Проверка правильности постановки на налоговый учет. Порядок постановки на учет в налоговом органе

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Учет налогоплательщиков является отдельной формой налогового контроля, поскольку полномочия по государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, а также полномочия по представлению государства в делах о банкротстве возложены на налоговые органы.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

  • 1) количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;
  • 2) точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;
  • 3) иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;
  • 4) виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;
  • 5) размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;
  • 6) характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;
  • 7) иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и ФНС РФ (например, приказами МНС РФ: "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" от 07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" от 27.11.98 № ГБ-312/309 (с измен, на 24.12.99) и др.).

Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет юридических и физических лиц по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств, по месту жительства физического лица и по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам движимого и недвижимого имущества.

Перечислим случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе.

Для физических лиц:

  • - при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • - при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой; адвокат;

Для организаций:

  • - при создании обособленных подразделений;
  • - при получении статуса крупнейшего налогоплательщика;
  • - постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
  • - при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • - при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Если организация имеет филиалы и представительства, то она обязана встать на налоговый учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала и представительства, объекта недвижимого имущества и транспортного средства. Налоговые органы, на основании имеющихся сведений о недвижимом имуществе и транспортного средства и сделок с ними, обязаны, не дожидаясь подачи заявления налогоплательщика, поставить его на налоговый учет. Основы налогового регулирования постановки на учет определены в ст. 83-86 НК РФ и в постановлении правительства от 10 марта 1999 г. «О порядке ведения ЕГРН». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией организаций и ИП при их создании, реорганизации, ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы. В связи с этим ведутся ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

  • 1. Полное и сокращенное наименование на русском языке, и, если есть, на иностранном языке (если указано в учредительных документах);
  • 2. Организационно-правовая форма;
  • 3. Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного органа имеющего право действовать от имени юридического лица;
  • 4. Способ образования юридического лица (создание, реорганизация, и др.);
  • 5. Сведения об учредителях или участниках юридического лица, а также сведения о держателях реестра его акционеров;
  • 6. Подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • 7. Для юридического лица, созданного в результате реорганизации, - сведения о правопреемстве;
  • 8. Дата регистрации изменений внесенных в учредительные документы;
  • 9. Способ прекращения деятельности юридического лица;
  • 10. Размер указанного в учредительных документах уставного капитала;
  • 11. Ф.И.О и должность лица имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные и ИНН этого лица;
  • 12. Сведения о лицензиях полученных юридическим лицом;
  • 13. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
  • 14. ИНН, КПП и дата постановки на учет;
  • 15. Коды по ОКВЭД;
  • 16. Номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в органах государственных внебюджетных фондов;
  • 17. Сведения о банковских счетах юридического лица.
  • 1. Ф.И.О.;
  • 2. Пол;
  • 3. Дата и место рождения;
  • 4. Гражданство;
  • 5. Место жительства в РФ;
  • 6. Данные основного документа удостоверяющего личность гражданина РФ;
  • 7. Вид на жительство или иные документы, установленные ФЗ или признаваемые в качестве в качестве таких документов международными договорами (в случае если ИП является иностранным гражданином);
  • 8. Вид и срок действия документа, подтверждающего право ИП временно проживать в РФ (в случае если ИП является иностранным гражданином);
  • 9. Дата государственной регистрации физического лица в качестве ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения записи регистрации в ЕГРИП;
  • 10. Дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП;
  • 11. Сведения о лицензиях полученных ИП;
  • 12. ИНН присваемый ИП;
  • 13. Коды по ОКВЭД;
  • 14. Номер и дата регистрации ИП в органах внебюджетных фондов.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и напротив каждой записи указывается дата ее внесения в соответствующий реестр.

В регистрационном деле юридического лица или ИП сведения о государственной регистрации, которые внесены в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) должны храниться все документы, представленные в регистрационный орган.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются общедоступными, кроме сведений и документов, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, дате выдачи и об органе выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, а также сведения о банковских счетах юридического лица и ИП являются закрытыми и могут быть предоставлены только органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам в порядке установленном Правительством РФ.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения предоставляются в виде выписки или копии документов содержащихся в соответствующем государственном реестре или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного ИП могут быть предоставлены регистрирующим органом, только на основании запроса, представленного лично физическим лицом регистрирующему органу с предъявлением документа удостоверяющего личность. По запросу ИП, налоговый орган обязан предоставить ему информацию о лицах получивших сведения о его месте жительства.

Постановка на учет организаций или ИП не зависит от того, имеются ли у данного налогоплательщика подлежащие налогообложению доходы. Постановка на учет и снятие с учета осуществляется бесплатно. При постановке на учет присваивается ИНН, и его номер вносится в ЕГРН. Вновь созданные организации в момент регистрации предприятия открывают в банке специальные счета для осуществления безналичных расчетов. Сведения об этих счетах обязаны сообщать в налоговый орган банки в 5-дневный срок со дня открытия или закрытия счета.

Налогоплательщики-организации и ИП обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения или жительства следующие сведения:

  • 1. Обо всех случаях участия в Российских и иностранных организациях;
  • 2. Обо всех обособленных подразделениях и филиалах, созданных на территории РФ, а также о прекращении деятельности этих подразделений и филиалов в срок 1 месяц со дня создания или прекращения ими деятельности;
  • 3. Обо всех случаях реорганизации или ликвидации предприятия в течении 3х дней со дня принятия такого решения;
  • 4. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также частные охранники обязаны сообщать в налоговый орган сведения об открытии счетов предназначенных для осуществления их профессиональной деятельности.

При постановке на учет налоговые органы не только делают об этом запись в ЕГРН, но и присваивают налогоплательщику специальный информационный код - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Кроме того, организациям присваивается еще один номер - код причины постановки на учет (КПП). ИНН и КПП имеют определенное число цифровых знаков и структуру, представленных приложении. Так, ИНН организации состоит из 10 знаков, КПП, присвоенный организации, состоит из 9 цифровых знаков. Налогоплательщику физическому лицу присваивается только ИНН, который состоит из 12 цифровых знаков.

Налоговый орган должен в течение 5 дней со дня государственной регистрации и получения необходимых документов принять решение по поводу постановки на учет организации (или ИП), осуществить их постановку на учет, в тот же срок выдать им свидетельство о постановке на учет и одновременно свидетельство о государственной регистрации.

Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

После изучения восемнадцатой главы студент будет:

знать

  • – правила проведения выездных и камеральных проверок, а также налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • – формы и методы контрольной работы налоговых органов;
  • – порядок обжалования результатов налоговых проверок налоговых органов;

уметь

  • – отличать выездную и камеральную налоговые проверки;
  • – оформлять результаты выездной налоговой проверки, камеральной проверки в случае выявления в ее ходе нарушений налогового законодательства;
  • – обжаловать акты проверок и незаконные действия контролирующих органов;

владеть

– знаниями, позволяющими проконтролировать законность действий контролирующих органов в ходе осуществления ими налогового контроля.

Налоговый контроль согласно НК РФ представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками налогов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль осуществляется налоговыми и таможенными органами в различных формах. Одна из них – налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, кроме того, он может осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Постановка на налоговый учет

Контроль налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками налогов законодательства о налогах и сборах начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется плательщиками налогов и сборов – юридическими лицами по месту нахождения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, должны встать на налоговый учет по месту их жительства.

В целях усиления налогового контроля установлена обязанность организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, встать на учет в качестве налогоплательщиков в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

Определенные особенности установлены при постановке на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Такая постановка осуществляется налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Постановка на учет должна быть осуществлена в течение пяти дней с даты регистрации договора.

При этом НК РФ устанавливает, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе. Указанная обязанность не зависит от того, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и соответственно возникнет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.

Налоговый кодекс РФ обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком или плательщиком сборов) принимать меры по постановке указанных лиц на налоговый учет.

Постановка налогоплательщика на налоговый учет должна быть осуществлена в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов, и в этот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику и плательщику сборов присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах. Таким образом, в Российской Федерации создан Единый централизованный государственный реестр налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях

Объекты проверки. Методика проверки. Учётная политика для целœей налогообложения. проверка кассовых операций. Методика проверки правильности применения контрольно-кассовой техники.

В ходе налоговой проверки проверяющие исследуют документы и информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности расчёта, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком в соответствующие бюджеты налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости и другие, первичные учетные документы, а также иные документы, необходимые для расчёта и уплаты налогов и сборов. В состав подлежащих проверке первичных учетных документов входят:

Приказ об учетной политике предприятия;

Расчетно-платежные документы;

Банковские выписки по движению денежных средств в российской и иностранной валютах по расчетным, текущим, валютным и иным счетам;

Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в счёт оплаты за отгруженную продукцию;

Договора на поставку продукции, договора-поручения на реализацию товаров, договора с транспортными организациями на поставку и перевозку грузов, договора о совместной деятельности без образования юридического лица, договора, предусматривающие осуществление бартерного обмена товарно-материальными ценностями, приказы об оплате труда в натуральной форме;

Первичные документы на отпуск товаров со склада, а именно товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, путевые листы, накладные по перевозке груза желœезнодорожным транспортом, водным и воздушным транспортом, доверенности на получение продукции;

Акты выполненных работ;

Счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных операций.

Проверка каждого учетного документа включает:

Формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всœех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;

Арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчета количественных показателœей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах;

Правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов и иных объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

б) соответствие показателœей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного расчёта налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

в) полнота и правильность отраженияв бухучёте финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы; соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов проводится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета͵ операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделœено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета͵ предназначенным для обобщения информации;

г) правильность ведения налоговых регистров и отражения итогов в налоговых декларациях.

Особо тщательно анализируется приказ об учетной политике для целœей налогообложения. В нем должны быть отражены: система налогообложения, применяемая налогоплательщиком, основные положения по ведению налогового учета и аналитических регистров, метод признания доходов и расходов, метод оценки материальных ценностей, начисления амортизации и т.п. Учётная политика в течении года меняться не может.

За неведение должного учета Налоговым кодексом предусмотрена налоговая ответственность.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, в случае если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, в случае если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, в случае если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целœей настоящей статьи принято понимать отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета͵ систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета͵ в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика .

В план проведения выездной налоговой проверки включаются вопросы, не связанные с исчислением налогов, это: правильность ведения кассовых операций, правильность применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

Проверка кассовых операций проводится в целях выполнения Межведомственного плана мероприятий государственных контролирующих органов по пополнению доходной части бюджетов. Цель проведения проверки: выявление фактов нарушений организациями норм действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, и применение установленных мер ответственности к нарушителям указанных норм.

Проверка проводится в соответствии с Положением ʼʼО правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерацииʼʼ № 14-П от 05.01.98 ᴦ. (в ред. от 22.01.99 ᴦ. № 488-У) и Положением ʼʼО порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерацииʼʼ № 56 от 25.03.97 ᴦ.

Порядок проведения кассовых операций регламентируется письмом ЦБ РФ от 04.10.93 ᴦ. №18 ʼʼПорядок ведения кассовых операций в РФʼʼ

В ходе проверки кассовых операций проверяются следующие вопросы:

1. Проверка полноты и своевременности оприходования выручки в кассу и сдача выручки на расчетный счет.

2. Выявление операций не подтвержденных документально.

3. Соблюдение лимита денежных средств в кассе.

4. Проверка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

Проверка производится по следующим документам:

Приходные кассовые ордера;

Расходные кассовые ордера;

Кассовая книга;

Объявление о сдаче наличных денежных средств;

Платежные поручения;

Выписки банка из лицевого счета;

Авансовые отчеты;

Доверенности;

Договора

Другие документы.

Результаты проверки сообщаются в обслуживающий налогоплательщика банк и фиксируются в акте выездной налоговой проверки.

При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ ʼʼОб административных правонарушенияхʼʼ.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс.руб. до 5 тыс.руб.; на юридических лиц - от 40 тыс.руб. до 50 тыс.руб.

В ходе выездной налоговой проверки инспектора проверяют правильность применения контрольно-кассовой техники.

Проверка ККТ осуществляется в соответствии с законом РФ от 22.05.2003ᴦ. № 54-ФЗ ʼʼО применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картʼʼ.

Данный вопрос не является налоговой проверкой, но его результаты отражаются в акте ВНП и влияют на результаты проверки.

Методика проверки контрольно-кассовой техники:

1. Проверяется наличие карточки регистрации ККТ в налоговом органе.

2. Проверяется наличие договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники.

3. Проверяется соответствие применяемой модели ККТ Государственному реестру контрольно-кассовой техники.

4. Проводится ревизия кассы: распечатывается промежуточный отчет ККТ без гашения о полученной выручке на момент проверки. Снимается остаток денежных средств в кассе. Наличные денежные средства сверяются с остатком на начало дня и полученной выручкой по отчету.

5. Результаты ревизии кассы проверки отражаются в отдельном акте, который в последствии прилагается к акту выездной налоговой проверки. Наличие излишков в кассе косвенно свидетельствует о неприменении ККТ, однако, данный факт нужно доказать.

6. При наличии недостатка в кассе делается предложение о взыскании недостачи с виновных лиц.

7. Проверяется наличие Книги кассира - операциониста. Проверяется правильность ее оформления и ведения. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью. Книга заполняется ручкой, исправления должны быть оговорены. В книге записывается полученная за каждый день выручка с приложением ежедневного отчета ККТ.

8. Полученная выручка по книге кассира - операциониста сверяется с выручкой отраженной в бухгалтерских или налоговых регистрах для целœей налогообложения.

9. Проверяется исправность контрольно-кассовой техники: наличие пломбы, голограммы, качество отпечатка чека, наличие на чеке обязательных реквизитов и т.д.

10. С помощью контрольной закупки проверяют применение ККТ и выдачу чека. Контрольную закупку должно делать постороннее лицо. При выявлении нарушений составляется свидетельские показания.

11. При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ ʼʼОб административных правонарушенияхʼʼ.

Штрафные санкции предусмотрены ст.14.5 КоАП РФ в отношении налогоплательщиков, не применяющих контрольно-кассовую технику.

К указанному виду нарушения относятся следующие нарушения:

Фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причинœе его отсутствия);

Использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

Использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;

Использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

Использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);

Пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателœем (клиентом).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателœей, при отсутствии установленной информации об изготовителœе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс.руб. до 2 тыс.руб.; на должностных лиц - от 3 тыс.руб. до 4 тыс.руб.; на юридических лиц - от 30 тыс.руб. до 40 тыс.руб..

Результаты проверки правильности применения ККТ влияют на сумму выручки. В случае если предприятие не пробивает чеки при розничной реализации, то это свидетельствует о занижении дохода для целœей налогообложения, что крайне важно учесть при составлении акта проверки.

Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях" 2017, 2018.

Объекты проверки. Методика проверки. Учетная политика для целей налогообложения. проверка кассовых операций. Методика проверки правильности применения контрольно-кассовой техники.

В ходе налоговой проверки проверяющие исследуют документы и информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком в соответствующие бюджеты налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости и другие, первичные учетные документы, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов. В состав подлежащих проверке первичных учетных документов входят:

Приказ об учетной политике предприятия;

Расчетно-платежные документы;

Банковские выписки по движению денежных средств в российской и иностранной валютах по расчетным, текущим, валютным и иным счетам;

Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в счет оплаты за отгруженную продукцию;

Договора на поставку продукции, договора-поручения на реализацию товаров, договора с транспортными организациями на поставку и перевозку грузов, договора о совместной деятельности без образования юридического лица, договора, предусматривающие осуществление бартерного обмена товарно-материальными ценностями, приказы об оплате труда в натуральной форме;

Первичные документы на отпуск товаров со склада, а именно товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, путевые листы, накладные по перевозке груза железнодорожным транспортом, водным и воздушным транспортом, доверенности на получение продукции;

Акты выполненных работ;

Счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных операций.

Проверка каждого учетного документа включает:

Формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;


Арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчета количественных показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах;

Правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов и иных объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

б) соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета;

в) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы; соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов проводится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета, операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета, предназначенным для обобщения информации;

г) правильность ведения налоговых регистров и отражения итогов в налоговых декларациях.

Особо тщательно анализируется приказ об учетной политике для целей налогообложения. В нем должны быть отражены: система налогообложения, применяемая налогоплательщиком, основные положения по ведению налогового учета и аналитических регистров, метод признания доходов и расходов, метод оценки материальных ценностей, начисления амортизации и т.п. Учетная политика в течении года меняться не может.

За неведение должного учета Налоговым кодексом предусмотрена налоговая ответственность.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика .

В план проведения выездной налоговой проверки включаются вопросы, не связанные с исчислением налогов, это: правильность ведения кассовых операций, правильность применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

Проверка кассовых операций проводится в целях выполнения Межведомственного плана мероприятий государственных контролирующих органов по пополнению доходной части бюджетов. Цель проведения проверки: выявление фактов нарушений организациями норм действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, и применение установленных мер ответственности к нарушителям указанных норм.

Проверка проводится в соответствии с Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» № 14-П от 05.01.98 г. (в ред. от 22.01.99 г. № 488-У) и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 56 от 25.03.97 г.

Порядок проведения кассовых операций регламентируется письмом ЦБ РФ от 04.10.93 г. №18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ»

В ходе проверки кассовых операций проверяются следующие вопросы:

1. Проверка полноты и своевременности оприходования выручки в кассу и сдача выручки на расчетный счет.

2. Выявление операций не подтвержденных документально.

3. Соблюдение лимита денежных средств в кассе.

4. Проверка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

Проверка производится по следующим документам:

Приходные кассовые ордера;

Расходные кассовые ордера;

Кассовая книга;

Объявление о сдаче наличных денежных средств;

Платежные поручения;

Выписки банка из лицевого счета;

Авансовые отчеты;

Доверенности;

Договора

Другие документы.

Результаты проверки сообщаются в обслуживающий налогоплательщика банк и фиксируются в акте выездной налоговой проверки.

При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ «Об административных правонарушениях».

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс.руб. до 5 тыс.руб.; на юридических лиц - от 40 тыс.руб. до 50 тыс.руб.

В ходе выездной налоговой проверки инспектора проверяют правильность применения контрольно-кассовой техники.

Проверка ККТ осуществляется в соответствии с законом РФ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Данный вопрос не является налоговой проверкой, но его результаты отражаются в акте ВНП и влияют на результаты проверки.

Методика проверки контрольно-кассовой техники:

1. Проверяется наличие карточки регистрации ККТ в налоговом органе.

2. Проверяется наличие договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники.

3. Проверяется соответствие применяемой модели ККТ Государственному реестру контрольно-кассовой техники.

4. Проводится ревизия кассы: распечатывается промежуточный отчет ККТ без гашения о полученной выручке на момент проверки. Снимается остаток денежных средств в кассе. Наличные денежные средства сверяются с остатком на начало дня и полученной выручкой по отчету.

5. Результаты ревизии кассы проверки отражаются в отдельном акте, который в последствии прилагается к акту выездной налоговой проверки. Наличие излишков в кассе косвенно свидетельствует о неприменении ККТ, однако, этот факт нужно доказать.

6. При наличии недостатка в кассе делается предложение о взыскании недостачи с виновных лиц.

7. Проверяется наличие Книги кассира - операциониста. Проверяется правильность ее оформления и ведения. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью. Книга заполняется ручкой, исправления должны быть оговорены. В книге записывается полученная за каждый день выручка с приложением ежедневного отчета ККТ.

8. Полученная выручка по книге кассира - операциониста сверяется с выручкой отраженной в бухгалтерских или налоговых регистрах для целей налогообложения.

9. Проверяется исправность контрольно-кассовой техники: наличие пломбы, голограммы, качество отпечатка чека, наличие на чеке обязательных реквизитов и т.д.

10. С помощью контрольной закупки проверяют применение ККТ и выдачу чека. Контрольную закупку должно делать постороннее лицо. При выявлении нарушений составляется свидетельские показания.

11. При выявлении нарушений к налогоплательщикам применяются штрафные санкции Кодексу РФ «Об административных правонарушениях».

Штрафные санкции предусмотрены ст.14.5 КоАП РФ в отношении налогоплательщиков, не применяющих контрольно-кассовую технику.

К указанному виду нарушения относятся следующие нарушения:

Фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);

Использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

Использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;

Использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

Использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы ЦТО - обязательное условие допуска ККТ к применению);

Пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс.руб. до 2 тыс.руб.; на должностных лиц - от 3 тыс.руб. до 4 тыс.руб.; на юридических лиц - от 30 тыс.руб. до 40 тыс.руб..

Результаты проверки правильности применения ККТ влияют на сумму выручки. Если предприятие не пробивает чеки при розничной реализации, то это свидетельствует о занижении дохода для целей налогообложения, что необходимо учесть при составлении акта проверки.

В статье к.э.н. ст. преподаватель кафедры учета, анализа и аудита Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, консультант-эксперт по бухгалтерскому учету В.Ю. Савин и профессор С.А. Харитонов рассматривают возможности программы «1С:Бухгалтерия 8» по проверке корректности ведения бухгалтерского учета, налогового учета по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость.

После выполнения всех регламентных операций по закрытию периода требуется проверить корректность полученных учетных данных, по которым предстоит сформировать и представить в налоговые органы регламентированную отчетность по бухгалтерскому учету, налоговому учету по налогу на прибыль и налоговому учету по налогу на добавленную стоимость.

Помочь пользователю могут следующие специальные отчеты системы:

  • отчет ;
  • отчет ;
  • отчет ;
  • отчет .

Отчет «Экспресс-проверка ведения учета»

Отчет Экспресс-проверка ведения учета находится в меню Отчеты -> Экспресс-проверка ведения учета .

Перейти к настройке ), можно выбрать предусмотренные отчетом четыре группы проверок:

  • проверки соблюдения положений учетной политики;
  • проверки ведения кассовых операций;
  • проверки операций, связанных с ведением книги продаж;
  • проверки операций, связанных с ведением книги покупок.

Проверки запускаются нажатием на кнопку Выполнить проверку .

Рассмотрим проверки, входящие в каждую из четырех групп.

Положения учетной политики

Группа проверок Положения учетной политики объединяет в себе одиннадцать проверок.

Полный список проверок данной группы и комментарии к ним представлены в таблице № 1.

Если бухгалтер не уверен, нужно или не нужно выполнять конкретную проверку, то признак проверки для нее можно оставить.

Программа самостоятельно проанализирует условия, необходимые для выполнения отдельных проверок. Если проверка не требуется, тогда будет выдано сообщение об отсутствии ошибок.

Таблица 1.

Проверки положений учетной политики


п/п

Наименование
проверки

Предмет
проверки

Условия, при которых выполняется проверка

Наличие учетной политики организации по бухгалтерскому и налоговому учету

Наличие записей в регистре сведений
Учетная политика организаций , дата которых меньше или равна дате начала периода проверки

Наличие учетной политики по персоналу

Наличие записи в регистре сведений
Учетная политика по персоналу

Если в настройках параметров учета указано, что расчеты персоналом ведутся в «1С:Бухгалтерии 8»

Неизменность учетной политики по бухгалтерскому учету в течение года


Учетная политика организаций , с датой, отличающейся от даты начала года, в которых изменены параметры учетной политики по бухгалтерскому учету

Неизменность учетной политики по налоговому учету в течение года

Отсутствие записей в регистре
Учетная политика организаций , с датой, отличающейся от даты начала года, в которых изменены параметры учетной политики для целей налогообложения. Исключением являются изменения, которые обусловлены внесением изменений в законодательство.

Соответствие способа оценки товаров в рознице использованию счетов учета товаров

Для способа оценки товаров в розницу «По стоимости приобретения» проверяется отсутствие остатков и оборотов по счетам 41.11 «Товары в розничной торговле (в АТТ по продажной стоимости)», 41.12 «Товары в розничной торговле (в НТТ по продажной стоимости)», 42 «Торговая наценка»

Если в настройках учетной политики указано, что организация ведет деятельность, связанную с розничной торговлей и учитывает товары в рознице По стоимости приобретения

Соответствие применения метода «директ-костинг» фактическому закрытию счета 26

Если метод «директ-костинг» используется, проверяется, что счет 26 закрывается на счет 90. Если метод «директ-костинг» не используется, проверяется, что счет 26 закрывается на счета 20, 23, 29.

Если в настройках учетной политики указано, что организация ведет деятельность, связанную с производством продукции и (или) выполнением работ, оказанием услуг

Соответствие применения ПБУ 18/02 использованию соответствующих счетов учета

Контролируется отсутствие остатков и оборотов на счетах 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 68.04.2 «Расчет налога на прибыль» и субсчетах счетах 99.02 «Налог на прибыль»

Если в параметрах учетной политики, снят флажок Применяется ПБУ 18/02.

Либо

Неприменение ПБУ 18/02 при условии применения УСН

Проверяется, чтобы не был установлен флажок Применяется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Если в учетной политике организации установлено, что организация применяет

Отсутствие движений регистров налогового учета по налогу на прибыль в случае применения УСН

Контролируется отсутствие движений в регистрах, предназначенных для налогового учета по налогу на прибыль

Если в учетной политике организации установлено, что организация применяет

Отсутствие остатков и оборотов по счетам ЕНВД в случае неприменения ЕНВД

Контролируется отсутствие движений на счетах бухучета, прямо или косвенно связанных с ЕНВД

Если в учетной политике, не взведен флажок Применяется особый порядок налогообложения по отдельным видам деятельности

Соответствие наличия операций, не облагаемых НДС или облагаемых по ставке 0 %, учетной политике

Контролируется отсутствие на счете 90 «Продажи» оборотов по субконто Ставки НДС со значениями Без НДС и 0 %

Если в учетной политике не взведен флажок Организация осуществляет реализацию без НДС или с НДС 0 %

Операции по кассе

Группа проверок Операции по кассе объединяет в себе восемь проверок.

Полный список проверок данной группы с комментариями представлен в таблице № 2.

Таблица 2.

Проверки операций по кассе

№ п/п

Наименование проверки

Предмет
проверки

Комментарий

Отсутствие непроведенных кассовых документов

Проверяется отсутствие непроведенных приходных и расходных кассовых ордеров, за исключением помеченных на удаление

Кассовые операции с помощью документов Приходный кассовый ордер и Расходный кассовый ордер в оформляются в два этапа:

В информационной базе программы «1С:Бухгалтерия 8» создается непроведенный документ, из которого распечатывается заполненный первичный документ;

После того, как кассовая операция будет фактически совершена, электронный документ проводится, движение наличных денежных средств отражается на счетах бухгалтерского учета.

Отсутствие отрицательных остатков

Проверяется остаток на счете 50 «Касса» на конец каждого дня. Сальдо счета не должно быть отрицательным.

Проверка на отсутствие отрицательных остатков по счету 50 «Касса». Подобные ошибки могут быть вызваны несвоевременным оформлением кассовых операций.

Соблюдение лимита остатка денег в кассе

Проверяется превышение остатка по счету 50 «Касса» на конец каждого дня, в котором имело место движение по счету, установленного лимита остатка кассы

При сообщении о превышении лимита следует учитывать, что сверх установленных лимитов предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий.

Лимит наличных денежных средств в кассе вводится в регистр сведений Лимит остатка кассы , меню Касса - Лимит остатка кассы .

Соблюдение лимита расчетов наличными с контрагентами

Суммы кассовых операций, в которых в качестве корреспондирующего указан счет учета расчетов, проверяются на превышение предельного размера расчетов наличными по одному договору

С 21.07.2007 предельный размер расчетов наличными по одному договору составляет 100 000 руб.

Соблюдение нумерации ПКО и РКО

Нумерация ПКО и РКО должна вестись строго в хронологическом порядке

Не считается нарушением невыполнение требования хронологического порядка нумерации для документов, имеющих одну и ту же дату, но разное время создания

Выдача денег под отчет только после отчета по ранее выданным суммам

По каждой кассовой операции, в которой в качестве корреспондирующего указан счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», проверяется отсутствие задолженности на дату совершения операции

Выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу

Отсутствие передач подотчетных сумм от одного лица другому

Поверятся отсутствие на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» внутренних оборотов с разными корреспондирующими субконто (объектами аналитического учета)

Запрещена передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому

Выдача денег под отчет только работникам организации

Проверяется, является лицо, которому из кассы выдаются денежные средства под отчет, работником организации, от имени которой составлен кассовый ордер

В одной информационной базе может вести учет по нескольким организациям. При этом для аналитического учета расчетов с подотчетными лицами используется единый справочник Сотрудники организаций , что может стать причиной подобной ошибки

Ведение книги продаж по налогу на добавленную стоимость

Выполнять проверку ведения Книги продаж

Группа проверок Ведение книги продаж по налогу на добавленную стоимость объединяет в себе семь проверок.

Список проверок данной группы, а также комментарии к ним представлены в таблице № 3.

Таблица 3.

Проверки ведения книги продаж

№ п/п

Наименование проверки

Предмет
проверки

Комментарий

НДС , Расчеты с контрагентами , Оценка МПЗ при выбытии

Дата актуальности учета , то установку и редактирование параметров следует производить через меню Сервис -

Полнота выписки счетов-фактур по документам реализации

Для организаций, являющихся плательщиками НДС, каждый проведенный документ реализации должен сопровождаться проведенным счетом-фактурой

Своевременность выписки счетов-фактур по документам реализации

Счет-фактура по операциям реализации должен быть выписан не позднее пяти дней с момента реализации

Наличие документа

Должны быть проведены документы Формирование записей книги продаж в каждом налоговом периоде, в котором имеются авансы на восстановление.

Проверка формирования авансовых счетов-фактур при наличии авансов полученных

В случае получения авансов от покупателей должны быть той же датой выписаны и проведены счета-фактуры на суммы полученных авансов

При проверке выясняется:

1. На все ли авансовые поступления выписаны счета-фактуры.

2. Соответствуют ли начисления по счету 76.АВ суммам в регистре НДС с авансов .

3. Совпадают ли суммы НДС с полученных авансов по данным бухгалтерского учета и в книге продаж.

Полнота отражения в книге продаж сумм НДС, подлежащих перечислению налоговым агентом (аренда государственного имущества или иностранцы, не состоящие на налоговом учете в РФ)

Должны совпадать суммы НДС, подлежащие перечислению налоговым агентом (по аренде государственного имущества или для иностранцев, не состоящих на налоговом учете в РФ), по бухгалтерскому учету и по книге продаж

Необходимость исполнения обязанностей налогового агента по конкретному договору фиксируется в свойствах договора (справочник Договоры контрагентов ). При регистрации в программе задолженности по такому договору автоматически формируется бухгалтерская запись на сумму налога, подлежащего удержанию и уплате в бюджет. При этом на исчисленную сумму налога выписывается счет-фактура (с помощью документа Счет-фактура выданный ), который регистрируется в Книге продаж . Предметом проверки является контроль соответствия данных бухгалтерского учета и налогового учета по НДС.

Полнота отражения в книге продаж НДС по строительно-монтажным работам (СМР), выполненным хозяйственным способом

Должны совпадать суммы НДС, начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом, по бухгалтерскому учету и по книге продаж

Ведение книги покупок по налогу на добавленную стоимость

Выполнять проверку ведения Книги покупок следует по окончании каждого налогового периода (налоговый период по НДС - квартал).

Группа проверок Ведение книги покупок по налогу на добавленную стоимость объединяет в себе семь проверок. Полный список проверок данной группы с комментариями представлен в таблице № 4.

Таблица 4.

Проверки ведения книги покупок

№ п/п

Наименование проверки

Предмет
проверки

Комментарий

Контроль даты актуальности учета

Для правильной работы подсистемы НДС дата актуальности по разделам: НДС , Расчеты с контрагентами , Оценка МПЗ при выбытии , должна быть либо не установлена, либо находиться не раньше даты конца периода проверки

В том случае, если организация решает использовать механизм системы Дата актуальности учета , то установка и редактирование параметров следует производить через меню Сервис - Управление датой актуальности учета

Полнота получения счетов-фактур по документам поступления

Каждый приходный документ, полученный от контрагентов, являющихся плательщиками НДС, должен сопровождаться счетом-фактурой

Контролируется, чтобы по каждому документу поступления либо в самом документе, либо с помощью документа Счет-фактура полученный в информационной базе был зарегистрирован предъявленный поставщиком счет-фактура

Наличие документа

Если в учетной политике включена возможность реализации без НДС или с НДС 0 %, должен быть проведенный документ Распределение НДС косвенных расходов в каждом налоговом периоде

Если в настройках учетной политики устанавливаются параметры для поддержки раздельного учета НДС.

Тогда в конце каждого налогового периода документом Распределение НДС косвенных расходов должно производиться распределение сумм НДС предъявленного между различными видами деятельности и реализаций.

Корректность распределения НДС по косвенным расходам

Сумма косвенных расходов, поступивших за налоговый период (приход по регистру НДС по косвенным расходам ), должна быть равна сумме распределенных между видами деятельности с различными обложением НДС (расходы по регистру НДС по косвенным расходам )

Наличие документа

Должен быть проведенный документ Формирование записей книги покупок в каждом налоговом периоде по НДС

Отсутствие отрицательных остатков сумм НДС, предъявленных поставщиками

Не должно быть отрицательных остатков по регистру НДС предъявленный

Суммы налога, предъявленные к оплате поставщиками и оплаченные поставщикам, в программе автоматически фиксируются в регистре НДС предъявленный .

Наличие отрицательных сумм в регистре НДС предъявленный может быть вызвано, например, тем, что товар по которому НДС был принят к вычету в периоде поступления, в следующем налоговом периоде был реализован по ставке НДС 0 %. Пользователь не выполнил регламентную операцию по восстановлению НДС.

Наличие вычета НДС с авансов при зачете авансов полученных

В случае наличия проводок по зачету авансов от покупателей должны быть проводки по вычету НДС, начисленного с этих авансов

В соответствии с пунктом 8 статьи 171 и пунктом 6 статьи 172 НК РФ суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг)

Отчет «Анализ состояния бухгалтерского учета»

Отчет Анализ состояния бухгалтерского учета находится в меню Отчеты -> Анализ состояния бухгалтерского учета .

Перейдя к меню настроек (кнопка Настройка ), бухгалтер может выбрать на закладке Настройки предусмотренные отчетом четыре вида проверок:

  • Анализировать рабочий план счетов;
  • Анализ счетов подлежащих закрытию;
  • Анализ бухгалтерских итогов;
  • Анализ бухгалтерских проводок.

По умолчанию выполняются все четыре вида проверок, но, так как полный анализ занимает продолжительное время, можно отключить те из них, которые не требуются.

Пользователь может внести корректировки в типовые настройки признания проводок «недопустимыми» - закладка Недопустимые проводки (рис. 1).

Рис. 1

В колонке Дт указывается счет дебета недопустимой проводки, в колонке Кт - счет кредита. В колонке ДтИсключение и КтИсключение можно указать счета, которые исключаются при проверке.

Например, если в колонке Дт указан счет «01», а в колонке КтИсключение указано «01, 08, 79, 83» - это означает, что некорректными являются все проводки по дебету счета 01, если корреспондирующим не является счет из списка «01, 08, 79, 83».

Колонка Комментарий хранит пояснение комментария к проводке. Если программа обнаружит недопустимую проводку, то в отчет будет выведен текст из колонки Комментарий .

На закладке Эталонный ПС отображается эталонный хозрасчетный план счетов, который используется при анализе правильности ведения плана счетов пользователя. Информацию на этой закладке пользователю изменять не следует.

Выполненные пользователем настройки сохраняются по кнопке Ок .

Для выполнения выбранных проверок следует нажать кнопку Сформировать .

В случае наличия ошибок в каком-либо разделе отчета, дважды щелкнув мышкой по строке с ошибкой, можно вызвать карточку счета или форму операции с ошибочной проводкой.

Рассмотрим более подробно каждую из четырех видов проверок, предусмотренных отчетом.

Анализировать рабочий план счетов

Программа сравнивает рабочий план счетов с эталонным планом счетов, рекомендованным фирмой «1С». Информация об эталонном плане счетов представлена на закладке Эталонный ПС меню настроек отчета.

В случае, если требуемый счет не найден в плане счетов, у счета изменен признак активности, будут выдаваться предупреждения. Также проверяется структура аналитического учета на счетах, задействованных в алгоритмах составления форм регламентированной отчетности.

Анализ счетов подлежащих закрытию

Проверяются бухгалтерские итоги на конец отчетного периода. Если счета, подлежащие закрытию на конец отчетного периода, имеют сальдовые остатки, выдается информация о таких счетах.

Например, не должны иметь сальдо по счету в целом на конец периода счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

Проверяется сальдо на таких счетах, и в случае его обнаружения в отчете выводится сообщение о номере счета, остатке на счете с пояснениями сути возникшей ошибки.

Анализ бухгалтерских итогов

В процессе выполнения анализа бухгалтерских итогов выявляются:

  • ошибочные остатки на бухгалтерских счетах (выделяются в программе красным);
  • ошибки ведения количественного учета (отсутствие сальдо по количеству или по сумме у соответствующих счетов);
  • ошибки переоценки валютных средств на конец отчетного периода (для корректной работы данного раздела, необходимо установить курс валют на конец отчетного периода).

Напомним, что одной из характеристик счета (субсчета) плана счетов является признак счета по отношению к балансу. В бухгалтерском учете по этой характеристике все счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. Например, счет 01 «Основные средства» является активным, счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» - пассивным, а счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - активно-пассивным.

Для активных и пассивных счетов отслеживается соответствие сальдо конечного признаку счета (на активном счете остаток должен быть по дебету, а на пассивном - по кредиту).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» одной из операций анализа бухгалтерских итогов является проверка выполнения этого правила. Если это имеет место, то в отчете показывается, на каких счетах остатки не соответствуют признаку счета.

Учет материально-производственных запасов в программе ведется не только в денежном, но и в натуральном выражении. Например, такой учет предусмотрен на счете 41 «Товары». Счета, на которых поддерживается количественный учет, в плане счетов отмечены флажком в колонке Кол .

Выполняется проверка на корректность остатков на таких счетах. Считается ошибкой, если по объекту аналитического учета на таком счете имеется «суммовой» остаток, но отсутствует количественный, и наоборот: имеется остаток в натуральном выражении, но он имеет нулевую стоимость.

Для организаций, имеющих активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, полезной является проверка на корректность их оценки на конец отчетного периода.

Для составления бухгалтерской отчетности стоимость указанных активов и обязательств подлежит пересчету в рубли по курсу, действующему на отчетную дату. Счета с признаком поддержки валютного учета в плане счетов отмечены флажком в колонке Вал .

Регламентной операцией Переоценка валютных средств выполняется пересчет остатков на этих счетах с отнесением возникающих курсовых разниц в состав прочих доходов или расходов. Программа проверяет наличие на момент выполнения регламентной операции по переоценке активов и обязательств, выраженных в валюте, загруженного в базу актуального курса валют.

Анализ бухгалтерских проводок

Результат выполнения данной проверки - список «подозрительных» с точки зрения программы проводок. Критерием подозрительности, служит список недопустимых проводок, представленный в настройках отчета, на закладке Недопустимые проводки . Если недопустимая проводка будет обнаружена - программа выдаст строку с ошибкой, где будет указано, какая корреспонденция вызвала подозрение и будет дан краткий комментарий.

Если учетной политикой организации для отдельных счетов предусмотрены дополнительные корреспондирующие счета, «расширяющие перечень исключений», их необходимо добавить в список перед выполнением анализа.

Отчет «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль»

Отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль находится в меню Отчеты -> Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль .

Отчет позволяет оценить, правильно ли организация ведет налоговый учет и учет постоянных и временных разниц в оценке расходов и доходов, активов и обязательств, а также найти источник расхождений данных бухгалтерского и налогового учета.

При открытии отчета выводится структура налоговой базы по налогу на прибыль (рис. 2). С ее помощью можно перейти к интересующему разделу учета. В дальнейшем для возврата к структуре налоговой базы на командной панели любой схемы и таблицы следует нажать кнопку Структура налоговой базы .

Рис. 2

Анализ соответствия корректности данных по налоговому учету целесообразно начать с блока «Налог» (рис. 3). В нем представлен анализ состояния налогового учета, при котором происходит сопоставление величины налога на прибыль по данным налогового учета (декларация по прибыли) и по данным бухгалтерского учета с учетом признания и списания постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств (отчет о прибылях и убытках). Если величина налога на прибыль по данным бухгалтерского учета совпадает с величиной налога на прибыль по данным налогового учета, то ведение налогового учета расценивается как правильное - результат маркируется зеленым квадратом.

Рис. 3

Если суммы не совпадают - программа маркирует результат красным квадратом, который сигнализирует об ошибке.

При этом красным квадратом в отчете будут промаркированы все блоки схемы, в которых программа обнаружила ошибки в целях соблюдения ПБУ 18/02 . Критерием корректности данных выступает правило: БУ = НУ + ПР + ВР. Помочь устранить ошибки поможет предусмотренный отчетом механизм навигации между данными и расшифровки данных.

Блоки в схеме связаны между собой стрелками, которые обозначают причинно-следственные связи между операциями. Стрелки исходят из «блока причины» и входят в «блок следствия». Например: получение выручки по обычным видам деятельности (причина) приводит к формированию доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы (следствие) - рисунок 4.

Рис. 4

Конечные «блоки-причины» расшифровываются отчетом, в котором отражаются те проводки, по которым были сформированы показатели «БУ», «НУ», «ПР» и «ВР». При этом по флажку Развернуть по документам записи на счетах могут быть детализированы до уровня документов, которыми они сформированы.

Чаще всего источником ошибок являются «ручные» операции, при вводе которых бухгалтер либо забывает отразить хозяйственную операцию в налоговом учете, либо отражает ее некорректно. Для исправления подобных ошибок необходимо в отчете для конечного «блока причины» найти строку с реквизитами документа Операция (бухгалтерский и налоговый учет) , щелчком мыши перейти в этот документ и правильно заполнить закладку Налоговый учет , после чего вновь сформировать отчет и убедиться в том, что ошибка исправлена.

Отчет «Анализ состояния налогового учета по НДС»

Для проверки корректности данных, которые будут использоваться программой для заполнения Журнала полученных и выставленных счетов фактур , Книги покупок , Книги продаж и Декларации по НДС предназначен отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на добавленную стоимость (рис. 5).

Рис. 5

Отчет находится в меню Отчеты -> Анализ состояния налогового учета по НДС .

Отчет состоит из общей схемы налоговой базы и расшифровок отдельных блоков этой схемы. В отчете показана сумма начислений и вычетов НДС по видам хозяйственных операций.

Слева находится группа блоков, отражающих начисленный НДС, подлежащий включению в Книгу продаж , справа - НДС, принятый к вычету и подлежащий включению в Книгу покупок .

В каждом блоке, отражающем начисление либо вычет НДС, содержится два показателя:

  • сумма исчисленного НДС (желтый фон) - сумма НДС, которая фактически была включена в Книгу покупок (продаж) ;
  • сумма не исчисленного НДС (серый фон) - НДС, который по данным системы потенциально мог попасть в Книгу покупок (продаж) , но включен в них не был.

В случае если блок содержит записи с ошибками, то рядом с ним выводится восклицательный знак красного цвета.

При работе с отчетом следует в первую очередь провести анализ расшифровки тех блоков, рядом с которыми установлен восклицательный знак, сигнализирующий об ошибке.

Кроме того следует получить расшифровку тех блоков отчета, по которым присутствует сумма «не исчисленного НДС» - проверить обоснованность того, что суммы налога на добавленную стоимость не были включены в Книгу покупок или Книгу продаж в текущем налоговом периоде.

Порядок проведения анализа расшифровок разберем на примере блоков «Приобретенные ценности» и «Зачет авансов выданных».

Расшифровка блока «Приобретенные ценности» представлена на рисунке 6.

Рис. 6

Проверить следует группу строк «Не отражены в книге покупок», представляющую собой расшифровку суммы «НДС не исчисленного», которая представлена в главном меню отчета по данному блоку.

При этом программа выделят группы причин, почему НДС предъявленный не попал в Книгу покупок :

1. НДС включен в стоимость.

Включение НДС в стоимость в документах поступления может быть связано, например, с тем, что организация осуществляет деятельность, не облагаемую НДС, и по тем ценностям, которые используются в данной деятельности, включает НДС в стоимость непосредственно в момент поступления.

2. Не установлен флажок Учитывать НДС .

При поступлении товаров, работ и услуг без НДС флаг Учитывать НДС может быть снят пользователем - это действие вполне корректно, например, в случае отражения в системе госпошлины за регистрацию права собственности.

3. Отсутствует счет-фактура полученный.

Предостережение об ошибке «Отсутствует счет-фактура полученный» в большинстве случае связано с тем, что поставщик (подрядчик) не предоставил счет-фактуру или ее забыли внести в систему.

Если найти и внести в систему информацию о счете-фактуре не предоставляется возможным, тогда требуется списать НДС на счет 91. Для этого можно использовать документ Списание НДС .

Рассмотрим блок Восстановление с авансов выданных (рис. 7).

Рис. 7

Проверить следует группу строк «Не отражены в книге продаж», представляющую собой расшифровку суммы «НДС не исчисленного», которая представлена в главном меню отчета для данного блока.

Программа выделят группы причин, почему НДС не попал в Книгу продаж :

1. Начисление не отражено в Книге продаж .

Ошибка, связанная в большинстве случаев с ошибками, допущенными пользователем. НДС с авансов, который после поступления ценностей подлежит отражению в Книге продаж , не был включен в документ Формирование записей книги продаж .

2. Оплаченные ценности не поступили.

Информация о суммах НДС с авансов выданных, которые смогут быть включены в Книгу продаж после поступления ценностей, под поставку которых были выданы данные авансы.

Все рассмотренные отчеты существенно облегчают проверку корректности данных по бухгалтерскому учету, налоговому учету по налогу на прибыль и налоговому учету по НДС, в преддверии формирования регламентированной отчетности. Отчеты позволяют выявить ситуации, которые имели место в учете и которые похожи на ошибки. При этом следует помнить, что возможны специфические ситуации, возникающие редко и поэтому не учтенные разработчиками данных отчетов. Таким образом, следует проводить тщательный анализ ошибок, выведенных рассмотренными отчетами.