Пути решения проблем современного российского общества. Главные социальные проблемы россии последнего десятилетия

Возможности экономического воздействия туризма. Пассивный и активный туризм. Туристический баланс. Внутренний туризм. Влияние туризма на развитие потребительского спроса, функционирование отраслей, выпускающих потребительскую, сувенирную и специальную туристическую продукцию, а также на увеличение доходов транспортных, развлекательных предприятий, средств размещения, общественного питания, связи, спортивно-оздоровительных центров, санаторно-курортных учреждений. Туризм и валютные поступления.

Проблемы местного туризма и пути их решения.

Туризм и социальные проблемы общества. Туризм и повышение уровня жизни трудящихся. Роль туризма в решении проблемы безработицы. Экологическое воздействие туризма. Факторы развития туризма, требующие межотраслевой координации на государственном уровне.

Гуманитарное значение туризма. Туризм как совмещение отдыха с познанием, рекреации с развлечением. Мирная направленность туризма. Интеллектуальное содержание туризма и экскурсий. Туризм и воспитание подрастающего поколения.

Исходным пунктом в анализе экономической роли туризма является утверждение о том, что высокий престиж туризма в структуре факторов социального развития прежде всего определяется ее присутствием во всех сферах экономики любого общества (производство благ и услуг, распределение благ и услуг, а также обмен товарами и потребление). Поскольку туризм по своей сути является одной из форм потребления, то туризм, как любой другой вид потребления, становится причиной многочисленный последствий во всех сферах экономики.

Исходя из этого можно утверждать, что туристы, реализующие собственные цели путешествий, становятся потребителями многих благ и услуг (носителями спроса на различные туристические услуги). Можно также утверждать, что туризм относится к сфере экономического обмена и разделения. Подтверждением этого является присутствие туризма в формировании модели потребления.

Экономические результаты туризма касаются и внутреннего и международного туризма. Внутренний туризм является важным фактором социально-экономического развития территорий туристического пребывания. Туристы нуждаются в коммуникационных, гастрономических, гостиничных, информационных и прочих услугах. Если в туристическом регионе соответственно организовано предложение туристических услуг и материальных благ, то деньги в форме туристических трат могут стать существенным источником доходов домашних хозяйств их жителей, занимающихся оказанием этих услуг.

В основе доходности туризма (помимо природных условий данной туристической местности) лежит созданный определенный пакет предложений экономических туристических благ. Слияние динамики туристического движения с предложением туристических благ является источником разносторонних экономических прибылей. Внешним проявлением этого является рост бюджетного дохода, обеспечивающийся повышением доходов субъектов туристического хозяйствования.

Внешним проявлением реализации экономической функции внутреннего туризма является также ее роль как инструмента перемен в пространственной структуре разделения национального богатства.

Экономическая функция туризма играет особую роль в жизни страны, поскольку она является важнейшим элементом международной торговли, оказывающим существенное влияние на национальную экономику в целом. По мнению исследователей, иностранный въездной туризм дает результаты, сопоставимые с теми, что приносит экспорт товаров и услуг, т.е. туризм является одной из наиболее результативных отраслей экономики.

Экономическая роль иностранного туризма проявляется в том, что во многих странах мира именно туризм является существенным источником валютных поступлений, позволяющим покрывать дефицит платежного баланса данной страны.

Мерой экономического значения иностранного туризма (особенно въездного) для данной страны или конкретного региона является доля доходов от туризма в общем доходе государства от экспорта товаров и услуг. Этот факт подтверждают статистические данные, касающиеся экономических показателей в отдельных европейских странах в конце ХХ столетия 3 . В Испании этот показатель составлял 21.2%. в Греции – 19.5%, в Турции – 15,7%, в Португалии – 14,9%, в Швейцарии – 9,1%, в Италии 7,2%, в Великобритании – 3.4%.

Немаловажным показателем роли иностранного туризма в экономике данной страны или целого туристического региона является соотношение поступлений от туристической деятельности с общим национальным доходом. В международных социологических исследованиях по проблемам туризма принят принцип: если это отношение больше единицы то поступления от иностранного туризма существенны для конкретной национальной экономики.

В ряде стран иностранный туризм занял одно из первых мест в списке экспортных отраслей. Первое место он занимает в Испании, Мексике, Греции; второе-третье в Австрии, Швейцарии, Италии, Дании, Ирландии, Марокко. Современный туризм в последние 5-10 лет приобрел (по выражению зарубежной прессы) «промышленный характер», становясь «быстро растущей индустрией». Сейчас имеется несколько стран, где ежегодные поступления от иностранных туристов исчисляются в миллиардах долларов в год (США, Канада, Испания, Италия, ФРГ, Франция и в последние годы Англия) 4 .

Анализируя экономическую роль туризма следует обратить внимание на достаточно существенное условие его функционирования, особенно на туристические инвестиции. Оказывается, что стремление к увеличению доходов от внутреннего и иностранного туризма вынуждает следить за ростом туристического продукта, подкрепленным новыми инвестициями в широко понимаемой туристической экономике. На основе вышесказанного можно утверждать, что расширение услуг непосредственно в сфере туризма (гостиницы, гастрономия, розничная торговля, все оборудование для отдыха, занятия спортом и т.п.) вынуждает увеличить ресурсы в сфере производства и услуг в различных отраслях национального хозяйства, так или иначе связанных с обслуживанием туристического движения (например, дорожное строительство, общественный транспорт, туристическая промышленность, сельское хозяйство и т.д.)

Итак, туризм, удовлетворяя разнообразные потребности, является важной статьей национального дохода. Поэтому такие формы туризма, как детский туризм и туризм молодежи, санаторный и реабилитационный туризм – это не только важные статьи национального дохода, но и инструмент трансфера национального дохода из одних областей, регионов, стран и даже континентов в другие, менее благополучные в экономическом отношении.

Введение

1.1 Специфика личностных социальных проблем

1.2 Социально-экономические проблемы общества

1.3 Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями

2.1 Социальная работа при решении индивидуально-личностных, семейных проблем

2.3 Социальная работа, как инструмент решения поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования в обществе

2.4 Вклад социальной работы в решение социально-политических проблем

Заключение

Введение

Данная контрольная работа посвящена теме: "Виды социальных проблем и их место в социальной работе".

Актуальность выбора темы объясняется тем, что в современном мире активная и эффективная социальная политика государства, в структуре которой социальная работа занимает важное место, играет роль одного из мощных исполнительных механизмов. И этот механизм может стать крепким основанием всестороннего, инновационного, социального развития страны, основанием для строительства социального государства с конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономикой, способной обеспечить человеческое развитие, достойный уровень и качество жизни граждан.

При таких условиях изучения видов социальных проблем и их места в социальной работе является требованием времени. Современное общество имеет определённую социальную структуру, его жизнедеятельность обусловлена уровнем развития форм собственности и мощности горизонтальных общественных связей. Это влияет на появление новых социальных проблем. Основной доминантой общества является отдельно взятая личность, ее потребности и интересы, именно с этой точки зрения мы и будем изучать классификацию социальных проблем. Содержание же социальной работы определяется процессами, которые происходят в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества как органической системы со своими взаимосвязями и проблемами. Кроме того, актуальность исследования усиливается еще и тем, что изучение связи видов социальным проблем с направлениями в социальной работе остается недостаточно разработанными в научной литературе.

1. Социальные проблемы современности

Под социальными проблемами в теории социальной работы и других наук на сегодняшний день принято понимать частичное или полное неудовлетворение потребностей, интересов отельных личностей, групп, обществ. Потребности людей могут быть самыми разными, начиная от физиологических нужд (потребности в пище, одежде, жилище), и заканчивая духовными запросами (потребности в общении, образовании, самореализации). Социальные проблемы порождают соответствующие социальные задачи, которые требуют решения с целью устранения породивших их проблем. Эти задачи тесно связанны с заданиями социальной работы. Поэтому можно выделить ряд социальных проблем, на решение которых направлена социальная работа:

индивидуально-личностные, семейные проблемы: проблемы с физическим и психическим здоровьем и благополучием (инвалидность, пожилой возраст), одиночество, социальная изоляция, неблагополучная атмосфера в семьях, в т. ч. вызванная алкогольной и наркотической зависимостью членов семьи, проблемы детей и молодежи в обучении и социализации;

социально-экономические проблемы: безработица, бедность, увеличение числа социально незащищённых лиц;

социально-экологические проблемы: загрязнение и обеднение окружающей среды, влияющее на здоровье и благополучие людей;

проблемы социальной стратификации: расслоение в обществе, большая разница между доходами различных классов, создающая благоприятные условия для социальной эксплуатации и манипуляции;

поведенческие проблемы: девиантное поведение отдельных личностей и социальных групп, включая преступность, аддикции (зависимости), социальные аномалии и дефекты;

проблемы символизации и социального моделирования: искривлённое восприятие мира, искажённые социальные ценности, и как результат разрыв социальных связей и выработка антигуманных представлений и асоциального образа жизни;

коммуникативно-информационные проблемы, вытекают из проблем символизации и социального моделирования и выражаются в трудностях установления социальных контактов;

социально-политические проблемы: низкий уровень социальной активности населения, напряжённость нестабильность отношений в обществе.

Для того, чтобы понять сущность и взаимосвязь этих проблем, рассмотрим их подробнее.

.1 Специфика личностных социальных проблем

В РФ около 13 млн. человек являются инвалидами, многие из них утратили трудоспособность и оказались в условиях социальной изоляции. Велико и число людей, временно утративших трудоспособность в результате физических и психических заболеваний, нуждающихся в реабилитации. В достаточно сложной ситуации оказываются и люди пожилого возраста (более 40 млн. лиц пенсионного возраста).

Чаще всего, граждане с недостаточным физическим и психическим здоровьем и благополучием нуждаются в:

в социально-психологической реабилитации и адаптации;

в компенсации нарушенных физических и психических способностей;

в свободе передвижения;

в общении;

в медицинском, социально-бытовом и культурном обслуживании;

в трудоустройстве и образовании;

в улучшении бытовых условий;

в материальной поддержке.

Таким образом, инвалидов, временно нетрудоспособных людей и пенсионеров можно отнести к особой социально-демографической группе. Эта группа характеризуется низким уровнем доходов, низкой возможностью получения образования в т. ч. (переквалификации) и трудоустройства, социальной отчуждённостью, одиночеством (у таких людей чаще нет семей и друзей), низкой гражданской активностью. Во многом такое положение объясняется не только особенностями психологической самооценки людей данной категории, но и бытующими в обществе стереотипами и установками. Создаются условия, благоприятные для дискриминации этой группы. Поэтому самым главным для ее представителей является общение, налаживание социальных коммуникаций со здоровыми людьми разного пола, возраста и социального статуса.

Схожие проблемы характерны и для других мало защищённых слоёв населения: матерей-одиночек, многодетных и малообеспеченных семей, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и людей, пострадавших от техногенных аварий, ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов ("афганцев"), ветеранов боевых действий в Чечне и пр., беженцев, людей, вышедших из мест лишения свободы, бездомных людей. Многие из них, в меру своих социально-психологических установок также не всегда адекватно ведут себя в социуме, часто оказываясь неготовыми к самым обычным жизненным ситуациям, например, собеседованию с работодателями. Поэтому они тяготеют к избирательному общению с подобными себе людьми, объединяясь в формальные и неформальные организации, оценивая качество своей жизни лишь по уровню материальной обеспеченности и игнорируя другие собственные потребности. Формируется ситуация, когда диалог становиться невозможным с обеих сторон. В то же время, как показывает опыт, достаточно инвалидам и др. категориям населения, "вырваться" из этого порочного круга, например, трудоустроиться, начать общаться со здоровыми людьми или активными инвалидами, их самооценка возрастает и многие личностные проблемы исчезают.

Острой социальной проблемой общества являются неблагополучные семьи, дети инвалиды, дети и молодежь, испытывающие проблемы с социализацией и самореализацией. Среди неблагополучных семей можно выделить: семьи с неблагоприятной психологической атмосферой (конфликты, неудовлетворённость, эмоциональная холодность); семьи с острыми социально-экономическими проблемами (бедность, отсутствие жилища и предметов первой необходимости, болезни, лишение воли члена семьи); криминогенные и аморальные семьи (члены семьи страдают от алкоголизма, наркомании, семейного насилия, не желают трудоустраиваться, ведут асоциальной или откровенной неправомерный образ жизни). Наиболее уязвимыми в таких семьях становятся дети и женщины. Они получают, как физические, так и психологические травмы, нарушается их адаптация в обществе, нередко они не могут получить образование, покидают дом и ведут бродяжнический образ жизни. Среди них высока заболеваемость, инвалидизация и смертность.

Но и молодежь из благополучных семей может переживать специфические проблемы: недостаток средств для получения образования, отсутствие рабочих мест, низкий уровень зарплат, неуверенность в собственных силах, ведение нездорового образа жизни, падение роли традиционных ценностей в обществе, низкий уровень гражданской и политической активности, неразвитость социальной инфраструктуры для молодежи и т.д. Это же касается и молодых семей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальные индивидуально-личностные и семейные проблемы тесно связанны друг с другом, также как и с другими проблемами, например, социально-экономическими и политическими. Такое видение данного вопроса укладывается в рамки системно-структурного подхода изучения общества. Инвалиды, пожилые люди, члены неблагополучных семей испытывают не только проблемы со здоровьем, но и психологические проблемы, становясь социально пассивными и изолированными, что наносит ущерб не только им, но и всему обществу и делает актуальным поиск решения данных проблем.

.2 Социально-экономические проблемы общества

Ранее мы говорили о том, что инвалидам и молодым людям сложно трудоустроиться, что многие семье лишены нормальных бытовых условий и даже жилища. Это лишь часть социально-экономических проблем общества.

Переход от плановой экономики к рыночной модели и ряд реформ во всех сфера общества оказался весьма болезненным. Усугубили ситуацию политические проблемы, например, высокий уровень коррупции в органах власти, отсутствие гражданского общества.

К числу самых серьёзных социально-экономических проблем можно отнести:

низкий уровень доходов населения и рост цен, в т. ч. тарифов на коммунальные услуги, товары первой необходимости, инфляция, и как результат бедность (17,8 млн. человек россиян за чертой бедности);

безработица;

увеличение числа социально незащищённых лиц;

низкое качество медицинского обслуживания;

низкий уровень социального развития детей и молодежи, несоответствие системы образования требованиям рынка труда;

неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства;

социальная проблема работа инструмент

неблагоприятные условия для развития науки и малого бизнеса, предпринимательской самореализации граждан.

Все эти проблемы также тесно взаимосвязаны: экономика негативно влияет на людей, люди негативно влияют на экономику. У людей при этом формируется ряд негативных социально-психологических установок: апатия или агрессия, низкий уровень социально-экономической, гражданской, политической активности, упаднические и депрессивные настроения. Молодые люди более склонны к радикальному решению проблем, например эмиграции за рубеж, в результате чего Россия лишается молодых одарённых кадров, что, в свою очередь усугубляет проблемы социального характера.

Корни проблем также кроются в самом менталитете общества, ведь гражданам долгие годы навязывали совсем иную, советскую экономическую систему, где всякая предпринимательская активность запрещалась и порицалась. Люди не только разучились проявлять экономическую активность, но и негативно относятся к бизнесменам и деловым кругам. И не удивителен тот факт, что по индексу социального развития РФ занимает лишь 105-е место в мире, а по уровню экономической свободы - 95-е место. По оценкам отечественных социальных исследований 48% граждан РФ оценивают своё положение как неудовлетворительное.

Следовательно, можно заключить, что социально-экономические проблемы современного российского общества обусловлены, как объективными причинами: неэффективная государственная политика развития экономики и распределения национального дохода, свободного доступа к собственности, науке, здравоохранению, отсутствие программ комплексного развития потенциала людей. Так и субъективными причинами: низким уровнем предпринимательской и правовой культуры, пассивностью общества, неадекватными установками и стереотипами относительно явлений экономической жизни. С одной стороны россияне, в т. ч. молодежь познакомились со стандартами жизни в развитых обществах, но с другой стороны у них нет чёткого представления о том, как они достигаются.

.3 Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями

Отсутствие у людей чётких требований и представлений об уровне жизни позволяет политикам манипулировать обществом. Различные политические партии эксплуатируют разные идеологии: одни "играют" на ностальгии за советским прошлым, иные делают акцент на прозападных демократических ценностях, третьи призывают к возрождению монархии, или используют откровенно популистские лозунги, граничащие с политическим шоу. В таких условиях общество превращается в "электорат" и "дешёвую рабочую силу". Оно становится политически нестабильным. Результатом нестабильности стало протестное движение в России последних лет, с яркими эпизодами "общественных вспышек" наподобие массовых беспорядков во время "Марша миллионов" 6 мая 2012 г. Но, как показывает опыт соседних государств, чьи социальные проблемы схожи с российскими, все может быть гораздо серьёзней.

Одновременно с этим происходит резкое разделение общества на небольшую группу людей с очень высокими доходами и подавляющие большинство населения с низкими доходами. В современном российском обществе фактически так и не сформировался средний класс. Безусловно, социальная стратификация является неизбежным явлением, но она не должна перерастать в социальную несправедливость. Иначе происходит социальная поляризация и маргинализация (утрата людьми чувства социальной принадлежности) . Развитие обоих явлений наметилось еще в советский период нашей истории, когда сформировалась правящая партийная элита и слабая вертикальная мобильность в обществе, приводящая к падению социальной и трудовой активности, к смирению с низким уровнем жизни. В современном обществе на место партийной пришла олигархическая элита. А главным критерием стратификации в обществе стали собственность и уровень доходов. Именно по критерию материальной обеспеченности произошло разделение общества за последние десятилетия, появились т. н. "новые бедные" и деклассированные, асоциальные элементы. "Новые бедные" имеют жилище, минимальный доступ к образованию и медицине, но их источник доходов нестабилен и скуден. В результате чего назревают новые поводы для социального противостояния и напряжённости. Часть этих людей получает социальную помощь от государства, но ее бывает недостаточно. Другая часть формально не имеет прав на льготы и оказывается в сложной жизненной ситуации, испытывая чувство безвыходности. Так, социально-экономические и коммуникационные проблемы перерастают в личностные проблемы.

Результатом безвыходности и депрессии, особенно у молодых людей могут стать девиантное поведение и появление зависимостей, а также искривление традиционных моральных ценностей в сознании. Наиболее распространёнными социальными аномалиями являются конфликтные взаимоотношение родителей и детей, отсутствие постоянного места роботы, дружеских связей и нежелание создавать собственную семью. В дальнейшем развивается полное неприятие социальных норм, приводящие к различным видам отклоняющегося поведения, в т. ч. сопровождающихся расстройствами психических функций. В настоящее время в РФ насчитывается около 22 тыс. несовершеннолетних преступников, 8,5 млн. наркозависимых, 5 млн. людей с алкогольной зависимостью. Все это пагубно влияет не только на здоровье и нравственность, но и на сам генофонд нации.

Подкрепляются подобные тенденции изменениями ценностей на уровне общества и индивида. В социальном моделировании стал превалировать материальный тип ценностей над духовным. Многие люди, выражаясь более простым языком, разучились испытывать счастье от простых вещей: общения с другими людьми, наблюдения за природой, чтения книг и т.д. Духовное самосовершенствование не является приоритетным в потребительском обществе. Символы современности - это предметы роскоши, современный тип идеального человека - это тип активного делового и обеспеченного человека. С одной стороны - это хорошо, активность и инициативность - не худшие черты. Но с другой стороны исчезают некогда популярные образы героев, людей умеющих проявлять милосердие, сострадание, идеал бескорыстного энтузиазма. Альтруизм рассматривается как нечто примитивное, архаичное и забавное, а эгоизм - как норма жизни (т. н. "здоровый эгоизм"). Деградируют также семейные ценности. Ярким свидетельством тому можно считать рост числа разводов и абортов, супружеских измен, т. н. "гражданских браков", семейного насилия, самоубийств на почве семейных неурядиц, падение рождаемости, увеличение числа неполных семей и матерей-одиночек. Современные средства массовой информации шоу-бизнес выступают коммерческими инструментами пропаганды безнравственности и развращённости: рисуя образ "лёгкой, роскошной жизни", они только углубляют проблемы символизации и социального моделирования.

На этом фоне развиваются социальные коммуникативно-информационные проблемы: люди становятся разобщёнными, отделёнными от социума и от природы (что порождает также и социально-экологические проблемы). И даже полезные коммуникативные инструменты, например, всемирная сеть Интернет, становятся лишь очередным средством отчуждения и социальной изоляции, когда утрачиваются навыки реального общения с людьми. Таким обществом разобщённых людей намного легче манипулировать, засевая вражду на экономической, политической, этнической, религиозной и иной почве.

Итак, мы можем видеть, что социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями, в конечном счёте - это те же проблемы социальной дезадаптации и изоляции, только вызванные причинами иного характера. В той или иной мере они могут быть присущи всем людям, независимо от их социального статуса или уровня социальной защищённости.

Подытоживая данную главу, мы отметим, что социальные проблемы, как неудовлетворение потребностей отдельных граждан или групп свойственны для всех обществ и тесно связанны друг с другом. Однако, в тех обществах, где социально-экономическая и политическая ситуации стабильна и уровень удовлетворения основных человеческих потребностей высок. А значит, многие социальные проблемы, либо отсутствуют либо выражены не слишком остро.

Решение же социальных проблем - это комплекс мер, внедряемых, прежде всего, государством и направленных на общее повышение уровня жизни населения и преодоление социальной несправедливости и отчуждённости. Не последнее место среди этих мер отводиться социальной работе.

2. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем

Под социальной работой, как под видом практической деятельности принято понимать особую профессиональную деятельность по улучшению уровня жизни отдельных личностей и всего общества. Являясь профессиональной деятельностью, она не может быть благотворительной, но является филантропической по своей сути. Через социальных работников государство делегирует часть своих полномочий по обеспечению достойного материального, социального и культурного уровня жизни.

Социально-экономические проблемы также в значительной степени активизируют социальную работу в нашей стране. Поэтому принято выделять такие направления социальной работы как:

Помощь в решении индивидуально-личностных, семейных проблем:

работа с семьями;

работа с инвалидами;

работа с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия и пр. категориями;

работа в сфере здравоохранения и психологической помощи;

работа в хосписах;

Помощь в решении социально-экономических, экологических проблем, проблемы социальной стратификации;

работа в центрах занятости;

работа с молодёжью в т. ч. в образовательных учреждениях;

Помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования:

работа в правоохранительной сфере;

работа в досуговой сфере;

работа в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ;

.Помощь в решении социально-политических проблем:

работа с этническими меньшинствами и беженцами;

социальная работа при муниципальных образованиях.

Рассмотрим все направления работы подробнее.

.1 Социальная работа при решении индивидуально-личностных, семейных проблем

Так, свою помощь семьям социальный работник должен строить по нескольким взаимосвязанным направлениям:

диагностическое - изучение типа семьи, психологической атмосферы, выявление существующих индивидуально-личностных проблем;

прогностическое - прогноз дальнейшего развития отношений в семье;

организационно-коммуникационное - общение с детьми и родителями, организация воспитательной работы, повышение общего культурного и педагогического уровня родителей, формулирование рекомендаций по избавлению от вредных привычек и т.д.;

профилактическое - наблюдение за тем, чтобы у членов семьи не развивалось отклоняющееся поведение;

социально-бытовое - организация предоставления материальной помощи семье;

социально-психологическое - психологическое консультирование, советы по решению сложных семейных ситуаций;

организаторское - проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий для всей семьи.

Результатом такой деятельности должна стать не только социальная защита семьи, но и ее переход из статуса неблагополучной до благополучного семейства. То есть создание условий для того, чтобы потребности и интересы всех членов семьи были удовлетворены.

При помощи инвалидам, пожилым людям, военнослужащим, жертвами конфликтов, насилия и др. смежными категориям социальная работа организовывается следующим образом:

диагностика - оценка физического и психического состояния человека, его социального положения;

коррекция - изменение психологических установок, моральных ценностей, обучение навыкам социализации, экономической самостоятельности;

реабилитация - восстановление здоровья, преодоление травмы и возвращение социального статуса, "вхождение в жизнь";

профилактика - предупреждение повторного проявления социальных проблем при помощи аутотренингов, закрепление установки на активную жизненную позицию;

адаптация - наблюдение за трудоустройством, трудовой деятельностью человека, психологическое сопровождение в случае необходимости.

Все это позволяет инвалидам и др. лицам, имеющим проблемы со здоровьем получить не только материальную поддержку и улучшение условий быта, но и помощь в социально-психологической реабилитации и адаптации, компенсацию нарушенных физических и психических способностей (например, обучение слабовидящих людей чтению и простым трудовым навыкам). А также обрести свободу передвижения, радость общения, дополнительное медицинское, социально-бытовое и культурное обслуживание, помощь в трудоустройстве и образовании, и как результат полноценную жизнедеятельность.

Социальная работа в сфере здравоохранения и психологической помощи включает: предоставление первичной психологической помощи и правовое консультирование пациентов; дополнительную медицинскую помощь; поддержку женщин-рожениц и людей пожилого возраста в условиях стационарного лечения; организацию рекреации для детей; предоставление услуг социального страхования на случай болезни; организацию социальных программ для тяжелобольных пациентов.

Особая социальная работа с тяжелобольными пациентами проводиться в хосписах. Если прочие медицинские учреждения ориентированы на излечение больного, то хосписы помогают пациентам с неизлечимыми болезнями облегчить последний период их жизни. Социальный работник в этом случае оказывает, как бытовую, так и психологическую помощь, помогая пациенту смириться с мыслью о смерти, наладить отношения с окружающими, прийти к духовному аспекту жизни и смерти, возможно, даже помочь отправлять религиозные обряды.

Подытоживая написанное, мы должны заметить, что социальный работник, помогая людям решать индивидуально-личностные, семейные проблемы, выполняет много функций, и работая в различных социально-медицинских, педагогических и пр. учреждениях должен хорошо "вписаться" в их коллектив, став единым целым с ним, образуя команду. Таким образом, социальные проблемы будут решаться наиболее эффективно.

2.2 Социальная работа и социально-экономические, экологические проблем, проблемы социальной стратификации

Безусловно, социальные работники не в силах устранить весь спектр социально-экономических, экологических проблем, проблему социальной стратификации, накопившихся в обществе. Для этого потребуются годы напряжённого труда законодателей, органов исполнительной власти, муниципалитетов, общественных организаций, да и всех граждан. Но во многом социальная работа способна помочь сгладить эти проблемы, воздействуя, как и в случае индивидуальной работы с семьями и инвалидами, на ментальные установки. Начинает осуществляется эта работа в учреждениях образования, а затем и центрах занятости населения.

Социальная работа в сфере образования предусматривает:

просветительскую работу - формирование у детей и молодежи представления о здоровом образе жизни, о правилах гендерного общения, о социальной, экономической и гражданской активности, об охране природы, о личности, привитие традиционных моральных ценностей, объяснения всего разнообразия культурных и духовных явлений в обществе;

консультирование - помощь детям и молодежи в решении психологических проблем, предоставление правовой информации, материалов по профессиональной ориентации;

социальный патронаж - наблюдение за условиями жизни детей-сирот, инвалидов, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей;

организация культурно-досуговых мероприятий;

реабилитация детей и молодежи с делинкветным поведением.

В обязанности социального работника в центре занятости входит:

предоставление индивидуальной и групповой профессионально-консультационной помощи;

профессиональная диагностика претендентов на вакансии;

правовое консультирование, помощь в трудоустройстве несовершеннолетних;

сотрудничество с учебными заведениями, создание баз данных потенциальных работодателей для молодежи;

предоставление информации о тенденциях рынка труда, переквалификации, обучение основам психологии и этикета;

патронаж трудоустройства инвалидов, молодых специалистов, несовершеннолетних и пр. категорий;

выездная работа с молодёжью сельской местности;

помощь студентам с временным трудоустройством во время каникул и организация прохождения практик.

Анализируя, данный параграф, мы снова можем обратить внимание на тот факт, что центральными социальными проблемами в социальной работе являются проблемы семьи, молодежи, инвалидов, и так или иначе все виды социальной работы направлены на комплексную защиту личности.

.3 Социальная работа, как инструмент решения поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования в обществе

Социальная работа в правоохранительной и досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ помогает преодолеть острые поведенческие, информационно-коммуникационные проблемы, проблем символизации и социального моделирования в обществе, а также другие затруднения.

Социальная работа в правоохранительной сфере с одной стороны направлена на защиту от неблагоприятных воздействий самих работников правоохранительных органов. С другой стороны - это работа с лицами, совершившими правонарушения, в первую очередь с несовершеннолетними нарушителями. Социально-педагогическая работа в пенитенциарных органах направлена на возвращение обществу полноценных граждан.

Социальная работа в сфере досуга призвана приобщать население, главным образом молодежь в рамках массовых мероприятий к лучшим образцам культуры, здоровому образу жизни, помогая сформировать правильное представление о социальных ролях и отношениях в обществе.

На первом этапе социальной работы с лицами, употребляющими психоактивные вещества, производится консультирование и вмешательство. Затем осуществляется вторичная и третичная профилактика, а далее реализуется схема социальной реабилитации, как при работе с инвалидами.

Таким образом, социальная работа распространяет свои границы далеко за пределы существующих проблем, но и старается искоренить возможные проблемы в будущем, делая все возможное для изменения поведения и мировоззрения людей в лучшую сторону.

.4 Вклад социальной работы в решение социально-политических проблем

Российская Федерация, как и другие демократические государства, старается формировать толерантное мультикультурное общество, однако остаются актуальными многие проблемы, например, положение беженцев, этнических и сексуальных меньшинств.

Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами предполагает:

правовую защиту и консультирование;

помощь мигрантам, беженцам в получении жилища, социальных выплат;

патронаж с целью выявления случаев негуманного обращения с беженцами и мигрантами;

создание групп самопомощи, адаптация людей к новой культуре;

профилактика девиантного поведения и преступности;

Значит, мы можем прийти к выводу, что социальная работа также призвана смягчить многие актуальные социально-политические проблемы российского общества, способствовать согласию и диалогу в обществе, поддержанию баланса власти государственных органов и муниципалитетов.

Приведённая в данной главе классификация социальной работы по видам социальных проблем является весьма условной, ведь любой вид социальной работы решает сразу несколько важных социальных проблем. Например, работа с семьями позволяет избежать поведенческих проблем и коммуникативно-информационных проблем, работа в центрах занятости помогает решить не только экономические проблемы и проблемы социальной стратификации, но и многие индивидуально-личностные проблемы. А любой вид социальной помощи, как правило, включает медицинскую, психологическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, спортивную, творческую и непосредственно социальную реабилитацию. Ведь человек, существо целостное и сложное. Поэтому к социальной работе следует подходить как к комплексной перспективной науке и деятельности.

Заключение

После написания данной работы мы убедились в том, что социальная работа может способствовать решению многих важных социальных проблем. В первую очередь, это личностные и семейные проблемы, что преодолеваются через организацию социальной работы с семьями, инвалидами, с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия, работы в сфере здравоохранения и психологической помощи, работы в хосписах. Это позволяет людям решить личностные материальные и психологические проблемы, связанные с потерей здоровья или др. неблагоприятными факторами.

Помощь в решении социально-экономических проблем, направленна на борьбу с безработицей, бедностью, ростом числа социально незащищённых лиц и т.д. С этой целью социальная работа проводиться в учреждениях образования, центрах занятости и т.д. Она позволяет людям актуализировать свои внутренние способности, чтобы занять достойное место в жизни. Косвенно данный вид социальной работы позволяет решить проблемы социальной стратификации, социально-экологические проблемы.

Помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблемы символизации и социального моделирования достигается за счет организации социальной работы в правоохранительной сфере, в досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ. А частичное решение социально-политических проблем достигается за счет - работы с этническими меньшинствами и беженцами, деятельности социальных служб при муниципальных образованиях.

Невозможно выделить чёткое место конкретных видов социальных проблем в социальной работе. В этом и проявляется ее значимость и уникальность: решая одну проблему, она помогает устранить ряд других взаимозависимых проблем, гармонизируя общественные отношения.

Список использованной литературы

1.Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами. - М.: Инфра-М, 2010. - 224 с.

2.Алдашева А.А. Личность и законы адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С.11-18.

.Ананьев Н.К., Баричко Я.М., Хрусталев Б.М. Экономика и здоровье нации - гарантия процветания общества // Проблемы управления (Минск). 2013. № 2 (47). С.63-68.

.Будина-Некрасова М. Понятие "революция" в контексте именования "цветные революции" // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 5. С.22-29.

.Кравцова Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 224 с.

.Лавриненко В.Н. Социология. Конспект лекций. - М.: Проспект, 2013. - 328 с.

.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: РГСУ, 2013. - 416 с.

.Новикова К.Н. Социология социальной защиты населения. - М.: РГСУ, 2013. - 344 с.

.Платонова Н.М. Социальная работа как область инновационной социальной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 3. С.61-67.

.Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. - М.: Академия, 2012. - 400 с.

.Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе. - М.: Академия, 2012. - 256 с.

.Сер Л.М. Проблемы профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи // Труд и социальные отношения. 2012. № 7. С.22-27.

.Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Теория и методология практики медико-социальной работы. - М.: Инфра-М, 2013. - 240 с.

.Современное государство, социум, человек: российская специфика. - М.: Книга по требованию, 2013. - 248 с.

.Соммэр Д.С. Мораль XXI века. - М.: КОДЕКС, 2-13. - 480 с.

.Социальные опасности и защита от них. - М.: Академия, 2012. - 304 с.

.Социальные работники как проводники перемен. - М.: Вариант, 2012. - 212 с.

.Столяренко Л.Д. Столяренко Е.В. Социальная психология. - М.: Юрайт, 2012. - 220 с.

.Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьёй и детьми. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

.Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. - М.: РГСУ, 2012. - 322 с.

.Хижный Э.К. Проблема бедности в странах ЕС и в России. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 88 с.

.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 238 с.

Слово «проблема» практически каждый человек воспринимает как трудность, неприятность, препятствие, задержку в чем-либо.

Проблема: виды проблем

Являясь неотъемлемой составляющей современного мира, она порождается его изменчивостью. Нарушает налаженный процесс жизнедеятельности, затрагивает все сферы человеческой деятельности, ставит человека в тупик именно проблема. Виды проблем:

  • психологические;
  • научные;
  • социальные;
  • экономические;
  • управленческие;
  • экологические;
  • глобальные.

Психологические проблемы

Психологические проблемы представляют собой неравновесие душевного состояния человека, влияющее на его взаимоотношения с собой и окружающей средой.

Различают следующие виды психологических проблем:

  • Явные - другими словами, «лежащие на поверхности». в отношениях, ревность, болезненные привязанности, очевидные страхи, отсутствие самоконтроля и воли, выражающееся в лени и нежелании напрягаться.
  • Скрытые - присутствующие в человеке, но не проявляемые в той мере, чтобы их обнаружить.
  • Глубинные - те же скрытые проблемы, о наличии которых достоверных фактов нет, но по некоторым признакам психологи склонны верить в их существование.

Научные проблемы

Виды научных проблем (теоретические, методологические, организационные) представляют собой совокупность возникающих теоретических и практических вопросов, достаточно сложных, противоречащих существующим знаниям и требующих решения путем проведения научных исследований.

Для решения научных проблем в условиях современности требуются усилия большого коллектива специалистов различного профиля, каждый из которых должен обладать волей и целеустремленностью в достижении научной истины.

Социальные проблемы

Социальные проблемы выражаются в частичном или неполном удовлетворении потребностей и интересов отдельных личностей и групп. Под потребностями стоит понимать как физиологические нужды (одежда, жилье, еда), так и духовные вопросы (общение, образование, самореализация).

Существуют следующие виды социальных проблем:

  • Индивидуально-личностные и семейные. Это одиночество, депрессия, непонимание, социальная изоляция, неблагоприятная атмосфера в семье, чувство вины, внутренний кризис, проблемы в обучении детей и молодежи, трудности с физическим и психическим здоровьем (пожилой возраст, инвалидность).
  • Социально-экономические, связанные с бедностью, безработицей, увеличением числа социально незащищенных лиц.
  • Социально-экологические, обусловленные вредным воздействием на здоровье человека загрязненной окружающей среды.
  • Социальной стратификации, связанные с разделением людей в обществе по определенному признаку (власть, уровень доходов, профессия), обуславливающему ощутимое неравенство между уровнем жизни различных слоев населения. Это способствует созданию благоприятных условий для социальной эксплуатации и манипуляции.
  • Поведенческие, включающие девиантное поведение, преступность, социальные дефекты и аномалии.
  • Символизации и социального моделирования, то есть искривленного мировосприятия и искажения социальных ценностей.
  • Социально-политические, обуславливаемые низким уровнем социальной активности населения, напряженностью и нестабильностью отношений в обществе.

Экономические проблемы

Мир, движимый интеграционными процессами, все более приходит к необходимости перерастания торговли и экономических связей между отдельными странами в единый всемирный экономический комплекс. Нехватка продовольствия, требующая правильного распределения между потребителями, в данном случае есть первоочередная проблема.

Виды проблем, которые существуют, аккумулируются в одно целое, так как полностью зависят друг от друга. К примеру, недостаток важных питательных компонентов - продовольственная проблема - отрицательно сказывается на здоровье людей, как следствие, снижая качество рабочей силы. А это, в свою очередь, негативно отражается на темпах экономического роста, тормозя их и вызывая проблему в области экономики.

Виды экономических проблем можно обозначить следующими вопросами:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

То есть важно правильно определиться с выбором производимых благ, требуемых для этого ресурсов и технологий, а также верным перераспределением полученного продукта между экономическими субъектами в связи с ограниченным количеством созданных товаров и предоставленных услуг.

Управленческие проблемы

Управленческие проблемы проявляются при несоответствии запланированным показателям поставленных целей в трудовой деятельности предприятия, что вызывает сбой и неполадки рабочего процесса. В данном случае урегулировать ситуацию может грамотное управленческое решение руководителя, которому очень важно своевременно выявить и диагностировать проблему. Виды управленческих проблем:

  • стратегические, требующие формирования, уяснения, изучения, оценки и практического использования базы данных;
  • тактические, решаемые в более короткие сроки по сравнению со стратегическими;
  • долго -, средне -, краткосрочные и текущие;
  • по уровням руководящего звена: низового, среднего и высшего.

Для решения проблемы требуется точно установить и осознать симптомы, ее вызвавшие. Наиболее распространенными являются:

  • несогласованность во взаимодействии между внутренними подразделениями;
  • плохое качество продукции и оказываемых услуг;
  • высокие издержки управления и производства;
  • недостаточная квалификация персонала и его текучесть;
  • маленькая производительность труда;
  • плохие показатели сбыта;
  • устаревший технологический процесс и значительный износ оборудования;
  • маленькая прибыль;
  • огромная кредиторская задолженность.

Часто вышеописанные симптомы друг друга дополняют, представляя проблему в комплексе. К примеру, низкая прибыль связана с высокими издержками и плохим качеством продукции.

Взять грамотное управление проблемой в свои руки под силу руководителю, за плечами которого весомый багаж знаний и опыта, компетентность, деловая интуиция и умение почувствовать проблему в стадии начала ее зарождения.

Экологические проблемы

Экологические проблемы большей частью обусловлены человеческой деятельностью, направленной на удовлетворение своих интересов и вносящей негативные изменения в природную среду. Все большую актуальность приобретают такие виды экологических проблем, как:

  • предохраняющего живые организмы от пагубного воздействия солнечного излучения. Основной причиной появления «озоновых дыр» (пространства с пониженным содержанием озона) является значительная концентрация в атмосфере фреонов - высоколетучих химических веществ, широко используемых в быту и производстве. Распадаясь в верхних слоях воздуха, они образуют оксид хлора, который разрушает озон. Ослабление озонового слоя приводит к торможению процесса фотосинтеза в растениях, падению урожайности сельскохозяйственных культур, повышению на Земле уровня ультрафиолетового излучения, что способствует усилению заболеваемости раком кожи.
  • Парниковый эффект, возникающий в результате разогрева нижних слоев атмосферы, способных пропускать сквозь себя коротковолновую солнечную радиацию и при этом препятствовать тепловому длинноволновому излучению земной поверхности. Газы (оксиды азота, метан, фреон, диоксиды углерода) образуют некую крышу парника над планетой, возвращая большую часть тепла на Землю, что обуславливает его накопление в приповерхностных слоях атмосферы. Результатом этого являются такие негативные последствия, как рост уровня Мирового океана, обусловленный таянием льдов, увеличение количества осадков, изменение направления ветров и океанических течений, повышение температуры, природное потепление. В Киото в декабре 1997 года была проведена международная конференция по вопросу глобального изменения атмосферного климата, в которой участвовало 159 стран. Результатом ее стало принятие договора, предусматривающего общее уменьшение на 5,2% выплесков в атмосферу парниковых газов.
  • представляющие собой природные явления (дождь, снег, туман) с повышенной кислотностью, обусловленной концентрацией в растворе водородных ионов. В результате этого происходит угнетение растительности, снижение прироста леса, урожайности сельскохозяйственных культур, окисление озер, приводящее к гибели водорослей и рыб.
  • Утилизация отходов - неиспользуемых остатков сырья, полуфабрикатов, материалов, образующихся в процессе производства и потребления продукции.

Перегруженность планеты мусором, содержащим в своем составе токсичные, инфекционные, взрывчатые и пожароопасные вещества наносит огромный вред человечеству и природной среде, способствуя загрязнению атмосферного воздуха, растительности, почв, подземных и поверхностных вод. Первоначальным решением являлось уничтожение отходов путем закапывания и сжигания. С увеличением загрязнения внешней среды на первый план вышли экологические меры устранения этой проблемы - сортировка, повторное использование и применение малоотходных технологий, при которых губительное влияние на окружающую среду не превышает дозволенного санитарно-гигиеническими нормами уровня.

Виды глобальных проблем

Глобальные проблемы, имея естественно-природный и социальный характер, затрагивают интересы всего человечества, серьезно угрожая его нормальному будущему. Являясь сложной и взаимосвязанной системой, сочетающей комплекс всех вышеозначенных проблем, они требуют немедленного разрешения с приложением максимальных усилий всех стран мира.

В зависимости от характерных признаков различаются следующие виды глобальных проблем:

  • Между развитыми и развивающимися странами, а также странами с переходной экономикой. Решение направлено на недопущение конфликтов и установление экономического порядка, сохранение мира, борьбу с бедностью, болезнями, голодом, наркоманией.
  • Между природой и человеком. Урегулирование направлено на защиту окружающей среды, охрану и распределение топливных и сырьевых ресурсов, освоение Мирового океана и космоса, обеспечение человечества продовольствием, энергией, сырьем.
  • Между человеком и обществом. В данном случае на первое место выходит необходимость здравоохранения, образования, решения демографической проблемы и прочее.

Глобальные проблемы планетного масштаба

Глобальные проблемы современного мира включают в себя:

  • Угрозу возникновения ядерной войны, преодоление которой заключается в обуздании гонки вооружений, запрещении создания и применения вооруженных систем массового уничтожения людей, ликвидации ядерного оружия.

  • Мировой терроризм, нацеленный на захват новых территорий и устрашение населения.
  • заключающийся в стремительном вмешательстве человека в природные процессы.
  • Нехватку природных ресурсов - очень существенная проблема (виды проблем, которые существуют, также актуальны, каждая по-своему). В данном случае крайне необходимо преодоление кризисного взаимодействия человека и природы, ведущего к таким катастрофическим последствиям, как истощение природных ресурсов и беспрецедентное загрязнение окружающей среды. Необходимыми шагами является выработка мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений почвы, воздуха и воды.
  • Демографический фактор, заключающийся в снижении темпов роста народонаселения в развитых странах и увеличении его численности в развивающихся.
  • Экономическую и культурную разницу между уровнем жизни населения развитых стран (Запада и Востока) и странами третьего мира (Азии, Африки, Латинской Америки). В данном случае требуется приложение усилий для уменьшения возрастающего разрыва и устранение во всем мире экономической отсталости.
  • Научно-техническую революцию с ее негативными последствиями, требующую рационального и эффективного использования ее достижений на благо общества и каждой личности отдельно.
  • Распространение инфекционных заболеваний (СПИД, вирус Эбола).
  • Наркоманию, алкоголизм и другие вредоносные привычки. В данном случае усилия требуется направить на преодоление тенденции к снижению борьбу с алкоголизмом, наркоманией, СПИДом, туберкулезом и прочими болезнями.
  • Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
  • 1. Предмет демографии и демографической политики
  • 2. Из истории вопроса
  • 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
  • 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
  • Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
  • 1. Семейная структура населения Российской Федерации
  • 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
  • 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
  • 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
  • Лекция №6 Культура и быт семьи
  • 1. Роль отца и матери в семье
  • 2. Общение в семье
  • 3. Быт семьи
  • 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
  • Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
  • 1. Сущность и содержание социальной защиты
  • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
  • 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
  • Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
  • 1. Сущность государственной семейной политики
  • 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
  • Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
  • 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • 2. Компенсационные выплаты
  • 3. Виды социальных льгот
  • Лекция №10 Охрана материнства и детства
  • 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
  • I. Диспансеризация беременных и родильниц.
  • II. Гинекологическая помощь.
  • III. Профилактика абортов, контрацепция.
  • 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
  • 3. Работа по формированию здорового образа жизни
  • Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
  • 1. Социальный портрет современной молодой семьи
  • 2.Проблемы молодой семьи
  • 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
  • Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
  • 1. Типы многодетной семьи
  • 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
  • 3. Социальная защита многодетной семьи
  • 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
  • Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
  • 1.Положение детей-инвалидов в современной России
  • 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
  • 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
  • 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
  • Лекция №14 Социальная защита неполных семей
  • 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
  • 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
  • 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
  • Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
  • 1.Пожилые люди как социальная общность
  • 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
  • 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
  • 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
  • 5. Технология социального обслуживания по­жилых людей
  • Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
  • 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
  • 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
  • 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
  • Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
  • 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
  • 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
  • 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»
  • 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи

    Для комплексного преодоления негативных тенденций в уровне жизни населения Правительством разработана долгосрочная программа социально-экономического развития страны. В ней особо подчеркивается, что роста благосостояния гражданам России надо добиваться в основном за собственный счет и собственными усилиями. Это означает: рост потребления надо обеспечивать личными доходами.

    Программой намечено значительное повышение потреби­тельской нагрузки на личные доходы россиян. Многое из того, что сейчас достается семьям бесплатно или на льготных усло­виях, в перспективе придется оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен также сокращением государственных гарантий и максимально полной мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг. Что это за расходы?

    Так, родителям придется значительно больше тратить на учебу своих детей. Государственные гарантии бесплатного образования ограничатся только получением полного сред­него. Дальше бесплатность будет выборочной и обставленной целым рядом непростых условий. Проще сказать, что они ста­нут преимущественно платными.

    Больше средств надо будет направлять и на поддержа­ние своего здоровья. Планируется снижение государственных гарантий в здравоохранении. Их объем в отличие от сферы образования в программе четко не определен. Однако линия на сокращение гособязательств просматривается. Из бюджета предполагается покрывать расходы только на узкий круг соци­ально значимых заболеваний, приобретение особо дорогосто­ящего оборудования, новое строительство-преимущественно на программной основе.

    Можно ожидать сокращения базовой программы медико-социального страхования, которая, по замыслу правительства, должна охватывать основную часть видов и объемов бесплатной медицинской помощи. Предусматривается перевести в добро­вольное страхование часть медицинских услуг и лекарственного обеспечения, установленных ныне обязательным страхованием. Добровольная страховка этих услуг, естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и роста личных расходов на санаторно-оздоровительные услуги.

    Значительные затраты придется нести на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Так называемые жилищ­ные компенсации для малоимущих дело не спасут. Возмещаться они будут за счет других семей. Основной массе населения при­дется оплачивать и большинство видов ныне льготного потре­бления, полностью или частично бесплатных льгот.

    Таким образом, рост личных доходов должен не только покрыть дополнительные расходы, но и обеспечить почти дву­кратное увеличение личного потребления.

    Каков же путь предложен для достижения более высокого уровня и иной структуры потребления? А по сути, иного каче­ства жизни!

    Расчет сделан на создание благоприятного предпринима­тельского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. Они-то и обеспечат, по замыслу раз­работчиков программы, трудоспособному населению достаточ­ные доходы. Стратегия модернизации экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.

    Однако, не стоит слишком полагаться на автоматизм вли­яния экономических условий, на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределе­ние доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.

    Из всего этого вытекает, что создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, т. е. выработкой мето­дов превращения возможности в реальность.

    Так, важной задачей социальной политики является установ­ление траектории изменения и соотношений основных источ­ников доходов. За этим стоит отношение государства к благо­состоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.

    Главная проблема в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Около половины занятых полу­чают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.

    Чтобы достигнуть запланированного в программе роста личного потребления, покупательную способность оплаты труда необ­ходимо повысить, по экспертным оценкам, не менее чем в 2,5 раза, имея в виду, что она составила в 2000 г. примерно 32% от уровня 1990 г.. Если же ограничить повышение зарплаты темпами, соответствующими предполагаемому росту производительности труда, это позволит довести ее уровень лишь до 60% от уровня 1990 г., что не обеспечит основной массе населения намеченного потребления.

    Таким образом, если в среднем реальные денежные доходы потребуется повысить примерно в 2 раза (что и предусмотрено и программе), то рост уровня оплаты труда должен быть зна­чительно выше.

    Из проекта программы вытекает, что стратегическая цель в области уменьшения социального неравенства заключается в увеличении суммарной доли дохода среднедоходных групп населения, формировании самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый внутренний спрос. Однако её достижение также не произойдет само по себе.

    По оценкам специалистов, за 90-е годы доля лиц со средними доходами снизилась примерно в три раза и составила в 2000 г. около 15% от общей численности населения. Без действенных рычагов, намеченных в программе, средние показатели роста реальных денежных доходов могут быть обеспечены, но не за счёт среднедоходных групп, а за счёт повышения минимальных доходов малоимущих групп населения и очень высокого их уровня у богатых россиян.

    Чтобы добиться восстановления уровня жизни в ближайшее десятилетие для большинства населения, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирования нового качества, жизни, соответствующего социальной рыночной экономике, преобразования условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:

    Повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской дея­тельности, восстановление в новых условиях связи дохо­дов с ростом производительности труда и результативно­сти предпринимательства;

    Недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения. Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

    Переход от частичной стабилизации уровня жизни нaселения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

    Это потребует: эффективного государственного регулирования рынка труда и прежде всего, занятости. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле (как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу), а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства.

    Занятость необходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определять параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению её эффективности; масштабы и формы не полной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринима­тельской деятельности. Закон о занятости населения должен быть сориентирован не на социальную поддержку безработ­ных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее професси­ональное обучение и переподготовку работников.

    Важное место должно быть отведено системе мер по регули­рованию безработицы, определению ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной паде­нием производства, зависят от особенностей отдельных кате­горий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образователь­ных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в обществен­ных работах на период временной незанятости.

    Важное место следует отвести в практической социальной политике особенностям формирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированию занятости в террито­риях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

    Повышение уровня оплаты труда. Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров, а рост покупательной способности оплаты труда. На обозримую перспективу можно было бы выдвинуть задачу восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема ВВП, т. е. связано с экономическим ростом.

    В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить этап восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда. Здесь имеется в виду тот уровень, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за эти годы. В целях восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда, она (по ана­логии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике) должна составить 67% от уровня 1990 г. при фактических 32% в 2000 г. Для этого покупатель­ную способность оплаты труда необходимо повысить примерно в 1,7 раза относительно ее уровня в 1998 г.

    Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать систематический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в про­межутках между принятием этих решений. Это связано с необ­ходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях высокой инфляции.

    Сопоставление численности и динамики групп населения с зарплатой ниже минимального и выше потребительского бюд­жета высокого достатка-важный индикатор эффективности проводимой социально-экономической политики.

    Трансформации социального обеспечения. Для повышения уровня социального обеспечения необходимо реализовать круп­ные общеэкономические меры:

    1. Преодоление скрытой оплаты труда-один из кардинальных источников пополнения страховых взносов. По оценкам экс­пертов, величина недополученных взносов в связи со скрытой оплатой труда ежегодно составляет более половины уплаченных взносов. Этих денег хватило бы, чтобы перекрыть всю потреб­ность в выплатах пособий по временной нетрудоспособности, либо более чем в три раза перекрыть потребность в выплатах пособия:

      по беременности и родам,

      при рождении ребенка и по уходу за ним до достижения 1,5 года.

    2. Совершенствование налоговой системы. Снижение доли взносов, налогов и сборов в выручке организаций. Необходимо принять меры по снижению тарифа страховых взносов в резуль­тате комплекса мер по расширению базы страховых взносов и усилению адресности страховых выплат.

    Важную роль будет играть конкретизация пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране. Эта конкретизация потребует развитие дополнительного пенсионного обеспечения, а также спе­циальных пенсионных систем для работников свободных профес­сий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

    Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

    Адресная социальная поддержка населения. Право на получе­ние государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О госу­дарственной социальной помощи», последний из которых дол­жен быть значительно конкретизирован и вобрать все виды выплат, и натурального обеспечения товарами и услугами с уче­том нуждаемости. В процессе реализации этих законов необхо­димо постепенно перейти к определению прожиточного мини­мума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социаль­ной поддержки конкретных категорий населения.

    Различающиеся условия жизни в территориях предполагают разные возможности организации социальной поддержки.

    Инвестиции в социальную сферу. Развитие сферы жизнеобе­спечения требует приоритетного направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, обра­зование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфра­структуры. Для этого необходимо ускорить разработку социаль­ных стандартов обеспеченности жильем, развития сети меди­цинских, образовательных и культурных учреждений.

    Источниками финансирования объектов социальной инфра­структуры, наряду с традиционными источниками, могли бы стать средства населения, аккумулируемые для создания финан­совых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и дру­гих залогов. На эти цели целесообразно направлять финансовые средства фондов накопительного страхования под государствен­ные гарантии их возврата и средства региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные финансовые механизмы.

    Особенно актуальным является опережающее развитие сферы образования. Для этого необходимо вкладывать в него соответствующие ресурсы.

    Реализация намечаемых мер будет успешной в случае взаимо­действия общественных объединений, предпринимателей и государ­ства. Это позволит восстановить доверие народа к властным орга­нам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

    Выдвинутые в программе правительства ориентиры в области доходов и уровня жизни населения нуждаются в большей обо­снованности и конкретизации. Этому могла бы способствовать разработка концепции повышения уровня и качества жизни.

    Вопросы для самоконтроля

      Какие типы семей выделяют современная наука и прак­тика?

      Охарактеризуйте основные социально-экономические проблемы современной семьи.

      Какие из этих проблем наиболее сложные для совре­менной семьи?

      Какие пути решения проблем намечены в программе социально-экономического развития страны, разра­ботанной Правительством РФ?

      Какие задачи необходимо решить, чтобы добиться вос­становления уровня жизни населения России?

      Что потребуется для восстановления жизненного уровня населения в ближайшие десять лет?

    Литература

      Архангельский В. Я. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации// Семья в России, 1994, № 1.

      Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М., 1994.

      Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации//Се­мья в России, 1995, 3-4.

    4. Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире//Семья в России, 1995, № 3-4

    Алкоголизм как социальная проблема

    Бедность в современном российском городе

    Для того чтобы изучить основные пути решения проблемы бедности, нужно подразделить бедность на экономическую и социальную. Экономическая бедность вызвана безработицей, низким уровнем доходов и зарплаты...

    Виды социальных проблем и их место в социальной работе

    Социальная работа в правоохранительной и досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ помогает преодолеть острые поведенческие, информационно-коммуникационные проблемы...

    Глобальные проблемы современности

    Решение глобальных проблем - задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли...

    Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области

    Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"...

    Современная религиозная ситуация в России

    религия социологический верующий православный 28 мая 2013 года в Институте Европы РАН состоялась III Международная научно-практическая конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: религия и право в...

    Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

    Социализация личности в организации

    Необходимость исследования специфики социализации поколений в переходном обществе вызвана изменениями в индивидуальном и массовом сознании, сопровождающими закономерно обусловленную модернизацию экономической, политической системы...

    Социальная защита военнослужащих в России

    Социально-экономические проблемы современной России

    Положение семьи в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей...

    Социально-экономические проблемы современной семьи

    Технологии социальной работы с молодежью

    2.1 Основные направления государственной молодежной политики Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых...