Реформа жкх ветхое жилье. Условия государственной программы переселения из ветхого жилья

Аварийное и ветхое жилье является проблемой многих городов России. Поскольку ремонт в таких домах не проводился десятилетиями, они не только портят облик городов, но и создают угрозу для жизни жильцов. В связи с этим на период с 2002 по 2010 гг. была разработана целевая федеральная программа «Жилье», в рамках которой местные власти должны были обеспечить переселение граждан из домов, признанных аварийными и ветхими. Но поскольку с этой задачей справились не все регионы РФ, действие программы было продлено до конца 2017 года.

С 2019 года разработана и будет запущена новая программа «Жилье»

Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Что представляет из себя программа «Жилье»

В 2010 году Президент России подписал федеральный закон, регламентирующий процесс расселения людей из аварийного жилья. Планировалось, что к окончанию этой программы граждане, проживающие в аварийном жилище, будут переселены в современные и безопасные дома с благоприятными условиями для проживания. Но как оказалось, в 2016 году программа сноса и расселения аварийного жилья была выполнена далеко не всеми регионами РФ. В связи с этим правительство перенесло конечный срок расселения граждан из критически устаревших объектов на 31 сентября 2017 года.

Согласно условиям программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», финансирование по расселению идет из . При этом власти субъектов должны утвердить индивидуальные программы расселения сроком на три года. Поскольку в 2007 года отселение и капитальный ремонт жилого фонда курируется Фондом ЖКХ, именно эта структура создает региональные комиссии, которые определяют состояние домов.

Какое жилье признается аварийным?

Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.

В каких случаях жилье признается аварийным?

Аварийным (непригодным для жизни) жилой объект признается при наличии следующих факторов:

  • деформация фундамента или стен;

  • объект расположен в зоне затопления или схода лавин;

  • есть вероятность обрушения дома;

  • несущая способность жилья была снижена из-за пожаров, взрывов или землетрясения;

  • здание разрушено в результате техногенной аварии.

Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.

Читайте также: Необходимые документы для оформления аварийного жилья, сроки сноса и порядок получения квартиры.

Как стать участником программы «ветхое жилье»?

Если жильцы подозревают, что техническое состояние их дома является непригодным для проживания, им необходимо обратиться в органы местного самоуправления. При обращении граждан представители региональных властей обязаны направить жильцов в специализированную организацию по определению состояния зданий. Получив заключение специалистов, жильцам следует обратиться в межведомственную комиссию, которая проведет экспертизу.

Для обращения потребуется предоставить следующий комплект документов:

  • план жилого помещения;

  • копии правоустанавливающих документов (заверенные нотариально);

  • технический паспорт объекта;

  • заключение организации о состоянии объекта;

  • письменные жалобы жильцов дома.

После проверки комиссия обязана вынести решение в течение 30-ти дней. Но если существует опасность для здоровья или жизни жильцов, заключение комиссии выносится в течение 1-го рабочего дня. В том случае, если комиссия не признала объект аварийным, но жильцы не согласны с этим решением, они могут обратиться в суд для привлечения независимых экспертов.

Читайте также: Реновация пятиэтажек несносимых серий в Москве в 2019 году: свежая информация

Условия получения нового жилья по программе расселение

Если состояние дома признается аварийным, органы местного самоуправления обязаны переселить жильцов в кратчайшие сроки. При этом в процессе расселения должны соблюдаться следующие условия:

1. Собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.

2. Жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.

3. Жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.

4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

5. Если жилец аварийного дома также стоял в очереди на улучшение жилищных условий, то при расселении он получит квартиру с учетом недостающих метров. В особых случаях (например, в местном жилищном фонде отсутствуют квартиры необходимых размеров) выделяется дополнительная квартира.

6. При расселении граждане не могут поселяться в коммунальные квартиры.

7. Новое жилье должно располагаться на территории того же административного района, что и аварийный объект. Но при согласии жильцов их могут переселить и в другие районы.

8. Расселение осуществляется только при наличии письменного заявления собственника.

9. Расселение всех жильцов производится в течение года с даты признания дома аварийным.

10. Между собственником будущей квартиры и владельцем дома составляется детальный договор. Как правило, владельцем дома является муниципалитет.

11. Если вместо новой квартиры собственник желает получить денежную компенсацию, он может написать соответствующее заявление. Однако удовлетворение запроса производится на усмотрение муниципалитета. К тому же, расчет компенсационной стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.

12. Затраты на переезд несут местные власти. Однако грузовой транспорт предоставляется только один раз.

13. С момента признания дома аварийным владельцы сносимого жилья не имеют право менять или продавать квартиру. При совершении такой сделки она будет признана незаконной.

14. После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца.

15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится.

16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры.

Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.

В прошлом году было принято решение о продолжении реализации программы по переселению из жилья, признаваемого непригодным для жизни граждан.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательной базой для содействия процессу выселения граждан из помещений, признаваемых не пригодным для проживания, является:

Процедура признания жилых помещений непригодными для проживания

Ни один из вышеперечисленных актов не раскрывает термин ветхое жилище. На практике оно определяется как состояние изношенности дома на 70 % и более и при условии, что он не подлежит реконструкции или её проведение нецелесообразно.

В Постановлении Правительства № 47 используются термины жилье не пригодное для проживания.

В соответствии со ст. 33 Постановления непригодным для проживания признается жилище, имеющее вредные факторы среды, или такие факторы, которые угрожают безопасности жизни или здоровья человека.

Основаниями для отнесения жилых помещений к данной категории являются:

Для того, что бы жилье было признано не пригодным для последующего проживания, необходимо :

  1. Обратиться в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением по месту жительства. Правом подачи заявления обладает собственник квартиры или дома;
  2. Комиссия проведет экспертизу пригодности дома на основании санитарных норм и технических стандартов;
  3. После проведения экспертизы комиссией должен быть составлен акт в трех экземплярах (один отдается заявителю, два других остаются в комиссии). Подписать акт должны все члены комиссии, иначе он будет признан не имеющим юридическую силу. Принятие решения о недопустимости последующего проживания в жилом помещении принимается в течение двухнедельного срока;
  4. После принятия решения о ветхости или непригодности жилища, членами комиссии должна быть проинформирована об этом местная администрация не позднее истечения 5 дней;
  5. Местной администрацией выносится решение о включение жилища в список ветхого или непригодного для последующего проживания. Принимается решение о переселении заявителей или осуществлении процедуры реконструкции.

Условия и сроки действия данной программы

Если жилье признано ветхим, то для участия в программе следует в ней зарегистрироваться .

Для этого необходимо подать документы о признании жилья не пригодным к проживанию в местную администрацию. Далее необходимо заключить договор между заявителем и представителем администрации.

Предметом и условиями договора могут быть:

Процедура переселения по программе была доступна всем жителям страны до 31 сентября 2017 года . Новая программа будет работать с 2019 года . Из бюджета планируется направить порядка 25 млн. рублей.

Кто может обращаться за помощью

Участниками государственной адресной программы могут стать жильцы, которые:

  • используют дом, признанный ветхим на основании договора социального найма;
  • утратили права собственника на данное жилье в результате регистрации его в качестве залога;
  • потеряли дом или квартиру в результате произошедшего чрезвычайного случая.

Порядок оформления

Для того чтобы получить статус переселенца из ветхого жилья, следует обратиться в администрацию по месту своего жительства.

При обращении в администрацию следует подготовить пакетов документов :

Что можно получить взамен

Вид предоставляемого помещения для дальнейшего проживания в результате переселения из ветхого или аварийного жилья зависит от того, какое жилье было признано ветхим:

  1. Дом, являвшийся собственностью заявителя;
  2. Квартира, входящая в состав государственного жилого фонда;
  3. Муниципальное жилье.

Если дом, находился в собственности заявителя, или квартира была приватизирована, то местная администрация взамен ветхого жилища может предоставить :

  1. Выкупную сумму денег, которые перечисляются на счет собственника за дом, квартиру. Эти денежные средства могут быть потрачены собственником на покупку нового жилья по своему усмотрению. Компенсационная выплата складывается из рыночной стоимости жилого помещения плюс расходы, которые понес собственник в связи с переселением;
  2. Предоставление администрацией равноценного жилья. Главным условием является то, что квадратура нового помещения должна быть такой же, как в аварийном жилище, количество комнат, также должно соответствовать их количеству в прошлом жилом помещении.

Если жилье, признанное аварийным или ветхим являлось муниципальным , то администрация обязана расселить жильцов в отдельные жилые помещения. Помещение должно находиться в том же районе, где находится ветхое жилье. Размер помещения должен соответствовать размеру аварийного.

Как можно ускорить процесс расселения

При реализации программы по переселению лиц из жилья, признаваемого неподходящим для проживания, допускаются следующие виды источников финансирования строительства новых жилых объектов или ремонт старых:

АИЖК является одним из способов улучшения жилищных условий. Данное Агентство разработало программу, именуемую .

Преимуществами этой программы являются:

  1. Стоимость помещений снижена;
  2. Процентная ставка по займу равна 9,9 %;
  3. Первоначальный взнос равен 10% от стоимости недвижимости;
  4. Возможность использования средств .

Еще одной возможностью быстро переселиться из ветхого помещения в благоустроенную квартиру является получение субсидий от администрации на приобретение жилья на первичном и вторичном рынке.

Утверждается местными органами власти каждого города. Денежные средства предоставляются из местного бюджета. Единственным условием получения данной помощи является письменное обязательство о снятии с регистрационного учета в проживаемом помещении всех членов семей.

Региональные особенности

В каждом регионе существуют свои особенности реализации программы по переселению.

Так, в г. Москва под категорию ветхое жилье попадают:

В г. Махачкале реализация программы осуществляется в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. Так, например, определяя сумму компенсации, администрация учитывает:

  1. Стоимость помещения на рынке недвижимости;
  2. Расходы, которые понес собственник жилья.

Адресной программой Санкт-Петербурга предусматривается следующее обеспечение лиц жильем:

  1. Предоставление недвижимости, являющейся благоустроенной, из жилищного фонда города;
  2. Выкуп ветхих помещений у их собственников.

Об оказании данного вида государственной помощи в г.Сочи рассказано в следующем видеосюжете:

В нашей стране ещё есть граждане, которые проживают в не комфортабельном и ветхом жилье.

Как государство решает эту проблему? Если ли какие-то государственные программы?

Объекты недвижимости

На сегодняшний день, в нашей стране действует федеральная программа по переселению граждан, проживающих в ветхом или аварийном жилье. Эта программа была рассчитана на период с 2013 года по 2017 год.

2017 год уже наступил, а такого жилья в России ещё очень много. Поэтому было принято решение продлить программу, но по каждому конкретному региону.

Но, теперь расселять, в первую очередь, будут тех граждан, которые находятся в сложном имущественном положении.

То есть, они не имеют другого жилья в собственности, и не имеют средств купить его без государственной поддержки.

Кто может рассчитывать

Россияне могут пользоваться жильём либо имея его в собственности, либо заключив с государством договор социального найма.

Но, если жильё признано аварийным и непригодным для проживания, право на расселение и получение благоустроенного жилья имеют и те, и другие.

Очерёдность предоставления муниципального жилья (реже в собственность) в нашей стране следующая:

То есть, те граждане, которые живут в аварийных дома, расселяются государством в первую очередь.

Если жильё предоставляется по договору соцнайма, то после признания его непригодным для проживания, собственник должен предоставить проживающим иное жильё, но соответствующее нормам законодательства.

Если же помещение находится в собственности, то владелец может требовать от государства компенсации в размере рыночной стоимости или предоставления равноценного благоустроенного жилья.

Кроме того, учитывается и имущественный фактор, то есть материальное положение переселенцев.

Если они состоят на учёте как малоимущие и как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то им будет предоставлено новое жильё в первую очередь.

Видео: переселение из аварийных домов продолжается

Жилищный кодекс

В жилищном кодексе есть ст. 86 и ст. 87 ЖК РФ, которые регулируют предоставление других помещений для проживания граждан, если их дом сносится или признан непригодным для проживания.

Но, так как текущая программа по переселению заканчивает своё действие в 2017 году, планируется ввести поправки в ЖК РФ. Эти поправки несколько изменят условия переселения граждан.

В частности:

  • государство предлагает таким гражданам стать соинвесторами в строительстве нового жилья;
  • ускорение процесса строительства нового жилья за счёт собственных средств граждан.

По мнению властей, такие меры помогут понять гражданам, что новое жильё. это не подарок от государства, а ответственный шаг, за который нужно нести и материальную, и финансовую ответственность.

Программа расселения аварийного жилья в России

В каждом регионе РФ действует своя программа по расселению граждан из жилья, которое признано непригодным для проживания.

То есть, решение об отнесении дома к категории аварийного или ветхого жилья, принимается местными властями. Они же решают вопросы с предоставлением другого жилья переселенцам.

После 2017 года расселение непригодного жилья продолжается. Это касается тех домов, которые были признаны таковыми до 01. 01. 2012 года.

Но, число такого жилья возрастает с каждым годов. Поэтому приходится увеличивать темпы расселения и разрабатывать новые программы.

Федерального значения

На федеральном уровне разработаны общие принципы действия программ по расселению непригодного для жизни граждан имущества.

Региональные власти решают вопросы о сносе аварийных домов, о расселении граждан из ветхого жилья, а также предоставление им нового, благоустроенного жилья.

Также разрабатываются региональные программы расселения аварийного жилья и по привлечению граждан к строительству новых жилых комплексов.

Так, например, в тех районах, где ещё стоят «хрущёвки» можно возвести несколько комфортабельных домов, этажность от 10 до 25 этажей с устроенной инфраструктурой.

Но, дело в том, что большинство граждан, которые проживают в таких домах, это люди преклонного и пенсионного возраста, и они не знают, как в нашей стране действуют государственные программы и рынок жилья в целом.

Поэтому сначала нужно разработать методы максимального ознакомления с действующими и разрабатываемыми программами, а потом инструменты информационной поддержки таких соинвесторов.

Владельцев квартир

Если в расселяемом доме расположены квартиры, находящиеся в собственности, то принцип действий местных властей с владельцами таких квартир следующий:

  1. Обязательное письменное уведомление каждого собственника.
  2. Проведение независимой оценки расселяемой квартиры.
  3. Подписание соглашение с собственником.

Дело в том, что собственник квартиры имеет право на компенсацию - в натуральном или денежном эквиваленте.

Если владелец квартиры решит, что ему нужны деньги, то государство обязано будет их выплатить.

Для этого и проводится независимая оценка расселяемой квартиры. Затем владельцу предлагают выкупную цену. Здесь можно и «поторговаться», так как закон на стороне собственника.

Если же владелец хочет получить новое благоустроенное жильё, он может рассчитывать на такое же количество квадратных метров, какое он занимал в «старой» квартире.

Но «угадать» с метражом довольно сложно! Поэтому, чаще всего, берут квартиры большей площади, доплачивая за «лишние» квадратные метры.

Стоимость «государственных» квадратных метров несколько ниже, чем на рынке недвижимости. Кроме того, можно воспользоваться государственной поддержкой.

Муниципальной собственности

Но есть ещё такие квартиры, которые используются гражданами на основании социального найма.

Если расселяют такой дом, то государство должно предоставить переселенцам благоустроенное жильё, исходя из количества прописанных в квартире.

Такая норма даёт повод для мошенничества со стороны нанимателя и его родственников.

Они стараются прописать к себе в аварийное жильё как можно больше людей, чтобы потом получить большую квартиру и приватизировать её.

Если собственник жилья, то есть государство, «увидит» в этих действиях факт умышленной прописки, наниматель может вообще не получить нового жилья.

Но, после 2017 года, государство не вообще больше не планирует передавать переселенцам новое жильё на праве собственности. Исключение - если собственники являются соинвесторами строительства.

Но не всегда инвесторов привлекает та недвижимость, которая строиться на государственные нужды.

Если будут приняты такие поправки, то те граждане, которые не смогли или не захотели стать соинвесторами строительства, смогут получить новое жильё только на основании договора соцнайма.

Получить квартиру даже в соцнайма будет не просто. Такая возможность будет предоставлена только нескольким категориям граждан:

  • малоимущим;
  • многодетным;
  • пенсионерам;
  • другим социально незащищённым категориям.

Как происходит расселение

Для того чтобы произвести расселение конкретного дома, необходимо признать его непригодным для проживания в нём граждан.

Если весь дом будет признан таковым, то и все квартиры в нём «автоматически» становятся непригодными.

Для этого необходимо написать заявление в жилищный отдел администрации. Лучше писать коллективное заявление, но можно писать и от каждого собственника или нанимателя.

Затем следующий порядок действий:

К заявлению каждый владелец или наниматель прикладывает документы. Но, прежде чем вызывать межведомственную комиссию, стоит обратиться к местной власти для проведения экспертизы состояния дома.

Экспертизу проводят уполномоченные органы, имеющие действующий допуск СРО. По окончании работ они выносят заключение, и передают инициативной группе от дома.

Нужно сделать несколько копий этого документа - ровно столько сколько собственников или нанимателей в этом доме.

Этот документ будет прикладываться к заявлению на создание межведомственной комиссии. Заверить копию могут в экспертном бюро, поставив на каждой свою печать.

Что положено взамен

За расселение и лишение граждан жилплощади, они имеют право на получение компенсации.

Компенсация может быть предоставлена как в денежном, так и в натуральном эквиваленте. Это зависит от того на каком основании пользуются расселяемой квартирой.

Если она находится в собственном владении одного или нескольких граждан, то они имеют право на получение как денежных средств, так и другой, аналогичной по площади, квартиры.

Сумма выплачиваемых денежных средств зависит от состояния жилья, от района, где оно расположено и от других факторов.

Если же квартира муниципальная, то государство должно предоставить взамен другое жильё.

Его площадь будет зависеть от того, сколько человек имеют постоянную регистрацию в этой квартире, и от нормы предоставления, установленной в этом регионе.

Чем больше человек прописано, тем больше будет квартира. Хотя на практике такое встречается всё реже и реже.

А с 2017 года государство вообще может перестать выдавать квартиры в соцнайм. Переселенцам будет предложено стать соинвесторами строительства нового жилья, куда они въедут.

Предоставляемое взамен жильё должно быть благоустроенным, вне зависимости от того, в каких условиях проживали расселяемые граждане. Благоустроенным - это комфортабельным, с удобствами и инфраструктурой.

Для ускорения процесса

Процесс расселения граждан и предоставление им другого, благоустроенного жилья, довольно долог и кропотлив.

Но государство даёт возможность гражданам значительно ускорить этот процесс. Ускорение происходит за счёт привлечения личных средств расселяемых граждан.

Им предлагается стать соинвесторами в строительстве нового дома или жилого комплекса, куда они переедут после того, как дом будет построен и сдан в эксплуатацию.

Согласившиеся граждане могут использовать заёмные средства банка для участия в строительстве, или обратиться в АИЖК за субсидией или иной государственной поддержкой.

Как правило, государство оказывает помощь тем гражданам, которые нуждаются в жилье именно по причине расселения.

И в банках, и в АИЖК есть несколько выгодных ипотечных программ для помощи тем гражданам, которые нуждаются в жилье по причине признания их дома аварийным или ветхим.

Не обязательно покупать квартиру такой же площадью, государство не ограничивает желания расселяемых.

Если есть возможность, то можно купить и квартиру большей площадью. Инвестирование собственных средств граждан происходит на начальном этапе строительства, то есть «на уровне котлована».

Поэтому стоимость квадратных метров намного ниже, нежели в готовых домах. Кроме того, после 2017 года государство вообще не планирует «дарить» расселяемым жильё.

Новое жильё будет предоставляться только на основании участия граждан в строительстве.

Соцнайм будет оформляться только с некоторыми льготниками. Например, с многодетными семьями или с пенсионерами.

Какие дома входят в программу под расселение читайте в статье:

расселение

Существующие права и обязанности членов товарищества собственников жилья, читайте здесь.

О договоре управления многоквартирным домом между ТСЖ и управляющей компанией, читайте здесь.

С каждым годом количество аварийных и непригодных для проживания домов становится всё больше.

Но государственная программа расселения ветхого и аварийного жилья прекратила своё действие с наступлением 2017 года.

В последующем, государство собирается продолжать программу, но внеся в неё несколько существенных изменений.

Переселение из аварийного жилья после 2018 года будет происходить по новым правилам и законам, которые вряд ли понравятся жителям ветхих домов. В настоящее время ветхие дома расселяются за счет бюджетных средств, что позволяет собственникам, вне зависимости от их дохода, гарантированно получить новую жилую площадь совершенно бесплатно. Однако изменения в законе о переселении не коснуться частей, в которых оговаривается какое помещение, признается аварийным.

Причины, по которым дом может признаться аварийным

В соответствии с законодательными нормами России переселение из аварийного жилья после 2018 года будет осуществляться в том случае, если дом признан ветхим в 2017 году.

К ветхим домам относится жилье со следующими характеристиками:

  • Дом с деформацией фундамента. В случаях, когда у многоквартирного дома повреждено удерживающее основание, он признается аварийным и требующим сноса;
  • Отсутствие коммуникаций. В случаях, когда во всем доме отсутствует электричество и подведение горячей и холодной воды, дом считается ветхим и подлежит сносу;
  • Отсутствие центрального отопления. В ситуациях, когда каждая квартира в доме самостоятельно себя отапливает, дом признается непригодным для жизни;
  • Отсутствие окон. Если в помещении отсутствует надлежащее количество естественного света, жильцы помещения должны быть переселены в пригодные условия;
  • Большое содержание токсинов. Если многоквартирный дом не проходит токсикологическую экспертизу, в соответствии с законами России, он подлежит расселению.

В том случае, когда одна или несколько характеристик, которые запрещают проживание в помещении, присутствуют, то собственники могут подать заявление о признании жилища ветхим и потребовать расселения.

Правила расселения

Переселение из ветхих помещений после 2018 года осуществляется по следующим правилам:

  • предоставляемое правительством помещение должно соответствовать по площади аварийному жилью, либо отвечать государственным размерам жилой площади – 18 кв. м., на человека. Стоит отметить, что если, например, в аварийной квартире, площадь 30 кв.м., пописано 4 человека, то государство должно предоставить посещение с площадью минимум 72 кв. м.;
  • расселение может производиться в помещения, которые не приведут к ухудшению условий жизни. Если в аварийной квартире было отопление и центральный водопровод, собственников не имеют право переселить в квартиру, где их нет;
  • в случаях, когда у собственников ветхой квартиры есть еще в собственности жилые помещения, то переселение их будет осуществляться в последнюю очередь. В первую очередь расселяются жители, у которых нет других мест для проживания. Кроме того, в случае установления проживания собственников квартиры, предназначенной под снос, в другом месте, им не выделяется новая жилая площадь, а выплачивается компенсация за утраченную.

Особенности переселения после 2018 года

После окончания 2018 года текущая государственная программа переселения перестанет существовать в нынешнем виде. Если, в 2018 году семьи, которые подлежат переселению из аварийного жилья, переселяются полностью за счет государства, то с 2018 года, они будут частичного оплачивать новое жилое помещение.

Основной целью реорганизации программы переселения является увеличение ответственности граждан за новые квартиры.

Новая программа так же направлена на возможность выбора жилья, куда переселяются собственники ветхого: если хозяин хочет остаться проживать в своем районе, то о должен будет внести определенную сумму в счет строительства новой квартиры.

Государство считает, что при реализации данной программы множество собственников квартир в старых домах могут переселиться в многоэтажки, которые будут построены на месте «хрущевок».

Для расселения домов, находящихся в исторических кварталах города, государство разрабатывает отдельную программу, при реализации которой жители смогут самостоятельно выбрать новое место жительства в своем районе.

Социальный найм, как вариант расселения

В случаях, когда собственники откажутся вносить денежные средства в долевое строительство, им будет предложен другой вариант приобретения нового жилья.

Вариант для отказавшихся собственников – социальный найм.

Социальный найм – некоммерческая аренда помещений жилых с последующим выкупом, то есть проживающие в государственной квартире оплачивают только коммунальные услуги.

Данный вид найма будет доступен определенным категориям граждан:

  • инвалиды;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры.

Остальные группы граждан, которые будут переселены в социальную жилплощадь, будут обязаны ежемесячно платить арендную плату, в размере до 70% рыночной аренды жилья.

Важно: бесплатно предоставлять новые квартиры государство с сентября 2018 года не будет.

Стоит отметить, что до сентября 2018 года государство взяло на себя обязанность расселить всех собственников помещений, которые в настоящее время уже признаны ветхими.

С сентября 2018 года новые правила начнут действовать только на те помещения, которые будут признаваться непригодными для проживания с октября 2018 года.

Конечно, новые условия переселения не так лояльны, как которые существуют на данный момент, однако в них тоже можно проследить свою логику и смысл.

В настоящее время равные условия на получения нового имущества имеют как люди, у которых есть только одна жилплощадь, так и те, которые придерживают в собственности помещение в аварийном состоянии для получения дополнительной жилплощади.

Программа разграничит потребность на первоочередное получение жилплощади и создаст возможность для семей, у которых одна квартира, улучшить свои условия проживания в соответствии с потребностями, не прибегая к ипотеке.

Слишком старый дом угрожает безопасности проживающих в нем граждан. Шатающиеся балки, скрипучий пол, трещины в полу и стенах, неисправные коммуникации, отсутствие воды и слишком низкая энергоэффективность – все это делает здание непригодным для спокойного и комфортного проживания.

Собственники квартир, располагающихся в таком строении, имеют право на предоставление государством равноценных жилых помещений.

Расселение жильцов происходит только после признания дома ветхим или аварийным. Этим занимается специальная комиссия, которая формируется из представителей различных ведомств местной администрацией.

Законодательное регулирование вопроса

Основным документом, регулирующим порядок расселения собственников из их квартир, находящихся в ветхом или аварийном доме, является Федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 2007 года.

Жилищный Кодекс , а конкретно ст. 32, устанавливает определение ветхого жилья, порядок переселения и компенсации гражданам его стоимости. К тому же предусмотрено частичное возмещение убытков из-за сноса жилого помещения: предоставленная площадь может быть меньше утраченной, а разница компенсируется каким-либо другим способом.

В ст. 86 Жилищного кодекса РФ говорится о переселении граждан из ветхого жилья в благоустроенные квартиры аналогичной категории. Перед началом процесса и оформления всех должных документов собственник старого помещения должен дать свое согласие с решением муниципалитета.

Факт непригодности помещения для дальнейшего проживания устанавливается местной администрацией, а она в свою очередь для данной цели собирает специальную межведомственную комиссию, которая оценит текущее состояние жилья.

В ее состав обычно входят представители таких организаций:

Собственники такого жилья имеют право присутствовать на совещании и участвовать в вынесении решения.

Суть и цели данной программы

Некоторых может ввести в заблуждение разница в понятиях «ветхое» и «аварийное» жилье . Разница здесь в степени деформации несущих конструкций, высоком риске обрушения и опасности для находящихся в нем людей. Процент износа в деревянных домах для признания их как ветхими, так и аварийными, должен составлять не менее 65%, а для кирпичных, панельных и других жилых конструкций этот показатель повышается до 70%.

Признание дома не пригодным для проживания автоматически означает возможность переселения в новое жилье . В данную категорию включают и аварийные дома, и ветхие. Жильцы первых, естественно, встают на очередь раньше, за ними следом вторые. Отметка о непригодности для проживания проставляется специальной межведомственной комиссией после всесторонней оценки его состояния. Она же составляет трехлетний план расселения по району, городу или области, где можно проследить порядок, даты и участников программы.

Среди официальных оснований для сноса многоквартирного здания значатся следующие:

Замена разрушающихся жилых помещений

Расселяются только те дома, которые подлежат сносу, то есть аварийные, это первоочередные кандидаты.

Ветхий дом тоже могут определить под снос, но администрация сочтет это решение приемлемым, когда решит, что проводить его реконструкцию нецелесообразно. В общем, если дешевле разрушить, чем отремонтировать. Получается, что аварийные дома гарантированно снесут в ближайшее время, а вот ветхие – не обязательно.

Переселение происходит в несколько этапов:

Итак, общие условия замены жилья таковы:

  • получение равнозначного объекта недвижимости;
  • тот же район проживания;
  • дается возможность выбрать из 3 вариантов;
  • наличие всех необходимых удобств и коммуникаций;
  • соответствие жилья санитарным требованиям.

Собственники вправе, подав соответствующее заявление, отказаться от компенсации выселения натуральным способом. То есть вместо новой квартиры они могут попросить денежную компенсацию, эквивалентную новому жилью.

После постановки жилья в очередь на расселение собственники не имеют права продавать свои жилые помещения. Любая сделка с ветхим или аварийным жильем считается незаконной.

Условия для участия

Новое жилье взамен непригодного могут получить только собственники.

И тот факт, приватизировано оно или нет, не играет роли. Получается, что наниматели по социальному договору тоже могут рассчитывать на полноценную замену. А простые квартиранты, которые платят аренду хозяину и живут в этой квартире, сюда никоим образом не относятся.

Для вступления в программу по расселению из ветхого жилья необходимо получить такие документы:

С этими бумагами можно идти в администрацию и требовать постановки здания вместе с жильцами в очередь на расселение.

Порядок оформления

Перечень действий зависит от выбранного жильцами варианта компенсации и их статуса собственника.

Если при расселении из ветхого жилья гражданин отказался от предоставления натурального эквивалента , а предпочел деньги, то порядок действий будет следующим:

  1. Подача заявления о получении денежной компенсации за жилье. К нему необходимо приложить все документы о праве собственности и договоры.
  2. Ожидание решения комиссии, обычно в течение 5 рабочих дней.
  3. Заключение соглашения с муниципалитетом о передаче имущества под снос.
  4. Выселение из квартиры, которое фиксируется соответствующим актом.
  5. Предоставление администрации собственного расчета, включающего расходы по переезду и арендной плате в промежуточный период.
  6. Получение денежной суммы за квартиру на указанный в заявлений банковский счет.

Далее всеми средствами бывший собственник может распоряжаться по своему усмотрению. Однако некоторые обязательства, взятые им ранее, должны быть выполнены. Например, выделение доли ребенку . Тогда придется самостоятельно купить равноценное жилье и прописать там своих детей.

Если основным документом права собственности является договор соцнайма , и по факту квартирой владеет государство, действовать следует в таком порядке:

Пакет необходимых документов :

  • заявление об участии в программе «Ветхое жилье» с указанием текущего адреса проживания, данных о себе и членах своей семьи;
  • паспорт заявителя;
  • справка о лицах, прописанных на территории объекта расселения;
  • справка о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие права собственника на квартиру (договор купли-продажи, социального найма, дарения и т.д.);
  • свидетельство о собственности;
  • письменное согласие супруга, органов опеки, кредиторов;
  • программа реабилитации (для инвалидов, которым необходимы особые условия проживания).

Сроки действия

Федеральная программа «Ветхое жилье» начала действовать в 2002 году.

Сейчас ее действие было продлено с 2014 по сентябрь 2017 года. Но чиновники уверены, что расселение продолжится и дальше. Пятнадцатилетняя реализация данной программы хоть и охватила большинство регионов страны, но все равно не все объекты были снесены или реконструированы. Необходимо добраться до каждого ветхого и аварийного дома, чтобы не подвергать граждан опасности.

Процесс реализации переселения граждан из ветхого и аварийного жилья условно можно разделить на три основных этапа:

1 этап - разработка программы с участием субъектов РФ и ее утверждение на федеральном уровне, расчет целевых показателей, утверждение плана мероприятий и сроков исполнения программы;

II этап - создание и утверждение региональных и муниципальных программ, их финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ;

III этап - непосредственно переселение граждан, связанное с признанием жилых помещений непригодными для проживания, выселением, изъятием жилого помещения, сносом аварийных зданий, строительством и покупкой нового жилья, предоставлением нового жилого помещения, а также стимули-рование инвесторов и населения к участию в строительстве нового жилья.

Все эти этапы не статичны, они взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. В силу различных обстоятельств приходится корректировать показатели как региональных, так и федеральных программ. Поэтому нельзя сказать, что этапы строго последовательны или что один из них был завершен.

Старт первому этапу современной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» фактически был дан изданием Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ обязал Правительство в указанные сроки обеспечить показатели качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, разработать программу обеспечения населения доступным и комфортным жильем, подготовить законодательные предложения, направленные на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В том числе Указом до марта 2013 года предписывалось разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во исполнение поставленных Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион РФ) разработана государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года №2227-р (далее Распоряжение №2227-р). Программа имела очень оптимистические целевые показатели и была рассчитана на три этапа реализации: 2013-2015 годы, 2016-2017 годы и 2018-2020 годы. Переселение из аварийного жилья должно было происходить в рамках решения задачи расселения аварийного жилищного фонда подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России». Одним из основных ожидаемых конечных результатов государственной программы было отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках первого этапа государственной программы предполагалось завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г. Соответственно на втором этапе программы после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно было осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, был утвержден Распоряжением №1743-р. Основными ответственными исполнителями мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда этим документом были назначены Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выполнение мероприятий по методической поддержке региональных программ, внесению проектов нормативно-правовых актов, изменений в существующее законодательство было возложено также на Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Минрегион РФ, Госстрой РФ.

Но на этом этап разработки программы переселения не был закончен. Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2014 №71-р ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был назначен Минстрой РФ. Затем 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ от №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная программа становится актом, имеющим нормативный характер. По мере выполнения задач, достижения показателей корректируется комплекс мер добавлением мероприятий:

  • а) по формированию органами исполнительной власти субъектов РФ реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению;
  • б) по формированию и утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ региональных и муниципальных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2014г. №1604-р);
  • в) по мониторингу и анализу реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года.

Всего на ноябрь 2016 года Распоряжение №1743 «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» корректировалось восемь раз, в том числе в 2016 году - два раза, последнее изменение внесено Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2016 №2288-р. То есть этап разработки программы до сих пор находится в стадии корректировки.

Причин для непостоянства основного программного документа вполне достаточно. Во-первых, государственная программа, безусловно, разрабатывается на основе аналогичных программ субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджеты которых в условиях неожиданного падения доходов 2014-2015 годов были серьезно урезаны, что повлекло за собой комплексные корректировки всех расходов. Во-вторых, инерционность процессов согласования местных и региональных программ вызывает временную задержку в достижении показателей, из-за чего и возникает необходимость изменения показателей текущего и последующего этапов программы. Третьей причиной можно назвать связанные с первой причиной задержки финансирования мероприятий по переселению, которые в ряде случаев может иметь и криминальный характер, например, нецелевое использование средств. Все это приводит к необходимости корректировать и показатели, и сроки выполнения программы.

Такой подход к решению задачи переселения назвать программным можно с большой натяжкой. Программный подход, по нашему мнению, предполагает достижение конкретных показателей при выполнении конкретных задач в конкретные сроки.

Политика регионов в отношении переселения из аварийного жилья является более определенной по сравнению с государственной. Связано это, скорее всего, с требованиями ст.14 Закона №185-ФЗ о наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона №185-ФЗ. В этом случае предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Статья 16 Закона №185-ФЗ регламентирует требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению из аварийного жилья. Отметим в очередной раз тот факт, что Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляет финансовую поддержку мероприятий по переселению только из аварийного жилья. О ветхом жилье, в силу, видимо, отсутствия юридического определения в законе не упоминается.

Практически всеми субъектами РФ, за редким исключением, в 2013 году приняты региональные адресные программы переселения из аварийного жилья. И, так как муниципалитеты в каждом субъекте являются соисполнителями и участниками региональных программ переселения, то ими в соответствии с требованием региональной программы тоже были утверждены соответствующие муниципальные программы переселения. В сущности, отличие муниципальных программ от региональных состоит лишь в плановых показателях выполнения.

Какие же основные моменты можно выделить в региональных и муниципальных программах переселения из аварийного жилья?

Все программы, принятые после 1 января 2013 года должны быть завершены до 1 сентября 2017 года. Это связано с тем, что в соответствии с п.6 ст.З Закона №185-ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 01.01.2018 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. Но, судя по темпам достижения показателей программ переселения, не все регионы смогут к 01.09.2017 г. полностью выполнить поставленные задачи. С определенной, достаточно высокой долей вероятности, можно предположить, что государством будет продлен срок функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Следующим важным моментом всех программ стоит отметить, что переселение осуществляется только из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу. Аварийное жилье, признанное аварийным позднее, должно быть расселено по решению муниципальных властей только за счет местного или регионального бюджета. Согласно ст. 20.9 Закона №185-ФЗ региональные власти могут подать заявку на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. при соблюдении ряда условий: наличие региональной программы переселения такого жилья; обязательное включение перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обязательное соответствие требованиям ст.16 Закона №185-ФЗ кроме требований п.1 ч.2 и ч.2.1 ст.16 Закона №185-ФЗ . Но самым главным условием является выполнение регионом обязательства по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2012 г. При выполнении всех условий возможна финансовая поддержка новых программ переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в пределах лимита средств на переселение, установленного для субъекта РФ.

По данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на ноябрь 2016 года 35 регионов имели отставание от графика переселения граждан более трех месяцев. И только два региона к этому времени успешно завершили выполнение своих программ: г.Москва и Московская область. С учетом оставшегося времени до завершения запланированного переселения, объемов нерасселенных площадей - 5766060 кв.м, аварийной жилплощади и темпов расселения за прошлые годы - за 2014-2015 годы расселено 5635430 кв.м, можно предположить, что большинство регионов с трудом справится с задачами действующих программ переселения. Поэтому ожидать, что 31322 аварийных дома, общей площадью более 8000000 кв.м., включенных в реестры после 01.01.2012 года, будут расселены до 01.09.2017 года, не стоит.

Из различий в программах переселения разных регионов отметим формирование некоторыми субъектами РФ государственных региональных жилищных программ по аналогии с федеральной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которые в качестве подпрограмм включены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таковыми, например, являются Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014- 2020 годы» и аналогичные программы Калининградской, Тульской, Тюменской областей, Камчатского и Приморского краев, Чеченской Республики. С одной стороны, формирование комплексной жилищной программы позволяет во взаимосвязи решать задачи строительства и ремонта жилищного фонда, стимулирования инвесторов и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилья и оказания мер государственной поддержки в приобретении жилья и многих других. С другой стороны, в столь неспокойной экономической обстановке сбой в одной подпрограмме непременно повлияет на выполнение задач в прочих подпрограммах. Нельзя однозначно определить, что комплексные жилищные программы решают поставленные задачи с большим успехом, чем отдельные адресные и наоборот. Например, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ Республика Татарстан находится в «красной» зоне, то есть темпы переселения отстают от плановых более чем на три месяца. В Самарской области переселение проходит по графику. Хотя оба региона решают комплексные жилищные задачи.

На сформулированном нами III этапе производится непосредственно переселение граждан, которое регулируется:

  • а) Статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
  • б) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Алгоритм расселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно представить следующим образом:

  • а) инициирование признания многоквартирного дома аварийным;
  • б) оценка и обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией;
  • в) принятие компетентным органом решения о признании многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции;
  • г) непосредственно расселение граждан.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подробно описан в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для проведения оценки жилых помещений межведомственной комиссией могут являться заявления собственников, нанимателей помещений, а также заключение органов государственного надзора и контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. При необходимости может быть приложено заключение проектноизыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а по усмотрению заявителя-собственника - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и органом местного самоуправления - для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления, представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления. Состав межведомственной комиссии имеет немаловажное значение для принятия квалифицированного и компетентного решения.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 №746 в Положение о признании внесены дополнения в части состава межведомственной комиссии при обследовании многоквартирного дома с момента выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию которого прошло не более 5 лет. В этом случае оценка и обследование проводится комиссией созданной органом исполнительной власти субъекта РФ, а при наличии в составе этой комиссии лиц, причастных к выдаче разрешений на строительство обследуемого дома либо к выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, устанавливается необходимость создания другой комиссии, в состав которой недопустимо включение указанных лиц и их представителей. Эти условия должны способствовать повышению качества вновь вводимого жилья, ответственности не только застройщиков, но и чиновников, принимающих решения в градостроительной сфере.

Поступившее заявление межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и, в случае требования в заявлении о признании дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, принимает одно из следующих решений, указанных в п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полученное заключение межведомственной комиссии является основанием для соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственники помещений могут оспорить вынесенное решение в судебном порядке.

Затем орган исполнительной власти, местного самоуправления издает распоряжение, где указывает дальнейшее использование помещения, сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При признании необходимым проведение реконструкции или капитального ремонта, затрагивающего конструктивные элементы здания, многоквартирного дома производится временное расселение граждан в маневренный фонд. Авторы Методических указаний по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности в 1998 году указывали на необходимость принятия региональных законов «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда», территориальных нормативно-правовых актов - Положений о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту. В своих рекомендациях в качестве аналогов они указывали Закон №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25.06.1997 года и Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции и капитальному ремонту в городе Челябинске, принятому решением Челябинской городской Думы от 01.07.1997 г. №11/12. На основании этих рекомендаций муниципальными образованиями были разработаны собственные положения о порядке переселения граждан, в частности, Постановлением администрации города Оренбурга от 08.02.2011 №619-п утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентируется статьей 88 ЖК РФ и предусматривает переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя либо предоставление другого благоустроенного помещения с заключением договора социального найма. В отношении граждан, владеющих жилым помещением на основании договора найма и собственников жилых помещений, судами применяется действие закона по аналогии. Так, в апелляционном определении Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-8/2016 по иску администрации г.Мурманска к гражданке К., являющейся собственником жилого по- меще-ния, о выселении из жилого помещения на период проведения ремонтных работ, понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение судебная коллегия по гражданским делам установила, что «часть 4 статьи 3 ЖК РФ допускает выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, к числу таких оснований относится основание, указанное в статье 88 Жилищного кодекса» . Апелляционная жалоба администрации г.Мурманска была удовлетворена, а гражданку К. суд обязал переселить в жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта по правилам ч.1 ст.88 ЖК РФ.

По окончании работ по реконструкции либо капитального ремонта многоквартирного дома граждане, которым были предоставлены жилые помещения маневренного фонда, обязаны освободить их и за счет наймодателя переселиться в ранее занимаемые ими жилые помещения. Исключение составляют случаи, когда в результате реконструкции или капитального ремонта изменяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Если площадь уменьшается и в результате этого наниматель и проживающие с ним члены семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или площадь увеличится, существенно превысив норму представления жилых помещений, то наймодатель заблаговременно, до начала капитального ремонта или реконструкции, должен предоставить нанимателю подходящее помещение для заключения нового договора социального найма. В этом случае можно говорить именно о расселении из ветхого жилья. При принятии решения о реконструкции жилых помещений, находящихся в собственности граждан, по мнению Крашенинникова П.В., размер этого жилого помещения не может быть изменен без его согласия. В этом случае при принятии решения о реконструкции жилых помещений орган государственной власти либо орган местного самоуправления должен получить согласие собственников этих помещений на такую реконструкцию. Если собственник жилого помещения не согласен, чтобы его помещение было изменено, то проведение такой реконструкции невозможно . Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года

№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что при расселении собственников из жилых помещений в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в случае возникновения споров при изменении вследствие произведенных работ площади жилого помещения суд вправе исходя из норм чЛ ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.Ю ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену .

Таким образом, при признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции либо капитальному ремонту, в обыденном понимании, называемом «ветхим», переселение граждан имеет временный характер, зависит от наличия свободных жилых помещений маневренного фонда. При необходимости и с согласия нанимателей, собственников помещений возможно переселение их и членов их семей в другие жилые помещения на постоянной основе.

В случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган, принявший такое решение указывает сроки отселения граждан из аварийного дома. От этого будет зависеть, когда с нанимателями помещений будут расторгнуты договора найма, а собственникам будет предъявлено требование о сносе аварийного дома. Назначаемые сроки отселения не могут быть поставлены в зависимость от наличия плана и срока сноса дома в случае, если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния или по иным основаниям.

Нанимателям по договору социального найма органы исполнительной власти или орган местного самоуправления должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади в границах того же населенного пункта. Законодатель имеет в виду общую площадь помещения, а не жилую. Если переселяемые граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, то помещения предоставляются им по норме предоставления. Пунктом 2 статьи 89 ЖК определено право нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире, что и до выселения, в случае, если они занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты. Количество комнат учитывается только при выселении из коммунальной квартиры и вселении в аналогичную. Если выселение происходит из квартиры, то число комнат в предоставляемом жилом помещении законом не регламентировано. По письменному согласию нанимателя вновь предоставляемое жилое помещение может находиться в другом населенном пункте. Граждан, отказывающихся расторгать договор социального найма без объективных на то причин, наймодатель вправе принудить к расторжению договора и выселению, обратившись с иском в суд. Примером может служить заочное решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга по делу №2-1433/2013 от

29.03.2013 г. по иску Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к нанимателю по договору социального найма одной комнаты в доме коридорного типа К. о выселении из занимаемого им аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - одной комнаты большей площади, расположенной в трехкомнатной квартире . Суд, изучив материалы дела, не установил обстоятельств, которые препятствовали бы выселению ответчиков в предоставленное им благоустроенное жилое помещение - комнату в трехкомнатной квартире, и удовлетворил исковые требования истов, посчитав их законными и обоснованными. При соблюдении всех установленных законом норм о благоустроенности нового жилого помещения, расположенности в том же населенном пункте, соответствии площади и количестве комнат остается под сомнением целесообразность нормы, позволяющей переселять граждан в отдельную комнату в квартире. Тем самым законодательно закреплена долгосрочная перспектива существования коммуналок.

С собственниками жилых помещений дела обстоят несколько иначе. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в определенный срок.

Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности. Они вправе принять коллективное решение о постройке нового многоквартирного дома либо распорядиться земельным участком любым другим законным способом.

Сложившаяся практика показывает, что собственники не в состоянии самостоятельно провести реконструкцию или снос дома в силу разных причин, поэтому чаще всего производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд по окончании срока, установленного решением органа местного самоуправления. В этом случае в соответствии с п.1 ст.32 ЖК РФ производится изъятие жилых помещений у собственников, кроме помещений, принадлежащих на праве муниципальному собственности образованию. Обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии. В данной ситуации юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. Поэтому сообщение в средствах массовой информации (например, по телевидению, радио, в печатных изданиях) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения .

Для собственников изымаемых жилых помещений на данный момент существует два варианта развития событий. Зависят они от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, не включенном в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственнику жилого помещения в доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по соглашению с органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, вместо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение может быть предложено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупной цене. При этом собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае, когда стоимость предоставляемого помещения выше выкупной цены изымаемого, то оплата разницы в цене может быть возложена на собственника только по соглашению сторон.

По правилам, ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием этого помещения, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроиз- веденный капитальный ремонт. Выкупную стоимость можно условно разделить на две части:

  • а) рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме, в том числе стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, установлена в положениях ст.36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.
  • б) убытки, которые несет собственник вследствие изъятия жилого помещения, установленные п.7 ст.32 ЖК РФ.

То есть собственник имеет право на денежную компенсацию затрат по переселению из аварийного дома в отличие от гражданина, проживающего на основании договора социального найма, переселение которого в жилое помещение маневренного фонда и обратно, осуществляется за счет наймодателя только при предоставлении жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается на основании решения суда по иску, предъявленному собственнику, не заключившему соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества. Собственнику будет выплачена выкупная цена, определенная решением суда.

Рассмотренный порядок переселения применяется для многоквартирных домов, попадающих под действие программ переселения, то есть признанных аварийными до 01.01.2012 года и не включенных в такие программы. И если в первом случае финансирование производится муниципальным и региональным бюджетами в совокупности с

Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках действия Закона №185-ФЗ, то для аварийных домов, признанных таковыми после

01.01.2012 года регионам приходится искать собственные пути решения возникающих проблем. Особенно если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния.

Решением в этом случае может стать указание в региональных программах переселения, целевых либо комплексных жилищных программах необходимость привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяющих повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечивающих дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо предусмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования изымаемых участков, в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.

Источниками инвестиционных ресурсов в перспективе должны стать кредиты банков, муниципальные/региональные облигационные займы, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры.

В Оренбургской области в целях повышения доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения действует Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014- 2020 годах», принятая Постановлением Правительства Оренбургской области от

30.08.2013 года№737-пп.

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. В муниципальных образованиях, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунальной инфраструктуры необходимо предусмотреть обеспечение условий снижения рисков потенциальных инвесторов.

Подводя итог рассмотрению этапов реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стоит отметить, что каждый этап имеет свои особенности, связанные с субъектным составом, методами реализации, процессуальными особенностями. Природа и решение возникающих при реализации переселения споров тоже зависит от того, на каком из этих этапов они появляются.

Список использованной литературы

  • 1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО Кон- сультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 2. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. №1050 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. №323 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 4. Панин, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (постатейный) [Электронный ресурс]. / А. Н. Панин, В. Ю. Коржов / под ред. Е.А. Каменевой // Информационноправовой портал ГАРАНТ.РУ. - Москва: ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  • 5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2012. - 620 с.
  • 6. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. / Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru.
  • 7. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-3914/2015 33-8/2016 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система Право.ги. - Москва: ООО СПС Право.ру, 2017. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru.
  • 8. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс].: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО КонсультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 9. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от
  • 29.03.2013 г. по делу №2-1433/2013 [Электронный ресурс]. // Консорциум Кодекс.- Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.

Выселение без предоставления другого жилого помещения возможно лишь согласно основаниям, указанным в Жилищном кодексе Российской Федерации. Каждому человеку законом гарантировано право на жилище и достойные условия жизни. Расселение жилья, признанного аварийным или ветхим, и предоставление выселенным гражданам пригодных для проживания жилых помещений - одна из первоочередных задач и обязанностей государства.

Вопрос ветхого жилья регулярно рассматривается законодателем, принимаются новые нормативные акты, вносятся корректировки в существующие законы о ветхом и аварийном жилье. На территории Российской Федерации действуют государственные программы, призванные улучшить жилищные условия людей, относящихся к различным социальным группам.

Программы реализуются на федеральном и региональном уровнях, каждый субъект России обязан реализовывать жилищные программы для поддержки населения в рамках общегосударственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

В 2010 году был принят закон о расселении ветхого жилья, закрепляющий порядок выселения из зданий жилого фонда, непригодных для проживания, и условия предоставления новых жилых помещений. Разработаны федеральные программы, регулирующие вопросы жилищной сферы. Регионы также участвуют в государственной политике, и разрабатывают местные программы, решающие вопрос расселения из ветхого и аварийного жилья.

Сельская местность

Программа предоставления гражданам жилья, взамен квартир в ветхом и аварийном фонде, распространяется на всей территории Российской Федерации. Действует программа и в сельской местности. Задачей программы является выдача жилых помещений населению, проживающему в домах, непригодных для проживания, а также ликвидация всего существующего в регионе ветхого жилого фонда.

Для выполнения целей программы созываются комиссии, которые правомочны признать дом непригодным для проживания, впоследствии такое здание подлежит ликвидации.

Также программа направлена на обеспечение людей, проживающих в деревенской местности, новым жильем, в связи с этим проектируется и застраивается новый жилой фонд.

Ликвидация ветхого жилья и переселение людей в новые здания в рамках государственной программы финансируются из бюджета сельского поселения, а также привлеченных средств.

Переселение

Если дом признан ветхим, и властями региона принято и подписано решение о расселении дома, жильцы переселяются в новое помещение в рамках государственной программы в установленный срок. Переселение осуществляется с соблюдением ряда условий:

  1. Жилье должно быть благоустроенным.
  2. Жилье должно находиться в том же населенном пункте, где ранее проживали граждане.
  3. Помещение должно быть не меньше по площади, чем квартира, в которой люди проживали до переселения.

Указанные правила соблюдаются в отношении граждан, пользовавшихся жилищем на условиях договора соцнайма, для собственников при переселении предлагается выкупная цена помещения либо предоставляется равнозначное жилище. Под равнозначным понимается помещение, содержащее столько же комнат, и имеющее площадь не меньше, чем квартира в старом доме.

Программа переселения не предполагает улучшения жилищных условий людей, выселяемых из ветхого фонда. Гражданину будет предложено жилье с таким же количеством комнат и той же площади, что и в расселяемом доме. На практике случаются обратные ситуации: новая квартира имеет меньшую площадь. В таких случаях целесообразно обращаться в судебные органы.

Снос

Дома подвергаются сносу по решению уполномоченных органов в случаях:

  1. Когда с просьбой о признании жилья ветхим и последующим сносе обращаются граждане, в этом случае собирается комиссия и принимается решение о необходимости сноса.
  2. Когда государственная программа запланировала ликвидацию строения.

Регионы Российской Федерации имеют свои программы по расселению и сносу. По общему правилу, первоочередному сносу подлежат здания, которые были официально признаны ветхими до 2012 года.

Для сноса строения необходимо получить официальное распоряжение, которое выдается после принятия решения о сносе коллегиальным органом - комиссией. Снос происходит поэтапно: основные конструкции здания разрушаются механическим воздействием, в окончании процесса обрушиваются оставшиеся части здания.

В исключительных случаях основные конструкции здания сохраняются, так как они могут использоваться для возведения нового помещения.

Расселение

Реализация государственной программы на бумаге и на практике может иметь существенные различия. Если дом официальным решением признан ветхим и подлежащим сносу, какие права есть у жильцов?

  1. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить выкупную стоимость квартиры, иными словами, гражданин вправе забрать стоимость жилища деньгами и приобрести на эту сумму новую квартиру на свое усмотрение. Выкупная стоимость включает сумму на покупку жилья и расходы, связанные с его приобретением, переездом, оформлением документации, учитывается даже упущенная выгода гражданина. Для объективного представления о выкупной стоимости собственник может обратиться за официальной оценкой помещения, оценка поможет сориентироваться в истинной цене квартиры.
  2. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить равнозначное жилище. Собственник имеет право получить квартиру, равную прежней по метражу и количеству комнат.
  3. Если выселяемый гражданин проживает в квартире на условиях социального найма, он имеет право получить равнозначное жилье. При этом важно знать свои права, чтобы не допустить их нарушения. Если у жильцов было изолированное жилое помещение, государство не вправе переселить их в коммунальную квартиру.

Закон устанавливает: защита собственности и вещных прав осуществляется с учетом пропорциональности и соразмерности, таким образом обеспечивается баланс законных интересов и прав всех участников жилищных правоотношений. В случае нарушения прав, жильцы дома могут обратиться с исковым заявлением в суд.

Если здание по своим техническим и архитектурным характеристикам уже не исполняет функции жилья, пригодного для проживания, однако, властями не предпринимается действий для признания его ветхим, люди продолжают жить в здании, рискуя жизнью и здоровьем, граждане вправе обратиться в судебную инстанцию.

Государственные органы тоже могут обратиться в суд, в случае, если жилец отказывается покидать здание, официально признанное ветхим и подлежащее сносу.

Государственная программа ветхое жилье , при условии ее добросовестной и своевременной реализации, решит жилищный вопрос для значительной части населения, проживающего в городах и сельской местности Российской Федерации. Любые действия государственных органов федерального и регионального уровня в сфере жилья должны осуществляться с безоговорочным соблюдением принципа: исполнение государственной жилищной программы не может ущемлять законных прав и интересов граждан, это противоречит принципам основного закона государства.