Проверка финансово-хозяиственной деятельности: аудит ТСЖ контролирующими органами. Прокурорская проверка тсж

Важный шаг в данной схеме дел – это выбор организации , которая сможет грамотно и функционально осуществлять уход за вашим домом.

Каждый владелец жилплощади заинтересован в том, чтобы постройка как можно дольше оставалась в презентабельном виде , радовала долговечностью и опрятностью всех, кто хотя бы раз бывал в ней.

Конечно, кто иной, как сами жильцы лучше всего справятся с этой задачей? Ведь только в их интересах максимально облагородить и благоустроить свой дом и все что к нему прилегает.

Но сами жильцы в общей массе – неорганизованное общество , которое вряд ли сможет до чего то договориться или же собираться в полном составе для решения каких либо важных вопросов.

Поэтому жилищное законодательство нашей страны давно предложило гражданам самостоятельно выбрать способ управления организацией, а точнее ее форму. Сегодня наиболее популярными считаются две организационно правовые форму управляющих организаций.

Первая – это управляющая компания . Она может быть как вновь созданная, так и давно существующая, но управляющая другими домами. Конечно, данные организации давно находятся в своей тарелке и прекрасно знают, как осуществлять управление.

У них есть опыт, стаж работы и желание этим заниматься. Кроме того, плоды старания управляющей компании вы можете увидеть, отправившись на осмотр подопечных ей домов. Но все же, жильцы не слишком доверяют такой организации.

Поэтому на сегодняшний день самой популярной организационно правовой формой является . Долго объяснять почему – не приходится.

Товарищество формируют сами граждане, являющиеся владельцами жилых площадей. Также именно они входят в , решают, на что будут потрачены бюджетные деньги, устанавливают тарифы.

Кроме того, есть основания полагать что собственники, входящие в состав правления намного больше заинтересованы в том, чтобы эффективно осуществлять управление, нежели чем сотрудники других управляющих компаний.

В общем, объединение жильцов, которое имеет правильную организацию и четкие цели намного более эффективно для жильцов.

Поэтому если вы совсем недавно стали владельцем квартиры в новостройке, и еще не избрали способ управления – попытайте свои силы на поприще товарищества.

Мы же расскажем вам, как грамотно оформить виды деятельности , которыми вы будете заниматься.

О плюсах и минусах создания ТСЖ .

Виды деятельности

Товарищество собственников жилья — организация многофункциональная . Поговорим о том, что представляет собой данная организация с юридической точки зрения.

Итак, товарищество является некоммерческой организацией. Казалось бы, почему? Ведь кто иной, как товарищество распоряжается денежными средствами собственника, а значит, имеет прямое отношение к финансам?

Несмотря на то, что работники объединения действительно имеют доступ к денежным средствам, сдаваемых на нужды ЖКХ, не имеют цели обогащения.

Конечно, не чистые на руку участники могут об этом задумываться, но изначально, цель существования данной организации сводится к тому, чтобы осуществлять эффективное управление и не более того.

Поэтому данная организация и заслужила наименование некоммерческая. Также товарищество признается . Почему же именно юридическим?

Организация должна отчислять налоги, кроме того она создает рабочие места, берет на постоянную работу работников, а значит должна платить налоги и за них.

Рассмотрим подробнее специфику функционирования объединения жильцов.

Финансовая


Финансовая деятельность ТСЖ связана со в ежемесячном порядке на нужды управления, а также распоряжение этими же средствами с целью осуществления управления и .

Кроме того, с целью увеличения притока денежных средств на обслуживание, товарищество собственников жилья с разрешения остальных собственников может , что также может стать хорошим подспорьем для внесения информации об осуществлении финансовой деятельности в государственные реестры.

Другие

К остальным видам деятельности ТСЖ относится:


О том, что в праве делать ТСЖ в борьбе с неплательщиками и должниками, вы можете узнать из .

Какие органы контролируют?

Финансово-хозяйственную деятельность вашего созданного товарищества собственников жилья будет контролировать сразу два органа. Первый и наиважнейший – это налоговая инспекция .

Сотрудники данного органа обязуются осуществлять действия по контролю за осуществлением выплат по налогам и прочим финансовым операциям, а также регулировать процесс отчислений за нанятых работников.

Жилищная инспекция напротив контролирует в большей степени хозяйственную деятельность. Данной организации важно, как выполняются работы и насколько они эффективны с учетом производимых на них затрат.

Жилищная инспекция


Когда проводится проверка жилищной инспекцией?

Жилищная инспекция также может осуществить несанкционированную проверку в случае, если у нее возникнут подозрении в недобросовестности и халатности работников товарищества.

Для того чтобы проверить, может ли товарищество заниматься какой либо деятельностью, которой она занимается, жильцам дома достаточно воспользоваться одним интернет ресурсом .

Для этого необходимо зайти на сайт общероссийского классификатора ОКВЭД, где собраны все допустимые виды деятельности.

В пунктах меню необходимо внести город, организацию и заполнить другие предложенные пункты. После этого вы можете начинать искать вашу организацию и смотреть какие виды деятельности она имеет право выполнять законно.

О том, как зарегистрировать ТСЖ на сайте ГИС ЖКХ, узнайте из .

Основания для возбуждения уголовного дела


В каких ситуациях возбуждаются уголовные дела?

Возбудить уголовное дело против товарищества собственников можно по ряду всем известных причин.

Первая это грубое нарушение законодательства или прав жильцов .

Вторая причина – это занятие деятельностью, которая не соответствует заявленной и по которой не уплачен соответствующий налог .

Все эти причины являются основанием для возбуждения уголовного дела по ому или иному факту.

О правах и обязанностях органов правления и учредителей ТСЖ перед жильцами узнайте из .

Воровство

Как проверить компанию на воровство и незаконные действия? К сожалению,часто можно столкнуться с недобросовестным поведением работников товарищества ввиду их систематического воровства из общего бюджета.

Для того, чтобы проверить факт того, куда уплывают деньги из общедомового бюджета, необходимо провести аудит документов товарищества . Собственники могут самостоятельно нанять аудиторскую службу и провести аудит, а по его итогам узнать, куда расходуются средства.

Если факт воровства был выявлен, можете обратиться в прокуратуру или же пройти с управляющим составом ТСЖ процедуру медиации, в результате чего собственникам возместят их растраченный бюджет на коммунальные услуги.

О вопросах , и ТСЖ читайте на нашем сайте. Узнайте также о том, можно ли из объединения.

Создание своего объединения собственников жилья – очень ответственное и во многом сложное занятие . Поэтому тщательно взвесьте все за и против прежде, чем приступать к каким либо действиям по его оформлению.


Постарайтесь сделать все от вас зависящее для того, чтобы как можно эффективнее и аккуратнее продумать специфику функционирования вашей организации и получить от процедуры ее создания не только головную боль, но удовольствие и признание среди других жильцов вашего дома.

Нам остается пожелать удачи и почаще обращаться за разъяснением к законодательству или хотя бы проверенным профессиональным юристам.

Товарищество собственников жилья относится к организациям некоммерческим.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно положениям гражданского законодательства, это означает, что главной целью ее создания является не получение и распределение денежной прибыли, а удовлетворение нематериальных потребностей ее участников.

Применительно к ТСЖ можно говорить о такой цели, как организация содержания и обслуживания общей собственности - многоквартирного дома.

Права и обязанности организации

Любое юридическое лицо, и ТСЖ не исключение, имеет права и несет обязанности. Они возникают у организации с момента ее в налоговом органе и продолжаются до внесения В ЕГРЮЛ записи о .

  • законы, прежде всего, Жилищный кодекс;
  • договоры с подрядчиками и поставщиками услуг;
  • , не членами ТСЖ.

Закон

Основные нормы, перечисляющие права и обязанности ТСЖ является Жилищный кодекс.

К правам, согласно относятся:

  • заключать договоры на управление домом, содержание и ремонт общего имущества;
  • составлять сметы доходов и расходов;
  • устанавливать размер коммунальных платежей и членских взносов;
  • выполнять работы и услуги для жильцов;
  • распоряжаться общим имуществом;
  • заключать различные сделки, отвечающие целям создания ТСЖ, передавать по ним денежные средства;
  • требовать от собственников выполнения их обязанностей по уплате платежей и взносов, в том числе и в судебном порядке.

Обязанности ТСЖ перечислены в . Главной из них является обеспечение выполнения требований законов и иных федеральных нормативных актов, устава товарищества.

Среди других обязанностей названы:

  • управление домом;
  • выполнение обязательств по заключенным договорам;
  • поддерживать состояние общего имущества дома в надлежащем состоянии (техническом, санитаром и т. д.);
  • обеспечивать выполнение своих обязанностей собственниками квартир и нежилых помещений;
  • соблюдать права и интересы всех собственников при распоряжении общим имуществом;
  • вести реестр участников ТСЖ;
  • регистрировать все изменения в уставе в установленном порядке.

Деятельность ТСЖ

Главной целью создания ТСЖ закон называет управление многоквартирным домом.

Это достаточно широкое понятие, включающее в себя различные виды деятельности, начиная от ведения требуемых документов, до осуществления коммерческой деятельности.

Однако, можно выделить несколько главных направлений.

Основная

В качестве основной сферы деятельности ТСЖ называет управление общим имуществом в многоквартирном доме.

Если же рассмотреть это понятие детально, то можно выделить такие функции управления, как содержание и ремонт. А также предоставление жильцам различных коммунальных услуг.

Если составить список основных задач ТСЖ, то он будет выглядеть следующим образом:

  1. Обеспечение бесперебойной поставки воды и водоотведения, газа (если дом газифицирован), отопления (в холодный сезон).
  2. Поддержание всех коммуникаций в пригодном для использования состоянии.
  3. Планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию дома и прилегающей территории.
  4. Заключение договоров на техническое обслуживание и выполнение различных работ с подрядными организациями.
  5. Организация и проведение ремонта (текущего и капитального).
  6. Поддержание общих помещений дома в надлежащем состоянии (освещение, отопление, уборка, своевременный ремонт).
  7. Ведение технической документации.
  8. Рассмотрение обращений жильцов и устранение указанных в них недостатков.
  9. Расчет платежей и многое другое.

Хозяйственная

К разрешенной хозяйственной деятельности, предусмотренной статьей 137 и , можно отнести такие, как:

эксплуатация, обслуживание и ремонт общего недвижимого имущества;

  • строительство новых объектов, относимых к общему имуществу;
  • заключать различные сделки, в том числе и по отчуждению имущества;
  • получать и передавать поставщикам услуг и исполнителям работ денежные средства;
  • сдавать в аренду нежилые помещения.

Несмотря на то, что ТСЖ имеет некоммерческую цель, оно может получать от своей хозяйственной деятельности прибыль. Но вот использовать ее можно только для достижения основной цели - управления домом.

То есть передать полученные средства участникам товарищества закон не разрешает. А вот направить их на ремонт или благоустройство - вполне.

Приносящая доход деятельность облагается налогом.

Поэтому, если ТСЖ получает какие-либо денежные средства от использования общего имущества, это должно непременно отражаться в документах. Как, впрочем, и все остальные действия, относящиеся к денежным средствам или имуществу ТСЖ.

Управление домом

Управленческие функции ТСЖ заключается в решении большого числа организационных вопросов. Решаются они через органы управления. Главным из них является общее собрание.

Право действовать от имени ТСЖ имеет его . Он же подписывает все документы, включая финансовые.

Коллективным органом управления является правление. Контролирует расходование средств ревизионная комиссия.

Регламентирующие документы

Главным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ является Жилищный кодекс. Он устанавливает основные правила, следовать которым обязаны все и повсеместно.

Более конкретно хозяйственная и иная деятельность изложены в - главном документе юридического лица.

В нем прописаны:

  • цели ;
  • основные виды деятельности;
  • ограничения.

Проверка

ТСЖ осуществляет управление домом. Но это не значит, что их работа никем не проверяется и не контролируется. Более того, деятельность ТСЖ более прозрачна, чем у многих управляющих компаний.

В случае недовольства работой правления и председателя, а также допущенных ими нарушениях прав жильцов, у последних есть рычаги воздействия. Рассмотрим, как проверить деятельность ТСЖ.

Кто контролирует?

Контроль за работой товариществ собственника жилья осуществляется как со стороны самих владельцев квартир, так и со стороны государства:

  • правление и председатель ТСЖ подотчетны общему собранию;
  • любой из собственников, даже не являющийся членом товарищества, вправе обратиться с претензий или на действия или, напротив, бездействие, нарушившие его права.

Заявление составляться письменно и адресуется председателю. Он обязан в установленный срок его рассмотреть и так же письменно дать ответ о принятых мерах или же обосновать свой отказ от их применения.

Такое решение можно затем обжаловать в суд.

Если же ответа не было дано, или не были устранены нарушения, описанные в заявлении, то со своей жалобой жильцы могут обратиться к государству.

В зависимости от сути допущенных нарушений, органом, куда следует обратиться будут:

  • прокуратура;
  • Государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор.

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать её? Данный правовой инструмент является эффективным механизмом проверки деятельности такой некоммерческой организации. Разумеется, когда она назначается со стороны посторонних лиц, то необходимо разрешение управляющего органа организации. Однако в случаях, когда проверка подобного рода инициируется изнутри организации, действуют совершенно иные правила. Это является одним из способов, как проверить деятельность ТСЖ (товарищества собственников жилья).

Аудиторская проверка, как правило, назначается с целью изучения финансового состояния той или иной организации. Законодательством, да и на практике данный инструмент обозначен в качестве необходимого и эффективного механизма выявления финансового состояния того или иного предприятия. Наиболее распространено такое явление среди коммерческих организаций, но по желанию заинтересованных лиц она может быть проведена и в некоммерческого типа организациях.

Так в чём же заключается суть данной проверки? Она подразумевает под собой в первую очередь проверку документации, которая ведётся каждой организацией и отражает её хозяйственную деятельность. На практике она назначается контрагентами предприятия при согласии управляющего органа предприятия с целью выявления рентабельности проверяемой организации. Однако в случае с ТСЖ целью такой проверки является правильное и грамотное расходование средств, которые, по сути, являются деньгами участников организации.

Путём аудиторской проверки можно выявить следующие обстоятельства:

  • порядок начисления долгов и счетов по коммунальным услугам, а также правильность такого начисления;
  • узнать об эффективности тех или иных решений управляющих органов организации;
  • оценить финансовое состояние ТСЖ;
  • узнать о возможности признания действий управляющих органов неэффективными и оспорить их;
  • проверить правильность ведения бухгалтерской документации.

Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой организацией, оно всё же ведёт хозяйственную деятельность.

В данной деятельности ей приходится распоряжаться определёнными денежными средствами и взаимодействовать с иными субъектами, характер существования которых является коммерческим.

К тому же правильность ведения бухгалтерской документации является гарантом законности деятельности тех или иных ответственных лиц организации, так что элемент криминального характера также может быть выявлен при помощи аудиторской проверки.

Проверяет в основном уполномоченный специалист, но допускается проведение проверок со стороны обычных жильцов, т. е. они выступают аудиторами. Ведь стоимость услуг частного аудитора зачастую весьма высока.


Во всех случаях за работу в товариществе и ошибки, допускаемые в ходе работы, ответственность несёт председатель данной организации.

Однако в целях выявления ошибок в работе организации нижеследующий перечень лиц может назначить проведение проверки аудиторами:
  • председатель ТСЖ;
  • члены товарищества;
  • собственники квартир.

Таким образом, вне зависимости от того, является лицо членом товарищества, занимает ли оно в нём какую-либо должность, будучи собственником объекта недвижимости под управлением товарищества это лицо правомочно назначить аудиторскую проверку. Но в большинстве случаев такая ревизия назначается председателем организации.

По общему правилу, порядок назначения аудиторской проверки устанавливается . Однако отсутствие указаний в уставе не лишает указанных выше лиц права требовать назначения аудиторской проверки. Так, жилищным законодательством закреплено их право требовать от председателя ТСЖ, а также иного управляющего органа проведения проверки финансового состояния организации, а также состояния бухгалтерской документации.

Если законными доводами убедить председателя либо иную управляющую структуру ТСЖ в необходимости проведения проверки не удалось, то вопрос можно решить в судебном порядке. Однако данный порядок очень долгий и не всегда эффективный. Для этого существует процедура созыва внеочередного . Предоставив на нём убедительные доводы в необходимости проверки можно добиться своего.

Как правило, решение общего собрания ТСЖ является обязательным как для председателя, иного органа управления, так и для любого другого члена товарищества. Таким образом, председатель ТСЖ является основным инициатором аудиторской проверки.


Перед тем как провести ревизию, следует уведомить всех членов ТСЖ.

Любое заинтересованное лицо, в установленном законом порядке уполномоченное на затребование проведения аудиторской проверки ТСЖ, должен пройти следующие этапы, чтобы добиться назначения соответствующей проверки:
  1. Ознакомиться с положениями устава ТСЖ, чтобы уяснить порядок назначения аудиторской проверки.
  2. Если по каким-либо основаниям права обычных членов ТСЖ или собственников жилья в назначении аудита ограничены, необходимо назначить общее собрание, по решению которого и будет проведена проверка.
  3. На общем собрании можно поднять вопрос об изменении порядка назначения аудита, упростить его и добиться своего желания контроля над деятельностью организации.
  4. В случае назначения аудита необходимо ознакомиться с заключением профессионального аудитора. Каждый член ТСЖ вправе самостоятельно ознакомиться со всеми документами бухгалтерии, а также затребовать финансовую отчётность и обоснование производимых ТСЖ расходов.
  5. Ознакомившись с результатами проверки, при обнаружении каких-либо ошибок необходимо созвать ещё одно собрание членов ТСЖ для обсуждения выявленных недостатков и принятия по ним решения. Один член ТСЖ самостоятельно принять решение не может.

Порядок судебного решения вопроса также закреплён в законодательстве. Однако в подобных делах эффективность судебного разбирательства несколько снижается, так как возникает необходимость участия всех членов товарищества, что осуществить на практике удаётся не всегда.

Председатель ТСЖ является ответственным за нормальное функционирование организации, вследствие чего ему даны определённые полномочия. Так, председатель обладает полномочием заключать от имени ТСЖ сделки с третьими лицами, в том числе и с коммерческими организациями, а значит, и распоряжаться имуществом товарищества. К примеру, сколько тратить на те или иные нужды.

Вместе с тем председателю нет необходимости каждый раз спрашивать разрешения жильцов. Ведь для этого необходимо будет созвать общее собрание, что не представляется желательным в связи с необходимостью оперативно решать некоторые вопросы хозяйственной деятельности ТСЖ.

По этой причине члены ТСЖ и собственники квартир зачастую настаивают на отчётности по деятельности председателя и этому служит аудит ТСЖ. Кстати говоря, председатель обязан отчитываться на общем собрании членов ТСЖ каждый год.

Однако некоторым жильцам этого может показаться недостаточно. В таких случаях они требуют проверки деятельности председателя.

Такая затея отличается следующими особенностями:
  • председатель сам должен быть заинтересован в проведении проверки, если он добросовестно выполнял свои обязанности (разумеется, если он не ворует);
  • собрание членов ТСЖ может назначить периодичность отчётности председателя чаще, чем это указано в законе;
  • результаты проверки могут стать основанием для возбуждения уголовного дела в отношении как председателя, так и других должностных лиц товарищества.

Таким образом, значение аудиторской проверки в качестве инструмента контроля над деятельностью управляющих ТСЖ лиц колоссальное. Так что не стоит им пренебрегать.

Обычно, целью проведения проверки является:
  • выявление расхождения между отчётными сведениями и фактическими данными;
  • выявление ошибок в ведении бухгалтерской документации;
  • выявление фактов преднамеренного нарушения норм законодательства.

В любом случае участие правоохранительных органов в разрешении споров, возникших вследствие проведения проверки, к примеру, в случае выявления факта воровства, является обязательным. Инициировать привлечение сотрудников данных органов может как сам председатель, проверивший деятельность товарищества, так и любое другое заинтересованное лицо.

Тем самым ответственными за правильную работу института ТСЖ признаются не только уполномоченные лица или организации, но также каждый житель многоквартирного дома. Так что не стоит относиться к товариществу как к придаточной организации и нужно стараться участвовать в деятельности организации, так как она функционирует в интересах каждого лица.

Ведь товарищество, будучи некоммерческой организацией, занимается распределением денежных средств, принадлежащих обычным жильцам.

Правильность данного распределения служит целям обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов ТСЖ, а также собственников квартир в пределах влияния того или иного товарищества.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ является обязательным условием существования товарищества жильцов. После получения свидетельств на право собственности на квартиру наступает период решения бюрократических вопросов. Главным из них является формирование и официальное признание нового товарищества собственников. Как любое юридическое лицо, вновь созданный коллектив подлежит аудиту ТСЖ по установленным правилам.

Создание юридического лица начинается с определения способа управления новостройкой. Грамотный выбор управляющей компании необходим для контроля за внешним видом домовладения, своевременной замены и ремонта внутридомового оборудования, уборки прилегающей территории и многих других функций. Жильцы, выбирая управление, должны вовремя оплачивать предоставляемые услуги и соблюдать условия соглашения.

Большинство владельцев квартир не принимают участие в формировании юридической базы коллектива, не приходят на общие собрания и возлагают важную миссию на граждан с более активной позицией. Жилищное законодательство позволяет выбрать управляющую компанию удобным для собственников способом и затем пользоваться установленными правилами.

Первой организационной формой является выбор существующей управляющей компании, обслуживающей другие дома. Новоселы имеют право и возможность ознакомиться с деятельностью компании, прислушаться к отзывам уже пользующихся услугами граждан. Чаще всего жильцы приходят к выводу, что предоставляемые услуги не отвечают требованиям по качеству, материальное вознаграждение не оправданно завышено и может быть гораздо меньшей суммой.

Второй и наиболее востребованной организационной формой является товарищество собственников жилья. Граждане самостоятельно решают финансовые вопросы и проблемы, возникающие в период существования дома. Жильцы создают и входят в состав правления, участвуют в формировании тарифов на оплату услуг. Собственники напрямую заинтересованы в сохранении здания и коммуникаций, проведении капитальных ремонтов и экономии собираемых средств.

Грамотная организация позволяет осуществлять наиболее эффективную схему управления, экономить средства граждан и содержать жилище в надлежащем виде. В новостройках большинство жителей являются активными людьми, среднего и молодого возраста.

Такой контингент вполне может разобраться в тонкостях ЖКУ, создать и контролировать выбранное из числа владельцев правление. Перед созданием ТСЖ необходимо ознакомиться с особенностями данной схемы управления.

ТСЖ является многофункциональной организацией, которой законом разрешено участвовать в нескольких видах юридической деятельности. Организация по сути является некоммерческой структурой. Поэтому существует запрет на использование собранных средств на проведение коммерческой деятельности. Оплата услуг обеспечивающих организаций должна идти непосредственно согласно заключенным договорам.

Имея значительные средства на расчетных счетах, у правления ТСЖ может возникнуть желание направить деньги на финансовую деятельность, даже в открытых целях, без преступных намерений. Это невозможно, ведь основой деятельности является содержание дома, не более того. Являясь юридическим лицом, товарищество оплачивает налоги, предоставляет рабочие места на постоянной и временной основе, должно подвергаться проверке финансово хозяйственной деятельности ТСЖ.

Нарушения, выявленные при аудите надзорными органами, приведут к административному наказанию самого юридического лица и конкретно виновных лиц. Перед созданием собственного управления необходимо взвесить все существующие правила и установки по ведению отчетности и грамотной деятельности.

Финансовая составляющая деятельности ТСЖ

Сбор и контроль за средствами жильцов составляет основу финансовой составляющей ТСЖ. Правление должно оплачивать предоставляемые услуги, ежемесячно переводя со своих счетов средства по договору, собранные жильцами. Законным является возможность сдавать в аренду подсобные помещения третьим лицам с разрешения собрания членов. Вырученные средства идут на расчетный счет организации и используется на возникающие нужды и потребности.

Хозяйственная форма работы

Основным направлением работы созданного товарищества является осуществление хозяйственных работ. Обслуживание дома, прилегающей территории и поддержание порядка являются главной задачей управления. Ежедневно требуется уборка, мелкий ремонт и замена вышедшего из строя оборудования, вывоз мусора и реагирование на заявки жителей. Жильцы обращаются к управляющему по поводу замены сантехники, отопления, установки счетчиков и других рабочих моментов, которые должны решаться оперативно.

Каждое хозяйственное направление имеет утвержденный код в государственном классификаторе. Затраты на конкретные работы указываются в бухгалтерской отчетности по кодам, и проверяются при аудите ТСЖ контролирующими органами.

Наиболее часто встречающиеся коды выполненных работ:

  • 70.32.1 означает управление эксплуатацией жилой части дома. Сюда относятся все работы и услуги, направленные на поддержание домовладения в необходимом состоянии;
  • 70.32.2 управление нежилыми помещениями, в том числе арендные отношения или необходимый ремонт, например, в подвальных помещениях. Содержание нежилых помещений включает в себя чердаки, повалы, подсобные площади, находящиеся на балансе товарищества;
  • 45.25 строительные работы, которые производятся на территории и внутри здания. На протяжении существования ТСЖ не однажды придется достраивать и перестраивать общественные помещения;
  • 74.70.1 уборка территории, в том числе ежедневные работы по внутреннему поддержанию чистоты;
  • 90.00.03 уборка прилегающей территории, мусорной площадки, детского городка, стоянки автомобилей. Уборка снега, подметание, кошение травы и чистка урн.

Могут использоваться другие, дополнительные коды, если возникнет необходимость по ходу осуществления деятельности ТСЖ.

Деятельность организации жителей обязательно контролируется несколькими государственными органами. После создания и постановки на учет юридического лица обязательными становятся проверки налоговой инспекцией. Налоговые сотрудники проверяют финансовую отчетность, в том числе обязательные отчисления за нанятых работников.

Важную роль выполняет жилищная инспекция, проверяющая хозяйственную деятельность товарищества. Контролю подвергаются все выполняемые работы и покупаемые услуги. Работы должны выполняться по существующим нормативам и регламенту. Эта надзорная организация имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Недобросовестность и халатность в осуществлении хозяйственной деятельности приведет к административному штрафу юридического лица и непосредственно ответственного руководителя работ.

Прокуратура инспектирует товарищество, реагируя на жалобы граждан. Проверка инициируется по поступившему заявлению, если его примут в работу. Заявление должно содержать доказательства правонарушений в ТСЖ, требующих вмешательства надзорного органа.

Аудит деятельности ТСЖ

Проверка деятельности может быть проведена самими жильцами (выбранными представителями) или жилищной комиссией. Проверка соответствия финансовых затрат и подтверждающих документов проводится планово или при возникновении подозрений на злоупотребления правления.

Если у члена товарищества возникло желание проверить, имеет ли ТСЖ право заниматься данным видом деятельности и какие подтверждения есть в отчетных документах. Можно воспользоваться интернет ресурсом, содержащим сведения по государственному классификатору ОКВЭД. Данные по допустимым видам деятельности покажут, на что тратятся средства жильцов. Для аудита ТСЖ по интернету необходимо зайти на сайт классификатора, ввести требуемые данные и узнать какие виды деятельности допустимы в конкретном случае.

Основания для уголовного преследования

Ситуации, при которых открывается уголовное дело, связаны чаще всего с нарушением прав членов товарищества. Это могут быть финансовые, налоговые или жилищные нарушения против интересов одного или группы жильцов. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ может выявить налоговые нарушения в значительных размерах, что также подпадает под уголовное преследование.

Воровство общественных денег может осуществляться систематически или единовременно. Недобросовестные члены правления во главе с председателем всячески препятствуют проведению проверок. Собственники квартир могут выбрать независимую аудиторскую компанию, имеющую положительную репутацию. Осуществить проверку необходимо с соблюдением установленных правил, чтобы действия невозможно было опротестовать.

Если факт использования средств не по назначению будет подтвержден, то члены товарищества имеют право обратиться в прокуратуру с заявлением. Допустимо проведение процедуры медиации, результатом которой станет возврат средств, заплаченных за услуги ЖКХ.

Создание ТСЖ является сложным мероприятием, требующим правовых знаний и практического опыта.

Для открытия, реорганизации или закрытия товарищества необходимо воспользоваться услугами профильных юристов. Это позволит значительно сократить время прохождения бюрократических установок и получения юридического статуса.

Это важный служебный пост, который требует правовых знаний и умения работать с коллективом. С управляющим заключается гражданско-правовой договор, он является наемным работником. Трудовой обязанностью управляющего является административные функции, организация необходимых работ и руководство обслуживающим персоналом.

Заключается трудовой договор, в котором перечисляются обязанности работника. От административных качеств управляющего во многом зависит благополучие собственников жилья и качество проживания в доме. Составить грамотный договор необходимо, прописав права и обязанности сторон, указав оплату труда и условия расторжения договора. Договор может быть срочным и заключаться на определенный период, и бессрочным соглашением сторон.

Обязательная документальная база

Плановая и внеплановая проверка имеющейся отчетности проводится по установленным правилам. Являясь юридическим лицом, ТСЖ должно вести нормативные документы и подавать обязательную отчетность.

Комплект документов включает в себя:

  • устав товарищества;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • выписка из налогового учета;
  • свидетельство на земельную недвижимость;
  • учет в социальном, пенсионном и статистическом органе;
  • результаты собрания членов товарищества.

Информация учитывается в особом журнале, обязательно наличие печати организации, разработанных бланков для выдачи справок.

Документы для локального пользования товарищества:

  • список членов и договор с каждым из них;
  • штатное расписание наемных работников;
  • лицевые счета собственников квартир;
  • бухгалтерская отчетность.

Каждый член товарищества имеет право провести аудит ТСЖ, затребовать для ознакомления устав, свидетельство о государственной регистрации и информацию о финансовых делах многоквартирного дома. Управляющий обязан проводить объяснительные беседы с каждым членом товарищества, предоставлять отчетность и отчитываться в доходах и расходах. С такими же вопросами владелец жилплощади может обратиться к председателю.

Если устное обращение не приводит к желательному результату, то необходимо подать письменный запрос и зафиксировать заявление в книге входящей корреспонденции.

Кроме необходимых проверок финансово хозяйственной деятельности, члены товарищества могут обратиться к управляющему или председателю за необходимыми справками. Основными запросами являются справка о составе семьи или о прописанных на площади жильцах. Справки выдаются всем жильцам, необязательно членам товарищества. Если необходимо внести изменения в паспортные данные, также можно обратиться в правление ТСЖ.

Потребуется несколько дней, чтобы решить вопрос с регистрацией, внесением изменений в паспорт. Обычно процедура занимает три дня, выполняется управляющим или ответственным сотрудником правления. Кроме справок, правление выдает квитанции на оплату жилплощади, членских взносов, парковочных мест, охраны территории. Квитанции выдаются в виде, утвержденном на собрании членов, бланки должны быть зафиксированы в документах товарищества.

Документооборот товарищества строго установлен в нормативных документах и законодательстве. При возникновении сомнений в правильной деятельности правления ТСЖ, гражданин может инициировать проверку всеми допустимыми способами. При наличии доказательной базы возможно обращение в судебные инстанции для защиты своих интересов.

Проверки управляющих компаний и ТСЖ