Страховой выплаты по осаго не хватило. кто возместит ущерб? Что делать, если сумма страховой выплаты по осаго не покрывает расходы на ремонт

В автомобильной пробке вы нечаянно отвлеклись и въехали в роскошный «Мерседес» представительского класса. На разборе в ГИБДД ваша вина полностью подтвердилась. Так как оба автомобиля застрахованы только по ОСАГО, ваша страховая компания согласилась выплатить пострадавшему максимальную положенную по закону сумму (120 тыс. рублей). Однако владелец «Мерседеса» предъявил документы, из которых следует, что ремонт его машины обошелся в 270 тысяч. Что делать в такой ситуации – продавать собственный автомобиль, чтобы оплатить ремонт «Мерседеса», или проигнорировать финансовые претензии пострадавшего – рекомендуют эксперты ChelFin.ru.

Директор дирекции андеррайтинга массовых видов страхования страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов

: «Требования владельца автомобиля «Мерседес» обоснованны. Согласно закону (ст. 1064 Гражданского кодекса России) вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим этот вред.

Кроме того, согласно ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе с использованием транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Именно поэтому в конкретной ситуации обязанность возмещения вреда возлагается на владельца автомобиля – виновника ДТП.

Стоит отметить, что владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник перестал ему принадлежать в результате противоправных действий других лиц (например, угона).

Кроме того, владелец автомобиля с полисом ОСАГО, в случае, когда страхового покрытия не достаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, выплачивает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Таким образом, виновник ДТП обязан по закону возместить потерпевшему разницу между полученным страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Страховая сумма, в пределах которой компания обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 120 тыс. рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего. Однако уже сейчас есть проект изменений, предусматривающий увеличение лимита до 400 тыс. рублей.

Поэтому пока страховщик не имеет законных оснований выплатить при наступлении страхового случая по договору ОСАГО более 120 тыс. рублей при повреждении имущества одного потерпевшего. Следовательно, несмотря на то, что размер причиненного ущерба превысил страховую сумму по договору ОСАГО, страховщик в данной ситуации поступил правомерно.

При наличии каско у обоих участников ДТП ущерб был бы возмещен в рамках договора добровольного страхования, и владельцу «Мерседеса» не пришлось бы требовать с виновника ДТП разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, а виновнику ДТП – ремонтировать автомобиль за свой счет.

Однако наличие каско не избавило бы виновника ДТП от материальных затрат. К страховщику, где был застрахован «Мерседес», после выплаты страхового возмещения перешло бы право требования к лицу, ответственному за убытки. Причиненный ущерб в размере 120 тыс. рублей был бы возмещен страховщику потерпевшего компанией виновника ДТП в рамках договора ОСАГО, а разницу между выплатой по договору ОСАГО и фактическим размером ущерба в пользу страховщика потерпевшего обязан возместить причинитель вреда. Поэтому очень важно дополнительно к ОСАГО приобретать полис добровольного страхования гражданской ответственности».

Управляющий юридической фирмы «СпецЮст»Александр Целых

: «Виновнику ДТП в данной ситуации могу дать следующие советы:

  • на стадии оформления ДТП сотрудниками ГИБДД строго проследить, чтобы в документах были указаны только те повреждения, которые действительно имеют отношение к ДТП, а в случае нарушения – указать это в замечаниях;
  • обязательно явиться на осмотр и оценку автомобиля потерпевшего в оценочной компании (о таком осмотре виновник ДТП должен быть заранее извещен телеграммой или иным законным способом), причем желательно взять с собой фотоаппарат (или даже видеокамеру) и параллельно с основной съемкой самостоятельно фиксировать поврежедения;
  • в акте, который составляется по итогам осмотра, указать все свои замечания, например, завышенные объемы повреждений или повреждения, которые не относятся к ДТП, если такие моменты пытаются отразить в акте осмотра;
  • в случае вашего несогласия с перечнем повреждений, их характером и способами их устранения (например, замена или ремонт) обязательно укажите это в акте осмотра;
  • если вы предполагаете, что дорогостоящему автомобилю причинен очень большой ущерб, то делать вышеописанные действия необходимо еще тщательнее, в том числе с привлечением опытного профессионала в этой области (автоюрист, автооценщик и т. п.).

Так необходимо вести себя и в том случае, если вас вызывают на осмотр скрытых повреждений, которые могут быть обнаружены при разборе авто и его ремонте в автосервисе (обязательно предупредите свою страховую компанию, чтобы она дублировала вам все извещения, которые приходят к ней по этому ДТП и по осмотрам авто).

По итогам осмотра составляются калькуляция и заключение о стоимости ремонта и запчастей. Желательно проверить итоговый документ, причем с привлечением профессионального оценщика, и в случае несогласия с какими-либо цифрами и суммами заявить об этом (в определенных случаях даже можно заказать у привлеченного вами оценщика новую оценку стоимости восстановительного ремонта) и не выплачивать потерпевшему более той суммы, которую привлеченный вами оценщик считает правильной.

В случае же судебного спора заказать у привлеченного оценщика новую оценку стоимости восстановительного ремонта либо заявить в суде о назначении судебной экспертизы. Сделать это крайне важно, иначе суд будет руководствоваться только первоначальной оценкой. Если дело дойдет до суда, то суд, ознакомившись с материалами, в том числе с первоначальной, повторной или судебной оценкой (экспертизой), должен принять справедливое решение на основании конкретных обстоятельств и всестороннего рассмотрения дела.

На этапе суда привлечение в защиту ваших интересов профессионалов – опытных юристов – становится еще более необходимым, особенно если речь идет о действительно огромных суммах ущерба.

Чтобы избежать подобных ситуаций и обезопасить себя, могу рекомендовать помимо обычного полиса ОСАГО заказывать так называемый ДСАГО – дополнительное (добровольное) страхование автогражданской ответственности, которое повышает лимит выплат со 120 тыс. рублей до необходимой вам суммы. Стоит это недорого, и целесообразность в этом, я считаю, есть. К примеру, доплатив 1,5 тыс. рулей, можно дополнительно приобрести гарантии на сумму в 750 тыс. рублей. Но есть и более демократичные варианты. Например, заплатив 700 руб. можно получить дополнительные гарантии на 250– 280 тыс. рублей.

Необходимость продавать собственный автомобиль, чтобы вернуть деньги водителю «Мерседеса», может возникнуть только тогда, когда у виновника ДТП нет других источников для выплат.

Есть очень важный совет и владельцам пострадавших авто: если чувствуете, что виновник неплатежеспособен и его автомобиль – это единственное ликвидное имущество, то рекомендую попробовать добиться в суде наложения ареста (запрета) на продажу авто виновника до разрешения судебного дела».

Александр, автомобилист : «Около двух лет назад (в декабре 2009 года) я, управляя автомобилем ВАЗ 21099, попал в ДТП. Ехал по крайней левой полосе по пр. Победы на пересечении с ул. Молдавской, соблюдая скоростной режим. Впереди меня двигался автомобиль «Мазда» CX7, до которого было около 9-10 метров. Перед светофором водитель «Мазды» резко затормозил, причем абсолютно необоснованно, так как впереди был разрешающий сигнал. Я начал резко тормозить, но из-за гололеда автомобиль юзом понесло вправо. После этого в правую боковину моей машины ударил автомобиль марки «Мерседес» ML350, который ехал рядом по средней полосе, а мой автомобиль отбросило на впереди идущую «Мазду». В итоге сотрудниками ГИБДД было установлено, что вина полностью лежит на мне.

На момент ДТП все транспортные средства были застрахованы только по ОСАГО. Как известно, предельная сумма выплат в случае, если в аварию попадают более двух автомобилей, составляет 160 тыс. рублей. Если повреждения автомобилей превышают эту сумму, средства взыскиваются с виновника ДТП. Так произошло и в моем случае.

Водителю «Мазды» была выплачена компенсация в размере около 40 тыс. рублей. Оставшуюся часть (около 120 тыс. рублей) моя страховая компания перечислена водителю «Мерседеса», однако полученной суммы не хватило на возмещение ущерба, причиненного в ДТП (208 тыс. рублей). Поэтому потерпевший предъявил иск в суд о взыскании в меня денежных средств в размере около 90 тыс. рублей (дополнительно взыскивались средства, затраченные потерпевшим на услуги оценочной компании, почтовые переводы и на уплату госпошлины).

На открытом судебном заседании мы с потерпевшей стороной договорились о заключении мирового соглашения, по условиям которого сумма исковых требований была снижена до 50 тыс. рублей. Однако были установлены конкретные сроки выплаты – в течение одного месяца после заключения данного соглашения».

Очень часто встречается ситуация, когда страховая компания выплатила сумму, намного меньшую, а то и вовсе несопоставимую с суммой, потраченной на ремонт.

Как правило, это происходит в случае, когда СК присылает для проведения экспертизы страховщика, с которым её связывают договорные отношения.

Мало того что при выплатах по ОСАГО страховая компания существенно (в 2-4 раза) занижает сумму восстановительного ремонта , так еще и применяется коэффициент износа автомобиля.

В результате полученной по ОСАГО выплаты не хватает даже на частичный ремонт.

Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

Для того чтобы определиться с порядком действий для обжалования решения страховой, необходимо в первую очередь получить на руки отчет оценки эксперта и калькуляцию .

Для этого пишется заявление в страховую с просьбой выдать на руки акт о страховом случае и акт осмотра автомобиля с калькуляцией стоимости восстановительного ремонта. Согласно п. 71 Правил ОСАГО СК обязана предоставить вам копию акта по письменному запросу.

Получив все требуемые документы на руки, нужно самостоятельно, а еще лучше с привлечением независимых экспертов проверить все позиции на предмет отражения всех повреждений автомобиля.

В акте указывается сумма расчета без износа. Если она приблизительно соответствует затратам на ремонт, значит, занижение выплаты вызвано тем, что по ОСАГО ущерб рассчитывается с учетом износа. Тогда любые дальнейшие действия не приведут к ощутимому результату.

Часто бывает, что страховая:

  • занижает количество и стоимость нормо-часов по разным видам работ;
  • не учитывает необходимые для ремонта виды работ;
  • занижает стоимость деталей и материалов, необходимых для проведения работ;
  • вообще не учитывает необходимую стоимость деталей и материалов.

Если ТС не подлежит восстановлению, то СК может в 2-3 раза завысить стоимость годных деталей , что опять приведет к занижению суммы выплаты.

Как провести повторную независимую экспертизу?

Если в акте отражены все повреждения автомобиля, то нужно обратиться в независимую экспертизу для того, чтобы специалисты по акту осмотра составили еще один расчет стоимости ремонта.

Если пострадавшему автомобилю не больше 5 лет, то независимый эксперт может рассчитать размер утраты товарной стоимости ТС в результате ремонта. Эту сумму тоже необходимо взыскивать со страховой компании.

Если в отчете отражены не все повреждения, а автомобиль еще не отремонтирован, то необходимо провести повторную независимую экспертизу. При этом обязательно нужно будет уведомить страховую компанию о времени и месте её проведения .

Все платежные квитанции нужно сохранять, потому что в дальнейшем все потраченные суммы можно будет взыскать через суд. Если же ремонт был произведен, то нужно восстановить все чеки и платежные документы, подтверждающие реальные затраты.

После составления нового отчета об оценке ущерба нужно составить грамотную досудебную претензию в СК, в которой перечислить все ваши требования и приложить новый расчет оценки ущерба.

Претензия составляется по образцу. Адресат претензии – это руководитель СК. Затем называется причина обращения, следующим пунктом указывается желаемый клиентом результат.

Здесь пишется сумма, на которую рассчитывает пострадавший, и 7-10-дневный ожидаемый срок ответа на претензию, после которого клиент будет обращаться в суд.

К претензии нужно приложить все имеющиеся документы, указать номер полиса, автомобиля, заключения экспертов и чеки с СТО. В конце указывается дата и контактные данные пострадавшего.

Такая претензия является подтверждением для суда попытки договориться с вашей стороны. Её нужно передать в секретариат СК, обязательно получив на руки копию с отметкой о вручении, или переслать заказным письмом.

Иногда бывает, что СК идет навстречу пострадавшему и удовлетворяет претензию. Однако намного чаще вы получите либо отказ, либо претензия будет полностью проигнорирована.

Поэтому лучший вариант – это после подачи претензии сразу начинать готовить пакет документов для подачи заявления в суд.

Как подать жалобу в РСА и ФССН?

В течение этих 10 дней можно подготовить жалобы в Союз автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора.

На сайте РСА можно скачать бланк для подачи жалобы, можно пожаловаться по телефону бесплатной линии: 8-800-200-22-75, а можно узнать, есть ли в вашем городе представительство РСА (например, оно есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и пр.), или написать по адресу: г. Москва ул. Люсиновская, д. 27, строение 3.

Подача жалобы в контролирующий орган – это нормальный шаг, который практикуется во всех странах.

Федеральная служба страхового надзора тоже осуществляет контроль над действиями страховщиков, но не решает споры о размере ущерба.

Инспекции страхового надзора находятся в крупных городах России, в крайнем случае, жалобу можно подать по адресу: 125993, Москва, Миусская пл., д.3, стр.5.

Нельзя сказать, что это эффективная мера, но деятельность страховщика будет проверена.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

Для составления иска о взыскании страховой выплаты необходимо рассчитать сумму требования.

В сумму входит:
сумма восстановительного ремонта (по оценке вашей экспертизы);
стоимость независимой экспертизы;
почтовые расходы на уведомления.

Из этой суммы нужно вычесть выплату страховой.

К ней можно добавить, если оценивалась, утрату товарной стоимости ТС и возможные проценты за пользование чужими деньгами.

Нужно указать и моральный вред, который вы хотите возместить (указать можно любую сумму, но на практике суды обычно компенсируют не больше пары тысяч рублей).

Постановлением пленума Верховного суда РФ от 28 июля 2012 г. №17 было утверждено, что СК должна не только возместить сумму недоплаты, но и заплатить штраф в размере 50 % от удовлетворенных судом требований за отказ произвести выплату в добровольном порядке.

Обратите внимание: данный штраф присуждается в пользу истца, а не уходит государству.

Если планируемая сумма взыскания будет превышать установленные законом 120 000 руб. ОСАГО, то имеет смысл в качестве соответчика пригласить в суд виновника ДТП . Это необходимо для того, чтобы не затягивать судебное рассмотрение по срокам.

За время ожидания ответа на досудебную претензию нужно собрать пакет документов для подачи в суд.

В пакет входят:

  1. Документы на ТС;
  2. Копии документов из ГИБДД;
  3. Акт о страховом случае;
  4. Акт осмотра ТС;
  5. Калькуляция страховщика или отчет об оценке;
  6. Исковое заявление с приложенным расчетом на отдельном листе.

Что следует учесть при подаче искового заявления?

В случае если страховая недоплатила крупную сумму, лучше поручить подачу заявления в суд и ведение дела в суде юридической компании.

Если исковая сумма меньше 50 000 руб., иск о взыскании недоплаченного страхового возмещения по ОСАГО подается мировым судьям, если выше 50 000 руб. – в районный суд.

Обычно в спорах по страховым выплатам суд удовлетворяет исковые требования клиента СК в полном объеме.

Конечно, процесс может затянуться на месяцы, но в любом случае вы ничего не потеряете, потому что все расходы и судебные издержки оплатит СК. Во время суда может быть назначена еще одна судебная экспертиза.

Как правило, дело одним заседанием не ограничивается, придется постоянно отпрашиваться с работы для явки на заседания.

Все расходы на юристов будут оплачены страховой компанией.

После окончания суда исполнительный лист нужно будет отнести судебным приставам или непосредственно в банк, где зарегистрирован счет должника.

Видеосюжет о страховых спорах по ОСАГО

Читайте еще:

10 комментариев

    Если страховщик заплатил недостаточную сумму, обязательно нужно обращаться к юристам. Другое дело, что тут много тонкостей, которые неподготовленному человеку будет сложно понять и в соответствии с ними действовать. Да и времени это занимает прилично. Но, главный плюс в том, что все расходы на юристов покрываются страховой компанией. Если, конечно, все пройдет удачно.

    С ситуацией, когда страховая оплачивает намного меньшую сумму, чем потрачено на восстановление автомобиля после ДТП, сталкивался наверное каждый. И я не исключений. Стояла на перекрестке, водитель стоящей впереди десятки резко сдал назад, нос моего автомобиля был всмятку. Автомобиль с места аварии увозили на эвакуаторе. Ремонт был дорогостоящим, пришлось заказывать ноускат и полностью все менять. Страховая выплатила лишь треть, от затрат на ремонт. Друг посоветовал обратиться к юристу. Что я и сделала. Это оказалось очень легко. Я написала доверенность и юрист действовал от моего лица. Я даже в суде не была, просто ждала результата. В итоге страховая выплатила сумму, которая покрыла все расходы и даже немного больше. Я считаю, что независимую экспертизу проводить необходимо, особенно когда повреждения после ДТП очень значительны. Это конечно долго, затратно, но стоит того, чтобы браться за это дело.

    Часто страховые компании целенаправленно выплачивают страховое возмещение в меньшем размере, чем положено по закону и потерпевшему не хватает денег на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля. Страховая компания мало заплатила по ОСАГО или КАСКО?

    Здравствуйте! Произошло ДТП 17.10.2015. независимая экспертиза насчитала мне 84000 рублей, при разбирательстве увидел много недочетов в их расчетах. По деталям необходимых на замену у меня вышло более 110 000, работу в сервисе дилера со скидками на запчасти 20 % и работу 10%выходит как минимум 105 000 рублей. и КАК тут быть теперь как восстанавливать автомобиль, в «юрфирме N» говорят судиться бесполезно, методика расчета одна, тогда вопрос зачем тогда они нужны?? какая от них польза, если в суд идти не хотят, ЧТО ДЕЛАТЬ в моей ситуации??
    Салимгареев Азат 89177546290

    • Уважаемый Азат! Не слушайте, что говорят в «юрфирме N». На самом деле можно и нужно идти в суд. Мне страховая выплатила 60тыс. Заказанная мною независимая экспертиза насчитала 103тыс. Отправила претензию в СК, ОНИ НЕ ПРОРЕАГИРОВАЛИ. В результате, вместо 43 тыс., которые они зажали к выплате, суд присудил им 102тыс. (остаток выплаты+неустойка+штраф+мор.вред+расходы на проведение экспертизы+расходы на представителя в суде). Так что не складывайте руки, а начинайте действовать, чтобы не потворствовать наглости и жадности СК.

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, я застрахован в Ресо, виновник ДТП в ВСК. Осмотр и оценку проводили в моей страховой (ресо), мы туда приезжали вместе с виновником. Выплатили естественно мало. У кого находится акт о страховом случае кто подскажет? В ВСК или в Ресо? И с кем судиться мне в таком случае? Кто калькуляцию проводил? Спасибо

    Произашло дтп, моей машине 20 лет она 1994 года и я боюсь насчитать мало так как машина старая! У меня тойоту крона эксив! Стоит ли идти в независимую и что делать в таких случиях?

    Скажите пожалуйста, как поступить в случае, если страховая компания посчитала запчасти по Московским оптовым ценам, а у нас в Перми они всюду стоят в полтора раза дороже, а кроме того, еще удержала износ. У меня ни один сервис не берется за ремонт, смеются и говорят, вот пусть вам страховая за эти цены предоставит запчасти. Обратилась к независимому эксперту, а он говорит, что он тоже имеет право считать только по ихним ценам, по другим суд даже не будет рассматривать иск.

    Добрый день! Недавно совершил ДТП, виновником которого являюсь. Страховая компания у обоих одна. СК расчитала потерпевшему сумму (17900тр), что менее чем «насчитали»на СТО (27900тр). Без экспертизы и оценщиков. Потерпевший обратился ко мне с требованием возместить недостающую сумму (10000тр). В свою очередь я посоветовал ему обратиться в суд, и через суд требовать недостающую сумму у СК, соблюдая необходимые требования закона (оценка, независимая экспертиза, чеки за ремонт). Правомерны ли мои советы и должен ли я лично что то оплачивать потерпевшему если он решит подать в суд на меня? Спасибо!

Если выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт автомобиля, то в большинстве случаев восполнение недостатка суммы осуществляется из бюджета заинтересованного лица. Но в отдельных ситуациях вердикт страховой компании можно оспорить и получить причитающуюся компенсацию либо завершить ремонт транспортного средства за счет автовладельца, виновного в дорожном происшествии.

В каких случаях страховки недостаточно для покрытия ремонтных работ

В текущем году по новым правилам закона об автостраховании, компенсационные выплаты в случае ДТП заменены проведением ремонта за счет денежных средств страховой конторы. При этом оценка ущерба производится в стандартном порядке, просто сумма на восстановление машины не передается на руки заинтересованному лицу. Таковой получает уже отремонтированное средство передвижения.

Тем не менее, ситуации, когда не хватает на ремонт по ОСАГО, по-прежнему происходят и автовладельцам следует знать, что следует предпринимать в подобных случаях.

Всего возможны 2 варианта, когда страховая выплата значительно ниже стоимости восстановительных работ:

  1. стоимость устранения повреждений, полученных в результате аварии, превышает лимит, установленный законом;
  2. страховая контора оценила ущерб ниже, чем таковой составляет на самом деле.

Каждый из указанных случаев обладает рядом нюансов, которые стоит учесть, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.

Согласно закону максимальный лимит страховой выплаты составляет 400000 рублей, но на практике нередки случаи, когда требуется гораздо большая сумма. В этом случае есть 2 способа решения проблемы:

  • доплатить недостаток из собственного бюджета;
  • взыскать недостающую сумму с лица, признанного виновным в ДТП.

Если с первым вариантом все понятно, то второй имеет множество особенностей.

Прежде всего, стоит попробовать урегулировать ситуацию мирным путем. Следует обратиться к виновнику происшествия с письменным обращением о предоставлении недостающих средств. При этом необходимо иметь на руках акт оценки суммы повреждений и документ об оплате страховой премии.

Если же адекватности со стороны виновника добиться не получилось, вопрос можно решить посредством обращения в суд. Потребуется подготовить пакет бумаг, включающий:

  • копию паспорта подателя иска;
  • заключение экспертов с указанной стоимостью ремонта авто;
  • квитанцию от страховой конторы о проведенной выплате.

Чаще всего подобные разбирательства оканчиваются победой потерпевшего лица. При этом ответчику, помимо возмещения недостающей суммы, потребуется осуществить оплату юристов и прочих судебных издержек.

Сумма ущерба занижена страховой конторой

Если автовладелец подозревает, что сумма ущерба, обозначенная страховой компанией, не соответствует реальной стоимости повреждений, то в первую очередь следует позаботиться о проведении повторной экспертизы при участии независимого специалиста. Непосредственно при проверке должны присутствовать представители всех сторон - сотрудник страховой фирмы, виновник аварии и пострадавшее лицо.

Дополнительно следует затребовать у страховщика акт о наступлении страхового случая, где описывается ДТП, размер ущерба и страховой выплаты, а также предоставляется расчет последней. Согласно закону документ должен быть предоставлен в течение 3 дней со дня поступления запроса.

На основании сравнения двух заключений - от независимого эксперта и страховой конторы - можно сделать вывод относительно того была ли занижена сумма ущерба или же нет.

Важно уточнить, что подобные действия могут помочь лишь в том случае, если компенсация была выдана наличными либо перечислена на счет автовладельца. Ели же страховая компания проводила ремонтные работы, то тут привлечение независимого специалиста не поможет и роли не сыграет.

Итак, если нарушение выявлено, и сумма выплаты действительно ниже реальной стоимости полученных дефектов, можно попытаться решить спор мирными переговорами либо в судебной инстанции.

Досудебное решение спора

Автовладелец может составить претензию самостоятельно, но оптимально обратиться за помощью к юристу. В бумаге следует описать факты, доказывающие, что сумма ущерба была выявлена не точно, а также указать прочие недочеты работы страховой конторы.

В случае отказа со стороны фирмы, таковая в обязательном порядке должна оповестить заявителя о своем решении в письменном виде в течение 10 дней.

В ответе должны быть перечислены все законодательные акты, которыми страховая аргументирует игнорирование претензий со стороны автовладельца.

Если имеет место именно такой вариант, то гражданин может воспользоваться вторым способом и обратиться в суд.

Урегулирование спора в суде

Перед подачей искового заявления следует подготовить копии документов:

  1. свидетельство о праве владения авто;
  2. протокол с места происшествия;
  3. акт об осмотре транспортного средства, полученный в страховой конторе;
  4. заключение независимого специалиста;
  5. паспорт заявителя.

Если компенсация была предоставлена в виде денежной выплаты, а не посредством проведения ремонта, велика вероятность, что суд встанет на сторону истца и страховой компании придется покрыть недостающую сумму.

В случае если компенсационная выплата по ОСАГО оказалась небольшой и денег на оплату ремонта не хватает, следует выяснить причину произошедшего. В ситуации, когда страховая контора оценила повреждения неверно, стоит попробовать решить вопрос мирно либо подать исковое заявление в суд. Впрочем, во втором случае, когда сумма ущерба превышает страховой лимит, варианты урегулирования спора будут аналогичны, только второй стороной будет выступать гражданин, виновный в ДТП. Исключением считается момент, если потерпевший согласен оплатить недостаток средств из своего кармана.

Не всегда страховка ОСАГО способна компенсировать весь ущерб, полученный в результате аварии. Что делать, когда денег не хватает?

Максимальные выплаты по полису ОСАГО распределяются следующим образом:

  • до 500 тыс. руб. за жизнь или вред здоровью для каждого потерпевшего (предельное количество не определено);
  • до 400 тыс. руб. за повреждённое имущество каждого пострадавшего.

Согласно статистике, по итогам первого квартала 2016 года средняя выплата по составляла 60 тыс. руб. Эти деньги покрывали мелкий ремонт машины и направлялись на лечение пострадавшим. Однако далеко не всем причиняется такой умеренный вред. Под колесами машин ежегодно умирают порядка 30 тыс. россиян, тысячи людей получают увечья и инвалидность. Способны ли 400 тыс. руб. компенсировать смерть человека или восстановить здоровье при существенных травмах? В ряде случаев стоимость только одной операции может достигать нескольких миллионов рублей.

Большие убытки можно получить и при повреждении автомобиля. Ремонт отечественных автомобилей и иномарок стоит больших денег. Поэтому нередки случаи, когда страховой выплаты не хватает на восстановительный ремонт.

Что делать, когда не хватает выплаты по ОСАГО?

Если страховщик согласился выплатить возмещение, которое, по вашему мнению, оказалось заниженным и не достигающим максимального предела, то данное решение можно оспорить. Для этого придётся заказать независимую экспертизу повреждённого имущества, за которую нужно заплатить из собственных средств. Если она докажет вашу правоту, то нужно попросить страховую компанию возместить именно этот убыток. Это можно сделать по соглашению сторон или с помощью обращения в суд.

Кроме этого, недостающую часть ущерба можно получить от непосредственного виновника аварии. Здесь можно использовать те же два варианта: мирно договориться о компенсации или обратиться в суд, чтобы сделать это с помощью юридического принуждения.

Совет Сравни.ру: Чтобы избежать проблем с недостаточной суммой компенсацией ущерба в будущем рекомендуем приобретать полис и (добровольное страхование гражданской ответственности). Так выше шанс, что пострадавшая сторона получит полную компенсацию ущерба, а вы сможете за счёт страховщика возместить собственные убытки.

Если вы стали участником ДТП не по своей вине, то, согласно законодательству, по ОСАГО вы должны получить компенсацию на ремонт от страховой компании виновника ДТП. Вам необходимо дождаться прибытия страхового агента, который проведет осмотр. В течение 20 дней вам должны будут либо выплатить полную сумму ущерба (но не больше 400 тысяч рублей), либо направить в СТО, где транспортное средство будет восстановлено с учетом износа деталей.

Но, как часто бывает, страховые компании платят слишком мало. Обычно они это делают, потому что уверены, что пострадавший не знаком с законами, не знает о своих правах, и поэтому не будет предпринимать каких-либо мер, чтобы исправить ситуацию.

Мы же предлагаем вам простой алгоритм действий - что нужно делать, если страховая заплатила слишком мало.

Итак, если вы видите, что компания не выплатила и половины тех средств, которые вы потратили или планируете потратить на ремонт, вам нужно:

  • расчет выплат;
  • обратиться в бюро независимой экспертизы, чтобы там провели повторные расчеты;
  • подайте в страховую компанию досудебную претензию, составленную на основе результатов независимой экспертизы;
  • если претензия не возымела действия над страховщиками, подавайте иск в суд на взыскание полной суммы ущерба и всех полагающихся штрафов за невыполнение своих обязанностей.

Теперь распишем каждый из этих пунктов подробно.

Получаем расчет по выплатам

Копию расчета по выплатам или акта о страховом случае в страховой компании обязаны выдать вам в течение трех дней после вашего письменного обращения.

Нужно также обратить внимание на тот факт, что в акте сумма может указываться как с учетом износа деталей, так и без учета.

В том случае, если сумма указана без учета износа и приблизительно соответствует тем затратам, которые понесла потерпевшая сторона, то любые дальнейшие действия не будут иметь значения - суд откажет в удовлетворении вашего иска. Это связано с тем, что сумма выплат по ОСАГО как раз учитывает износ деталей.

Независимая экспертиза

Эксперты проведут повторный осмотр и составят акт осмотра. Наиболее точные данные будут получены в том случае, если после ДТП автомобиль не ремонтировали. Если же в силу различных обстоятельств вам пришлось восстанавливать транспортное средство за свой счет, то все чеки и калькуляции нужно сохранить и присоединить их к делу. Не помешают также фотографии с разных ракурсов, на которых будут запечатлены следы столкновения.

Затем по результатам обеих экспертиз будет установлен реальный ущерб и сумма, которая необходима для полного восстановления машины.

Досудебная претензия

Досудебная претензия составляется для того, чтобы взыскать со страховой недостающие средства. Это своего рода предупреждение - или вы доплачиваете по хорошему и мы расходимся, или придется подавать на вас в суд.

Претензия составляется по утвержденному образцу, который можно скачать в интернете.

Можно также обратиться к автоюристу, который все составит грамотно: изложит ваши требования, приложит все обязательные документы (акт независимой экспертизы, чеки из СТО, копию страхового полиса).

Также нужно указать ту сумму, которую вы желаете получить.

Исковое заявление в суд

Если в течение 10 дней от СК никакого ответа на претензию не последовало, подавайте иск в суд. Причем в зависимости от взыскиваемой суммы иск нужно подавать либо:

  • мировым судьям (до 50 тысяч);
  • районный суд.

Из документов вам понадобятся:

  • все документы на ТС;
  • документы, подтверждающие личность;
  • копии акта осмотра и страхового случая;
  • результаты повторной экспертизы;
  • ваши требования на отдельном листе.

Какую сумму требовать от страховой?

Сумму искового заявления рассчитать довольно просто: указываете во сколько вам обошлись ремонт, независимая экспертиза, обращение к юристам, почтовые расходы. Вычитаете из полученной суммы выплату от СК. Кроме того, опытный адвокат поможет вам «сбить» со страховой возмещение морального ущерба, которое может составлять до 50% от суммы невыплаченных средств.

Итак, если страховая компания по ОСАГО выплачивает пострадавшему при ДТП заниженную сумму компенсации, необходимо начинать собирать документы и делать повторную экспертизу для дальнейшего обращения в суд. На практике очень много случается таких ситуаций, и с ними можно и нужно бороться.