Мгсн 4.06 96 общеобразовательные учреждения.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ

МГСН 4.06-03

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ Институтом общественных зданий Госстроя России (доктор арх. Степанов В.И. - научный руководитель, канд. арх. Степанов А.В., канд. арх. Наумкин Г.И., арх. Безсонова Г.А., арх. Кирюшина Л.А., арх. Шурыгин Д.М., арх. Будекина С.А., арх. Злобина Ю.В,), при участии МНИИТЭП (арх. Каптерев К.В.), Департаментом образования г. Москвы (пед. Коровина С.Н.), Институтом общего среднего образования Российской Академии Образования (доктор пед. наук Назарова Т.С.), НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК санэпиднадзора Российской Федерации (канд. мед. Воронова Б.З., канд. мед. Белявская В.И.), Центром Госсанэпиднадзора города Москвы (сан. врач Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И.).

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры.

4. СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования города Москвы, Центром Госсанэпиднадзора города Москвы, Управлением государственной противопожарной службы города Москвы МЧС России, Москомархитектурой, Мосгосэкспертизой, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 01.06.04 г. № 352-ПП.

6. Зарегистрированы Госстроем России письмом от 16.04.04. № 9-29/470. (ТСН 31-306-2004 г. Москвы).

1. Область применения. 3

3. Основные положения. 4

4. Требования к организации сети, виды и типы общеобразовательных учреждений. 5

5. Требования к размещению и функциональному составу участка территории.6

6. Требования к функциональным группам, составу и площадям помещений.8

7. Требования к объемно-планировочным решениям.. 9

8. Противопожарные требования к зданиям общеобразовательных учреждений. 11

9. Требования к внутренней среде зданий.13

Эргономические параметры размещения мебели и оборудования.13

Естественное и искусственное освещение. 14

Инсоляция, солнцезащита и ориентация помещений по сторонам света. 14

Водоснабжение и канализация. 15

Отопление и вентиляция. 15

Электротехнические и слаботочные устройства. 16

Внутренняя отделка помещений. 18

Энергосбережение. 18

Приложение А Сокращения, термины и определения. 18

Приложение Б Типы и назначение общеобразовательных учреждений. 20

Приложение В Организация сети общеобразовательных учреждений. 21

Приложение Г Примерная номенклатура видов и типов зданий общеобразовательных учреждений. 21

Приложение Д Площади функционального состава участков территорий общеобразовательных учреждений. 22

Приложение Е Функциональные группы и примерный состав помещений. 23

Приложение Ж Состав и расчетные площади помещений общеобразовательных учреждений. 26

Таблица ж1 Состав и расчетные показатели площадей помещений начальной школы.. 26

Таблица ж2 Состав и расчетные показатели площадей помещений основной школы.. 26

Таблица ж3 Состав и расчетные показатели площадей помещений старшей школы.. 27

Таблица ж4 Состав и расчетные показатели площадей специализированных помещений основной и старшей школы.. 27

Таблица ж5 Состав и расчетные показатели площадей помещений изучения технологий и трудового обучения. 28

Таблица ж6 Состав и расчетные показатели площадей помещений центра информации - библиотеки. 28

Таблица ж7 Состав и расчетные показатели площадей вестибюля-гардероба, административно-хозяйственных помещений, медицинских комнат. 29

Таблица ж8 Состав и расчетные показатели площадей помещений рекреационного центра (центр досуга)30

Таблица ж9 Состав и расчетные показатели площадей помещений группы зрительного зала. 30

Таблица ж10 Состав и расчетные показатели площадей учебно-спортивных залов и бассейна.31

Таблица ж11 Состав и расчетные показатели площадей вспомогательных помещений при спортивных залах и бассейне. 32

Таблица ж12 Состав и расчетные показатели площадей помещений художественного (эстетического) воспитания. 32

Таблица ж13 Состав и расчетные показатели площадей помещений блока технического творчества. 33

Таблица ж14 Состав и рассчетные показатели площадей помещений для биолого-опытнической деятельности. 34

Таблица ж15 Состав и расчетные показатели площадей помещений столовой. 34

Приложение И Расчетные показатели площадей санитарных узлов и количество санитарных приборов. 35

Приложение К Уровни освещенности при искусственном освещении помещений. 36

Приложение Л Ориентация окон учебных помещений по сторонам света. 36

Приложение М Расчетная температура воздуха и кратность воздухообмена в помещении. 37

Приложение Н Организация пространства, размещение мебели и оборудования класса-кабинета для фронтальных и групповых форм ведения урока.38

Приложение П Примерный состав и площади основных групп помещений старшей профильной школы.. 38

Приложение Р Состав и площади помещений школ, проектируемых по городскому заказу до 2010 года. 41

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы устанавливают на территории Москвы требования к размещению и организации сети зданий по делению участка территории, к функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде общеобразовательных учреждений.

1.2. Настоящие нормы распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых существующих зданий и комплексов общеобразовательных учреждений любых организационно правовых форм и форм собственности.

1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.

Пункты настоящих норм, отмеченные знаком *, являются обязательными.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ И ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. В настоящих нормах использованы ссылки на следующие документы:

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий для маломобильных групп населения»;

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;

СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий»;

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;

СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»;

СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству и качеству воды. Контроль качества»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;

СанПиН 2.2.2.542-96 «Нормы по электрическим и магнитным полям на компьютерную технику»;

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных общеобразовательных учреждениях»;

НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации»;

МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы» (ТСН-3-304-2000);

МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и водоэлектроснабжению» (ТСН-23-304-99);

МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей инвалидов» (ТСН-31-305-96);

СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений».

2.2. В настоящих нормах применены сокращения, термины и определения в соответствии с приложением А.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, старшая профильная школа, гимназии, лицеи и т.д. Номенклатура видов общеобразовательных учреждений приведена в приложении Б.

*3.2. Общеобразовательные учреждения обеспечивают осуществление общеобразовательного процесса в соответствии с программами 3-х ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование (1 - 4 классы);

II ступень - основное общее образование (5 - 9 классы);

III ступень - среднее (полное) общее образование (10 - 11 или 8, 9 - 11 классы)

3.3. Вместимость общеобразовательных учреждений (общее количество учащихся) определяется заданием на проектирование, исходя из их организационно-педагогической структуры, наполняемости классов, градостроительных и демографических условий.

*3.4. Наполняемость классов и групп продленного дня для общеобразовательных учреждений устанавливается не более 25 учащихся.

В старших классах общеобразовательных школ, старшей профильной школе, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся. При реконструкции и капитальном ремонте существующих школьных зданий, допускается наполняемость классов определять исходя из площади учебных помещений и удельной площади на одного учащегося не менее 2,5 м 2 .

*3.5. При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 11 классах и трудовому обучению в 5 - 11 классах, физической культуре в 10 - 11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике, химии и биологии (во время практических занятий) классная группа делится на 2 подгруппы. В школах с профильным обучением, лицеях и гимназиях для проведения практических работ класс может делиться на несколько подгрупп, исходя из дифференцированных или интегрированных программ обучения, а так же для организации групповых работ и самостоятельных занятий учащихся по интересам. Число мест в помещениях студий и кружков принимается от 8 до 12. В соответствии с этим положением устанавливаются площади помещения согласно приложений 7 - 11 и 18 - 20 настоящих норм.

3.6. Структура и вместимость зданий общеобразовательных учреждений принимаются с учетом приложений В и Г.

*3.7. Вместимость отдельного общеобразовательного учреждения не должна превышать 1000 учащихся. При большем числе учащихся, учреждение проектируется в виде комплекса зданий с единым общешкольным центром и несколькими автономными учебными корпусами вместимостью не более двух параллелей учащихся каждый.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ, ВИДЫ И ТИПЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

4.1. Сеть общеобразовательных учреждений следует рассматривать как основное звено общей системы учебно-воспитательных учреждений, включающей, помимо общеобразовательных, внешкольные учреждения и учреждения для трудового обучения.

Виды и типы общеобразовательных учреждений различаются организационно-педагогическими структурами (соотношением возрастных параллелей учащихся), содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.

4.2. Принципы организации сети зданий общеобразовательных учреждений приведены в приложении В.

4.3. Номенклатуру видов и типов зданий общеобразовательных учреждений приведены в приложении Г.

Школы различных ступеней обучения могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.

4.4. Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных заведений могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.

4.5. При расчете комплексной сети зданий следует предусматривать число мест в общеобразовательных учреждениях для 100 % учащихся младшего и среднего школьного возраста и до 75 % учащихся старшего школьного возраста при обучении в одну смену.

4.6. При расчете комплексной сети зданий и числа мест в общеобразовательных учреждениях необходимо иметь ввиду, что:

1). Учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных заводах и т.д. из расчета охвата ими до 8 % от общего числа учащихся.

2). Занятия по интересам в соответствии с индивидуальными склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях (ВУ), из расчета охвата ими до 10 % от общего числа школьников.

3). Отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства - школа, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.

4.7. По месту жительства рекомендуется планировать клубы для детей микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или во внешкольных учреждениях из расчета: по спорту и туризму 35 %, художественному воспитанию 35 %, кружкам юных натуралистов и техников 12 %, прочими видами клубной работы 18 %.

*4.8. Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по местным демографическим условиям и перспективам развития жилого района.

При этом следует руководствоваться ориентировочной демографической структурой населения исходя из особенностей структуры города (МГСН 1.01 табл. 5.3. для населения возрастных групп 6, 7 - 15, 16, 17 лет).

*4.9. Для модернизации сложившейся сети школьных зданий следует руководствоваться МГСН 1.01 (п. 5.15.), применяя в системе застройки здания сетевых средних школ II и III ступеней обучения.

4.10. Для районов города с неразвитой инфраструктурой общественных зданий, не соответствующей укрупненным расчетным показателям обеспеченности жителей учреждениями обслуживания (согласно МГСН 1.01 - таб. 5.1. и 5.2.) рекомендуется проектировать средние школы с выделенным блоком общешкольного центра для обслуживания учащихся, а так же населения по внеучебное время.

4.11. Сумма ученических мест в сети общеобразовательных учреждений в условиях новой и сложившейся застройки, определяются в соответствии п. 4.5. настоящих норм.

*4.12. Радиусы обслуживания от дома до общеобразовательного учреждения предусматриваются не более 0,5 км, пешеходной доступности или определяются максимальным временем транспортной доступности: начальных классов - 10 - 15 мин, средних классов - 30 мин, старших классов - 45 мин.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ СОСТАВУ УЧАСТКА ТЕРРИТОРИИ.

*5.1. Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на обособленных участках территории с учетом перспективного развития жилого района и санитарно-защитных зон существующих и проектируемых объектов. Площади земельных участков следует принимать в соответствии с МГСН 1.01.

Расстояние от зданий школы до красной линии и от границы участка территории школы до стен жилых домов следует принимать по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076 в соответствии с требованиями санитарных норм и правил по обеспечению нормативных уровней физических факторов, инсоляции, освещенности.

На всех этапах проектирования зданий общеобразовательных учреждений необходимо проведение расчетов ожидаемых уровней шума от автотранспорта и других источников шума. В случае необходимости должны быть разработаны мероприятия по защите от повышенных уровней шума с обязательными расчетами по эффективности.

*5.2. На участках территории общеобразовательных учреждений следует предусматривать деление на следующие функциональные части: физкультурно-спортивную, учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.

5.3. Площади частей участков территории общеобразовательных учреждений рекомендуется принимать по расчетным показателям на 1 класс, приведенным в приложении Д настоящих норм.

В случаях размещения здания в условиях затесненной застройки состав частей участка уточняется заданием на проектирование по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

5.4. В физкультурно-спортивной части участка рекомендуется предусматривать: легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 250 м, баскетбольную, волейбольную и теннисную площадки, гимнастические площадки для младших и старших классов, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков.

Допускается принимать легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 200 м - для основных школ и с круговой беговой дорожкой длиной 333 м - для общеобразовательных учреждений, осуществляющих сетевую функцию с числом параллелей старших классов не менее 3-х.

Допускается уменьшать физкультурно-спортивную часть участка на площадь легкоатлетического спортядра, с сохранением остальных элементов спортзоны, при условии использования спортядра микрорайона или района, размещенного в пределах 1,0 - 1,2 км или пешеходной доступности для проведения спортивных занятий школьников. В старших профильных школах допускается увеличивать удельное количество спортзалов из расчета обслуживания учащихся окружающих школ.

*5.5. Физкультурно-спортивную часть участка не допускается размещать со стороны окон классных помещений. Располагать ее следует за полосой зеленых насаждений (включающих деревья и кустарники). Площадки для игр с мячом и метание спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятия другими видами физкультурно-спортивных занятий - на расстоянии не менее 15 м. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а так же проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

5.6. Учебно-опытная часть участка должна составлять не более 25 % общей площади участка. В нее рекомендуется включать: отдел начальных классов, отдел полевых и овощных культур, отдел плодового сада и питомника, отдел цветочно-декоративных растений, отдел коллекционно-селекционной работы, теплицу с зооуголком, парники, географическую площадку, площадку для занятия биологией на воздухе (с навесом).

В условиях дефицита территории допускается сокращать учебно-опытную часть участка до величины, минимально необходимой для обеспечения учебного процесса, при условии обязательного устройства специального павильона для коллекционно-селекционной работы.

Для школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.д.)

1). Площадки для подвижных игр учащихся начальной школы (2 - 4 классы) -принимаются из расчета 100 м 2 на каждый класс, а для детей 6-его возраста (1 классы) не менее 180 м 2 (7,2 м на одного ученика) с теневыми навесами и малыми игровыми формами; для основной школы (5 - 9 классы) -25 м 2 на каждый класс;

2). Площадки для тихого отдыха основной школы принимаются для 75 % учащихся из расчета 25 м 2 на каждый класс.

Для учащихся старших классов зоной отдыха служат площадки спортзоны.

5.8. При уменьшении общей площади участка без изменения должны сохраняться размеры легкоатлетического ядра, спортивных площадок и площадок для подвижных игр.

5.9. Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны производственных помещений столовой и вблизи учебно-опытной зоны. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Допускается также размещать хозяйственные кладовые в цокольном этаже или подвале здания школы с отдельным выходом наружу. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование.

*5.10. Площадь озеленения должна составлять не менее 50 % общей площади участка общеобразовательного учреждения.

В площадь озеленения должны включаться также площади зеленых насаждений учебно-опытной зоны, физкультурно-спортивной и зоны отдыха, газонов, защитных полос и изгородей из кустарников.

Не допускается применять для озеленения ядовитые и колющие растения.

*5.11. На участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям, а также возможность объезда вокруг зданий. Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию. На периферии участка или вблизи от него следует предусматривать стоянку автомашин для педагогов и сотрудников с соблюдением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031 к количеству машино-мест и расстоянию до границ участка общеобразовательных учреждений.

*5.12. Участки территории общеобразовательных учреждений должны иметь ограждение по всему периметру, высотой не менее 1,5 м в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 и иметь предохранительные, устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входа в здание. Вдоль ограждения на участке следует предусматривать полосу зеленых насаждений с посадкой деревьев и кустарников.

*5.13. Участок должен быть обустроен малыми архитектурными формами, освещен; иметь твердые (мощеные) покрытия проездов, дорожек, площадок.

Освещенность участка следует принимать по СНиП 23-05 табл. 13.

5.14. При размещении зданий на затесненных (менее нормативной величины) участках допускается проектировать эксплуатируемые кровли, «поднимать» отдельные части здания до уровня второго этажа, для устройства крытых площадок отдыха и т.п.

С эксплуатируемой кровли следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов, покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.

Площадки, размещаемые на эксплуатируемой кровле, должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м без горизонтальных членений. Расстояние в свету между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ГРУППАМ, СОСТАВУ И ПЛОЩАДЯМ ПОМЕЩЕНИЙ.

6.1. Набор функциональных групп, состав и площади помещений общеобразовательных учреждений должны соответствовать их видам и типам, функционально-педагогической структуре и назначению.

6.2. Помещения общеобразовательных учреждений должны состоять из учебных и общешкольных помещений и подразделяться на функциональные группы (приложение Е). Учебные помещения старшей профильной школы должны состоять из развитой группы специализированных кабинетов, соответствующих конкретным профильным дисциплинам.

*6.3. Количество основных помещений классов и классов-кабинетов для всех видов общеобразовательных учреждений принимается равным количеству учебных групп, в соответствии с организационно-педагогической структурой.

Допускается на каждую параллель классов (с 1 по 11) принимать дополнительно классные помещения и учитывать дополнительную часть ученических мест в общей вместимости школы.

*6.4. Площади в классах и учебных кабинетах принимаются при фронтальных формах занятий не менее 2,5 м 2 на одного учащегося, при смешанных формах обучения (фронтальная и групповая), а также в специализированных кабинетах и лаборатории по естественным наукам - 3 м 2 /уч. При групповых формах работы и индивидуальных занятиях - 3,5 м 2 /уч. Площадь мастерских по изучению технологий и труда - 7,5 м 2 /уч., специализированных мастерских для дифференцированного обучения по направлениям - 9 м 2 /уч.

6.5. Состав и площади функциональных групп помещений общеобразовательного учреждения следует принимать в соответствии с Приложением Ж (таблицы 1 - 15) настоящих норм.

Состав и площади помещений школ проектируемых по городскому заказу, принимается в соответствии с приложением П к настоящим нормам.

6.6. Состав и площади старшей профильной школы (в отличие от традиционной школы), формируется не из отдельных учебных кабинетов, а из блоков специализированных учебных помещений, включающих в себя помещения разного назначения (теории, практики и подсобных).

Каждый учебный блок предназначен для углубленного изучения отдельного предмета (дисциплины), связанного с профилизацией в гуманитарной, естественно-научной или технической сферах.

В состав учебного блока следует включать лабораторию - специализированный учебный кабинет для фронтальных работ, практикумы (не менее двух) для опытных работ с частью учебной группы (1/2, 1/3 или 1/4) в зависимости от методов обучения по конкретной дисциплине, а также лаборантские и ряд помещений подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения и т.д.).

Площади лабораторий - специализированных кабинетов следует принимать не менее 3,5 м 2 на одно место из расчета проведения на его площади групповых форм работы; площади практикумов - от 4,5 до 9 м 2 , в зависимости от дисциплины и конкретного технологического оборудования, связанного с освоением профессии; площади лаборантских - не менее 21 м 2 на одно помещение.

Число лабораторий - специализированных учебных кабинетов и помещений практикумов определяется учебными часами по каждой дисциплине с дифференциацией на теоретические и практические занятия.

6.7. Гардеробные для учащихся должны предусматриваться в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178 (п. 2.3.5), гардеробные для преподавателей - из расчета не менее двух мест на один класс.

6.8. Количество и размеры спортзалов определяются исходя из назначения и типа здания. В старшей профильной школе типы, количество и площадь спортзалов принимается из расчета одновременного обслуживания самой школы и окружающих общеобразовательных школ, имеющих дефицит площади по отношению к нормам, в т.ч. предусматривать бассейн на группу школ.

При учебно-спортивных залах должны предусматриваться: не менее чем одна пара раздевальных на класс (для мальчиков и девочек) и по две пары помещений раздевальных, душевых и уборных в игровых залах.

6.9. Площадь обеденного зала столовой следует принимать из расчета не менее 0,8 м 2 на одно посадочное место. Число посадочных мест определяется из расчета 1/3 численности учащихся, преподавателей и администрации общеобразовательного учреждения.

6.10. Площади уборных, умывальных и душевых общеобразовательных учреждений и количество санитарных приборов следует принимать по приложению И к настоящим нормам.

*6.11. Рекреации следует проектировать из расчета 2 м 2 на 1 учащегося, как правило, в виде зальных помещений.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

7.1. Здания общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать универсальными в целях эксплуатации их как в качестве школы с различными организационно-педагогическими структурами, так и лицея или гимназии.

*7.2. Здание общеобразовательного учреждения проектируется, как правило, высотой 3 этажа. Для затесненных участков застройки допускается проектировать общеобразовательные учреждения в 4-е этажа. На 4-ом этаже не допускается размещать помещения начальных классов. В ранее построенных школах 5 этаж необходимо отводить под редко посещаемые учебные помещения. На реконструкцию существующих пятиэтажных зданий школ следует разрабатывать специальные технические условия по согласованию с надзорными органами города Москвы.

*7.3. Высота надземных этажей здания должна быть от пола до потолка в чистоте не менее 3 м. Высота зрительного (СНиП 2.08.02 приложение 6) и спортивного залов принимается согласно приложению Ж (табл. Ж9 и Ж10) к настоящим нормам.

7.4. Объемно-планировочная структура здания должна соответствовать назначению учреждения, его специфике и комфортным условиям эксплуатации, включая связь с участком школы.

7.5. Архитектурно-типологическая структура здания в соответствии с функциональной моделью должна иметь следующую пространственную организацию:

Помещения общеобразовательных учреждений следует подразделять на две основные обособленные группы - учебную и общешкольную, в соответствии с приложением 6; рекреационный центр, при его наличии, должен быть связующим звеном между ними;

Учебная группа помещений должна быть дифференцирована на школы I, II и III ступеней обучения с технологическими группами помещений, обслуживающими эти возрастные группы.

*7.6. Учебные помещения должны группироваться в учебные секции:

Для 1-х классов школ в учебных секциях следует предусматривать не более трех классных помещений со спальными-игровыми (комнатами отдыха) и санитарными узлами;

Для 2 - 4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреациями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня.

Для 5 - 11 классов в учебные секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы; последние допускается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для учащихся этих классов;

Учебные секции-блоки 1, 2 - 4 классов, а также 5 - 8 (9) классов, должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп.

Допускается учебные секции 5 - 11 классов в общеобразовательных учреждениях с профильным обучением, гимназиях и лицеях проектировать необособленными.

Специализированные учебные кабинеты и мастерские следует группировать в учебные секции по признакам родственных дисциплин и технологий. В старшей профильной школе учебную группу помещений следует формировать раздельно для учебных кабинетов общего назначения и для блоков профильного обучения.

Допускается санитарные узлы для 5 - 11 классов размещать вне учебных секций, а в двухэтажных зданиях размещать на одном из этажей сосредоточенно. В старшей профильной школе санузлы допускается сосредотачивать вне учебных секций через этаж.

Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или непосредственной близости от них.

7.7. Группу помещений общешкольного центра рекомендуется размещать изолированно от учеб

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 4.06-03
"Общеобразовательные учреждения"

На основании статей 22 и 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 03.10.2001 № 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы", в соответствии с городской целевой программой "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20.11.2001 № 1047-ПП, Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.07.2004 Московские городские строительные нормы (МГСН) 4.06-03 "Общеобразовательные учреждения", согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 08.05.96 № 571-РЗП "Об утверждении Московских городских строительных норм "Общеобразовательные учреждения" (МГСН 4.06-96) и постановление Правительства Москвы от 29.07.2003 № 639-ПП "Об утверждении Дополнения № 1 к Московским городским строительным нормам (МГСН) 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ТСН 31-306-2004 (МГСН 4.06-03)

Срок введения в действие с 01.07.2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ Институтом общественных зданий Госстроя России (доктор арх. Степанов В.И. - научный руководитель, канд. арх. Степанов А. В., канд. арх. Наумкин Г.И., арх. Безсонова Г.А., арх. Кирюшина Л.А., арх. Шурыгин Д.М., арх. Будекина С.А., арх. Злобина Ю.В.), при участии МНИИТЭП (арх. Каптерев К.В.), Департаментом образования г. Москвы (пед. Коровина С. Н.), Институтом общего среднего образования Российской Академии Образования (доктор пед. наук Назарова Т.С.), НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК санэпиднадзора РФ (канд. мед. Воронова Б.З., канд. мед. Белявская В.И.), Центром Госсанэпиднадзора города Москвы (сан. врач Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И.).

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры.

4. СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования города Москвы, Центром Госсанэпиднадзора города Москвы, УГПС МЧС России города Москвы, Москомархитектурой, Мосгосэкспертизой, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 01.06.2004 № 352-ПП

МГСН 4.06-03 взамен МГСН 4.06-96

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие нормы устанавливают на территории города Москвы требования к размещению и организации сети зданий, земельнному участку, территории, к функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде общеобразовательных учреждений.
1.2. Настоящие нормы распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых существующих зданий и комплексов общеобразовательных учреждений любых организационно правовых форм и форм собственности.
1.3 Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
Пункты настоящих норм, отмеченные знаком *, являются обязательными.

2.1 В настоящих нормах приведены ссылки на следующие документы:
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений."
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий для маломобильных групп населения".
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение."
СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий."
СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети". МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы."
СанПиН 2.1. 2. 1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству и качеству воды. Контроль качества."
СанПиН 2.2.1/2. 1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов".
СанПиН 2.2.1/2. 1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий".
СанПиН 2.2.2.542-96 "Нормы по электрическим и магнитным полям на компьютерную технику".
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных общеобразовательных учреждениях".
НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации".
МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы" (ТСН-30-304-2000).
МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и водоэлектроснабжению" (ТСН-23-304-99).
МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей инвалидов"(ТСН-31-305-96).
СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".
2.2. В настоящих нормах применены термины и сокращения в соответствии с приложением А.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, старшая профильная школа, гимназии, лицеи и т.д. Номенклатура видов общеобразовательных учреждений приведена в приложении Б.
*3.2. Общеобразовательные учреждения обеспечивают осуществление общеобразовательного процесса в соответствии с программами 3-х ступеней образования: I ступень - начальное общее образование (1-4 классы); II ступень - основное общее образование (5-9 классы); III ступень - среднее (полное) общее образование (10-11 или 8,9-11 классы)
3.3. Вместимость общеобразовательных учреждений (общее количество учащихся) определяется заданием на проектирование, исходя из их организационно - педагогической структуры, наполняемости классов, градостроительных и демографических условий
*3.4. Наполняемость классов и групп продленного дня для общеобразовательных учреждений устанавливается не более 25 учащихся.
В старших классах общеобразовательных школ, старшей профильной школе, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся. При реконструкции и капитальном ремонте существующих школьных зданий, допускается наполняемость классов определять исходя из площади учебных помещений и удельной площади на одного учащегося не менее 2,5 м2.
*3.5. При проведении занятий по иностранному языку в 1-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике, химии и биологии (во время практических занятий) классная группа делится на 2 подгруппы. В школах с профильным обучением, лицеях и гимназиях для проведения практических работ класс может делиться на несколько подгрупп, исходя из дифференцированных или интегрированных программ обучения, а так же для организации групповых работ и самостоятельных занятий учащихся по интересам. Число мест в помещениях студий и кружков принимается от 8 до 12. В соответствии с этим положением устанавливаются площади помещения согласно приложений 7-11 и 18-20 настоящих норм.
3.6. Структура и вместимость зданий общеобразовательных учреждений принимаются с учетом приложений В и Г.
*3.7. Вместимость отдельного общеобразовательного учреждения не должна превышать 1000 учащихся. При большем числе учащихся, учреждение проектируется в виде комплекса зданий с единым общешкольным центром и несколькими автономными учебными корпусами вместимостью не более двух параллелей учащихся каждый.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ, ВИДЫ И ТИПЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

4.1. Сеть общеобразовательных учреждений следует рассматривать как основное звено общей системы учебно-воспитательных учреждений, включающей, помимо общеобразовательных, внешкольные учреждения и учреждения для трудового обучения.
Виды и типы общеобразовательных учреждений различаются организационно-педагогическими структурами (соотношением возрастных параллелей учащихся), содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.
4.2. Принципы организации сети зданий общеобразовательных учреждений приведены в приложении В.
4.3. Номенклатура видов и типов зданий общеобразовательных учреждений приведена в приложениие Г.
Школы различных ступеней обучения могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.
4.4. Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных заведений могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.
4.5. При расчете комплексной сети зданий следует предусматривать число мест в общеобразовательных учреждениях для 100% учащихся младшего и среднего школьного возраста и до 75% учащихся старшего школьного возраста при обучении в одну смену.
4.6. При расчете комплексной сети зданий и числа мест в общеобразовательных учреждениях необходимо иметь ввиду, что:
1). Учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных заводах и т.д. из расчета охвата ими до 8% от общего числа учащихся;
2). Занятия по интересам в соответствии с индивидуальными склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях (ВУ), из расчета охвата ими до 10% от общего числа школьников;
3). Отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства - школа, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.
4.7. По месту жительства рекомендуется планировать клубы для детей микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или во внешкольных учреждениях из расчета: по спорту и туризму 35%, художественному воспитанию 35%, кружкам юных натуралистов и техников 12%, прочими видами клубной работы 18%.
*4.8. Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по местным демографическим условиям и перспективам развития жилого района.
При этом следует руководствоваться ориентировочной демографической структурой населения исходя из

Правительство Москвы

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

МГСН 4.06 -96

ТСН 31-306-96 г.Москвы

дата регистрации: 18.09.1996 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1. РАЗРАБОТАНЫ Институтом общественных зданий Минстроя РФ (д. арх. Степанов В. И. ¾ научный руководитель, канд. арх. Степанов А. В., канд. арх. Наумкин Г. И., арх. Безсонова Г. А.), МНИИТЭП (арх. Каптерев К. В.), Институтом средств обучения РАО (д. пед. наук Назарова Т.О.), Департаментом образования г. Москвы (пед. Коровина С. Н.), НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК Санэпиднадзора РФ (канд. мед. Воронова Б. 3., канд. мед. Белявская В. И.), МГЦ Госсанэпиднадзора (сан. врач Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И.).

2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, Департаментом образования г. Москвы.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (арх. Шалов Л. А., инж. Щипанов Ю. Б.).

4. СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, УГПС ГУВД г. Москвы.

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого Заместителя Премьера правительства Москвы от 08.05.96 № 571-РЗП.

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.

1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых существующих зданий и комплексов общеобразовательных учреждений любых форм собственности.

1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению и организации системы зданий, земельному участку, территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде общеобразовательных учреждений.

1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.

Пункты настоящих норм, отмеченные знаком *, являются обязательными.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения."

СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений."

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения."

СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение."

СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация здания."

СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

СНиП 2.04.07-86* ""Тепловые сети".

СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы. "

МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей инвалидов".

МГСН 2.01-94 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению" (изменения № 1, 2, 3)

ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования."

СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".

Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89* "Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом" 1991 г.

Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89* "Проектирование бассейнов" 1991 г.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

3.1. К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I , II и III ступеней обучения, гимназии, лицеи и др.

Номенклатура видов общеобразовательных учреждений принимается в соответствии с их классификацией (см. приложение 2).

*3.2. Общеобразовательные учреждения обеспечивают осуществление общеобразовательного процесса в соответствии с программами трех ступеней образования:

- I ступень ¾ начальное общее образование (1 ¾ 4 классы);

- II ступень ¾ основное общее образование (5 ¾ 9 классы);

- III ступень ¾ среднее (полное) общее образование (10 ¾ 11или 9 ¾ 11 классы).

3.3. Вместимость общеобразовательных учреждений (общее количество учащихся) определяется заданием на проектирование, исходя из их организационно-педагогической структуры, наполняемости классов, градостроительных и демографических условий.

*3.4. Наполняемость классов и групп продленного дня для общеобразовательных учреждений устанавливается не более 25 учащихся. В условиях реконструкции застройки и сложившегося фонда школьных зданий допускается увеличивать классную группу до 30 учащихся.

В старших классах общеобразовательных школ, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся.

*3.5. При проведении занятий по иностранному языку в 1 ¾ 11 классах и трудовому обучению в 5 ¾ 11 классах, физической культуре в 10 ¾ 11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике, химии и биологии (во время практических занятий) классная группа делится на две подгруппы. В школах с профильным обучением, лицеях и гимназиях для проведения практических работ класс может делиться на несколько подгрупп, исходя из дифференцированных или интегрированных программ обучения, а также для организации групповых работ и самостоятельных занятий учащихся по интересам. Число мест в помещениях студий и кружков принимается от 8 до 12. В соответствии с этим положением устанавливаются площади помещения согласно приложений 7 ¾ 11 и 18 ¾ 20.

3.6. Структуру и вместимость зданий общеобразовательных учреждений следует принимать с учетом приложений 3 и 4.

*3.7. Вместимость отдельного общеобразовательного учреждения не должна превышать 1000 учащихся. При большем числе учащихся, учреждение проектируется в виде комплекса зданий с единым общешкольным центром и несколькими автономными учебными корпусами вместимостью не более двух параллелей учащихся каждый.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ. ВИДЫ И ТИПЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

4.1. Сеть общеобразовательных учреждений следует рассматривать как основное звено общей системы учебно-воспитательных учреждений, включающей, помимо общеобразовательных, внешкольные учреждения и учреждения для трудового обучения.

Виды и типы общеобразовательных учреждений различаются организационно-педагогическими структурами (соотношением возрастных параллелей учащихся), содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.

4.2. Принципы организации сети зданий общеобразовательных учреждений см. приложение 3.

4.3. Номенклатуру видов и типов зданий общеобразовательных учреждений см. приложение 4.

Школы различных ступеней обучения могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.

4.4. Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных зданий могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.

*4.5. При расчете комплексной сети зданий следует предусматривать число мест в общеобразовательных учреждениях для 100 % учащихся младшего и среднего школьного возраста и до 75 % учащихся старшего школьного возраста при обучении в одну смену.

4.6. При расчете комплексной сети зданий и числа мест в общеобразовательных учреждениях необходимо иметь в виду что: 1) учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных заводах и т.д., из расчета охвата ими до 8 % от общего числа учащихся; 2) занятия по интересам в соответствии с индивидуальными склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях (ВУ), из расчета охвата ими до 10 % от общего числа школьников; 3) отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства ¾ школы, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.

4.7. По месту жительства рекомендуется планировать клубы для детей микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или во внешкольных учреждениях из расчета: по спорту и туризму 35 %, художественным воспитанием 35 %, кружками юных натуралистов и техников 12 %, прочими видами клубной работы 18 %.

*4.8. Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по местным демографическим условиям и перспективам развития жилого района (в среднем по Москве 110 учащихся на 1000 жителей).

При этом следует руководствоваться ориентировочной демографической структурой населения исходя из особенностей структуры города (МГСН-1.01-94 табл. 5.3 к пункту 5.7 для населения возрастных групп 6, 7 ¾ 15, 16 ¾ 17 лет).

*4.9. Для модернизации сложившейся сети школьных зданий следует руководствоваться п. 5.15 МГСН-1.01-94, применяя в системе застройки сетевые (см. Приложение 1 п. 5) здания школ I II и III ступеней обучения (см. приложение 3. п. «е» и приложение 4 п. 4).

4.10. Для муниципальных районов с неразвитой инфраструктурой общественных зданий, не соответствующей укрупненным расчетным показателям обеспеченности жителей учреждениями обслуживания согласно МГСН-1.01-94 табл. 5.1 и 5.2 к пункту 5.3, рекомендуется проектировать средние школы с выделенным блоком общешкольного центра для обслуживания учащихся, а также населения во внеучебное время.

*4.11. Сумма ученических мест в сети общеобразовательных учреждений в условиях новой и сложившейся застройки, должна соответствовать п. 4.5. настоящих норм.

*4.12. Радиусы обслуживания от дома до общеобразовательного учреждения определяются максимальным временем доступности: начальных классов ¾ 10 - 15 мин. пешком, средних классов ¾ 30 мин., старших классов ¾ 45 мин. пешком или транспортом.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ЗОНИРОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА.

*5.1. Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на обособленных земельных участках с учетом перспективного развитая жилого района.

Расстояние от зданий школы до красной линии и от границы земельного участка школы до стен жилых домов следует принимать по МГСН-1.01-94 п. 5. 19.

*5.2. На земельных участках общеобразовательных учреждений следует предусматривать следующие зоны: физкультурно-спортивную, учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.

5.3. Площади основных зон земельных участков общеобразовательных учреждений рекомендуется принимать по расчетным показателям на 1 класс в соответствии с приложением 5.

В случаях размещения здания в условиях затесненной застройки состав зон земельного участка определяется заданием на проектирование.

5.4. В физкультурно-спортивной зоне рекомендуется предусматривать: легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 250 м, баскетбольную, волейбольную и теннисную площадки, гимнастические площадки для младших и старших классов, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков.

Допускается принимать легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 200 м. ¾ для основных школ и с круговой беговой дорожкой длиной 333 м. ¾ для общеобразовательных учреждений с числом параллелей старших классов не менее трех.

Допускается уменьшать учебно-спортивную зону на размер легкоатлетического спортядра с сохранением остальных элементов спортзоны, при условии использования спортядра микрорайона или муниципального района, размещенного в пределах 15 минутной пешеходной доступности для проведения спортивных занятий школьников.

*5.5. Физкультурно-спортивную зону не допускается размещать со стороны окон классных помещений. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 15 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м ¾ не менее 15 м. Площадки для занятий другими видами физкультурно-спортивных занятий ¾ на расстоянии не менее 10 м.

5.6. В учебно-опытную зону рекомендуется включать: отдел начальных классов, отдел полевых и овощных культур, отдел плодового сада и питомника, отдел цветочно-декоративных растений, отдел коллекционно-селекционной работы, теплицу с зооуголком, парники, географическую площадку, площадку для занятий биологией на воздухе (с навесом).

В условиях дефицита территории допускается сокращать учебно-опытную зону, при условии обязательного сооружения парников, теплицы и устройства специального павильона для коллекционно-селекционной работы до величины, обеспечивающей потребности учебного процесса.

Для школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.п.).

5.7. В зону отдыха рекомендуется включать: 1) площадки для подвижных игр учащихся начальной школы (2 ¾ 4 классы) ¾ принимаются из расчета 100 м 2 на каждый класс, а для детей шестилетнего возраста (1 классы) не менее 180 м 2 (7,2 на одного ученика) с теневыми навесами и малыми игровыми формами; для основной школы (5 ¾ 9 классы) ¾ 25 м 2 на каждый класс; 2) площадки для тихого отдыха основной школы принимаются для 75 % учащихся из расчета 25 м 2 на каждый класс.

Для учащихся старших классов зоной отдыха служат площадки спортзоны.

5.8. При уменьшении общей площади земельных участков без изменения должны сохраняться размеры легкоатлетического ядра, спортивных площадок и площадок для подвижных игр.

5.9. Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны производственных помещений столовой и вблизи учебно-опытной зоны. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Допускается также размещать хозяйственные кладовые в цокольном этаже или подвале здания школы с отдельным выходом наружу. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование.

*5.10. Площадь озеленения должна составлять не менее 40 % общей площади участка общеобразовательного учреждения.

В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений, учебно-опытной зоны, физкультурно-спортивной и зоны отдыха, а также газонов, защитных полос и изгородей из кустарников вокруг участков.

Не допускается применять для озеленения ядовитые и колющие растения.

При примыкании земельного участка общеобразовательного учреждения непосредственно к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопаркам, садам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 30 %.

*5.11. На земельных участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям, а также возможность объезда вокруг зданий. Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию. На периферии участка или вблизи от него следует предусматривать стоянку автомашин для педагогов и сотрудников (МГСН-1.01-94 пункт 12.16 табл. 43 ¢¢ Высшие и средние учебные заведения¢¢ ), преимущественно со стороны хоззоны.

*5.12. Земельные участки общеобразовательных учреждений должны иметь ограждение по всему периметру, высотой не менее 1,2 м. в соответствии с требованиями СН 441-72* и иметь предохранительные устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входа в здание.

Допускается предусматривать живую изгородь из зеленых насаждений.

*5.13. Участок должен быть обустроен малыми архитектурными формами, освещен: иметь мощеные покрытия и травяной газон.

Среднюю горизонтальную освещенность следует принимать по СНиП 123-05-95 табл. 13.

5.14. При размещении зданий на затесненных участках допускается проектировать эксплуатируемые кровли, "вывешивать" отдельные части здания по уровню 1-го этажа для устройства площадок отдыха и т.п.

С эксплуатируемой кровли следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов, покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.

Площадки, размещаемые на эксплуатируемой кровле, должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м без горизонтальных членений. Расстояние в свету между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ГРУППАМ, СОСТАВУ И ПЛОЩАДЯМ ПОМЕЩЕНИЙ.

6.1. Набор функциональных групп, состав и площади помещений общеобразовательных учреждений должны соответствовать их видам и типам, функционально-педагогической структуре и назначению.

6.2. Состав помещений общеобразовательных учреждений должен содержать учебную и общешкольную группы помещений (см. приложение 6) и дифференцироваться на функциональные группы в соответствии с приложениями 6-21.

*6.3. Количество основных помещений классов, классов-кабинетов для всех видов общеобразовательных учреждений принимается равным количеству учебных групп, в соответствии с организационно-педагогической структурой.

*6.4. Расчетные показатели площади основных учебных помещений общеобразовательного учреждения в среднем принимаются не менее: для класса ¾ учебного кабинета и лаборатории по естественным наукам ¾ 3 м 2 /уч., мастерских по изучению технологий и труда ¾ 7,5 м 2 /уч., специализированных мастерских для дифференцированного обучения по направлениям ¾ 9 м 2 /уч.

6.5. Состав и площади отдельных функциональных групп помещений общеобразовательного учреждения следует принимать в соответствии с рекомендуемыми в приложениях с 7 по 21 включительно.

6.6. Гардеробные для преподавателей должны предусматриваться из расчета не менее двух мест на один класс.

*6.7. Площадь пола спортзалов принимается из расчета не менее 1,4 м 2 на одного учащегося школы. Количество и размер залов определяется исходя из назначения и типа здания.

При учебно-спортивных залах должны предусматриваться: не менее чем одна пара раздевальных на класс (для мальчиков и девочек) и по две пары помещений раздевальных, душевых и уборных в игровых залах.

*6.8. Площадь обеденного зала столовой следует принимать из расчета не менее 1,0 м 2 на одно посадочное место. Число посадочных мест определяется из расчета половины численности учеников, преподавателей и администрации общеобразовательного учреждения.

6.9. Площади уборных, умывальных и душевых общеобразовательных учреждений и количество санитарных приборов следует принимать по приложению 22.

*6.10. Рекреации следует проектировать из расчета 2 м 2 на 1 учащегося, как правило, в виде зальных помещений.

7. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СТРОЕНИЯ.

7.1. Здания общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать универсальными из расчета эксплуатации их ¾ в качестве школы, с различными организационно-педагогическими структурами, лицея или гимназии.

*7.2. Здания общеобразовательных учреждений проектируются, как правило, высотой в 2 ¾ 3 этажа. Для затесненных участков застройки допускается проектировать общеобразовательные учреждения в 4 этажа. На четвертом этаже не допускается размещать помещения начальных классов, а остальных учебных помещений должно быть не более 25 %.

*7.3. Высота надземных этажей здания должна быть не менее 3,3 м. (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного и спортивных залов принимается согласно рекомендациям приложений 15 и 16, кабинетов информатики и вычислительной техники, лекционной аудитории ¾ по технологическим требованиям.

7.4. Объемно-планировочная структура здания должна соответствовать назначению учреждения, его специфике и комфортным условиям эксплуатации, включая связь с участком школы.

7.5. Архитектурно-типологическая структура здания в соответствии с функциональной моделью должна иметь следующую пространственную организацию:

помещения общеобразовательных учреждений следует подразделять на две основные обособленные группы ¾ учебную и общешкольную, в соответствии с приложением 6; рекреационный центр, при его наличии, должен быть связующим звеном между ними;

учебная группа помещений должна быть дифференцирована на школы I , II и III ступеней обучения и технологические группы помещений, обслуживающие эти возрастные школы.

*7.6. Учебные помещения должны группироваться в учебные секции:

для 1 классов школ в учебных секциях следует предусматривать не более трех классных помещений со спальными ¾ игровыми (комнатами отдыха) и санитарными узлами;

для 2 ¾ 4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреациями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня, последние допускается размещать вне учебной секции но в группе помещений для учащихся этих классов;

для 5 ¾ 11 классов в учебные секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;

учебные секции 1, 2 ¾ 4 классов, а также 5 ¾ 8 (9) классов, должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп. Допускается учебные секции 5 ¾ 11 классов в общеобразовательных учреждениях с профильным обучением, гимназиях и лицеях проектировать необособленными.

Специализированные учебные кабинеты и мастерские следует группировать в учебные секции по признакам родственных дисциплин и технологий.

Допускается санитарные узлы для 5 ¾ 11 классов размещать вне учебных секций, а в двухэтажных зданиях размещать на одном из этажей сосредоточенно.

7.7. Кабинеты химии и физики следует размещать на нижних этажах.

7.8. Группу помещений общешкольного центра рекомендуется размещать изолированно от учебных секций. Проходы в помещения центра через учебные секции не допускаются.

7.9. Общеобразовательные учреждения следует проектировать, как правило, в одном сблокированном здании.

*7.10. При определении типа кухонного блока (работающего на сырье или полуфабрикатах) должна учитываться связь со школьно-базовой столовой муниципального района (МГСН-1.01-94 табл. 5.1 к пункту 5.3 поз. П).

В производственные помещения столовой должен предусматриваться отдельный вход и дебаркадер.

Производственные помещения столовых проектируются с учетом размещения в них комплекта торгово-технологического оборудования на электроподогреве.

*7.11. При обеденном зале должны предусматриваться умывальники из расчета 1 кран на 30 мест.

7.12. Допускается при согласовании с департаментом образования и МГЦ Госсанэпиднадзора использовать столовые во внеучебное время для жителей микрорайона в качестве кафе или дискоклубов при условии организации при них дополнительных санузлов.

*7.13. Учебно-спортивные залы следует размещать не выше второго этажа. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные секции не допускается. Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор. Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м. и высотой не менее 2.2 м. Длина снарядной для хранения гимнастического бревна должна быть не менее 5 м. Пол снарядной должен быть в одном уровне с полом спортивного зала (без порога).

7.14. Коридоры и рекреационные помещения, находящиеся вблизи зрительного зала ¾ лекционной аудитории, следует проектировать с учетом использования их в качестве кулуаров (фойе).

7.15. Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 4 м. ширина рекреационных помещений, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при их двухстороннем расположении) и классам ¾ не менее 6 м.

7.16. Гардеробные должны располагаться изолированно с зонированием для начальной, основной и старшей школы.

*7.17. На входах в здания общеобразовательных учреждений следует предусматривать тамбуры.

*7.18. Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в закрытых кабинах. Кабины должны быть отделены перегородками-экранами высотой не менее 1,8 м (от пола), не доходящими до пола на 0,2 м. Размеры кабин должны приниматься в плане 0,8 ´ 1 м. Одна из кабин уборных для девочек (личной гигиены) должна быть полноценной 1,8 ´ 1,2 м.

Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься, в м, не менее:

при отсутствии писсуаров ¾ 1,5 м;

при наличии писсуаров ¾ 2,0 м.

Расстояние между кранами индивидуальных умывальников должно быть не менее 0,65 м.

Высота верхней поверхности раковин умывальников над полом должна приниматься 0,5 м для учащихся 1 классов: 0,6 м ¾ для учащихся 2 ¾ 4 классов и 0,7 м ¾ для учащихся 5 ¾ 11 классов.

Проход между умывальниками и стеной должен быть не менее 1,1 м. между двумя рядами умывальников ¾ не менее 1,6 м.

*7.19. Душевые кабины должны предусматриваться размером в плане не менее 0,9 ´ 0,9 м. Проход между рядами душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или кабиной и стеной (перегородкой) ¾ не менее 0,8 м.

7.20. Подсчет технико-экономических показателей необходимо производить в соответствии с правилами, установленными СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", приложение 3."

8. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

*8.1. Объемно-планировочное решение здания должно соответствовать противопожарным требованиям СНиП 02.01.02-85*, СНиП 2.08.02-89* и других нормативных документов, действующих на территории Москвы.

*8.2. Наибольшее количество людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях школ, при расчете ширины путей эвакуации должно определяться исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения и спальных помещений, а также спортивного зала и актового зала ¾ лекционной аудитории, находящихся на данном этаже.

*8.3. Ширина дверей выходов из помещений, в которых одновременно может находиться более 15 учащихся, должна быть не менее 0,9 м.

*8.4. Из групп помещений, расположенных в подвальном или цокольном этажах зданий школ необходимо предусматривать не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу. Для этих групп помещений допускается устройство выходов на первый этаж через отдельные лестничные клетки, не связанные с открытыми лестницами и общими лестничными клетками.

8.5. В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать устройства по мусороудалению. В 3 ¾ 4 этажных зданиях допускается устройство вертикальных мусоропроводов с мусоросборными камерами. Ограждающие конструкции ствола мусоропровода должны иметь предел огнестойкости не менее 0,5 часа.

Мусороуборочную камеру следует размещать под стволом мусоропровода и выделять противопожарными перегородками 1-го типа. На сети водопровода в мусорокамере необходимо установить автоматические спринклеры.

Выход из мусорокамеры должен предусматриваться непосредственно наружу и отделяться от входа в здание глухой стеной (экраном), над выходом из нее должен предусматриваться козырек из негорючих материалов.

*8.6. Деревянные конструкции пола спортзала должны быть подвергнуты глубокой пропитке антиперенами. Места для сидения допускается выполнять из горючих материалов, не выделяющих при горении токсичных веществ.

*8.7. Помещения зрительного зала и кружковых помещений должны быть выделены противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

*8.8. Помещения гардеробных площадью 200 м 2 и более необходимо оборудовать системой дымоудаления. Вентиляторы дымоудаления должны включаться от пожарных извещателей, реагирующих на дым, дистанционно, от кнопок. Аналогично должна быть предусмотрена блокировка систем приточно-вытяжной вентиляции при пожаре.

*8.9. Размещение сауны (бани сухого жара) в зданиях общеобразовательных учреждений не допускается.

*8.10. Каналы в зданиях для прокладки кабелей, питающих помещения электронно-вычислительной техники, информатики и другие следует предусматривать с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

*8.11. В случае размещения общеобразовательных учреждений совместно с дошкольными, помещения дошкольных учреждений следует отделять противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. Эвакуационные выходы из дошкольных учреждений должны быть самостоятельными.

*8.12. Из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

*8.13. Тепловая автоматическая пожарная сигнализация должна предусматриваться в следующих помещениях: кабинетах черчения и изобразительных искусств, лабораториях физики и астрономии, химии, биологии, лаборантских физики, химии, биологии, лаборантских при учебных кабинетах, учебных мастерских для учащихся 5 ¾ 9 классов по обработке металла, древесины, комбинированной мастерской по обработке металла и древесины, инструментальной ¾ комнате мастера, универсальной мастерской по техническим видам труда, мастерских обслуживающих видов труда по обработке тканей, по кулинарии, учительской и учебно-методическом кабинете, раздевальных при учебно-спортивных залах, снарядных, кабинете инструктора физического воспитания, эстраде, кружковых помещениях, техническом центре (радиоузел, дикторская, комната для ремонта аппаратуры, фотолаборатория), инвентарной при актовом зале ¾ лекционной аудитории, обеденном зале, кладовой сухих продуктов, загрузочной ¾ тарной, бельевой при кухне, хозяйственной кладовой при кухне, канцелярии, комнате технического персонала и хозяйственной кладовой, в спальных ¾ игровых, комнатах хозяйственного инвентаря, медицинских комнатах.

Автоматическую пожарную сигнализацию, реагирующую на дым необходимо предусматривать в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники, кладовых для хранения сырья и готовой продукции, зрительном зале, лекционной аудитории, киноаппаратных, помещениях библиотеки, вестибюлях и гардеробных с сушилкой, гардеробных, кладовых индивидуального спортивного инвентаря.

Сигнал о срабатывании АПС выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала или в ближайшую пожарную часть

9. ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ЗДАНИЙ.

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ.

9.1. Основное помещение школы ¾ класс - учебный кабинет ¾ должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств.

Помещение должно включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих) и возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.