Возбуждение исполнительного производства – основания, сроки, порядок. Возбуждение исполнительного производства

В судебной практике существует такое понятие, как возбуждение исполнительного производства. Конечно, для реализации данной процедуры необходимо наличие конкретных оснований, перечень которых приведен в нормах действующего законодательства. К числу таких оснований можно отнести:

  • представление специального документа, побуждающего возбуждение, например, или инстанции;
  • заявление взыскателя, выражающего желание осуществить судебное разбирательство;
  • непосредственное распоряжение приставов, опирающееся на вышеприведенную документацию.

Само же исполнительное производство - это процесс, определенный конкретными рамками. То есть, для его реализации требуется наличие не только документов, подтверждающих целесообразность дела, но и конкретных сроков на каждой стадии разбирательства. Все это четко описано в соответствующих законодательных актах.

Кроме того, возбуждение исполнительного производства осуществляется пошагово. В связи с этим весь процесс можно разделить на отдельные этапы:

  1. В первую очередь взыскателю необходимо потребовать составление конкретного документа, выступающего основанием.
  2. Затем он выражает требование начать в виде заявления.
  3. Собранная документация передается приставам соответствующего районного подразделения. Причем следует обращаться в инстанцию, находящуюся на территории ответчика. Для удобства граждан допускается передача исполнительного листа и заявления по почте в форме Это значительно облегчает судебные тяжбы для истца, так как обычно это процесс длительный и требует огромного терпения. Ни для кого не секрет, насколько непросто порой бывает общаться с работниками канцелярии и прочими
  4. Возбуждение может быть одобрено или отклонено в течение трех рабочих дней.
  5. После вынесения окончательного решения пристав оповещает в письменной форме всех заинтересованных в деле лиц.
  6. Ответчик имеет право в течение указанного периода времени самостоятельно исполнить свои обязательства по отношению к другой стороне. Как правило, длительность срока не превышает пять рабочих дней. В противном случае должник привлекается к ответственности и обязан выплатить штраф. Обычно сумма штрафных санкций составляет около 7% от величины задолженности.

Отдельно хочется отметить принципы исполнительного производства, так как на них базируется весь процесс разбирательства. Все принципы можно разделить на группы: конституционные, межотраслевые и напрямую влияющие на исполнительное производство. Первая группа считается общей, так как данные принципы распространяются на все сферы жизни общества. К ним можно отнести:

  • абсолютное равноправие всех субъектов гражданского кодекса;
  • преобладание свобод и прав граждан. Это означает, что для государства первостепенным является максимальная защита прав человека и сохранение его свободы, если действия субъекта не противоречат другим законодательным актам;
  • ну и конечно, любому гражданину правительство должно обеспечить юридическую защиту. Особенно остро данный вопрос встает во время судебных тяжб, когда у ответчика нет возможности самостоятельно найти адвоката.

Межотраслевые - это принципы, которые отражают отдельные Хорошим примером такого принципа является требование реализовать судопроизводство на национальном языке.

Возбуждение исполнительного производства в узком смысле подчиняется определенным правилам (принципам). Правило диспозитивности предполагает, что человек имеет полное право распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению, не подчиняясь при этом третьим лицам. При взыскании задолженности в принудительном порядке ответчик имеет право на сохранение имущества или средств в минимальном размере, требуемом для покрытия расходов на содержание семьи.


Вернуться назад на

Эффективность судебной защиты и защиты прав, которые осуществляются различными юрисдикционными органами, во многом зависит от исполнительного производства, завершающего стадию гражданского процесса. Именно максимальное обеспечение реального исполнения решений и актов, принимаемых судами и другими органами, создает возможность объективной защиты интересов граждан и организаций. Принятие специального самостоятельного закона об исполнительном производстве – это путь, по которому пошло российское государство после отмены действия Гражданско-процессуального кодекса РСФСР.

Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» закрепил общие нормы, которые применяются во всех случаях принудительного исполнения и регулируют специфику, характерную для отдельных видов судебных актов и других постановлений юрисдикционных органов. Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», оно возбуждается судебным приставом-исполнителем, путем принятия к рассмотрению исполнительного документа, который поступил из суда или иного органа либо от взыскателя.

Ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок его возбуждения.

Первый этап возбуждения исполнительного производства начинается с принятия к исполнению исполнительного документа судебным приставом-исполнителем. После чего пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. При условии первичного поступления исполнительного листа в службу судебных приставов, устанавливается срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В обязательном порядке судебный пристав-исполнитель уведомляет должника об установленном сроке добровольного исполнения и о взыскании с должника исполнительного сбора и расходов в случае не выполнения им требований исполнительного листа. После этого копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются должнику, взыскателю и в суд.

Срок добровольного исполнения начинается с момента получения должником постановления от судебного пристава-исполнителя.

Свое заявление и исполнительный лист взыскатель может подавать лично судебному приставу-исполнителю, а так же может воспользоваться услугами почты, отправив необходимые документы заказным письмом. После получения приставом-исполнителем заявления и исполнительного листа он обязан в трехдневный срок возбудить исполнительное производство. Отправка копии постановления о возбуждении исполнительного производства согласно п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» производиться не позднее дня следующего за днем вынесения постановления.

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет определения «исполнительный документ». Основываясь на широком смысле понятия «документ», существующего в уголовно-процессуальном законодательстве, можно сделать вывод что документ – это любое письменное доказательство или технический носитель информации. В ст. 7 ФЗ «Об исполнительном судопроизводстве» дан перечень исполнительных документов, которые являются основание для возбуждения исполнительного производства.

Исполнительные документы:

1. Исполнительный лист, который выдается судами на основании:

Решений третейских судов и международного коммерческого арбитража;
судебные акты, принимаемые судами;
решения иностранных арбитражей или судов;
решения межгосударственных органов, защищающих права и свободу человека.

2. Соглашения об уплате алиментов (данный документ обязательно заверяется нотариально);

3. Судебные приказы;

4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам, которые выдаются на основании ее решений;

5. Постановления должностных лиц или органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях;

6. Требования органов, оформленные в установленном порядке и преследующие исполнение контрольной функции о взыскании денежных средств;

7. Личные постановления судебного пристава-исполнителя;

8. Постановления других органов; (только в тех случаях, что предусмотрены федеральным законом).

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

В связи с выдачей исполнительного документа сразу по нескольким актам юрисдикции оснований для исполнения существует гораздо больше, чем самих исполнительных документов.

ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», а именно ст. 31 содержит в себе основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Такими основаниями являются:

Отсутствие заявления или подписи в заявлении взыскателя (исключение: случаи возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя);
предъявление документа не по месту совершения исполнительных действий (исключение: случаи, связанные с отсутствием сведений о конкретном подразделении);
истекший и не восстановленный судом срок предъявления исполнительного документа;
не соответствие исполнительного документа требованиям, которые предъявлены к нему в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»;
документ не является исполнительным;
повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому было прекращено;
повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому завершилось фактическим исполнением, заменой или отменой наказания в виде штрафа или в связи со смертью должника;
не вступление в законную силу судебного акта или акта другого органа либо должностного лица, являющегося исполнительным документом или на основании которого выдан сам исполнительный документ (исключение: исполнительные документы, подлежащие немедленному исполнению);
документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов в соответствии с российским законодательством.

Согласно ФЗ при отказе в возбуждении исполнительного производства копии постановления должны быть выданы или отправлены взыскателю в тот же или на следующий день, после вынесения постановления. Обжалование отказа о возбуждении исполнительного производства происходит методом подачи ходатайства взыскателем, или должником в Арбитражный суд. Расположение суда напрямую связано с местоположения судебного пристава-исполнителя. Срок на обжалование: 10 дней с момента получения отказа в возбуждении исполнительного производства.

​Возбуждение исполнительного производства по кредиту (ИП) означает, что банк обратился в суд с требованием о взыскании кредитной задолженности, а суд, в свою очередь, принял решение удовлетворить иск. Судебное решение может иметь форму судебного приказа (упрощенная форма) или решения. В первом случае приказ является также и исполнительным документом. Во втором случае для возбуждения ИП требуется, помимо решения, исполнительный документ, выданный судом, принявшим решение о взыскании. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если возбуждено исполнительное производство по кредиту.

Вопросы взаимодействия с приставами

Приставы обладают широким набором полномочий для принятия мер принудительного взыскания долга. Однако, как правило, ответчику дается некоторое время для добровольного погашения задолженности, причем нередко немного превышающее установленный законом срок. В любом случае, если ИП уже возбуждено, можно действовать следующим образом:

  1. Прийти к приставу, в производстве которого находится дело, и обсудить сложившуюся ситуацию. Это более эффективный вариант, чем начинать переписку или, вообще, избегать контактов. При визите к приставу, скорее всего, с вас будет взято объяснение по обстоятельствам дела и готовности/неготовности добровольно погашать долг. У пристава можно получить необходимые пояснения, разъяснение прав и обязанностей, а также копию постановления о возбуждении ИП - предоставить все это сотрудники ФССП обязаны.
  2. Если возможности сразу погасить задолженность нет, следует настраивать себя на конструктивный диалог с приставом и решать вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки погашения долга.
  3. Для получения рассрочки/отсрочки следует обратиться в суд, принявший решение по делу, с соответствующим заявлением. Само по себе обращение в суд может дать некоторое время на то, чтобы решить финансовые проблемы. Обычно суды идут на удовлетворение просьбы должников, если последние представят убедительные доказательства трудного материального положения, наличия временных финансовых сложностей и тому подобных ситуаций, не позволяющих погасить весь долг сразу. Хорошим результатом обращения в суд можно назвать отсрочку или рассрочку, установленную на 6-12 месяцев. Правда, многое зависит от суммы долга и убедительности доводов. При желании получить рассрочку необходимо заранее продумать схему платежей и ее обоснование. Для получения отсрочки целесообразно подготовить убедительные аргументы в пользу того, что через определенный срок вы сможете погасить долг в полном объеме.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Что делать, если приставы приступили к принудительному взысканию

Если приставы начали активные действия по взысканию долга, необходимо исходить из того, какие именно меры они приняли. Но в любом случае у должника есть право:

  1. Заявлять приставу ходатайства, делать заявления с просьбой приостановить или прекратить применение определенной меры взыскания, обеспечения его исполнения или ограничения прав должника.
  2. Подавать жалобы на действия (бездействие), решения пристава его руководству или в вышестоящую инстанцию.
  3. Обжаловать (оспаривать) действия (бездействие), решения пристава в судебном порядке.

Конечно, если действия приставов законны, изменить что-либо невозможно. Необходимо заранее быть готовым, к тому, что на имущество, денежные средства, в том числе на банковских счетах, будет наложен арест . Приставы могут ограничить выезд за рубеж, временно лишить водительских права, принять меры к удержанию части средств в счет погашения долга из зарплаты. Фактически не почувствовать каких-то особых для себя перемен в жизни смогут только те, у кого нет имущества, которое можно было бы арестовать, либо получающие неофициальный доход.

Если в вашем отношении возбуждено исполнительное производство по кредиту, и вы не знаете, как поступить в данной ситуации, чтобы выйти из нее с минимальными потерями, то наш дежурный юрист онлайн готов бесплатно вас проконсультировать. Описать свою ситуацию и задать вопрос вы можете в форме ниже.

Возбуждение исполнительного производства представляет собой первую самостоятельную стадию исполнительного производства. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа, его выдавшего, либо от взыскателя.

Возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 настоящего ФЗ «Об исполнительном производстве».

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Заявление взыскателя и передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

  1. в соответствии с ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  2. при последующих предъявлениях исполнительного документа;
  3. об административном приостановлении деятельности;
  4. о конфискации имущества;
  5. по исполнительному документу об обеспечительных мерах;
  6. об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об , предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Исполнительное производство: Видео

Комментарий к статье 30

1. Возбуждение исполнительного производства - это самостоятельная стадия исполнительного производства, включающая несколько взаимосвязанных процессуальных действий.

Для возбуждения исполнительного производства необходимо:

1) предъявление заявления и исполнительного документа взыскателем судебному приставу-исполнителю;

2) принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

2. Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может соде ржаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения соде ржащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установл ении для должника ограничений, предусмотренных законом.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в

соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в

соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в следующих случаях:

1) если основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

2) если необходимо совершение отдельных исполнительных действий и (или) применение отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, и соответствующему судебному приставу-исполнителю поручается совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения;

3) когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

3. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Рассматривая более подробно первое процессуальное действие, отметим, что сейчас предъявить заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ судебному приставу-исполнителю имеют право взыскатель, а также суд или иной орган, выдавший исполнительный документ. По сути, законодательство ограничило круг субъектов, имеющих право предъявления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, тогда как по ранее действовавшим правилам подобными полномочиями обладали также прокурор и представители органов государственного управления, местного самоуправления, организации и граждане, защищающие права других лиц в порядке ст. 46 ГПК РФ.

По общему правилу исполнительный документ предъявляется судебному приставу-исполнителю взыскателем. Однако в случаях, предусмотренных законом, исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю также и органом, его выдавшим. Например, согласно ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист по просьбе взыскателя может быть направлен для исполнения

В судебной практике судов общей юрисдикции известны и другие примеры, когда суд по своей инициативе направляет исполнительный лист: для исполнения, с извещением финансового органа или взыскателя, в случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному имуществу; взыскания алиментов, взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе.

В арбитражном процессе также исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

Правом предъявления исполнительного документа обладает и представитель взыскателя. Если представитель принимает участие в исполнительном производстве на основании доверенности (договорное представительство), то право предъявления исполнительного документа является его специальным полномочием и поэтому прямо должно быть оговорено в тексте доверенности (п. 1 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве).

4. Второе процессуальное действие, необходимое для возбуждения исполнительного производства, - это принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

В судебной практике выработана позиция, согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе отменить свое постановление о возбуждении исполнительного производства. В п. 8 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77, приводится следующий пример: акционерное общество (взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об отмене своего постановления о возбуждении исполнительного производства. В обоснование своего требования заявитель указал на то, что законом не предусмотрена возможность отмены судебным приставом-исполнителем своих постановлений. Арбитражный суд оставил заявление без удовлетворения по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство о взыскании с должника в пользу взыскателя суммы долга. Выявив после этого, что исполнительный лист предъявлен к исполнению с пропуском установленного срока, судебный пристав-исполнитель самостоятельно вынес постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства. Закон не запрещает судебному приставу-исполнителю принять мотивированное постановление об отмене или изменении своего ранее принятого необоснованного постановления.

14 Закона об исполнительном производстве. В частности, в постановлении должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.

Некоторые вопросы по содержанию постановления о возбуждении исполнительного производства разрешались на уровне судебной практики. Так, выработано мнение, согласно которому отсутствие в постановлении о возбуждении исполнительного производства расчетного счета службы судебных приставов не является уважительной причиной для неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июня 2004 г. NA56-17569/03).

Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

5. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока дл я добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению ис полнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

При этом несоблюдение судебным приставом-исполнителем сроков уведомления должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства не снимает с должника обязанности по исполнению судебного решения и не нарушает право должника добровольно исполнить требования исполнительного документа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2004 г. N А56-17870/04).

Продление срока добровольного исполнения возможно только судом или другим органом, должностным лицом, выдавшим исполнительный документ, в том числе с использованием института рассрочки исполнения. Однако необходимо учитывать судебно-арбитражную практику, в соответствии с которой обращение в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения не является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа, если такое заявление не было удовлетворено. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 ноября 2004 г. N А26-5228/04-25 отмечается, что довод должника о том, что он не мог исполнить решение суда в установленный срок по уважительным причинам, в связи с чем постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является незаконным, отклонен, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения решения, должник не сообщил судебному приставу о наличии уважительных причин неисполнения решения, а в удовлетворении заявления о

предоставлении рассрочки исполнения исполнительного документа судом должнику отказано.

6. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, входе которого вынесены указанные постановления.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель

возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о

взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного

производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовн ой ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 30

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

(Извлечение)

7. Обращение заявителя с кассационной жалобой на вступившее в законную силу решение арбитражного суда не препятствует возбуждению исполнительного производства, если исполнение обжалуемого судебного акта не приостановлено судом кассационной инстанции.

Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

По мнению заявителя, судебный пристав-исполнитель не имел права возбуждать исполнительное производство, поскольку решение арбитражного суда, по которому был выдан исполнительный лист, обжаловано заявителем в суд кассационной инстанции.

При рассмотрении заявления было установлено, что указанное решение арбитражного суда в соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ вступило в законную силу, поскольку в суд апелляционной инстанции заявитель не обращался, исполнительный лист передан судебному приставу-исполнителю в пределах срока, установленного частью 1 статьи 321 АПК РФ. Определения суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения решения суда не было. При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель обязан был возбудить исполнительное производство, поскольку никаких нарушений взыскатель не допустил.

В соответствии со статьями 20, 21 Закона обращение заявителя с жалобой на решение суда первой инстанции в суд кассационной инстанции не является препятствием к исполнению исполнительного листа и, следовательно, возбуждению исполнительного производства.

В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства суд отказал, исходя из статьи 318, части 3 статьи 319 АПК РФ и руководствуясь частью 3 статьи 201 и частью 1 статьи 329 АПК РФ.