Деревянный небоскрёб. Кто и зачем строит в швеции деревянные небоскребы

Сутягин, он наш, соломбальский, а если точнее сказать, он из Первой Соломбальской деревни. Всего в Соломбале три деревни: Первая, Вторая и Третья. Названия старинные, на всех картах отмечены. Вытянулись они друг за дружкой по берегу Кузнечихи.

Хозяева в этих деревнях справные были. В каждом доме корова была, лошадь, а то и две, ну, а без лодки или карбаса, ты, считай, и не мужик. Без карбаса тебе в деревне никакого почета-уважения не будет. На карбасах и к Белому морю на рыбную ловлю ходили, и сено с дальней пожни, тоже, на карбасе доставляли. Моряки да рыбаки из соломбальцев у капитанов всегда в почете были.
При Советской власти народ, конечно, пожиже стал, поленивее, да и пить больше стали.

Сутягин ленивым не был, но и на Советское государство, за грамоты да путевки в санаторий, ему работать не больно-то хотелось. Жил бы Сутягин в прежние времена, быть бы ему Хозяином. Имел бы шхуны да пароходы, может, рыбой торговал бы, может, лес и смолу заготавливал бы. Но при Советской власти ему ходу, конечно, не было. «Шабашил», бригады собирал, что-то строил, да без особого размаха, хотя деньги были. Через деньги и пострадал. Что-то, видать, не поделил с конкурентами, и спалили его старинный, дедовский дом, подчистую. Дотла спалили, а вместе с домом и три машины сгорели.

Но вскоре разрешили кооперативы создавать, и тут Сутягин развернулся. Техники где-то достал, мужиков толковых насобирал, и дело у него пошло. Дело пошло, а деньга попёрла. В начале девяностых много денег стало у Сутягина. И решил он на месте сгоревшего дома построить новый. Нанял строителей, лес купил, бруса-досок напилил, и начал дом строить!

Сутягин, он, хоть и деловой человек, но в душе романтик. Захотелось ему не простой двухэтажный дом построить, а что-нибудь эдакое, повыше. Да чтоб башенка наверху была, чтобы можно было, сидя в этой башенке, чай-кофе попивать, да умные мысли думать. Спросил мастеров, могут ли они такую башенку сделать? Запросто, ответили мастера, ты нам только деньги плати. Будешь хорошо платить, мы тебе из дерева второй Эмпайр Стэйт Билдинг построим. А что, подумал Сутягин, это идея! Одно дело, сидя в башенке, чай-кофе пить и на Кузнечиху смотреть, и совсем другое дело, если из этой башенки двинскими далями можно будет любоваться.

Сказано-сделано! Сутягин деньги отстёгивает, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут, работа кипит. Построили несколько этажей. Сутягин доволен. С самого верха и вся Кузнечиха как на ладони, и Двину вдалеке видно, и Кегостров. Но жизнь человеческая из того и состоит, что у человека всё новые и новые желания появляются. «Сказка о Золотой рыбке» Пушкиным ведь не на пустом месте написана.

Спросил Сутягин мастеров, можно ли еще выше дом построить, чтобы с самого верха море Белое увидеть? Можно, сказали мастера, только ты нам побольше денег плати, так как мы уже на такой высоте работаем, что у нас головы кружатся и к концу дня общая усталость в организме наступает.
Сутягин, как боевой конь удила закусил, деньги платит, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут. Наконец, построили последнюю башенку и остроконечную крышу над ней поставили. Всё!

Хочется сказать, что после этого закинули мастера свои топоры в Кузнечиху и сказали: «Не было такого дома до нас и после нас не будет». Но нет, не говорили таких слов мастера, и топоры свои в воду не кидали. Не те времена…

Сутягин хотел уже в доме окна вставлять, полы настилать, лестницы строить, да не тут-то было! Соседи, до этого с ужасом взиравшие на выросший по соседству с их домами небоскрёб, опомнились и начали дружно строчить жалобы. Оказалось, что Сутягин затеял строительство своего чудо-дома, не имея на то разрешений ни от городского архитектора, ни от пожарных, ни от районной администрации. Чистая, наивная душа, дитя природы!
Да и время-то какое было? Середина бурных девяностых. Только в те времена чиновники районной администрации могли не замечать выросший на берегу Кузнечихи деревянный небоскрёб до тех пор, пока народ не стал писать жалобы.

Городские и районные власти, опомнившись, заявили: «Дом построен незаконно и должен быть снесён!»
Сутягин сказал: «А вот хрен вам! Не трогайте мою хрустальную мечту своими грязными руками».

К спору подключился главный в городе специалист по деревянной архитектуре, профессор Барашков, заявивший, что дом на самом деле двухэтажный, а на строительство двухэтажного дома специального разрешения не нужно. Оторопевшие власти поинтересовались, а что же такое построено выше второго этажа? Профессор Барашков разъяснил властям, что это крыша, просто она такая… несколько необычная…
Власти призадумались. Соседи Сутягина продолжали писать жалобы.

Неожиданно в противостоянии наступил перерыв. Один из сотрудников фирмы Сутягина украл у него крупную сумму денег. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что он чист, как слеза ребенка и никаких денег не брал. Сутягин ему не поверил и вывез на окраину города, в заброшенное бомбоубежище.
В течение трех дней Сутягин угощал сотрудника чаем-кофием, и по хорошему, по отечески просил вернуть деньги. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что чая-кофия ему не предлагали, не кормили, держали связанным, и даже иногда били.
Суд поверил не Сутягину, а его сотруднику, и упёк Сутягина на несколько лет в колонию.

Весь срок Сутягин не отсидел, вышел досрочно. Живёт в этом доме, на двух первых этажах. Власти периодически делают вялые попытки заставить Сутягина разобрать дом, но тот отвечает, что у него денег на разборку дома нет. У властей денег тоже нет. Соседи продолжают писать жалобы.

Ветры и дожди постепенно разрушают деревянные конструкции. Когда дует сильный ветер, иногда сверху падает оторвавшаяся доска и планирует в соседский огород. Осенью в тех местах ходить жутковато.

Мне кажется, что иногда, летом, в хорошую погоду, Сутягин поднимается по опасно скрипящим лестницам-времянкам на самый верх самой высокой башни и смотрит в сторону Белого моря.

Скажите мне, где, в какой стране человек может угрохать часть своего состояния только на то, чтобы из верхней башенки своего дома было видно море, при этом, забыв получить разрешение на строительство дома. Загадочна душа русского человека…

Самый высокий дом из дерева расположен в Кроссвилле, штат Теннесси, США, и построен он, как ни странно, непрофессиональным строителем. Горацию Берджессу (Horace Burgess) понадобилось 11 лет, чтобы построить дом своей мечты высотой в 10 этажей. Гораций говорит, что начал строительство после видения Бога, который сказал ему, что у него не закончатся материалы, пока он не достроит дом.

Огромный деревянный дом колоссальной площадью 10 000 квадратных футов (3 400 кв. метров) обошелся Горацию совсем дешево. Он потратил всего 12 тыс. долларов благодаря экономному использованию материалов и применению отходов производства. Внутри дома винтовые лестницы, алтарь, баскетбольная площадка и множество комнат, коридоров, переходов и балконов.

Фотографии сделаны Томом Веттоном (Tom Whetton) 15 марта 2012 года. Он, как очевидец гигантского деревянного строения, говорит: «Дом выглядит невероятно впечатляюще. Вы не можете реально оценить его масштабы, пока вы стоите рядом с ним, но поверьте - он огромен.

Мне сказали, что строение поддерживается шестью деревьями, которые находятся внутри, и что на строительство ушло 258 000 гвоздей. Этот дом – мечта всех детей. Когда его видишь, хочется сразу зайти и обследовать его вдоль и поперек.

15.05.2016

«Дом Сутягина» (Деревянный небоскрёб, Соломбальский небоскрёб), неофициальное название Гангстер-хаус - деревянный 13-этажный дом, построенный в Соломбале (север Архангельска) бизнесменом Николаем Сутягиным. Самострой. Дом был частично разобран в декабре 2008 года по решению суда (до четырёх этажей). 5 мая 2012 года оставшаяся часть от деревянного небоскреба была уничтожена пожаром.

Являлся одной из самых высоких частных деревянных построек в России, уступая при этом в высоте некоторым ярусным деревянным храмам

Дом Сутягина расположен в Архангельске, он считается самым высоким деревянным зданием в мире и насчитывает 13 этажей. Дом сделан по старинной технологии, без единого гвоздя. Из последнего, тринадцатого этажа, видно Белое море.

Строительство началось в 1992 году с трёхэтажного здания. В конце 1990-х годов Сутягин отбывал заключение в местах лишения свободы, и строительство было приостановлено, но после его освобождения вновь возобновилось.

Дом Сутягина был признан сенсацией года на конференции «Деревянное строительство в северных городах», проходившей в норвежском городе Тронхейме, его планировали занести в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое деревянное здание в мире.

В июле 2008 года суд постановил, что здание построено незаконно, поскольку в Архангельске запрещено строить частные деревянные здания свыше двух этажей без предварительного согласования с властями, и должно быть снесено за счёт владельца. На решение суда Сутягин подал апелляцию.

По заявлению пресс-секретаря управления федералой службы судебных приставов по Архангельской области Натальи Китаевой, дом должен быть снесён не позднее 1 февраля 2009 года.

14 ноября 2008 г. был объявлен тендер на проведение работ по сносу здания, в связи с отказом Сутягина сделать это самостоятельно. Максимальная стоимость работ была определена в 2 миллиона 600 тысяч рублей. Срок выполнения не позднее 1 февраля 2009 года.

22 декабря 2008 года рабочие приступили к разборке строения. 23 декабря 2008 года в Новостях НТВ было показан видеосюжет о начале сноса дома. 26 декабря 2008 года была снесена верхняя башня дома Сутягина.

Остатки от дома, разобранного до уровня 4 этажа по решению суда, сгорели 5 мая 2012 года. Четырёхэтажное деревянное здание загорелось от соседской бани, пожар в которой начался около 20.00. Тушение пожара закончилось около полуночи.

Баня Сутягина, построенная рядом с тринадцатиэтажным домом, также имеет внушительный размер.

Россия, являясь самым крупным поставщиком леса, владеет пятой частью мировых лесных ресурсов. Тем не менее, о многоэтажках из древесины на российских просторах мечтать не приходится. В наших реалиях деревянная архитектура заканчивается на уровне третьего этажа — высотность регламентирована строгими строительными. Зато в остальном мире постоянно разрабатываются новые технологии, которые заметно продвинули вперед саму идею деревянного небоскреба.

Идея прорабатывается буквально по всему миру. Первые осмысленные проекты деревянных высоток стали появляться еще в начале 2000-х. Самое высокое здание в 10 этажей — Forte Building — построено в Австралии. Британия, которая насчитывает уже более 10 зданий из дерева выше 7 этажей, за последнее время стала одним из лидеров высотного деревянного домостроения. В западном полушарии несколько лет назад архитектор Майкл Грин предложил проект небоскреба высотой 30 этажей, а совсем недавно он же заявил, что возможно и 102-этажную башню Empire State Building. Все эти достижения стали возможны благодаря новым наработкам в области деревянных материалов, которых за последние 15 лет появилось великое множество.

Современные конструкции из дерева

В высотном строительстве используется не дерево в традиционном понимании, а различные продукты на основе древесины. Чаще всего среди других упоминается система CLT-панелей (Cross Laminated Timber), которые изготавливаются по технологии перекрестного склеивания дощатых щитов под высоким давлением. Благодаря такой технологии плиты не уступают по прочности традиционным бетону и стали. В размерах подобные панели достигают до 3,5 метров в ширину и 24 метров в длину. Они поставляются на строительную площадку с завода в качестве готовых сборных модулей с уже встроенными окнами, дверями и коммуникациями.

Помимо CLT-панелей широкое применение получили LSL-плиты (Laminated Strand Lumber), которые изготавливаются из длинных плоских стружек, идущих параллельно. Большое преимущество плит состоит в том, что в процессе производства можно использовать низкосортную древесину. В схожей технологии LVL-бруса (Laminated Veneer Lumber) вместо щепок используются листы лущеного шпона — также с параллельным расположением волокон в смежных слоях.

Активно применяются и клееные балки, колонны, а также панели brettstapel, которые составляются из досок, поставленных на кромку и скрепленных гвоздями. Австрийская компания Cree, разработавшая проект 30-этажного небоскреба под названием LifeCycle, использовала наружные стеновые панели каркасные, а панели перекрытий — гибридные, из клееных балок и бетона. В системе FFTT, разработанной все тем же Майклом Грином, колонны и стены устанавливают друг на друга поэтажно, а на них крепят балки из стали, на которые опираются перекрытия из CLT-панелей.

Почему выбирают дерево

При всем разнообразии продукции, объединяет ее прежде всего постоянство механических характеристик и довольно высокая стабильность формы, что и позволяет возводить из дерева крупные объекты. Хотя проектировщики находят в деревянном строительстве все больше других положительных моментов.

Наиболее очевидный для всех фактор — экологичность. Кроме того, что дерево — один из немногих возобновляемых ресурсов в строительстве, оно еще и позволяет уменьшить выбросы углекислого газа. Так, проектом в Париже предполагается возведение здания, способного поглощать до 3,7 тонн углекислого газа, что эквивалентно годовому «урону» от 2207 машин. По оценкам Европейской конфедерации деревообрабатывающей промышленности CEI-Bois, достаточно увеличить долю деревянных домов на европейском рынке на 10%, чтобы на 25% сократить объемы вредных выбросов.

Среди важных экономических преимуществ строительства из дерева — уменьшение сроков в разы. Archspeech исследование австралийских ученых, где строительство проекта из дерева занимало по расчетам на 6 недель меньше (и благодаря этому экономило более 300 тыс. долларов) в сравнении с идентичными проектами из бетона и стали.

Также в пример можно привести Лондон, где основной массив 9-этажного жилого дома Stadthaus (на сегодняшний момент самое высокое деревянное здание Европы) был возведен за 27 дней без отклонений от проектной документации. Дом полностью построен из дерева, включая лестницы и лифтовые шахты, — с применением тех самых CLT-панелей.

Пожар больше не страшен

Строительство деревянного небоскреба в Лондоне стало возможным во многом благодаря тому, что Британия является одной из немногих стран, где в строительном законодательстве вообще нет запрета на максимальную высотность деревянных зданий. Хотя стоит оговориться, что и Stadthaus не обошли проблемы с нормами. Дом намеренно построен высотой чуть ниже 30 метров, иначе по британским законам пришлось бы устанавливать спринклеры и подстраиваться под другие стандарты. Тем не менее, именно строительные законы в части огнестойкости сдерживают развитие высотного строительства из дерева. В той же Норвегии, где нет лимита по высоте деревянных строений, заканчивается строительство 49-метрового небоскреба Treet, который станет самым высоким в мире.

Меняют свой подход к пожарным нормам и другие страны, признавая существенный прогресс в технологиях деревянного строительства. Здесь немаловажно отметить, что при пожаре деревянные конструкции, в отличие от стали или железобетона, не деформируются при повышении температуры. Элементы большого сечения не снижают пожаробезопасность здания, а в ряде случаев рассматриваться как полноценная альтернатива конструкциям из металла и бетона.

Кроме того, на поверхности деревянных элементов во время пожара образуется слой угля, препятствующий доступу кислорода. Благодаря этому скорость прогорания конструкции составляет порядка 3,5 см в час. Поэтому за счет наращивания сечения элементов конструкция не будет терять несущей способности в течение заданного времени. Такой метод позволяет достигать пределов огнестойкости вплоть до 120 минут.

Когда ждать в России

Россия, как видно на графике выше, на данный момент далека от строительства высотных зданий из дерева. Хорошо всем известный 38-метровый дом Сутягина в Архангельске был сначала по решению суда разобран до четырех этажей, а затем его остатки уничтожил пожар. И из-за ограничения в три этажа других подобных проектов пока не ожидается.

Но строительные компании постепенно начинают продвигать альтернативные идеи и лоббировать изменение законодательства. Например, финская компания «Стора Энсо», один из мировых лидеров по производству продукции им дерева, активно позиционирует себя на рынке Карелии. Если раньше в регионе нельзя было строить деревянные здания выше 5 метров и площадью более 500 кв. метров, то, по словам главы республики Александра Худилайнена, прямо сейчас по поручению ведется работа по изменению республиканского законодательства. А одна из компаний-застройщиков уже занимается сборкой и наладкой производственной линии компонентов для высотных деревянных домов: их планируется изготавливать из твердых пород древесины, произрастающих в Карелии, и запуск намечен на сентябрь 2015 года.

Традиционно деревянные идеи продвигаются и в вологодском регионе — проекты местых архитекторов постоянно различных наград и конкурсов. В этом году в Череповце прошла третья по счету Международная научно-практическая конференция по деревянному домостроению с участием более 70 приглашенных экспертов из Финляндии, Германии, Австрии и других стран Европы. Также год назад в партнерстве с Финляндией был создан кластер деревянного домостроения и деревообработки.

Члены кластера уже внесли предложения по изменению «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года» для увеличения финансирования разработок по развитию многоэтажного деревянного строительства. Хотя до каких-то конкретных проектов дела пока не дошло.

Однако законодательные проблемы — не единственный камень преткновения в этом вопросе. По словам отечественных экспертов, все технологии строительства многоэтажек из древесины вполне применимы и у нас, к тому же уже производятся в России. Однако есть опасения, что население к подобным экспериментам пока не готово.

Фото infagrad.ru, cwc.ca, victoriaharbour.com.au, e-architect.co.uk, Проектная Группа 8

Одним из древнейших буддийских храмов Японии является Тодай-дзи, в городе Наре. В первую очередь этот храм известен, как самое большое деревянное сооружение в мире . Кроме того, в стенах храма находится огромная бронзовая статуя Будды, которая была выплавлена более тысячи лет тому назад! Строительство храма началось в середине VIII века. Именно в это время в стране Восходящего Солнца широкое распространение получил буддизм. Новая религия оказала сильное воздействие на искусство и архитектуру страны.

Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город Нара. Ныне Нара принадлежит к числу самых почитаемых святых мест Страны восходящего солнца, куда ежегодно приезжает около 3 млн паломников. Здесь, на территории площадью около 525 гектаров, располагаются несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен, имеющих многовековую историю.



Храм Тодайдзи занимает центральное место среди святилищ Нары. Длительное время он был главной государственной святыней страны, а само название «Тодайдзи» буквально означает «Великий восточный храм». Храм Тодайдзи широко известен по хранящейся в нем бронзовой скульптуре Будды Дайнити (Дайбуцу), являющейся самым большим изваянием Будды в Японии и одним из крупнейших в мире. Ее изваял в 749 году корейский скульптор, которого японцы называют Кимимаро. Для изготовления гигантской статуи потребовалось 437 тонн бронзы, 150 килограммов золота, 7 тонн воска, 70 килограммов ртути и несколько тысяч тонн древесного угля.

По преданию, на отливку статуи были израсходованы все запасы бронзы в Японии. Работы велись на протяжении двух лет и технологически были чрезвычайно сложны. Трудности вызывал не только сам процесс литья, но и монтаж, и установка статуи на постамент (с учетом тогдашнего уровня техники!). Ведь это феноменальное древнее сооружение весит в два раза больше, чем статуя Свободы в Нью-Йорке, которая была изготовлена одиннадцать веков спустя. Как мастеру удалось преодолеть все технические препятствия? Это остается загадкой, и секрет изготовления этого уникального памятника литейного искусства древности не раскрыт до сих пор.


Кликабельно 2800 рх

Из старинных японских источников известно, что работы по отливке статуи Великого Будды были завершены только после семи неудачных попыток. Голова и шея Будды были отлиты в одной опоке, а торс и трон-лотос изготовлены в отдельных формах, а затем спаяны вместе и позолочены. Статуя Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой «благословение, всемогущество и вездесущность». Будда восседает, поджав под себя ноги, в умиротворенной позе на троне в виде колоссального цветка распустившегося лотоса с 56 лепестками. Лотос выступает здесь как символ душевного целомудрия, непорочности и чистоты, необходимых для погружения в нирвану, обретения блаженства, достигаемого в результате преодоления «страсти и жажды жизни». Правая рука Будды с раскрытой ладонью вытянута вперед в благословляющем жесте. Волосы Будды синего цвета — это символизирует его пребывание в заоблачном небесном мире. Волосы разделены на 966 завитков. На лбу — шишкоообразный выступ: символ величия и недосягаемости.


Панорама. Кликабельно 6000 рх

Великий Будда входит в число самых известных достопримечательностей Японии. Высота статуи с пьедесталом составляет 22 м. Высота самой сидящей фигуры Будды — 16 м. Лицо имеет длину 5 м, ширину — 3 м. Через глазницы свободно может пролезть человек — их длина составляет 1 м. Диаметр трона-лотоса — более 20 м, высота каждого лепестка — 3 м. Громадная статуя внутри полая. В ее недрах создана сложная система деревянных конструкций, поддерживающих всю фигуру. Раз в год Великого Будду чистят, при этом снимая с него несколько ведер пыли.

Вся поверхность трона-лотоса покрыта бесчисленными изображениями религиозного и мифологического характера, тысячами иероглифических надписей. За спиной гигантской статуи находится деревянный позолоченный ореол, на котором установлены еще 16 фигур Будды размером приблизительно в рост человека, изображающие его предыдущие воплощения. Рядом со статуей расположены две скульптурные фигуры святых — бодхисатв. Японская традиция отождествляет их с тысячерукой богиней милосердия Каннон и богиней счастья. Их размер в два раза меньше статуи Великого Будды. Справа за фигурой Будды находится деревянная колонна с небольшим отверстием. Существует поверье, что человеку, сумеющему пролезть через него, прощаются все грехи. Тодайдзи — действующий храм, и перед статуей Великого Будды ежедневно совершается служба, возжигается огонь и курятся благовония, монахи и паломники читают буддийские молитвы — сутры.

Зал храма Тодайдзи, в котором находится скульптура Будды, носит название Дайбуцудэн — Зал Великого Будды. Некогда Тодайдзи был главным храмом буддийской секты кэгон, учение которой в VIII веке проникло в Японию из Китая. Строительство храма Тодайдзи началось на рубеже 20—30-х годов VIII века и продолжалось двадцать лет. Оно было объявлено общенациональным делом, потребовавшим мобилизации всех ресурсов страны. Храм был освящен в 752 году в присутствии императора и императрицы, двора, священнослужителей и представителей всех провинций Японии, а также посольств из Китая и Кореи. В XII столетии, во время гражданской войны, огромный храм сгорел. Во время пожара пострадала голова Будды, и ее пришлось заменить новой. Сегодня можно заметить, что голова Будды более темного цвета, чем торс. По другим сведениям, вся скульптура Будды сильно пострадала от пожара и в XVIII столетии подверглась замене многих элементов, так что ее нельзя считать целиком подлинной.

В 1567 году храм вновь сгорел, и Великий Будда простоял под открытым небом более ста лет. Только в 1699 году начались восстановительные работы, но через три года, возведя храм только наполовину, строительство снова забросили. В таком виде он простоял около двухсот лет и в результате совершенно развалился. Строительство было возобновлено только в 1903 году и продолжалось десять лет. К 1913 году храм был восстановлен в первоначальном виде. Его высота составляет 50 м, длина — около 57 м, ширина — более 50 м. Это самое большое деревянное здание в мире, а для своего времени оно было просто чудом строительного искусства. В огражденный стеной храм можно войти через Великие Южные ворота — Нандаймон, с двухъярусной крышей и пятью пролетами, которые были заново выстроены в 1199 году и поддерживаются восемнадцатью деревянными колоннами.


В качестве колонн использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой 21 м. По обеим сторонам ворот возвышаются колоссальные статуи фантастических стражей-чудовищ Нё. Массивные входные двери храма Тодайдзи выполнены в старинной манере японской храмовой архитектуры. Монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными для японского зодчества изгибами придает сооружению торжественность и величественность. Стены храма украшают великолепные деревянные резные рельефы, лаковая роспись, эмаль, исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм.


В храмовой сокровищнице хранятся многие древние предметы: старинные буддийские и традиционные японские одеяния, священные сосуды, ювелирные изделия, драгоценности, предметы традиционного японского искусства из бумаги и шелка. Благодаря изучению записей на старинных свитках исследователям удалось узнать, что отливка статуи Будды завершилась только после семи неудачных попыток. Огромная фигура божества состояла из нескольких частей, каждая из которых была отлита в отдельной форме. Позже все они были спаяны между собой и позолочены. Высота собранной фигуры с пьедесталом составила 22 метра, а без пьедестала - 16 метров. Лицо Будды в длину достигает 5 метров, а в ширину 3-х. Через глазницы Будды спокойно может пролезть взрослый человек, так как их длина составляет около метра. Фигура божества на самом деле внутри полая, и раз в год Будду чистят, снимая с него несколько вёдер пыли!



Тодайдзи (743-752, XII, XVII и XVIII вв.;

ансамбль деревянных зданий, имел симметричную планировку по образцу китайских монастырей эпохи Тан), Хоккедо (основан около 746-748, зал богослужений 1190) Попасть в храм Тодай-дзи можно через Великие Южные ворота с двухъярусной крышей и пятью пролётами. Всю эту конструкцию поддерживают 18 деревянных колонн, а по обеим сторонам ворот установлены огромные статуи стражей.


Главное здание храма считается самым большим деревянным сооружением в мире! Его длина составляет 57 метров, а высота и ширина по 50 метров! Это настоящее чудо строительного искусства! На территории храма помимо главного здания находится ещё несколько уникальных пагод и храмов меньшего размера. Сама территория храма представляет собой олений парк. Здесь бродит множество оленей, которых с удовольствием подкармливают туристы.