымской Республики, ситуация на Украине, а также вызванная этим нестабильность финансовых рынков, по всей видимости, заставят мегарегулятор несколько скорректировать свои планы.

Во-вторых, Банк России должен способствовать, по мере своих возможностей, достижению финансовой стабильности в стране и обеспечивать устойчивость платежного баланса.

В-третьих, мегарегулятор создает условия для стимулирования экономического роста в стране. Здесь следует заметить, что единую государственную денежно-кредитную политику Банк России разрабатывает совместно с Правительством РФ.

Какая бывает денежно-кредитная политика?

Можно выделить два основных вида денежно-кредитной политики. Для каждого такого вида Банком России избирается собственный набор инструментов и методов регулирования . Итак, по порядку.

Рестрикционная денежно-кредитная политика

Основные направления данного типа политики – это:

· ужесточение условий кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков);

· ограничение объема кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков).

Проводится данная политика, как правило, путем повышения процентных ставок. Одновременно, в комплексе рестрикционной денежно-кредитной политики зачастую применяются такие меры регулирования как, например:

· увеличение налогов;

· сокращение государственных расходов .

Рестрикционная денежно-кредитная политика проводится в целях сдерживания инфляции, оздоровления платежного баланса, а также для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика

В комплекс экспансионистской денежно-кредитной политики входят следующие мероприятия:

· п онижение процентных ставок;

· расширение масштабов кредитования;

· ослабление контроля над приростом количества денег в обращении .

Одновременно, как правило, имеет место снижение налоговых ставок в экономике.

Тотальная и селективная денежно-кредитная политика

Отметим также, что в настоящее время норматив резервных требований представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Это отношение закрепляется в законодательном порядке. Причем соответствующие ставки могут быть как едиными, так и дифференцированными по видам депозитов.

Операции на открытом рынке

В практике также широко применяется международное название на латинице – open market operation .

Купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг приводит к изменению денежной массы .

Кроме того, подобные операции могут идти в тесном взаимодействии с Правительством РФ. Через Банк России власть устанавливает оптимальное соотношение между доходностью по государственным ценным бумагам (например, ГКО) и их номиналом.

Валютное регулирование

Банк России осуществляет валютное регулирование посредством проведения валютных интервенций различного масштаба. Они производятся для воздействия на суммарный спрос и предложение денег в экономике, а также непосредственно на курс рубля. Так, Банк России достаточно активно пользовался этим инструментом во время нестабильности финансовых рынков, чтобы не допустить резкого падения курса национальной валюты. Последний такой случай (на дату публикации статьи) – украинские события и Крымский инцидент, которые спровоцировали, в том числе, ослабление рубля.

Если же в стране ощущается недостаток в твердой валюте, то Банк России имеет право ввести определенные ограничения на ее покупку и продажу.

Таким образом, мы разобрали в статье основные виды денежно-кредитной политики, а также инструментарий Банка России, которым он пользуется при проведении этой политики.

В заключение скажем, что на сегодняшний день и в ближайшей перспективе среди основных ориентиров в денежно-кредитной политике Банка России присутствуют традиционное уже обеспечение низкого уровня инфляции (с постепенным переходом к таргетированию), переход к полностью рыночной схеме формирования курса рубля, а также снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

Резюме:

1. Цели Банка России: снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты, способствование достижению финансовой стабильности и экономического роста в стране, обеспечение устойчивости платежного баланса.
2. Различают рестрикционную и экспансионистскую, тотальную и селективную денежно-кредитную политики.
3. Банк России обладает широким арсеналом инструментов и методов денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики - поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

- политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;

Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

Установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;

Определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);



Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков и кредиты правительству;

Валютные интервенции;

Операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;

Установление целевых ориентиров роста денежной массы;

Количественные кредитные ограничения;

Эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

Ставка учетного процента - условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы - эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету - редисконтированием;

Процентная ставка по ломбардным операциям - кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае - не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы и в соответствии с «Положением о проведении банком России депозитных операций с кредитными организациями».

Под операциями Банка России на открытом рынке в соответствии с Федеральным законом « О Центральном Банке РФ» понимаются:

Купли- продажи казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России.

Купли-продажи иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организационных торгах, а так же заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

ГЛАВА 2.аНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. При этом учитывается необходимость достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста и поддержание уровня инфляции. Поэтому для начала необходимо проанализировать инфляцию и экономический рост в 2013 – 2014 годах.

Таблица 2.1 Диаграмма инфляции на потребительском рынке за 2013-2014 гг.

В 2013г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, так как уровень базовой инфляции колебался в пределах 5,5-5,9 %, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался с уровня 7,1% в январе до 6,5% в декабре.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. Базовая инфляция увеличилась с 5,5% в январе увеличилась до 11,2% в декабре (т.е. больше, чем в два раза), причем «скачок» выделяется именно в декабре, что связано, конечно же, с ситуацией на общемировой арене - санкции, примененные против Российской Федерации, «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Что же касается инфляции на потребительском рынке, то резкое изменение тоже наблюдается в самом конце года (общее изменение с 6,1% в январе до 11,4% в декабре).

Рисунок 2.1 Прирост ВВП % к соответствующему периоду предыдущего года


По динамике прироста ВВП больше всего бросается в глаза, что прирост в 2012 году был самым лучшим за последние 3 года (следует отметить, что в этом периоде данный показатель имел тенденцию к стабильному снижению - от 4,9% до 2,0%). В 2013 же году прирост имеет обратную тенденцию - увеличивается с 0,8% в 1 квартале до 2,0% в последнем. В 2014 году прирост имеет тенденцию к стабильному снижению от 0,9% до 0,4.

В 2014 году ставки на операции Центрального Банка РФ менялись всего 7 раз, причем ставки увеличивались каждый раз. Если просмотреть ставки за 2012-2013 годы, то в 2012 году изменений по ставкам не было, тенденция же к изменению ставок началась в 2013 году не по всем показателям.

Что же касается 2014 года, то кредиты на срок 1 день изменились с 6,5% до 18% (почти в три раза), ставки по депозитным операциям на 1 день поднялись практически в четыре раза (с 4,5% до 16,0%).

Ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени в 2014 году – в среднем увеличение составляет больше, чем в 3 раза по каждому показателю. Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

В 2015 году мы видим постепенное снижение процентных ставок по операциям Банка России. Этому способствовали ряд принятых решений Центрального банка, принятых в конце 2014 года. С 16 декабря 2014 г. повысить ключевую ставку с 10,50 до 17,00% годовых. Наряду с этим 17 декабря 2014 г. был принят комплекс мер, направленных на поддержание стабильности финансового сектора. Кроме того, Банк России расширил набор инструментов рефинансирования в иностранной валюте, увеличил частоту проведения данных операций и объем предоставления средств по ним.

В результате девальвационные и инфляционные ожидания стабилизировались в той мере, в которой рассчитывал Банк России.

В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых. По мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки (к августу 2015 года она составила 11,00%). Риски дальнейшего значительного охлаждения экономики выросли прежде всего вследствие продолжения снижения цены на нефть.

Таблица 2.1. Резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, в млн. руб.

Для более наглядного представления динамики обязательных резервов, депонированных в Банке России, можно обратиться к рисунку 2.2.

Рис. 2.2 Динамика обязательных резервов, депонированных Банком России за 2012-2015гг.

Таким образом, в 2012 году сумма резервов оставалась неизменной, в 2013 году увеличилась с 425585,7 млн.руб. в начале года до 510105,1 млн.руб. в конце, т.е. прирост в абсолютном выражении составил 84519,4 млн.руб., или 19,9%. В 2013 году сумма данного резерва менялась с 408809,0 млн.руб. до 458615,9 млн.руб. (увеличение 49806,9 млн.руб. или 12,2%). В 2015 году динамика также идет к увеличению (сентябрь 2015 года – 489086,1 млн.руб.), но если сравнивать соответствующие месяцы прошлых 3 лет, обнаружим, что:

а) в январе 2013 года наблюдается увеличение нормы резервов на 47215,6 млн.руб. (т.е. прирост в размере 12,5%);

б) в январе 2014 по сравнению с январем 2013 года наблюдаем уменьшение резервов на 50049,7 млн.руб. (т.е. уменьшение в размере 11,8%); но по сравнению с 2012 годом прослеживается увеличение в размере 30438,9 млн.руб. (прирост – 8,0%);

в) в январе же текущего 2015 года по сравнению с тем же месяцем 2014 года наблюдается увеличение резервов на 62503,2 млн.руб. (15,3%), по сравнению с 2013 годом – увеличение на 45476,5 млн.руб. (10,7%).

Обратимся к еще одному показателю, устанавливаемому Банком России – сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах в Центральном Банке РФ (Табл. 2.5). Обратим внимание на тот факт, что данная сумма устанавливается за месяц, начиная с 10-го числа текущего месяца до 10 числа следующего.

Таблица 2.2 Сумма обязательных резервов, поддерживаемых на корреспондентских счетах кредитных организаций, в млрд.руб.

2012 год 2013 год 2014 год
10.01-10.02 518,1 593,1 825,8
10.02-10.03 846,1
10.03-10.04 605,5
10.04-10.05 640,1 883,4
10.05-10.06 894,6
10.06-10.07 676,5 880,7
10.07-10.08 686,1 877,4
10.08-10.09 674,9 833,6
10.09-10.10 679,6 861,1
10.10-10.11 675,3 871,7
10.11-10.12 683,6
10.12-10.01 794,1 966,9

Таким образом, динамика по данному резерву налицо – это стабильное увеличение из месяца в месяц из года в год. Так, например, в 2013 году увеличение составило с 593,1 млрд.руб. в начале до 794,1 млрд.руб. в конце, т.е. увеличение в течение года составило 201 млрд.руб. (33,9%). В 2014 году видим увеличение данного резерва с 825,8 млрд.руб. до 966,9 млрд.руб., тем самым наблюдаем увеличение в размере 141,1 млрд.руб. (17,1%). Если же сравнивать 2013 и 2014 годы, то получается, что темп прироста резерва в течение 2014 года был меньше, чем в 2013 году (33,9% против 17,1%), но увеличение данного резерва Центральным Банком – вынужденная мера в связи со всеми событиями последних лет. Увеличение минимального резерва на корреспондентских счетах, конечно же, не может благотворно сказываться на эффективной работе кредитных организации, так как деньги в данном случае не работают и не приносят прибыль кредитной организации. Но, с другой стороны, наличие таких резервов дает гарантию по обязательствам каждой кредитной организации перед контрагентами (вкладчиками, партнерами, государственными учреждениями и т.д.).

Для более наглядного рассмотрения динамики обязательных резервов на корреспондентских счетах в Банке России – рисунок 2.2.

Рис 2.2 Динамика сумм обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций.

Рассмотрим еще один инструмент денежно-кредитной политики Банка России – ставка рефинансирования. Данная ставка была определена еще 14.09.2012 года в размере 8,25% и не менялась в течение последних двух лет.

Ставка рефинансирования Центрального Банка РФ. Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 26 декабря 2011 – 13 сентября 2012, составляет 8 %.

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 14 сентября 2012 – наст. Время составляет 8,25 %.

Обратимся теперь к валютным интервенциям Центрального Банка РФ.

Таблица 2.3 Интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке

Отчетный период Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США Объёмы операций с евро, всего за период, млн. евро
Покупка Продажа Покупка Продажа
Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые
янв.13 595,96 595,96 47,89 47,89
фев.13 118,96 118,96 24,68 24,68
мар.13
апр.13 663,06 663,06 45,05 45,05
май.13 236,81 236,81 18,65 18,65
июн.13 2 707,63 2 125,89 245,73 199,59
июл.13 4 182,51 3 074,66 376,47 286,7
авг.13 5 455,92 3 054,57 475,63 296,47
сен.13 3 178,40 2 190,95 214,96 147,76
окт.13 255,42 1 909,30 1 280,63 38,48 171,84 113,51
ноя.13 3 328,13 1 023,66 284,06 86,89
дек.13 3 569,93 1 117,34 326,44 104,12
2013 год 970,34 714,92 25231,69 14767,57 111,05 72,57 2158,83 1298,74
янв.14 7 816,77 216,2 586,32 17,5
фев.14 6 158,34 678,69
мар.14 22 296,84 2 268,29
апр.14 2 401,86 247,87
май.14 1437,64 365,6 123,29 28,29
июн.14 1356,52 113,7
июл.14
авг.14
сен.14
окт.14 27207,52 1 616,21
ноя.14 773,91 221,56
дек.14 11901,75
2014 год 2794,16 78922,59 216,2 236,99 5647,23 17,5

Как видно из приведенной таблицы, Банк России проводил валютные интервенции на внутреннем валютном рынке в 2013 году более активно, чем в 2014 году. Если же посмотреть суммы операции по годам, то увидим, что в 2014 году покупка – продажа валюты в 2014 году увеличилась:

а) по долларам США в среднем в 3 раза,

б) по евро – в среднем в 2,5 раза.

Так, например, покупка долларов США в 2013 году составила 970,34 млн.долл., продажа - 25231,69 млн.долл., а в 2014 – покупка 2794,16 млн.долл. и продажа – 78922,59млн.долл., т.е разница колоссальна (покупка больше на 1823,82млн.долл., темп прироста 188%; продажа больше на 53690,9 млн.долл., темп прироста 213%).

Покупка евро в 2013 году была на уровне 111,05 млн.евро, в 2014 – 236,99млн.евро, продажа – 2158,83млн.евро в 2013г. и 5647,23 млн.евро в 2014г. (покупки в 2014 году больше на 125,94млн.евро, темп прироста 113%; продаж в 2014 было больше на 3488,4 млн.евро, темп прироста 162%).

Если же рассмотреть удельный вес операции каждого месяца, то:

а) покупки долларов США в 2013 году проводились только в январе, феврале и октябре, в 2014 году – только в мае и июне;

б) по продажам долларов США в 2013 году наибольший удельный вес занимают август (5455,92млн.долл. - 20,0% удельный вес) и июль (4182,51млн.долл. – 16,6%); в 2014 году наиболее активными месяцами стали: октябрь (27207,52 млн.долл. – 34,5%), март (22296,84 млн.долл. – 28,3%) и декабрь (11901,75 млн.долл. – 15,1%):

в) покупки евро Центральным Банком проводились по тем же месяцам, что и доллары США (в 2013г – январь, февраль и октябрь, в 2014г – май и июнь);

г) по продажам евро в 2013г наибольший удельный вес приходится на август (475,63млн.евро – 22,0%) и июль (376,47млн.евро – 17,4%); в 2014г – март (2268,29млн.евро – 40,1%) и октябрь (1616,21млн.евро – 28,6%).

Таким образом, ухудшение внешних условий в сентябре – начале декабря 2014 г. стало новым вызовом для денежно-кредитной политики. Снижение цен на нефть продолжилось на фоне превышения ее предложения над спросом на мировом рынке и укрепления доллара США. В условиях действия финансовых санкций в отношении российских компаний спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке вырос. В результате курс рубля существенно снизился по отношению к основным мировым валютам, его волатильность увеличилась, наблюдался рост девальвационных и инфляционных ожиданий, значительно увеличились инфляционные риски и риски для финансовой стабильности.

Наблюдавшееся в августе-ноябре 2014 г. ослабление рубля привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен. Увеличению инфляции также способствовали введенные в августе 2014 г. ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. Под влиянием данных факторов темпы роста потребительских цен повысились с 8,0% в сентябре до 9,1% в ноябре. При этом в начале декабря сохранилась тенденция к их дальнейшему увеличению. По оценкам Банка России, по итогам 2014 г. инфляция составила около 11%, при этом вклад ослабления рубля с конца 2013 г. в годовые темпы прироста потребительских цен составил 2,6 процентного пункта. Для ограничения инфляционных последствий курсовой динамики Банк России принял решение повысить ключевую ставку в октябре и декабре 2014 г. в совокупности на 250 базисных пунктов, до 10,5% годовых, а в затем и до 17%.

В начале 2015 г. баланс рисков ускорения роста потребительских цен и снижения экономической активности сместился в сторону более значительного охлаждения экономики. В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых, а по мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки до 11%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач: обеспечения экономического роста; регулирования инфляции; регулирования платежного баланса.

Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и др.

Центральные Банки не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции. Центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию.

Основными целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Таким образом, получение прибыли не является целью функционирования Центрального банка РФ.

В структуру Банка России входят следующие подразделения: центральный аппарат, территориальные учреждения, вычислительные центры, РКЦ, учебные заведения и иные предприятия, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

ЦБР интересует в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

ЦБР является ключевым элементом финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики.

С помощью денежно-кредитной политики Правительство воздействует на количество денег, находящихся в обращении с целью регулирования народного хозяйства на макроэкономическом уровне. Денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В первой главе данной курсовой работы была рассмотрена теоретическая сторона вопроса о денежно-кредитной политике. Здесь были изучено понятие денежно-кредитной политики, ее методы, основные направления, инструменты.

Во второй главе проведен анализ экономического роста и инфляции за 2013-2014 гг. с оглядкой на 2012 г. Затронут и 2015 год. Также здесь проанализированы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России.

В 2013 г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. С января по декабрь базовая инфляция увеличилась больше, чем в два раза, причем «скачок» выделяется в декабре, что связано, с санкциями, примененными против Российской Федерации, наблюдаются «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Инфляция наблюдается и на потребительском рынке.

В 2014 году ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени (больше, чем в 3 раза по каждому показателю). Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков: - в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги); - по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные; - по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита); - по форме воздействия - прямые и косвенные; - по числу объектов воздействия - общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы: - рефинансирование банков; - процентные ставки по операциям центрального банка; - обязательное резервирование; - валютные операции; - операции на открытом рынке; - прямые количественные ограничения; - установление ориентиров роста денежной массы. Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования: - переучет векселей; - ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности; - ломбардный кредитный аукцион; - операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяйствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения резервных требований, что создает саморегулируемую систему стабилизации объемов ликвидности банковской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматриваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резервных требований кредитной организации (среднюю арифметическую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уровне по сравнению с установленной величиной резервных требований, при этом происходит автоматическое изъятие избыточной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резервных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития, которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представления необходимой информации о валютных операциях в центральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние процедуры. При проведении операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральным банком для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию ликвидности банковской отрасли и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты - постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕГЮ; - доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП; - дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъятия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рынке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъятие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществляется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные процентные ставки; квотирование (прямые количественные ограничения на объемы путем установления индивидуальных лимитов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индивидуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики центрального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменах финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.