Объекты налогообложения в страховании. Особенности налогообложения страховых организаций

Законодательство, регулирующее отношения субъектов права в области обязательных налоговых платежей, включает Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Нормы налогового за-конодательства не всегда совпадают с правилами бухгалтерского учета. Расхождения объясняются отличиями понятий «объекты налого-обложения» и «объекты бухгалтерского учета». Для исчисления налоговых обязательств организации рассчитывают специальные по-казатели. Методы расчета показателей могут отличаться от правил бухгалтерского учета.
Страховые организации несут ответственность за соблюдение на-логового законодательства, которая подразумевает правильность ис-числения, а также полноту и своевременность уплаты налогов.
Налог на прибыль от страховой деятельности
Важнейшим налогом, уплачиваемым страховщиками, является налог на прибыль от страховой деятельности. Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Страховые организации относятся к категории налогоплатель-щиков, которые руководствуются как общим порядком определения и
классификации доходов (ст. 249, 250} и расходов (ст. 254-269) в целях налогообложения прибыли, так и особым порядком их определения, связанным с осуществлением страховых операций.
К доходам от осуществления страховой деятельности, согласно ст. 293 НК РФ, относятся:
1) страховые премии (взносы) по договорам страхования, состра-хования и перестрахования. При этом страховые премии по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (со-страховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;
2) суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли пере-страховщиков в страховых резервах;
3) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;
4) вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;
5) суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;
6) суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в пе-рестрахование;
7) доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответ-ствии с действующим законодательством права требования страхова-теля (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб;
8) суммы, полученные в виде санкций за неисполнение условий договоров страхования;
9) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
10) вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера и аварийного комиссара;
11) суммы возврата части страховых премий по договорам пере-страхования в случае их досрочного прекращения;
12) другие доходы, полученные при осуществлении страховой де-ятельности.
К. расходам, понесенным при осуществлении страховой деятель-ности, согласно ст. 294 НК РФ, относятся;
1) суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах);
2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования;
3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование;
4) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;
5) суммы процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;
6) вознаграждения состраховшику по договорам сострахования;
7) возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями до-говора;
8) вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера;
9) расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:
услуг актуариев;
медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществляется стра-ховщиком;
детективных услуг, связанных с установлением обоснованности страховых выплат, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности;
услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, ава-рийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера стра-ховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирова-ния страховых выплат;
услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), блан-ков строгай отчетности, квитанций и иных подобных документов;
услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных анало-гичных документов;
инкассаторских услуг;
10) другие расходы, непосредственно связанные со страховой де-ятельностью.
Представленные перечни доходов и расходов от страховой деяте-льности являются открытыми, страховщик самостоятельно может их дополнить в двязи со спецификой страховых операций по заключенным договорам. В соответствии со ст. 265 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а также убытки. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в де-нежной форме. Под документально подтвержденными расходами по-нимаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, для признания затрат расходами по страховой деятельности необходимо, чтобы они были произведены для осуществления этой деятельности, т.е. между расходами и доходами должна быть взаимосвязь.
Особенность ведения налогового учета доходов и расходов страховой организации состоит в отражении движения средств страховых резервов по видам страхования в разрезе договоров (ст. 330 НК РФ). На дату включения в состав дохода страховой премии страховщик одновременно осуществляет расход в виде отчислений в страховые резервы. Страховые выплаты по договору, производимые в соответствии с условиями договора, тоже включаются в состав расходов. При этом сумма сформированного по данному договору резерва уменьшается на величину страховых выплат, а оставшаяся неиспользованной часть резерва по договору при его закрытии зачисляется в состав доходов страховщика.
Отдельные виды расходов признаются для целей налогообложения с учетом установленных гл. 25 НК РФ ограничений в части:
размера, в котором расход может быть принят для целей нало-гообложения;
срока, в течение которого расход относится на уменьшение доходов;
условий, при которых расход может учитываться для целей налогообложения.
Страховые платежи на добровольное страхование работодателем своих работников включаются в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) с определенными ограничениями по размерам и срокам.
Данные ограничения важно учитывать страховшикам, поскольку страховая организация тоже может выступать в качестве страхователя своих работников. С другой стороны, страховщики часто оказывают содействие страхователям в решении данного вопроса.
Расходы на добровольное страхование имущества, согласно ст. 263, 272, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
Нормативы для целей налогообложения установлены гл. 25 НК РФ или утверждаются Правительством РФ по следующим видам расходов; на ремонт основных средств (ст. 260);
на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (ст. 264);
на командировки в части суточных (ст. 264); плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление (ст. 264);
представительские расходы (ст. 264);
расходы в виде процентов по долговым обязательствам (ст. 265, 269) и ряд других расходов.
Расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, и в размере не более 10% первоначальной (восстановительной) стоимости этих средств. Если величина этих расходов, произведенных в отчетном периоде, в совокупности превосходит норматив, то они списываются налогоплательщиком в составе прочих расходов равномерно в течение срока, установленного законодательством для амортизационной группы, к которой относятся данные основные средства.
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, расходы на командировки в части суточных списываются на прочие расходы в пределах норм, установленных Правительством РФ. Плата государственному и (или)
частному нотариусу за нотариальное оформление учитывается и числе прочих расходов в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере не более 4% расходов на оплату труда за этот отчетный период.
Ограничения в части условии, при которых расход может учитываться для целей налогообложения, связаны с установлением двух возможных методов определения доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.
При методе начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выбытия) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав). Кассовый метод, напротив, связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав).
При выборе метода определения доходов и расходов страховые организации руководствуются ст. 273 и 330 НК РФ. Доходы и расходы определяются методом начисления, если по состоянию на 1 января поступления от оказания страховых услуг и прочей деятельности страховой организации за предыдущие четыре квартала превысили
1 млн руб. за каждый квартал. Если страховая организация применяла кассовый метод, то при превышении предельного размера поступлений страховщику необходимо внести изменения в налоговый учет с начала года. При игнорировании этой обязанности у налогоплательщика может возникнуть недоимка по налогу на прибыль, что, в свою очередь, повлечет начисление пеней и применение штрафов.
Налогоплательщики, имевшие убытки в предыдущих налоговых периодах, согласно ст. 283 НК РФ, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы. При этом совокупная сумма переносимого убытка не должна превышать 30% налоговой базы текущего налогового периода. Перенос убытков возможен в течение 10 лет и производится в той очередности, в которой они понесены. С другой стороны, убыток налогового периода может быть перекрыт прибылью, полученной в следующих периодах.
Сумма налога на прибыль определяется страховщиками самостоятельно на основании данных аналитических регистров налогового учета и заполнения соответствующих форм налоговой отчетности - декларации по налогу на прибыль организаций. Сроки уплаты аван-
совых платежей по налогу на прибыль и предоставления отчетности налогоплательщики имеют возможность выбирать самостоятельно в соответствии со ст. 286, 287, 289 НК РФ.
В соответствии с гл. 21 НК РФ услуги по страхованию и пере-страхованию освобождены от уплаты налога на добавленную стои-мость. Не облагаются данным налогом и операции по возмещению доли убытков по рискам, переданным в перестрахование; комиссионные вознаграждения и тантьемы, полученные за оказание услуг страхового брокера. В то же время другие хозяйственные операции страховой организации, не запрещенные действующим законодательством, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Курсовая работа

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»

на тему: «Особенности налогообложения страховых организаций»


Введение

Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1Система налогообложения РФ

1.2 Субъекты налоговых правоотношений

1.3 Налогообложение страховых организаций

Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций

2.1. Понятие страховых организаций

2.2 Особенности налогообложения страховых организаций

2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций

Заключение

Список использованных источников


Введение

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.


Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1 Система налогообложения РФ

Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

Вторая задача связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности. Это достигается путем научно обоснованного определения объекта налогообложения, применения соответствующей системы налоговых ставок, а также за счет сокращения налоговых льгот.

Для повышения действенности налоговой системы в современных условиях необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, к порядку уплаты налогов и отношениям между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками этих отношений, ужесточить контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

В целом фундаментальная задача, которую необходимо решить в возможно короткие сроки, сводится к формированию новой отрасли права - налогового права, с глубокой и тщательной проработкой всех ее элементов, с учетом мирового опыта и национальной специфики.

Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Функция налогов - проявление сущности его действия, способ выражения свойств. Основной выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - мобилизация финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды.

Вместе с тем налоги могут выполнять и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников страховых отношений, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование и особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость.

Степень реализации названных функций зависит от видов налогов, методики расчета и источников их уплаты.

Впервые принципы действия налоговой системы описал А. Смит, выдвинув четыре правила налогообложения:

Подданные государства должны давать на содержание правительства каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. сообразно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства. Это правило можно сформулировать как принцип справедливости - равенство и всеобщность;

Налог должен быть определенным, а не произвольным. Срок платежа, способ и размер его - все должно быть точным и ясным, т.е. определенность налогов;

Налог следует взимать в сроки и способами, наиболее удобными для плательщика;

Налог необходимо брать с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну. Этот принцип можно назвать как дешевизна налоговой службы. Расходы по содержанию налоговых органов, естественно, в казну не поступают, а точнее - уменьшают доходную часть бюджета.

Классик рыночной экономики Д. Рикардо также исследовал вопросы сущности, роль, функции и классификации налогов. Он отмечает, что если потребление правительства возрастает вследствие взимания добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги ложатся на доходы, и начисленный капитал остается нетронутым, но если производство не увеличивается, то налоги придется уплачивать из капитала (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для производственного потребления). Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрить стремление к накоплению.

Функция налога - проявление его сущности, действия, способ выражения его свойств.

Налог на добавленную стоимость

Согласно нормам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации основная деятельность страховых организаций не облагается НДС. Так, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию. В то же время страховщики могут заниматься страховой деятельностью через страховых агентов и страховых брокеров. В этом случае вознаграждение за посреднические услуги, оказанные страховым агентом, подлежит обложению НДС на основании ст. 156 НК РФ.

В рамках договоров страхования НДС не облагаются следующие обороты:

  • - страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
  • - проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
  • - средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;
  • - суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая.

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 № 100н. Доходы, получаемые страховой организацией от операций, связанных с инвестированием или размещением средств страховых резервов и собственных средств страховой организации, облагаются НДС, если данный вид операций облагается налогом (например, доходы от недвижимости). В этом случае объектом обложения НДС является выручка, полученная от оказания данных услуг.

Поскольку в большинстве страховых организаций доля облагаемых НДС операций незначительна, чаще применяются положения п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому страховым организациям разрешено включать суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Приобретенные материальные ценности, в том числе основные средства и нематериальные активы, отражаются в учете по стоимости без НДС. При этом вся сумма НДС, полученная по налогооблагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Налог на прибыль страховые компании платят с прибыли, полученной от своей деятельности. Определяется она по правилам статьи 247 Налогового кодекса РФ.

Особенности налогового учета у страховых организаций обусловлены характером выполняемых операций, одна из особенностей которых связана с порядком учета операций по основной деятельности организаций (страхованию, сострахованию, перестрахованию), а именно в бухгалтерском и налоговом учете эти операции отражаются по видам договоров. Доходы и расходы, полученные по договорам страхования, сострахования, перестрахования, признаются в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271, 272 НК РФ при определении доходов методом начисления. Следующая особенность налогового учета у страховых организаций определяется необходимостью формирования страховыми организациями страховых резервов: согласно ст. 330 НК РФ страховые организации образуют страховые резервы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом резерв предупредительных мероприятий не учитывается для целей налогообложения прибыли. Однако согласно п. 2 ст. 294.1 НК РФ при осуществлении обязательного медицинского страхования суммы отчислений в страховые резервы могут быть учтены для целей налогообложения. Третья особенность налогового учета связана с учетом страховых выплат. В соответствии со ст. 330 НК РФ страховые выплаты по фактически наступившему страховому случаю включаются в налоговом учете в состав расходов на дату возникновения у организации обязательства по выплате страхового возмещения.

На основании ст. 273 НК РФ в страховании при определении даты получения доходов страховая организация может использовать как метод начисления, так и кассовый метод. При этом кассовый метод применяется, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг (работ, товаров) без НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Однако на практике преобладает метод начисления.

Особенности состава расходов страховой деятельности для целей налогообложения установлены ст. 294 НК РФ. На сферу страхования распространяется также действие положений ст. ст. 252, 254 - 269 НК РФ.

Единый социальный налог

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страховые организации производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Налоговые поступления от страховых организаций ежегодно возрастают. Наибольшие налоговые поступления по субъектам Российской Федерации приходятся на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Они имеют постоянное лидерство по сборам налогов от страховых организаций. Фактические налоговые поступления увеличились и в других регионах.

Отличие налогов, относимых на себестоимость страховых услуг и на финансовый результат; не только в источнике уплаты, в механизме отражения в бухгалтерском учете, но также и в экономической сущности. Налоги, относимые на себестоимость страховых услуг, влияют на величину расходов на ведение дела, и, в конечном счете, в большей мере сказываются на величине страхового тарифа, взимаемого со страхователей, чем налоги, относимые на финансовый результат и уплачиваемые за счет прибыли.

Налоги (сборы, взносы), относимые на себестоимость страховых услуг.

Под себестоимостью страховых услуг понимается совокупность следующих расходов:

* отчисления в страховые резервы;

* расходы на ведение дела;

* отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию;

* возмещение доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;

* комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования.

Налоги, относимые на себестоимость страховых услуг, включают следующие отчисления.

* Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Расчеты страховых организаций с Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, Фондом занятости осуществляются как с предприятиями других отраслей. Размеры взносов также единые. Суммы платежей включаются в затраты страховой организации и составляют порядка 20% всех налоговых платежей страховых организаций. Наибольшие отчисления производились в Пенсионный фонд. В 2001 г. введен единый социальный налог (взнос), объединяющий все фонды, кроме фонда занятости.

* Платежи в целевые бюджетные фонды. Страховые организации являются плательщиками в дорожные фонды (Федеральный и территориальный). Ставки налогов, кроме налога на пользователей автомобильных дорог, такие же, как для всех предприятий. Налог на пользователей автомобильных дорог страховые организации платят с объема продукции (услуг). Особенности определения объема продукции страховых услуг, а также методология уплаты данного налога рассматриваются в следующих параграфах. Поступления зачисляются в территориальный дорожный фонд, а в Москве и Санкт-Петербурге - в Федеральный дорожный фонд. Налог на приобретение автотранспортных средств является региональным налогом и уплачивается страховщиками в случае приобретения этих средств. Налог с владельцев транспортных средств страховые организации платят, если на балансе предприятия числятся автотранспортные средства. Этот налог зависит от марки машины, а также мощности мотора и является региональным налогом. Платежи в целевые бюджетные фонды увеличиваются с годами, но имеют несущественное значение -4% всех налоговых платежей страховых организаций.

* Транспортный налог. С 1 января 1994 г. по 15 ноября 1997 г. страховые организации, а также их филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, являлись плательщиками транспортного налога (как и другие предприятия). Он показал свою неэффективность. Но поскольку в одном из вариантов Налогового кодекса упоминался как перспективный, некоторые вопросы этого налога будут рассмотрены автором далее. Он занимал незначительное место в налоговых платежах страховщика и составлял не более 1% всех налоговых платежей страховых организаций.

* Налог на доходы физических лиц. У страховых организаций существует особенность уплаты данного налога, поскольку взимается он не только с фонда оплаты труда сотрудников, но также с фонда страховых выплат застрахованным за счет средств предприятий. Порядок налогообложения страховых выплат и перспективы дальнейшего развития изложены дальше. Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе страховщиков менялось из года в год в пределах от 9 до 30%.

* Земельный налог. Его платят страховщики, а также филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, получившие в свою собственность землю и зарегистрированные как владельцы земли в местных представительных органах власти. Это налог занимал незначительное место в налоговых платежах страховщика и не превышал 1% всех налоговых платежей страховщиков, в последнее время вырос до 9% всех налоговых платежей страховщиков.

* Налог на добавленную стоимость (НДС). Операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты этого налога. Однако с 1993 г. страховые организации по операциям нестраховой деятельности уплачивают НДС. К таким операциям относятся; доходы от консультационных услуг, сдачи основных средств в аренду. С1996 г. страховые организации уплачивают НДС с агентских услуг, оказываемых другим страховщикам. В зависимости от специализации страховщиков данный налог занимает второе место в налоговой системе страховых организаций в пределах от 2 до 30%.

* Платежи за загрязнение окружающей среды. Страховые организации платят в отличие от других предприятий только за превышающие предельно допустимые нормы выбросы газов автомобилями, находящимися на балансе страховщика. В связи с этим страховщикам необходимо иметь разрешение соответствующих организаций на эксплуатацию автомобилей с соответствующими выбросами. Если же такого разрешения нет, то относить платежи к затратам (независимо от размеров загрязнения) не разрешается, все они будут производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении страховщика после уплаты налогов и других платежей в бюджет. В настоящее время они занимают незначительное место (не более 1%) в налоговых платежах страховщиков.

С 1996 г. страховые организации должны по противопожарному страхованию перечислять в фонд пожарной безопасности 5% поступивших страховых взносов. Законодательно относить данные затраты на себестоимость страховых услуг страховщики смогли только с 1 января 1999 г. с внесением соответствующих изменений в Положение № 491 . В настоящее время доля, приходящаяся на данные отчисления, составляет 4-8% всех налоговых платежей страховщика.

В одном из вариантов Налогового кодекса было заложено то, что отчисления страховщиками в фонд пожарной безопасности должны относиться на себестоимость страховых услуг без ограничений, Что негативно отразилось бы на налоговых поступлениях в бюджет, так как бюджетные средства отвлекались на внебюджетный фонд. В 2000 г. Высший арбитражный суд признал незаконным в обязательном порядке перечислять средства в фонд пожарной безопасности. Во введенной в действие части второй Налогового кодекса РФ для страховых организаций предусмотрены отчисления в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщика в страховых резервах), формируемые на основе законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Таким образом, отчисления, провозглашенные в Федеральном законе № 69-ФЗ, при вступлении в силу главы 25 Налогового кодекса РФ и производимые в добровольном виде, не должны уменьшать налог на прибыль страховщика.

Налоги, относимые на финансовый результат

Налоги, относимые на финансовый результат, не влияют на себестоимость страховых услуг, но сказываются на конечном финансовом результате страховщика, т.е. будет прибыль (убыток).

* Налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы с 1 января 2001 г. отменен; страховые организации платили его на общих основаниях от объема реализуемых страховых услуг. Этот местный налог был введен с 1 января 1993 г., а в Москве - с 1 апреля 1994 г. При этом расходы предприятий на содержание социально-культурных объектов (в пределах установленных нормативов) вычитались из суммы данного налога, как, например, у ОАО «Росгосстрах». Налог для страховых организаций составлял 1-5% всех налоговых платежей страховщиков.

* Сбор на нужды образовательных учреждений как местный налог был введен с 1 января 1993 г., а в Москве-с 1 апреля 1994г. Страховщики, а также филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом (например в Москве данный сбор действовал до 1999 г.), платят сбор, относя его на финансовый результат страховой деятельности. Ставки едины, как и для других предприятий. Размер этого сбора не превышает 1% всех налоговых платежей страховщиков.

* Налог на имущество предприятий. Страховые организации, а также филиалы (до 1 января 2000 г.), имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, являются плательщиками налога на имущество предприятий, как и все предприятия. Среди налогов, относимых на финансовый результат страховых организаций, данный налог дает от 1 до 10% всех налоговых платежей страховщиков,

С введением Налогового кодекса РФ первые два налога отменены.

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, не влияют на себестоимость страховых услуг, а влияют только на чистую прибыль, распределяемую между акционерами в виде дивидендов.

* Налог на прибыль (доход). В 1992-1993 гг. страховые организации платили налог на доходы. Комиссионные вознаграждения страховых агентов включались в себестоимость страховых услуг, т.е. исключались из налогообложения. А оплата труда штатных работников была предусмотрена из дохода, остающегося в распоряжении страховой организации после уплаты налогов. С 1994 г. Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» страховые организации переведены на уплату налога на прибыль. Налоговая база существенно уменьшилась. Одновременно были повышены ставки налога. Изменения порядка уплаты налога и сумм (увеличение или уменьшение) поступлений от такой трансформации налога будут рассматриваться в следующем параграфе.

Порядок налогообложения прибыли иностранных лиц на территории России изложен в Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». К доходам из источников в Российской Федерации, в частности, относятся следующие доходы: премии по прямому страхованию и сострахованию, премии по перестрахованию, а также проценты на депо премий, формируемых российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру. При этом доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются, исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25, а доходы от премий по перестрахованию - с применением коэффициента 0,125. Ставка налога равна 20%.

* Налог с превышения величины оплаты труда являлся составной частью налога на прибыль. Нормируемая величина расходов на оплату труда, начиная с 1994 г. по 1995 г., представляла собой необлагаемую величину расходов предприятий на оплату труда, равную шестикратному размеру установленной законодательством минимальной оплаты труда. Данный налог был существенным для страховщиков. Анализ данного налога необходим потому, что страховые организации стали его уплачивать при переходе с уплаты налога на доходы к налогу на прибыль, что в свою очередь сказалось на ужесточении налогового бремени для страховщиков. Но существует и другая причина для его рассмотрения: из-за чрезвычайно большой разницы в доходах различных слоев населения и необходимости обеспечения «социальных корзин», неоднократно поднимался вопрос о введении налога с превышения фонда заработной платы.

Налог с превышения нормативной величины оплаты труда распространялся на страховые организации с переходом на уплату налога на прибыль. Страховые организации, у которых фактические расходы на оплату труда работников в составе себестоимости страховых услуг превышали их нормируемую величину, уплачивали ежеквартально в бюджет налог с суммы этого превышения. Налог на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающих их нормируемую величину, уплачивали все плательщики независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли: в федеральный бюджет - 13% , а в бюджет субъектов Российской Федерации - по действующим ставкам налога на прибыль. Но были исключения, например, в Новосибирске налог на прибыль от страховой деятельности уплачивался по ставке 30% , а налог на превышение средней величины оплаты труда - по ставке 25%.

Численность страховых агентов и страховых брокеров включалась в среднесписочную численность, а начисленное им вознаграждение - в фонд оплаты труда при исчислении налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.

На примере нескольких страховых организаций видно, что налог на превышение фонда оплаты труда (до его отмены с 1996 г.) составлял 34%, а в некоторых случаях и 58% общего размера налога на прибыль, уплачиваемого страховыми организациями.

* Налог с доходов по ценным бумагам страховщиками уплачивается как предприятиями других отраслей. Доходы, полученные страховыми организациями в виде дивидендов, процентов по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в России (в том числе государственным - с 21 января 1997 г.), а также доходы от долевого участия в других предприятиях (в том числе в страховых организациях), созданных на территории России, подлежат налогообложению налогом на прибыль, но по более низкой ставке. К ценным бумагам акционерных обществ относятся акции торговых компаний и торговых домов, акции производственных компаний, банков, приватизационных компаний, страховых организаций. Данный налог у страховых организаций составляет 12-23% всех налоговых платежей, уплачиваемых страховщиками.

* Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Страховые организации являются его плательщиками. Данный налог уплачивает небольшое количество страховщиков. В Налоговом кодексе данный налог не предусмотрен.

* Налог на операции с ценными бумагами уплачивают страховые организации при выпуске ценных бумаг. Страховщики, имеющие статус акционерного общества, уплачивают данный налог при выпуске акций. Данный налог является для страховых организаций незначительным и составляет не более 1% всех налоговых платежей страховщиков.

В структуре налогов, уплачиваемых страховыми организациями в 1996-2000 гг. преобладают налоги и сборы, относимые на себестоимость страховых услуг.

В части второй Налогового кодекса РФ из вышеперечисленных налогов предусмотрены налог на прибыль, налог с доходов по ценным бумагам (как и прежде составляющий часть налога на доходы), налог на операции с ценными бумагами войдет составляющей частью в раздел госпошлин.

Особенности налогообложения страховых организаций и основные ошибки допускаемые страховыми организациями, устанавливаемые при проведении проверок.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.
Во-первых , поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.
Во-вторых , налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом, страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.
Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.
Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления.
Показатели налоговой нагрузки у страховых компаний низкие, не превышают 3 %, при среднеотраслевом показателе по финансовой деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении нескольких налоговых периодов показывают для целей налогообложения убыток.
Однако, проводимые контрольные мероприятия в отношении страховых организаций МИ ФНС России №50 по г.Москве, а именно выездные налоговые проверки приносят значительные доначисления налогов. Так в 2009 году было проведено 39 проверок страховых компаний и дополнительно доначислено в бюджет 1 326 722,7 тыс.рублей, в 2010 году проведено 27 проверок доначислено 1 295 331,3 тыс.рублей.

Ипользование страховыми организациями льготного режима для минимизации налоговых выплат

Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих страхователей.
При этом используются следующие операции, характерные только для страховых организаций:
- выплаты агентского вознаграждения агентам , привлекаемым для заключения договоров страхования или для их сопровождения. Размер агентского вознаграждения определяется агентским договором между страховщиком и агентом, однако он не должен превышать размер вознаграждения, заложенного в структуре тарифной ставки, которая прошла согласование с регулятором страхового рынка ФССН.
При проведении контрольных мероприятий налоговые органы устанавливают факты документального неподтверждения участия агента в заключении или сопровождении договоров страхования, хотя в расходах для целей налогообложения прибыли страховые компании выплаченное агентское вознаграждение учтено и на его сумму налогооблагаемая база по прибыли занижена. Опрошенные страхователи, а иногда и сами агенты отрицают факт участия посредника в заключении договора страхования.
Во многих случаях, агентами выступают так называемые фирмы-однодневки, имеющие номинального руководителя, адреса массовой регистрации и не выполняющие свои обязательства перед бюджетом.
Анализ движения денежных средств, уходящих из страховой компании как агентское вознаграждение, показывает, что оно заканчивается обналичиванием денежных средств.
- отнесение на расходы сумм перестраховочных премий по договорам исходящего перестрахования.

Страховая организация может сама застраховать свой риск выплаты страхового возмещения по заключенному прямому договору страхования у другого страховщика, перечислить последнему перестраховочную премию и отнести ее на расходы в целях налогообложения. Вопрос в том какую перестраховочную организацию выбрал страховщик, и на каких условиях передал риск в перестрахование.
В своей работе налоговые органы устанавливают, что договоры перестрахования заключаются со страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную ФССН однако не осуществляющих никакой реальной страховой и перестраховочной деятельности. Данные организации имеют номинальных директоров, не располагаются по адресу регистрации, что должно наказываться ФССН, не имеют сотрудников, а все их активы, отраженные в отчетности для регулятора на бумаге, отсутствуют фактически. Денежные средства, приходящие на счета указанных организаций в дальнейшем разными способами выводятся из легального оборота.
Отдельно хотелось бы остановиться на условиях передачи риска в перестрахование, на ее экономической оправданности. Это касается размера перестраховочного тарифа и его соизмеримость с тарифом прямого договора страхования. Очень часто прямой страховщик выступает только как посредник по перечислению денежных средств в фиктивные страховые организации, оставляя на собственном удержании минимальную страховую сумму, а полученную страховую премию практически полностью перечисляет в указанные организации, которые в дальнейшем выводят их из легального оборота.
Нередки случаи передачи риска в перестрахование в конце действия прямого договора страхования, без оговорки о суммах заявленных убытков и с распространением перестраховочной защиты с начала действия договора страхования и, конечно же, с перечислением большей части уже заработанной страховой премии перестраховщику. В чем экономическая оправданность указанных расходов налоговым органам не понятно, если только не в получении налоговой выгоды.
- страховые выплаты

Страхование это защита имущественных интересов страхователя, это возмещение ему утраченного имущества, понесенных расходов и затрат в связи с наступлением случайных обстоятельств (страховых случаев). А как расценить с точки зрения налогового законодательства страховые выплаты страхователям при фактическом отсутствии у него имущественного интереса, заявленного в договоре страхования. Или при его наличии, но в значительно меньшем объеме, страхование сверх действительной стоимости. Почему страховые компании, принимая на себя риск выплаты, не проводят качественную оценку имущественного интереса, его размер. В таких случаях, как правило, налоговые органы проверяют и сам факт наступления страхового случая, который также не подтверждается. Страховая выплата, отнесенная на расходы в целях налогообложения, признается документально неподтвержденной.

Льготный порядок налогообложения денежных средств получаемых страховой организацией в качестве страховых взносов предполагает размещение сформированных из этих средств страховых резервов в строго определенном порядке, в соответствии с Положением разработанным ФССН. Данным положением определено, в какие виды активов и в каком соотношении страховая организация может размещать средства резервов.
Страховой регулятор проверяет правильность выполнения требований, предъявляемых к видам активов при проверке отчетности, сдаваемой в порядке надзора на отчетные даты.
Налоговые органы анализируя экономическую оправданность тех или иных затрат в целях налогообложения также проверяют имеющиеся у страховой организации активы. При этом затрагиваются не только отчетные даты, но и внутри отчетный период. Из проведенного анализа, подтвержденного данными контрольных мероприятий очень хорошо видно, что страховые организации внутри отчетного периода не соблюдают положения о порядке размещения средств страховых резервов.
Страховые резервы вкладываются в неликвидные активы, в векселя фирм-однодневок, в банковские векселя уже погашенные ранее или проданные другим организациям. При этом страховщик среднего уровня не имеет никакой своей недвижимости.
Из всего этого становится понятно, почему так часто страховые компании «уходят с рынка» в течение нескольких дней, оставляя без страховой защиты своих страхователей, почему страховая компания не может исполнить свои обязательства при наступлении страховых случаев в больших размерах.
Налоговые органы при выставлении требований об уплате налогов по результатам контрольных мероприятий сталкиваются с ситуацией, когда даже обеспечительные меры принять не к чему. Понятно когда это относится к схемным компаниям специально созданным для ухода от налогообложения Работа данных компаний построена так, что они и не планировали иметь каких либо обязательств на длительное время и с ними работали, как правило, юридические лица которые знали род деятельности данных компаний.
Другое дело - компании, страхующие население, в основном это такие виды страхования как КАСКО и ОСАГО. Нередки случаи, когда некрупные страховые компании продаются лицам, которые с самого начала планируют мошенничество: получить бланки, деньги за полисы положить в карман, а потом сбежать, оставив проблемы с убытками для оплаты из фонда компенсационных выплат.

Все перечисленные факты не только не позволяют качественно организовать администрирование налогообложения страховых организаций, но и мешают развитию самого страхового рынка, подрывают веру страхователей в необходимость приобретения страховой защиты и в ее надежность, страховые компании рассматриваются как элемент исключительно для получения выгоды, в том числе налоговой.

Другие виды нарушений, связынных с уходом от налогов

Конечно же, указанные факты не носят массовый характер и при проведении контрольных мероприятий в отношении страховых организаций налоговые органы устанавливают и другие виды нарушений, приводящие к занижению налогооблагаемой базы, например:

Завышение расходов по налогу на прибыль организаций за счет неправомерного формирования страховых резервов .
В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. (далее - Закон N 4015-1) одной из гарантий обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования и перестрахования.
Согласно ст. 294 НК РФ к расходам страховой организации относятся расходы, понесенные ими при осуществлении страховой деятельности, в том числе суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменений доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании. Порядок формирования страховых резервов, утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2002г. №51н " (далее – Правила).
Анализ ошибок, допускаемых при формировании резерва незаработанной премии.
Резерв незаработанной премии - это часть начисленной страховой премии (взноса) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода (незаработанная премия), и предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах.
Для расчета незаработанной премии по договору страхования (сострахования) начисленная страховая брутто-премия по договору страхования (сострахования) уменьшается на сумму начисленного вознаграждения за заключение договора страхования (сострахования). Поэтому первая ошибка, которая может привести к искажению величины резерва незаработанной премии, - это некорректное определение базовой премии. Как правило, она допускается из-за некорректного применения информации о комиссионном вознаграждении.
Еще одним примером типичной технической ошибки являются неправильное определение сроков действия договоров страхования в журнале учета договоров и, как следствие, некорректное формирование резерва незаработанной премии.
Среди ошибок, часто допускаемых страховыми организациями, можно отметить наличие резерва незаработанной премии по досрочно расторгнутым договорам страхования.
Анализ ошибок, совершаемых при формировании резерва заявленных, но неурегулированных убытков.
В соответствии с Правилами в качестве базы расчета резерва заявленных, но не урегулированных убытков принимается размер не урегулированных на отчетную дату обязательств страховщика, подлежащих оплате в связи:
- со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику;
- с досрочным прекращением (изменением условий) договоров в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Для расчета резерва заявленных, но не урегулированных убытков величина не урегулированных на отчетную дату обязательств страховщика увеличивается на сумму расходов по урегулированию убытков в размере 3% от ее величины.

Типичным нарушением является несвоевременное списание (уменьшение) резерва убытков, и занижение расчетной базы по налогу на прибыль.
В соответствии со Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), надлежащее исполнение прекращает обязательство. Также обязательства прекращаются с истечением срока исковой давности.
Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) устанавливает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года. ГК РФ определен сокращенный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, в два года, по личному страхованию и ОСАГО – три года.
Однако, в нарушение данных положений, в составе резерва заявленных, но неурегулированных убытков на отчетную дату страховыми компаниями отражается сумма по обязательствам, не подлежащим исполнению в связи с истечением срока исковой давности.
В соответствии с действующим законодательством вопрос о включении франшизы в договор страхования и ее размер определяется по соглашению между страховщиком и страхователем. Под франшизой понимается сумма, в пределах которой страховщик освобождается от возмещения убытков, не превышающих определенный размер. Франшиза может быть установлена либо в процентах от страховой суммы, либо в абсолютной величине. Франшиза подразделяется на условную (невычитаемую) и безусловную (вычитаемую). При безусловной франшизе ущерб возмещается страховщиком во всех случаях за вычетом установленной суммы франшизы. Таким образом, обязательство страховщика по выплате страхового возмещения определено страховой суммой за минусом безусловной франшизы, установленной договором страхования.
Величина РЗУ определяется по каждой неурегулированной претензии, исходя из заявления страхователя. В связи с тем, что страхователь и страховщик при заключении договора страхования установили безусловную франшизу, при произведении страховой выплаты размер убытка должен быть уменьшен на размер безусловной франшизы. Поскольку любая страховая выплата будет уменьшена на размер безусловной франшизы, то формирование РЗУ без учета размера франшизы является экономически необоснованным, приводящим к завышению расходов страховщика.
Часто страховые организации включают в РЗУ обязательства, исполненные в прошлых отчетных периодах. Так, страховой компанией произведена выплата страхового возмещения по договору страхования. Однако при расчете РЗУ указанные убытки были учтены на отчетную дату в резерве. Таким образом, неправомерное отражение в составе РЗУ уже урегулированных (оплаченных) убытков приводит к завышению расходов страховой организации.
Неотражение(неполное отражение) при расчете формируемых резервов сумм доли перестраховщика
К расходам страховых организаций согласно подпункту 1 пункта 2 относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Министерством Финансов Российской Федерации.
Согласно Приказа Минфина РФ от 11 июня 2002года N 51н " " страховые резервы включают, в частности, резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ).
Резерв заявленных, но неурегулированных убытков является оценкой неисполненных или исполненных не полностью на отчетную дату (конец отчетного периода) обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая сумму денежных средств, необходимых страховщику для оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам страхователя (расходы по урегулированию убытков), возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах.
В соответствии со статьей 12 Приказа Министерства Финансов РФ от 11 июня 2002 года N 51н " ", страховщик рассчитывает долю участия перестраховщиков в страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни, одновременно с расчетом страховых резервов.
В качестве базы расчета резерва заявленных, но неурегулированных убытков принимается размер не урегулированных на отчетную дату обязательств страховщика, подлежащих оплате в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику.
При анализе условий договоров перестрахования устанавливаются факты неправильного определения доли перестраховщика в заявленных убытках и как следствие завышение сумм формируемых резервов и занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль
Неправомерное включение в состав дебиторской задолженности и списание на расходы сумм неполученных страховых премий, при условии, что договором страхования предусмотрено не вступление договора в силу или его досрочное прекращение в случае неуплаты страховой премии.
Данная ситуация встречается в основном при работе с физическими лицами по договорам ОСАГО.
Согласно ст. 5 Федерального закона условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям, содержащимся в издаваемых Правительством Российской Федерации Правилах обязательного страхования.
Пунктом 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года установлено, что страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора обязательного страхования. Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика
Таким образом, указанное положение Правил фактически продублировало п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в части того, что договор ОСАГО является реальным и заключается, а также вступает в силу лишь после уплаты страховой премии.
В нарушение установленного порядка страховщики отражают в составе внереализационных расходов дебиторскую задолженность по договорам страхования по ОСАГО, не вступившим в силу в 2006 году в связи с неуплатой страховой премии. Кроме того, указанные суммы неполученных премий по невступившим в силу договорам страхования участвуют в формировании страховых резервов и уменьшают налогооблагаемую базу.

Работа налоговых органов с организациями входящими в зону высокого налогового риска.

Понятие налоговой выгоды, согласно абзацу второму пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 " " (далее – Постановление № 53) является обобщенным (собирательным) понятием, поэтому налоговым органам в каждом конкретном случае при описании в акте налоговой проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, рекомендуется использовать определение каждого конкретного способа уменьшения размера налоговой обязанности, например, нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора), а также указывать, в чем оно выразилось (необоснованное применение налогового вычета, необоснованное включение в расходы и т.д.).
При осуществлении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика, получающего необоснованную налоговую выгоду с использованием подставной организации («фирмы-однодневки», «проблемных контрагентов» и т.д. и т.п.), налоговые органы обращают внимание во-первых на то, что подконтрольное (постоянно или временно – на одну или несколько операций) проверяемому налогоплательщику юридическое лицо, не обладает самостоятельностью, от имени такого лица проверяемый налогоплательщик осуществляет часть своей предпринимательской деятельности, в результате гражданско-правовых сделок с которым формально объект налогообложения возникает у подставной организации, а у проверяемого налогоплательщика возникают формальные основания для получения налоговой выгоды.
Во-вторых, на признаки, свидетельствующие об отсутствии объективных условий и реальной возможности осуществления подставной организацией предпринимательской деятельности, под которой согласно Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Методология использования подставной организации предполагает, что подставная организация в принципе не нуждается в финансовых, трудовых и материальных ресурсах, в офисных, торговых, складских и иных помещениях, в различного рода работах и услугах сторонних организаций, иных ресурсах, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, не исполняет обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах (не исчисляет налоги, либо исчисляет в минимальных размерах, не представляет отчетность, не уплачивает налоги, и т.д.). Вместе с тем, использование подставной организации в подавляющем большинстве случаев не может осуществляться без банковского счета (так как легально зарегистрированная подставная организация необходима в основном для открытия и использования банковского счета, на который перечисляются денежные средства, предназначенные для их обналичивания, либо, например, для проведения круговых безналичных расчетов, когда имитируются расчеты и денежные средства в конечном итоге возвращаются обратно).

При проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) налоговые органы по контрагентам, проверяемого налогоплательщика устанавливают следующие обстоятельства:

1) прямые:
  • непредставление контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • отказ физических лиц от руководства (учреждения, участия) организацией (контрагентом);
  • нахождение руководителя (участника, учредителя) организации - контрагента в розыске;
  • «массовый» (10 и более случаев) участник (заявитель, учредитель, руководитель) организации - контрагента;
  • неоднократное изменение места нахождения юридического лица - контрагента;
  • отсутствие у контрагента трудовых ресурсов;
  • место нахождения контрагента совпадает с адресом «массовой регистрации»;
  • место нахождения организации и место нахождения (место жительства) ее участников (учредителей, должностных лиц) располагаются в различных субъектах Российской Федерации;
  • контрагент имеет один банковский счет, открытый не по месту его нахождения (в другом регионе, городе);
2) косвенные:
  • представление «нулевой» налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • минимальная численность работников (1 - 2 человека);
  • отсутствие налогоплательщика по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу (месту нахождения);
  • отсутствие в собственности основных средств, иного имущества;
  • отсутствие платежей по банковскому счету на цели обеспечения ведения финансово – хозяйственной деятельности (за аренду имущества, коммунальные услуги, электроэнергию и т.д.);
  • незначительность показателей налоговой и бухгалтерской отчетности по сравнению с оборотами по банковскому счету;
  • идентичность сумм, поступивших на счет и списанных со счета (с учетом списания средств, за обслуживание счета);
  • перечисление и списание денежных средств со счета организации осуществляется в течение 1 - 3 рабочих дней;
  • счета проверяемого налогоплательщика и его контрагента открыты в одном банке;
  • обналичивание поступивших на счет контрагента денежных средств;
  • покупателем продукции (работ, услуг) у организации является только проверяемый налогоплательщик либо узкий круг лиц;
  • государственная регистрация контрагента осуществлена непосредственно перед осуществлением сделок с проверяемым налогоплательщиком;
  • недостоверные паспортные данные участников (учредителей, должностных лиц) при государственной регистрации контрагента, в том числе регистрация с указанием данных ранее утраченного паспорта.

Перечень вышеуказанных обстоятельств не является исчерпывающим и может изменяться и дополняться с учетом конкретных обстоятельств, изменения законодательства и сложившейся на определенный момент арбитражной практики.
При этом вопрос подконтрольности и несамостоятельности подставной организации исследуется наиболее тщательно.
Необходимость исследования этого вопроса следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 20.04.2010 № 18162/09. При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент).
Работу по обнаружению фактов, свидетельствующих о подконтрольности проверяемому налогоплательщику подставной организации проводить по следующим направлениям:

  • установление признаков ведения «предпринимательской деятельности» подставной организации со скрытым использованием техники (компьютерной, множительной, техники связи), помещений, телефонных номеров, персонала и служб проверяемого
  • установление случаев и их повторяемость (регулярность) согласованности или синхронности действий проверяемого налогоплательщика и подконтрольной организации, которые объективно не могут быть согласованными либо синхронными;
  • получение пояснений (проведение допросов) работников проверяемого налогоплательщика, по вышеуказанным фактам, в случае их установления.
  • получение пояснений (проведение допросов) работников проверяемого налогоплательщика, нотариусов, работников банков и др., которые объективно контактировали или должны были контактировать с представителями подставной организации в целях их установления.
  • установление фактов обращений проверяемого налогоплательщика и подконтрольной организации за разъяснениями о порядке подтверждения своей «осмотрительности в выборе контрагентов» в налоговые органы, Минфин России и др., иных случаев предварительного сбора «доказательств» своей непричастности к деятельности подставных организаций, использования таких обращений и их результатов в прошлом (в совокупности с установленными по результатам налоговой проверки фактами уклонения от уплаты налогов с использованием подставной организации, эти факты, не являясь единственными подобными фактами, могут свидетельствовать об умышленном нарушении законодательства о налогах и сборах,
  • установление иных характерных признаков, в том числе перечисленных в . Например, ведение «деятельности» подставной организацией исключительно с проверяемым налогоплательщиком, либо с взаимозависимыми с ним организациями. Вместе с тем, необходимо учитывать, что указанный признак, в частности, отсутствует в случае предоставления подставной организации третьими лицами для разовых операций по обналичиванию денежных средств.

Налоговым органом может быть установлено и собраны доказательства того, что учредители и (или) руководители проверяемого налогоплательщика являются номинальными. Действительными бенефициарами (выгодоприобретателями) могут выступать иные физические лица. Вместе с тем, налоговую ответственность, обязанность по уплате недоимки и пеней должен нести проверяемый налогоплательщик, как лицо, от имени которого осуществлялась реальная экономическая деятельность, в результате или в ходе которой возникали (или возникли бы при отсутствии использования подставной организации) объекты налогообложения и которое получало налоговую выгоду с использованием подставных организаций при отсутствии законных оснований.
В целях сокрытия фактов получения проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды с использованием подставной организации, в ряде случаев деятельность проверяемого налогоплательщика организуется таким образом, чтобы не иметь прямых хозяйственных связей с подставной организацией. В этих случаях прямые хозяйственные связи с подставной организацией имеет так называемая «фирма-посредник», которая имитирует предпринимательскую деятельность.
Определить действительного получателя необоснованной налоговой выгоды в этих условиях возможно только после установления связей, указывающих на подконтрольность «фирмы-посредника» проверяемому налогоплательщику.
В случае установления фактов отсутствия реальных хозяйственных операций и установления только фальсификации документов, подтверждающих, по мнению проверяемого налогоплательщика, обоснованность налоговой выгоды, доказыванию подлежат вышеуказанные факты (факты фальсификации документов и факты отсутствия реальных операций). В данном случае отсутствует необходимость в изменении налоговыми органами юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в , доначисление налогов, начисление пеней, взыскание штрафов, в результате представления проверяемым налогоплательщиком документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения, которые в совокупности с другими выявленными обстоятельствами не подтверждают факта реального осуществления им хозяйственных операций с российскими поставщиками, не обусловлены изменением юридической квалификации сделок, поэтому в данном случае подпункт 3 пункта 2 Кодекса не применяется.
При этом необходимо учитывать, что не во всех случаях, в частности, как было указано выше, подставная организация может быть создана проверяемым налогоплательщиком. Не исключено, что такая организация может быть предоставлена налогоплательщику третьими лицами, предоставляющими услуги по обналичиванию денежных средств. В подобных случаях подконтрольность подставной организации также присутствует, однако она является временной, на одну или несколько операций, обеспечивается в пределах соглашения проверяемого налогоплательщика и указанных третьих лиц, использующих для оказания этих услуг подконтрольную им подставную организацию.
При проведении допросов участников (учредителей, должностных лиц) «проблемного» контрагента в соответствии со Кодекса с изъятием образцов почерка для дальнейшего проведения почерковедческой экспертизы (исследования). При невозможности проведения допроса налоговыми органами, но при наличии протоколов допросов (объяснений), составленных органами внутренних дел, следует иметь в виду следующее. В соответствии с пунктом 3 налоговые органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Действующее законодательство не содержит запретов на использование налоговым органом и арбитражным судом письменных доказательств, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. В связи с чем, данные материалы используются в качестве доказательств наличия нарушения.