Эффективность капитальных вложений на предприятии. Анализ показателей эффективности капитальных вложений

Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма предполагает в первую очередь повышение эффективности капитальных вложений.

При определении экономической эффективности капитальных вложений могут применяться два способа:

1.Исчисление общей экономической эффективности.

2.Расчет сравнительной экономической эффективности.

Общая экономическая эффективность капитальных вложений характеризуется двумя показателями:

Общий коэффициент эффективности капитальных вложений и срок окупаемости капитальных вложений;

Общий коэффициент эффективности капитальных вложений рассчитывается по формуле:


Данные методы расчета эффективности капитальных вложений являются достаточно простыми и широко распространенными в мировой учетно-аналитической практике, несмотря на имеющиеся в них недостатки. Так, в частности, они не могут учитывать колебания прибыли и инвестиций по годам, уровень инфляции не позволяет сравнивать различные варианты и проекты вложения средств.

Для выбора наиболее эффективного варианта вложения средств из нескольких возможных вариантов или проектов может использоваться показатель приведенных затрат, рассчитываемый по формуле:

З привi =С i +Е н К i ; где: З привi – приведенные затраты по i–му варианту вложения средств (в руб.);

С i – годовые текущие затраты (издержки производства и обращения или себестоимость продукции) по i–му варианту вложения средств (в руб.);

К i – сумма капитальных вложений по i–му варианту вложения средств (в руб.);

Е н - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, устанавливаемый Госстроем РФ по отраслям. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений определяет и нормативный срок окупаемости капитальных вложений:



Критерием выбора того или иного варианта вложения средств является минимум приведенных затрат. Применение данного метода возможно, если устанавливается нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е).

Оценка экономической эффективности капитальных вложений не ограничивается рассмотренными показателями, рекомендуется для этих целей и множество других показателей.

С позиции финансового менеджмента для оценки различных инвестиционных проектов могут применяться, в частности, методы основанные на дисконтированных оценках.

Конкретно, оценка различных инвестиционных проектов основана на сравнении исходной суммы инвестиций с общей суммой денежных поступлений по годам за весь инвестиционный период.

Денежные поступления по годам дисконтируются, т.е. приводятся к сопоставимому виду с помощью коэффициента дисконтирования.

В результате сравнения общей суммы инвестиций с суммой дисконтированных доходов рассчитывается чистый приведенный эффект (NPV), как разница между ними. Расчет осуществляется по формуле:

Коэффициент дисконтирования (табличное

значение);

r – банковский ссудный процент.

Выбор вариантов вложения средств осуществляется на основе оценки полученных вложений NPV (чистого приведенного эффекта).

Если NPV > 0 проект следует принять;

NPV < 0 проект следует отвергнуть;

NPV = 0 проект ни прибыльный, ни убыточный.

Решение принимается, исходя из экономической и социальной значимости и потребности в данном проекте.

Глава 3. Труд и заработная плата на предприятиях

ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма

3.1 Трудовые ресурсы предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, их характеристика.

3.2 Производительность труда: понятие, значение и методы расчета в предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.

3.3 Сущность заработной платы и ее организация на предприятиях.

3.4 Фонд заработной платы работников предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, состав и расчет.

3.1 Трудовые ресурсы предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, их характеристика

Трудовые ресурсы важный элемент экономического потенциала предприятия.

Трудовые ресурсы предприятия представляют собой широкое понятие и включают всю численность работающих на предприятии, их профессиональный состав, квалификационные и психологические характеристики и трудовые взаимоотношения.

На уровне предприятия трудовые ресурсы выступают как кадры предприятия или его персонал. Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Кадры предприятия отражаются в штатном расписании, в котором работники представлены по группам и профессиям.

Общая численность работников предприятия характеризуется следующими показателями:

Списочная численность работников;

Среднесписочная численность работников;

Явочная численность работников.

писочная численность работников – это численность всех категорий постоянных, сезонных и временных работников, принятых на работу не менее чем на один день и более, со дня зачисления их на работу.

Списочный состав работников предприятия определяется с учетом явившихся и не явившихся на работу.

Среднесписочная численность работников – это численность персонала предприятия в среднем за отчетный период.

Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается по формуле:

Среднесписочная численность работников за квартал рассчитывается по формуле:

Rср.к – среднесписочная численность работников за квартал, (чел.);

Rср.м. – среднесписочная численность работников за месяц, (чел.);

Среднесписочная численность работников за год рассчитывается по формуле:

Rср.г. – среднесписочная численность работников за год, (чел.);

Rср.м.- среднесписочная численность работников за месяц, (чел.).

Явочная численность работников – это численность фактически явившихся на работу, включая находящихся в командировках.

В явочную численность не включаются работники списочного состава не явившиеся на работу по болезни, в связи с отпуском, выполнением государственных и общественных обязанностей, прогулом и т.д.

Сравнение явочной и списочной численности работников показывает степень использования списочного состава работников предприятия.

Движение кадров на предприятии или оборот рабочей силы характеризуется следующими показателями: коэффициент приема кадров, коэффициент выбытия кадров и коэффициент текучести кадров.

Коэффициент приема кадров рассчитывается по формуле:

К выб.к. – коэффициент выбытия;

В – количество выбывших работников (уволенных по собственному желанию, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, вышедшие на пенсию, поступившие в учебные заведения, призванные в Вооруженные силы) за определенный период времени, чел.

R – среднесписочная численность работников за тот же период времени, чел.

Коэффициент текучести кадров равен:


К ст.к. – коэффициент стабильности кадров;

R c.5 - среднесписочная численность работников за определенный период времени со стажем более 5 лет на данном предприятии, (чел.);

R – среднесписочная численность работников за тот же период времени, (чел.).

Коэффициент постоянства кадров равен:

Кпост.к.=1-Квыб.к. ;

Кпост.к. – коэффициент постоянства кадров;

Квыб.к. – коэффициент выбытия кадров.

С учетом сменности работы предприятия для характеристики использования трудовых ресурсов рассчитывается коэффициент сменности по следующей формуле:

Ксм. – коэффициент сменности;

R – среднесписочная численность работников за определенный период, (чел.).

Rм.с. – среднесписочная численность работников за определенный период, в максимальной смене, (чел.).

Важной характеристикой степени занятости работников является их фонд рабочего времени. Фонд рабочего времени одного работника может рассчитываться за отчетный период и на плановый период. Расчет ведется по следующей схеме:

Фонд рабочего времени одного работника за определенный период:

1.Число календарных дней в периоде – дн.

2.Выходные и праздничные дни – дн.

3.Полное рабочее время (1-2) – дн.

4.Невыходы:

А) очередные отпуска – дн.

Б) дополнительные отпуска – дн.

В) невыходы в связи с болезнью – дн.

Г) выполнение государственных и общественных обязанностей – дн.

Д) прочие невыходы – дн.

Итого невыходов – дн.

5.Фонд рабочего времени (3-4) – дн.

Вся численность работающих на предприятии, в зависимости от выполняемых функций, делится на определенные группы. В частности, промышленно-производственный персонал предприятий в сфере материального производства делится на:

Рабочие;

Младший обслуживающий персонал (МОП);

Прочая группа работников.

Аналогичная группировка работников характерна и для предприятий сферы обслуживания. В предприятиях общественного питания работники предприятия в соответствии с выполняемыми ими функциями делятся на следующие группы:

Административно-управленческий персонал (АУП);

Работники производства (рабочие);

Обслуживающий персонал (работники зала и торговая группа работников);

Прочая группа работников.

В административно-управленческий персонал включаются:

Руководящие работники (директора: заместители директоров; начальники цехов, отделов и их заместители; главные (старшие) бухгалтера; заведующие производством));

Инженерно-технические работники и другие специалисты (инженеры, технологи, техники, экономисты, товароведы, заведующие складом);

Служащие (бухгалтера, счетоводы, статистики, завхозы, агенты, инкассаторы, экспедиторы, делопроизводители, секретари и др. аналогичные работники).

К работникам производства относятся повара, кондитеры, пекари, обвальщики мяса, чистильщики плодоовощей и картофеля. Сюда также относятся кухонные подсобные рабочие, мойщики посуды и уборщики, прочие работники кухни.

В группу обслуживающего персонала входят: администраторы залов, официанты, продавцы, кассиры, контролеры – кассиры, хлеборезы, уборщики, мойщики посуды, буфетчики, продавцы магазинов, кулинарии и другие работники.

К прочей группе работников относятся уборщики, лифтеры, гардеробщики и другие соответствующие работники.

Для предприятий туризма и гостиниц разработаны профессиональные стандарты. В профессиональных стандартах содержатся наименования основных должностей, необходимых для работы в турбизнесе и гостиничном секторе; требуемый уровень образования; перечень должностных обязанностей, соответствующих тому или иному квалификационному уровню; перечень ключевых навыков и знаний, необходимых для выполнения каждой должностной обязанности.

В предприятиях туризма могут быть выделены следующие группы работников:

Административно-хозяйственная группа;

Группа менеджеров;

Группа маркетинга;

Группа по проведению тура;

Прочая группа работников.

Работники гостиничного сектора могут быть представлены следующими службами:

1. Управление

2. Служба размещения

3. Служба эксплуатации

4. Техническая служба

5. Служба охраны

6. Прочие службы

В зависимости от размера гостиницы все отделы и соответственно их работники могут быть подразделены на такие как:

Дирекция

Бухгалтерия и экономический отдел

Отдел кадров

Производственно-технический отдел

Отдел маркетинга

Служба приема и размещения

Служба эксплуатации

Отдел материально-технического снабжения

Служба АСЦ

Служба телевидения и связи

Ремонтно-механическая служба и служба сантехников

Бельевая

Служба пожарной безопасности

Служба энергетики, лифта и др.

В общей численности работников предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма выделены основные группы работников, которые могут быть дополнены или сокращены с учетом профиля, масштаба и районы деятельности предприятий.

Эффективность труда работников на предприятии зависит от кадровой политики, проводимой на предприятии. Кадровая политика включает основные направления формирования трудовых ресурсов и организации их труда.

К основным направлениям формирования трудовых ресурсов предприятия относятся:

Отбор и продвижение кадров

Подготовка кадров и их непрерывное обучение

Обеспечение стабильности состава и численности работников

Совершенствование материальной и моральной оценки труда работников и др. направления

Организация труда на предприятии включает:

Найм работников в соответствии с профилем работы предприятия

Расстановку работников в соответствии со структурой предприятия и функциями отдела и подразделений

Распределение обязанностей в соответствии с профессией и квалификацией работников

Совершенствование организации труда, обеспечение ее научности

Обеспечение эффективности системы оплаты труда и др. моменты.

3.2 Производительность труда: понятие, значение и методы расчета в предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.

Производительность труда относится к числу важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий.

При рассмотрении производительности труда следует различать производительность общественного труда и индивидуальную производительность труда.

Производительность общественного труда характеризуется величиной затрат общественно необходимого рабочего времени на изготовление единицы продукции или величиной национального дохода, приходящегося на одного работника в материальном производстве.

Индивидуальная производительность труда характеризуется количеством продукции, выработанной в единицу времени или одним работником, а также затратами рабочего времени на выработку единицы продукции. Первый показатель называется выработкой (или уровнем производительности), второй – трудоемкостью производства продукции.

Рост производительности труда является объективной необходимостью, диктуемой требованиями экономических законов и имеет огромное значение для каждого предприятия и народного хозяйства в целом.

Рост производительности труда способствует увеличению объема производства, росту благосостояния и увеличению потребления продукции и услуг населением.

Повышение производительности труда способствует снижению себестоимости продукции, увеличению накопления, сокращению доли заработной платы в себестоимости продукции при одновременном увеличении размера заработной платы, получаемой работником.

Рост производительности труда создает предпосылки для сокращения длительности рабочего периода, и увеличения свободного времени работающих.

Результат труда и его производительность в промышленности может измеряться натуральными, условно-натуральными и стоимостными показателями. Трудоемкость продукции измеряется в трудовых показателях.

Соответственно, в общественном питании производительность труда исчисляется в натуральных, стоимостных и трудовых показателях. В дополнении к названным, в предприятиях могут еще рассчитываться условно-натуральные и условно-стоимостные показатели производительности труда.

Натуральный показатель производительности труда рассчитывается как отношение всей произведенной продукции за определенный период времени к среднесписочной численности работников, участвующих в ее создании, и выражается следующей формулой:


Пн – производительность труда в натуральном выражении (в блюдах, в килограммах, штуках);

Q – количество произведенной продукции в натуральном выражении (в блюдах, килограммах, штуках);

R – среднесписочная численность работников, создающих данную продукцию, (чел.).

Однако натуральные показатели имеют ограниченное применение, так как могут рассчитываться только в тех предприятиях, где существует учет производственной программы по элементам или существуют нормы выработки для работников производства (количество изделий, вырабатываемых одним работником в единицу времени). Натуральные показатели могут широко применяться в предприятия, выпускающих однородную продукцию (специализированных предприятиях).

Наибольшее распространение в предприятиях общественного питания имеет стоимостной показатель. Он характеризует размер товарооборота, приходящегося на одного работника предприятия за определенный период времени, или размер оборота по продукции собственного производства, приходящегося на одного работника производства.

Стоимостной показатель рассчитывается по формуле:

Т – трудоемкость продукции, (сек.\ед.);

t – время, затраченное на производство данной продукции (часы, секунды);

Q – количество произведенной продукции (кг., штуки, блюда).

Как, натуральный так и стоимостной показатель имеют один существенный недостаток, проявляющийся в том, что эти показатели не учитывают трудоемкость составных частей товарооборота и производимой продукции.

Для устранения данного недостатка рассчитывается условно-стоимостной и условно-натуральный товарооборот и соответственно производительность труда в условно-стоимостном и условно-натуральном выражении, как отношение рассчитанного товарооборота на среднесписочную численность работников.

Условно-стоимостной товарооборот рассчитывается путем умножения данных о расходе сырья по розничным ценам плюс наценка на специальные разработанные коэффициенты трудоемкости, соизмеряющие затраты труда на переработку различных групп сырья.

Условно-стоимостной товарооборот может рассчитываться также путем суммирования оборота по продукции собственного производства с одной третьей оборота по покупным товарам, (при этом считается, что затраты труда на производство и реализацию кулинарной продукции в три раза выше, чем на реализацию покупных товаров на ту же сумму – что, разумеется, достаточно условно). Условно-натуральный товарооборот рассчитывается путем умножения данных о выпуске блюд по видам на коэффициенты трудоемкости по блюдам.

В предприятиях туризма уровень производительности труда может быть представлен выработкой продукции и услуг. Первый показатель рассчитывается как отношение оборота фирмы к среднесписочной численности работников, а второй (трудоемкость), как отношение фонда рабочего времени к объему произведенной и реализованной продукции и услуг. Однако товар, производимый и реализуемый в предприятиях туризма столь специфичен, что вопрос о показателях производительности труда может рассчитываться только в теоретическом аспекте. Это касается и норм обслуживания, которые по своей природе являются плановыми показателями производительности труда, используемыми для определения объема оборота и услуг на предприятиях туризма.

Нормы выработки и нормы обслуживания (как разновидность показателя производительности труда) применяются в предприятиях общественного питания и гостиницах. Нормы обслуживания в гостиницах применяются по отношению к таким работникам как: горничные, уборщики, механики, гардеробщики и некоторые другие. Они разрабатываются вышестоящими организациями.

3.3 Сущность заработной платы и ее организация на предприятиях

Заработная плата – одно из главных экономических понятий общественного производства.

Заработная плата может рассматриваться как экономическая категория и как экономический показатель.

Как экономический показатель – заработная плата это цена рабочей силы или сумма денежных средств, которую работник получает за свой труд.

Заработная плата выполняет две функции: воспроизводственную и мотивационную. Воспроизводственная функция означает, что заработная плата является средством удовлетворения материальных и духовных потребностей самого работника и членов его семьи.

Мотивационная функция означает, что заработная плата выступает главным стимулом к труду.

В экономических расчетах различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – это денежная сумма, которую получает работник за выполненную им работу.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые работник может приобрести на получаемую им номинальную заработную плату, (то есть это номинальная заработная плата с учетом индекса цен).

В условиях рыночных отношений заработная плата отвечает следующим принципам:

Заработная плата – главный мотив трудовой деятельности;

Заработная плата должна быть не меньше определенного размера, установленного в соответствии с правами человека (соблюдается принцип минимальной заработной платы);

Заработная плата по своему размеру должна стимулировать трудовую деятельность работника на пределе творческих возможностей (принцип максимальной заработной платы);

Размер заработной платы должен соответствовать конъюнктуре рынка, т.е. соотношению спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда;

Заработная плата должна обеспечить достойную жизнь работающего и членов его семьи.

Система оплаты труда на предприятии предполагает ее организацию.

Организация заработной платы на предприятии включает:

Выбор формы и системы оплаты труда;

Разработку и внедрение, там где это обосновано, тарифной системы оплаты труда;

Установление норм труда, норм выработки и норм обслуживания;

Разработку схемы должностных окладов и ставок работников предприятия;

Выработку критериев и размеров премиальных выплат и доплат;

Определение форм найма и трудоустройства на работу.

В настоящее время вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия, учреждения и организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах.

Эти положения касаются, в основном предприятий разной формы собственности. В предприятиях государственного сектора оплата труда и ее регулирование осуществляется в соответствии с тарифной системой.

Тарифная система включает:

1. Тарифные сетки;

2. Тарифные ставки (оклады);

3. Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ТКС);

4. Районные коэффициенты к заработной плате.

Тарифная сетка – представляет собой шкалу соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов) в зависимости от квалификации работников.

Тарифные ставки (оклады) – это выраженные в денежной форме абсолютные размеры заработной платы различных категорий и групп работников в единицу времени (часовые, дневные ставки и соответственно месячные ставки и оклады).

Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень производственных характеристик различных работ, основных требований к квалификации работника, а также дополнительных требований к данной профессии в объеме теоретических и практических знаний.

Дифференциация окладов служащих и других категорий работников государственного сектора в соответствии с принятым порядком осуществляется по 18-ти разрядной тарифной сетке с учетом тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов по разрядам.

Организация оплаты труда включает, как было сказано ранее, выбор форм и систем оплаты труда.

Практически труд работников может оплачиваться повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты. Установление систем оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения производится администрацией предприятия или организации самостоятельно по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

В предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма применяются в основном, две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

При сдельной форме оплата производится в соответствии со сдельными расценками за единицу продукции и количеством произведенной продукции.


При повременной форме – оплата труда производится в соответствии с тарифной ставкой или окладом за единицу времени и количеством отработанного времени (часы, дни).

Формы оплаты труда в сочетании с различными видами премий и порядком выплат премий образуют системы оплаты труда.

Премии на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма выплачиваются в определенном размере за перевыполнение плана товарооборота (оборота) или его значительный прирост, за высокое качество продукции и услуг, за высокую культуру обслуживания и некоторые другие показатели.

Система организации труда на предприятии включает также форму найма работников и регулирование трудовых отношений на предприятии. В настоящее время это осуществляется с помощью контрактной системы.

Контрактная система имеет положительные и отрицательные аспекты.

При контрактной системе оплата может осуществляться в соответствии с конкретным вкладом каждого работника в общие результаты работы; оплата может осуществляться индивидуально для каждого работника, но в то же время контрактная система позволяет легко уволить работника путем расторжения контракта, не вступая в противоречия с трудовым кодексом и профсоюзной организацией.

Контракт может включать следующие пункты:

2. Срок действия контракта.

3. Оплата труда.

4. Особые условия контракта.

Таким образом, контракт – это документ, регламентирующий вопросы и условия найма, оплаты и увольнения работника.

3.4 Фонд заработной платы работников предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, состав и расчет

Все средства предприятия, направленные на оплату труда работников образуют фонд заработной платы. Фонд заработной платы рассчитывается в абсолютном выражении (в рублях) и в относительном выражении (в % к товарообороту или обороту предприятия). Данный показатель называется уровнем фонда заработной платы и характеризует размер заработной платы, приходящейся на один рубль товарооборота (оборота) или на один рубль произведенной и реализованной продукции. Для обеспечения эффективного хозяйствования уровень фонда заработной платы должен иметь тенденцию к снижению. Для этого темп роста товарооборота (оборота) должен быть выше темпа роста фонда заработной платы.


Ур.Ф.З\пл. – уровень фонда заработной платы, (в %);

Фонд З\пл. – фонд заработной платы, (в рублях);

Т\об. – товарооборот (оборот) предприятия, (в рублях).

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ в расходы на оплату труда, относимых на издержки, включаются:

Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхсрочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, бесплатного жилья или суммы денежной компенсации за не предоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг;

Стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);

Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей;

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника;

Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;

Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации;

Расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации

и ряд других расходов.

Являются капитальные вложения.

Капитальными вложениями называются инвестиции, направлкаенные на постройку или приобретение объектов (). Капитальные вложения иначе именуются вложениями во ).

Капитальные вложения могут быть использованы на создание новых объектов основных фондов или на реконструкцию действующих их объектов.

Существует объективная тенденция, в соответствии с которой в динамике, т.е. с течением времени, постоянно возрастает удельный вес капитальных вложений, которые направляются на реконструкцию, в том числе на техническое перевооружение производства, в общей сумме капитальных вложений.

В связи с этим соответственно уменьшается доля капитальных вложений, направляемых на строительство новых объектов основных фондов. Дело в том, что реконструкция экономически более эффективна , чем новое строительство, так как она требует значительно меньших затрат и осуществляется в более короткие сроки, чем сооружение новых объектов основных фондов.

Проект капитальных вложений и его анализ

Любые проекты , осуществляемые в области капитального строительства, вначале проходят экспертную проверку , которая представляет собой начальный этап анализа эффективности капитальных вложений .

В процессе проведения экспертной проверки данный проект оценивается в техническом и экономическом плане. С этой целью изучается предварительное технико-экономическое обоснование проекта. В том случае, если в результате предварительного рассмотрения проекта он будет оценен положительно, то затем осуществляется более углубленное проектное исследование, к которому допускаются лишь наиболее эффективные проекты.

Проектное исследование может быть подразделение на три основных аспекта:

  • технико-экономический анализ;
  • финансовый анализ;
  • общеэкономический анализ.

В процессе осуществления технико-экономического анализа проводится исследование производственных мощностей, и кроме того, ведутся разработки в области .

Финансовый анализ изучает возможности получения финансовых результатов, то есть прибылей или убытков, в результате осуществления данного проекта.

Общеэкономический анализ изучает возможности изменений величин бюджетов различных уровней в результате осуществления определенных проектов.

Анализ проекта начинается с рассмотрения целесообразности его осуществления. При этом необходимо установить, что данный проект технически возможно и экономически целесообразно осуществить.

На данном этапе изучается целесообразность осуществления проекта в условиях климата данного региона, обеспеченность персоналом необходимой квалификации, наличие необходимой инфраструктуры, а также рассматривается потенциальный объем рынка и возможная конкурентоспособность на нем сооружаемого или реконструируемого предприятия.

Те проекты, которые успешно прошли стадию предварительной оценки, рассматриваются более подробно.

В связи с этим проекты, по которым имеются заключения о возможности и целесообразности их осуществления, подвергаются предпроектному исследованию. Здесь, прежде всего, изучается техническая выполнимость данного проекта;

Следующим этапом изучения представленных к рассмотрению проектов является составление детального технико-экономическое обоснования.

Технико-экономическое обоснование имеет следующее содержание:
  • История и цель возникновения анализируемого проекта.
  • Производственные мощности и рынки сбыта.
  • Предполагаемые рынки материальных ресурсов.
  • Предполагаемое территориальное местонахождение проектируемой .
  • Техника осуществления данного проекта.
  • Организационная структура проекта.
  • Потребность в персонале.
  • Предполагаемые сроки осуществления данного проекта.

Эти разделы технико-экономического обоснования проекта рассматриваются в процессе проведения технико-экономического анализа.

Предметом же изучения финансового анализа являются следующие пункты технико-экономического обоснования:
  • предусматриваемые величины поступлений денежных средств и их использования;
  • окончательно установленные величины источников финансирования анализируемого проекта;
  • данные о прибылях и убытках и балансовые показатели;
  • оценка эффективности представленного проекта;

С помощью общеэкономического анализа определяется влияние осуществления определенных проектов на величины бюджетов различных уровней, а следовательно, и на состояние экономики регионов и экономики страны в целом.

Общеэкономический анализ рассматривает такие моменты:
  • состояние экономики страны;
  • взаимное влияние и осуществления отдельных инвестиционных проектов;
  • затраты и прибыли по анализируемым проектам, соотносящиеся с общенациональными экономическими субъектами;
  • переоценка осуществляемых затрат и получаемых результатов в соответствии с общеэкономическими критериями;

Оценка эффективности капитальных вложений

В экономической литературе рассматриваются различные виды эффективности проектов капитальных вложений . Так, выделяются общественная, коммерческая и бюджетная эффективность. Эти понятия имеют следующее содержание.

Общественная эффективность характеризуется системой показателей, отражающих социально-экономические результаты реализации данного проекта, воздействующие на жизнь всего .

Коммерческая эффективность характеризуется системой показателей, дающих возможность установить целесообразность осуществления данного проекта с позиций инвестора.

Бюджетная эффективность проекта капитальных вложений характеризуется системой показателей, выражающих целесообразность осуществления этого проекта с позиций различных уровней. Понятие бюджетной эффективности используется в том случае, когда проектом предусматривается использование средств бюджетов для финансирования капитальных вложений.

В процессе проведения анализа необходимо проверить обоснованность сумм, направляемых на финансирование капитальных вложений, их фактическое использование, а также целесообразность и эффективность осуществления конкретных мероприятий за счет определенных источников средств.

В результате анализа влияния осуществляемых капитальных вложений на эффективность основной (производственной), финансовой и определяется, какое воздействие оказали реализуемые проекты на следующие показатели:
  • на повышение , и ;
  • на повышение финансовых результатов деятельности организации (увеличение и снижение убытков) за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции вследствие экономии материальных, трудовых и финансовых затрат, а также уменьшения затрат на амортизацию и других расходов;
  • на укрепление анализируемой организации.

Следовательно, при проведении анализа влияния осуществляемых капитальных вложений (в том числе научно-технических мероприятий) на эффективность деятельности организации необходимо установить, каким образом изменяются как обобщающие, так и частные показатели деятельности организации за счет общего действия всех факторов, а также каждого фактора в отдельности.

Рассмотрим порядок проведения такого анализа на примере показателя .

Величина снижения себестоимости продукции в целом по данной равняется сумме изменений этого показателя, имевших место за счет влияния различных технико-экономических факторов, в том числе и за счет научно-технических мероприятий, проводимых за счет капитальных вложений.

Следовательно, для того, чтобы определить величину снижения себестоимости, отражающую повышение эффективности производства, за счет проведения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений, следует определить экономию от снижения себестоимости в разрезе отдельных видов затрат, полученную за счет влияния отдельных технико-экономических факторов, и полученные результаты разделить на расчетную себестоимость продукции.

Так, для определения влияния совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили затраты на оплату труда, на общую величину снижения себестоимости продукции, следует относительную экономию по фонду , полученную за счет внедрения рассматриваемых мероприятий, разделить на расчетную себестоимость продукции:

СС = СФот / СР · 100% ,

  • СС — величина снижения себестоимости продукции, выраженная в процентах;
  • СФот — величина относительной экономии (снижения) фонда оплаты труда (заработной платы), полученная за счет внедрения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений;
  • СР — величина расчетной себестоимости выпускаемой продукции.

Аналогичным образом можно определить влияние совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили другие виды затрат (материальные затраты, амортизацию и др.) на общую величину снижения себестоимости продукции.

Исходя из этого, величина общего изменения себестоимости выпускаемой продукции должна равняться сумме её изменений под влиянием осуществленных мероприятий в порядке капитальных вложений, воздействующих на различные элементы себестоимости.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) является важнейшим резервом увеличения анализируемой организации. Следовательно, увеличение прибыли за счет осуществления научно-технических мероприятий в порядке реализации проектов капитальных вложений, направленных на увеличение эффективности расходования средств на оплату труда, материальных затрат, затрат на амортизацию и других расходов, можно определить на основе величины экономии этих затрат, умноженной на коэффициент рентабельности продукции в базисном периоде.

При наличии нескольких видов аналогичной заменяемой техники или технологии сравнение производится с наиболее эффективным видом, а при отсутствии какой-либо заменяемой техники - с ручным трудом.

Сопоставимость должна быть обеспечена по:

Объемам работ;

По составу и срокам получения готовой продукции;

Условиям эксплуатации техники или организационному обеспечению базовой и новой технологии;

Качественным параметрам машин и продукции;

Методам определения стоимостных показателей;

Тарифным ставкам, нормам отчислений, тарифам на энергию, реализационным ценам.

Приведение вариантов в сопоставимый вид по количеству выпускаемой продукции заключается в расчете величин капитальных вложений и себестоимости при условии равного для всех вариантов годового выпуска продукции сопоставимого качества.

Приведение капитальных и текущих затрат, а также результатов производства, к одному моменту времени - началу расчетного года - выполняется путем корректировки через коэффициент приведения. Этот коэффициент определяется для каждого конкретного года по формуле:

Е п = (1 + Е нп) т,

где Е нп - норматив приведения (0,1 или 10%)

т - число лет, отделяющее конкретный приводимый год от расчетного года.

Прошлые затраты и результаты, имевшие место до начала расчетного года, умножаются на коэффициенты приведения конкретных лет, а будущие после начала расчетного года - делятся на эти коэффициенты.

В качестве расчетного года принимается первый год после окончания сроков планового или нормативного освоения новой техники или технологии.

Подобное приведение используется только в расчетах экономической эффективности и не может служить основанием для изменения смет на капитальное строительство и других плановых показателей.

Капитальные вложения, выступающие в качестве расчетного показателя для обоснования эффективности новой техники и суммы капитальных вложений, включают в себя все затраты, связанные с созданием основных и оборотных фондов в процессе приобретения и эксплуатации базовой и новой техники. Эти затраты охватывают все единовременные затраты независимо от источника финансирования - централизованные капитальные ассигнования, фонд развития производства, кредиты банка, амортизационные отчисления. Рекомендуется пользоваться следующей формулой:

К = Кц + Кд + Км + Кс + Коб + Кна + Коп,

где, К - размер капитальных вложений;

Кц - цена приобретения

Кд - затраты по доставке техники

Км - затраты на монтаж

Кс - сопутствующие капитальные и эксплуатационные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации техники;

Коб - затраты на увеличение размера оборотных средств (при определенных условиях данный элемент может принимать отрицательные значения, то есть происходит высвобождение нормируемых оборотных средств)

Кна - недоамортизированая часть стоимости списанных основных производственных средств за минусом ликвидационной стоимости;

Коп - затраты на мероприятия по предотвращению отрицательного воздействия техники на окружающую среду.

В некоторых случаях целесообразно учитывать в величине капитальных вложений убыток (+) или прибыль (-) от производства и реализации продукции в период освоения новой техники, предшествовавшей расчетному году.

Эксплуатационные затраты (себестоимость) продукции могут быть представлены в виде себестоимости единицы продукции или себестоимости годового выпуска продукции.

Для сопоставления себестоимости по базовому и новому варианту рекомендуется провести сопоставление по каждому элементу и статье затрат и оформить результаты расчетов в виде таблицы.

Эффективность капитальных вложений устанавливается на каждом этапе проектирования и внедрения нового объекта, хозяйственного или технического решения, то есть при составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) заданий на проектирование, изготовлении и испытании образцов, освоении объектов.

В зависимости от целевого назначения и области применения могут быть рассчитаны два вида экономической эффективности - общая и сравнительная.

Общая эффективность капитальных вложений рассчитывается:

При разработке планов развития предприятий (техпромфинплана, перспективного плана, бизнес-плана);

При разработке отдельных проблем развития и размещения производства;

При оценке выполнения планов капитального строительства.

Показатель общей эффективности характеризует отношение прибыли к капитальным вложениям и выступает в виде коэффициентов.

В процессе планирования капитальных вложений определяется коэффициент эк. эффективности прироста прибыли:

Е пп = П: К,

где П - прирост прибыли в планируемом периоде (не обязательно 1 год) для новых объектов - вся сумма получаемой прибыли, для реконструкции и оргтехмероприятий - ее прирост.

При расчете общей эффективности капитальных вложений определяются также сроки окупаемости капитальных вложений по формулам:

При планировании капитальных вложений:

Т ок = К: П (лет)

По планово-убыточному производству:

Т ок = К: С

Для целей анализа и учета влияния важнейших факторов на эффективность капитальных вложений используются дополнительные показатели: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.п.

При досрочном вводе объектов в эксплуатацию рассчитывается единовременный реальный эффект в размере дополнительной прибыли.

Сравнительная эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении вариантов:

Хозяйственных и технических решений;

Размещения предприятий и цехов;

По выбору взаимозаменемой продукции;

По внедрению новых видов техники;

При строительстве и реконструкции предприятий

При определении эффективности вариантов капитальных вложений сначала рассчитывается сравнительная экономическая эффективность, а затем общая, поскольку их показатели не противоречат, а дополняют друг друга. Суть сравнительной эффективности заключается в экономическом сравнении двух и более вариантов капитальных вложений между собой или в сопоставлении с базовым вариантом. Определение наиболее экономичного варианта проводится по минимуму приведенных затрат, рассчитываемых по каждому варианту. Приведенные затраты представляют собой приведенные к одному показателю себестоимость и часть капитальных вложений в размере нормативной прибыли:

З = С + Е н х К

где С - себестоимость продукции;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

принимается в размере 0.12-0.15;

К - общие капитальные вложения в производственные фонды.

Показатели З, С, и К могут применяться как в полной сумме ко всему объему продукции, так и в виде удельных величин на единицу продукции.

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений представляет собой показатель, обратный нормативному сроку окупаемости - 8 лет при 0,12 и 7 - при 0,15. При более длительных сроках окупаемости капитальные вложения считаются неэффективными вне зависимости от уровня других показателей.

В некоторых изданиях при характеристике данного показателя приводится схема расчета, учитывающего инфляционные процессы и, связанные с ними колебания в уровне цен на материально-производственные запасы и объектов основных средств, используемые при осуществлении капитальных вложений. По нашему мнению, этого делать не следует, так как, во-первых, уровень инфляции на достаточно большом временном отрезке (а в случаях с капитальными вложениями речь идет о 5-8 годах) рассчитать практически невозможно. Однако основная причина, по которой следует отказаться от такой корректировки, заключается в другом - уровень инфляции, как правило не поражает какую-то одну отрасль или вид деятельности, а характерен для всего народного хозяйства. Это значит, что уровень цен на сельскохозяйственную продукцию буде расти примерно такими же темпами, как и на материально-производственные запасы и внеоборотные активы, приобретаемые при осуществлении капитальных вложений. Диспаритет цен, характерный для определенных периодов (причем, не в пользу сельскохозяйственного производства) на большом временном плече нивелируется.

Если при сравнении двух вариантов при одинаковом объеме производства выполняются неравенства:

К 1 >= К 2 и С 1 >= С 2 ,

то более эффективным является второй вариант. В случае полного равенства необходимо рассчитывать приведенные затраты.

Если в результате капитальных вложений изменяется размер прибыли, то сравнительная эффективность может определяться через коэффициент рентабельности капитальных вложений:

причем, капитальных вложений здесь берутся в размере новых вложений, а прирост прибыли - как сумма годовой экономии от снижения себестоимости и прироста прибыли. Полученный коэффициент сопоставляется с показателем рентабельности по предприятию в базовом варианте.

Показатели ожидаемой и плановой эффективности новой техники

Основными показателями ожидаемой и плановой эффективности новой

техники выступают:

1.годовой экономический эффект от использования новой техники на сельскохозяйственном предприятии:

Э = (З 1 - З 2) х А 2 + С к,

где З 1 и З 2 - приведенные затраты на единицу продукции, производимой с помощью базовой и новой техники соответственно;

А 2 - годовой объем продукции, производимой с помощью новой техники в расчетном году в натуральных единицах;

С к - экономия (+) или убыток (-) от изменения качества годового объема продукции при использовании новой техники.

Годовой эффект может определяться в расчете на единицу новой техники. Для перехода к общему эффекту необходимо умножить полученный показатель на количество единиц внедряемой техники или суммировать данные по всем видам внедряемой техники.

Показатель С к определяется только в том случае, если использование новой техники связано с изменением качества продукции. В простейшем случае эта величина может быть определена по формуле:

С к = (Ц 2 - Ц 1) х А 2 ,

где Ц1 и Ц2 - цена единицы готовой продукции соответственно до и после внедрения.

2. рост производительности труда (условное высвобождение рабочих)

Рост производительности труда определяется по формуле:

где Н 2 и Н 1 сменная или годовая выработка после и до внедрения.

Помимо показателей плановой эффективности применяются показатели фактической эффективности, основными из которых являются:

Фактический экономический эффект;

Фактический социально-экономический эффект;

Фактический рост производительности труда.

Фактический экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э ф = [(С ф 1 + Е пл х Ф 1) - (С ф 2 + Е пл х Ф 2)] х А ф - Е кр. х Ф кр + С к,

где: С ф 1 и С ф 2 - фактическая себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения;

Ф 1 и Ф 2 - фактическая среднегодовая стоимость основных производственных средств до и после внедрения на единицу продукции;

Е пл. - налог на имущество;

А ф - фактический объем продукции, выполненный новой техникой за период;

Е кр. - фактический размер платы за банковский кредит;

Ф кр. - размер непогашенной части кредита на приобретение новой техники.

Фактический социально-экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э с = Э ф + С т,

где, С т - фактическое снижение непроизводительных затрат при использовании новой техники.

Снижение непроизводительных затрат имеет место в результате устранения (полного или частичного) производственного травматизма или профессиональных заболеваний. В состав этих затрат должны включаться:

Расходы на лечение пострадавших рабочих;

Выплаты рабочим за время лечения;

Выплаты пособий по инвалидности;

Дополнительные затраты на подготовку квалифицированных рабочих взамен выбывших;

Затраты на санаторно-курортное лечение пострадавших;

Дополнительные расходы в связи с сохранением заработной платы при переводе на более легкую работу и т.п.

Все затраты берутся из бухгалтерской документации.

При оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.

Расчет дополнительных показателей экономической эффективности новой техники или капитальных вложений.

Дополнительные показатели эффективности отражают конкретные особенности техники. Они подразделяются на общие и частные показатели.

Общие показатели используются для оценки эффективности любых средств механизации и автоматизации независимо от их назначения и конструкции: расход электроэнергии, топлива и металла на единицу продукции, удельные показатели веса и мощности на единицу часовой производительности машины, эксплуатационная надежность, срок службы, показатели научной организации труда и другие. Используются также некоторые стоимостные показатели, например, удельные капитальных вложений на 1 час работы машины, цена на 1 т веса и т.п..

Наиболее часто применяются следующие общие показатели:

Количество высвобожденных рабочих:

Т 1 Т 2 А 2 А 2

Ч = (--- - ---) х А 2 или Ч = (--- - ---) х Д 2 ,

Д 1 Д 2 Н 1 Н 2

где Т 1 и Т 2 - трудоемкость натуральной единицы продукции до и после внедрения;

Д 1 и Д 2 - годовой фонд рабочего времени одного рабочего до и после внедрения;

Н 1 и Н 2 - сменная выработка рабочего в натуральных единицах до и после внедрения.:

Удельная фондоемкость продукции:

Удельная энергонасыщенность:

У э = М д: М

где М д - мощность машины

М - масса машины;

Уровень автоматизации труда:

У а = А а: А,

где А а - объем автоматизированных работ;

Социальные результаты могут характеризоваться следующими показателями:

Высвобождение рабочих с ручных работ (в т.ч. женщин);

Улучшение условий труда;

Улучшение профессиональной структуры рабочих кадров;

Сокращение заболеваемости.

Составление сводной таблицы показателей эффективности, анализ результатов и разработка предложений по улучшению использования новой техники.

Лекция 12. условий осуществления предпринимательской деятельности в АПК

1. Методы и формы государственного воздействия на становление и развитие сельского предпринимательства

Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капитализма не успело достичь сколь-нибудь значительного уровня). Начиная с 1861 года правительством неоднократно предпринимались меры, направленные на повышение эффективности сельского хозяйства.

Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, чтобы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отменено, все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще никогда полноценно не существовал). Однако, на первых порах, обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйственной продукции. Причиной тому было отсутствие средств труда и предметов труда у новых собственников земли.

В результате, в начале века (1908-1911 гг.) правительством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенствованию системы сельского хозяйства. В частности, фактически директивным путем было установлено общинное земледелие.

Несмотря на объявленную в тот период государственную поддержку, финансовых средств в стране было явно недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйственных кредитов (они использовались, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или поставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых объектов основных средств.

Следующим этапом государственного регулирования сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. Принято считать, что первые колхозы появились в конце 20-х - начале 30-х гг. Однако, это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной поддержки эта тенденция дальнейшего развития не получила. Можно по-всякому относиться к коллективизации, и, не вызывает сомнения тот факт, что при этом были допущены перегибы и некоторые из свобод личности грубо попирались. Но нельзя не признать того, что в тот период государственная политика в области развития сельскохозяйственного производства была наиболее продуманной и последовательной - сначала, во второй половине 20-х гг. была практически заново создана тяжелая и машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации.

В послевоенный период была предпринята беспрецедентная по масштабам попытка резкого увеличения объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции экстенсивными методами - посредством освоения целинных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, следует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным - существенное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах традиционного развития земледелия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяйственной техники в новые регионы.

В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что потребовалось принятие полномасштабной Продовольственной программы, предусматривающей развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Итоги выполнения программы никто не анализировал - в 1991 году (а срок выполнения программы был установлен 1990 год) уже было не до этого.

С переходом к рыночной экономике, как водится произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия - объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам (на этот раз по-настоящему) и полный отказ от государственного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы - право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не предусмотрено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельством в массе своей не особенно огорчены - заложить землю в условиях краха банковской системы вряд ли возможно, а продать некому - у тех, кто может и хочет землю обрабатывать, денег на ее приобретение нет).

По истечение шести лет очередных коренных преобразований в агропромышленном комплексе, стало очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может.

В соответствии со статьей 1 закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:

стабилизация и развитие агропромышленного производства,

обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации,

улучшение продовольственного обеспечения населения,

поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики,

сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности,

защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села;

Для финансирования мероприятий по государственной поддержке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

Законом определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть использованы на:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами. Так как основным направлением инвестиционной деятельности в области сельского хозяйства является осуществление капитальных вложений посредством лизинга, то следует предположить, что приоритетным в использовании этого вида государственной поддержки будет именно поддержка лизинга;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Как нетрудно убедиться весь перечень мероприятий, указанных в данном абзаце, относится к мероприятиям, носящим долгосрочный характер, а, следовательно, требующим осуществления дополнительных капитальных вложений. Очевидно, что в современной ситуации даже рентабельные хозяйства не смогут обеспечить не только строительство новых мелиоративных сооружений, но и полноценное содержание действующих. Следует оговориться, что технология выделения средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характером их использования пока законодательно не определена;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и формирования оборотных средств. Весьма вероятно, что одним из основных условий выделения подобного кредита будет являться разработка расчетов в обоснование сумм и сроков кредитов и ссуд. Достаточно новой является политика, направленная на всемерное развитие страхования в сфере агропромышленного производства, в том числе сельскохозяйственной продукции. Несмотря на существенный риск осуществления страховых операций в этой отрасли народного хозяйства, страховая деятельность может быть весьма прибыльной. Отнюдь не каждый год является неурожайным и не каждый год возникает необходимость выплаты страхового возмещения. Скорее, наоборот, при правильном определении степени риска и границ ответственности суммы страховых платежей могут с лихвой перекрыть суммы возможных страховых возмещений. Кроме того, законодательством в отношении страховых организаций, осуществляющих основную деятельность в агропромышленном комплексе предусмотрены весьма серьезные налоговые и иные льготы;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур. Механизм осуществления этого вида государственной поддержки также пока находится в стадии разработки. Возможно два основных направления, по которым будет осуществляться компенсация - перечисление бюджетных средств сельскохозяйственным предприятиям в соответствии с размером осуществленных ими затрат; установление более низких государственных регулируемых цен на продукцию и услуги (в первую очередь продукцию энергетики и услуги транспорта), оказывающие максимальное влияние на структуру и уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции. В последнее время преобладает вторая точка зрения:

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования по которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Разумеется, что установление и предоставление таких компенсаций может осуществляться только в пределах сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на государственную поддержку агропромышленного комплекса.

Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки Правительство Российской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, содержащую:

показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год; предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

сведения о социальном развитии села;

анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Несмотря на то, что сбор и обработка подобной информации является прерогативой территориальных органов государственной статистики, по нашему мнению, более точные результаты могут быть получены только посредством сбора и обработки данных специализированными подразделениями, которыми призваны стать информационно-консультационные центры. Дело в том, что формы статистической отчетности, хотя и постоянно обновляются, все-таки не отражают современного состояния структуры информации о деятельности отдельных предприятий, их объединений и отрасли в целом. Кроме того, форма представления данных в статистической отчетности представляется чрезмерно громоздкой и не позволяет без дополнительного анализа осуществить качественное и быстрое получение всех необходимых данных. В том де случае, когда сбор и первичная обработка информации осуществляется специализированными подразделениями, специалисты которых имеют специфические знания в области сельского хозяйства, может быть обеспечена максимальная оперативность реагирования на любое изменение законодательной базы, а также может быть обеспечен действенный контроль за качеством поступающей информации на любом уровне ее сбора.

Законом предусмотрена возможность разработки государственных программ развития агропромышленного производства. В настоящее время действует Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2020 года.

Отдельными направлениями, по которым осуществляется государственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:

государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При осуществлении этого вида государственного регулирования предполагается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных

продукции, сырья и продовольствия. Но, при этом, в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Следует оговориться, что данная норма носит отсылочный характер, то есть для ее реализации нужна дополнительная законодательная и нормативная проработка;

участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширяет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредитования предполагает повышенный риск материальных потерь кредитными учреждениями и необходимость увеличения ими размера оборотных средств. Однако, тот факт, что такая форма залога поддерживается государством, означает возможность минимизации потерь и максимизации возможной прибыль за счет использования средств федерального и других бюджетов.

Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

выделение бюджетных ресурсов;

кредитование;

выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Приобретенные в собственность государства заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.

Перечисленные меры участия государства в операциях залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не исключает проведения таких операций сельскохозяйственным предприятием и без участия государства. В этом случае, исполнение сторонами обязательств, возникших в связи с договором залога, регулируется соответствующими положениями гражданского законодательства;

проведение закупочных и товарных интервенций . Закупочные и товарные интервенции государство осуществляет для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Закупочные интервенции - закупки и залоговые операции с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях:

когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня,

когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Законодательством предусмотрена возможность предоставления дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Так и дотации и компенсации являются элементами бюджетного регулирования доходов и расходов, регионов, отраслей и отдельных предприятий, то их предоставление обусловлено необходимостью выделения целевых средств на эти цели в соответствующем бюджете.

Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства. При осуществлении этого вида государственного регулирования из средств федерального бюджета выделяются средства для:

краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

лизинга в сфере агропромышленного производства;

предоставления кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

При кредитовании за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства взыскивается не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Направлением государственного регулирования следует считать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Использование инкассовой формы расчетов в последнее время было существенно сужено ввиду его нормативной неурегулированности. Общий порядок безналичных расчетов, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для предприятий всех форм собственности, не запрещает осуществление такой формы расчета, но и не устанавливает порядок ее осуществления. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию, закреплено федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.

Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание пени в пользу поставщика также производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов полученной пени;

Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством Российской Федерации;

потребности осуществления научных исследований обуславливают необходимость государственной поддержки основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства. Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

фундаментальные и прикладные научные исследования;

государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;

подготовка, повышение квалификации и переквалификации специалистов в соответствующих учебных заведениях;

деятельность служб консультации и информации.

Из перечисленных направлений существенный эффект в минимальные сроки могут дать два последних направления. Причем, если создание (или, точнее, восстановление) системы повышения квалификации находится в начальной стадии, то создание системы информационно-консультационных центров практически завершено.

Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций . Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота определены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1997 г. N 1367.

Субъектами хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства может производиться лизинг без участия государства. В этом случае порядок осуществления операций регулируется гражданским законодательством.

Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантированных и целевых цен. Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако, в ряде случаев, в целях регулирования рынка продукции и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить гарантированные и целевые цены. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. То есть, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью государственных тарифов и, следовательно, должны включать затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).

Однако, следует иметь в виду, что гарантированные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. К сожалению до настоящего времени перечисленные элементы не установлены, что делает эту форму государственной поддержки практически невозможной.


Похожая информация.


Важным этапом в процессе управления инвестициями является оценка эффективности инвестиционных проектов, так как от полученных результатов зависит решение о приемлемости конкретного инвестиционного проек­та для предприятия.

Различают экономический эффект, срок окупаемости инвестиционного проекта и экономическую эффективность.

Срок окупаемости инвестиционного проекта и экономическая эффективность отно­сятся к основным обобщающим показателям инвестиций и рассчитываются по аб­солютной и сравнительной эффективности.]

I. Абсолютная (общая) экономическая эффективность капитальных вложений.

Экономический эффект (Э э ) от капитальных вложений - это результат, выража­ющийся накопленной суммой экономии от снижения себестоимости продукции (или в приросте чистой прибыли) с амортизационными отчислениями по новым фондам после создания илц воспроизводства основных фондов.

Нужно иметь в виду, что расчет зависит от предприятия, которое является либо действующим, либо вновь строящимся, и это можно представить следующими форму­лами:

а) действующее предприятие:

Э э = (П ед2 - П ед1) . Q 2 + А

или Э э = (С, - С 2) Q 2 + А;

б) вновь строящееся предприятие:

Э э = R,-3, + А,

где П еД1, П е д 2 - прибыль единицы продукции до и после вложения инвестиций, руб.;

С, С 2 - себестоимость единицы продукции до и после вложения инвестиций, руб.;

Q 2 - годовой объем производства продукции после освоения инвестиций, шт.

А - амортизационные отчисления по новым фондам, руб.

Л, - поступления от реализации проекта, руб.;

3, - текущие затраты на реализацию проекта, руб.

Срок окупаемости инвестиционного проекта (Т) - срок со дня начала финансирова­ния инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой эконо­мического эффекта и объемом инвестиционных затрат приобретаетположительное значение, начисляется по формуле

где Э эг - годовой экономический эффект, руб.;

К, - сумма капитальных вложений в проект, руб.;

t- номер временного интервала реализации проекта;

Т - срок реализации проекта, лет.

Данный расчет срока окупаемости менее точен по сравнению с расчетом, пред­ставленным выше, так как годовой экономический эффект берется обычно за 1-й год и не учитывает, например, рост объема производства или дальнейшее снижение себе­стоимости продукции в последующие годы.

Экономическая эффективность (коэффициент эффективности капитальных вложе­ний - Е) показывает долю экономического эффекта в каждом рубле капитальных вло­жений, обеспечивших этот эффект.

Это можно представить формулой

Коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений нахо­дятся по отношению друг к другу в обратно пропорциональной зависимости, поэтому коэффициент эффективности проекта можно рассчитать также по следующей форму­ле: Е = 1 / Т.

В экономическом плане капитальные вложения считаются обоснованными, если расчетный коэффициент эффективности равен или превышает нормативный (Е р ≥Е п) и, соответственно, срок окупаемости расчетный должен быть равен или меньше нор­мативного (Т р ≤ Т окн).

Величина нормативных показателей эффективности капитальных вложений установ­лена в 1995 г. Госстроем России. Для большинства расчетов был рекомендован Е и = 0,16, при этом Т н = 1 / Е н = 1 / 0,16 = 6,2 года.

II. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений опреде­ляется по различным вариантам решения, и наиболее экономичный вариант выби­рается на основе сравнительной эффективности:

1)если при одном из вариантов обеспечивается снижение текущих издержек про­изводства, например, 3, > 3 2 при равенстве капитальных вложений К, = К 2 , то второй вариант будет наиболее выгодным;

2)если 3, = 3 2 , а К, < К 2 , то первый вариант - выгоднее, так как капитальные вложения наименьшие;

3)если варианты отличаются и по капитальным вложениям, и по издержкам про­изводства, то необходимо привести расчет в сопоставимый вид путем приведения капитальных вложений и текущих издержек производства на единицу продукции. Формула примет следующий вид:

Примечание. 2-й вариант должен быть более капиталоемким, т.е. К 2 > К,.

Капиталоемкий вариант (К 2) считается более выгодным при условии, если Е р > Е н или Т р < Т н. Если это условие не соблюдается, наиболее экономичным вариантом является 1-й вариант.

Пример. Необходимо определить наиболее эффективный вариант модернизации оборудования.

капитальные вложения:К, = 585 тыс. руб.; К 2 = 1040тыс. руб.;

текущие затраты на реализацию проекта: 3, = 540 тыс. руб.; 3 2 - 520 тыс. руб.;

годовой объем производства: - 45 ООО шт.;- 52000 шт.

Решение. Необходимо определить коэффициент эффективности капитальных вло­жений:

Определить срок окупаемости: Т ок = 1/0,28= 3,6 лет.

ВЫВОД. Так как Е р > Е н (0,28 > 0,16) или Т р < Т н (3,6 < 6,2), то более эффективным будет являться капиталоемкий вариант № 2;

        по нескольким вариантам. Методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений основана на приведении затрат по вариантам. Экономически целесообразным вариантом является тот, который обеспечивает минимум приведен­ных затрат, т.е.:

где З пр - приведенные затраты по вариантам, руб.;

3 i - затраты продукции по /-му варианту, руб.;

Qi - объем производства по /-му варианту, шт.;

К; - капитальные вложения по /-му варианту, руб.;

Е н - установленный коэффициент эффективности капитальных вложений,

Современная методология расчета предусматривает иные критерии для оценки инвестиционной деятельности.

В качестве показателей эффективности использования капитальных вложений применяются следующие показатели.

1. Срок окупаемости капитальных вложений, который рассчитывают по формуле:

где К - объем капитальных вложений в ОФ за планируемый период;

∆ П - прирост прибыли, полученной в результате осуществления

капитальных вложений.

Прирост прибыли определяется как разность величины прибыли по конечным годам предшествующего и инвестиционного периода.

2. Коэффициент эффективности капитальных вложений, который рассчитываю по формуле:

После расчета величина Е сравнивается с соответствующим нормативом эффективности капитальных вложений, если Е ≥ Ен, то капитальные вложения признаются эффективными.

3. Удельные капитальные вложения, которые рассчитываются следующим образом:

где В г - годовой выпуск продукции (в натуральном или стоимостном

выражении).

Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является годовая сумма приведенных затрат. Этот показатель используется для оценки различных вариантов капитальных вложений. Показателем наилучшего варианта является минимум приведенных затрат. Они рассчитываются для каждого варианта по формуле:

ПЗ = С + Е н х К,

где С - текущие затраты (себестоимость) по варианту;

К - капитальные вложения по варианту;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капвложений.

Для выбора наиболее эффективного варианта определяется экономическая эффективность сравниваемых объектов инвестиций по минимуму приведенных затрат. Затем проводится расчет общей экономической эффективности предварительно выбранного по минимуму приведенных затрат варианта инвестиций. Экономические результаты должны обеспечить норматив эффективности. В противном случае производится дополнительный отбор вариантов с лучшими показателями по экономической эффективности.

В современных условиях основной недостаток методики определения эффективности капвложений по показателю абсолютной эффективности заключается в том, что величины нормативных коэффициентов в значительной степени занижены. В условиях рыночной экономики их величина должна адекватно изменяться в зависимости от изменения уровня инфляции и быть на уровне процентной ставки или другого аналогичного критерия, например, ставки дивиденда.

Недостатком методики определения сравнительной эффективности капитальных вложений является то, что критерием для определения лучшего варианта являются приведенные затраты, а не прибыль, которая в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики. Кроме того, данная методика не может быть использована при обосновании капитальных вложений, направляемых на улучшение качества продукции, так как улучшение качества продукции на предприятии, как правило, ведет к увеличению издержек производства продукции.

Чтобы привести предстоящие разновременные расходы и доходы к условиям их соизмеримости по экономической ценности используют коэффициент приведения (дисконтирования) :

В = 1 / (1 + Е нп)t ,

где Е нп - норматив для приведения разновременных затрат (норма дисконта);

t - период времени приведения в годах.

Величина нормы дисконта зависит от темпа инфляции, минимальной нормы прибыли на капитал и оценки рисков.

В 1994 г. были изданы методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, которые были разработаны по заданию Правительства РФ с целью унификации методов оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям.