Фиаско или провалы рынка.

Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства:

1 Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

2 Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

3 Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4 Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5 Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

6 Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.

7 Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.

«Провалами» рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения.
Важно подчеркнуть, что эти неоптимальные или нежелательные решения являются не следствием ошибок субъектов рынка или действия каких- либо посторонних причин, а результатом действия именно самого рынка.
Выделяя основные фиаско рынка, экономисты в своих рассуждениях исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому основная причина необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно провалами рынка, формирующие соответствую-щие функции государства.
Выделим те социально-экономические проблемы, которые не подвластны рынку.
А.Я. Лившиц вычленяет две группы сфер, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требует государственного вмешательства.
В первую он включает три подгруппы сфер хозяйствования, которые образуют минимально необходимые границы регулирования рынка.
1. Сфера снабжения экономики нужным количеством так называемых центральных денег (рублей, гривен, долларов и т.д.).
Рынок, его система свободного предпринимательства способен по своей сути формировать спрос на деньги. Но предложение денег, его необходимое количество определяет государство через Центральный банк страны. На рынке центральных денег (рублей, долларов и т.п.) государство выступает в роли монополиста (эмитентом чеков и иных денежных заменителей выступают коммерческие банки).
Следовательно, первая и ведущая функция государства - это организа-ция денежного обращения в стране.
2. Неспособность рынка производить общественные блага, т.к. не все блага могут быть оценены рынком. Механизм спроса и предложения не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе. Другими словами, суще-ствуют такие потребности, которые невозможно измерить в прямой стоимостной оценке (в деньгах) и превратить в спрос. Речь идет об услугах общего, коллективного пользования, потреблять которые можно не неся на то затрат: государственном управлении, хлорировании питьевой воды, вакцинации, внешней и внутренней безопасности, функционирование су-дебных органов и т.д. Причем, эти блага не имеют ничего общего с при-родными свободно доступными благами.
Эта группа благ бесплатна и доступна всем членам общества (кроме «условных общественных благ», которые имеют некоторую зависимость от количества пользователей, например, частота вызовов в службе «скорой помощи»), потребление имеет коллективный характер, финансирование производства этих благ осуществляется государством через (прогрессивную) налоговую систему.
Из концепции общественных товаров были сделаны следующие выводы для экономической политики государства.
Во-первых, поскольку гражданин покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами и расходами государственного бюджета, который формируется из налогов.
Во-вторых, структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары, иначе этот спрос не будет удовлетворен.
Практическая значимость этих выводов в том, что функционирование рынка общественных благ само по себе в условиях рынка невозможно, по-этому необходимо действие государственной функции эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах.
3. Рыночный механизм порождает внешние эффекты (экстерналии - externalities) . Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства. (По мнению ряда экономистов проблема внешних эффектов решения не имеет).
Рыночный характер производства и потребления формирует своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты зачастую нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение экономических ресурсов. Поэтому политика по отношению к внешним эффектам также является важной функцией государства. При этом государство обеспечивает псевдорыночное равновесие, переводит отрицательные внешние эффекты в положительные и как бы выправляет несовершенство рынка, у которого нет стимулов для сохранения природы, окружающей среды.
Во вторую группу А. Лившиц включает другие сферы хозяйствования. Образующие максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.
Механизм рынка одновариантен с точки зрения доходов. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, социальных ценностей, перераспределения доходов также крайне необходимо. Ибо любой экономический рост имеет смысл лишь тогда, когда он направлен на процветание нации.
Перераспределение дохода и богатства связано с тем, что рынок признает справедливыми доходы, полученные только в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства и в зависимости от эффективности их использования.
Но в обществе есть лица неимущие, нетрудоспособные и безработные, которые не могут получать доходы на основе распоряжения «отсутствующими» средствами производства. Кроме того, существуют и владельцы факторов производства, но рыночное распределение доходов по своей природе не может гарантировать минимальный уровень доходов. Наконец, те лица, которые заняты производством общественных благ, могут рассчитывать только на заботу государства, а не рынка.
Следовательно, то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Поэтому государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов.
Для рыночно развитых стран понадобилось время, испытание социальных конфликтов, чтобы прийти к общественному согласию в сфере пере- распределения доходов через налоговую систему. Иначе в конечном итоге будет снижаться эффективность экономики.
Определение приоритетов макроэкономического развития, необходимо определять, что важно для нужд сегодня и сколько на то потребуется ресурсов, как быстро последует отдача. Особенно важно то, что рынок не обеспечивает устойчивость макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением, а также - в сфере занятости. Рынок внутренне неустойчив, для него характерен циклический характер воспроизводства.
Так, механизм рынка не способен автоматически реализовать право на труд (только для желающих работать). Заметим, что обеспечение этого права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами.
Кроме того, для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, т.е. безработица неизбежна. Все вместе взятое обя-зывает государство регулировать рынок рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Приближая этот показатель к естественной норме безработицы, т.е. к такому уровню, который обеспечивает оптимальное использование труда.
Отсюда - необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия, имеет вполне очевидный характер.
Право на жизнь. Рынок не может реализовать это право, т.е. на получение дохода, который обеспечивал бы нормальное воспроизводство рабо-чей силы. Эту задачу решает государство через механизм контроля
минимальной заработной платы;
прожиточного минимума;
пособия по безработице;
выплат многодетным матерям и т.д.
Рыночной системе, поскольку она ориентирована на прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации. Это препятствует эффективному распределению ресурсов. Поэтому в целях сохранения механизма ценовых сигналов, рынка в целом, государство проводит антимонопольную, антиинфляционную и антикризисную политику.
Развитие фундаментальных научных исследований связано с затратами значительных инвестиций, длительного срока окупаемости и высоким уровнем риска, неопределенностью в отношении прибыли.
Решение этих проблем рыночный механизм отторгает из-за своей ориентации на прибыль, поэтому реализация этих проблем находится также в руках государства.
Рыночный механизм не решает региональные проблемы во всей их совокупности (экономические, демографические, социальные, экологические и др.). В таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику.
Механизм рынка не в состоянии реализовать национальные эконо-мические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование внешнеэкономической деятельности, сохранение достижений национальной конкуренции и преимущества в мировой экономике со стороны государства - объективная необходимость.
Кроме перечисленных провалов рынка несомненно следует выделить и другие несостоятельности рынка, связанные с кумулятивными процессами.
Классическая теория рынка утверждает, что после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям. В результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, повторяющий воспроизводство кри-зиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено кумулятивными процессами. Следовательно, существует необхо-димость регулировать экономическую деятельность для достижения поставленных задач нации (не подменяя рынок), главным образом, воздействуя на совокупный спрос и совокупное предложение.
Хозяйственный рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Когда сокращается производство, то происходит отмирание старых отраслей. Возникают новые отрасли - носители НТП. Рыночный механизм способствует этим изменениями. Однако их осуществление может затянуться и надолго нарушить равновесие, вызвать серьезные про-блемы с занятостью, платежным балансом. И здесь без эффективной государственной политики могут возникнуть кризисные явления с кумулятивным эффектом.
Этот же эффект наблюдается при формировании региональных про-порций размещения капиталовложений, дохода и занятости. Постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на неболь-ших территориях за счет других районов основывается в значительной степени на рыночных механизмах. В относительно слаборазвитых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, в месте с ним уменьшается стимул к капиталовло-жениям, несмотря на относительно низкие заработную плату и цену на землю. Разрешение или смягчение этого противоречия без государственных регулирующих мер едва ли возможно.
Существует еще одна группа функций государства родового значения - это разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентариев и правовых структур определяет нормы, законы; государство обеспечивает каналы обмена информацией, разрабатывает стандарты мер и весов, создает каналы физического движения товаров и услуг (площадки для торгов и т.д.).
Провалы и несовершенство рынка делают государственные меры, об-щественный контроль составным элементом экономического порядка. Отсюда, кстати, вытекает, что этика должна быть неотъемлемой частью экономической теории.
Но «проваливается» и государство, оно также далеко не совершенно. Поэтому такой видный ученый как Дж. М. Кларк и ряд других авторитетных теоретиков общественно-экономической мысли отводят государству очень ограниченную роль, поскольку государство, по их мнению, пред-ставляет собой весьма «неуклюжий», а порой и опасный механизм, поэто-му возлагали надежды на другие компоненты общественного сектора, такие как рост коллективного сознания и добровольное применение принципов сотрудничества. По сути, в первой половине ХХ в. шло зарождение общественного сектора, смешанной экономики. Рассуждения американца Дж. М. Кларка об обществе и экономике представляются, на наш взгляд, очень полезными, так как они послужили основой для разработки в дальнейшем различных теорий, связанных с реализацией функций общественного сектора по распределению ресурсов общества и распределения дохо-дов.
Следовательно, нельзя утверждать, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате го-сударственного регулирования.
Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу. Что именно в силу экономических причин существуют политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства.
Дж. Ю. Стиглиц выделил четыре основные причины, обусловливаю-щие систематическую несостоятельность государства:
1. Недостаточная информированность. Результаты многих действий трудны для осознания и непредсказуемы. Когда, например, федеральное правительство США приняло программу обновления городов, оно не ожидало, что это решение могло повести к уменьшению предложения жилья, доступного для бедных. Соответственно, правительство не ожидало резко- го увеличения расходов на медицинское обслуживание престарелых, которое последовало за принятием Программы медицинской помощи престарелым. Следовательно, контроль над потоком информации не всегда является достаточно эффективным.
Лучше информированы люди с более высокими доходами, хорошо ор-ганизованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получить малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий будет концентрироваться и формировать группы давления («аграрное лоб-би», «оборонное лобби» и т.п.).
2. Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора. Государство имеет только ограниченный контроль над последствиями своей деятельности, в частности. При демократии, подобной американской, когда власти Нью-Йорка приняли решение о контроле над арендной платой, многие сторонники этой меры проглядели тот факт, что квартиры предлагались отдельными лицами, которые могут обратиться к другим инвестиционным возможностям, если доходы на их инвестиции вдруг упа-дут. Таким образом, приверженцы контроля не смогли предвидеть, что предложение жилья в аренду уменьшится, а качество услуг, предлагаемых владельцами земли, ухудшится. Хотя государство пыталось контролировать такие явления путем производящих сильное впечатление мер в отно-шении владельцев земли, его попытки были успешными только частично и усилили сворачивание предложения жилья в аренду. Чтобы остановить этот процесс, власти Нью-Йорка могли сделать очень немногое, недостаточное для отмены контроля над рентой.
Здесь налицо проявление тенденции непредвиденных последствий: по-пытки правительства дают иные результаты, чем те, на которые рассчитывали политики. Речь идет об явлениях, объясняемых несовершенством анализа, проведенного политиками из-за противоречивой реакции частного сектора.
Ограниченный контроль над бюрократией. Парламент (конгресс) и власти субъектов Федерации (штатов) разрабатывают законодательство, но уполномочивают применять его какое-либо государственное агентство. Оно может потратить значительное время на подготовку детальных правил его применения. От того, как это сделано, зависит действенность законодательства. Агентство может также отвечать за проведение его в жизнь. Например, когда конгресс принял закон о защите окружающей среды, его на-мерение было определенно - сделать так, чтобы фирмы не загрязняли ок-ружающую среду. Но технические детали, в частности определение допустимого уровня загрязнения для различных отраслей промышленности, могут быть оставлены на усмотрение агентств по защите окружающей среды. Чаще всего возникают в течение первых лет многочисленные нарекания в адрес подобного агентства из-за ненастойчивого обнародования и проведения им в жизнь этих мер, что, по сути, сводило на нет стремления конгресса.
Ограничения, налагаемы политическими процессами. Дж. Стиглиц замечает, что даже если бы государство, выбирая между всеми возможными действиями, было превосходно информировано об их последствиях, выбор конкретных мер с учетом политической реальности создал бы до-полнительные трудности. Государственная деятельность затрагивает многих, но решения принимаются только ограниченной группой лиц - выборными представителями. Те, кто принимает решение, должны быть осведомлены о предпочтениях своих избирателей и способными находить какие-то способы их совмещать или выбирать между различными предпочтениями. Часто без достаточных оснований утверждается, что государство ведет себя непоследовательно. При определенных обстоятельствах такая непоследовательность - естественное следствие демократического приня-тия решений. Более того, политический процесс есть реальность, в которой те, кто избирается для заботы об интересах общества, иногда имеют стимулы действовать на благо групп с особыми интересами. Итак, неспособность политиков выполнять то, что, казалось бы, должно быть в интересах общества, оказывается не только результатом алчности или недобросовестности небольшой группы своенравных политиков. Но, возможно, непременным следствием функционирования политических институтов в демократических обществах. Чем больше политических партий, тем большая рассогласованность в выработке и проведении экономической политики.
Также возможно искажение информации о предпочтениях избирателей. Ограничения, налагаемые самим демократическим устройство общества неизбежны. Кроме перечисленных причин провалов государства Н.П. Лукьянчикова дополнительно характеризует ряд других.
Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами.
Экономическая теория дает общую характеристику зависимости из-держек и выгод в государственном секторе экономики. Целесообразность осуществления тех или иных социально-экономических программ сущест-вует до тех пор, пока предельные выгоды превышают предельные издержки. Однако принятие правительством решений в соответствии с указанным соотношением наталкивается на реальные интересы чиновников и по-литиков, часто противоречащие требованиям экономической рациональности: они будут поддерживать только те программы (пусть даже и не эффективные) и проводить такой политический курс, которые дадут больше шансов победить на выборах и закрепиться на существующей должности. Поскольку политикам требуется поддержка избирателей каждые четыре года, они будут голосовать за программы, дающие быстрые выгоды и отложенные издержки, часто трудно определяемые и скрытые.
Недобросовестность государственных служащих. Вмешательство государства в экономику требует существенных расходов, включая прямые затраты на подготовку законодательных актов. Осуществление контроля за их исполнением. Возникают и косвенные издержки - требуются дополнительные специалисты (экономисты, юристы и др.) для составления, изучения и выполнения государственных инструкций, составления отчетной документации. Государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению потенциальных конкурентов в отрасль, т.к. для этого требуются специальные разрешения соответствующих государственных комиссий. По оценкам американских экспертов, государственное воздей-ствие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год.
Не исключено, что члены регулирующих комиссий могут преследовать свои частные интересы, иметь стимул к расширению собственного влияния, поэтому они будут прибегать к не совсем законным методам защиты отрасли от потенциальных конкурентов. Не случайно экономисты либерального направления утверждают, что слишком многие правительственные программы, вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют неэффективности и неравенству на таких рынках, которые могут нормально функционировать без правительственного вмешательства.
Немаловажно и то, что регулирующие агентства иногда из-за отсутствия необходимого уровня квалификации у персонала могут устанавливать невыполнимые нормативы, препятствующие нормальному развитию хозяйственной деятельности, как правило, регулирующие регламентации яв-ляются излишне жесткими, не обеспечивающими автоматической корректировки, что не способствует повышению интенсивности конкуренции.
Поиск политической ренты. Административная неэффективность государственных органов, их мощная защита от конкуренции и поиск политической ренты мешают эффективному принятию решений. Часто возникает эффект особых интересов из-за того, что реализация государственных программ приносит крупные выгоды небольшому числу лиц (политикам, чиновникам, партиям и т.д.) за счет незначительных потерь, которые понесет население в целом или большие группы людей (избирателей). Потенциальные получатели выгоды могут оказать давление на политических деятелей разных рангов для получения поддержки.
Склонность правительства к формированию особых интересов и рен- тоориентированное поведение «вынуждают» правительство поддерживать законопроекты и программы, отвечающие требованиям могущественных группировок (корпораций, торговых объединений, профсоюзов и т.п.). При этом политики понимают, что получат поддержку малой, но влиятельной группы лиц, готовой оказать помощь в финансировании избирательной компании, если поддержать нужную этим лицам программу, независимо от ее экономической и социальной эффективности.
Эффект «односторонней реакции». Согласно теории общественного выбора, существует ограничение свободы граждан при выборе общественных благ, предоставляемых правительством. Часто избирателю приходится «покупать товар с нагрузкой», что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Парадокс в том, что при неэффективном использовании ресурсов государственное учреждение может рассчитывать на получение бюджетных ассигнований. В частном секторе такая ситуация невозможна: при неэффективной деятельности фирмы прекращают свое существование. В отличие от этого, подчеркивает П. Друкер: «Обычная реакция правительства на неудачу - удвоение ассигнований и штатов» . Следовательно, государство способствует воспроизводству неэффективности в возрастающих масштабах, увеличению армии бюрократов и тех, кто извлекает ренту из государственных программ.
Личные интересы чиновников обусловливают тенденцию к расширению подведомственных им государственных учреждений. Важным фактором реализации личных интересов чиновников является эффект «вращающихся дверей», сущность которого заключается в циклической ротации руководителей частных фирм в родственные им государственные организации, и наоборот. Любое регулирующее агентство или комиссия может эффективно осуществлять свои функции, если в его составе будут сотрудники и специалисты из профильных компаний. Скорость «вращения две-рей» растет из-за большого (подчас десятикратного) расхождения в уровнях дохода между государственными структурами. Служба в государственном учреждении выступает как своеобразный трамплин, служащий, во- первых, для накопления человеческого капитала и, во-вторых, для последующей более доходной работы в частной компании. Поэтому чиновники в процессе государственной службы нередко проявляют благосклонность к регулируемым компаниям, надеясь в дальнейшем получить в них выгод-ные посты.
К фиаско государства ведет также несовместимость во времени, когда вырабатывается и принимается какие-либо решения.
Так, популистские обещания «перед» выборами и «после», когда на-ступает время их выполнения, зачастую прямо противоположны. Существуют и другие подобные ситуации. Другими словами, следует видеть непредвиденные последствия, когда в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками.
Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т.п.
Следовательно, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами фиаско рынка в целом и конкретной экономической ситуацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем сказать, что разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом.
Для того, чтобы выработать политику комплексного характера государственные деятели определяют цели объявленной экономической политики, а также те инструменты, какими они для этого располагают.
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны вы- брать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благо-состояния. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т.д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В- третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предпола-гающей процесс целеполагания.
Существуют две основные формы вмешательства государства в эконо-мику: управление государственными предприятиями; административные (прямые) методы (через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, разработка законодательных актов); и экономические методы государственного регулирования (косвенное вмешательство) с помощью различных мер макроэкономической политики.
Более подробно рассмотрим вторую форму из названных, к числу которой принято относить:
политику регулирования доходов;
налогово-бюджетную политику;
кредитно-денежную политику.

Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не все­гда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют про­блемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а пото­му не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провала ми, или ф иа с­ко рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асиммет­ричности информации и цикличности развития рынков.

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты,
или экстерналии. Под внешн им эффекто м подразумевается воздей­
ствие сделки на третьи лица 1 , не учтенное в договоре. Это воздействие
проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной
цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные,
т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отри­
цательные,
приносящие третьей стороне дополнительные издержки.
Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и дру­
гим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в
области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. по­
рождают положительные внешние эффекты. Например, если вы на сво­
ем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто
любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механиз­
ма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают
перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объе­
мом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возни­
кают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происхо­
дит? Рассмотрим данные отклонения на рис.15.8. Условием достиже­
ния общественно эффективного объема выпуска является равенство
предельной общественной полезности
{MSU) предельным общественным издер­
жкам (MSC):

1 Под третьими лицами пони-

май - MSC (8) маются экономические субъекты,

не участвующие в данной обмен-



в случае отрицательных экстерна- ной сде лке.


Глава 15


б) положи тельный внешний эффе кт Внешние эффекты (экстерналии)

Рис. 15.8.

лий (рис. 15.8а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек MSC. Например, произ­водитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чис­тые технологии, переносит 1 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вслед­ствие этого объем выпуска О, превышает общественно эффективный объем Q E , а цена Р 1 оказывается заниженной по сравнению с Р.

В случае положительных экстерналии (рис. 15.86) предельная по­лезность товара или услуги Mil ниже предельной общественной полез­ности MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бес­платно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил де­ревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MEU). Поэтому цена Р £ выше, чем цена Р., и озеленители посадят деревья в количестве Q: вместо общественно эффективного количества Q E .

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую вне­шними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицательных эк­стерналии, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Ре­шение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, бе­рет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрица­тельных экстерналии государство введет


сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысят­ся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно опти­мальным. Этот прием называется интернализацией (от англ. internal _ внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 15.8а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска со­кратится до Q E .

Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эф­фект, государство использует стимулирующие субсидии (S). Они выпла­чиваются в размере предельной внешней полезности и трансформиру­ют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность MU произво­дителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня. На графике (рис. 15.86) про­цесс интернализации положительных экстерналии выразится сдвигом кривой предельной индивидуальной полезности товара MU на величину субсидии, до уровня предельной общественной полезности MSU. В ре­зультате объем выпуска Q, расширится до Q E .

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко опреде­лены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свобод­ного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналии самостоятельно, без участия государства, путем купли-про­дажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективнос­тью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь уче­ного. Теоре ма Коуза гласит: внешние эффекты могут бы ть интерна-лиз ированы пр и че ткой спец ификац ии прав собственности на ре­ сур сы и сво бодно м о бмене этими права ми. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще гово­ря, количество участников переговоров не должно быть слишком вели­ко. Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене права­ми на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающи­ми по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведе­нию таких переговоров окажутся запретительно высокими.

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналии. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку в о взаимоисключаемых целях: один - для сброса отходов, другой - для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на ис­пользование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот,

Глава 75


и недостатки рыночного механизма

кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заводов скорректируются: загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенси­руя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эф­фекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных перегово­ров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, пра­ва достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Обратим внимание на то, что отмеченное ранее условие выполне­ния теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим усло­вием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возмож­ность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контакти­рует с каждым потребителем.

Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые вы­явить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек та­кого выявления (МС > MU). Речь идет об общественных товарах и услу­гах, или общественных благах. О бще ственны ми называются такие бла­га, главной характеристикой которых является неисключаемость из по­требления и неконкурентность в потреблении. Те общественные то­вары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, назы­ваются чистыми о бще ственны ми блага ми. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городс­кое освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Подробнее речь об общественных благах пойдет в гл. 17.

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чисто­го общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщи­ков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага не­делимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спек­такль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы « без билетника» , т. е. си туац ии, ког-


па л ицо польз уе тся благо м, не запла тив за него. Вы не можете прой­ти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свой­ство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само со­здание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных това­ров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рас­сматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за ог­ромного количества участников слишком велики трансакционные издер­жки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется обществен­ными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому ры­ночное производство общественных благ неэффективно.

Поясним наши рассуждения следующим примером. Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стре­мящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировав­ших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить пол­ный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предос­тавления таких благ, либо их предоставления в общественно оптималь­ном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увели­чение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освеще­ния для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество - крайний случай проявления положительных внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном количе­стве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механиз­мом перераспределения в виде государственного бюджета.

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ре­сурса предельному доходу от его использования (см. гл. 10). Это меха­низм равноправного распределения: равное право получить доход в со­ответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находит-

__ Глав а 15

ся за его пределами: проигравших в конкурентной борьбе и нетрудо­способное население.

Среди экономистов ведутся споры о том, справедливо ли эффектив­ное рыночное распределение? Ведь поляризация доходов в условиях рынка может быть огромной по сравнению с уравнительным распреде­лением в командно-административной системе. Да, рыночное распреде­ление равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объек­тивно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способ­ности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать ра­венство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д. Какое распределение считать справедливым? Этот воп­рос будет подробно рассмотрен в гл. 24, § 1, посвященной социальной политике государства. Однако следует помнить, что рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на дос­тойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, неры­ночного механизма, которым обладает государство как инструмент об­щественного регулирования.

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной кон­куренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распреде­ление рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Если по­требитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его каче­стве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка (вспомните «рынок лимонов» из гл. 8), и, во-вторых, порождает интерналии. Термин интернал ии означает выгоды или издержки участ­ников сделки, не отраженные в договоре. Например, монополия произ­водителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологи­чески опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя,


и недостатки рыночного механизма

н е предусмотренными условиями сделки, т. е. не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольствен­ный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналии уменьшается пре­дельная полезность товара для покупателя. Государство может способ­ствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыноч­ную информацию, например, создавая информационные центры, а так­же устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре (см. гл. 17).

Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития: че­редование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъе­ма к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыноч­ного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, рас­тут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протя­нуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизировать­ся и модернизировать свою продукцию.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие меха­низма свободных цен, но рынок не действует в «Зазеркалье», т. е. там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки госу­дарства. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что государственное регули­рование дополняет рынок.

Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государ­ственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы. Об этом пойдет речь в гл. 17. Проблемы эффективного регулирования эко­номики - это уже сфера экономической политики государства, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.


Основные понятия:

Равновесие по Вальрасу Равновесие по Маршаллу Краевое равновесие Паутинообразная модель рынка Частичное равновесие Общее равновесие Эффекты обратной связи Оптимум по Парето

(Парето-оптимальное распределение) Теория экономики благосостояния «Ящик» Эджворта Конкурентное равновесие Кривая контрактов

Принцип второго наилучшего (принцип квазиоптимума)

Фиаско рынка

Отрицательные (положительные) внешние эффекты

Теорема Коуза

Общественное благо

Чистое общественное благо

Проблема «безбилетника»

Интерналии


Глава 15

Walrasian equilibrium Marshallian equilibrium boundary equilibrium cobweb theorem partial equilibrium general equilibrium feedback effects Pareto optimum

welfare economics Edgeworth box competitive equilibrium contract curve second - best principle

negative (positive) externalities

pure public good

free-rider problem


Основные макроэкономические показатели и система национальных счетов

В экономической литературе сбои в работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, неполадками, провалами, фиаско, неэффективностью, дефектами, неспособностью, небезупречностью, бессилием, ограниченностью, что не меняет сути. Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).

1) Внешние эффекты или экстерналии -- эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не способна учитывать общественные, коллективные потребности (например, национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей)

Внешними эффектами называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.

Внешние эффекты могут иметь и отрицательную направленность, например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды в результате производства товара и т.д.

Специфика внешних эффектов, заключается в том, что они: возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами; обладают «внешней» направленностью для участников рыночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц; не имеют стоимостной оценки, а значит, не могут быть учтены в рыночных ценах; имеют различные сферы возникновения (производство, распределение, обмен, потребление экономических благ); могут быть как положительными, так и отрицательными;

Отрицательные внешние эффекты возникают при негативных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнительными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. "К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений."

Положительные внешние эффекты возникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, притом бесплатно. Положительный внешний эффект -- дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене.

Развитие образования выступает в качестве положительного внешнего эффекта. В обществе каждый выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ресурс (например, чистый воздух) отсутствует его рыночная (стоимостная) оценка; возможность бесплатного использования ресурса; перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена); неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительными внешними эффектами: не установленные права собственности на ресурс (например, образование); отсутствует стоимостная оценка; возможность бесплатного получения выгод; недопроизводство товара с положительными внешними эффектами (завышенная его цена); неэффективное распределение ресурсов.

2). Общественное благо (pure public good) -- это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю) и неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить; общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех) в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Частное благо (pure private good) -- это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможно так же определить цену на отдельные единицы общественного блага. Потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации -- большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem).

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.

3). Неравенство в доходах (рынок игнорирует социальную справедливость). Рынок не способен распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества: ничем не сдерживаемая рыночная система может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим - получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Рынки конкурирующих продавцов не гарантируют, что доход и потребление будут именно у тех, кто считается наиболее нуждающимся или достойным. Рыночный механизм может привести к массовому неравенству, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение.

Рынок может либо обеспечить, либо не обеспечить справедливое распределение ресурсов. Вопрос о том, следует ли недобросовестность, неравенство и экономическую несправедливость в условиях рыночной экономики называть фиаско рынка, относится скорее к разряду терминологических, нежели существенных. В литературе фиаско рынка определено таким образом, что оно имеет отношение только к проблеме эффективности. Однако это определение не отрицает важности проблем экономической справедливости.

4). Рыночная власть (рынок не противостоит монополистическим тенденциям). Контрольный механизм рынка - конкуренция - с течением времени теряет первоначальную силу в результате слияний фирм, тайных сговоров компаний, беспощадной конкурентной борьбы, образования монополий. Некоторые экономисты считают, что технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции, так как новейшие технологии требуют использования огромных количеств реального капитала, крупных рынков (комплексных, централизованных и интегрированных), а также богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка.

Достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Таким образом, несовершенная конкуренция служит причиной неэффективности. Рынок не может самостоятельно устранить препятствия на пути к конкуренции, бороться с неэффективной конкуренцией. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильности уровня цен, проблемы безработицы, инфляции, экономического роста сами по себе, автоматически, разрешиться не могут. Особую опасность экономическому развитию представляет инфляция и циклическая безработица: экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателя и продавцов от дельных товаров и факторов производства.

5). Асимметричность информации. Информация в рыночной экономике выступает в качестве общественного блага, однако у экономических субъектов возникают проблемы, связанные с затратами на поиски информационных источников; оценкой надежности достоверности информации; проблемами усвоения (потеря части информации); проблемами обработки (когнитивные ограничения); проблемами использования информации. Все это способствует явлению «неполноты информации» для эффективного функционирования рынков.

Асимметричность информации -- неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на:

общее благосостояние (способствует перераспределению излишков потребителя и производителя);

условия рыночной конкуренции (является источником ценовой дискриминации);

рыночную стратегию поведения фирм (причина реализации рыночной власти продавцов, способствует снижению эффективного использования производственных мощностей).

Асимметричная информация охватывает различные рынки, где качество товаров неоднородно и существенно колеблется. Чем меньше осведомленность покупателей и ниже интенсивность рыночных сделок, тем выше асимметричность информации. Так, продавец продукта знает о качестве товара больше, чем покупатель. Работник о своих способностях имеет более полную информацию, нежели предприниматель. Кредитор располагает меньшими сведениями о платежеспособности заемщика. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. К рынкам с большой долей асимметричной информации относятся: рынок товаров длительного пользования; рынок страхования; рынок кредитов; рынок труда.

Главная проблема асимметричности информации заключается в том, что она дает возможность злоупотребления рыночной властью участникам рыночных отношений и ведет к закреплению на рынке некачественного блага, в результате негативного отбора потребителей.

Асимметричность информации ликвидировать невозможно, но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.

Рыночные сигналы -- это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертификаты качества, гарантии, поручительства и т.д.).

Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образование работников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престижностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Однако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не гарантии высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работников, фирма сопоставляет выгоды от него с издержками на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Разница между ними состоит в том, что фирмы имеют в виду производительность труда, а работники -- уровень оплаты труда.

Рыночные сигналы уменьшают асимметричность информации о качестве продукции и услуг, в то же время издержки на поддержание соответствующих рыночных сигналов могут значительно увеличить цену товаров, поэтому эффективность системы рыночных сигналов зависит от сопоставления выгод и издержек от ее использования.

«Провалы» (фиаско) рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка: монополия; несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага, речь о которых пойдет в данной теме. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача - защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

Политика поддержания доходов. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето-эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем (раздел «Макроэкономика»). Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

Пресечение асимметричной информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Как уже отмечалось, большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Минимизация трансакционнных издержек. Принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров - некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ - косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.

Производство общественных товаров. Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров - так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования - налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.

Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.

Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.