Основные экономические школы и их представители. Экономические школы

Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

Продолжение табл. 1.

Окончание табл. 1.1

Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

Краткие выводы

1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,

МЕТОД, ФУНКЦИИ

История становления экономической

Теории как науки.

Основные экономические школы (теории)

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.


Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.

Становление общества сопряжено с реализацией материальных и духовных человеческих потребностей. Удовлетворение нужд выступает главным мотивом участия людей в производственных отношениях и фундаментом экономического развития.

Значение потребностей

Человеческие нужды побуждают людей к действию. Потребности существуют совместно со средствами, с помощью которых осуществляется их удовлетворение. Эти "инструменты" формируются непосредственно в рабочем процессе. Труд - целесообразная деятельность. Он проявляется прежде всего в умении человека создавать предметы и средства для материального производства. В формировании собственности центральным звеном выступает присвоение трудовых средств.

Хозяйственный интерес

Он возникает на основе системы разнообразных интересы - важнейший мотив При совершенствовании производства увеличивается количество нужд. Они, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономики. Формирование потребностей, кроме прочего, зависит и от субъективных факторов. К ним прежде всего относят вкусы и склонности человека, духовные нужды личности, физиологические и психологические особенности, а также народные обычаи и привычки. В связи с этим формируются условия, при которых человек вынужден устанавливать ценность услуг либо товаров.

Производственная деятельность

Она осуществляется с помощью экономической системы. Последняя представляет собой специфический общественно-организационный механизм. В связи с ограниченностью имеющихся ресурсов, удовлетворение нужд всех членов общества достигнуть невозможно. Тем не менее, цивилизация стремится к этой цели как к идеалу. Это заставляет человечество вырабатывать разнообразные средства, которые позволили бы реализовать данную задачу. В качестве одного из таких средств выступает экономическая теория.

Исходные элементы

Первые признаки обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Египта и в древнеиндийских трактатах. Ценные заповеди, касающиеся хозяйствования, присутствуют и в Библии. Как научное направление экономическая теория начала формироваться более отчетливо в работах древнегреческих философов. Первые идеи сформулированы Ксенофонтом, Аристотелем, Платоном. Именно они ввели термин "экономия", обозначая им учение о создании и ведении домашнего хозяйства в рабовладельческих условиях. Это направление базировалось на элементах натуральной трудовой деятельности и рынка.

Развитие экономических школ

Труды древнегреческих мыслителей стали фундаментом для дальнейшего формирования учения. Оно разделилось впоследствии на несколько направлений. В итоге сформировались следующие основные экономические школы:

Общая характеристика традиционного направления

Основные экономические школы формировались под влиянием различных взглядов разных ученых. Выдающуюся роль в становлении традиционного учения сыграли такие деятели, как Ф. Кенэ, У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Миль, Жан-Батист Сэй. При различии взглядов их объединяло несколько общих идей, на базе которых формировалась классическая экономическая школа. В первую очередь, все названные авторы выступали сторонниками хозяйственного либерализма. Его суть зачастую выражена словосочетанием laissez faire, что буквально значит "оставьте делать". Принцип этого политического требования был сформулирован еще физиократами. Идея заключалась в предоставлении полной личности и конкуренции, неограниченной государственным вмешательством. Обе эти экономические школы рассматривали человека как "хозяйствующего субъекта". Стремление личности к преумножению своего богатства способствует увеличению такового у всего общества. Автоматическим механизмом самонастройки ("невидимой рукой", как назвал его Смит) направляются разрозненные действия потребителей и производителей так, что во всей системе устанавливается долгосрочное равновесие. При этом продолжительное существование в ней недовыработки, перевыработки продукции и безработицы становится невозможным. Авторы этих идей внесли значительный вклад в формирование школы экономической науки. Впоследствии они использовались и совершенствовались. Многие экономические школы вносили свои дополнения в эти идеи. В результате формировались системы, которые соответствовали тому или иному этапу становления общества. Так возникла, например, социально-экономическая школа.

Идея Смита

На базе школы экономической теории, сторонником которой являлся этот деятель, была разработана концепция рабочей стоимости. Смит и его последователи считали, что формирование капитала осуществляется не только посредством земледелия. В этом процессе особое значение имеет труд и прочих слоев населения, всей нации в целом. Сторонники этой школы экономической теории утверждали, что, участвуя в производственном процессе, трудящиеся всех уровней вступают в кооперацию, сотрудничают, что, в свою очередь, исключает любое различие между производительными и "бесплодными" видами деятельности. Такое взаимодействие наиболее эффективно тогда, когда осуществляется в виде рыночного товарообмена.

Экономические школы: меркантилизм и физиократы

Эти учения, как и описанное выше, существовали в 18-19 веках. Эти экономические школы имели различные взгляды на производство общественного богатства. Так, меркантилизм придерживался идеи о том, что базой выступает торговля. Для увеличения объема общественного богатства правительство должно всеми способами поддерживать внутренних продавцов и изготовителей, препятствуя деятельности зарубежных. Физиократы считали, что экономическую основу составляет сельское хозяйство. Общество они делили на три класса: собственников, производителей и бесплодных. В рамках этого учения были сформулированы таблицы, которые, в свою очередь, стали фундаментом для образования модели межотраслевого равновесия.

Прочие направления 18-19 веков

Маржинализм - это австрийская школа, придерживающаяся идеи о предельной полезности. Ведущим деятелем этого направления являлся Представители этой школы объяснили понятие "стоимость" с позиции психологии потребителя. Они пытались базировать обмен не на производственных издержках, а на субъективной оценке полезности продаваемых и приобретаемых благ. Неоклассическая школа, представителем которой был Альфред Маршал, разработала концепцию функциональных взаимоотношений. Сторонником математического направления был Он характеризовал рыночную экономику как структуру, которая способна достичь равновесия путем взаимодействия предложения и спроса. Им была разработана концепция общего рыночного баланса.

Кейнсианство и институционалисты

Кейнс базировал свои идеи на оценке деятельности всей экономической системы в целом. По его мнению, структура рынка изначально не равновесна. В связи с этим, он выступал за жесткое государственное регулирование товарооборота. Сторонники институционализма, Эрхарт и Гелбрейт, считали, что анализ хозяйствующего субъекта невозможен без учета формирования окружающей среды. Ими было предложено комплексное изучение экономической системы в динамике эволюции.

Марксизм

Это направление базировалось на теории и принципе планомерного формирования народного хозяйства. Ведущим деятелем учения выступал Карл Маркс. Его работы впоследствии получили развитие в трудах Плеханова, Энгельса, Ленина и прочих последователей. Некоторые положения, выдвинутые Марксом, подверглись пересмотру "ревизионистами". К ним, в частности, относились такие деятели, как Бернштейн, Зомбарт, Туган-Барановский и другие. В советские годы марксизм выступал в качестве основы и единственного легального научного направления.

Современная Россия: ВШЭ

Высшая экономическая школа представляет собой исследовательский институт, который осуществляет проектную, образовательную, общественно-культурную и экспертно-аналитическую деятельность. Она базируется на международных стандартах. ВШЭ, выступая как часть академического сообщества, ключевым элементом своей практики считает вовлеченность в университетское глобальное взаимодействие, партнерство с зарубежными институтами. Являясь российским университетом, учреждение работает на благо страны и ее населения.

Основные направления ВШЭ - эмпирические и теоретические исследования, а также распространение знаний. Преподавание в университете не ограничивается фундаментальными дисциплинами.

Теории как науки.

История становления экономической

МЕТОД, ФУНКЦИИ

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.



Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.


1. Первые экономические школы и их характеристика.

Меркантилизм.

Представители этой школы считали, что в качестве богатства людей могут рассматриваться только деньги, золото.

Физиократы (18 в.).

Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», т.е. сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы. Представители физиократов ограничивали производство только сферой земледелия, откуда делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются. Заслуга физиократов состояла в том, что они перенесли исследование об увеличении богатства из сферы обращения в сферу производства. Их ошибка состояла в том, что сама природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Родоначальники – У. Петти, А. Смит и Д. Риккардо. Они установили, что источником богатства является труд во всех сферах общественного производства. В результате политическая экономия как наука приобрела определенную целостность и получила до определенной степени законные очертания. Главная заслуга: основным объектом изучения сделали сферу производства, а не обращения.

2. Характеристика основных этапов развития экономической науки.

Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель, подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, то есть систематизированные знания о сущности экономики, ЭТ развивалась на протяжении трех столетий (17-19 вв.) в качестве политической экономии. Термин «политическая экономия» ввел франц. экономист А. Монкретьен, опубликовавший «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени.

В то время перед наукой возникла необходимость обосновать пути и методы государственного управления экономикой. Решения этих проблем осуществлялись политической экономией. Следовательно, в самой общем виде политическая экономия – это наука о законах, управляющих общественным хозяйством.

Меркантилизм.

Первые попытки в становлении экономики как науки были сделаны меркантилистами. Представители этой школы считали, что в качестве богатства людей могут рассматриваться только деньги, золото.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний.

На ранней стадии (к. 15 – н. 16 в) имела место идеализация денег (серебро, золото) как единственной формы богатства. Главным положением раннего меркантилизма была теория «денежного баланса», обосновывавшая политику увеличения денег в обращении.

На поздней стадии (16 -18 вв.) меркантилисты выдвинули теорию «торгового баланса», согласно которой должна была поддерживаться торговля товарами. Отсюда был сделан вывод о том, что условием богатства государства является развитие международной торговли – покупка товаров по низким ценам у одних, продажа их по более высоким ценам другим.

Критики меркантилизма справедливо подметили, что во время торговой сделки никакого богатства не возникает, происходит лишь обмен денег на товар. При нарушении равенства в обмене происходит перераспределение богатства в пользу одной из сторон. Ошибка меркантилистов заключалась в том, что они исследовали только процесс обращения, игнорируя анализ производства.

Наиболее видными представителями меркантилизма были французский экономист А. Монкретьен, английский – Т. Мен, итальянский – А. Серра, А. Ордин-Нащокин, И. Посошков.

Физиократы (18 в.).

Вторым крупным направлением становления экономики является учение физиократов. Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», т.е. сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы. Представители физиократов ограничивали производство только сферой земледелия, откуда делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются. Заслуга физиократов состояла в том, что они перенесли исследование об увеличении богатства из сферы обращения в сферу производства. Их ошибка состояла в том, что сама природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Классическая экономическая школа (к. 17 – н. 19 вв.).

Третье направление становления экономики. Родоначальники – У. Петти, А. Смит и Д. Риккардо. Они установили, что источником богатства является труд во всех сферах общественного производства. В результате политическая экономия как наука приобрела определенную целостность и получила до определенной степени законные очертания. Главная заслуга: основным объектом изучения сделали сферу производства, а не обращения.

Марксизм.

Маржинализм (к. 19 в.).

Капитал (в денежной форме)

Труд рабочих.

Кейнсианство (н. 20в.).

В России экономика активно формировалась под влиянием «Капитала» Маркса, а также экономических работ Ленина, Тугана-Барановского, Богданова, Ковалевского, Плеханова и т.д. Переход на рыночные методы хозяйствования показал, что без глубокого теоретического обоснования успешно решать практические вопросы невозможно.

Формирование магистрального направления развития России и его теоретическое обоснование должно базироваться на использовании:

Марксизма, основанного на теории трудовой стоимости, составной частью которой является теория прибавочной стоимости;

Маржинализма, основанного на теории предельной полезности и теории предельной производительности труда и капитала.

Неклассического направления в экономике, исследующего закономерности оптимального функционирования хозяйственного механизма в условиях свободной конкуренции.

Кейсианства, обосновывавшего необходимость государственного вмешательства в регулирование экономики.

Институционально-социологического направления, согласно которому характер экономического развития определяет не рынок как таковой, а вся система экономических институтов.

3. Современные экономические школы. Направления развития современной экономической науки.

Марксизм.

Становление экономики как классической науки завершилось в конце 19 в., когда было разработано экономическое учение марксизма. Основатель марксизма – К. Маркс. Марксистское учение принципиально отличается от предшествующих направлений экономики. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и создание на этой основе концепции новой экономической системы.

Главной составной частью учения Маркса является теория трудовой стоимости, в основе которой исследуется источник увеличения богатства. Завершая формирование теории трудовой стоимости, Маркс разработал теорию прибавочной стоимости и обосновал, что единственным источником богатства является труд. Возникновение марксизма ознаменовало важнейший этап в развитии политической экономии как науки с четко определенным предметом и методами исследования, что признано и современной мировой наукой.

Маржинализм (к. 19 в.).

Основатели маржиналистской теории предельной полезности являлись У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас. Данное направление основывалось на использовании в экономическом анализе предельных величин: предельной полезности блага, предельной производительности, предельного покупателя, предельного продавца; на широком применении математики в экономике; на использование системы общего экономического равновесия. В соответствии с этой теорией маржинализма экономика рассматривается как система взаимосвязанных хозяйственных субъектов. Но маржинализм перегружен графиками и формулами; имеет место чрезмерное упрощение сложных экономических процессов и необоснованное сведение их к математическим зависимостям и моделям; при анализе причинно-следственных связей превалируют чисто количественные методы исследования; в своем анализе теория игнорирует социальные проблемы развития общества. Недостатки: перегружен графиками и формулами, преволируют количественные методы исследования и математической зависимости, при этом игнорируя социальные проблемы развития общества.

Неоклассическое направление (к. 19в.).

Возникло в 1890-х гг. А. Маршалл дополнил теорию маржинализма отдельными элементами теории трудовой стоимости. В частности, при определении цены он учитывал предельную полезность и издержки производства. В противовес теории трудовой стоимости в производстве всегда принимают участие 4 фактора:

Капитал (в денежной форме)

Капитальные блага (средства производства и земля)

Деятельность предпринимателя

Труд рабочих.

Каждый фактор имеет специфическую производительность и создает часть стоимости продукта, а каждый агент производства (владелец соответствующего фактора) должен получить соответствующую долю продукта. Капитал приносит своему владельцу процент, ренту, прибыль, а труд рабочего – зарплату.

Кейнсианство (н. 20в.).

В отличие от неоклассиков Дж. Кейнс в качестве предмета исследования выбрал народное хозяйство в целом. В качестве исходного пункта он использовал сформулированное им положение о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает устойчивого поступательного развития экономики, а значит требуется государственное вмешательство. Главная заслуга Кейнса в том, что он разработал методологию макроэкономического анализа с использованием небольшого числа наблюдаемых переменных и свел общее равновесие к равновесиям товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда.

Институционально – социологическое направление (20 в.).

Представители – Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт.

Институционально-социологическое направление – это система, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических составляющих. Первые включают формальные элементы в виде системы рыночных учреждений (рынок, фирмы, банки) и системы правовых норм (законы, указы, постановления, инструкции); вторые – неформальные правила, к числу которых относятся обычаи, традиции, навыки. Данное направление экономики исследует недостатки капитализма: засилье монополий, пороки свободной рыночной стихии, негативные черты «общества потребления» (бездуховность, жажда наживы).

Наиболее перспективным направлением развития экономической науки, исследующим проблемы мирохозяйственных связей, с моей точки зрения, является неоинституциональным. Он включает в себя теорию прав собственности (Р. Коуз, А. Алчиак), теорию общественного выбора (К. Эрроу, Дж. Бьюкенен), новую экономическую историю (Д. Норт), теорию агентов (Т. Стиглиц), трансакционную теорию организаций (О. Уильямсон).

4. Роль экономической науки в развитии общества.

Все науки, известные человеку, делятся на естественные , объектом которых является природа, техника, и общественные . Общественные науки представляют комплекс знаний: экономических, исторических, правовых, социальных. Среди этих наук особое место занимают экономические науки, которые изучают производство, играющее важную роль в развитии общества. Почему это так?


  1. Пр-во обеспечивает воспр-во самого человека, обеспечивая его предметами потребления, жильём, услугами.

  2. Пр-во даёт человеку ср-ва пр-ва, что усиливает власть ч. над природой.

  3. Пр-во создаёт предпосылки для развития непр-ой сферы, возможности занятия ч. искусством, медициной и т.д.
Эк-ие науки, хотя и взаимосвязаны дуг с другом, однако неоднородны. Очень важны те выводы, которые делают фундаментальные науки. Открытые учеными законы, закономерности используются в прикладных исследованиях, а затем и в разработках (напр., технико-экономическое обоснование строительства завода), а также при основании эк-ой политики. Вступление человечества в 3 тысячелетие объективно требует новых теоретических и методологических подходов в исследовании. Так, изменилась эк-ая и соц-ая карта мира – исчезла острая борьба между капитал-ой и социалистической системами, нет колониальной системы, но остались по-прежнему проблемы ограниченности ресурсов, бедности, соц-го неравенства. Эффективное их решение зависит от успехов эк-ой науки.

Эк-ка как отрасль знания нацелена на изучение не материально-вещественной, а общественной стороны пр-ва, т.е. тех эк-их отношений, к-ые возникают в процессе общественного труда и влияют на развитие пр-ва.

5.Объект, предмет, цель и задачи экономики как науки.
Предмет экономики – это совокупность экономических отношений, охватывающих производственную и непроизводственную сферы. Экономические отношения включают производственные, организационно-экономические и социально-экономические отношения общества. При этом система производственных отношений выступает в качестве составной части всей системы экономических отношений. Экономические отношения проявляются в общих принципах, закономерностях и тенденциях экономического развития общества. С их помощью выявляются возникающие в процессе воспроизводства внутренние противоречия и вырабатываются пути эффективного использования имеющихся ресурсов, методы экономического роста, наиболее рациональные организационно-экономические формы хозяйствования.

Метод экономики – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается объект; совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

Специфика метода зависит от своеобразия объекта исследования и предмета науки.

Предметом изучения экономики отрасли являются экономи­ческие аспекты функционирования отрасли. Это прежде всего за­кономерности развития производительных сил и производствен­ных отношений в специфических условиях данной отрасли.

Объектом изучения экономики отрасли является сама отрасль в совокупности как единый организм, как важнейшее звено на­роднохозяйственного комплекса, национальной экономики.

Цель изучения экономики отрасли - повышение эффективно­сти функционирования отрасли на основе вскрытия резервов и факторов ресурсного и организационного характера и разработ­ка мер и путей их реализации.

Цель, предмет и объект курса определяют задачи и содержа­ние экономики отрасли как научной дисциплины.

Задачи экономики как науки сжато можно свести к сле­дующим:

1. Прочное овладение категорийным и понятийным аппара­том цикла конкретно-экономических наук и дисциплин.

2. Овладение экономической логикой взаимосвязи этих слож­ных экономических категорий и понятий и конкретно корреспон­денции экономических показателей с учетом технико-технологи­ческих параметров эк-ой отрасли.

3. Получение известного объема информации об экономике данной отрасли по совокупности значений технико-экономичес­ких показателей, таких, например, как объем производства, про­даж, величина прибыли, уровень производительности труда, се­бестоимости производства, фондоотдачи, оборачиваемости оборот­ных средств и т.д. и активное использование его при дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

4. Изучение специфики эк-ой отрасли, существенно определяющей характер и условия функционирования отрасли, уровень и динами­ку показателей ее экономической эффективности.

Функция эк-ой науки – выбор наиболее эффективного распределения факторов пр-ва в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями об-ва и ограниченностью ресурсов.

6. Производство в экономическом развитии общества. Виды производства.

Общественное производство выступает в форме взаимодействия человеческого общества и природы. В процессе производственной деятельности человеческое общество воспроизводит себя в виде производительных сил и совокупности эко­номических отношений.

Общество воспроизводит материальные и нематериальные предпосылки и ус­ловия деятельности, постоянно развивает их. В процессе производства осуществ­ляется преобразование природных ресурсов в продукцию, которая предназначе­на для удовлетворения потребностей людей.

Все общественное производство выступает в виде;

1) материального производства;

2) нематериального производства;

3) удовлетворения социальных основ жизнедеятельности населения.

Материальное производство обеспечивает общество материальными блага­ми и услугами, которые необходимы для жизнедеятельности населения. Сюда включается также материальное производство, которое создает условия для вос­производства среды обитания (животный и растительный мир), природно-экологической среды обитания (сохранение водного и воздушного бассейнов, земель­ных и лесных угодий и т. д.).

Нематериальное производство связано с удовлетворением духовных основ жизнедеятельности населения и включает в себя развитие сфер народного хозяй­ства, обеспечивающих повышение образовательного уровня населения, удовлет­ворение потребностей культурного развития, медицинского обслуживания.

Социальные основы жизнедеятельности населения. Общественное производ­ство выступает как единство производительных сил и экономических отношений. Результатом хозяйственной деятельности является совокупный общественный про­дукт (СОП).

СОП в своем движении проходит четыре стадии: производство, распределе­ние, обмен, потребление.

Производство представляет собой процесс создания полезного продукта. Ста­дия производства является исходной. Производство - первый признак экономи­ческой деятельности людей. Современная трактовка размывает процесс произ­водства как особой стадии. В понятие производства включают не только создание материального продукта и услуг, но и деятельность по доведению продуктов до потребления. В результате принижается роль производства, резко снижается его значимость, что отрицательно сказывается в целом на созидательной деятельнос­ти общества.

Виды производства:

7. Характеристика блага, товара, услуги.

Благо – средства, с помощью которых удовлетворяются потребности в обществе.

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи и обмена.

Услуги – любые нематериальные виды экономической деятельности, которые прямо или косвенно способствуют удовлетворению человеческих потребностей.

В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Например, воздух существует в неограниченном количестве и не является экономическим благом. Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. Блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться.

Товары делятся на следующие виды:


  1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и простокваша, автомашины «тойота» и «хонда».

  2. Взаимодополняемые товары . Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему.

  3. Независимые блага , или, иначе говоря, не сопряженные , «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).
1) настоящие и будущие; 2) предметы 1-ой необходимости и предметы роскоши; 3) прямые (телефон) и косвенные (оборудование, с помощью которого производится телефон); 4) долгосрочного и краткосрочного использования; 5) взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементарные).

  1. Производительные силы и производственные отношения.
Производство – воздействие человека на вещества природы с целью получения готовых продуктов.

Виды производства: 1. материальное (имеет физ-ие параметры), 2. немат-ое (услуги): 2.1. полное отсутствие мат-го, 2.2. с элементами мат-го. Существует пр-во, не относящееся ни к тому (1), ни к другому (2), например, туризм, автомобилестроение.

Производительные силы: 1. средства производства (естественные условия производства; техника); 2. предметы труда (сырьё; природные вещ-ва); 3. рабочая сила.

Этапы развития производительности:


  1. Классический подход.

  1. доиндустриальное пр-во (простой труд в с.х.)

  2. индустриальное пр-во (техника, промыленность)

  3. постиндустриальное пр-во (инфляция, наука, сфера услуг, обращение)

  1. Формационный подход.

  1. первобытнообщинный

  2. рабовладельческий

  3. феодальный

  4. капиталистический

  5. социалистический
Производственные отношения – отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления.

Пр-во – распределение – обмен – потребление = воспроизводство


  1. Задача этапа пр-ва – эффективное использование эк-их ресурсов. (Эффективность=доходы-(:)расходы).

  2. 1. процесс пр-ва
2. отношения по поводу распределения готовой продукции

3. 1. производственные отношения

2. отношение обмен готовой продукции на деньги

4. 1. потребление средств пр-ва и предметов труда

2. потребление готовой продукции


  1. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Кривая производственных возможностей.
Закон ограниченности ресурсов и безграничности потребностей и дисбаланс монополизированных экономических систем.
Редкость или ограниченность ресурсов и безграничность потребностей - основная закономерность и проблема экономики от решения которой зависит стабильность развития общества.
Редкость или ограниченность ресурсов означает, что в любой момент времени, для любого экономического агента не хватает ресурсов, подразделяющихся на четыре вида (земля, труд, капитала и предпринимательство) , для удовлетворения всех потребностей.
Безграничность потребностей, по мнению многих ученых безотносительна. С древнейших времен человек мечтал о полетах, мгновенном передвижении и получении информации. Все эти мечты отражены в мифах. Современная фантастика не соглашается со специальной теорией относительности по поводу невозможности преодоления скорости света. Безграничность потребностей означает и тот факт, что удовлетворив какие-то потребности человек "придумывает" себе новые.

Экономические ресурсы подразделяются на естественные ресурсы, инвести­ционные ресурсы, человеческие ресурсы.

Естественные ресурсы включают в себя пахотные земли, леса, месторождения руд черных и цветных металлов, минералов, каменного угля, нефти, газа, воды. Сре­ди ресурсов выделяют возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым относятся леса, рыбные запасы; к невозобновляемым - каменный уголь, залежи нефти, газа.

Инвестиционные ресурсы включают в свой состав производственные площа­ди, сооружения, оборудование, энергетические мощности, систему складских и транспортных средств, сеть бытовых организаций. Процесс накопления этих ре­сурсов называется инвестированием. Экономические ресурсы в виде инвестиций обслуживают производственные процессы. Масштабы накопления в процессе ин­вестиций характеризуют экономический потенциал страны.

Человеческие ресурсы характеризуются численностью населения, уровнем его образования, половозрастной структурой. Человеческие ресурсы являются основой формирования трудовых ресурсов, в состав которых включается та часть населения страны, которая достигла трудоспособного возраста и обладает необ­ходимым физическим развитием и умственными способностями, позволяющими трудиться в народном хозяйстве. Важнейшей составной частью человеческих ре­сурсов является предпринимательская способность, т. е. инициативная деятель­ность граждан, направленная на организацию производства.

Кривая производственных возможностей – это совокупность точек, координаты, которая показывает различные комбинации максимальных объемов производства двух товаров и услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости в экономике с постоянными запасами и неизменной технологией.

Как правило, ресурсы общества ог­раничены. В этих условиях люди всегда сталкиваются с необходимостью альтерна­тивного их использования на те или иные цели. При решении этой проблемы в эко­номической науке используется кривая производственных возможностей. Чтобы сделать оптимальный выбор, необходимо издержки одного блага выразить в издерж­ках другого блага.

Благо – средства, с помощью которых удовлетворяются потребности

в обществе.

Альтернативные издержки - это издержки одного блага, выраженные в дру­гом благе, которым приходится пренебречь (пожертвовать).

Каждая точка на кривой производственных возможностей, или кривой трансформации, представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Таким образом эта кривая фактически изображает некую границу. Чтобы осуществить различные комбинации производства масла или машин общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства. Все точки сочетания машин и масла на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов. В точке «А» все ресурсы направлены на производство машин, т.е. товаров производственного значения. А в точке «D» все наличные ресурсы направлены на производство масла, т.е. предметов потребления. Обе эти точки представляют собой нереальные крайности. Всякая экономика находит баланс в распределении общего объема своего производства между товарами производственного назначения и потребительскими товарами. По мере передвижения от точки «А» к точке «D» мы увеличиваем производство предметов потребления (масла), посредством переключения ресурсов с производства средств производства. Потребительские товары непосредственно удовлетворяют наши потребности. Двигаясь в направлении к точке «D» общество увеличивает удовлетворение своих текущих потребностей. Однако подобное переключение ресурсов со временем нанесет удар самому обществу, поскольку запас его средств производства перестает увеличиваться и сокращается, что приводит к снижению потенциала будущего производства.


  1. Цели и экономические формы результатов производства.
Общественное производство – взаимодействие человеческого общества и природы.

В процессе производства осуществляется преобразование природных ресурсов в продукцию, предназначенную для удовлетворения потребностей людей.

Виды общественного производства:

1 – материального (обеспечивает общество материальными благами и услугами, необходимыми для жизнедеятельности населения);

2 – нематериального (связано с удовлетворением духовных основ жизнедеятельности населения).

Общественное производство осуществляется в виде взаимодействия труда человека, предметов труда и средств труда.

Производственные силы – совокупность средств производства (предметы и средства производства) и работоспособности.

В процессе производства складываются экономические отношения.

Экономические отношения – совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Организационно-экономические (технико-экономические) отношения возникают в результате организации труда и определяются техническим уровнем производства.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, избранной системы управления и правовых норм.

В целом общественное производство выступает как единство производственных сил и экономических отношений.

Результат общественного производства – совокупный общественный продукт (СОП).

СОП в своем движении проходит 4 стадии:

1. производство (процесс создания полезного продукта);

2. распределение (определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам хоз. деятельности);

3. обмен (процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие);

4. потребление (использование созданных благ для удовлетворения определенных потребностей).

11. Факторы производства и их характеристика.

Факторы производства

Классификация факторов производства:

I. 1. рабочая сила (личный фактор)

2. предметы труда (вещественный фактор)

3. средства труда

II. Маржиналистский подход

3. капитал

4. предпринимательская способность

6. информация

7. экология

1. Труд – любые умственные, физические и интеллектуальные усилия человека, используемые в процессе производства.

Проблемы:

1) сколько человек должен работать? (8 ч.)

2) оценка эффективности труда (производительность труда=объем производимого продукта(Q):кол-во рабочих(L))

3) оценка интенсивности труда (обратный показатель)

2. Земля : 1. полезные ископаемые; 2. вода; 3. воздух; 4. растительный и животный мир.

3. Капитал – ср-во пр-ва (станки, здания, сооружения), состоит из благ длительного пользования, необходимых для процесса производства; - инвестиционные ресурсы, используемые в процессе производства. (инвестиции: 1. материальные; 2. интеллектуальные; 3. финансовые); - человеческий капитал, совокупность умственных, физических, интеллектуальных способностей человека и его здоровья.

4. Предпринимательская способность – особые человеческие способности по поиску и соединению всех факторов производства в целях эффективного создания товаров и услуг.

12. Труд как важнейший фактор производства. Виды труда. Показатели эффективности использования фактора труд. Человеческий капитал.

Факторы производства – особо значимые элементы, которые оказывают решающее воздействие на организацию и осуществление ведения процесса производства.

Труд – это процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии.

Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы.

В любом обществе существует принуждение к труду. На ранних стадиях оно имело внеэкономический характер, т.е. основывалось на личной зависимости работника от хозяина. Экономическое принуждение связано с категорией наемного труда. Для возникновения наемного труда необходимы 2 условия: обладание личной свободой (отсутствие рабовладельческой или крепостнической зависимости) и отсутствие собственности на средства производства, т.е возможности начать свой бизнес. В этих условиях человек вынужден наниматься на работу. Главным мотивом труда при этом является желание получить материальное вознаграждение.

Труд в течение рабочего дня можно условно разделить на необходимый и прибавочный. Необходимым является тот труд, который рабочий затрачивает, чтобы произвести продукцию, необходимую для обеспечения жизни его самого и его семьи. Производимый в это время продукт называется необходимым и оплачивается рабочему. Прибавочный труд – это труд, затраченный сверх необходимого. Продукт, производимый прибавочным трудом, называется прибавочным и не оплачивается. Деление труда на необходимый и прибавочный принято только в марксистской теории.

Труд характеризуется интенсивностью и производительностью. Интенсивность – это напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени. Интенсивность труда может быть тем выше, чем короче продолжительность рабочего дня. И наоборот, при увеличении продолжительности рабочего дня интенсивность труда может падать. Производительность – это результативность труда. Она измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени. Производительность труда связана не только с трудом, но и с прогрессом техники. При росте производительности труда доля труда, затраченного на производство единицы продукции, падает, а доля средств пр-ва относительно труда возрастает. Но в целом затраты факторов пр-ва падают.

В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где утверждается, что товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила. Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд. А рабочая сила. То и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда. А лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.

В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.

13. Собственность как экономическая категория и юридическая форма.

Собственность

2. гос-ое законодательство

Экономические отношения собственности – совокупность производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства.

Юридические правовые отношения собственности – совокупность прав субъект по управлению условиями экономической деятельности и использованию ее результатов (владение, распоряжение, использование).

Триада прав собственности : пользование (экономическая возможность потребления вещи в интересах пользователя), владение (фактическое обладание вещью), распоряжение (обеспечение свободы действий производителям в рамках установленных функций).

Формы прав собственности :

1. Право пользования или управления (экономическая возможность потребления вещи в интересах пользователя).

2. Право владения (фактическое обладание вещью).

3. Право распоряжения (обеспечение свободы действий производителям в рамках установленных функций; в отличие от пользования право распоряжения может быть распределено между несколькими субъектами с закреплением за каждым из них определенных функций).

14. Структура собственности (формы собственности).

Собственность – система отношений между людьми, складывающаяся по поводу пользования материальными благами и присвоения результатов хозяйственной деятельности.

Факторы, влияющие на собственность:

2. гос-ое законодательство

3. социально-экономические процесс, революции.

Структуры собственности:


    1. общественная

    2. частная

    3. государственная
Формой собственности называют ее вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности, т.е. тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность объектов собственности субъекту единой природы (скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению).

На первый взгляд, можно выделить столько форм собственности, сколько имеется в наличии субъектов собственности, т.е. различать личную, семейную, групповую, коллективную, территориальную, народную, управленческую собственность и т.д. В действительности часто выделяют более узкую их совокупность, иногда даже ограничивая ее двумя формами – частной и ее антиподом – общественной (в действительности – государственной).

Категория "общественная собственность" является универсальной и подразумевает все многообразие форм собственности, функционирующих в данной экономической системе. В исключительных случаях возможна такая ситуация, когда категория "общественная собственность" оказывается равной по содержанию с какой-либо другой из указанных категорий (например, "общенародная собственность"), но это происходит только тогда, когда в конкретном обществе существует единственная форма собственности.

– является неотъемлемым элементом экономических систем промышленно развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм. С теоретической точки зрения "государственная собственность" является условным и собирательным понятием. Так, в ее состав принято включать федеральную, региональную и муниципальную собственность. Государственная собственность – это та, которой обладают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Индивидуальная (личная и частная) собственность – это собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицируется как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом распоряжаться принадлежащим ему объектом собственности. В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, можно различать личную и частную собственность. Разграничение личной и частной собственности было характерно, прежде всего, для отечественной науки. В западной экономической теории сложился другой подход, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная собственность, к которой соответственно относят собственность всех субъектов, кроме государства.

Коллективная (иначе – совместная или групповая) собственность – занимает промежуточное место между государственной и частной собственностью. В строгом смысле слова уже семейная собственность может считаться совместной, хотя обычно субъектами коллективной собственности считают социальные группы, трудовые коллективы, население. При таком понимании совместная собственность берет свое начало в узкоколлективной, групповой собственности и простирается до общенародной, в которой не выделяется субъект собственности как индивидуум, личность, а право собственности распространяется на всех граждан.

Нужно подчеркнуть, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны производные и смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что нужно признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности.

15 Место и роль собственности в реформировании экономики. Методы изменения форм собственности.

Собственность – система отношений между людьми, складывающаяся по поводу пользования материальными благами и присвоения результатов хозяйственной деятельности.

Факторы, влияющие на собственность:

2. гос-ое законодательство

3. социально-экономические процесс, революции.

Структуры собственности:


    1. общественная

    2. частная
государственная

Собственность – ключевое положение экономических преобразований.

Феодальная система: главный объект собственности – земля; имеет место личная зависимость основного производителя.

Капиталистическая система: объект собственности – средства производства, принадлежащие собственникам капитала; рабочая сила принимает товарную форму.

Командная система: средства производства – собственность гос-ва; функционирование структурных подразделений производства жестко регламентируется административными установками гос-ва.

Смешанная экономика: в обществе широко представлены частная и гос-ная формы собственности с высоким уровнем гос. регулирования направленности развития экономики.

Для переходного периода характерна многоукладность экономики и соответствующее многообразие форм собственности.

Инструменты изменения форм собственности:


  1. национализация

  2. денационализация

  3. приватизация (перевод гос. в негос.: а)ваучеризация, б) продажа соб-ти по остаточной стоимости, в) аукционный этап (1. соб-ть продается, 2. акции))

  4. репрессия
Разгосударствление и приватизация не тождественны.

Разгосударствление – переход от гос.-директивных форм управления экономикой к ее регулированию преимущественно с помощью рыночных механизмов.

Приватизация – одна из форм разгосударствления, т.е. передача гос. и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную, коллективную или акционерную собственность.

Приватизация в России была осуществлена в 2 этапа:

1 – ваучерный (обмен ваучеров на акции);

2 – денежный (скупка акций за деньги).

Последствия:

1 этап : В 1992 г. почти одновременно началась гиперинфляция и ваучерная приватизация. Это уничтожило не только возможность получения доходов за счет ваучеров, но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. Т.о. акция по созданию легитимных источников для выкупа гос. собственности не состоялась.

2 этап : Законом 1991 г. «О приватизации гос. и муниципальных предприятий РСФСР» предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий на аукционе. На практике назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков.

16. Экономическая система. Виды экономических систем.

Экономическая система – форма организации экономики, задача которой состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования эк-их рес-ов.

Функционирование экономической системы нацелено на выполнение таких важнейших экономических задач, как:

1) формирование и обеспечение работоспособности экономики;

2) координация всех видов экономической деятельности;

3) реализация социальных целей.

Экономическая система многофакторна. Среди факторов, влияю­щих на ее развитие, определяющими являются следующие:

Существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений;

Структура собственности;

Механизмы обеспечения информацией и координацией;

Механизмы постановки целей и побуждений людей к труду.

В зависимости от этих факторов формируются разные уклады: пат­риархальный, мелкотоварный, государственный и др. В одной стране возможно существование нескольких укладов одновременно.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономи­ческих систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительно­го исторического развития. Их можно сгруппировать, т. е. классифици­ровать, взяв за основу какой-либо критерий.

Виды экономических систем:

Традиционная экономика - это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями. Традиционная экономика основана на примитивной технике, так как использование новой информации сдерживается сложившимися в обществе традициями.

Плановая экономика - это экономика, при которой материаль­ные ресурсы составляют гос. собственность, а на­правление и координация экономической деятельности осущест­вляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Существуют два вида плановой экономики: демократическая пла­новая экономика и командная плановая экономика.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на товарно-де­нежных отношениях, господстве частной собственности и сво­бодной конкуренции производителей и потребителей. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы: классический капитализм и постиндустриальная хозяйствен­ная система, наиболее типичной формой которой является смешан­ная экономика .

Новая (постиндустриальная) экономика - экономика смешанно­го социально ориентированного типа.

Переходная экономика – это экономика находящаяся в процессе перехода от одной экономической системы к другой.

17. Роль и значение государственной собственности в экономической системе.

Государственная собственность – это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне края, области (коммунальная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).


страница 1