Понятие внешнего долга. Государственный долг РФ: роль, значение, виды

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

Государственный долг (national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, и долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством () по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

Государственный долг — это общая сумма, на определенный момент времени, непогашенных займов, полученных государством для финансирования и другие определенные законодательством цели, невыплаченных процентов за обслуживание этих займов, а также предоставленных гарантий по обязательствам других государственных структур.

Законодательством детализировано цели, на которые можно заимствовать, следовательно, государственный внешний долг формируют:

  • займы на финансирование государственного бюджета (преимущественно средства, одолженные у международных финансовых организаций) и погашение внешнего государственного долга;
  • займы на поддержание стабильности национальной валюты (пополнение );
  • займы на финансирование инвестиционных и институциональных проектов национального значения;
  • гарантии иностранным контрагентам по выполнению контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;
  • государственные гарантии, предоставляемые Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом Украины.

Неэффективное использование привлеченных займов может привести к росту объема государственного долга. Во многих странах в бюджетном законодательстве определена предельная граница величины государственного долга, достижение которой сигнализирует об опасности для всей сферы государственных финансов.

Внешний государственный долг — совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствований государства на внешнем рынке.

По валюте привлечения государственный долг делится на долг в национальной и иностранной валюте.

Государственный долг в иностранной валюте возникает в результате осуществления непосредственного заимствования средств у правительств зарубежных стран, международных финансово-кредитных организаций, иностранных банков, а также размещения государственных долговых обязательств на международных рынках капиталов. Общий объем внешнего долга оценивается в долларах США. Внутренний долг преимущественно оценивается в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, оцененные в гривне, и размещаются на внутреннем фондовом рынке.

По сроку выплат государственный долг разделяют на капитальный , который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату, и текущий , который формирует платежи по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном (текущем) периоде.

Инструментами оформления долговых обязательств сектора государственного управления могут быть:

  1. Долговые ценные бумаги — , которые свидетельствуют, что данная институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть урегулированы путем выплаты денежных средств, предоставления другого финансового инструмента или любого другого объекта, имеющего определенную экономическую ценность (облигации, казначейские векселя и другие краткосрочные ценные бумаги), которые предоставляют владельцу безусловное право в определенный срок на получение обусловленной фиксированной суммы. Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации в зависимости от сроков обращения по номиналу. Однако в зависимости от специфики различных стран, а также места нахождения торговых площадок, на которых осуществляется их эмиссия, их градация является отличной. Так, в Украине для внутренних облигаций сроки обращения соответственно составляют до 1 года, 1-3 года, 3-5 лет, тогда как в США данная градация другая — соответственно до 1 года (treasury bill), от 1 до 10 лет (treasury note), от 10 до 30 лет (treasury bond).
  2. Кредиты и займы — финансовые инструменты, которые создаются когда кредитор предоставляет средства напрямую дебитору и в качестве удостоверения права собственности на актив получает необоротный документ. В случае если кредиты и займы становятся объектом купли-продажи на вторичном рынке они переносятся в категорию ценных бумаг.
  3. Страховые технические резервы — состоят из стоимости активов домохозяйств в пенсионных фондах и резервах по страхованию жизни, средств полученных в качестве предоплаты страховых премий, а также резервов на покрытие непогашенных требований из страхового возмещения.
  4. Другая кредиторская задолженность — долговые пассивы, которые образуются пассивно (задолженность по заработной плате и социальным выплатам, налоговая задолженность по возмещению налоговых платежей (НДС), срок выплаты которых уже наступил; задолженность, возникшая в результате взятия на себя обязательств одного институционального сектора учреждением другого институционального сектора, уплаченные авансом налоговые платежи и т.д.

В зависимости от метода начисления процентов по обязательствам долг подразделяется по:

  • фиксированным ставкам;
  • плавающим ставкам (привязаны к определенным индексам — минимальных рыночных ставок на ведущих международных биржах, индексу );
  • смешанные варианты, в которых сочетаются элементы фиксированных и процентных ставок;
  • без начисления дохода (задолженность бюджета).

Выплата процентов по долговым обязательствам может происходить:

  • в конце срока (облигации с нулевым купоном, векселя, краткосрочные ценные бумаги, кредиты и займы);
  • периодически в течение срока обращения ценной бумаги (действия кредитной ссуды);
  • не производиться вообще (неоформленная бюджетная задолженность);
  • постоянно — в случае выпуска бессрочных облигаций (консоли).

Различают также и другие виды государственного долга:

  1. Номинальная и рыночная стоимость долга.
  2. Консолидированный и неконсолидированный — разница между ними заключается в том, что консолидированный долг не учитывает той части долга, которая находится в собственности других структурных единиц этого сектора. То есть, если владельцем части облигаций долга центрального правительства выступают внебюджетные фонды, то консолидированный долг сектора государственного управления будет меньше на сумму этих облигаций. Консолидированный метод осуществляется в странах ЕС, зато в США и Японии официально учитывают только неконсолидированный долг.
  3. Долг, который учитывается кассовым методом и методом начислений.
  4. Чистый и валовый долг — чистый долг рассчитывается путем вычитания из пассивов, оформленных определенными инструментами, которые формируют этот долг, активов по этим же инструментам.
  5. Внутренний и внешний долг — в зависимости от резидентности кредитора, или места размещения долговых обязательств.
  6. Рыночный и внерыночных долг — зависит от того, вращаются ли государственные долговые обязательства на фондовом рынке.

Наличие государственного долга, требует мер по его обслуживанию, включая процесс погашения, выплату процентных платежей и других платежей, предусмотренных условиями обязательства. Погашение долга — это выплата кредитору основной части долга. Оно может происходить как за счет доходов бюджета, так и в результате новых заимствований ().

Стоит отметить, что дефиниция «государственный долг» в разных странах не является тождественной вследствие особенностей языка, а также различных методик его подсчета. Термин «государственный долг» может трактоваться как долг центрального правительства (government debt), сектора общегосударственного управления (general government debt) и общественный долг (public debt).

Кроме долга органов общегосударственного управления различных уровней с целью контроля за показателями долга, который имеет вероятность стать государственным, в международной мировой практике учитывают так называемый общественный долг (public debt). В соответствии с международными стандартами ООН, общественный долг — это совокупность обязательств (как имеющихся, так и юридически оформленных, которые обеспечены необходимым финансированием, но, в результате некоторых обстоятельств, не вступили в силу), которые непосредственно приняты на себя государственными органами такими как: центральное правительство (или федеральное правительство в зависимости от политической организации страны); центральные органы штатов, провинций, муниципалитетов, регионов или другие местные органы власти; корпорации или предприятия, которые находятся в государственной собственности или контролируются государством, другие экономические единицы, которые могут считаться государственными или квазигосударственными (то есть такие, которые функционируют как частные, но пользуются государственными привилегиями), а также совокупность обязательств, принятых на себя государственными органами от имени частных корпораций или других экономических единиц.

В соответствии с бюджетным кодексом Украины, государственный долг — общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора. То есть понятие государственного долга в украинском законодательстве является более узким и включает только долг уровня центрального правительства, если брать определение международной классификации. Зато в отечественном законодательстве и в научной практике отсутствует категория, которая была бы аналогом сектора государственного управления на уровне которого чаще всего и определяется уровень долговой нагрузки государства. Долг на уровне местных органов власти (областных государственных администраций) и внебюджетных фондов отсутствует, в силу установления законодательного запрета относительно права этих органов осуществлять заимствования.

Отечественное законодательство различает также прямые, долговые и условные обязательства. Прямые обязательства — это обязательства, которые берутся государством как непосредственным заемщиком путем выпуска государственных ценных бумаг, заключения соглашений о займе или другими путями, предусмотренными законодательством Украины.

Условные (гарантированные) долговые обязательства — это обязательства, которые берутся непосредственно юридическими лицами и гарантируются государством, в том числе обязательства по кредитам МВФ, кроме случаев их непосредственного направления в государственный бюджет. До вступления в силу государственных гарантий операции по указанным обязательствам не отображаются в показателях государственного бюджета.

Вследствие использования в Украине кассового метода учета бюджетных операций, в состав государственного долга не относится , не оформленная как государственный долг соответствующим образом. Это искажает реальный уровень государственного долга и не позволяет адекватно оценивать уровень долговой безопасности.

Объем долга сектора общегосударственного управления имеет экономически обоснованные пределы, выше которых негативные последствия превышают положительное влияние от его дальнейшего накопления. Установлено, что для развитых стран такой чертой является объем государственного долга, который не превышает 60% , а для стран, которые к ним не относятся — 30-35% от ВВП. Также используется критерий его отношения к экспортным поступлениям — 220%. Принципы, механизмы и меры в области управления государственным долгом по недопущению появления негативных явлений, связанных с чрезмерным уровнем долговой нагрузки, формируют долговую политику государства.

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

Государственный долг представляет собой сложившуюся на определенную дату сумму за вычетом На практике государственным считается задолженность страны перед физическими и юрлицами, международными организациями, другими субъектами международного права, иностранными государствами, а также обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ.

Законодательно бюджетный кодекс РФ устанавливает, что внешний государственный долг - это обязательства, которые возникли в иностранной валюте, в то время как внутренний государственный долг - это обязательства, появляющиеся в национальной валюте.

Для большего соответствия существующим реалиям данные понятия можно сформулировать так: внешний государственный долг Российской Федерации -все привлекаемые кредиты из иностранных источников, по которым появляются определенные финансовые обязательства государства как заемщика средств или гаранта погашения займов, выданных другим заемщикам. Такие внешние заимствования формируют займы России.

Для определения внутреннего госдолга используют такие формулировки и терминологию. Капитальный - равняется сумме непогашенных государством обязательств, включая проценты по ним. Основной - подразумевает обязательств страны и заимствований, которые она гарантировала.

По Бюджетному Кодексу РФ объем внутреннего долга включает основной долг (по ценным бумагам, выпущенным государством, госгарантиям, предоставленным страной). Во внешний - включают обязательства по госгарантиям, которые предоставляет страна, и сумму основного по всем кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств, фирм, международных организаций, кредитных компаний.

Государственный долг будет расти, если возникнут задержки по выплате процентов по основному займу.

Как и государственный долг стран мира, госдолг России может иметь несколько форм. Он может быть в форме кредитных соглашений, заключенных от имени РФ с другими государствами, финансовыми международными компаниями, кредитными организациями; госзаймов путем выпуска ценных бумаг государственного характера; договоров о получении бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов низшего уровня системы РФ; договоров о пролонгации обязательств и их реструктуризации; соглашений о получении ссуд и кредитов от низших уровней бюджетной системы.

Обслуживание долга государства требует перераспределения доходов страны. Для того чтобы погасить займы, можно использовать имеющиеся у государства активы, а также отдать часть госсобственности в приватизацию. Существует и другой подход, который предусматривает увеличение доходов бюджета через расширение налоговой базы. В этом случае бремя перекладывается на население (налогоплательщиков). Еще одним источником выступают кредиты Центробанка.

По сути, обслуживание внешнего долга приводит к перераспределению определенной части национального дохода в пользу нерезидентов.

В стране действует система учета госзаимствований, которая контролируется Министерством финансов.

За счет средств бюджета финансируется деятельность президента РФ, деятельность исполнительной, судебной и национальной обороны и госбезопасности; осуществляется поддержка отдельных субъектов хозяйствования, действующих в приоритетных для страны отраслях экономики; финансирование деятельности госучреждений; финансирование международных проектов, проводимых в общенациональных интересах; для ликвидации последствий природных бедствий и возникающих чрезвычайных ситуаций; финансирования выборов и других расходов органов госвласти РФ.