Что такое налоги и сборы. Понятие налога и сбора

Налоговое право является очень важным регулятором общественных отношений в жизни всякого государства. Это обусловлено значимостью налогов для жизни всякого государства.

Налоги обеспечивают жизнедеятельность государства. Налоги появились очень давно - их история насчитывает тысячелетия. Теоретически налоги появляются с возникновением государства. Самые первые налоги - подушные налоги. В настоящее время система налогов стала очень разветвлённой. Поэтому весьма актуален вопрос - как регулировать налоговые отношения?

В РФ в современных условиях понятие налога является нормативным, оно совершенно ясно определено в статье 8 НК РФ. Лектор его считает весьма удачным. К этому определению российский законодатель шёл долго. Дискуссии начинались с XIX века о том, что же такое налог.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц и предоставляющий собой отчуждение принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущества в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:

1) Обязательный платёж. В данном случае имеется в виду, что налог - это платёж, который уплачивается на основе Конституции РФ (статья 57 - «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). В этом смысле налог - это платёж, взимаемый в силу конституционного установления и он обязателен именно по этой причине. Мы сами не решаем, уплачивать его или нет. В том случае, когда государство устанавливает необходимость его уплаты, то мы обязаны платить.

2) Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. Налогоплательщик уплатил налог - и никто ему обратно не предоставляет никаких материальных благ. Ему даже спасибо не скажут! Однако, несмотря на этот признак налога, ни в коем случае нельзя думать, что налог - это такой платёж, который после уплаты уходит куда-то неизвестно куда. В широком смысле слова налог - это платёж социального чего-то там. Индивидуальный субъект не получает ничего, а вот коллективный… За счёт налогов обеспечивается коммунальная работа, асфальтирование работ.

3) Уплачивается организациями и физическими лицами (иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан). Организации - это комплексное понятие, прежде всего включающее в себя юридических лиц и не только. Понятие организации шире, чем юридические лица. Организация включает в себя и юридические лиц, и иностранные организации, имеющие филиалы и представительства в РФ.


4) Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств. То есть отчуждение от одних субъектов к другому субъекту. И имущество это может принадлежать на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.

5) Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований. Налог уплачивается для того, чтобы РФ в целом, каждый её субъект и муниципальное образование могло выполнить те задачи, которые на него возложены, иначе говоря - могли реализовать свою компетенцию.

Вывод: налог - это платёж, который уплачивается всего в денежной форме. Статья 8 НК РФ говорит о том, что налог всегда уплачивается в денежной форме. Сегодня нельзя уплачивать в натуральной форме (типа сахаром и т.д.).

К понятию налога очень близко понятие сбора. НК РФ касается в равной мере и налогов, и сборов.

В статье 8 НК РФ определяется понятие сбора:

Сбор - это взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий.

Признаки сбора и чем он отличается от налога:

1. Сбор - это обязательный взнос. Не платёж (как налог), а взнос. В данном случае имеется в виду, что сбор - это взнос обязательный, так как он уплачивается в силу конституционного установления, зафиксированного в статье 57 Конституции РФ. Сбор уплачивается обязательно. Сбор - это взнос, а не платёж. Практически сбор всегда является неким разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периоидческие платежи. Поэтому сбор и называют взносом, дабы подчеркнуть разовый характер.

2. Сбор - это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами. Здесь как и налог.

3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Суть заключается в том, что сбор уплачивается как условие совершения в отношении плательщика сбора со стороны государственных органов юридически значимых каких-то действий. Поэтому создаётся впечатление, что сбор - платёж возмездный, так как мы уплачиваемый сбор, а в ответ нам какие-то юридически значимые действия. Но на самом деле теория налогового права сошлась на то, что сбор, также как и налог, не имеет возмездной природы.

Сбор уплачивается, но действия, совершаемые в отношении плательщика сбора по своей стоимости и, соответственно, по своей цене неадекватны, как правило, сумме (стоимости) сбора. Поэтому налогово-правовая теория не придерживается мнения о том, что сбор является возмездным, компенсационным платежом, потому что цена сбора не равно цене услуг государства, которые государство оказывает, получив этот сбор от плательщика. Чаще всего цена сбора ниже цены юридически значимых действий, оказываемых государством. Но есть и тогда, когда выше. Сегодня в РФ существуют всего два вида сбора: это государственная пошлина (и при получении паспорта, и при обращении в суд, и при получении водительских удостоверений и так далее). И второй сбор - это «сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами».

Это всё, что касается понимания налога и сбора согласно современному российскому законодательству. Это понимание базируется на Налоговом Кодексе РФ.

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

Отличие налога от сбора: законодательная база

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор». Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки. В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Налог и сбор: сходства и различия

Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность ;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.

Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.

Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие. Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти. К примеру, за регистрацию права собственности , за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.

С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

Отличие налога от сбора закреплено на уровне налогового законодательства. Хотя оба этих фискальных платежа являются источниками пополнения бюджета, механизм их начисления и основания для уплаты делают разницу между этими двумя категориями.

Где закрепляются виды налогов и сборов, существующие в РФ?

Все нормы, которые составляют костяк налогового законодательства России, собраны в одном правовом акте — Налоговом кодексе РФ. Но некоторые вопросы налогообложения, в связи с особенностями государственного устройства страны, могут решаться на региональном и местном уровнях.

Поэтому в НК РФ предусмотрена возможность для региональных и местных властей самостоятельно устанавливать особенности взимания налогов и сборов на своей территории. Делается это при помощи законов, принимаемых субъектами федерации, и нормативных актов муниципальных образований.

На практике это выглядит следующим образом: в НК РФ закрепляется вид налога или сбора, порядок его исчисления и уплаты, другие основные моменты, а местные или региональные власти уже конкретизируют все эти нормы.

Итак, в РФ действует три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Каждый конкретный вводимый в действие налог или сбор сразу же закрепляется в НК РФ за одной из названных категорий. Это определяет, кто именно в дальнейшем будет детализировать ставки.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве?

Проанализировав нормы налогового законодательства, можно выделить следующиеотличия налогов от сборов.

Как только физическое или юридическое лицо подпадает под действие норм НК РФ, становясь налогоплательщиком, оно обязано регулярно уплачивать налог. Периоды для исчисления налога могут быть длиннее или короче, но уплата налогов носит систематический характер. Если произошла регистрация юрлица, то после выбора системы налогообложения оно постоянно должно перечислять деньги в бюджет. И заканчивается это только с ликвидацией компании.

Сбор уплачивается единожды.

Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в силу действия закона.

Платить или не платить сбор - лицо может решить самостоятельно.

У налогов просматривается безвозмездный характер.

Сбор имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие.

Сумма налогового платежа рассчитывается в зависимости от размера налоговой базы и ставки, тут также могут применяться льготы.

Размер сбора фиксированный.

Законодатель, устанавливая размеры налогов, принимает во внимание финансовые способности налогоплательщика.

Размер сбора одинаков для всех.

Отличия между налогом и сбором существенны. Объединяет их главное: при помощи этих двух инструментов государство пополняет бюджет. Поэтому за неуплату как налога, так и сбора предусмотрена ответственность.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, (

В законодательстве Российской Федерации имеются такие понятия, как налог, сбор и пошлина.

Что собой представляют данные платежи, в чём заключаются их особенности, каковы их функции и чем они отличаются друг от друга?

Понятие и сущность

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который должны уплачивать в денежной форме организации и физические лица для обеспечения нормального функционирования государства. Его основные функции:

  • Фискальная. Она заключается в формировании бюджета государства и государственных образований. Налоги являются финансовой основой деятельности практически любой страны, обеспечивая работу всех государственных организаций: от органов управления и армии до музеев и школ.
  • Регулирующая. Данные взносы дают возможность государству влиять на уровень производства и потребления самых разных видов товаров и услуг. Как это работает? Например, в стране в силу разных причин пришло в упадок сельское хозяйство, и продуктов его производства стало не хватать для удовлетворения нужд населения. Для исправления положения правительство наряду с другими мероприятиями принимает закон о льготном налогообложении для предпринимателей данной сферы. В результате доходность этого вида деятельности повышается, появляется больше производителей, и, как следствие, увеличиваются объёмы конечного продукта.
  • Контрольная. Её сущность – в осуществлении проверки финансовой деятельности граждан и предприятий на предмет её законности, прозрачности, количественных и качественных показателей. Это необходимо для оценки эффективности налоговой и бюджетной политики государства.
  • Социальная выражается в перераспределении денежных потоков из сферы производства в социальную сферу. За счёт поступающих средств финансируются различные программы по поддержке наименее защищённых слоёв населения.

Главные признаки налогообложения – обязательность и определённость. Все граждане должны уплачивать установленные законом налоги, причём о порядке, размере и сроке этих выплат они должны быть оповещены заблаговременно. Кроме того, одним из признаков можно назвать денежный характер платежей.

Современное законодательство предусматривает уплату налогов только в денежной форме, а отчуждение в пользу государства товаров и услуг в качестве погашения задолженности не допускается.

Сбор же – это обязательный взнос, уплачиваемый юридическими и физическими лицами в качестве условия для совершения государством в отношении их каких-либо юридических действий , например, предоставление особых прав и выдача лицензий.

Его основная функция – это компенсация затрат, понесённых государственными органами и учреждениями, которые возникли в результате совершения каких-либо действий для юридического или физического лица.

Подробнее о сущности налогов и сборов вы можете узнать из следующего видео:

Их сходства и различия

Внимательно изучив налоговое законодательство, можно обозначить разницу между налогами и сборами:

  • Регулярность. После того, как какой-либо гражданин или организация попадают под действие норм налогового законодательства, они обязаны регулярно уплачивать налоговые платежи. Сбор же оплачивается только один раз по факту выполнения определённого действия государством в пользу плательщика.
  • Обязательность. Налоги взимаются с физических и юридических лиц на основании закона, в котором также прописана ответственность за неуплату либо уклонение от выплаты. Сбор же уплачивается по собственному решению за предоставление определенных прав и разрешений. Если гражданину не нужны эти права, то, соответственно, никто не сможет принудить его к оплате платежа.
  • Возмездность. Один из признаков налогов – их безвозмездный характер. Это значит, что их уплата не предусматривает каких-то определённых обязательств со стороны государства. Сбор же, наоборот, уплачивается с конкретной целью, ведь взамен плательщик получает со стороны государства какие-либо права.
  • Сумма выплаты . Размер налоговых платежей рассчитывается на основе множества параметров, таких как ставка, применяемый вид налогообложения, наличие льгот, и индивидуален для каждого. Для сборов устанавливается фиксированный размер выплаты.

Таким образом, налоги представляют собой обязательные платежи, из которых впоследствии формируется бюджет государства, тогда как сборы платятся как возмещение средств за услугу, оказанную по личному желанию плательщика.

Отличие от пошлины

Пошлина – один из видов сбора, являющийся разовым платежом физического либо юридического лица за услугу, которую оказывает какой-либо государственный орган. Например, это может быть плата за регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

В отличие от сбора, который может взиматься как государственной, так и частной организацией, пошлины практически всегда уплачиваются именно в гос. органы.

Если сбор взимается государственным учреждением, то, как правило, это плата за особые права и привилегии (например, лицензия на осуществление определённого вида деятельности). Пошлина, в свою очередь, платится за совершение юридически значимых действий (например, регистрация собственности в госреестре).

Пошлина также имеет фиксированный размер выплаты, однако если сумму сбора может устанавливать сама организация, предоставляющая права и привилегии, размер пошлин в подавляющем большинстве случаев закреплён законодательно . Данный пункт также касается и льгот для некоторых категорий граждан – льготы по уплате сборов могут определять сами организации, оказывающие услуги, тогда как льготы по уплате пошлин зафиксированы законодательно.