Стратегические направления экономического и социального развития регионов. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона

Стратегия социально-экономического развития региона - это система согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного органа управленческого механизма, исходя из темпов, пропорций, масштабов и индивидуальных особенностей конкретного региона и ориентируемых на достижение устойчивого регионального развития. В основе концепции лежит разработка альтернативных стратегий, их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов этого развития .

Анализ и оценка существующих подходов, положений и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов позволяют выделить следующий обобщенный структурный алгоритм разработки концепции по основным блокам:

1. Стратегический анализ внутренних исходных экономических и социальных условий и внешних факторов, влияющих на развитие региона.

2. Определение стратегической целевой ориентации социально-экономического развития региона.

3. Изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региональной социально-экономической системы с целью выявления ограничений в достижении целей.

4. Прогнозирование социальных и экономических показателей развития региона.

5. Формулирование целей, их структуризация и окончательное согласование и корректировка в рамках основных направлений развития; определение средств и методов достижения целей.

6. Разработка стратегического плана развития региона.

7. Выбор механизма реализации концепции.

8. Определение критериев оценки достигнутых результатов.

9. Контроль за процессом реализаций концепции.

Объектом стратегии устойчивого развития региона выступает административно-территориальная единица страны, все отрасли и сферы ее деятельности, а также протекающие в ее границах экономические и социальные процессы, а субъектом стратегического планирования региона являются - местные органы управления .

Региональное стратегическое планирование имеет свои особенности по сравнению с другими видами планирования. Оно является индикативным. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий рекомендательный характер.

Принципиальная схема процесса стратегического рыночного планирования включает несколько стадий: диагностику (аудит) территории, в ходе которой определяются ее сравнительное (с собственным прошлым и с другими территориями) состояние; определение концепции развития, характеризующей будущее состояние территории; разработку собственно стратегии как набора сценариев возможного развитие территориальной ситуации; составлении плана первоочередных мероприятий, включающегося конкретные действия по внедрению стратегии. В ходе реализации, намеченных мероприятий по мере осуществления контроля за достижением целей и на основе оценки результатов в стратегию вносятся корректировки.

Изложенная последовательность действий вполне укладывается в привычную логическую схему планирования решения проблем. Но существует ряд особенностей, отличающих стратегический от нормативного метода планирования. Так, в стратегическом планировании прогнозные ориентиры определяются не единоличным решением субъекта, а на основе взаимодействия многих действующих территориальных субъектов, движимых собственными интересами, непосредственно участвующих в планировании и имеющих возможность контролировать реальность.

Стратегическое планирование трудно поддается упорядочению в формате строгих методических процедур. Здесь многое определяется не формализуемыми факторами: опытом, интуицией, кругозором, творческой смелостью и другими подобными качествами ключевых участников процесса планирования. Это больше искусство, нежели рутинный процесс. Особо отметим, что цель диагностики территориальной ситуации должна состоять не только в определении ключевых (наиболее сильно сдерживающих развитие территории) проблем (именно так обычно и понимается задача анализа ситуации), но и в выявлении предпосылок (что намного сложнее описания проблем) развития территории. В стратегический план следует включать как меры по решению ключевых проблем территории, так и обоснование; приоритетных направлений ее развития (не обязательно связанных с преодолением сложившихся проблемных ситуаций) в широком национальном и даже мировом контексте. В ходе диагностики каждая территория, кроме того, должна оценить ресурсные возможности территорий-конкурентов, чтобы в дальнейшем найти способы позиционирования себя таким образом, чтобы выгодно выделяться на их фоне.

Для установления стратегической цели развития региона, определения стратегического направления достижения ориентира результативности необходим всесторонний анализ конкурентоспособности региона. Рассматривая сильные и слабые стороны функционирования региона, оценивая его преимущества и недостатки в сравнении с потенциальными конкурентами, следует опираться на определенные ключевые критерии:

Географическое положение региона, его природные и трудовые ресурсы;

Наличие транспортной инфраструктуры;

Уровень развития социальной инфраструктуры.

Потенциал развития региона во многом определяет географическое положение региона, его природные ресурсы. Наличие полезных ископаемых зачастую определяет хозяйственную специализацию региона. Безусловным преимуществом является привлекательная природная среда, создающая возможности как для эффективно функционирующего сельского хозяйства, туризма и т.п. Определяющим фактором могут стать приграничные территории, дающие шансы на развитие международных связей, участие в международном разделении труда.

Власова Марина Сергеевна

Головешкина Елена Геннадьевна

Студент, экономический факультет, ВГЛТА

Кузнецов Сергей Александрович

научный руководитель ассистент кафедры Экономики и

финансов, ВГЛТА г. Воронеж

Стратегия экономического развития регионов – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, географическое положение), так и субъективными факторами, и в первую очередь – методами регионального управления.

При анализе качества регионального развития важно применять концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриапьного развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и де­ревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии к основным отраслям относятся отрасли немате­риального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона.

Экономическое развитие сегодня представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное – не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.

В настоящее время в России происходят два противоречивых по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первый процесс – падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих – является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на доиндустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. Однако, в то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества . В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров сегодня является одним из главных факторов социально-экономического развития региона в целом.

В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:

  • инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;
  • методы стратегического планирования развития региона;
  • приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.

Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и постоянной модернизации персонала администраций. Для их реализации необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Необходимо при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Целесообразно использовать приемы бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов.

Таким образом, подытоживая выше сказанное, следует сделать вывод о том, что:

  • экономическое благосостояние регионов РФ опре­деляется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономического развития;
  • необходимо использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;
  • основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию .

В настоящее время наиболее действенными инструментами управления социально-экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Стратегическое планирование может успешно применяться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще только предстоит внедрить в практику работы администраций субъектов РФ.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, – это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния граждан и заложить прочный фундамент для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается созданию условий, обеспечивающих высокий уровень качества жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития регионов можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Планирование социально-экономического развития регионов РФ представляет собой сложныйнепрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет принимать решения на обоснованной и проработанной базе. Важно понимать, что сам процесс пла­нирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Специально проведенные исследования показывают, что различия соци­ально-экономического развития субъектов РФ не только существенны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.

Это обусловлено тем, что во многие субъекты РФ оказались в значитель­ной степени зависимым от территориальных факторов, от внешнеэкономических условий, политики сопредельных государств.Немало регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются чрезмерными различия институциональных преобразований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и государственного регулирования, взаимодействия органов власти с новыми экономическими структурами и т.д.

Все это – критические факторы, представляющие огромную угрозу эко­номической системе и государству в целом.

Следует отметить, что исследование путей формирования условий и механизмов устойчивого развития экономики регионов России, функциональ­ного обоснования соответствующих рыночных и административных методов еще не закончено в силу таких причин, как утрата методологических ориентиров, неясности перспектив территориальной социально-экономической организации РФ и др.

Научная концепция устойчивого социально-экономического развития регионов, а так же городов и административных районов, должна включать:

  • теоретическое представление об устойчивости как универсальном свойстве социально-экономических систем, заключающемся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия внешних и внутренних факторов, а также быстро адаптироваться к положительным изменениям;
  • указания на то, что истоки качества кроются в объективном существовании разнообразных пропорций; это можно рассматривать как специфический ресурс, имеющий определенный потенциал, воспро­изводимый соответствующим образом и проявляющийся и используемый в особых формах;
  • выделение устойчивого развития экономики региона в качестве специфического объекта управления в рыночной модели экономики;
  • критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обоснованные цели и задачи управления для регионов разных уровней и типов развития;
  • обобщенные выводы о перспективных методах стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптимизации внутренних и внешних экономических показателей;
  • ·обоснование перспектив преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать экологическое содержание устойчивости и устойчивого развития.

Оценка перспектив устойчивого развития регионов РФ, проведенная на основе типологизации субъектов РФ, пред­ложенной Советом Федерации Федерального Собрания России, позволила выделить по уровню экономического развития, структуре производства, уровню развития инфраструктуры и обеспеченности квалифицированными кадрами и другим показателям следующие группы областей, краев и республик .

Первая группа (республики Башкортостан и Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области) отличается достаточно диверсифицированной структурой производства, высоким производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Следует отметить, что спад производства в этих районах относительно ниже, чем в других регионах, что свидетельствует о большей устойчивости их экономики к негативным влияниям внешних и внутренних факторов, к кризисным явлениям.

Переход к устойчивому развитию регионов этой группы связан с недопустимостью потери имеющихся преимуществ, развитием эффективных секторов экономики и отраслей специализации.

Республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская, Тюменская области условно образуют вторую группу субъектов РФ. Перспективы устойчивого развития их экономики в значительной степени связаны с действием внешнеэкономических факторов. Дело в том, что преимущественно экстенсивная эксплуатация отечественных месторождений природных ресурсов при значительной удаленности мест их расположения от регионов потребления обостряет проблемы эффективности, рентабельности и др.

В третью группу регионов следует отнести Владимирскую, Ивановскую, Курскую, Московскую, Смоленскую, Тульскую, Ульяновскую и Ярославскую области. Все они отличаются высокой степенью хозяйственной освоенности территории, развитой инфраструктурой и наличием квалифицированного персонала. Здесь относительно высока доля региональных рынков продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Следовательно перспективы формирования здесь устойчивых экономических структур можно оценить как хорошие. Это справедливо и в отношении инвестиционного климата.

Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская, Тверская области и Санкт-Петербург составляют четвертую группу регионов. Ситуация в их экономике близка к средним по России показателям, поэтому их перспективы в наибольшей степени связаны с преодолением угроз (т.е. воз­можного ущерба), имеющих прежде всего общенациональное значение: недостаток инвестиций в человеческий потенциал; низкое качество управления и общее ухудшение управленческого потен­циала; чрезмерная затратность экономики, труда, капитала, мате­риалов и энергии; возрастающая роль теневого сектора; ослабление научно-технического потенциала; деформации структуры экспорта и импорта и как следствие – зависимость от конъюнктуры мирового рынка; утечка капталов за рубеж и монопольное поведение иностранных производителей на внутреннем российском рынке; неурегулированность межбюджетных отношений и др.

Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область объединяют в пятую группу регионов. Спецификой этих регионов является опережающий спад в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении. В сочетании с неблагоприятной ценовой ситуацией это обусловило существенное ухудшение экономического положения. Однако важно учесть, что неким балансом стала пищевая промышленность, относительно более устойчивая к кризису.

Перспективы устойчивого развития данного региона связываются с улучшением эффективности развития сельскохозяйственного производства, реализацией стратегии России на обеспечение своей продовольственной независимости, а также расширением услуг бальнеологического комплекса Кавказских Минеральных Вод.

Шестая группа регионов включает Республику Марий Эл, Мордовию, Удмуртскую, Чувашскую республики, Хабаровский край, Брянскую, Кемеровскую, Курганскую, Псковскую и Сара­товскую области. К началу 1990 г. их экономика в значительной степени определялась ситуацией в ВПК. Дело в том, что кризис резко обозначил диспропорции между производствами оборонной промышленности, имеющими высокие технологии и передовую организацию, и другими секторами народного хозяйства. Отсталость последних не смогла компенсировать резкий спад производства на оборонных предприятиях. Поэтому проблемы устойчивости и устойчивого развития экономики здесь могут быть решены при значительной помощи извне.

Седьмая группа включает в себя республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтайский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Тамбовская и Читинская области. Согласно оценкам экспертов, данные регионы одновременно попадают в разряд как подверженных наиболее глубокой депрессии, так и в число наиболее отсталых по уровню социально-экономического развития.Здесь определяющее значение имеет преодоление рисков нарастания неустойчивости, угроз целевой государственной поддержке. Осуществить это достаточно непросто в силу того, что некоторые из перечисленных регионов являются приграничными. А, следовательно, особо сильным является и будет впредь обостряться международный фактор.

Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия – Алания составляют восьмую группу регионов. Устойчивое развитие здесь в значительной степени зависит от урегулирования острейших политических, национальных, пограничных и других проблем.

Таким образом,цели разработки стратегии устойчивого развития диктуются стремлением администрации любого уровня – республики, края, области, муниципального образования – повысить уровень благосостояния жителей своей территории за счет увеличения занятости населения и вовлечение его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики .

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что стратегия социально-экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «применить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и гео-экономический потенциал, получив, таким образом, синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) для развития региона на длительный период времени.

Подводя итоги, можно выделить, что именно стратегия социально-экономического развития позволяет:

  • согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого направления развития. Этот вектор формируется с учетом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Важно отметить, что долгосрочная региональная стратегия – это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в нее необходимых корректировок с учетом анализа ее промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках;
  • создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Ни для кого не секрет, что конкуренция на рынке инвестиций становится более ожесточенной и интернациональной. Что бы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развитии на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга;
  • сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно размещать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки эффективной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития.

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона решение проблемы субсидирования из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета.

Так же наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических и административно-правовых методов управления территорией.

Список литературы:

  1. Видяпина, В. И., Степанова, М. В. Региональная экономика /[Текст]: учебник/ Видяпина, В. И., Степанова, М. В.– М.:ИНФРА-М, 2007. – 666 с.
  2. Морозова, Т. Г., Региональная экономика/[Текст]:учебник/ Морозова Т. Г., – М.:ЮНИТИ, 2007. –234 с.
  3. Морозова, Т. Г., Региональная экономика мира /[Текст]: учебник для вузов/ Морозова, Т. Г.– 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 472 с.
  4. Общество и экономика /[Текст]: международный научный и общественно-политический журнал. – М.: Наука – 2008.
  5. Россия в цифрах /[Текст]: статистический сборник. – М.: Финансы и статистика, 2009. –255 с.
  6. Экономическая география и регионалистика /[Текст]: учебное пособие.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007.

Будущее развитие страны определяется долгосрочной стратегией - национальной идеей, которая выражает чаяния всего народа и осознана каждым человеком. Такой идеи может стать построение постиндустриального общества - общества всеобщего благоденствия, свободного и всестороннего развития личности. Научно обоснованная государственная стратегия общественного развития России должна стать ориентиром для разработки стратегии развит Региональная стратегия представляет собой научно обоснованную траекторию развития регионов, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. В процессе её реализации будут разрешаться региональные проблемы, и сглаживаться «острые углы» их проявления. Действенным механизмом, регулирующим ход реализации стратегии (ход развития регионов по намеченной траектории) должна стать региональная политика. В наиболее общем виде она будет представлять систему мероприятий по воздействию на территориальную организацию общества и ход развития каждого субъекта РФ.

Региональная стратегия развития России основывается на знании объективных законов и закономерностей общественного функционирования. Процесс познания законов и закономерностей жизни общества в нашей стране длительное время опирался на формационный подход, предполагающий обязательную смену следующих общественно-экономических формаций: первобытно-общинную - рабовладельческую - феодальную - капиталистическую - социалистическую (коммунистическую). В последние годы всё шире стал распространяться цивилизационный подход, акцентирующий внимание на человека, на развитие общества в направлении углубления цивилизации. Этот подход расширяет возможности познания общественных закономерностей, что способствует разработке региональной стратегии РФ.

Наиболее ответственным моментом является определение долгосрочных целей и задач стратегии для каждого региона (табл.3).

Таблица 3 Цели региональной стратегии

Ранг целей

Функция целей

Постановка целей

Интегральная

Повышение уровня и качества жизни населения на основе постиндустриальной экономики; благополучие физическое и духовное здоровье людей

Подцели - цели первого порядка

Социальная

Социальная и территориальная справедливость, цивилизованный образ жизни

Демографическая

Расширенное воспроизводство здоровых людей

Экономическая

Переход всех регионов на постиндустриальный уровень

Экологическая

Экологическое равновесие, благоприятная для жизни природная среда

Политическая

Целостность федерального государства

Культурная

Расцвет национальной и региональной культуры, искусства, науки, образования

При обосновании главных направлений стратегического развития необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Функциональная ориентация всех функциональных сфер регионального развития.

2. Экологический императив во всех сферах жизнедеятельности людей и развитии региональной экономики.

3. Сохранение единого политического, экономического, социального пространства Российской Федерации.

4. Обеспечение внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности всех блоков социально-экономического развития.

5. Сохранение регионального разнообразия в культуре, традициях, обычаях населения.

6. Сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия на основе рационального природопользования.

7. Достижение сбалансированного разделения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти.

8. Поддержка саморазвития и самоорганизации всех регионов страны.

9. Стимулирование процессов территориального разделения труда и формирования общероссийских и региональных рынков.

10. Обеспечение рационального сочетания общенациональных и местных интересов населения.

Помимо этих принципов необходимо учитывать принципы общенаучного характера. Среди них:

· системность и комплексность развития регионов;

· реальность и достижимость поставленных целей;

· вариативность стратегических направлений и др.

При разработке долгосрочной стратегии развития регионов, в первую очередь, необходимы оценка их потенциала, стимулирующие и сдерживающие факторы функционирования. Для этого нужно проанализировать географические, экономические, социальные, экологические и другие особенности территории с выявлением неблагоприятных и сдерживающих факторов.

Среди географических особенностей обращают на себя внимание следующие особенности:

· обширная территория (1/7 часть суши);

· положение в северных широтах с относительно суровыми природно-климатическими условиями;

· наличие неосвоенных территорий;

контрастность в размещении природных ресурсов, населения и производства между севером и югом, западом и востоком и др.

Механизм реализации стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года

Стратегия реализуется за счет выполнения мероприятий, направленных на достижение поставленных в ней целей.

Реализация Стратегии предполагает регулярную проверку и оценку хода ее реализации. В том числе и независимыми экспертами.

При реализации Стратегии будут использованы современные технологии управления городскими системами.

Механизм реализации Стратегии действует на основании документов государственного планирования Санкт-Петербурга (рис.8).

Система документов государственного планирования Санкт-Петербурга:

· Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года;

· Основные направления деятельности по реализации Стратегии (Экономическая политика);

· Бюджет Санкт-Петербурга;

· 17 государственных программ Санкт-Петербурга;

· Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 6 лет;

· Генеральный план Санкт-Петербурга;

· Долгосрочная бюджетная стратегия Санкт-Петербурга.

Ход исполнения Стратегии будут контролировать все участники ее разработки. При этом будет проводиться регулярная оценка промежуточных результатов.

В реализации Стратегии участвуют не только органы государственной власти Санкт-Петербурга, но и другие заинтересованные организации, принимавшие участие в формировании и обсуждении Стратегии. Среди них: территориальные подразделения федеральных органов власти, органы местного самоуправления, промышленные предприятия, организации образования и науки, субъекты естественных монополий, бизнес, общественные объединения.

Рис. 8

Важная роль в подготовке Стратегии была отведена Экономическому совету при Губернаторе Санкт-Петербурга и Общественной палате Санкт-Петербурга.

Координатором реализации Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года является Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.

Александр Идрисов
Управляющий партнер компании
"Про-Инвест Консалтинг"

Теоретические предпосылки проекта

Многочисленные исследования показывают, что благосостояние стран или регионов зависит от уровня производительности, расположенных на их территории корпораций. Причинно-следственные связи процесса регионального развития представлены на рис 1.

Уровень производительности, зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые.

В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Michael Porter в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин "бизнес-климат" - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий:

1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации:
a. Природные ресурсы
b. Человеческие ресурсы
c. Финансовые ресурсы
d. Физическая инфраструктура
e. Административная инфраструктура
f. Информационная инфраструктура
g. Научно-исследовательский потенциал

2. Условия для конкуренции и стратегического развития
a. Инвестиционный климат и политика региональных властей
b. Наличие конкурентов и свобода конкуренции

3. Условия спроса
a. Наличие требовательных местных потребителей
b. Наличие уникальных потребностей клиентов
c. Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке

4. Связанные или поддерживающие отрасли
a. Наличие квалифицированных поставщиков
b. Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.

Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (World Economic Forum) базируется на методологии, предложенной профессором M. Porter. В 2000 году страной высшую позицию в рейтинге конкурентоспособности заняла Финляндия.

Почему многочисленные программы развития регионов не работают?

Правительство России, впервые за годы реформ, объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако, обычно, это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.

С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

1. В отличие от развитых стран, не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития (источник: "Про-Инвест Консалтинг", опрос руководителей предприятий). При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона.

2. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией (HPO). Успешная реализация региональной стратегии вряд возможна без повышения эффективности административного управления. Сегодня, реформа государственного управления является одним из высших приоритетов Президента и Правительства России.

Цель проекта

Помощь региональной администрации и бизнес-сообществу в разработке сбалансированной и эффективной стратегии регионального развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона и повышения уровня жизни населения.

Применяемые подходы

Проект разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов)

2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата

Данный подход имеет следующие преимущества:

Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;

Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием

Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;

Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, через общее видение будущего;

Использование более совершенных методов анализа бизнес-климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;

Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;

Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

В качестве методологической основы используются подходы, разработанные объединенной группой специалистов "Про-Инвест Консалтинг" и МГТУ им. Баумана, в том числе Стратегическая платформа региона (рис. 2).

Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.

В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы (рис. 3) в трех областях: Стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес-климата, эффективность администрации. Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации "стратегических" разрывов (рис. 4).

Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона

Каждый российский регион имеет не более 20-30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС). Отбор СЭС производится на основе следующих критериев:

    существующий или потенциальный объем продаж

    количество и потенциал создания рабочих мест

    потребление ресурсов региона

    влияние на вспомогательные или связанные отрасли

    поддержка социальной инфраструктуры

Для создания стратегии СЭС используется разработанная "Про-Инвест Консалтинг" методология "3f Corporate Strategy (First to New Ideas, Fastest to Implement Change, Finest Customer Service) Данный подход позволяет:

    активизировать инновационные процессы в компании, максимально вовлечь в процесс разработки стратегии менеджмент и ключевых сотрудников СЭС;

    в кратчайшие сроки разработать реалистичную стратегию СЭС, учитывающую возможности для развития бизнеса и вероятные угрозы, а также основанную на ключевых компетенциях и динамических способностях;

    создать сбалансированную систему индикаторов эффективности;

    сформулировать простые правила, делающие стратегию понятной и доступной не только для менеджмента, но и для рядовых сотрудников СЭС;

    построить финансовые прогнозы.

Анализ регионального бизнес-климата и разработка рекомендаций по его совершенствованию