Греческий термин полис. Греческий полис

πόλις , πολιτεία, лат. civitas) - форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии».

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору - прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане - члены общины , - каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права . Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан : метэки , периеки , вольноотпущенники , рабы .

Государственный строй в полисах был различен: олигархия , демократия , монархия (монархия была типична для полисов в период архаики) и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических - совету знати, в олигархических - цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (экклесия, синод, консилии, комиции), совета (народные советы - синедрион, буле, трибунат, дефензорат, аристократические советы - герусия, сенат) и магистратов (стратеги, полемархи, консулы, преторы, аристократические магистраты - басилевсы, архонты, рексы, принцепсы, народные уполномоченные - эдилы, агораномы), правосудие осуществляли выборные суды (дикастерии, квестионы), вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан. Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование, жалование также полагалось и за службу в армии.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства ». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис - не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Библиография

  • Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). - Л.: Издательство Ленинградского ун-та. 1976.
  • Берент М. Безгосударственный полис: раннее государство и древнегреческое общество // Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/AlterCiv/alterciv.htm . - [Без даты] 2000.
  • Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. - М.: Наука, 1979.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Полис (античность)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Полис. Полис (др. греч. πόλις) городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира … Википедия

    АНТИЧНОСТЬ - педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike) термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas древность, старина. В общем смысле вполне равнозначен русскому древность. Чаще имеет, однако, особое… … Советская историческая энциклопедия

    Термин, восходящий к лат. antiquitas древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм)… … Большая советская энциклопедия

    Античность - педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

    Античный полис - это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Государство и право античного мира

Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу-точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, неграждане Афинского полиса.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды . Управ-лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра-тов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари-стократией и демосом, добивавшимся уравнивания в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

Во времена классического периода происходит расцвет древне-греческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид-ских войнах (500 - 449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский морской Союз. Была уч-реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ-ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо-дов - - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак-тически превратился в афинскую морскую державу - - архе, которую часто характеризуют как античную конфедерацию.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут-риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра-бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала народному собранию (эклессии), исполнительная - Совету пятисот и магистра-там , основное судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе ), вы-бираемых из граждан старше 30-ти лет по жребию.

За исполнение государственных обя-занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ-ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные полисы. Таким образом, благополучие афинских граждан бази-ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе-ления союзных городов.

Так называемый Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он был победным для греков и прекра-тил греко-персидские войны.

Первый Афинский морской союз вы-полнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе-лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки и господствовала арис-тократия.

Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции после поражения в Пелопонесской войне.

Новая обстановка после прихода дорийцев значительно оживила родовые отношения, повысились значение и авторитет общины. Одновременно начался процесс классообразования. Его своеобразие в том, что он проходил в рамках античного полиса, этого уникального феномена обществен-ной структуры древнего мира. Попытаемся выяснить, что же представлял собой как вид зарождающейся государственности дорийцев полис и каков был статус общин-ников?

Древнегреческий полис как ядро классической цивилизации, как часть гражданской общины имел свои признаки и свойства. Его хозяйственную основу составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, там, вероятно, стояла крепость. Близ нее располагался рынок, торжище, место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. Верхняя часть города называлась акрополем.

По Аристотелю , полис - конечный результат развития семьи, селе-ния, их объединения. Полис - это политическое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивали за свой счет литургию. Гражданское единство демократиче-ского полиса основывалось на согласии и формальном равенстве его чле-нов. В это понятие входило равенство граждан перед законом (исономия) и свобода слова для каждого (исегория).

Население полиса было малочисленным, редко превышало десять ты-сяч человек. В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти все государство, а граждане полиса знали всех в лицо. Чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Полис мог выжить лишь при не-большом населении и ограниченной территории (сх. 7).

По внешним признакам полис казался почти идеальной общиной равных, но при внимательном анализе обнаруживалось, что полис - это не просто большая община. Это был весьма устойчивый политический и социальный организм - основа античного общества, иначе трудно понять причину его живучести на протяжении многих столетий. Многие свойства и традиции родового строя, военной демократии сохранялись на первой стадии классового общества до утверждения рабовладельческих порядков.

Все граждане полиса в лице глав семей имели право на участок земли, в принципе размер его был равен для всех. Частное владение землей в Греции было известно еще во времена Гомера . Земля делилась на две категории: полисную (общинную) и частную.

Античная форма земельной собственности выступает в двойствен-ной, противоречивой форме:

а) как собственность полиса, поэтому продать или подарить землю можно только гражданину данного полиса, и одновременно

б) как собственность частная.

Полис запрещал чужакам, иностранцам, доступ к земельной собственности; община следила за сделками по поводу зе-мельных наделов, утверждала земельный максимум, контролировала справедливость и обоснованность получения земли по наследству, а при отсутствии наследников забирала в свой фонд выморочные земли и т. д. Утрата участка земли подрывала социальный престиж общинника. Тем не менее обычаи и традиции полиса не мешали знати, аристократам закабалять общинников-крестьян, присваивать их участки земли. Однако самозаклад должника не стал в Аттике повсеместным явлением, а рефор-мы Солона его запретили (табл. 6).

Таблица 6.

Общественное сознание осуждало нищету, разорение своих сограж-дан так же, как и чрезмерное обогащение. В случае нужды общинник мог рассчитывать на поддержку соплеменников.

Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан, независимо от их социального и материального положения. Фактически внутри его шла жестокая борьба между демосом и эвпатри-дами. К полноправным членам полиса относились домовладыки и те, кто призывался в ополчение. Важная функция полиса - - поддержание граж-данского мира внутри общины.

Стабильность полиса достигалась установ-лением максимума земельного надела, ограничениями купли-продажи земли, дополнительными обложениями богатых граждан (например, литургия). Эти меры имели своей целью не допустить ослабления спло-ченности гражданского коллектива; сохранить слой свободных про-изводителей как собственников средств производства и орудий труда. Мел-кие и средние крестьяне - - главная социальная опора полиса. С другой стороны, богатые граждане имели приоритет при занятии многих долж-ностей в полисе.

Итак, наличие земельного надела, а позднее - определенного дохода с земельного участка было главным условием обладания политическими и гражданскими правами. К ним относились: право участвовать в работе народного собрания; избирать должностных лиц и контролировать их дея-тельность; призываться к отправлению правосудия. Гражданин был обязан служить в ополчении, в вооруженных силах полиса. Главную силу опол-чения составляли те, кто заседал в народном собрании. Совпадение поли-тической и военной организации было своеобразной формой, в которой шел процесс формирования рабовладельческого государства, что созда-вало прочные предпосылки для демократического пути развития государ-ства-полиса.

Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. Предполагают, что Эфиальт был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности его избрание на должность стратега. В этой роли ему удалось провести ряд законов направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над его коррумпированными членами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.).

Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы с жалобой на уходящего в отставку магистрата.

Последний рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю. Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. Однако, знатные и богатые люди не хотели расставаться с определенными привилегиями и льготами, что вызвало их ожесточенное сопротивление новациями. Проявлением этой борьбы явилось в частности покушение на Эфиальта, организованное, как предполагают историки, сторонниками олигархических традиций.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых - требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц.

Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов: как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.

Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами.

Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос. Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.

Попытки знати, аристократии изменить направление полисной организации в сторону деспотии были обречены на неудачу.

Общественный строй Древних Афин

Полноправными афинскими гражданамиявлялись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Это изображено на схеме 8.

Гражданская правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие у гражданина оп-ределенных прав и обязанностей.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За пре-ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литур-гию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.

К метэкам (не гражданам) относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо-бая подать, они привлекались к военной службе, несли и другие повин-ности.

Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метэкам (сх. 9).

В Афинах очень широко использовался рабский труд - в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников античного рабства служила долговая зависимость, посколь-ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой, а также свободой членов своей семьи.

Характерно, что рабы в Афинах разделялись на частных и государственных. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право при-обретать собственность и распоряжаться ею.

Государственное устройство Афин можно охарактеризовать как политическую организацию свободных граждан, обеспечивавшую защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок-ратическую республику, в которой афинские граждане-мужчины пользовались рав-ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме-щение государственных должностей строилось на принципах вы-борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, первоначальной безвозмезднос-ти.

Основными органами власти и управления Афинского государства являлись:

· народное собрание;

· Совет пятисот;

· гелиэя;

· коллегия стратегов;

· коллегия архонтов.

В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, в Древней Греции.

В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.

Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.

Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.

Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Реформы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.

Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.
Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.

Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Спарта

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось получившее название Лакедемон (Спарта).

В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.

Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.

Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Быт спартанцев

Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.

Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношений
Любой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины.
С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

  1. Абсолютно бесправные рабы.
  2. Ремесленники.
  3. Свободные торговцы.
  4. Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование.
Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами.
Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.

В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие.

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1. Полный патриархат.
  2. Законность рабства с долговой порукой.
  3. Возможность неминуемой кровной мести.
  4. Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие.
После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы.
В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину.
Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание.
В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.
Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов. Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.


По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек.
Следующая по количественному составу – Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч.
Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.
Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом.
Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством.
В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей.

    В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

    Парнас-священная гора!

    В данной статье речь пойдет о священном месте для любого эллина античных времен – о горе Парнас. Древние греки считали, что «пуп земли» (по-гречески «ὀμφᾰλόςγῆς» – «средоточие Земли»)находится всего лишь в 150-ти километрах от Афин в Фокидеа склонах горы Парнас. На склонах этой горы располагалось знаменитое Дельфийское святилище, которое считалось центром всего панэллинского мира.

    Кносский дворец.Крит

    Кносский дворец, или правильнее Кнос, самая известная греческая достопримечательность, которой больше четырех тысяч лет. Находится она недалеко от столицы острова Крит Ираклиона. Это кажется невероятным, но легендарный дворец с мифическим существом Минотавром был открыт всего сто лет назад, а до этого момента были лишь только подозрения о существовании на этом месте античного памятника архитектуры.

    Остров Скиатос

    Остров Скиатос(в переводе с греческого «Тень Афона») – это небольшой остров (49 км.2), который является самым западным островом архипелага Северные Спорады. Омывается остров Эгейским морем и насчитывает более 60-ти пляжей на любой вкус: от больших и людных до диких и нетронутых цивилизацией.

Архаический период $(VIII-VI$ вв. до н. э.) ознаменовался этапом формирования социально-расчлененного общества и полисного государства. Это был принципиально иной путь развития, совершенно отличный от формы государственных образований древнего Востока, Крита и Ахейской Греции, который стал неотъемлемой чертой античной жизни. Период образования полиса растянулся примерно на пол тысячелетия. Не менее длительное время занял и процесс его распада. Феномен полисной системы стал результатом длительного развития античной цивилизации, а его истоки следует искать в глубокой древности, в особенности развития сельской общины, заключающейся в эффективном взаимодействии общинного и частновладельческого хозяйства.

Предпосылки формирования полисного строя:

  1. Соблюдение принципа преемственности. В отличие от цивилизаций Древнего Востока, греками был учтен богатый исторический опыт предыдущих периодов, в особенности крито-микенской цивилизации.
  2. Освоение обработки железа, позволило вывести общество на качественно новый этап производственных отношений. Более прочные железные орудия расширяли материальные возможности греков, что создавало условия для расширения товарного производства, которое задавало быстрый темп хозяйственному и общественному развитию.
  3. Природные условия Балканского полуострова позволяли получать высокие урожаи без применения сложных гидротехнических сооружений. Тем самым, создавая благоприятные условия развития частных хозяйств, построенных на продуманной эксплуатации рабского труда с более высокой степенью доходности.
  4. Спокойная геополитическая обстановка. Греция архаического периода развивалась без вмешательства извне. Межгосударственные военные конфликты на Древнем Востоке в $I$ тыс. до н.э. препятствовали оказанию политического и культурного давления на формирующуюся античную цивилизацию.
  5. Великая греческая колонизация , ставшая одним из важнейших факторов развития полисного феномена и его распространению по всему миру. Она была эффективным инструментом для снижения социальной напряженности, обеспечивая баланс между количеством населения и обрабатываемой ими территории.

Процесс исторического развития Эллады протекал в рамках внутренне сплоченных республик, опиравшихся на гражданское общество средне зажиточных земледельцев. В подобных государственных объединениях создаются благоприятные условия для сохранения высоких темпов развития экономики, стратификации социальной структуры, появления более сложных и разнообразных учреждений, зарождения высокой культуры. Общим итогом этого процесса стало появление нескольких сотен мелких государственных образований со сходной социально-экономической структурой, принципами политической организации власти и системой духовных ценностей. Именно в раках полисного строя греки создали уникальную цивилизацию, которая обогатила сокровищницу мировой культуры и обеспечила себе достойное место в истории.

Замечание 1

Следует учитывать, что термин «полис» у греков означал и город и государство, поэтому часто к нему применяют определение - «город-государство». Это не совсем корректно, так как городское поселение существовало не везде. Например, Спарта, существовала как союз нескольких деревень, не имея городского образования.

Основные черты полиса

Каждый город-государство имел свои особенности. Но, вместе с тем, все обладали следующими сходными чертами:

  • План застройки. У полиса был единый Центр – место, откуда в любой конец государства можно было незамедлительно выслать помощь. Здесь находился рынок, храмы, место проведения народных собраний и ремесленные мастерские. Все городские поселения располагались на берегу моря либо недалеко от берега и обязательно имели гавань или порт. Городской центр мог иметь оборонительные укрепления. Здесь же проживала основная часть населения
  • Развитые торговые отношения и товарный обмен – основа экономического процветания полисного государства. Сельские жители привозили вино, масло, шерсть, взамен покупали орудия труда, ткани, одежду. Товарная экономика давала возможность быстрого обогащения и появления крупного поместного землевладения в деревне и ремесленного производства в городе.
  • Социальная структура полисов состояла из трех классов: земельная, торговая и ремесленная знать, свободные мелкие производители (ремесленники, торговцы, земледельцы), рабы и зависимые работники.
  • Противоречивый характер собственности , заключавшийся в сосуществовании таких ее форм как общественная (полисная) и частная (индивидуальная). Полис тщательно наблюдал за распределением земельного фонда, накладывая земельный максимум. Осуществлял надзор за наследованием, ограничивал право собственности и распоряжения наделом, выступал гарантом земельного владения вплоть до наделения участком безземельных граждан из резервного фонда.
  • Резкое противопоставление граждан полиса не гражданам – метекам и рабам. Формально они не включались в жизнь полисного организма, но реально обеспечивали его существование.

Определение 1

Метек – Неполноправный житель, переселенец из другого полиса.

Ядро социальной структуры составлял так называемый коллектив, полноправных граждан – коренных жителей.

Определение 2

Коренной житель полиса – гражданин, предки которого прожили на территории региона несколько поколений. Он владел земельным наделом, участвовал в народных собраниях, имел место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

  1. Демократическая, республиканская форма правления, заключавшаяся в абсолютно равном соучастии граждан в политической жизни. Все они обладали земельными наделами и были равными между собой. Непосредственная связь между гражданином и государством привела к отсутствию бюрократического аппарата, либо к минимальному его присутствию в полисе. Верховная власть принадлежала народному собранию полноправных граждан, во главе которого стоял, избираемый на определенный срок Совет. Повторное избрание на должность не допускалось.
  2. Совпадение политической и военной организации. Полноправный гражданин являлся еще и воином, обеспечивающим защиту полису. Армия была всенародной, где служба была обязанностью и привилегией.
  3. Ориентация на «средний класс». Гражданский коллектив полиса был неоднороден. Бурный рост товарно-денежных отношений приводил к стремительному имущественному расслоению а, следовательно, ослаблению связей между разными социальными слоями. Полис старался поддерживать единство граждан, применяя для этого ряд мер: наделение участками безземельных граждан, введение землевладельческого максимума, который препятствовал сосредоточению земельного фонда в узком кругу знати. На богатых членов общества накладывались литургии.

    Определение 3

    Литургия – специальный налог, накладываемый на богатых граждан полиса. Существовал в виде хорегии и триерархии.

    Определение 4

    Хорегия – специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмы, трагедии, комедии и работу актеров.

    Определение 5

    Триерархия - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа.

    Наличие общей идеологии , где высшей ценностью определялся сам полис. Формировалось понятие гражданина как свободной личности, обладающей всей полнотой политических прав и обязанностью защиты государства от вражеских сил.

Типы полисов

В истории существует несколько типов полисов, которые античные авторы разделяли на три категории по форме правления: демократия, олигархия, тирания.

Современная наука учитывает уровень хозяйственных отношений, выделяя три группы:

  1. Аграрный характер экономики – здесь господствовала олигархия, использующая труд зависимых работников, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Образцом такого полиса может служить Спарта.
  2. Многоотраслевой характер экономики. Эти полисы имели богатые и плодородные земли. Но нарушение баланса между величиной земли и ее плодородностью вызвали необходимость в выведении колоний и развитии торговли и ремесленного производства. Что стало следствием интенсивного развития товарно-денежных отношений, повсеместного использования рабского труда. Здесь граждане вели активную общественную и политическую жизнь. Наиболее яркий пример такого типа полиса стали Афины, Мегары, Халкида.
  3. Торгово-ремесленный характер экономики. В эту группу входили полисы с недостаточным количеством плодородных земель с самого начала архаического периода, что определило их исключительно торгово-ремесленный характер и слабость аристократии. Эти полисы активнее всех включились в процесс колонизации, здесь интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Наиболее яркими примерами подобных образований стали Коринф, Эгина.