Основные характеристики памяти. Значение памяти в профессиональной деятельности юриста

Отличная память – залог успеха и показатель высочайшего профессионализма во многих видах деятельности. Способность запоминать большое количество цифр, воспроизводить хронологию событий, узнавать увиденные единожды лица и многое другое, даёт прекрасную возможность для карьерного роста. Но лишь немногие люди обладают феноменальной памятью. У остальных, как правило, развиты один или два часто используемых вида памяти.

Вопрос, который остаётся актуальным не только во время учёбы в школах и ВУЗах, но и в течение всей взрослой жизни. Давно известно, что возможности человеческого организма неограниченные, просто используются они не на полную мощность. Следовательно, каждый может улучшить свои качества, что относится и к развитию памяти.

Существуют различные способы, методики и упражнения для развития памяти. Выбор зависит от поставленных целей и желаемых сроков достижения результата. Если есть потребность в быстром развитии памяти, хорошим помощником станет мнемотехника. Это набор специальных приёмов для развития памяти, увеличения объёмов и действенных способов запоминания. Данная техника имеет высокие показатели результативности.

У человека существует несколько видов памяти. Одни используются повседневно, на бытовом уровне, а другие практически никогда. Бывает, что со сменой деятельности (либо по другим причинам) возникает потребность развить те виды памяти, в которых ранее не было необходимости. Давайте попробуем определить, на развитие каких именно видов памяти вам нужно обратить особое внимание.

Зрительная память

Развитие этого вида памяти поможет лучше запоминать увиденных людей, предметы, обстановку. Имея хорошую зрительную память, намного легче вспомнить человека, которого давно не встречали. Внимательность в деталях располагает к себе людей. Существует также такая разновидность зрительной памяти, как фотографическая память – способность запоминать и восстанавливать все до мелочей. Иногда человек обладает фотографической памятью с рождения, но в основном этот вид памяти развивается с помощью специальных методов. Развитие фотографической памяти требует усиленных занятий и множество тренировок.

Слуховая память

Если услышанная информация плохо запоминается, вам сложно держать в памяти новые слова, иностранные языки, тексты песен, устные просьбы, значит, требуется улучшение способности запоминать на слух. В этом случае следует обратить внимание на развитие слуховой памяти.

Образная память

Образная память хорошо была развита у первобытных людей и на сегодняшний день ею хорошо владеют дети. Особенность образной памяти состоит в запоминании увиденного не словами, а сразу образами. Развитие образной памяти способствует хорошей ориентации на местности, будь то другой город или просто огромный супермаркет.

Долговременная и кратковременная память

Долговременная память одна из самых сложных. В сознании хранится вся информация о человеке – от рождения и до теперешней секунды. Сложно представить, как это много… Развитие долговременной памяти помогает легко вспоминать события или образы давно минувших лет в нужный момент.

Что же касается кратковременной памяти, то она является абсолютной противоположностью вышеописанного вида. Кратковременная память используется человеком для запоминания информации в период времени «здесь и сейчас». Срок хранения такой информации максимум несколько минут, затем за ненадобностью она стирается. Развитие кратковременной памяти пригодится, если в течение дня нужно ориентироваться в большом количестве мелочей, коротких сообщений. В конце дня об этом спокойно можно забыть.

Профессиональная память

Развитие профессиональной памяти просто необходимо для успешного карьерного роста во многих отраслях. Хорошим примером могут послужить врачи и юристы. В головах этих «профи» удерживается неисчислимое количество диагнозов, названий лекарств, кодексов и статей. Их профессионализм заключается в использовании знаний ко времени и к месту.

Произвольная память

Нарочное запоминание каких-либо событий, людей, фактов определяется произвольной памятью. Развитие произвольной памяти начинается в детском возрасте и осуществляется множеством способов. Хорошая произвольная память позволяет легко ориентироваться в жизни, да и во взрослом возрасте произвольную память также стоит натренировать.

Каждый из видов памяти занимает значимое место в жизни человека, просто иногда одни виды памяти применяются чаще. Если задаться целью и усиленно потрудиться, то результаты работы по развитию памяти будут видны уже через два месяца.

Человек как субъект деятельности характеризуется определенным сочетанием индивидуальных качеств, которые сформировались у него в процессе онтогенеза. Объединение индивидуальных свойств в структурные комплексы в процессе выполнения трудовой деятельности приводит к образованию профессионально важных качеств . Качества, в отличие от свойств, более устойчивы и, повторяясь в различных ситуациях , характеризуют личность, ее поведение и деятельность.

Профессионально важные качества – это совокупность индивидуальных свойств субъекта деятельности, которые способствуют успешному овладению профессиональной деятельностью и ее продуктивному выполнению.

При описании профессионально важных качеств используется широкий спектр свойств человека: конституциональных (телосложение, биохимические свойства индивида); нейродинамических (свойства нервной системы: сила возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность); психодинамических (темперамент); особенностей психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.); особенностей личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер и т.п.). Конкретный перечень этих свойств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления психограмм.

Рассмотрим профессионально значимые характеристики основных психических процессов.

Профессионально значимые виды чувствительности (зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная и др.) объединяются в группу сенсорных профессионально значимых свойств . В разнообразных видах профессиональной деятельности востребован разный уровень чувствительности анализаторов, который может быть присущ человеку от природы или развивается в результате длительного профессионального опыта, специальной тренировки.

Сенсорные навыки и различительная чувствительность разных анализаторов образуют сенсорную основу профессиональной деятельности , в структуре которой выделяются ведущий и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. При переходе от операции к операции состав сенсорной основы деятельности может меняться. В качестве показателей продуктивности сенсорных профессионально значимых свойств выделяются скорость различения раздражителей, точность ощущений, длительность сохранения их интенсивности.

При выполнении деятельности с учетом задач и условий труда, особенностей оборудования происходит формирование профессионально значимых свойств внимания (аттенционных свойств), к которым относятся интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов, а его устойчивость – от силы возбудительного процесса. Поэтому специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут привести к резкому улучшению индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Тем не менее в процессе профессионального обучения целесообразно уделить внимание формированию аттенционных навыков и овладению оптимальной для данной деятельности системой организации внимания.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение профессионально значимые свойства памяти (мнемические свойства): объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения и др. Профессиональная память может оперировать зрительными (память на лица у педагога), слуховыми (музыкант), осязательными (врач), обонятельными (работники пищевой и парфюмерной промышленности), двигательными (артист балета) и другими видами образов. Процесс запоминания сопровождается использованием так называемых мнемических действий, которые позволяют обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания , сохранения и воспроизве-дения.

К мнемическим действиям относятся:


  • группировка (разбивка материала на группы по каким-либо основаниям);

  • выделение опорных пунктов (каких-либо кратких пунктов, служащих опорой более широкого содержания: заголовков, образов излагаемого в тексте, примеров, сравнений и т. д.);

  • систематизация (установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними);

  • схематизация (изображение или упрощенное представление запоминаемой информации);

  • перекодирование (проговаривание, представление информации в образной форме) и др.
Существенная роль в развитии профессиональной памяти принадлежит мотивации, отношению к выполняемым задачам. Показателями продуктивности мнемических профессионально важных свойств являются точность, скорость запоминания и воспроизведения.

Профессионально значимые свойства воображения (имажинитивные свойства) обеспечивают создание в процессе труда новых образов на основе уже известных. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения. Например, диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Этот образ является динамичным, включающим не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3–10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются профессионально значимыми для данной профессии.

Имажинитивные профессионально значимые свойства проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта, широте оперирования образами, способе преобразования (изменение положения воображаемого объекта либо его структуры или комбинация данных преобразований).

Профессионально значимые виды мышления (словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, оперативное, творческое и др.) объединяются в группу мыслительных профессионально значимых свойств . В качестве показателей продуктивности данной группы свойств выделяются:


  • гибкость (подвижность) мыслительных процессов (изменение аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений);

  • быстрота протекания мыслительных процессов;

  • самостоятельность (умение поставить новую задачу и решить ее своими силами);

  • экономичность (количество логических рассуждений, посредством которых усваивается новая закономерность);

  • широта (умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики);

  • глубина (умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия);

  • последовательность (умение соблюдать логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса);

  • критичность (осуществление оценки результатов мыслительной деятельности, нахождение сильных и слабых сторон).
Профессионально важные качества находятся в постоянном развитии, которое сопровождается совершенствованием отдельных индивидуально-психологических свойств. Между ними устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимозависимости (системные качества), соответствующие требованиям изменяющейся деятельности. Между отдельными профессионально важными качествами возникают функциональные взаимосвязи, способствуя образованию закономерно организованной системы, специфичной для той или иной деятельности.

Профессионально важные качества, имеющие наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами , обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств , в то время как наибольшее число связей с параметрами деятельности позволяет выделить ведущие профессионально важные качества . Структурообразующими для той или иной деятельности являются базовые профессионально важные качества, так как вокруг них и на их основе объединяются, структурируются и организуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности.

Не все профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью (чем выше уровень того или иного качества, тем эффективнее деятельность). Некоторые профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности нелинейной зависимостью (параметры деятельности принимают наибольшие значения не на предельных (максимальных), а на некоторых средних (оптимальных) уровнях развития профессионально важных качеств).

По-видимому, отдельные профессионально важные качества могут выступать в качестве элементов системы профессиональных способностей.

Способности – это индивидуально-психологические возможности субъекта, которые определяют качественные и количественные показатели освоения и дальнейшего выполнения деятельности. Они проявляются в скорости и точности выполнения деятельности.

В качестве основных характеристик способностей были выделены следующие:


  1. Способности характеризуются родовыми свойствами, следовательно, в том или ином виде они присущи всем людям, не страдающим органическими дефектами (общие способности).

  2. Способности существуют до деятельности, но развиваются только в процессе деятельности (В.Д. Шадриков). Результаты деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке , оказывают влияние на развитие его способностей.

  3. Индивидуальная степень выраженности способностей зависит от природных данных человека (задатков).

  4. Способности – это не знания, умения, навыки индивида, а средства (внутренние условия) их приобретения.
В.Д. Шадриковым выделены следующие этапы формирования профессиональных способностей:

1. Вхождение в деятельность. Деятельность строится на основе ограниченного числа индивидуально-психологических качеств, связанных со спецификой деятельности. Зарождаются отдельные потенциальные профессионально важные качества. Профессиональные способности пока еще не сформированы , индивидуально-психологические качества в их структуре представлены разрозненно.

2. Первичная профессионализация. Развитие профессионально важных качеств первого этапа становится базой для развития профессионально важных качеств второго этапа. Наблюдается функциональное объединение отдельных качеств (рис. 3).

Рис. 3. Трехкомпонентная структура профессиональных способностей
педагога:


3. Стабилизация деятельности. Часть профессионально важных качеств, сформировавшихся на первом этапе, выпадает из структуры профессиональных способностей. Появляются профессионально важные качества, связанные с планированием и прогнозированием деятельности. Увеличивается общее число значимых связей в структуре профессиональных способностей. Деятельность реализуется в индивидуальном стиле.

4. Вторичная профессионализация. Профессионально важные качества второго и частично третьего этапов утрачивают свое значение. Наблюдается уменьшение числа разрозненных профессионально важных качеств за счет их объединения в системы профессиональных способностей (рис. 4). Успешность деятельности начинает определяться всей структурой профессиональных способностей, а не отдельными качествами.

При изучении профессиональных (специальных) способностей по результатам деятельности отбираются наиболее эффективные индивиды и подвергаются детальному обследованию их индивидуально-психологических особенностей. В результате составлены качественные описания музыкальных (Б.М. Теплов), математических (В.А. Крутецкий), организаторских (Л.И. Уманский), летных (К.К. Платонов), педагогических (Н.А. Аминов, Н.В. Кузьмина), художественных (Е.И. Игнатьев,


А.А. Мелик-Пашаев), литературных (З.Н. Новлянская) и ряда других способностей.

Рис. 4. Многокомпонентная структура профессиональных способностей


педагога:

отрицательная корреляционная связь;

положительная корреляционная связь (p

незначимая положительная корреляционная связь


Каждая профессиональная (специальная) способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, преобразованные под влиянием деятельности. К ведущим свойствам в профессиональных (специальных) способностях относятся:

  • в творческих (литературных, художественных) способностях – творческое воображение и мышление, яркие наглядные образы памяти, эстетическое чувство, а также чувство языка;

  • в математических способностях – умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

В зависимости от характера деятельности

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости от способа запоминания

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти . Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Список литературы

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.


Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком.

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация – это временная нервная связь.

Ассоциации могут быть простые и сложные. К простым относятся ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение ребенком какой-либо предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.

Ассоциацию по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты. Они опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Это происходит потому, что в практической деятельности противоположные объекты обычно сопоставляются и сравниваются (здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.), что приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Еще есть сложные ассоциации . В них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: род и вид (рыба – окунь), часть и целое (долька – апельсин), причина и следствие (жара – жажда).

Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает после одного раза, если в коре больших полушарий мозга возникнет сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

Чтобы использовать способность к ассоциациям для запоминания, следует задать ребенку вопросы: Что напоминает тебе это слово? Что напоминает тебе этот рисунок? Что напоминает тебе этот предмет?

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запомнить предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания. Человек может запомнить их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем – ни будь, заинтересовали.

Запоминаемый материал, может потребоваться для выполнения какой - ни будь конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить на долго. В связи с этим будут иметь место и разные виды памяти.

Виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:

активности преобладающей в мнемической деятельности

По степени волевой регуляции

По продолжительности сохранения материала в памяти

1) двигательная память

2) образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная)

3) эмоциональная память

4) словесно-логическая память

1) иконическая память

2) кратковременная память

3) долговременная

4) оперативная

5) генетическая

1)Непроизвольная память

2)произвольная память

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Двигательная память лежит в основе усвоения танцевальных фигур, а также привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.

Двигательная память достигает полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю жизнь. У остальных – ведущую роль играют другие виды памяти.

Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.

Особенности зрительной памяти состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:

1) упрощение (опускание деталей),

2) некоторые преувеличения отдельных деталей,

3) преобразование фигуры в более симметричную, однообразную,

4) округление сохраненной в памяти формы предмета, расширение,

5) изменение положения, ориентации,

6) трансформация образа по цвету.

С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему, которая лучше запомнится. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, необычное – еще не значит иметь хорошую память.

Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, парфюмерного производства).

Эмоциональная память память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.

На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Словесно–логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных.

Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

Классификация памяти по времени сохранению материала выглядит следующим образом: мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память.

Мгновенная память (иконическая память ) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

Кратковременная память память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что - либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объем. Говоря об объеме кратковременной памяти, следует отметить ее малую емкость. Даже такая простая задача, как запоминание номера телефона, перенапрягает память большинства людей- они вынуждены, набирая номер, обращаться к записной книжке. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограниченно. Как установил Миллер, оно измеряется в структурных единицах и равно 7 ± 2 . Миллер приводил по этому поводу такую отдаленную аналогию: «Это похоже на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами…».

Обобщение, схематизация наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение.

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Когда человек какую – либо сложную деятельность, то делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. хранение информации происходит в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

Объем оперативной памяти складывается из двух составляющих: материала кратковременной памяти, поступившего из окружающего мира в данный момент, и материала, касающегося выполнения данного действия, поступившего из долговременной памяти.

По длительности хранения информации и своим свойствам этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.).

Знания эти хранятся в преобразованном виде: более обобщенном и систематизированном. Они нужны человеку не только в данный момент, а в его жизни и деятельности вообще. При необходимости знания актуализируются в сознании человека и потом снова переходят в долговременную память. Именно поэтому человек и не осознает в каждый момент всего, что хранится в его долговременной памяти, арсенале его знаний.

Генетическая память: информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.

По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память: запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение. Это часто касается неудачных поступков, тяжелых событий. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.

В произвольной памяти процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Л. В. Черемошкина предлагает выделять два основных вида памяти:

– природная память – это непосредственная кратковременная непроизвольная память, основа нашей памяти, наиболее развитая у детей 6-7 летнего возраста;

– культурная память – это опосредованная долговременная произвольная память, надстройка над природной памятью, ее усовершенствование возможно за счет приемов запоминания.

Процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение.

Запоминание всегда избирательно. Запоминается не все, что воздействует на наши органы чувств, а лишь то, с чем человек действует.

Эффективность запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности (в этом и состоит сущность деятельности концепции памяти).

Запоминание – это процессы памяти, в результате которых происходят закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее.

Материал, который занимает различное место в деятельности, приобретает и различное значение для человека.

Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним (выделение смысловых блоков, составление плана).

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, используются специальные приемы, которые обусловлены выбором способа запоминания. В основе способа запоминания лежат связи, устанавливаемые между отдельными частями материала в процессе заучивания.

По характеру связей, устанавливаемых между новым материалом и знаниями, уже приобретенными в прошлом опыте, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное.

Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты лучше более чем в 20 раз. Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового материала с уже известным материалом. В случае механического запоминания устанавливаются ассоциации по смежности путем многократного повторения. Такое запоминание материала обычно приводит к формальному усвоению знаний. Оно неэкономно, так как требует много времени.

Ведущую роль в обучении и воспитании занимает осмысленное запоминание. Но механическое запоминание все же необходимо при изучении слов иностранного языка, названий единиц в метрических системах.

В процессе осмысленного запоминания также могут потребоваться повторения, если материал очень велик.

Основные приемы запоминания:

Составление плана заучиваемого материала:

а) разбивка материала на составные части;

б) придумывание заглавий или выделение опорного пункта, с которым ассоциируется все содержание данной части материала;

в) связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.

Сравнение , которое предполагает выделение общих и особенных моментов в отдельных частях материала. Запоминание объектов осуществляется тем быстрее прочнее, чем резче выступают различия между ними.

Классификация (распределение материала на определенные части, классы, например: выделение животных и растений, имен мужских и женских, предметов по цвету.)

Систематизация материала. Эти приемы произвольного запоминания основаны на ассоциации по сходству и по контрасту.

Опора на образные связи . Там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который запоминается.

Прочность и полнота запоминания в значительной степени зависят от организации повторений . Успех заучивания зависит не от количества повторений, а от того,как они распределены во времени. Распределенное повторение (с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем сплошное, без перерыва.

Запоминание позволяет воспроизводить без искажений материал лишь только в первые часы после заучивания. Затем, если человек не работает с этим материалом, он обычно постепенно забывается. Сохранение и забывание – это два взаимосвязанных процесса. От их протекания зависит, что же останется у нас в памяти.

Сохранение это процесс удерживания заученного в памяти. С физиологической точки зрения это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкреплений.

Ряд факторов способствует сохранению информации:

  • глубина понимания;
  • установка (значимость информации);
  • применение усвоенных знаний;
  • повторение (степень использования материала в деятельности личности).

Если применять знания в различных задачах, построенных с учетом названных выше закономерностей непроизвольного запоминания, то происходит не только подкрепление связей, способствующих упрочению первых.

Забывание – это естественный процесс. Физиологическая основа забывания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса. В этом случае быстро развивается угасательное торможение.

Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.

Забывание может быть полным и частичным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Частичное забывание происходит тогда, когда человек воспроизводит материал не весь или с ошибками.

Процесс забывания протекает неравномерно: в течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней.

Воспроизведение и узнавание – это процессы актуализации ранее воспринятого материала. При воспроизведении актуализация происходит без повторного восприятия. При узнавании актуализация осуществляется при повторном восприятии.

В случае непроизвольного воспроизведения человек не имеет цели вспомнить ранее воспринятые события, предметы, явления. Их образы всплывают сами собой.

Произвольное воспроизведение - это целенаправленный про­цесс восстановления в сознании прошлых чувств, действий, приобретенных знаний. Произвольное воспроизведение может происходить легко, а иногда требует значительных усилий.

Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий называется припоминанием. Припоминание является сложным умственным действием. Умению припоминать, так же как запоминать и сохранять в памяти, следует учиться. Успешность процесса припоминания зависит от того, насколько четко сознается содержание задачи по усвоению материала.

Если при припоминании возникают трудности, то необходимо идти от широкого круга знаний к более узкому. Нужно использовать сопоставление, сравнение, ассоциации с тем, что следует воспроизвести. Можно порекомендовать и специальные приемы:

составление плана припоминаемого материала;

активное вызывание в себе образов соответствующих объектов опосредующих ассоциаций, что способствует успешности припоминания

Продуктивность памяти определяется такими качествами, как быстрота (скорость) запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения, готовность к воспроизведению.

Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала.

Точность воспроизведения определяется процентным соотношением правильно воспроизведенного материала ко всему объему воспроизводимого материала.

Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости забывания.

Готовность к воспроизведению проявляется в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

Каждый из этих показателей характеризует какой-то определенный процесс памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Наиболее распространена типология памяти , связанная с быстротой запоминания и прочностью сохранения материала.

Выделяют четыре вида памяти:

  • быстрое запоминание сочетается с медленным забывание;
  • медленное запоминание сочетается с медленным забыванием;
  • быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием;
  • медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием;

Оптимальным является первый тип памяти.

Представителям второго типа приходится больше времени затрачивать на заучивание. Но материал у них хранится долго.

Люди, имеющие третий тип памяти, быстро запоминают, но, удовлетворившись быстрым запоминанием, они не повторяют материал, что приводит к ухудшению его сохранения, снижению продуктивности памяти. Таких людей нужно ориентировать на повторение материала с целью повышения прочности сохранения.

Четвертый тип обладает самой низкой продуктивностью памяти. Затратив много времени на заучивание, представители этого типа быстро забывают материал. Таких людей надо учить преодолевать недостатки в памяти, организуя процесс заучивания и повторения.

Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:

Наглядно-образный;

Словесно-логический;

Промежуточный (гармонический).

Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки.

Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие - на слух, третьи - при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Кроме индивидуальных особенностей памяти есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью в жизни.

ВЫВОД:

Память является одним из основных свойств личности.

Память - это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности.

Запомнить что-то - значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация - это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

Все виды памяти могут быть, классифицированы по трем основным критериям:

По степени волевой регуляции памяти;

По продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.

Литература

  1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С. 23-31.
  2. Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973
  3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  4. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. - М, 1985.
  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985.
  7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  10. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. - С. 52-54.
  11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – м. 1991.
  12. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.
  13. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993.
  14. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
  15. .Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. 2-е изд. Кн. I.Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1998.
  16. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М. 1979.
  17. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.
  18. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. - 1979.- №4.-С. 127-130.
  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.
  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
  22. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1997.
  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – М. 1998.
  24. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

2. Как связана профессиональная значимость индивидуально-психологических свойств с характером профессиональных задач?

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК, как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Потенциальные способности являются условиями развития новых видов деятельности. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Различают общечеловеческие способности, а также общие профессиональные и специальные способности.


Лечение заболеваний
Секрет успеха традиционной китайской медицины заключается в том, что ее может применять не только врач, но и обычный человек в своей повседневной жизни, либо для того, чтобы самому избавиться от легких повседневных недомоганий, либо в кач...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практическо...