Эпоха застоя кратко. Эпоха 'застоя' в ссср

История любой страны, как правило, разделяется учеными на определенные периоды развития. Например, говоря о России XVII-XVIII веков, нередко выделяют Петровскую эпоху, Дворцовые перевороты, Екатерининские реформы. В свою очередь, XX век делят на период сталинизма, оттепель, застой, перестройку. Отношение к ним у каждого из нас разное. Например, период застоя в СССР одни характеризуют исключительно негативно, другие же считают его едва ли не самой лучшей советской эпохой. Давайте попробуем разобраться с этим подробнее.

Определение понятия

Что подразумевают историки, говоря о периоде застоя? Главным образом эпоху в развитии страны, которая отличалась относительно высоким уровнем жизни советских граждан, стабильностью во всех сферах государственной жизни, а также отсутствием серьезных политических и социальных потрясений.

Термин «застой» вошел в обиход после выступления Михаила Горбачева с докладом на XXVII съезде Компартии. Генсек использовал его для объяснения замедления экономического прогресса страны. Напротив, по его словам, в советском обществе отчетливо стали проступать застойные явления.

Эпоха благополучия

Подобно любому историческому периоду, временные рамки застоя довольно условны. Чаще всего под ним подразумевается время, когда страной руководил Леонид Брежнев. Однако думать, что сразу после его смерти в СССР началась перестройка, тоже неправильно. Приблизительно историки определяют годы периода застоя следующим образом: с 1964 по 1986-й. Таким образом, он охватывает правление Брежнева Л., Андропова Ю. и Черненко К.

Слово «застой» вызывает у большинства из нас отрицательные ассоциации. Тем не менее многие исследователи эту эпоху не отождествляют с полным отсутствием поступательного движения страны. Более того, указывают, что за двадцать лет застоя Советский Союз в действительности достиг наивысшего расцвета в разных сферах государственной жизни, о чем не лишним будет узнать.

«Золотой век» СССР

Так иногда характеризуют годы, когда страной руководил Леонид Брежнев. Период застоя, и об этом мало кто помнит, начался с внедрения хозрасчета - системы экономических отношений, которая присуща капиталистической экономике. Даже в условиях планового социалистического хозяйства результаты 8-й пятилетки оказались впечатляющими.

Впрочем, экономические достижения были не единственными. Советский Союз достиг больших успехов в освоении космоса, в спорте, в сфере культуры. Поднялся жизненный уровень советских людей, возросла их социальная защищенность, а также укрепилась уверенность в завтрашнем дне.

Промышленность

Однако, как отмечают многие ученые, стабильность в экономике тех лет была связана, с одной стороны, с резким повышением мировых цен на нефть, а с другой - с открытием месторождений черного золота в Сибири. Таким образом, руководство страны могло отложить проведение дальнейших реформ, при этом не теряя прибыли. Хотя экономический рост в период застоя замедлился, но доходы от продажи нефти до поры сглаживали последствия этого негативного процесса.

В эти годы в СССР были построены многие крупные предприятия, включая автомобильный завод в Тольятти. В 1974 г. тысячи комсомольцев отправились в тайгу на строительство железнодорожной магистрали - БАМ, которая, по замыслу советского руководства, должна была сыграть ключевую роль в развитии Дальнего Востока. Стройка оказалась очередным долгостроем, причем пока не окупившимся.

Аграрный сектор

В 70-е ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве. После аграрной реформы многие колхозники стали переселяться в города, а на сбор урожая массово приезжали студенты, не имевшие необходимых навыков. Аграрный сектор советской экономики постепенно приходил в упадок, и к середине 80-х в стране назрела угроза продовольственного кризиса. Дефицит товаров и длинные очереди у магазинов стали обычным явлением повседневной жизни в период застоя.

Социальный парадокс

И все-таки в сравнении с предыдущими периодами в истории Советского Союза годы застоя были более благоприятными. Товары и продукты стоили относительно дешево, большинство граждан имели возможность ездить летом к морю или бесплатно отдыхать в профсоюзных пансионатах и санаториях. В 1967 г. страна перешла на пятидневную рабочую неделю, многим стало доступно приобретение бытовой техники и автомобилей.

При этом, разумеется, речь не идет о сравнении благосостояния советских граждан с жизненным уровнем в западных странах. В этом отношении СССР определенно проигрывал.

Внешняя политика

В период застоя руководство страны проводило двоякую политику. С одной стороны, были подписаны важные договоры, направленные на снятие международной напряженности. А с другой, СССР ввел войска в Чехословакию (1968 г.) и в Афганистан (1979 г.). Эти демонстрации военной мощи нанесли большой ущерб имиджу страны на мировой арене.

В начале 70-х по ядерному потенциалу Советский Союз догнал Соединенные Штаты. Наращивание военной мощи имело катастрофические последствия для экономики страны. Колоссальные средства из государственного бюджета направлялись не на развитие индустрии и сельского хозяйства, а на нужды армейских конструкторов. Подобная милитаризация подрывала и без того деградирующую экономику страны.

Борьба с инакомыслием

Хотя при Брежневе Л. И. атмосфера тотального страха исчезла, это никоим образом не означает, что в годы, когда он стоял у кормила власти, в Советском Союзе можно было свободно выражать недовольство. Напротив, КГБ, особенно после событий в Чехословакии, активизировало борьбу с диссидентами. Правда, главным методом устрашения теперь были не лагеря, а психиатрические больницы. О свободе слова не было и речи, партия полностью контролировала искусство, сделав его рупором официальной пропаганды.

Итоги

Несмотря на некоторые положительные моменты, в общем и целом период застоя стал прелюдией перестройки. Необходимость перемен в середине 80-х осознавали уже не только диссиденты, но и партийное руководство. Главными причинами, побудившими Горбачева М. выступить с докладом об экономическом застое, стали:

  • неэффективность командных методов управления народным хозяйством;
  • развал финансовой системы;
  • отставание СССР в области технологий;
  • товарный и продовольственный дефицит;
  • падение жизненного уровня;
  • снижение мировых цен на нефть;
  • отсутствие экономических реформ.

Однако для многих советских граждан годы правления Брежнева Л. И. стали синонимами стабильности и благополучия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Период застоя

Введение

Послевоенный период истории СССР принято делить на четыре этапа, которые частично перекрываются во времени и имеют условные названия:

Послевоенный восстановительный период и завершение сталинизма (1945-1953 гг.);

- «Хрущевская оттепель» (1953-1964 гг.);

- «период застоя» (1965-1985 гг.);

- «перестройка» (1985-1991 гг.).

Эти периоды отражают четыре крупные социально-философские доктрины, тесно связанные с мировыми процессами и с переменами в общественной мысли. Каждый этап вполне объективно отражает определенный период развития общества. В этом реферате я постараюсь дать характеристику самого продолжительного послевоенного этапа, за которым закрепилось название «периода застоя».

Выбор темы обусловлен, прежде всего, интересным и неоднозначным отношением к брежневскому периоду в обществе. Несмотря на незначительную историческую удаленность этого времени, о нем приходится слышать самые противоположные мнения. Так, по данным социологов, граждане России в наибольшей степени склонны считать «золотым веком» именно брежневский период. В то же время, значительная часть и специалистов, и просто граждан видят в этой эпохе корни тех проблем и процессов, которые привели к «молниеносному» по историческим масштабам времени развалу СССР и нынешнему положению России, которое трудно оценивать иначе, как кризисное. Поэтому любая попытка анализа времен «застоя» представляет огромный интерес

1. Период застоя и его развитие

послевоенный застой реформа хрущев

Суть реформ Хрущева, с какой бы позиции мы их не рассматривали, заключалась в выходе из сталинского «мобилизационного социализма» с помощью слома сначала его идеологической базы, а затем и организационной. Со сменой руководства в 1964 г. были смягчены многие «перегибы» в политике времен Н.С. Хрущева (иногда даже говорят о «контрреформе»). Наступил длительный двадцатилетний период в целом умеренной политики государства, который впоследствии назовут «периодом застоя».

Это было продолжение «демобилизационной программы», с упором на рост благосостояния и сдвигом в сторону терпимости. В конце периода терпимость все больше переходила в попустительство (целые коллективы связывались круговой порукой хищений - мелких «внизу», покрупнее «вверху»).

В целом, не было выработано государственной доктрины либерализации хозяйства, которая соответствовала бы типу советского общества. В конце периода застоя генеральный секретарь КПСС Ю.В. Андропов признал: «Мы не знаем общества, в котором живем». В 1965 г. была начата реформа, делающая в экономике и социальной сфере упор на товарно-денежные отношения, так что критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Это был принципиальный отказ от представления о советском хозяйстве, которое дал Сталин в «Экономических проблемах социализма в СССР». Довольно быстро выяснилось, что хозяйственная система отвечает на изменения не так, как ожидалось, и реформа была без шума свернута.

Народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Именно в «период застоя» было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился. Была завершена полная электрификация села и газификация большей его части. В этот же период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу, за счет которых Россия во многом живет до сих пор. Были созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Хозяйство и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.

В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу надежно обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям первые несколько лет эта программа выполнялась.

2. «Брежневская конституция» 1977 г.

Отдельно следует сказать о другом важном событии брежневской эпохи - принятии новой конституции. 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принимает постановление о выработке проекта новой конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями.

В новой конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

По сравнению с конституцией 1936 г., в конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. 24 июня 1981 г. Верховный Совет принял «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик». Новая конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

Итак, новая конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, позднее использованное ими в 1989-91 гг. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на «строительство наций» и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. до 1989 г. в официальном языке имелось понятие «советский народ». Суть его была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным «советским народом». На самом деле, ни в каких официальных документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянное снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие «советский народ» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое (это напоминает утверждение одного из государственных секретарей США Бжезинского о том, что СССР - чисто географическое понятие). Мне кажется, подобные утверждения преследовали чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская.

Тем более принципиально было, что, признав свершившимся становление советской нации, последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства».

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась «коренизация» нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций». Это в полной мере выявилось в ходе перестройки с ее давно назревавшими этническими конфликтами.

4. Застой как застой или предпосылки перестройки

Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения неблагополучия, которые накладывались на неизбежный общий адаптационный стресс, связанный со свершившейся в СССР массовой урбанизацией - переходом к городскому образу жизни. Видимыми симптомами стало широкое распространение алкоголизма, вновь появившееся после 20-х годов бродяжничество. В 1983 г. были выявлены 390 тыс. взрослых людей, «не занятых общественно полезным трудом». Расширилась мелкая коррупция и произвол чиновников: В 1984 г. в ЦК КПСС поступило 74 тыс. анонимных писем с жалобами.

И внутри страны, и в мире возникло предчувствие, что СССР проигрывает холодную войну. Важным признаком стал переход на антисоветские позиции сначала западной левой интеллигенции («еврокоммунизм»), а потом и все более заметной части отечественной интеллигенции («диссиденты»). Официальная идеология становилась все более напыщенной (концепция «развитого социализма») и все более чуждой настроениям людей. В сфере государственного строительства стали слабеть и размываться обе необходимые опоры власти - сила и согласие.

Взяв на себя, в отличие от западного общества, бремя организации почти всего хозяйства, советское государство обязано было иметь аппарат, способный хорошо или, по меньшей мере, приемлемо координировать усилия всех подсистем экономики и распределение ресурсов. Для этой цели служили план в производстве и рынок в потреблении. В 70-е годы, однако, масштабы, разнообразие и динамичность хозяйства превысили критические возможности планирования старого типа.

Производство стало недостаточно быстро отвечать на изменения как технологии, так и общественных потребностей. Мыслящие в категориях политэкономии кадры все больше сдвигались к идее использовать в советском хозяйстве стихийный регулятор - рынок. Поскольку категории политэкономии составляют неразрывную систему, речь шла уже не о рынке товаров, а о целостной рыночной экономике (рынок денег, товаров и труда). Таким образом, интеллектуальная часть номенклатуры стала воспринимать все устройство государства (Госплан, Госкомцен, Госбанк, министерства и предприятия), а также советское право (отношения собственности и трудовое право) как неправильные. Марксизм дал этому ощущению язык («несоответствие производительных сил и производственных отношений»).

Сама система государства стала терять целостность и неявно «распадаться» на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям развития и «правильности». Наглядным выражением этого стала ведомственность. Этот известный дефект системы отраслевых министерств проявился в СССР уже с 20-х годов, но с особой силой - в период застоя. Со временем ведомство имеет тенденцию превратиться в замкнутый организм, так что возникает конфликт интересов: ведомства с государством в целом и ведомства с другими ведомствами.

Ведомственность подрывала одну из главных основ советского строя, придававшую силу его экономике - общенародный характер собственности и хозяйства. Складываясь в замкнутую административно-хозяйственную систему и обретая «чувство хозяина», ведомство неявно проводило денационализацию части хозяйства, вставая на путь, ведущий к приватизации. Это порождало и процесс разделения народа пока не на классы, а на группы и корпорации (что позже, в 1990 г., проявилось, например, в забастовках шахтеров).

В период сталинизма важную роль в нейтрализации ведомственности играла партия, которая следовала «общим» критериям и держала хозяйственных руководителей в жестких рамках. Использовалась также частая ротация кадров (в 30-е годы даже с жестокими репрессиями) - зародыши неконтролируемой самоорганизации разрушались. В 70-80-е годы партийная номенклатура стала сращиваться с ведомственной, ротация кадров замедлилась, центральная власть все больше утрачивала контроль над государственным аппаратом. Поскольку это были годы больших технологических сдвигов - в мире происходила научно-техническая революция, ведомственность стала существенным тормозом научно-технического прогресса.

В 70-е годы произошло соединение ведомственности с местничеством - сплочением руководителей госаппарата и хозяйства региона в конфликте интересов с центром и другими регионами. В тех регионах, которые были национально-государственными образованиями (союзных и автономных республиках, областях и округах), местничество принимало национальную окраску. Образование региональных элит, включающих в себя и работников аппарата ведомств, и работников местных органов власти, породило новый тип политических субъектов - номенклатурные кланы.

До «оттепели» Хрущева государство вело с местничеством постоянную и тщательную борьбу, доходя в сталинский период до жестоких репрессий. Семилетний период территориального управления хозяйством через совнархозы при Хрущеве создал сильные структуры с узаконенной идеологией местничества, и в последующий период они не были нейтрализованы. Да и номенклатура центральных органов включилась в процесс образования кланов. Началось неявное пока разделение страны. Государство становилось все менее «советским».

Это было не следствием ошибок или злой воли, а результатом вполне объективных процессов развития общества. Для объяснения же обществу причин уже ощущаемого неблагополучия идеологическая партийно-государственная машина внедряла в массовое сознание ряд мифов (как непосредственно, так и через «теневую» систему - самиздат, анекдоты, кухонные дискуссии). Нельзя сказать, что в СССР того периода было что-то похожее на массовое недовольство советским строем, отрицание самой его сути (даже в полуголодном 1990 г. большинство населения проголосовало на всесоюзном референдуме за сохранение единого государства). Но людей начал грызть червь сомнения, а проблемы, вызвавшие это сомнение, с годами только усугублялись.

5. …и лично Леонид Ильич

Существуют разные точки зрения на роль личности в истории, но редко кто станет спорить с тем, что личность руководителя государства всегда накладывает отпечаток на общий дух и стиль того, что происходит в стране, особенно если это страна, настолько централизованная как СССР. Поэтому в реферате об эпохе застоя трудно обойтись без раздела, посвященного «лично Леониду Ильичу» (выражение это сложилось к концу семидесятых, когда в завершении любого сколько-нибудь значительного публичного выступления было принято благодарить «партию, советское правительство и лично генерального секретаря…»)

Брежнев Леонид Ильич родился в 1906 году на Украине в семье рабочего. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Окончил Курский землеустроительный техникум (1927) и Днепродзержинский металлургический институт (1935). Государственная работа Брежнева началась в 1929 г. с должности заместителя председателя Бисерского райисполкома Свердловской обл. - в то время он был еще беспартийным, так как в партию вступил в 1931. В 1935-36 служил в армии. С 1938 заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Украины, с 1939 - секретарь обкома.

В годы войны 1941-45 Брежнев был заместителем начальника политуправления Южного фронта, с 1943 - начальником политотдела 18-й армии. С 1945 - начальник политуправления 4-го Украинского фронта. Закончил войну в звании генерал-майора (1943).

В 1946-50 первый секретарь Запорожского, затем Днепропетровского обкомов. С 1950 первый секретарь Молдавии. На 19 съезде партии (1952) по рекомендации Сталина Брежнев был избран секретарем ЦК и кандидатом в члены президиума ЦК партии. В 1953-54 заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота.

В 1954 по предложению Н.С. Хрущева Брежнев переводится в Казахстан, где сначала работает вторым, а с 1955 - первым секретарем компартии республики. С 1957 член президиума и секретарь ЦК КПСС. Как лицо, пользующееся полным доверием Хрущева, в 1960 он назначается председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Приход Брежнева в большую власть начался в 1964 г., когда он фактически возглавляет заговор против Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А.Н. Шелепина, Н.В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю.В. Андропова, Н.А. Тихонова, Н.А. Щелокова, К.У. Черненко, С.К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.

По мнению большинства историков, Брежнев не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) - область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис.

Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (в том числе, в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция.

Вместе с тем, с личного одобрения Брежнева, органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки, однако, был фактически перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979), которое теперь многие считают одной из фатальных ошибок «кремлевских старцев», приведших, в конечном итоге, к распаду страны - прежде всего, духовному и идеологическому.

В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу.

Будучи крайне тщеславным человеком, Брежнев испытывал неуемную страсть к наградам, титулам и званиям. «Наградомания» распространялась на широкие круги общества, лишая государственные звания и награды всякой ценности и делая их темой анекдотов. Брежнев стал четырежды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981) и Маршалом Советского Союза (1976). Группе известных советских журналистов было поручено написать воспоминания Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»), призванные укрепить его политический авторитет. Включив мемуары генерального секретаря во все школьные и вузовские программы и сделав их обязательными для «положительного» обсуждения во всех трудовых коллективах, партийные идеологи добились прямо противоположного результата.

С середины 1970-х гг. здоровье Брежнева резко ухудшилось, а к началу 1980-х гг. он был уже по существу недееспособен как политик. Его физическую немощность и фактическую неспособность руководить страной использовали в борьбе за власть и контроль над собственностью уже сложившиеся к тому времени ведомственные и национально-территориальные управленческие кланы.

Заключение и выводы

«Период застоя» неоднозначен, как и любой исторический период. Было бы неправильно оценивать его односторонне, видя только «хорошее» или только «плохое», тем более, что эти понятия так часто оказываются растяжимыми.

К середине 80-х годов состояние советского общества можно оценить как «системный кризис» - таков был общий итог брежневского периода. Причем, кризис этот связан не столько с экономическими, сколько с идеологическими и политическими проблемами, которые встали перед обществом и государством.

Эти проблемы, в основном, выразились в следующем:

В деформации системы планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, зачастую преследовали лишь ведомственные интересы, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.

В просчётах в экономической политике. Так, машиностроению, которое определяет темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса, не было придано приоритетного значения. Положение усугубилось с началом на Западе в 70-е годы новой технологической революции, связанной с массовым применением компьютеров.

Отсутствовало самоуправление на производстве, что сдерживало активность трудящихся. Происходило «ползучее» снижение эффективности труда, падение фонда отдачи, ухудшение качественных показателей в промышленности в целом.

Не была осуществлена демократизация общественной жизни. Вместо этого сложилась «попустительская» система, когда государство делало вид, что управляет, а граждане - что они подчиняются правилам государства. Нарастало взаимное отчуждение общества и государства.

К понятию «застой» нельзя подходить однозначно. И в годы застоя экономика развивалась: строились заводы (КамАЗ, тракторный завод в Елабуге, полностью модернизирован завод «Жигули»), построена БАМ (которую, правда, уже тогда называли «дорогой в никуда»), развивалась химическая, электронная промышленность, атомная энергетика, космонавтика, наметился прогресс в сельском хозяйстве. Сделаны значительные долгосрочные инвестиции в экономику страны. Были достигнуты огромные успехи в области науки (в 70-х - 80-х годах СССР занимал 1-е место в мире по количеству научных открытий). Вырос реальный уровень благосостояния граждан.

В области политики существующая на бумаге «власть советов» постепенно заменялась властью парткомов, райкомов, горкомов, национальных и ведомственных кланов и т.д., шёл отбор нужных депутатов, заседания превратились в формальность. Шёл процесс злоупотребления властью. В партию вступали только потому, что надо (в 60-х -70-х годах в ряды КПСС было принято около 10 млн. человек). Непомерно усилилась роль партийной бюрократии.

Противоречивость брежневского периода не могла не сказаться на противоречивости последующего за ним исторического периода «перестройки». Изменения 80-х-90-х гг. затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества. Проходили они очень быстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашей страны.

Немецкий историк М. Хильдемайер в своей книге «История Советского Союза. 1917-1991. Возникновение и падение первого социалистического государства» рассматривает данную эпоху. По его мнению, развитой социализм охватывает хрущевскую и брежневскую эпохи, а также «перестройку». Исходя из перспективы краха СССР, придавшего советской истории новые контуры, автор показывает, что после смерти Сталина сталинизм не сохранился как террористическая диктатура, но соответствующий ей социально-экономический и политический порядки до начала «перестройки» остались прежними. В поисках замены террору, обеспечившему поддержку режима, Н.С. Хрущев лихорадочно двигался от одной реформы к другой, пытаясь пробудить интерес населения. Его преемники действовали более осторожно. Однако ни тот, ни другой (имеются в виду Л.И. Брежнев и Ю.В. Андропов) не смогли устранить хронические слабости низкой эффективности, от которой система страдала, начиная с 20-х гг. Ориентация на сохранение существующего строя приводила к «застою», а тенденция к стабильности кадров вела к выхолащиванию «коллективного руководства» и сосредоточению полномочий в одних руках. Но существуют и другие точки зрения: Ю.В. Андропов понимал, что необходимо коренное совершенствование экономики, и прежде всего управления производством. Различные хозяйственные уклады уже давали о себе знать срытыми формами в теневой экономике СССР, прежде всего в сфере обслуживания и легкой промышленности.

К середине 80-х гг. сложились предпосылки преобразования советского общества. Замедление темпов развития экономики СССР, нарастание научно-технического отставания от Запада, проблемы в социальной сфере, апатия в обществе, диссидентское движение, война в Афганистане и очередной приход к власти недееспособного лидера (К.У. Черненко) - все это говорит о том, что политическая система, общество нуждались в обновлении. Начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым.

Литература

1. С. Кара-Мурза. «Истоpия госудаpства и пpава России.» М.: «Былина», 1998

2. «Прошлое и настоящее России» М., ВЦИОМ, 1998 г.

3. Орлова Л.С. и др. «История России» М., МГУ, 1998

4. «Мир русской истории» Энциклопедический справочник. СПб, Российская таможенная академия, 1997

5. «Вся Россия». Биографический справочник. СПб, 1998

6. История Отечества: люди, идеи, решения. Т.1-2, М., 1991-92

7. Справочник необходимых познаний. Пермь, 1995

8. «ИСТОРИЯ РОССИИ» учебное пособие под общей редацией О.И. Охонько

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика и сущность периода послевоенного восстановления народного хозяйства, реформ и преобразований, переход от тоталитарного государства к демократическому обществу. Развитие науки, культуры и творчества в годы войны, период "оттепели", "застоя".

    реферат , добавлен 25.10.2011

    Положение Украины в период Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления: партизаны и подполье. ОУН-УПА в 1941-1945 гг. Освобождение Украины и итог войны. Восстановление народного хозяйства после войны. Оттепель и период застоя.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Анализ решений XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС, определяющих курс и приоритеты внешней политики СССР в период "застоя". Характеристика внешнеполитической обстановки, взаимоотношений с другими странами и стратегических направлений международной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Сущность и содержание "Хрущевской оттепели" - неофициального обозначения периода в истории СССР после смерти И.В. Сталина. Ограниченная реабилитация жертв сталинизма. Особенность экономических и политических реформ Хрущева. Влияние "оттепели" на СССР.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Н.С. Хрущева. Экономика и внешняя политика СССР в послевоенный период. Политические и экономические реформы в годы правления Н.С. Хрущева. Отношения с капиталистическими и социалистическими странами.

    реферат , добавлен 04.07.2014

    Перемены в структуре аппарата ЦК и обновление их руководства в период с 1945 г. до смерти Сталина. Работа обновлённого ЦК и одновременная борьба за власть. Смерть Сталина и возвышение Хрущева открыла новый период в истории страны-"хрущевская оттепель".

    реферат , добавлен 18.12.2007

    Оценка культуры и искусства послевоенного времени, через которые была передана боль людей и их патриотический дух победы. Развитие отечественной науки в послевоенный период: достижение передовых рубежей. Интенсивное развитие документальной литературы.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Конец эпохи сталинизма. Начало хрущевского десятилетия. XX съезд КПСС и доклад Н.С. Хрущева. Политика СССР в годы "оттепели". Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущева. Внутренняя политика: реформы в экономике. Значение хрущевского правления.

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Время Хрущева. Амнистия заключённых в ГУЛАГе. Образ нового вождя и популярность Хрущева. XX съезд КПСС. Внешняя политика Хрущева. Противостояние США и СССР. Оттепель и ее откат. Карибский кризис. Заговор. Значение деятельности Хрущева для истории СССР.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Оценка уровня жизни народа в послевоенный период. Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Выполнение четвертого пятилетнего плана. Историческое значение XX съезда КПСС, развитие колхозного строя и реорганизация МТС.

В октябре 1964 г., после смещения Н. С. Хрущева, первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев. Его многолетнее пребывание у власти (1964-1982) публицисты 80-х гг. назвали «периодом застоя».

Действительно, эти 18 лет советской истории практически не отмечены выдающимися событиями и достижениями. После хрущевской «оттепели» жизнь в стране как бы застыла на месте. Новое руководство, провозгласив курс на дальнейшую демократизацию страны, исправление «волюнтаристских» ошибок Н. С. Хрущева, очень скоро свернуло его. И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для коренного обновления общества. Его слабость как руководителя открывала большие возможности для всевластия партийно-государственной бюрократии. Выдвинутый новым лидером страны лозунг «стабильности» означал на практике отказ от всяких попыток радикального обновления советского общества. «Бег на месте» первыми начали высшие партийные и государственные чиновники, сделавшие свои ответственные должности практически пожизненными. Большинство министров, секретарей обкомов КПСС занимали должности по 15-20 лет. В составе ключевого органа власти СССР тех лет - Политбюро ЦК КПСС большинство его членов находилось свыше 15 лет, в ЦК КПСС - более 12 лет. К началу 80-х гг. средний возраст высших руководителей достиг 70 лет. Многие из них, включая Брежнева, физически не могли должным образом управлять великой страной. Заседания Политбюро нередко продолжались 15-20 минут, постановления утверждались без обсуждения, единогласно. Важные решения, такие, как ввод советских войск в Афганистан, принимались в узком кругу, без ведома и одобрения Верховного Совета. Партийные съезды все больше носили парадный характер. Критика и самокритика свертывались. Выступления делегатов сводились к самоотчетам и восхвалениям Политбюро во главе с Л. И. Брежневым.

Прогрессирующее разложение партийно-государственного аппарата губительно сказывалось на всех сферах жизни советского общества. Уже в конце 50-х гг. отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961-1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для стабильного подъема жизненного уровня людей, обеспечения нужд обороны.

В сентябре 1965 г. руководство страны предприняло серьезную попытку оживить экономику страны, усовершенствовать устаревший хозяйственный механизм. Главным направлением экономической реформы, инициатором которой был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, стало изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Теперь предприятия могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину заработной платы. Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Однако процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. Еще до начала реформы в 1965 г. были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб, Госкомцен СССР, что трудно совмещалось с объявленной самостоятельностью предприятий. Реформа не меняла основ командно-административной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, а лишь ограничивалось несколькими показателями. Косыгину не удалось до конца осуществить экономическую реформу, не нужную высшей партийно-государственной элите. Министерства и ведомства работали по-старому. Их аппарат увеличивался, возникали новые главки. К тому же даже небольшое расширение самостоятельности позволяло предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге эффективность экономики падала, снижался уровень ее управляемости. Окончательно экономическая реформа, а с нею и возможность дальнейших демократических преобразований в стране были похоронены в 1968 г., когда военное вмешательство стран Варшавского Договора прервало «пражскую весну» - попытку демократических преобразований в «братской» Чехословакии.

После событий 1968 г. в руководстве страны усилились консервативные тенденции. Со страниц газет, журналов исчезло всякое упоминание о «культе личности», сталинских преступлениях. Слово «рынок» стало критерием политической неблагонадежности, экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве была свернута.

В 70-е гг. экономический рост в стране практически прекратился. Экономика СССР была предельно «милитаризирована», т. е. работала в основном на военно-промышленный комплекс. Заводы СССР в начале 80-х гг. выпускали танков в 4,5 раза больше, чем США, атомных подводных лодок - в 3 раза, БТР - в 5 раз. При этом в оборонной промышленности СССР работало в 2-3 раза больше людей, чем в США. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. Из продажи исчезли многие необходимые вещи, вновь привычными стали многочасовые очереди. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся в 70-е гг., обеспечивалась за счет «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, цены на которую в эти годы выросли почти в 20 раз, других видов ценного сырья позволял СССР относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» проблемы. Главным образом за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60-70-е гг. шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы - Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский. За эти годы появились соответствующие мировому уровню Волжский (ВАЗ) и Камский (КамАЗ) автомобильные заводы, новые нефтехимические комплексы, предприятия оборонной промышленности.

Вместе с тем СССР все больше отставал от мирового уровня в использовании микроэлектронной техники. Несмотря на целый ряд уникальных научных разработок в народном хозяйстве, научно-технический прогресс практически не ощущался. Ручным трудом в промышленности СССР было занято около 40% рабочих, в сельском хозяйстве - 75%. Устаревшие отрасли требовали колоссальных объемов добычи природных ресурсов, которые катастрофически истощались. СССР отставал от передовых стран и в производстве современной бытовой техники. Министерства и ведомства, ставшие крупной экономической силой и практически подчинившие государственный аппарат, предпочитали не заниматься хлопотной модернизацией существующих промышленных предприятий, а строить все новые и новые. В результате с каждым годом число недостроенных заводов и фабрик росло, скапливались горы неустановленного стареющего импортного оборудования. После 1968 г. вместо реальных реформ в Советском Союзе проводились затяжные эксперименты с расширением на предприятиях хозрасчета, введением показателя «условно-чистой продукции», которые в итоге ничем не закончились.

После хрущевской «оттепели» застойные явления проявились в литературе и искусстве. Идеологической основой консервативной политики в области духовной жизни стал вывод, впервые обнародованный Брежневым в 1967 г., о построении в СССР «развитого социалистического общества». Концепция «развитого социализма» появилась в официальных документах как альтернатива обанкротившемуся курсу на строительство коммунизма в нашей стране. И в данном смысле это был шаг вперед. Но содержащиеся в концепции обоснования «полного и окончательного решения национального вопроса», социальной однородности советского общества, отсутствия в нем каких-либо противоречий способствовали консервации всех пороков советской системы, уводили общество от реальных проблем. Это привело к нарастанию догматических тенденций в науке, искусстве, глубокому кризису всей духовной жизни.

В ноябре 1969 г. А. И.__Солженицын был исключен из Союза писателей за его выступления против явной и скрытой цензуры художественных произведений. В январе 1970 г. был снят со своей должности редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. В 70-е гг. все чаще запрещалась публикация художественных произведений, неугодных партийному руководству. В сентябре 1974 г. в Москве бульдозерами была разгромлена выставка современного искусства. Талантливые фильмы А. А. Тарковского практически не имели широкого проката в стране. Из-за душной атмосферы «застоя» многие известные поэты, писатели, режиссеры оказались за границей: В. П. Аксенов, И. А. Бродский, В. Е. Максимов, А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, Ю. П. Любимов, М. Л. Ростропович, Г. П. Вишневская и многие другие (см. Эмиграция).

Несмотря на многие очевидные факты «застоя», «торжественного марша на месте», брежневское «правление» не было периодом полного «застоя», так же как не стало оно периодом «развитого социализма». За внешней оболочкой в жизни советского общества происходили важные и сложные трансформации, разрастался и углублялся кризис всей советской системы. Внутренние потребности общества и граждан в большей свободе, в плюрализме мнений и деятельности находят в 70-е гг. свое отражение в появлении новых, негосударственных структур в экономике, идеологии и социальной сфере. Наряду с плановой экономикой укреплялись «цеховики». Разрасталась теневая экономика, дающая возможность распределения продукции и доходов в соответствии с предпочтениями потребителей. В полузаконную и незаконную деятельность были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись миллиардами. Важнейшим следствием хрущевской либерализации стала кристаллизация ростков гражданского общества, т. е. появление независимых от государства общественных организаций и объединений граждан. В силу закрытости, репрессивности брежневского режима очень скоро эти общественные структуры приобрели антисоциалистическую, антигосударственную направленность. С середины 50-х гг. отдельные крайне малочисленные группы диссидентов пытались найти свое место в жизни общества, способствовать его обновлению. Однако обрушившиеся на них репрессии толкнули их на путь противостояния государству. Судебный процесс в феврале 1966 г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе литературных произведений, стал мощным ускорителем диссидентского движения, различных форм гражданской активности (см. Диссидентское и правозащитное движение в СССР). Он способствовал дальнейшему формированию в стране общественного мнения. В распространении произведений самиздата, сборе правозащитной информации принимали участие многие сотни человек. «Диссидентские» лозунги гласности, демократизации общественной жизни, создания правового государства находят отклик в среде интеллигенции, части правящего класса. В 70-е гг. произошло окончательное оформление движения как полновластной политической силы. Его общая численность достигает 500-700 тыс. человек, а вместе с семьями порядка 3 млн. человек, т. е. 1,5% от всего населения страны.

Становление советского правящего класса, основой которого являлся слой высших партийных и государственных чиновников, - важнейший итог застойного периода. К середине 80-х гг. окончательно сформировавшийся «новый класс», по существу, уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть личной, частной собственностью. К середине 80-х гг. советская тоталитарная система (см. Тоталитарный режим в СССР) фактически лишилась поддержки в обществе и ее крах стал вопросом времени (см. Перестройка в СССР).

(первый, а с 1966 г. генеральный секретарь ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала проводиться хозяйственная реформа 1965 г. , задуманная еще при Н.С. Хрущеве . Реформа началась с ликвидации совнархозов и восстановления центральных отраслевых министерств. Вместе с тем предприятия получили некоторую независимость в хозяйственной деятельности (хозрасчет).

В сельском хозяйстве были частично сняты ограничения по ведению личного подсобного хозяйства, увеличены ассигнования. Наметились увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, повышение роли сельскохозяйственной науки, увеличение закупочных цен. Однако жесткая централизация и планирование сверху положили конец этим тенденциям и привели к вытеснению хозрасчета. Окончательно консервативные тенденции одержали верх после ХХV съезда КПСС в марте 1976 г. С этого времени в СССР наступила «эпоха развитого социализма», тесно связанная с правлением Л.И. Брежнева.

Необходимо отметить основные черты этого периода, который позже назвали «эпохой застоя». Главными приоритетами в экономике оставались тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс , а также освоение новых месторождений нефти и газа . Продажа сырья и энергоносителей развитым странам давала валютные средства, которые использовались для латания дыр в экономике. Страна не смогла эффективно решить проблемы модернизации хозяйства.

В мире происходила новая технологическая революция, ускорившая переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основанному на использовании кибернетики , микроэлектроники , информационных технологий. В новых условиях мирового развития огромное значение приобретали компьютеризация, рост наукоемких производств, ресурсо- и энергосберегающие технологии. СССР значительно отставал от передовых стран, выпускал морально устаревшую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Но основной причиной отставания был кризис всей социалистической системы .

Характерной чертой этого периода считают усиление административной централизации экономики и рост бюрократического аппарата . Кризисные явления в народном хозяйстве особенно остро обозначились с конца 70-х годов. Несмотря на рост капиталовложений в сельское хозяйство, расширение прав колхозов, введение зарплаты колхозников и расширение приусадебных участков, принцип коллективного ведения хозяйства и несколько неурожайных лет привели к резкому снижению сельскохозяйственного производства.


Советский Союз стал регулярно закупать зерно и другие продукты за границей. Принятая в 1982 г. «Продовольственная программа» не дала практических результатов. Истощение сырьевой базы, неблагоприятная демографическая ситуация, физический износ оборудования, рост военных расходов, неразбериха в организации труда, отсутствие материальной заинтересованности привели к падению темпов производства, снижению отдачи от капиталовложений и уровня потребления.

Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости и увеличение смертности привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов. Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе. Стабилизировалась партийная элита. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение . Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.

Внешняя политика брежневской эпохи была более динамичной. Цель советской дипломатии в отношениях с социалистическими странами - устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события: ввод войск пяти стран - участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение; попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше; материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 60-х - первой половины 70-х годов; резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.

Отношения СССР со странами Запада в 70-е годы принято называть периодом «разрядки» . Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений с Францией, с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание руководителями европейских стран, США и Канады в Хельсинки 1 августа 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На этом совещании был принят акт о правах человека, также подписанный советской делегацией. Однако нарушение прав человека в СССР, экспансия «социализма» в страны Африки и Азии, особенно введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) окончательно свернули процесс разрядки.

В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов , который занимал этот пост до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г. Внутренняя политика Андропова характеризовалась попытками морально очистить партию и ликвидировать наиболее вопиющие проявления коррупции в «семейных кругах» партийного аппарата. Андропов также предпринял попытки укрепить трудовую дисциплину на производстве. Были ужесточены санкции к нарушителям, но после небольшого повышения производительности труда в первом полугодии 1983 г. все осталось по-прежнему.

Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. В ноябре 1983 г.года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в апреле 1985 г.

Период жизни СССР 1965-1980 годов справедливо называют эпохой Брежнева или на языке перестройки - периодом «застоя». Как в любом историческом периоде, так и в эпохе Брежнева, есть свои плюсы и есть свои минусы.

Леонид Ильич Брежнев и годы его правления не вызывает у соотечественников таких горячих споров, как Сталин или даже Хрущёв. Однако и эта личность вызывает весьма противоречивые оценки, а соответствующий период оставил самые разные впечатления в памяти народной. В первой части (http://inance.ru/2016/04/brezn...), мы рассмотрели приход к власти Брежнева и некоторые показатели его эпохи.

В данной статье мы продолжим рассмотрение основных моментов времени правления Леонида Брежнева.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БРЕЖНЕВА

Консервация политического режима

Практически за двадцать лет правления Брежнева, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило её.

За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

Возрастание роли военной сферы

Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики

Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперёд, росло благосостояние, экономика резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

Социальная жизнь

Естественный прирост населения России

Несмотря на то, что дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия.

Внешняя политика

В момент прихода Брежнева к власти советская внешнеполитическая мощь казалась менее впечатляющей, чем в конце сталинской эпохи - как в отношении господства над коммунистическим блоком, так и в соперничестве с Соединенными Штатами. Карибский кризис обозначил границы ядерной эскалации. В США президентство Кеннеди , несмотря на подписание Московского договора в августе 1963 года, ознаменовалось энергичным усилением гонки ядерных и обычных вооружений, которая дала Америке впечатляющее военное превосходство над СССР. Брежневу удалось переломить эту тенденцию. Менее чем за десять лет СССР добился ядерного паритета с Западом и создал мощный флот.

По отношению к восточноевропейским сателлитам советские бонзы приняли стратегию, которая вскоре получила название «доктрины Брежнева». То, что советская внешняя политика была готова применять её без колебаний, продемонстрировали события в Чехословакии . В 1968 году сделанная чешским коммунистическим лидером Александром Дубчеком попытка широкой либерализации политической и экономической системы (под лозунгом «социализма с человеческим лицом») вызвала неприятие Москвы, которая боялась повторения венгерских событий 1956 . В июле 1968 года СССР объявил «Пражскую весну» «ревизионистской» и «антисоветской». 21 августа 1968 года, после неудачного давления на Дубчека, Брежнев приказал силам Варшавского договора вторгнуться в Чехословакию и заменить её правительство лицами, преданными Советскому Союзу. Это грубое вмешательство на два десятилетия определило пределы автономии, которую московская внешняя политика соглашалась предоставить своим сателлитам. Однако Брежнев не наказал Румынию Чаушеску, не принявшую участия в интервенции, и Албанию Энвера Ходжи, которая в знак протеста вышла в конце 1968 из Варшавского договора и СЭВ . Примирение, достигнутое Хрущёвым со строптивым Тито в 1955 году, при Брежневе не было оспорено. Вопреки всем тревожным прогнозам западных алармистов о предстоящем вторжении СССР в Югославию, Брежнев не только не предпринял его, но и ездил в мае 1980 на похороны Тито.

Но отношения с Китайской Народной Республикой при Брежневе продолжали ухудшаться - до кровавых пограничных столкновений в 1969 году. Восстановление китайско-американских отношений в начале 1971 года ознаменовало собой новый этап внешнеполитической истории. В 1972 году президент Ричард Никсон отправился в Китай на встречу с Мао Цзэ-дуном . Это сближение продемонстрировало наличие глубокой трещины в коммунистическом блоке, который ранее выставлял напоказ своё единство. Оно убедило Брежнева в необходимости политики разрядки с Западом. Эта политика была призвана предотвратить образование опасного антисоветского альянса.

Политика разрядки началась с визита Никсона в Москве в мае 1972 года и подписания по этому случаю соглашения ОСВ-1 об ограничении ядерных вооружений. Во Вьетнаме , несмотря на минирование 8 мая 1972 года порта Хайфон (причине некой «холодности» приёма Никсона в Москве), Советский Союз способствовал подписанию Парижских соглашений 27 января 1973 года. Они позволили погрязшим уже десять лет в Юго-Восточной Азии американцам на время - до апреля 1973 - сохранить лицо. Зенитом разрядки стало подписание Хельсинкского Заключительного акта в 1975 году между Советским Союзом, европейскими и североамериканскими государствами. Советская внешняя политика видела основополагающий успех в признании Западом границ, установленных по итогам Второй Мировой войны.

Взамен Советский Союз принял пункт о том, что государства-участники Хельсинкского соглашения будут уважать права и основные свободы человека - в том числе свободу религии и совести. Эти принципы не были применены в СССР на практике, но внутренние противники коммунистических режимов теперь могли апеллировать к ним в своём противостоянии власти.

Так поступали и советские диссиденты - например, Андрей Сахаров , создавший Московскую Хельсинкскую Группу.

Заметки на полях

Хотя вполне может быть, что демократизаторы, взращиваемые через КГБ должны были выступить как «козлы-провокаторы» (http://cyclowiki.org/wiki/%D0%...) для диссидентского движения, но либо вышли из под контроля, либо в КГБ были группы, поставившие на них. Ходят же слухи о том, что Навальный - это проект наших спецслужб, выполняющий такую же провокационную роль (http://echo.msk.ru/blog/oreh/1...).

Источником сильных разногласий стали и проблема эмиграции советских евреев. Её не смогли решить на встрече Брежнева и президента Джеральда Форда во Владивостоке в ноябре 1974 года. Чуть позже СССР, требуя уважения к своему суверенитету, даже предпочел разорвать экономическое соглашение в США, чьим условием было требование дать евреям право свободной эмиграции в Израиль .

ОСВ-1 и заключённый в 1979 году ОСВ-2 констатировали ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Однако под руководством троцкистов СССР продолжал свою деградацию, чем примером судьба военно-морского флота под руководством адмирала Горшкова.

ЗНАЧЕНИЕ И ИТОГИ ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ ЛЕОНИДА БРЕЖНЕВА - БЛЕСТЯЩИЕ УСПЕХИ КАК ЗАЛОГ ГРЯДУЩИХ ПОРАЖЕНИЙ

К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем.

1. С падением цены на нефть обнажились все «застойные» явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами.

2. Для формирования качественно новой политики не были проведены радикальные перемены: не была создана соответствующая научная и образовательная база, не было проведено резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, не была выстроена сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

3. Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой», поскольку руководство утвердило консервативный традиционалистский курс. Программа реформирования системы управления советским обществом, которая вынашивалась Сталиным со второй половины 1940-х годов, предполагала разделение функций государства и партии. Реальный центр властных полномочий должен был переместиться при этом в Совет министров СССР. Именно пост председателя Совета министров, который занимал Сталин, имел ключевое значение в позднесталинской властной иерархии, а функции ВКП(б) предполагалось ограничить задачами идеологического воспитания. Программа Хрущёва носила прямо противоположный характер. В ходе процесса десталинизации он продолжил линию на превращение СССР в партийное государство, линию, которая была начата ещё при Ленине.Что касается Брежнева и его соратников, то именно они, несмотря на свою антипатию лично к Хрущёву, завершили начатый процесс десталинизации. В системном плане это означало передачу всей полноты власти партийному аппарату, сохранение жесткого партийного контроля над органами государственной безопасности и вооруженными силами.

4. Партийно-государственная элита - номенклатура значительно укрепила свою власть. Негативные тенденции нарастали в структуре государственного управления. В позднем советском партийном государстве шел процесс срастания партийного и советского аппарата управления, что вело к повсеместному дублированию управленческих функций. Этот процесс не только не способствовал оптимизации управления народным хозяйством и обществом в целом, но и отвлекал внимание партийного аппарата от вопросов организационной и идеологической работы, то есть как раз от того круга проблем, на которых Сталин в своих несостоявшихся реформах системы государственного управления предполагал сосредоточить внимание партийных органов.

5 Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции. Естественными спутниками этих процессов явились: невиданных размеров коррупция и теневая экономика. Так партократия закрепляла своё положение как нового класса эксплуататоров.

6. Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре, а также - падение престижа власти, распространения пьянства, интриги, чинопочитание, угодничество.

7. Стабильность советской экономики того времени связывают с нефтяным бумом 1970-х. Эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран.

8. Для стиля брежневского правления характерен консерватизм. Как политик, Брежнев не умел четко увидеть перспективы развития государства. Для политической жизни Союза брежневской эпохи характерен был рост бюрократического аппарата и усиление его произвола.

9. Функционирование советской идеологической машины, которая под руководством верного соратника Брежнева М.А. Суслова достигла в 1970-е годы пика своего могущества. Однако результативность её деятельности, то есть степень влияния на идеологические и поведенческие установки советских людей, неуклонно снижалась.

На идеологическую работу в Советском Союзе при Брежневе и Суслове затрачивались колоссальные средства, огромными тиражами выпускались книги, доклады и речи руководителей партии и правительства, в колоссальных масштабах использовалась наглядная агитация. Однако она была заведомо не эффективной, потому что реальные проблемы не обсуждались.

Заметки на полях

Интересный факт, но именно в эпоху Брежнева снят очень неоднозначно воспринятый документальный фильм «Тайное и явное (Цели и деяния сионистов)», который был снят Борисом Карповым и Дмитрием Жуковым в 1973 году по заказу идеологов ЦК КПСС и должен был критиковать политику Израиля на Ближнем Востоке с точки зрения советского режима. Но авторы явно перешли тот рубеж дозволенного, который могли позволить действующие в стране агенты влияния. Его тут же объявили «антисемитским» и «черносотенным».

Больше всего негодовал кинооператор-фронтовик Леонид Коган, писавший доносы на имя Брежнева. В итоге фильм был запрещён лично председателем КГБ Юрием Андроповым (Флекенштейном по матери), и в широкий прокат не попал. Тем не менее, Карпов вынес из монтажного помещения сокращённый вариант фильма, который потом демонстрировался на закрытых показах среди антисионистски настроенных чинов партии.

Сейчас фильм могут посмотреть все желающие:

Всё это не помогало - идеологическая индоктринация традиционного типа больше не оказывала ожидаемого воздействия, а реальный, хотя и неофициальный контроль над идеологическим дискурсом в стране медленно, но верно перетекал в руки таких «властителей дум» советской интеллигенции, как А. Солженицын, А. Сахаров, А. Галич и «город Лондон, Би-би-си». Результатом стало появление в 1960-1970-х годах целых поколений советских интеллигентов, которые, как удачно подмечено в известном фильме «Копейка» Ивана Дыховичного, больше всего на свете любили жену, физику (вариант: философию, филологию, математику - далее по списку) и диссидентов и ненавидели советскую власть, которая дала им всё .

КРАХ ЭРЫ БРЕЖНЕВА - ОТСУТСТВИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Обществу был необходим переход на новый мировоззренческий уровень (который в свою очередь требовал развития социологии, психологии и всей гуманитарной науки в целом) и модернизация остальных сфер с опорой на прочные мировоззренческие тылы. Сегодня совершенно очевидно, что сил и средств для такого идеального решения в середине 60-х годов в наличии не было.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте .