Состав и звенья государственных финансов. Государственные финансы и финансовая политика государства

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

  • Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
  • Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
  • Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
  • Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;
  • Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
  • Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
  • Распределение функций - на основе распределения власти;
  • Принцип гласности ;
  • Принцип плановости ;
  • Принцип законности ;
  • Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

Органы управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

  • Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
  • Рассматривание законов о налогах и сборах;
  • Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

  • Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Государственные финансы проявляются в разных формах, выполняют важные функции в финансовой системе, связывая между собой различные структурные элементы, что помогает комплексно осуществлять экономические и финансовые связи на федеральном, муниципальном и региональном уровнях.

Что такое государственные финансы?

Под термином «государственные финансы» принято понимать комплексную финансовую систему, которая направлена на то, чтобы собирать и реализовывать деньги, направленные на удовлетворение потребностей государств. В более широком понимании, это система всех финансовых поступлений и денег, которые идут на то, чтобы осуществлять товарно-денежные отношения, поддерживать баланс макроэкономических процессов, добиваться равновесия в притоках и тратах финасредств.

Государственные и муниципальные финансы

Вместе денежные средства на государственном и муниципальном уровне образуют систему отдельных экономических отношений, которые характеризуются следующими факторами:

  • Всегда носят денежный характер;
  • Нужны определенные процессы, чтобы они правильно распределялись и формировались;
  • Распределение осуществляют органы госвласти и местного самоуправления;
  • Средства имеют целевое значение - идут на удовлетворение социальных нужд людей, вложение средств в систему национальной обороны и правоохранительной работы, содержание большого аппарата государственного управления, на осуществление экономического регулирования, реализацию муниципальных проектов.

Функционирование происходит в пределах государственной финансовой системе, поэтому и государственные, и муниципальные финансы являются ядром все процессов. Исходя из этого, можно утверждать, что государственные и муниципальные финансы связывают между собой экономические системы разных уровней, программы производственного развития, различных организаций, структур и учреждений, которые принимают участие в перераспределении денежных ресурсов. Касаются определенной аудитории потребителей, поэтому данные виды финансов отличаются четкой ориентированностью, целенаправленностью, что должно соответствовать правильному перераспределению средств и ресурсов.

Система государственных финансов

Для того, чтобы осуществлять реализацию товарных и денежных отношений, необходимо наличие специального фонда, в котором концентрируются все денежные ресурсы. Они лежат в основе государственных финансов, состоящие из следующих структурных элементов:

  • Внебюджетные фонды;
  • Финансы, которыми владеют различные госпредприятия;
  • Федеральный бюджет;
  • Местный бюджет;
  • Государственный бюджет - это самый главный компонент структуры, поскольку отвечает за создание правильного баланса национального дохода, регулирование социальных и экономических процессов, формирование отношений с другими странами, стимулирование деятельности неприбыльных государств и фондов.

Вместе все эти компоненты образуют настоящую систему, чтобы формировать целевые денежные средства и вкладывать деньги туда, откуда потом финансы будут отправляться на выполнение различных заданий, задач и функций государства, госорганов власти на разных уровнях. Данная система развивается в тесном взаимодействии с домохозяйствами, юридическими лицами, бюджетами разных уровней. Чем четче, понятней и прозрачней будет эта структура, тем эффективнее будет работать вся финансовая система, будет развиваться страна и все бюджетные сферы. В частности, образовательная, медицинская, транспортная.

Управление государственными финансами

Это комплекс специальных мероприятий и действий, предусматривающих осуществление финансовой политики общего характера, координацию финансовых ресурсов и разработку законодательства в этой сфере, чтобы распределять ресурсы, деньги, поддерживать финансовые проекты и бюджетные организации. Финансы нужны правительству для того, чтобы не просто реализовывать собственные цели и задачи, но выполнять функции и обязательства, взятые перед целевой аудиторией. Процесс регуляции осуществляется через хорошо спланированную и организованную финансовую политику, чтобы правильно выполнять задачи, влиять на экономические факторы, процессы, системы.

Система управления госфинансами входит в состав государственной экономической политики правительства, основанной на продуманном курсе экономического развития и осуществление теоретически-практических концепций. Для того, чтобы эффективно осуществлять руководство финансами необходимо обеспечить взаимодействие между тремя взаимосвязанными компонентами. Во-первых, это налоговая составляющая. Во-вторых, продуманная бюджетная политика. В-третьих, правильная денежно-кредитная деятельность.

Среди органов, которые осуществляют управление госфинансами, стоит отметить такие учреждения:

  • Законодательные или общие институты;
  • Органы оперативного управления.

Инструментами управления на общем уровне могут быть такие инструменты, как:

  • Специальные финансовые законы;
  • Принятие госбюджета;
  • Составление отчет о том, как выполнен бюджет страны;
  • Принятие и отмена разных видов налогообложения;
  • Наличие государственного долга, размер которого должен быть установлен правительством.

Механизмами оперативного управления финансами выступают аппарат госуправления, обладающий финансовыми функциями, инструкции и методические рекомендации, планирование, учет, анализ и контроль финансов. На уровне разных промышленных предприятий управление происходит через финансовые отделы, которым могут помогать специальные службы, специалисты, эксперты.

Государственное регулирование финансов

Данный процесс направлен на то, чтобы на законодательном уровне закрепить систему влияния на финансы и финансовые отношения. Методами осуществления могут быть различные инструменты, способы реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях. Основой госрегулирования финансов является специально разработанная финансовая концепция.

К наиболее эффективным финансовым инструментам регулирования относятся различные трансферты, лимиты, дивиденды, субсидии. Подобные механизмы применяются, как на региональном, так и на муниципальном, местном уровнях. Все это должно способствовать тому, чтобы улучшать качество регулирования. В результате чего, можно достичь большей самостоятельности, создать эффективную конкуренцию, стимулировать прозрачность в управлении, улучшать существующие механизмы, повышать заинтересованность и информированность аудитории, клиентов внутри страны и за ее пределами. Чем эффективнее и действеннее данная система, тем выше авторитет страны на международной арене.

Источники государственных финансов

  • Ресурсная база госфинансов достаточно широкая, но к основным источникам формирования бюджета относятся такие, как:
  • Доходы и поступления от проведения внешнеэкономических операций, реализованных проектов;
  • Валовый внутренний и региональный продукты;
  • Доходы от реализации части национальных богатств. Это могут быть операции купли-продажи земли, финансовые потоки от нематериальных активов, продажа конфискованного, изъятого и бесхозного имущества;
  • Продажа недвижимости должников;
  • В случае чрезвычайных ситуаций, когда необходимо провести быструю аккумуляцию финансовых ресурсов, источниками поступления средств становятся деньги от продажи золотовалютного запаса, использование валютных резервов;
  • Часть национального богатства и ресурсов, которыми распоряжаются органы местной власти в регионах и на уровне муниципалитетов.

Функции государственных финансов

  • Контрольная, которая помогает следить за тем, чтобы деньги вовремя перечислялись в фонды страны, а оттуда шли на удовлетворение запросов социального, экономического и производственного развития. Также эта функция отвечает за то, чтобы все финансы использовались только целенаправленно и имели эффективный характер применения;
  • Функция распределения отвечает за, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей общегосударственного значения, создавались постоянные потоки финансовых средств в сектора экономики и производства;
  • Перераспределения, которая реализуется через существующую систему централизованных фондов. Это позволяет быстро и качественно обслужить все производственные процессы, на государственном и местном уровнях, выделить часть средств на реализацию проектов филиалов и обособленных отделов.

Задачи государственных финансов

  • Содержание армии;
  • Проведение внешнеразведывательной деятельности;
  • Содержание аппарата государственных чиновников; Реализация научных, экономических, культурных и образовательных проектов; Создание системы избирательных законодательных и исполнительных органов власти на разных уровнях;
  • Обслуживание интересов общество и потребностей аудитории, которая нуждается в получении государственных финансов;
  • Прогнозирование того, как будет развиваться финансовая система;
  • Создание и внедрение системы сбалансированного бюджета на разных уровнях; Обеспечение регулярных финансовых бюджетных поступлений;
  • Разработка финансового законодательства, которое будет отвечать реальным условиям и будет демонстрировать высокие показатели качества;
  • Снятие и снижение налогового давления.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…

Сущность государственных финансов проявляется в их функциях . Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов, как правило, не рассматривается. Исследователи сосредоточили свое внимание в основном на функциях финансов вообще, которые, кстати, несмотря на многообразие различных взглядов, носят спорный характер. Некоторые известные финансисты, как, например, A.M. Бирман, выделяли три основные функции: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем и распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы представляют собой формирование денежных фондов, использование денежных фондов и контроль за тем и другим. Б.Е. Пеньков придерживается мнения, что финансы выполняют распределительную (перераспределительную), воспроизводственную, стимулирующую и контролирующую функции. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение. Такое обилие точек зрения свидетельствует, прежде всего, о сложности проблемы.

Вместе с тем никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один: валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Отсюда следует, что мнение ряда авторов о функциях и финансах в целом (и применительно к государственным финансам в особенности) не лишено научных оснований.

Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов : распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной.

В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату ра бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства - с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.

Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами – финансово-промышленными группами (ФПГ).

Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, a также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).

В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов.

Ядром системы могло бы стать индикативное планирование.

Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целям способствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

Первая тенденция. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются ныне через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

Вторая тенденция. Невмешательство государства в экономику сохраняется. Это подтверждается следующими цифрами. В 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, а в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в последние годы бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием. Только в бюджете 2006 г. впервые создан инвестиционный фонд в сумме около 70 млрд. руб. с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом, об эффективности и значении которого пока говорить преждевременно.

Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.

С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция государственных финансов - прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий . Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание, его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российском Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

Важным органом финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.

В изменяющихся условиях становления правового государства, формирование системы финансового контроля не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансов и контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

Государственный финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

Важный инструмент этой политики - двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень – внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган - Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень - внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп.

В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.