Что делать если ты сумасшедший. Крыша, прощай! Как понять, что сходишь с ума по-настоящему

Безумие – это устаревшее название сумасшествия, которое являет собой тяжелую потенциально неизлечимую психическую патологию. До конца девятнадцатого столетия безумием называли поведение либо мыслительное функционирование, преступающее границы принятой нормы в определенном социуме. Например, к разновидностям сумасшествия относили судороги, попытки самоубийства. Также эпилептические припадки, последствия мозговых травм и контузии считались признаками безумия. Итак, что означает слово безумие? Данный термин означает утрату ума. Безумец – это индивид, потерявший рассудок либо сошедший с ума. Поскольку исторически понятие «безумие» применялось к множеству различных недугов психики, сегодня оно употребляется крайне редко в современной медицинской и психотерапевтической практике, хотя разговорной речи также популярно.

Причины безумия

Безумие в жизни является тяжелым психическим недугом, который характеризуется искаженным восприятием реальности. Ученые утверждают, что легкое безумие обусловлено нарушением, происходящим в единстве человеческой души и тела. Считается, что главным фактором, провоцирующим начало безумия, является отсутствие возможности корректировки и принятия яви. То есть безумие простыми словами наступает, когда действительность перестает отвечать сформированным мозгом стереотипам. Вследствие того, что разновидности и формы безумия очень разнообразны, сегодня довольно трудно выделить общие причины, способные привести к утрате разума.

Большинство средневековых психиатров, задаваясь вопросом, что такое безумие, относили к этому понятию такие проявления, как банальная лживость, отсутствие патриотизма, а также все, что делало индивидов отличными от основной массы людей. Они готовы были признать великих художников, находящихся в порыве творчества и вдохновения на грани безумия, душевнобольными.

В древности различали две категории причин помешательства: сверхъестественные и физические. Наши пращуры часто связывали сумасшествие с божественным наказанием за прегрешения. Другими словами, делая человека безумным, высшие силы, таким образом, старались наказать его. Однако нередко божественное сумасшествие давало знание, поэтому несло позитивное содержание.

Одержимость демонами также в те времена считалась распространенной причиной сверхъестественной природы, вызывающей описываемое состояние.

Зачастую проблемы морального и душевного характера могут вызвать симптомы безумия. Например, утрату разума может спровоцировать ежедневное повторение неприятностей, большое горе, гнев, сильная ярость. К физическим факторам, вызывающим сумасшествие относят травмы головы.

Медицина древней Греции, опираясь на изыскания Гиппократа, объясняла сумасшествие как излишек «черной желчи», пары которой оседали в головном мозге, разъедая его, что и вызывало помешательство. К росту активности, то есть холерическому сумасшествию, мании и эпилепсии приводил избыток «желтой желчи». Во времена господства ренессанса и гуманизма описываемая концепция обрела вторую жизнь.

Во второй половине девятнадцатого столетия прочно утвердилась теория позитивизма, которая гласила, что душа – это лишь марионетка мозга, поэтому все симптомы безумия имеют физическую природу и вполне излечимы. Вследствие влияния данной концепции из обихода ушло слово «душевнобольной», поскольку оно означало, что у человеческого субъекта есть душа, имеющая возможность «болеть». В обиходе окончательно утвердилось определение «безумец».

Сегодня все симптомы, ранее обобщенные термином безумие, обозначаются как расстройство психики. Ведь, что означает слово безумие? Оно означает без разума, то есть полная потеря разумности в поведении. Действия безумного становятся непредсказуемыми, как и при ряде патологий психики.

Современная психиатрия убеждена, что психические недуги наступают вследствие расстройства нейромедиаторного баланса, другими словами: структурно-функциональные элементы нервной системы – нейроны друг с другом не соединены, расстояние между ними называется синаптической щелью, в которой находятся нейромедиаторы, передающие импульсы между нейронами. наступают именно из-за нарушения вышеописанного баланса.

Признаки безумия

Поскольку формы безумия довольно многообразны, выделить общие признаки довольно проблематично. Отдельными критериями могут служить поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, патологическая гиперактивность и кататонический .

Начало безумия сигнализируют следующие признаки:

— отсутствие самокритики;

— беседа с самим собой словно с другим человеком;

— резкие смена настроения, носящие беспричинный характер.

Диагноз безумие с точки зрения воздействия на социальное окружение выделяют опасное сумасшествие и полезное. К опасному помешательству относят , ярость, манию и иные симптомы полоумия, в ходе которых страдающий индивид может нанести моральный вред или травмы окружающим.

К полезному безумию относят дар предвидения, творческое вдохновение, восторг и экстаз. Многие известные гении находились на грани безумия и создавали шедевры.

По характеру симптоматики безумие в жизни подразделяется на меланхолию, манию и истерию. Меланхолия проявляется в удрученности, полной , вялости, отсутствии интереса к происходящему. Индивиды, страдающие данным отклонением, испытывают терзания и душевные мучения, пребывают продолжительное время в угнетенном состоянии. Мания и истерия – это полная противоположность меланхолии. Данные отклонения выражаются пациента, возбужденным состоянием и яростью. Индивиды, подверженные мании или истерии, могут импульсивно совершать необдуманные поступки, которые зачастую несут негативные последствия.

По степени тяжести сумасшествие классифицируется на слабое (легкое безумие), серьезное и острое. Слабое расстройство характеризуется проявлениями клинических симптомов либо они выражены в легкой форме. Серьезное помешательство – это расстройство сознания, с которым субъект справиться самостоятельно не в состоянии.

Симптомы серьезного безумия характеризуются нарастанием интенсивности и частоты возникновения. Острое помешательство проявляется сильными отклонениями в функционировании психики, которые носят постоянный характер.

Лечение безумия

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Нам нравятся немного сумасшедшие люди, эксцентричные и готовые на безумства. При этом мы сами жутко боимся сойти с ума. Истинные безумцы нам представляются обязательно неуравновешенными психами, помещенными в специальные учреждения, изолированные от «нормальности». При этом мы прекрасно знаем, что многие гениальные люди, художники, ученые и музыканты всегда были немного не в себе. У каждого из нас есть свои странности и в каждом из нас есть немного безумства. Распознаем бомбу замедленного действия вместе!

1. Боюсь сойти с ума

Ежедневные стрессы не остаются без внимания организма . Мы боимся всего: забытого на плите чайника, невыключенного утюга, срочной сдачи отчета на работе, похода к стоматологу, террористических угроз, стихийных бедствий и пр. Мы расстраиваемся по мелочам и кажется, что еще чуть-чуть и нервы не выдержат, и случится что-то необратимое. Каждодневные порции стресса, как слои в пироге, укладываются в нашей голове, и состояние панического страха становится практически хроническим. От людей, которые длительное время пребывают в таком стрессовом состоянии часто можно услышать «Я боюсь сойти с ума».

Именно так проявляется невроз, он прячется в страхах, иногда глубинных и понятных только нашему подсознанию, и проявляется после череды стрессов. Явление частенько временное и не понаслышке знакомое, наверняка, каждому из нас. Постоянные истерики сменяются приступами панических атак, а иногда в игру вступает психосоматика и тогда становится не до смеха. Бесконечные поиски болезней и походы от врача к врачу действительно могут свести с ума.

Также не менее распространена и боязнь посещения врача - иатрофобия . Смотрите видео!

2. Любовь до сумасшествия

Любовь слепа , поэтому безумию приходится водить ее за руку. И даже независимо от возраста сумасшествие, порой, становится поводырем для влюбленного сердца. Приступы ревности, невозможность выдержать разлуку и слезные ручьи радости просто от взгляда на любимого человека – кто-то скажет, что это проявление настоящих чувств, а кто-то увидит болезненное помешательство на объекте любви. От такого любовного расстройства и случаются всякие печальные истории в стиле «Ромео и Джульетты» или «так не доставайся же ты никому». На долгую жизнь такие болезненные отношения точно не обречены. А вот их создатели и виновники – сами влюбленные – рискуют либо вылечиться, либо окончательно слететь с катушек.

3. Непризнанный гений

Все гениальные люди отчасти сумасшедшие, но не все сумасшедшие - гениальные люди! Бывает так, что человек считает себя не просто исключительно творческим, а настоящим гением. Написал одну банальную и откровенно бездарную книгу или впервые взял в руки краски, размазав их по холсту, возомнил себя новым Сезанном. Когда корона уже надета, а повода для коронации еще и не было – это тревожный признак! «Звездные истории» некоторых непризнанных гениев заставляют не обращать внимание на их творческую деятельность, а привлекать внимание к себе другими способами. Они совершают эпатажные выпады , надевают на себя неудобные маскарадные костюмы и свято верят в свое особенное предназначение. Хорошо, если понимание действительности к ним все-таки возвращается, а шёпот безумия только добавляет идей для творческого воплощения. Но это происходит далеко не всегда, и некоторые так и вынуждены оставаться непонятыми. Хотя, возможно, их время просто не настало. Ведь печально известного Джордано Бруно поняли только лишь спустя 300 лет после того, как... сожгли.

4. Я – плохой

Неудачи на работе, личная жизнь не складывается . В чем же дело? Психологи учат искать проблемы в себе, вот люди и находят их, только не всегда с нужной стороны. Так рождаются легенды с проклятиями и порчами, а сами страдальцы вешают на себя ярлык «неудачника» и «венок безбрачия». Внушение – вещь сильная. А унылый взгляд и бесконечные разговоры о проблемах (которые, кстати, есть абсолютно у всех!) хороших людей не притягивают и жизнь ярче не делают. Если на начальном этапе синдром «я – плохой» еще можно самостоятельно вылечить активной работой над собой, то в затянувшейся форме он может быть очень даже заразительным, провоцировать ленивое унылое существование и настоящий психоз.

5. Трудоголизм и другие зависимости

Мы все прекрасно знаем, что пьянство и зависимость от наркотиков начинается в основном из-за внутренних проблем и невозможности самостоятельно с ними справиться. Все это опасно и требует серьезного медицинского и психологического лечения. «Я не пью и не употребляю наркотики - значит у меня с головой все складно и ладно, нет же зависимости», - думаете вы и снова отправляетесь в субботу на работу. Вы работу свою любите, а значит ничего такого плохого не делаете. А тем временем, психологи уже давно приравнивают трудоголизм к нервно-психическому заболеванию. И по всему миру сейчас просто царствует эта опасная эпидемия. В работу с головой – это так же своеобразный способ убежать от проблем. За таким бешеным рабочим ритмом трудоголика часто поджидает эмоциональное выгорание, снижение половой активности, бессонница и проблемы со здоровьем на благодатной нервной почве.

6. Страсть к перемене мест

Что делают дети, когда хотят высказать протест, когда у них проблемы с родителями или одноклассниками, когда им кажется, что их не понимают и весь мир против них. Они в прямом смысле убегают от проблем. Они убегают из дома. Детский выход из любого положения, если вдруг реальность начинает давить, действует и у взрослых и, если на это не обращать внимание, выливается в настоящее отклонение. . Многие часто меняют работу, кто-то девушек или возлюбленных, а кто-то целые города. Однажды совершив побег от психологической травмы человек может дальше бежать от любой ситуации просто импульсивно, при этом теряя то, что ему дорого и расставаясь с тем, что для него важно.

7. Человек рассеянный с улицы Бассейной

Мало того, что у всех безумцев есть свои чудачества, странные привычки, они к тому же отличаются чрезвычайной забывчивостью и рассеянностью. Как минимум, забывать дни рождения близких и друзей – это в их духе. Психологи в результате долгих и мучительных экспериментов выяснили, что слабая память и неспособность обучаться – являются очень тревожными признаками . Такие нарушения непосредственно связаны с неправильной работой мозга и таким образом посылают сигналы SOS.

И все же каждому из нас иногда так не хватает немножечко безумства... Но все же лучше, когда ваши безумства приносят удовольствия и приятные сюрпризы вашим близким, а для этого всегда оставайтесь в трезвом уме и доброй памяти!

С древних времен люди сталкивались с проявлением безумия. Кто-то считал это неизлечимой болезнью, кто-то же, напротив, божественным даром. Что же такое безумие? В чем его причины? Поддается ли оно лечению? И если да, то какими способами?

Что означает слово безумие?

Вплоть до окончания 19 века словом безумие называли целый ряд психических расстройств человека. Сюда относили галлюцинации, бред, эпилепсию, судороги, попытки совершения суицида, депрессии - в общем, любое поведение, выходящее за рамки нормального и привычного.

В настоящее время безумие - это устаревшее понятие, которым, однако, люди все же активно пользуются в разговорной речи. Теперь каждому конкретному нарушению психики присвоен свой диагноз. Сумасшествие же является обобщенным понятием, которым можно назвать любое отклонение в

Формы безумия

Существует множество различных классификаций сумасшествия. С точки зрения влияния на окружающих выделяют полезное и опасное безумие. К первому типу относят магический дар предвидения, поэтические и другие виды вдохновения, а также восторг и экстаз. Опасное безумие - это ярость, мания, истерия и другие проявления сумасшествия, в ходе которых больной может нанести травмы и окружающим.

По характеру проявления безумие делится на меланхолию и манию или истерию. Первая форма психических отклонений выражается в подавленности, полной апатии ко всему происходящему. Люди, страдающие этим заболеванием, испытывают душевные терзания и мучения, длительное время пребывают в угнетенном состоянии.

Истерия и мания являются полной противоположностью меланхолии. Они проявляются агрессией больного, его возбужденным состоянием и свирепостью. Такой человек может совершать импульсивно необдуманные действия, которые часто имеют ужасные последствия.

Также безумие можно классифицировать по степени тяжести (слабое, серьезное и острое). При слабом расстройстве психики люди испытывают нежелательные симптомы достаточно редко, либо они проявляются в легкой форме. Серьезное безумие - это с которым человек не в состоянии справиться самостоятельно. Симптомы становятся более частыми и мощными. Острое сумасшествие характеризуется сильными расстройствами психики, носящими постоянный характер.

Причины безумия

В связи с тем, что формы и разновидности сумасшествия очень разнообразны, очень сложно выделить общие факторы, которые могут довести до безумия. Обычно различают сверхъестественные и физические причины помешательства.

В древности безумие часто связывали с божественной карой за грехи. Высшие силы, делая человека сумасшедшим, таким образом наказывали его. Что же до полезного безумия, то его, напротив, считали божественным даром. Еще одной сверхъестественной причиной такого состояния считали одержимость демонами. Как правило, в этом случае поведение больного сопровождалось неконтролируемыми действиями.

Очень часто моральные и душевные проблемы могут вызвать безумие. Это повторение неприятностей изо дня в день, большое горе, сильная ярость или гнев. Все эти состояния могут вывести разум человека из-под контроля. К физическим причинам безумия относят также травмы, в результате которых повреждается головной мозг человека. Приводит к сумасшествию и нарушение нейромедиаторного баланса.

Симптомы безумия

В связи с многообразием форм и разновидностей безумия невозможно выделить единые симптомы, характеризующие это состояние. Единственной общей чертой любого сумасшествия является отклоненное от привычных норм поведение.

Очень часто безумие - это полная потеря контроля над собой и своими действиями. Оно проявляется в виде агрессии, страха, гнева. При этом действия человека лишены смысла либо направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей. Самоконтроль и осознание своих поступков полностью отсутствуют. В некоторых случаях безумие - это точное повторение бессмысленных и бесполезных действий.

Симптомами меланхолического сумасшествия являются подавленное состояние, апатия, отрешенность от внешнего мира. Человек замыкается в себе, слабо реагирует на внешние раздражители, не идет на контакт с окружающими.

Часто безумие характеризуется такими симптомами, как потеря ощущения реальности и времени, смешивание объективно существующего и вымышленного. В таком состоянии человек может бредить, говорить странные вещи и видеть галлюцинации.

Безумие в культуре

В истории культуры человечества безумие не всегда считалось болезнью. В некоторые времена люди считали сумасшествие даром Богов, источником вдохновения. В эпоху гуманизма, к примеру, процветал культ меланхолии. Эта форма безумия служила средством самовыражения многих поэтов и художников.

В живописи имеется ряд картин с изображениями сумасшедших. Больные показаны на них с в нелепых позах, с косящими глазами и жуткими гримасами. Очень часто их мимика и не соответствуют изображенной на картине ситуации. Просто безумие - видеть, к примеру, на похоронах смеющегося человека.

В литературных произведениях тоже довольно часто описываются люди с нарушениями психики. Они могут играть роль предсказателей и колдунов либо людей с душевными болезнями. Тема сумасшествия затрагивается как в классической, так и в современной литературе.

Лечение безумия

В течение всей истории развития человечества существовали различные методы лечения безумия. В древности от этой болезни пытались избавиться с помощью магии и колдовства. Из человека старались изгнать демона, произносили над ним заклинания и читали молитвы. Известны случаи, когда в черепе больного проделывали отверстия, якобы помогая тем самым бесу покинуть голову несчастного.

В средние века безумие считалось наказанием людей за грехи, поэтому лечением его не занимались. Как правило, во все времена люди с опаской и презрением относились к блаженным. Их пытались изолировать от общества, изгнать из города или запереть подальше от остальных. Даже в современном мире сумасшедших помещают в клиники и занимаются их лечением, предварительно оградив от остального мира. На сегодняшний день существует несколько способов излечить безумие. Слово "психотерапия" используется все чаще и включает в себя различные виды и методики избавления от сумасшествия.

В одной из статей я уже сравнивал тело с железом компьютера, а психику - с программным обеспечением. Потеря рассудка может быть следствием органического поражения мозга на уровне «железа» - это когда в нездоровом теле - нездоровый дух. Эту тему здесь развивать не стану; гораздо интересней, как расстройства разрастаются чисто внутри психической среды - то есть на уровне «программного обеспечения».

Самочувствие психическое подобно телесному. Когда ничего хронически не болит и стабильно функционирует, констатируют здоровье. И напротив, постоянные болезненные симптомы и функциональные сбои говорят о болезни.

Психические болевые симптомы - это негативные эмоции. Их умеренное проявление - норма; чрезмерное - патология. Тут все просто. А вот нормальная (без сбоев) работа психики - процесс, куда менее однозначный.

Что такое психическая норма?

Быть яркой индивидуальностью, приверженцом экзотических учений и субкультур, разумеется, ничего общего с психической ненормальностью не имеет. «Норма» в таком ракурсе - лишь способ вписываться в популярные шаблоны социума: его мораль, стереотипы, моду.

Что же делает человека по-настоящему безумным?

И здесь самый наглядный параметр психического здоровья, который выделяю - это степень осознания действительности, или иначе - .

Теряя осознанность, сходят с ума, и принимают за реальность мысли, разбухшие до фазы сновидений. Утрачивают контакт с действительностью, опускаясь к стадиям абсолютного беспамятства.

То же самое происходит при обычном засыпании: слабеет самоосознание, чувство собственного присутствия в жизни сокращается, содержание мыслей размывается, но их образное оформление разгорается до такого градуса живой яркости, что в итоге эти сновидения-галлюцинации по ошибке принимаются за действительность. Сама действительность, подмененная мутными грезами, уже не осознается.

Сумасшествие - это сны наяву. Иногда крепкие до беспробудности.

Как сходят с ума, лишаясь критичности

Еще одна каверзная черта неосознанности - это потеря критичности восприятия, когда нарастает доверчивость ко всему, что выдает себя за реальность - и вопиющий бессвязный хаос, присущий снам, принимается за чистую монету, будто так и должно быть.

То есть с потерей осознанности, все сложней проводить разницу между реальностью и воображением. Без фильтров критичности ум не может различать и оценивать происходящее точно.

Для примера подойдет любая жизненная ситуация. Например, сейчас за чтением статьи ваш ум производит десятки вычислений. Нацеленность извлечь полезную информацию, ее сопоставление с прошлым опытом, отношение к автору, общий контекст действительности - кто вы, где вы, что будет дальше - череда этих скоротечных мыслей, сливаясь, создает вам более-менее точную картину существования.

Теперь представьте, как все это происходило бы в полудремотном состоянии.

С пониженной осознанностью теряется способность отражать происходящее в ясных мыслях и складывать их в цельную картину. Спящее сознание проваливается в каждую мысль, словно в отдельное событие. Рушится понимание широкого контекста ситуации. Канал восприятия сужается до осознания простейших смыслов. Реакция на события на шкале адекватности и бреда тяготеет к нижним делениям.

Каждый из нас относительно безумен. И это в порядке вещей. Среди психологов популярно мнение, что здоровых людей в обществе нет. Признанно сумасшедший - это человек, погруженный в грезы разве что поглубже относительно своего окружения.

Акцентуации характера

Есть такой термин в психологии - акцентуация. Им обозначают яркие черты характера. Например, эмоциональную закрепощенность, ослабленную связь с земной действительностью в совокупности с богатым внутренним миром называют шизоидной акцентуацией. Повышенную жажду восхищения, эгоцентричность и демонстративность, присущие артистам, называют акцентуацией истероидной. Повышенную скрупулезную педантичность, раздражительность, эмоциональную черствость и склонность к тирании приписывают эпилептоидной акцентуации.

Углубляться в эту тему не стану. За подробностями обращайтесь к поисковикам, а здесь я заговорил об этих выпирающих чертах характера, чтобы подчеркнуть одну закономерность. Умеренно-выраженная акцентуация присуща каждому и считается психологической нормой. Чрезмерно выраженную акцентуацию уже называют психической патологией.

То есть когда характер начинает преобладать над трезвостью мышления и восприятия, тогда человек теряет контакт с действительностью, а его умом помыкают наиболее выраженные галлюцинации.

Признание правды

Осознанность утрачивают, когда отказываются признавать непереносимую правду. Не мог, например, человек помыслить себя без «значимых других», потерял их - и словно весь мир для него рухнул. Для сохранения хотя бы иллюзии прежней жизни, ум может зайти за разум.

Но самая популярная причина неосознанности - устремление во что бы то ни стало уберечь . Тешился, например, человек своей вечной «правотой» и особенной одаренностью, но показать себя в деле не смог, а потому начал прикрывать реалии заоблачными самооправданиями - то самое перекладывание .

Когда реальность рушит самообман, есть два возможных исхода: либо признать правду, либо от нее сбежать, погрузив голову в иллюзии еще глубже. Улавливаете?

От невозможности признать действительность, забываются - буквально засыпают наяву. Так вроде бы умный человек может на глазах отупеть, или вовсе крышей поехать.

Эго пребывает в вечном искушении накручивать свою важность любым немыслимым обоснованием, в которое удается поверить. Тщательный анализ таких обоснований позволяет заметить, что никакой реальной важности не существует. Можно быть лучше и важней для кого-то, например, для своей мамы. Но не «вообще».

В бредовые убеждения верят ровно в той степени, в какой лишены осознанности. Понижая осознанность, деградируют как раз для того, чтобы сохранить и укрепить «ценные» иллюзии.

Главная причина психогенного помешательства - это неготовность мириться с происходящим, сопротивление правде, предпочтение ей забытья в грезах, когда человек, словно уходит в иное пространство - сходит с ума в измерение собственных проекций.

Выводить себя на чистую воду нелегко, потому что ложь гнездится на территории психики в слепых зонах , куда направить свет внимания не так-то просто.

Какой бы колкой ни была правда, именно ее признание повышает адекватность, ясность мышления и восприятия.