Понятие государственных финансов, их состав. Понятие и состав государственных финансов

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

  • Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
  • Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
  • Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
  • Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;
  • Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
  • Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
  • Распределение функций - на основе распределения власти;
  • Принцип гласности ;
  • Принцип плановости ;
  • Принцип законности ;
  • Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

Органы управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

  • Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
  • Рассматривание законов о налогах и сборах;
  • Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

  • Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

  • Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
  • Вопрос 15. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
  • 21. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации.
  • 22. Содержание и организация государственного финансового контроля. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации.
  • Вопрос 23. Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в рф
  • Вопрос 24. Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы.
  • Сущностные признаки
  • Вопрос 25. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы
  • 26. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание, значение, классификация.
  • Вопрос 27. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом
  • Вопрос 28. Бюджетная система рф: структура, принципы и правовые основы построения и функционирования.
  • Вопрос 29. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Направления реформирования межбюджетных отношений в рф
  • Вопрос 30: Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: необходимость, методы, нормативно-правовое обеспечение.
  • 31. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, их назначение, формы и условия предоставления.
  • 34. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, их значение, особенности расчета и предоставления.
  • Вопрос 35. Межбюджетные трансферты местным бюджетам: содержание, значение, формы и условия предоставления.
  • 37. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета
  • 39. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
  • 43. Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.
  • 44. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: содержание, задачи, принципы, субъекты и их функции.
  • 45. Основы бюджетного планирования: содержание, задачи, принципы, правовая и информационная база, методы. Направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.
  • 46. Необходимость, содержание и этапы бюджетного прогнозирования. Виды бюджетных прогнозов, их характеристика.
  • Вопрос 47: Методика планирования и краткосрочного прогнозирования поступления доходов бюджетов.
  • 48.Бюджетный процесс в рф: задачи, этапы, участники и их полномочия
  • 49 Финансовые органы, их функции и роль в бюджетном процессе
  • 50 Контрольно-счетные органы в Российской Федерации, их функции и роль в бюджетном процессе.
  • 51.Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета
  • 56. Исполнение бюджетов по расходам, характеристика основных этапов.
  • 57. Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
  • 59. Экономические основы построения и уплаты налога на добавленную стоимость.
  • 60. Основы исчисления и уплаты акцизов. Проблемы индексации ставок акцизов.
  • 61. Налог на прибыль организаций: фискальное и экономическое значение, основы исчисления и уплаты, направления совершенствования.
  • 62. Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
  • 63. Налог на доходы физических лиц, основы исчисления и уплаты, пути совершенствования.
  • 64. Налоги на имущество физических и юридических лиц, особенности их исчисления и уплаты, пути совершенствования.
  • 65.Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: понятие, классификации, формы, правовые основы. Повышение эффективности расходов бюджетов.
  • 66) Расходные обязательства, их виды. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований. Реестр расходных обязательств, его назначение, структура.
  • 67. Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности.
  • 71.Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.
  • 72.Бюджетная классификация Российской Федерации: назначение, состав, направления совершенствования.
  • 73.Бюджетный учет, его содержание, задачи, правовое регулирование.
  • 74.План счетов бюджетного учета, порядок его применения субъектами бюджетного учета.
  • Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления

    Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

    Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

    Государственные финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

    Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

    Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

    Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.

    Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.

    Структура государственных финансов:

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    Региональные бюджеты и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

    Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.

    Финансы субъектов РФ - совокупность денежный отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

    Эти отношения складываются между органами гоcyдарственной власти субъектов РФ и населением, живущим на теppитoрии данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.

    Финансы субъектов РФ включают:

    Средства бюджета субъекта РФ;

    Государственные цепные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

    Другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

    В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта.

      Государственные доходы: понятие, виды. Резервы роста государственных доходов в Российской Федерации.

    Доходы государства

      от личных доходов граждан.

    В зависимости оттерриториального уровня доходы подразделяются на:

      федеральные;

      доходы субъектов Федерации;

    В зависимости от

      налоговые;

      неналоговые.

      Государственные расходы, их виды, формы. Направления повышения эффективности государственных расходов в Российской Федерации.

    Доходы государства - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

    В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

      от государственного или муниципального хозяйства;

      от предприятий и организаций негосударственных форм собственности;

      от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

      от личных доходов граждан.

    В зависимости оттерриториального уровня доходы подразделяются на:

      федеральные;

      доходы субъектов Федерации;

      местные доходы муниципальных образований.

    В зависимости отюридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

      налоговые;

      неналоговые.

    На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как: - рост ВВП; - изменение объемов импорта; - изменение структуры объемных показателей; - изменение экспортных цен на природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате: - изменения цены на нефть; - изменения объемов экспорта; - снижения курса рубля по отношению к доллару США.

      Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

    Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

    Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

    К доходам местного бюджета относятся:

      доходы от местных налогов и сборов

      отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

      отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

      безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней

      доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

      часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

      штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

      добровольные пожертвования

      иные законные поступления.

    Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

    Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений

    Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций

      Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.

    финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

    Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

    Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

    Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

      налоговое регулирование

      амортизационная политика

      различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей

    Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

    Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

    Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, эффективность такого регулирования достаточно высока.


    Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы государства. Через них государство влияет на экономическое и социальное развитие страны в целом, отдельных ее регионов и социальных групп населения.
    По своей экономической сущности государственные финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
    С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является основным объектом финансовых отношений. Субъектами государственных финансов, с одной стороны, является государство, с другой - население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как основная сфера финансовой системы страны опосредствуют около 80 % всех финансовых ресурсов и охватывают разнообразные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
    В состав государственных финансов входят такие звенья: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности; государственный кредит. По уровням государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные (табл.5.1.).
    Общегосударственные финансы формируют финансовую базу деятельности высших органов государственной власти и управления. Они предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы всего государства. Они являются инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. Общегосударственные финансы осуществляют распределение и перераспределение ВВП между отдельными регионами страны и отраслями экономики с целью сбалансированного их развития. Таким образом, общегосударственные финансы способствуют оптимизации территориального и отраслевого развития страны.
    Местные финансы - это финансовая база деятельности местных органов власти и управления. Основное назначение местных финансов состоит в обеспечении финансовой независимости местных органов самоуправления. Местные финансы обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и их внутритерриториальное перераспределение.
    Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Их необходимость обусловлена тем, что при любом типе экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, с учетом объективных причин. К этим потребностям относятся, в частности, структурное преобразование экономики, защита внешней среды, обороноспособность, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и др.
    Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая часть ВВП должна сосредотачиваться в государственных финансовых институтах.
    Таблица 5.1.
    Состав государственных финансов
    .
    Уровни
    Звенья
    Бюджет
    государства,
    в т.ч. Внебюджетные
    целевые
    фонды
    в т. ч. Государственный
    кредит
    в т.ч. Финансы
    государств.
    сектора
    в т.ч.
    Общегосу-
    дарственные
    финансы

    Государст-
    венный бюджет
    Общегосудар-
    ственные
    фонды
    Государствен-
    ные
    займы Финансы
    государств.
    предприятий
    и организаций
    Местные
    финансы

    Местные
    бюджеты
    Региональные
    фонды
    Местные
    займы Финансы
    коммунальн.
    предприятий
    и
    организаций
    Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы американским ученым- экономистом Ричардом Масгрейвом в работе (1978г.). Таких функций три:
    Предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, то есть - осуществляется распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция).
    Корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция).
    Поддержка высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
    Алокационная фукция. Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов с помощью таких способов:
    обоснование и осуществление права собственности;
    прямое предоставление государством определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов (например, строительство и эксплуатация дорог и других объектов инфраструктуры, государственные заказы на осуществление научных исследований);
    использование налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением (налоговые льготы для инвестиций по охране окружающей природной среды, сборы за очистку воды)
    государственные субсидии предприятиям (вместо налоговых льгот), удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по ценам ниже себестоимости;
    другие.
    Дистрибутивная функция. Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий относительно предоставления государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы следующие элементы:
    налоги как инструмент перераспределения (в форме прогрессивного налога на доходы, налоги на имущество);
    прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в расходах (образование, государственная система здравоохранения);
    предоставление различных видов денежной помощи, стипендий студентам, субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг;
    административное регулирование минимальной заработной платы, введение обязательного социального страхования;
    другие.
    Стабилизационная функция. Государство осуществляет мероприятия, направленные на более эффективное использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабилизацию цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:
    изменение объемов и структуры государственных расходов;
    изменение видов и ставок налогов и сборов, тарифов;
    мероприятия в сфере государственного долга, изменение структуры государственного долга и источников его финансирования;
    осуществление определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;
    другие.
    Анализ теоретических концепций и практики промышленно развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики государство берет на себя решение тех задач, которые не могут быть решены частным сектором, или решаются им неэффективно. Поэтому государственный сектор является необходимым для того, чтобы общество оставалось жизнеспособным.
    Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия против негативных внешних влияний. В условиях некачественной конкуренции государство проводит политику защиты потребителя, организовывая предоставление соответствующей информации или вмешиваясь в процессы формирования цен частными производителями монополистами. Исходя из этого, сам факт существования государства можно рассматривать как.
    Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями:
    государственные доходы;
    государственные расходы;
    государственный кредит.

    На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

    Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

    Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

    Основные понятия государственных финансов

    Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

    В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

    Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

    Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

    Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

    Этапы развития понятия « государственные финансы »

    Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

    В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

    До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

    После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

    В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

    При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

    В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

    Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

    • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
    • Финансы отраслей хозяйствования;
    • Финансы государственных предприятий.

    Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

    Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

    В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

    Понятие государственных финансов было расширено за счет:

    • Нового Бюджетного Кодекса;
    • Определение трехуровневой бюджетной системы;
    • Определение понятия государственного долга;
    • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
    • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

    Функции государственных финансов

    Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

    1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

    2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

    3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

    4) Создания и защиты способов обмена информацией;

    5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

    6) Производство общественных благ.

    Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

    1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
    1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
    1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
    1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
    1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

    Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

    1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
    2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
    3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
    4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

    Структура государственных финансов

    Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

    Государственные финансы включают :

    • Государственный бюджет;
    • Государственные внебюджетные фонды;
    • Государственные кредиты;
    • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
    • Бюджеты региональных и местных органов власти.

    Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

    1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

    Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

    1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

    К этим внебюджетным фондам относятся :

    • Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.)
    • Другие целевые государственные и (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

    Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

    Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

    1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

    Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

    Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

    Государственные финансы состоят из и , и .

    Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

    Предпосылки образования государственных финансов:

    • Денежное хозяйство
    • Использование в экономике развитых форм
    • Создание системы формирования общественных потребностей
    • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

    В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

    В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

    Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

    Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

    Государственные финансы и финансовая политика

    Государственные финансы — важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

    Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

    Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

    В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

    В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

    В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

    Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

    Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

    Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

    Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

    Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

    Структура финансовой и денежной политики:
    • Денежная политика центрального банка
    • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
      • Политика доходов
        • Налоговая политика
        • Политика в сфере собственности
      • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
        • Инвестиционная политика
        • Социальная политика
        • Политика в сфере управления
      • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

    Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

    Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

    Приоритетные задачи финансовой политики:
    • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
    • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
    • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
    • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
    • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.