Основные положения кейнсианства. Кейнсианская экономическая школа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ФГБУ ВО БГМУ Минздрава России. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы.

К ейнсианская экономическая школа

Преподаватель: Семенова Лариса Васильевна.

Хисамова В.А., Фаттахова Л.Р.

Кейнсианская школа

Кейнсианство - направление современной экономической теории, возникшее в 30-е годы 20-ого столетия. Название этого направления связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946). Кейнсианцы исследуют важнейшие макроэкономические взаимосвязи, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства.

Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход и разработал новую теорию государственного регулирования производства и занятости. Его теоретические положения, терминология, методологические подходы к анализу макроэкономических процессов образуют основу современной науки и продолжают развиваться сторонниками кейнсианской школы. Кейнсианское учение оказало влияние на содержание и направления экономической политики, а также на различные направления и сферы исследований: разработку системы национальных счетов в увязке с практическими потребностями экономического регулирования, исходных положений антициклической политики, концепции дефицитного финансирования, системы среднесрочного программирования.

Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, не может полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

В 1936г. была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег», которая произвела подлинную революцию в экономической теории. Проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления безработицы. кейнсианство инвестиция доход производство

Сущность кейнсианства.

Сущность кейнсианства состоит в обосновании необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в целях бесперебойного хода капиталистического воспроизводства в интересах монополий. При рассмотрении экономических явлений в их народно-хозяйственном (макроэкономическом) аспекте для кейнсианства характерно затушевывание социальной сущности экономических явлений, игнорирование исторического характера объективных экономических законов капитализма, преувеличение роли субъективного фактора - психологии людей в экономической жизни общества.

Главная цель теории кейнсианства - это спасти от краха капиталистическую систему производства. Это наглядно выражено в так называемом принципе «эффективного спроса» - центральном пункте кейнсианства. Под «эффективным» понимается спрос, способный обеспечить капиталистам получение максимума прибылей.

В середине 20-х гг. Кейнс посетил Советский Союз и мог наблюдать опыт управляемой рыночной экономики периода НЭПа. Свои впечатления он изложил в небольшой работе «Беглый взгляд на Россию» (1925). Кейнс утверждал, что капитализм во многих отношениях является весьма неблагополучным строем, но если им «разумно управлять», он может достичь «большей эффективности в достижении экономических целей, чем любая из существовавших до сих пор альтернативных систем». Тем не менее, уже в середине 20-х гг. Кейнс приходит к убеждению, что времена автоматического саморегулирования капитализма ушли в прошлое и государственное воздействие является непременным спутником здоровой рыночной экономики. Этот вывод является главным теоретическим результатом данного этапа.

Предпосылки кейнсианской модели

Модель экономики, предложенная в работе Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), предлагала альтернативный взгляд на макроэкономическую систему, делая акцент на краткосрочном периоде, в течение которого цепы, как правило, жесткие, а приспособление экономики к изменению рыночной конъюнктуры происходит главным образом за счет изменения количественных показателей (выпуска, объема товарно-материальных запасов, количества занятых и безработных и т.п.). До Кейнса макроэкономическое равновесие описывалось неоклассической моделью, исследовавшей долгосрочный период, в котором цены на товары и факторы производства являются гибкими, экономика функционирует на уровне потенциального выпуска и потому вынужденная безработица невозможна. Однако Великая депрессия 1929-1933 гг. показала, что теоретические выводы неоклассической модели малопригодны для решения практических проблем вывода экономики из кризиса, а на практике рыночный механизм не является настолько гибким, чтобы автоматически обеспечивать быстрое и безболезненное возвращение экономики к уровню потенциального выпуска и полной занятости. Изменившаяся макроэкономическая ситуация перестала соответствовать постулатам неоклассической модели, и возникла необходимость в новой, более общей модели. При этом следует подчеркнуть, что Дж. Кейнс не отвергал полностью неоклассическую модель. Он считал, что она справедлива для определенного частного случая и ее выводы могут использоваться, если экономика достигнет состояния, когда предпосылки неоклассической модели вновь станут адекватны реальности.

С учетом произошедших изменений в рыночной экономической системе предпосылки кейнсианской модели можно свести к следующим.

1. Экономика рассматривается в краткосрочном периоде.

2. Цены товаров, включая факторы производства, являются жесткими (т.е. уровень цен для рассматриваемого периода неизменный).

3. Ведущей конъюнктурообразующей силой является совокупный спрос: он играет активную роль, а совокупное предложение - пассивную, подстраиваясь под текущий спрос.

4. Подстройка экономических агентов к изменению конъюнктуры происходит при помощи количественных параметров (объем выпуска и занятости, степень загрузки производственных мощностей, объем товарно-материальных запасов и т.п.).

5. Наемные рабочие подвержены "денежным иллюзиям": они склонны сопротивляться любому снижению номинальной заработной платы независимо от того, каков окажется при этом уровень реальной заработной платы.

6. Психологические факторы (склонности и ожидания) играют важную роль при принятии решений экономическими агентами (фирмами и домашними хозяйствами).

Для повышения совокупного спроса (это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятие и предпринимательство готовы купить при данном уровне цен) Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Основные идеи кейнсианской модели.

1. Необходимо снизить проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.

2. Следует увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во-первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.

3. Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической жизни страны все слои населения.

В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. К началу 70-х годов завершился период высоких темпов экономического роста. Два энергетических кризиса ввергли экономику развитых стран во второй половине 70-х в длительный период стагфляции - период, когда необычайно быстро стали расти цены, и одновременно при этом шел спад производства. Инфляция превратилась в проблему номер один. Традиционно кейнсианская концепция экономической политики на инфляцию не рассчитывала. Недооценивая опасность инфляции, кейнсианская концепция своим акцентом на рост государственных расходов и дефицитное финансирование экономики, по сути дела, сама способствовала развитию инфляции. Если в 60-е годы бюджетные дефициты были редкостью, то после 70-х они приняли уже устойчивый характер. Не случайно приоритетной задачей финансовой политики правительств всех развитых стран стало оздоровление государственных финансов и снижение бюджетных дефицитов. К инфляции добавилось и ухудшение условий воспроизводства, сместившее фокус экономических противоречий с задач реализации на проблемы производства. Увеличение степени "открытости" экономики: интернационализация и усиление внешних экономических связей.

Все эти обстоятельства вызвали крайнее недовольство кейнсианской макроэкономической политикой и острую критику всей кейнсианской теоретической системы. Ей стали приписывать все подлинные и мнимые причины неудач экономического развития, и прежде всего обострение инфляционных тенденций. Кризис испытала не просто кейнсианская теория, а вся концепция "государства благосостояния", иначе говоря, концепция широкого государственного регулирования экономики. В итоге победное шествие кейнсианства как теории и как экономической политики в конце 70-х годов - начале 80-х завершилось "кейнсианской контрреволюцией" и "консервативным сдвигом" - в экономической теории и в политике всех развитых стран.

Вклад Д. Кейнса в экономическую науку В истории экономической мысли XX века Дж. М. Кейнсу принадлежит особое место. Современная экономическая теория немыслима без того вклада, который внес Кейнс, прежде всего без совершенно нового ее раздела - макроэкономики и теории макроэкономического регулирования. Даже самые ярые его критики не могут отрицать того факта, что без него иной была бы не только экономическая наука, но и экономика. Высочайшая дань уважения, которая может быть выражена экономисту, заключается в том, чтобы признать, что экономическую теорию невозможно представить без него.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Экономическая теория Д.М. Кейнса - концепция "Общей теории занятости, процента и денег". Становление кейнсианства как теоретической доктрины. Особенности развития нео- и посткейнсианской теории. Кейнсианская теория и практика во второй половине ХХ века.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2008

    Изучение основных этапов жизни и научной деятельности выдающегося ученого-экономиста Дж.М. Кейнса - основоположника кейнсианской школы. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения. Факторы потребления и сбережений, не связанные с доходом.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2015

    Характеристика методологии Дж.М. Кейнса, как создателя теории макроэкономики. Изучение главных постулатов общей теории занятости, процента и денег. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики. Концепция экономической роли государства.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2010

    Теории государственного регулирования экономики. Экономическое учение Дж.М. Кейнса. Новизна главной идеи "Общей теории". Предмет и метод изучения Дж.М. Кейнса. Меры государственного регулирования экономики. Период господства кейнсианской теории.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Изучение биографии Дж.М. Кейнса, сущности и принципов его экономических учений. Основные методологические положения кейнсианства.

    презентация , добавлен 28.02.2012

    Кейнсианская концепция теории потребления. Кейнсианская концепция занятости. Кейнсианская модель общего экономического равновесия. Кейнсианские модели экономического роста. Возможность реализации концепций кейнсианства в России.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2003

    Теория эффективности спроса. Кейсианское равновесие при неполной занятости. Основное уравнением кейнсианской теории. Теория занятости и безработицы. Цена и инфляция в теории Кейнса. Экономическая программа Кейнса.

    реферат , добавлен 13.12.2002

    Методологические концепции английского экономиста Дж. М. Кейнса, его учение о безработице и государственном регулировании экономики. Основные положения труда "Общая теория занятости, процента и денег". Изучение кейнсианской теории на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2012

    Биография и основные произведения Кейнса. Сравнительная характеристика взглядов неоклассиков и кейнсианства. Экономические воззрения ученого: теория занятости и безработицы; мультипликатор инвестиций; модель государственного регулирования экономики.

    презентация , добавлен 16.07.2012

    Особенности процесса возникновения эволюции, борьбы и смены экономических теорий, предназначение макроэкономического регулирования, суть экономических взглядов и концепций. Предпосылки и факторы появления кейнсианской теории, ее развитие и кризис.

Главная > Документ

Кейнсианство. Краткая характеристика, современное состояние.

Кейнсианство - направление современной экономической теории, возникшее в 30-е годы 20 столетия. Название этого направления связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946). Кейнсианцы исследуют важнейшие макроэкономические взаимосвязи, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства. Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, не может полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. В 1936г. была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег», который произвела подлинную революцию в экономической теории. Проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления безработицы. Суть концепции, предложенной Кейнсом (Методы для выхода экономики из кризиса): «Теория эффективного спроса», по мнению Кейнса, двигателем экономики, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Доходы не равны спросу, а, как правило, превышают его. Цены растут медленно, они не успевают уравновесить спрос и предложение. Поэтому необходимо вмешательство государства. Согласно формуле Кейнса: не предложение создает спрос, а, наоборот, спрос создает предложение. Для повышения совокупного спроса (это реальный объем нац. производства товаров, кот. потребители, предприятие и предпринимательство готовы купить при данном уровне цен) Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.1. Необходимо снизить проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.2. Следует увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во–первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.3. Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической жизни страны все слои населения. В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 1). Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения норм. роста и достижения эк. равновесия необходимо вмешательство извне. К началу 70-х годов завершился период высоких темпов экономического роста. Два энергетических кризиса ввергли экономику развитых стран во второй половине 70-х в длительный период стагфляции - период, когда необычайно быстро стали расти цены, и одновременно при этом шел спад производства. Инфляция превратилась в проблему номер один. Традиционно кейнсианская концепция экономической политики на инфляцию не рассчитывала. Недооценивая опасность инфляции, кейнсианская концепция своим акцентом на рост государственных расходов и дефицитное финансирование экономики, по сути дела, сама способствовала развитию инфляции. Если в 60-е годы бюджетные дефициты были редкостью, то после 70-х они приняли уже устойчивый характер. Не случайно приоритетной задачей финансовой политики правительств всех развитых стран стало оздоровление государственных финансов и снижение бюджетных дефицитов. К инфляции добавилось и ухудшение условий воспроизводства, сместившее фокус экономических противоречий с задач реализации на проблемы производства. Увеличение степени "открытости" экономики: интернационализация и усиление внешних экономических связей. Все эти обстоятельства вызвали крайнее недовольство кейнсианской макроэкономической политикой и острую критику всей кейнсианской теоретической системы. Ей стали приписывать все подлинные и мнимые причины неудач экономического развития, и прежде всего обострение инфляционных тенденций. Кризис испытала не просто кейнсианская теория, а вся концепция "государства благосостояния", иначе говоря, концепция широкого государственного регулирования экономики. В итоге победное шествие кейнсианства как теории и как экономической политики в конце 70-х годов - начале 80-х завершилось "кейнсианской контрреволюцией" и "консервативным сдвигом" - в экономической теории и в политике всех развитых стран.Кейнсианская мысль сегодня Кейнсианство развивается сегодня в новом облике, получившем название "посткейнсианство". Кейнсианство оказалось органически связанным с нынешними реалиями экономического развития. И в этом проявляется его жизнестойкость. Сохраняет свое непреходящее значение главная идея кейнсианства - необходимость вмешательства государства для стабильного развития капиталистической экономики. То, что рыночный механизм должен быть дополнен государственным регулированием, у современных политиков больших сомнений не вызывает. Они признают необходимость бюджетных ограничений. Однако, выступая за более жесткую бюджетную политику, обосновывают необходимость и важность использования другого инструмента регулирования - кредитно-денежной политики. Снижение процентных ставок и расширение возможностей кредитования, считают они, будет содействовать росту инвестиционного спроса и общему подъему экономики. Сегодня в нашей стране многие сторонники государственного регулирования экономики, независимо от того, о каких инструментах и методах регулирования идет речь, готовы опереться на авторитет Кейнса. Во-первых, следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся в стадии перехода к этой экономике со всеми ее особенностями, нелепостями и трудностями. Поэтому прямое "наложение" кейнсианской теории на нашу экономику не подходит. Во-вторых, многие из теперешних "знатоков" кейнсианства критикуют жесткую политику стабилизации, направленную на снижение бюджетного дефицита и инфляции. Их привлекает идея более активного использования бюджетного дефицита и денежной экспансии в качестве того горючего, которое якобы способно помочь росту экономики. Скорее всего, они не знают, что дефицитное финансирование в условиях инфляции оказалось как раз тем слабым местом кейнсианской теории и политики, которое вызвало кризис прежней ее модели и определило пути дальнейшей ее коррекции. Скорее следовало бы прислушаться к голосу современных посткейнсианцев, которые советуют относиться к бюджетному дефициту крайне осторожно, перенося акценты с бюджета и роста государственных расходов на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику. В-третьих, наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок невозможен. А, кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют.

4. Развитие неоклассического направления в современных условиях (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (neoclassical economics) – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм». Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции . Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы Яэкономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии. Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда лидерство в экономической науке перехватили последователи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса – представители кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию называют поэтому кейнсианской революцией. В отличие от неоклассиков, кейнсианцы отвергли идею невмешательства государства в хозяйственную жизнь и разрабатывали теории макроэкономического регулирования. В течение примерно 40 лет неоклассика оставалась в оппозиции основному течению экономической теории, но затем идеи ограничения государственного вмешательства снова стали завоевывать популярность. Научную революцию 1970-х иногда называют «неоклассической контрреволюцией», поскольку она вернула неоклассике лидерство в экономической науке. Хотя и в начале 21 в. неоклассическая теория сохраняет статус основного течения современной экономической науки, однако уже в 1990-е обозначился ее кризис. Многие экономисты считают, что «второе пришествие» неоклассики тоже приходит к концу, и современная экономическая теория стоит на пороге новой научной революции. Неоклассики полнос-тью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме, Они допускают использование госу-дарства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельнос-ти пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешатель-ства резко сужены - Оно допускается на основе всемерного оживле-ния рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешаю-щих деятельности крупного бизнеса. Монетари́зм - теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Ключевые положения:
    Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением; Рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике; Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен и инфляции; должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ; При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.
Отметим основные положения концепции Фридмена и его сторонников:
    Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» – регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов М.Фридмена и А.Шварца “Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960”. На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.
Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц. В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция «экономики предложения». Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительств М. Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ. Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников «рейганомики» и «тетчеризма». Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, неоклассики переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции неоклассики видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции. Как отмечает американский экономист Л. Туроу, сторонники концепции экономики предложения руководствуются прописной истиной «если экономика плохо функционирует, значит что-то мешает хорошо смазанному механизму рыночного хозяйства».* Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности - частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Рассматривая проблемы экономики сквозь призму предложения, неоклассики исходят из того, что они могут быть решены с помощью рынка. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д. Только таким путем, считают они, экономика способна набрать максимальный темп роста и дать наибольшую отдачу. Школа рациональных ожиданий сформировалась в США. Ее сторонники поставили своей целью разработать собственную теорию динамического равновесия в соответствии с принципами оптимального поведения хозяйственных агентов, которая ответила бы на вопрос о причинах и степени колебаний основных экономических показателей, включая выпуск, масштабы занятости, цены, заработную плату. Авторы теории исходят из того, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса. Возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. По словам Т. Саржента, «ключевым элементом новой классической макроэкономики является приверженность к общему равновесию и оптимизированному стратегическому поведению». Теоретики рациональных ожиданий полностью полагаются на механизм рыночного саморегулирования экономики. Рыночные связи занимают в их построениях особое место. Они исходят из того, что рынки постоянно находятся в состоянии равновесия. Принимается как непреложный факт, что спрос всегда равен предложению, поскольку механизм рыночного саморегулирования оперативно устраняет любые отклонения в их соотношении. Так, если спрос превысит предложение - вступает в действие рост цен, приводящий спрос в соответствие с предложением. Падение спроса на товары, напротив, ведет к снижению цен до необходимого уровня, уравновешивающего спрос и предложение. Концепция рациональных ожиданий предполагает, что в ходе конкуренции приводятся в действие все рычаги саморегулирования, эффективно самонастраивающие экономическую систему и обеспечивающие ее равновесие. Сторонники этой концепции исходят из того, что колебания производства или занятости наиболее характерны, как правило, для уровня фирмы или отрасли. В рамках национальной экономики преобладает тенденция к их выравниванию. Рациональные ожидания способствуют расчищению всех видов рынков, приведению их в состояние, обеспечивающее устойчивость экономики, поскольку хозяйственные агенты могут гибко реагировать на любые отклонения экономической конъюнктуры, действовать в соответствии с принципами оптимизации, ориентируясь на реальные экономические показатели и результаты. Авторы теории рациональных ожиданий не отрицают возможности циклических колебаний производства. Однако, игнорируя действительную основу циклических колебаний, они рассматривают их как результат ошибок, допускаемых экономическими субъектами в течение краткосрочного периода. Причиной возможных ошибок считается некачественная, искаженная информация, мешающая правильно оценить конъюнктуру и разработать реальные прогнозы.

5. Институционализм. Развитие институционально-социологического направления на с овременном этапе

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом (1857-1929), Д. Коммонсом (1862-1945), У. Митчеллом (1884-1948). В первой четверти XX в. они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством. Так называемый неоинституционализм представлен многочисленными разноплановыми концепциями (К. Поланьи, Дж. Гэлбрейг, Д. Белл, О. Тоффлер).

    Общественный сектор экономики. Производство и размещение общественных благ.

Общественные блага предполагают коллективный характер их потребления. Существует три основных характеристики общественных благ:
    Они не конкурируют между собой; От потребления этих благ нельзя отказаться Они неисключаемы (иными словами – незаменяемы).
Основной особенностью общественных благ является то, что они не являются объектами рыночных отношений. Поскольку для предпринимателей производство общественных благ не является экономически эффективным, они(блага) финансируются государственными органами за счёт средств, полученных в результате сбора налогов. Общественные блага относятся к так называемым «провалам рыночной экономики». Потребительские блага непосредственно используются потребителями, а источники их формирования – любые средства получения потребительских благ (например, природные ресурсы). В качестве наглядного и очень яркого примера можно рассмотреть оборону государства. Это общественное благо распространяется на всех вне зависимости от оплаты некоторыми индивидами пользования ею. В данном случае присутствуют все три основные характеристики общественных благ. Оборона государства не конкурирует с другими общественными благами. Нельзя выделить людей, которые этой услугой не будут пользоваться. А также, нельзя заменить её другими благами. Существует такое понятие, применяемое к «общественному сектору экономики» - «Проблема безбилетника». Это склонность потребителя уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ. Она занижает ценность общественных благ, что ведёт к более низкому, по сравнению с эффективным, объёму его производства. Таким образом, возможность бесплатного потребления общественного блага обуславливает неэффективность при их производстве. В конечном счёте может возникнуть ситуация, когда никто не захочет платить и обеспечение общественного блага окажется невозможным.

Используется экономистами для получения информации о главных критериях оценки деятельности предприятия. В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных

  • Учебное пособие

    Раздел I Ермолаев В.Г.; канд. юрид. наук Сиваков О.В.; Раздел II: Сиваков О.В. - введение, главы 1, 2, 3 (3.1). канд. экон. наук Маковский Ю.Б.- главы 3 (3 3) 4 5 9-21,24.

  • Лекция 15. Кейнсианство и неокейнсианство

    Английский экономистДжон Мейнард Кейнс (1883-1946) стал широко известен в связи с опубликованием в 1919 г. книги "Экономические последствия Версальского мирного договора". Но знаменитым его сделал труд "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), в котором Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.

    На первый план Кейнс поставил проблему "эффективного спроса", потребления и накопления. Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом, сбережениями и накоплениями.

    В качестве основы экономических процессов у Кейнса выступает психологическая характеристика природы человека. Причиной экономических кризисов Кейнс считал изменения в настроениях капиталистов - переход от оптимизма к пессимизму. Решающее значение он придавал "склонности к потреблению" и "склонности к сбережению".

    Общая теория занятости

    Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям "Основной психологический закон, - пишет Кейнс, - состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход".* Последнее выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости.

    * Кейнс Дж. М. Общая теория занятости процента и денег. М., 1978. С. 157.

    Недостаточный потребительский спрос может быть компенсирован увеличением затрат на новые инвестиции, т.е. ростом спроса на средства производства. Общий объем инвестиций играет решающую роль в определении размеров занятости. Объем инвестиций зависит от склонности к инвестированию. Предприниматель расширяет инвестиции до тех пор, пока норма прибыли не упадет до уровня процента. Трудность заключается в том, что норма прибыли снижается, а уровень процента сохраняет устойчивость. Это создает узкие границы для новых инвестиций и роста занятости. Снижение нормы прибыли ("предельной эффективности капитала") Кейнс объяснял увеличением массы капитала и склонностью предпринимателей терять веру в будущие доходы.

    Общий объем занятости по Кейнсу, определяется тремя факторами: склонностью к потреблению, предельной эффективностью капиталовложений* (измеряемой нормой прибыли) и нормой процента.**

    * Отношение перспективной выгоды обеспечиваемой одной добавочной единицей данного вида капитальных благ к издержкам производства этой единицы. (Кейнс Дж. М. Указ. соч. С. 199-211).

    ** Процент зависит от предпочтения ликвидности и от количества денег в обращении. Ликвидность - превращение функционирующего капитала в ссудный.

    Роль инвестиций. Мультипликатор

    Основным положением общей теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимость удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент дополнительного роста занятости Кейнс назвал мультипликатором, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой. Формула мультипликтора

    где К - мультипликатор, или коэффициент пропорциональности, - прирост дохода, - прирост инвестиций. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше мультипликатор, тем выше занятость.

    В своей экономической программе Кейнс придерживался того, что "государство должно оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению, частично путем системы налогов, частично фиксированием нормы процента и другими способами".*

    * Кейнс Дж. М. Указ. соч. С. 452.

    Кейнс предлагал регулировать не только инвестиции, но и национальный доход Средством для этого он считал налоги, требуя их повышения в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.

    Кейнсианство не является единым направлением. В нем различают правое, левое, либеральное течения. Большое распространение кейнсианство получило в Германии, Франции, Америке. В Германии теория Кейнса использовалась для обоснования национал-социалистской экономики. Во Франции некоторые экономисты (Г. Ардан, П. Мендес-Франс) восприняли теорию Кейнса без поправок. Другие (Ф. Перру) выступили против регулирования ссудного процента, считая этот метод неэффективным. В целях достижения согласованных действий и обеспечения гармоничного роста Перру выдвинул теорию "доминирующих единиц", к которым отнес мощные промышленные корпорации, а главной доминирующей единицей считал государство.

    Наиболее развернутое изложение американского варианта кейнсианства содержится в работах профессоров Гарвардского университетаЭлвина Хансена (1887-1975) иСтэнли Харриса (1897-1974). Хансен дополнил объяснения Кейнсом причин кризисов теорией стагнации, распространившейся в США в конце 30-х годов и в годы второй мировой войны. Согласно этой теории, к началу второй мировой войны прекратилось бурное развитие капитализма в силу следующих факторов замедление темпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление технического прогресса. Одни кейнсианцы предлагали делать огромные государственные заказы и закупки, другие - увеличивать налоги (до 60% заработной платы), государственные займы, третьи - использовать дополнительный выпуск бумажных денег в обращение для покрытия государственных расходов.

    Американские кейнсианцы объявили госбюджет главным механизмом регулирования капиталистической экономики.

    Э. Хансен,Джон Морис Кларк (1884-1963) и другие американские кейнсианцы, рассматривая действие мультипликатора как непрерывный процесс дополнили концепцию мультипликатора принципом акселератора. "Числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации, или просто акселератором".* Акселератор, или коэффициент ускорения, равен отношению прироста инвестиций к приросту дохода. В силу длительности срока изготовления оборудования накапливается неудовлетворенный спрос на него, что стимулирует чрезмерное расширение производства оборудования. Акселератор означает воздействие роста доходов (посредством увеличения спроса) на капиталовложения в сторону их повышения.



    * Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959. С. 243.

    Исходя из принципов мультипликатора и акселератора, американские кейнсианцы разработали схему непрерывного роста экономики, отправным пунктом которого являются государственные капиталовложения.

    Они назвали госбюджет "встроенным стабилизатором", призванным автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их. К "встроенным стабилизаторам" относятся также подоходный налог, выплаты по социальному страхованию пособия по безработице и др. По мнению Хансена, общая сумма налогов возрастает во время подъема и уменьшается во время кризисов. Выплаты государства, наоборот, увеличиваются во время кризисов и уменьшаются во время подъема. Таким образом автоматически стабилизируются размеры эффективного спроса.

    В периоды подъема американские кейнсианцы предлагали ограничивать государственные расходы, а в периоды кризисов - компенсировать сокращение частных расходов увеличением государственных, не останавливаясь перед бюджетным дефицитом.

    Э. Хансеном,Евсеем Домаром (род. 1914) иРоем Харродом (род. 1900) были созданы теории экономического роста, центральной проблемой которых является проблема реализации. Согласно этим теориям, экономика будет находиться в состоянии динамического равновесия, если движение спроса способствует полному использованию производственных ресурсов. Рост национального дохода, от которого зависит спрос, является, по их мнению, только функцией накопления капитала, а спрос на капитал определяется только темпом роста национального дохода.

    Важное место в неокейнсианских моделях экономического роста занимает рассмотрение количественных взаимосвязей между накоплением и потреблением, система "мультипликатор - акселератор". Главными факторами экономического роста считаются инвестиции (норма накопления капитала) и капиталоемкость производства (отношение капитала к выпускаемой продукции).

    Неокейнсианцы подметили тенденцию повышения капиталоемкости во время индустриализации и понижения в период "зрелой экономики". Превышение сбережений над инвестициями в экономике ведет к недогрузке предприятий и безработице. Превышение инвестиционного спроса над сбережениями вызывает рост цен.

    Были разработаны модели цикла,* в которых на первом месте были проблемы спроса Домар и Харрод рассматривали экономический рост в зависимости только от одного фактора - от накопления капитала.

    * Экономико-математическая модель - это система алгебраических уравнений и неравенств, отражающих количественные связи экономических процессов.

    Неокейнсианцы разработали меры косвенного и прямого регулирования экономики. К методам косвенного воздействия относятся налоговая политика, бюджетное финансирование, кредитная политика, ускоренная амортизация. Эти методы получили название автоматических стабилизаторов, кредитных стабилизаторов, институциональных стабилизаторов и т.п.

    Широко используется регулирование ссудного процента, предложенное Кейнсом. Изменение нормы процента проводится в первую очередь по отношению к долгосрочному кредитованию для поощрения капиталовложений в основной капитал. Государственный кредит стал играть важную роль в изменении отраслевой структуры производства, в стимулировании экспортных отраслей, поддержании отстающих звеньев экономики, в развитии инфраструктуры, в форсировании технического прогресса.

    Кейнсианство -- макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году, тем не менее, ряд научных работ Дж. М. Кейнса, где вырабатывается его теория, публикуются с начала 1920-х гг., под влиянием уроков и последствий Первой мировой войны. В работе «Экономические последствия мира» Дж. М. Кейнс выдвигает в качестве центральной проблему внешних рынков для побежденной Германии, а наложение на нее огромных контрибуций Кейнс считал трагической ошибкой, которая должна привести к возрождению экспортной экспансии этой страны и появлению противоречий, которые, как и прогнозировал Дж. М. Кейнс, приводят к новой мировой войне.

    Появление экономической теории Кейнса называют «кейнсианской революцией». С 40-х до первой половины 70-х годов 20 века концепция Дж. М. Кейнса занимала доминирующие позиции в правительственных и академических кругах наиболее развитых индустриальных стран Запада. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под сомнение представителями неоклассической школы. Появление монетаризма прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом. Именно Кейнсу принадлежит идея создания МВФ. Развитие теории последователями Кейнса называют неокейнсианство (новокейнсианство, посткейнсианство).

    Под влиянием кейнсианства большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избегания инфляции и рецессий. Однако, в 1970-х гг. в Соединенных Штатах снова случился кризис, при котором была высокая безработица и одновременно высокая инфляция, это явление получило название стагфляции. Это ослабило доверие экономистов к кейнсианству. Впоследствии кейнсианцы смогли объяснить в рамках своей модели и явление стагфляции.

    Мировой экономический кризис 1920--1930-х годов, великая депрессия 1929--1933 годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит либеральный подход неоклассиков. Вероятно, именно они оказались главной «конкретно-исторической» причиной кейнсианства. Кейнс обособил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, в то время как классики и неоклассики не выделяли макроэкономические вопросы в качестве самостоятельного объекта рассмотрения. Кейнс предложил варианты преодоления недостатков классического подхода к анализу экономической жизни: отверг принципы оптимизации и методологического индивидуализма в качестве обязательных предпосылок для выведения функций экономических переменных и построения экономических моделей; внес фундаментальные изменения в экономическую теорию, осуществив принципиально новый анализ макроэкономических взаимосвязей. В результате удалось доказать необходимость активного вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства. Такое вмешательство наилучшим образом осуществляется при проведении макроэкономической политики, которая претворяется в жизнь по усмотрению правительства в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

    Дж. М. Кейнс сформулировал знаменитый основной психологический закон, сутью которого является положение о том, что по мере роста доходов отдельного индивида в составе его расходов возрастает удельный вес сбережений. Подобный подход Кейнс аргументирует «здравым смыслом». При уменьшении доходов, наоборот, население уменьшает выделение средств на сбережение, чтобы сохранить прежний уровень жизни. Ввиду того, что государство обладает большим объемом информации, чем отдельные индивиды, Кейнс предполагает активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны.

    Рыночной экономике несвойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина -- склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счет общественных работ и бюджетного финансирования.

    По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.

    Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.

    Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

    Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:

    • 1. Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
    • 2. Рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно.
    • 3. Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

    Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.

    Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

    Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А. Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева экономики», государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.

    Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные (совокупные) величины (макроэкономические индикаторы), их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.