Проблемы совершенствования финансового механизма предприятия в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и назначение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

финансовый механизм экономика

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, имеется большое многообразие видов деятельности. Для их функционирования создаются органы управления, осуществляющие процесс формирования и использования финансовых ресурсов. Это происходит при помощи государственных форм и методов финансовых отношений. Создавая формы и методы финансовых отношений, государство приспосабливает их к действующей экономической системе. В связи с этим субъективные финансовые отношения обслуживают данную систему и адекватно ей существуют в виде финансовой системы. Так, если в обществе существуют сферы материального и нематериального производства, то соответственно им функционируют и финансы, т.е. финансы материальной и нематериальной сфер. Но данные сферы весьма многообразны. Например, материальное производство осуществляется промышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными и другими предприятиями. Соответственно им существуют финансы промышленности, сельского хозяйства и др. В свою очередь промышленные предприятия, исходя из своей специфики, могут быть машиностроительными, химическими, перерабатывающими и т.п. Адекватно им и функционируют финансы. Сельскохозяйственные предприятия в РФ представляют собой совхозы, колхозы, фермерские хозяйства. Имеются финансы совхозов, финансы колхозов.

При создании (совершенствовании) форм финансовых отношений важно, чтобы данный процесс был направлен не просто на выработку (совершенствование) отдельных форм финансовых отношений, не имеющих между собой взаимосвязи, а на создание финансового механизма .

Финансовый механизм как система вытекает из финансовой системы общества. Для осуществления различных видов деятельности применяются различные виды финансовых отношений, которым, исходя из специфики деятельности, придаются различные формы и методы осуществления. Все это обусловливает существование финансов не вообще, а в виде финансовой системы, которая состоит из различных сфер, групп, звеньев и т.п.

Целью данной курсовой работы является изучение структуры, форм организации финансового механизма, основных методов воздействия государства на экономику посредством финансового механизма, направлений применения системы финансовых рычагов и стимулов воздействия на деятельность субъекта хозяйствования с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы.

Важной задачей данной работы является анализ состояния финансового механизма воздействия государства на развитие экономики нашей страны в переходный период, а также выявление основных направлений реформирования финансового механизма в условиях рыночной экономики.

1. Теоретические аспекты финансового механизма

1.1 Понятие финансового механизма

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т.п.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. . Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов - М.: Институт новой экономики, 2007, - 1376 с.

Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.

Различают также финансовый механизм сферы материального и нематериального производства. Финансовый механизм сферы материального производства состоит из финансовых механизмов государственных и негосударственных предприятий, а те в свою очередь -- из финансовых механизмов промышленных, сельскохозяйственных предприятий и т.д. Финансовый механизм нематериальной сферы деятельности также весьма многообразен. Это финансовый механизм страховой, банковской, торговой деятельности, финансовый механизм в просвещении, здравоохранении, социальном обеспечении, жилищно-бытовом обслуживании и т.п. .

В соответствии с территориальным делением России следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т.п.), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

В каждой сфере, группе, звене финансовой системы эффективное функционирование финансового механизма возможно при научном подходе к принципам его построения. . Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов - М.: Институт новой экономики, 2007, - 1376 с.

1.2 Принципы построения и структура финансового механизма

Финансовый механизм в целом по стране, как и составные части, может быть эффективным в том случае, когда соблюдены определенные принципы его построения.

Во-первых, каждая форма финансового отношения не должна противоречить другим формам финансовых отношений, входящих в данный финансовый механизм. Формы финансовых отношений, входящие в финансовый механизм, должны быть согласованы между собой.

Во-вторых, финансовые механизмы, составляющие общий финансовый механизм страны, не могут противоречить друг другу и финансовой политике государства, построенной на соблюдении объективных экономических законов развития общества.

В-третьих, каждая форма финансовых отношений, входящая в финансовый механизм, должна быть финансовым рычагом. Финансовые рычаги -- это формы финансовых отношений, являющиеся содержанием любого финансового механизма и предназначенные для экономического (материального) воздействия на интересы субъекта деятельности (государства, его регионов, предприятий, организаций, учреждений, отдельного работника).

Таким образом, те формы финансовых отношений, которые не отвечают данному требованию, не могут быть финансовыми рычагами и включение их в состав финансового механизма бессмысленно.

В-четвертых, для того чтобы формы финансовых отношений реально, а не теоретически, являлись финансовыми рычагами, необходимо разработать научные методы их организации. Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно представить в следующем виде (рис. 1).

Рис. 1. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов

Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления финансами.

Финансовый механизм можно рассматривать в организационно - управленческом аспекте. Для этого используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления.

Блок финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объеденных по признаку общей целевой направленности.

Элемент финансового механизма - это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образам проявляются интересы участников общественного производства. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

2. Современное состояние финансового механизма

2.1 Методы финансового воздействия на развитие экономики

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций -- важнейшая задача финансовых работников всех рангов. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед РФ.

Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое обеспечение может реализовываться в нескольких формах: правовой, нормативной и информационной.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма -- это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, информация о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает оценивать ситуацию на рынках. Различная информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может быть одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятия. . Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87

2.2 Анализ современного состояния финансового механизма

В 2008-2009 годах Россия переживала мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами.

К настоящему времени правительство РФ сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов были заявлены:

· поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;

· социальная поддержка населения, сохранение и создание новых;

· рабочих мест;

· поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

· поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

После завершения цикла принятия «пожарных мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики. При проведении оценки антикризисных мер основное внимание уделялось не обсуждению целесообразности той или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.

В то же время проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), совершенствования налогового регулирования.

В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач:

1. расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);

2. снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий;

3. смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);

4. стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);

5. поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

В целом общий объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных мер в отношении реального сектора экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб.

На первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),

На втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери - 500-700 млрд. руб.),

На третьем - меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.). Таким образом, можно сделать выводы, что реализация антикризисных мер сводится к стимулированию деловой активности предпринимательства Российской Федерации.

Диаграмма 1. Приоритетные направления мер антикризисной финансовой политики

В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды.

Крайне мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.

К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях усиливается их роль как агентов правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная компания).

Рисунок 2. Механизм финансирования хозяйствующих субъектов

3.1 Совершенствование финансового механизма в сфере ИЖК

Помимо финансирования за счет внутренних заимствований финансирование ипотечного жилищного кредитования возможно за счет внешних источников. Международная финансовая корпорация (IFC), инвестиционное подразделение группы Всемирного банка, объявила об официальном запуске проекта «Развитие первичного рынка ипотечного кредитования в России». Проект нацелен на развитие системы ИЖК, увеличение ее инвестиционной привлекательности и эффективности, повышение доступности ипотеки для заемщика. Проект финансируется также правительствами Швейцарии и Нидерландов.

В IFC считают, что на сегодняшний день Россия обладает наибольшим среди европейских стран потенциалом ипотечного рынка в Европе, который оценивается примерно от 10 до 30 млрд. долл. По данным ЦБ, размер ипотечного рынка на начало 2005 года составляет 640 млн. долл., или меньше чем 0,4% от ВВП. Для сравнения: в Европе 5-7% от ВВП и в развитых странах -- 40-75%.

IFC инвестировала свыше 240 млн. долл. в ипотечные программы банков Абсолют Банк, ДельтаКредит Банк, Московский кредитный банк, Райффайзенбанк Австрия, Сосьете Женераль. Инвестиционный портфель IFC в России составляет 1,7 млрд. долл.

Немаловажным финансовым рычагом финансового механизма системы ИЖК является процентная ставка по ипотечным кредитам. Процентные ставки на рынке ипотечного жилищного кредитования варьируют в пределах 10-12% в валюте и 12-18% в рублях. Именно такие ставки указывают участники ипотечного рынка в своих основных кредитных продуктах. Эти ставки в два-три раза превышают общемировой уровень.

В последнее время кредиторы стали более активно выдавать ипотечные жилищные кредиты в национальной валюте. Средний срок погашения ипотечного жилищного кредита -- 15 лет. В России за последний год наметилась тенденция к удлинению ипотечных кредитов, например, согласно стандартам АИЖК ипотечные жилищные кредиты предоставляются на срок до 30 лет.

Первоначальный взнос для получения ипотечного жилищного кредита -- это наиболее проблемный элемент в финансовом механизме системы ИЖК. Заемщик может быть вполне платежеспособным, но не иметь первоначальных накоплений, что автоматически исключает его из числа потенциальных клиентов ипотечных банков, по крайней мере, на период накопления. В России размер первоначального взноса по стандартам АИЖК снизился до 10%. Уровень первоначального взноса отражает степень доверия банка к ситуации на рынке недвижимости, оценке стоимости объекта кредитования и прочих рисков заемщика. Однако такой уровень первоначального взноса -- это дополнительный риск. Как правило, при снижении размера первоначального взноса увеличивается размер годовой процентной ставки по кредиту.

Размер ипотечного жилищного кредита очень дифференцирован в целом по стране с учетом особенностей рынка недвижимости. Размер ипотечного жилищного кредита АИЖК варьирует в диапазоне от 200 тыс. руб. до 4,5 млн. руб.

Немаловажным показателем работы финансового механизма системы ИЖК являются дополнительные расходы заемщика, которые равны 4-7,5% от размера ипотечного жилищного кредита. Сумма дополнительных расходов будет снижаться по мере унификации процедур и принятия законодательных актов, регламентирующих нотариальное оформление сделок купли-продажи недвижимости.

Множество заемщиков называет их «подводными камнями», поскольку никто о них заранее не знает и не ожидает, что это так дорого. В перечень дополнительных расходов входят внешние (внебанковские) и внутренние (банковские) расходы.

При анализе финансового механизма системы ИЖК важно обозначить основные проблемы развития рынка ипотечного жилищного кредитования. В настоящее время на рынке недвижимости спрос значительно превышает предложение, темпы роста цен на жилье гораздо выше темпов роста доходов населения страны, т.е. доступность жилья снижается. Снижение ставок по ипотечным кредитам провоцирует резкий рост количества покупателей. Соответственно растут и без того высокие цены на недвижимость: годовой темп роста цен на жилые квартиры, например, в г. Оренбурге составил в 2005 году около 40%.

Согласно имеющимся оценкам, потребность в жилье составляет на сегодняшний день 1,5 млрд. кв. м. Лишь незначительная часть этой потребности может быть удовлетворена на вторичном рынке жилья -- примерно 0,2 млрд. кв. м. Таким образом, потребность в новом строительстве жилья составляет около 1,3 млрд. кв. м. На сегодня весь жилой фонд России составляет 2,8 млрд. кв. м. При этом улучшить свои жилищные условия хотели бы более 60% россиян.

Низкая платежеспособность населения является также препятствием массового развития ипотечного жилищного кредитования. В настоящее время ипотечным кредитом могут воспользоваться около 5-6% российских семей.

Процентные ставки по ипотечным жилищным кредитам по сравнению с мировыми слишком высоки. Основные причины высоких процентов -- отсутствие дешевых и долгосрочных источников финансирования, а также инфляция, которая в России до сих пор сравнительно велика -- около 10% годовых в рублях. Приемлемой платой за пользование кредитом будет ставка 5-6% годовых в валюте при 30-летнем сроке выплат.

Сложившиеся процентные ставки -- это объективный финансовый показатель, соответствующий общеэкономической конъюнктуре, и снижение ставок по ипотечным жилищным кредитам должно проводиться рыночными методами.

Отсутствие ипотечного страхования в финансовом механизме системы ИЖК также определяет неполноценность системы ИЖК. Наличие ипотечного страхования согласно мировой практике позволяет снизить первоначальный взнос. Ипотечное страхование -- это страхование финансовых рисков ипотечных банков. Организация ипотечного страхования пока не представляется возможной, т. к. банки покрывают свои возможные риски ростом цен на недвижимость и все расходы на сегодняшний день перекладываются на заемщиков. Появление ипотечного страхования сдерживается наличием ряда проблем, решение которых зависит исключительно от усилий государства.

3.2 Основные направления совершенствования финансового механизма

Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.

Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности России, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

1) использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

2) стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;

3) развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

Правительство РФ при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими принципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства, укрепление доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций.

С созданием новой экономической модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основными являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

Следует, однако, отметить, что действующий в РФ налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

Перестройка финансового механизма затронула не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.

Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т.п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в стране. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании.

Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений в организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования -- переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи). . Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжений организаций, учреждений.

Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п. Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов. . Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87

Заключение

Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансы и финансовый механизм в современной России». Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения.

В ходе выполнения курсовой работы рассматривались следующие вопросы: финансы как экономическая категория; субъекты и виды финансовых отношений; понятие финансовой системы; структура государственных финансов; финансовая политика государства; финансовый механизм и его структура; основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер.

На основании изученных нормативно-правовых актов, специальной литературы можно сделать вывод: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Традиционно финансы разделяют на публичные и частные.

К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы).

Во второй группе выделяют: личные финансы и семейные финансы;

финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Различают следующие функции финансов:

1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства, муниципалитета;

2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляют собой финансовую систему. Она включает государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций и является составной частью экономической политики государства.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Также было уделено внимание вопросу: основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России, где были рассмотрены меры государства в реализации антикризисной политики в стране.

Список литературы

1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов - М.: Институт новой экономики, 2007, - 1376 с.

2. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. - Спб.: Дашков и К, 2006, - 503 с.

3. Липсиц И.В. Экономика: Учебник. - М.: Вита-Пресс, 2007. -315 с.

4. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.

5. Финансы. Учебник.// Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2006. - 186 с.

6. Финансы. Денежное обращение и Кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра - М, 2007. - 390 с.

7. Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87

8. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений. Функции финансов в современной рыночной экономике. Характеристика финансового механизма и его элементов. Проблема стабилизации финансов в России и возможные пути её решения.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Теоретические аспекты финансового контроля, его виды и формы в условиях рыночной экономики. Роль финансового контроля как элемента финансового механизма. Характеристика органов государственного контроля Российской Федерации, проблемы их взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2011

    Понятие финансов, их признаки и функции. Понятие финансовой политики, ее задачи, цели и принципы. Содержание и структура финансового механизма. Содержание, значение, задачи финансового планирования. Сущность государственных доходов и расходов, бюджет.

    учебное пособие , добавлен 02.05.2009

    Раскрытие и изучение основных положений теории финансов и аспектов современного состояния финансовой системы России. Характеристика основных функций финансов и их структуры. Анализ финансовой политики государства: финансовый механизм, антикризисные меры.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Понятие и задачи управления финансами, его объекты и субъекты. Принципы построения финансовой системы государства. Основные функции финансового планирования и контроля. Методы государственного регулирования финансов, полномочия осуществляющих его органов.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Роль и функции финансов в деятельности хозяйствующих субъектов. Сущность и основные этапы проведения финансового анализа в современных условиях рыночной экономики, его типы и отличительные признаки. Методы и приемы реализации финансового анализа.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2013

    Предпосылки возникновения, понятие, необходимость и функции финансов. Сущность, состав и типы финансовой политики как важнейшей части экономической политики. Понятие и значение финансового механизма. Особенности современной финансовой политики Украины.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2011

    Финансы предприятия, их функции и роль в хозяйственной деятельности предприятия. Анализ функционирования финансового механизма предприятия на примере ООО "Губановское". Основные элементы и модели финансового механизма, пути его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

    Понятие и особенности финансовой политики государства. Разработка ценовой политики фирмы. Понятие финансового механизма и его структура. Рестрикционный механизм. Основные направления налоговой политики России на 2012 г. Акцизное налогообложение.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Понятие и состав финансового механизма государства. Сущность и содержание финансового менеджмента, его место в системе управления организацией и в рыночной экономике в целом. Основные методы и рычаги регулирования процесса движения денежных потоков.

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (2012-1.5-14-000-3008-003)

Майорова Татьяна Владимировна, Майдан Татьяна Николаевна

Пути совершенствования финансового механизма высшего образования// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339 . — . Номер статьи: 3103. Дата публикации: 2013-07-08 . Режим доступа: https://сайт/article/3103/

Введение

Система образования, прежде всего, высшего, являясь индикатором и катализатором развития государства, становится приоритетной ведущей сферой социально-экономической политики любого государства, отражая уровень состояния и развития общества. Высшее образование имеет высокий статус, его возрастающая роль в решении социально-экономических, научно-технологических, социально-культурных и духовно-нравственных проблем состоит в сохранении национальных особенностей и традиций, а также в прогрессирующем воздействии на развитие производительных сил общества.

Экономическая природа высшего образования понимается как инвестиции в человеческий капитал. Образование рассматривается наряду со здравоохранением, культурой, искусством и наукой в составе третьего сектора общественного производства, в котором формируется человеческий капитал, и создаются интеллектуальные ценности общества.

Важным является то, что развитие системы образования зависит исключительно от достаточного финансового обеспечения, позволяющего обновлять и умножать интеллектуальный потенциал учебного заведения, его научную, материальную и методическую базу.
Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских И. Аватесяна , С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова , В. Гурова, С. Сигова , Х. Воссенштейна , Л. Клячко и др., а также украинских: Т. Боголиб , М. Ваниевой , Ю. Волинчук , І. Каленюк , О. Тимошенко, В. Федоровой ,С. Салыги, В.Гельмана и др.

Вместе с тем, появилась необходимость комплексного исследования особенностей формирования финансового механизма высшего образования и его основных составляющих в связи с процессом трансформации вузов. Сегодня уже сформирована нормативно-правовая база образования, повысилась автономия высших учебных заведений, введены новые образовательные стандарты. Однако существуют проблемы управления и финансового обеспечения вузов, оптимального сочетания бюджетных и внебюджетных источников финансирования, разработки эффективной модели их использования. В этой связи исследование проблем формирования и эффективного использования финансовых ресурсов учреждениями высшего образования является особенно актуальным.

Результаты

Нет необходимости доказывать, что устойчивость функционирования и развития высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит от достаточного обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в системе управления высшим образованием важную роль играет финансовый механизм.

Мы считаем, что финансовый механизм высшей школы, как часть общего финансового механизма, является элементом реализации государственной политики в области высшего образования (рис. 1).

Он представляет собой совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния государства, обеспечивающих создание и использование финансовых ресурсов для эффективной реализации образовательной, научно-исследовательской, воспроизводственной и воспитательной функций системы высшего образования.

Важной особенностью финансового механизма высшей школы в современных условиях являются проблемы взаимодействия высшей школы с государством. Экономические отношения, складывающиеся между государством и вузами, включают определенный комплекс взаимоотношений, связанный с вопросами собственности, управления, степени автономии вузов, механизма финансирования и т.д. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма должна быть разработана государственная программа (стратегия) развития высшего образования, которая предусматривала бы стратегические приоритеты в финансировании вузов.

Рисунок 1. Схема финансового механизма высшего образования

На наш взгляд, государственная политика в области высшего образования должна включать в себя:

  • переход от принципа содержания высших учебных заведений за счет государственного бюджета к государственной поддержке в фактически возможных размерах, развитие системы государственного заказа на подготовку кадров, но без ограничения их количества;
  • совершенствование и углубление автономии образовательных учреждений, прежде всего в области финансов;
  • осуществление передачи ряда научно-исследовательских учреждений в состав ведущих университетов. Это позволит улучшить материально-техническую базу учебного, научного, а также последипломного процесса, повысить уровень профессорско-преподавательского состава, эффективнее использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы высшей школы;
  • расширение самостоятельности в распоряжении ресурсами, в том числе средствами из бюджета, осуществление различных видов деятельности, приносящих доходы;
  • расходование бюджетных средств должно осуществляться образовательными учреждениями самостоятельно, исключая потребности образовательного процесса в соответствии со статьями бюджетной классификации. Отчет о расходовании бюджетных средств должен подаваться в органы управления образованием по всем статьям бюджетной классификации. Это может быть основой для финансовой части образовательной статистики.

Действующее законодательство разных стран, в том числе России и Украины, предоставляет высшим образовательным учреждениям право самим использовать средства, выделяемые для осуществления образовательного процесса. Однако современные подходы к финансированию существенно ограничивают права образовательных учреждений и, определенным образом, противоречат действующему законодательству об образовании. Устранение такого противоречия возможно при дальнейшем совершенствовании системы финансирования путем:

  • установления (определения) для вузов объема бюджетного финансирования на основе бюджетной программы или программно-целевого метода;
  • предоставления образовательным учреждениям возможности самостоятельного планирования и управления бюджетным процессом на среднесрочную (до 3-5 лет) перспективу.

Реализация предлагаемых мер должна способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности, экономической автономии высших учебных заведений.
Важным в усовершенствовании финансового механизма высшего образования является активизация роли внебюджетных источников, в том числе средств за предоставленные образовательные услуги, от выполнения хоздоговорных тем, спонсорских средств и др. (рис.2).

Рисунок 2. Модель формирования и использования финансовых ресурсов высших учебных заведений

Государство должно стимулировать такие источники путем:

  • предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям в определенном проценте к выручке от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг для направления этих средств на оплату обучения молодежи в аккредитованных учебных заведениях;
  • совершенствования механизма кредитования и страхования высшего образования;
  • стимулирования развития меценатства и спонсорства, прежде всего в области университетской науки;
  • содействия в привлечении средств иностранных инвесторов в форме грантов для преподавателей и студентов;
  • предоставления налоговых льгот вузам на доходы от реализации продукции, произведенной учебными заведениями, в том числе аренды собственности и др.

Еще одним направлением совершенствования финансового механизма функционирования вузов является стимулирование их участия в формировании национальной инновационной системы путем трансформации вузов в научно-исследовательские центры.

По нашему мнению, доходы от инновационной деятельности вузов (реализация собственных научных исследований, в том числе за рубежом) может стать важным дополнительным источником поступлений финансовых средств для высших учебных заведений. Прежде всего, это касается классических университетов, которые имеют все возможности взаимодействовать с другими секторами, сочетая фундаментальные исследования с исследованиями отраслевой направленности (в сотрудничестве с ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и хозрасчетными исследованиями (по заказу субъектов хозяйствования).

Выводы

Эффективный процесс управления финансовыми ресурсами вуза должен базироваться на стратегических финансовых ориентирах, предусматривающих разработку и реализацию ряда мероприятий для текущей деятельности вузов, направленных на достижение нормальной устойчивости системы финансирования и наращивания конкурентных преимуществ вуза.

Основными направлениями развития финансового обеспечения высшего образования должны быть следующие направления.

  • Организационные: расширение автономии вузов; государственное вмешательство в деятельность учреждений образования должно ограничиваться контролем над использованием бюджетных средств, выделенных на подготовку студентов по государственному заказу, и соблюдением государственных стандартов высшего образования; диверсификация образовательных услуг вузов по вертикали и горизонтали; обеспечение полного инновационно — организационного цикла для прикладных научных разработок; активизация маркетинговой деятельности вузов; своевременное обновление активов вузов (не менее 1 раза в 3-5 лет).
  • Финансовые: распределения бюджетных средств не на базе нормативов, а по результатам деятельности, что стимулирует ответственность руководителей образовательных учреждений за достижение установленных стандартов качества обучения; экономное расходование финансовых ресурсов; оптимизация дебиторской задолженности и организационной структуры вузов; применения лизинговых и кредитных инструментов в финансовом обеспечении; изменение в политике ценообразования на образовательные услуги; формирование запасов финансовых ресурсов; финансовая поддержка лучших студентов контрактной формы обучения; применение системы материального поощрения работников за успешные проекты по привлечению дополнительных финансовых ресурсов и др.
  • Государственное стимулирование внебюджетного финансирования образования: путем страхования рисков, связанных с невозвратом кредитов, предоставляемых частными компаниями, предприятиями гражданам для получения образования; за счет передачи в управление негосударственным консультативным фирмам, компаниям государственных учебных заведений, привлечения частного сектора как равноправного участника образовательного процесса; за счет создания региональных программ совместного финансирования образования государством, общественным сектором и муниципальными органами; путем внедрения корпоративной связи учебных заведений с работодателями на основе двусторонних соглашений; путем формирования системы многоуровневых налоговых платежей, обеспечивающих каждому органу управления образованием определенные фонды, необходимые для развития территориальных образовательных комплексов в соответствии с установленными государством стандартами.

Библиографический список

  1. Аветисян И.А. Финансирование расходов на высшее образование в российской федерации и направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Проблемы развития территории. — 2007. – Т. 39. — № 4. – С. 12-27.
  2. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2003. – 182 с.
  3. Модели финансирования вузов: анализ и оценка / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2005. – 274 с.
  4. Гуров, В.А. О финансировании образования / В.А. Гуров, С.В. Сигова // Финансы. – 2006. — №8. – С. 49-52.
  5. Воссенштейн Х. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств/ Воссенштейн Х. // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. — № 3(26). – С. 51-60.
  6. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Л. Клячко. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 182с.
  7. Боголіб Т.М. Ринкова модель ВНЗ: монографія / Т.М. Боголіб. – К. : Міленіум, 2007. – 264 с.
  8. Ваниева М. Об экономической эффективности финансирования образования в Украине /М. Ваниева // Экономика: проблемы теории и практики: Сб. научн. трудов. — Днепропетровск, 2006. — Том II. — Вып. 216.- С. 363-369.
  9. Волинчук Ю. В. Методичні підходи до дослідження та забезпечення стійкості системи фінансування ВНЗ / Ю. В. Волинчук // Облік та фінанси: зб. наук. праць ЛНТУ. – Випуск 6 (24). – Ч. 2. – Луцьк: ЛНТУ, 2009. – С. 44–64.
  10. Калинюк І. Сучасні тенденції розвитку освіти у глобальному середовищі / І. Калинюк // Університетська освіта. – 2011. — №1 – С. 20-26.
  11. Тимошенко О. В. Фінансові аспекти конкурентоспроможності вищої освіти в Україні: монографія / О.В. Тимошенко, В. А. Федорова. – Дніпропетровськ: Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара, 2008. – 324 с.
  12. Салига С.Я., Гельман В.М. Фінансове забезпечення вищої освіти: монографія. – Запоріжжя: ЗЦНТЕІ, 2007. – 252 с.

Финансовый механизм - активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе.

В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемые обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Финансовый механизм рассматривается в действии, он активен и включает сложные элементы, имеет подсистему.

Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Чтобы ее охарактеризовать, целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент.

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма -финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы,организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется логическая взаимосвязь между планированием финансовых ресурсов на основе выработки четких ориентиров при высокой организации финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей долевой направленности.

В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Составных блоков только шире объясняют понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным поправкам.

Элемент финансового механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечениегосударственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.

Характерными особенностями финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

Действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов, при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества," первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.

Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношений, или части этих отношений,связанных с развитием той или иной сферы, отрасли народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики и углубления рыночных отношений в практику входят такие понятия, как акционирование, дивиденды, лицензии, валютные фонды, утверждаются новые видыналогов, целевых отчислений" денежных средств. Финансовый механизм приобретает усложненный характер, усиливаются взаимные требования и обязательства в сфере платежей налогов, дивидендов и др. Названные выше компоненты экономического механизма, применяемые в практике хозяйствования и управления экономикой, призваны активизировать деятельность предприятий, фирм не углублять противоречия в обществе, а удовлетворять общие интересы всех участников рыночных отношений.

Задачи совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики РК с учетом мирового опыта связаны с широкой демократизацией производства, углублением коммерческого расчета, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Совмещение частной и государственнойсобственности, присутствие частного бизнеса регулируются активностью финансового механизма в масштабе страны.

Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства, на формированиефинансовых ресурсов, функционирование финансового рынка.

Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на объем и качество производства, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста, а государство собственными государственными финансами, централизованными для выполнения социально-экономических программ.

В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкостьналогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной ролифинансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработкидействий финансового механизма.


Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Факторы, влияющие на эффективность финансовой политики государства:

· научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

· прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

· учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

· четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

· учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

· комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства - денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

· многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

· учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Финансовый механизм - элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов. Финансовый механизм включает в себя:

1. Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (планирование, прогнозирование, самофинансирование, инвестиционные программы, кредитование, эмиссия ценных бумаг, налогообложение, система расчетов, аренда, страхование, залоговые операции, трастовые операции, факторинговые операции, лизинговые операции, трансфертные операции и др.).

2. Правовое обеспечение – правовые акты, законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, письма и др.

3. Финансовые рычаги – прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цены, арендная плата, дивиденды, процентные ставки, дисконты.

4. Нормативное обеспечение – инструкции, методические указания.

5. Информационное обеспечение – компьютерные программы, бухгалтерская отчетность, статистические данные, оперативная отчетность и проч.

Направления совершенствования финансового механизма:

1. Использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов)

2. Стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства

3. Развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный процесс, в т.ч. в социальной области.

17. Управление финансами: содержание, функциональные элементы. Органы управления финансами, их функции.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами.в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.

Переход к рынку означает изменение экономической политики и методов финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Главное содержание этих изменений состоит в том, что вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строгого регламентирования состава фондов, пропорций, условий их образования и использования посредствам установления плановых заданий, норм, нормативов и т.п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.

Значительные изменения происходят в финансовом механизме непроизводственного сектора. Происходит расширение сферы платных услуг, сочетание бюджетного финансирования и развития платных услуг. Осуществляется перестройка системы бюджетного финансирования, переход на нормативный метод покрытия затрат. Это означает, что возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основе нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного человека и других показателей.

Финансовый механизм в современных условиях призван: а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь; б) обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики.

В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:

1. Развитие многообразных форм финансовых отношений;

2. Обеспечение развития инициативы всех форм хозяйственной деятельности;

3. Использование эффективных финансовых рычагов, стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов;

4. Развитие конкуренции товаропроизводителей;

5. Повышение эффективности общественного производства;

6. Привлечение иностранных инвестиций;

7. Образование свободных экономических зон;

8. Расширение финансового рынка.

При разработке годовых бюджетов Правительство Республики Беларусь основное внимание уделяет решению таких вопросов как: обеспечение низких темпов инфляции; сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства; укрепление доходной части бюджета; усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций.

Изменяются методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальной сферы. Современный финансовый механизм предполагает ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы.

Основным рычагом государственного финансового регулирования являются налоги. Поэтому большое значение в Республики Беларусь в современных условиях уделяется совершенствованию налогового финансового механизма. С помощью налогов происходит регулирование уровня рентабельности хозяйствующих субъектов, размера денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Высокий уровень, частый пересмотр норм налогообложения отрицательно воздействует на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Обязательным элементом рыночных отношений является финансовый рынок. Расширение финансового рынка в Республике Беларусь является одним из направлений совершенствований финансового механизма.