Налоги как экономическая и финансовая категория. Вопросы для самоконтроля

Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства.

Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Т.о., между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Обе стороны прилагают большие усилия по защите своих экономических интересов.

Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены следующим образом:

    справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов действительно уплачивают налог в больших суммах;

    критерий эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства;

    простота н алогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения налоговых деклараций, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой отчетности на территории государства.

Государство в целях защиты своих экономических интересов организует налоговый контроль. Интересы государства по сбору налогов представляют и защищают специальные органы. В РФ – это Министерство РФ по налогам и сборам.

1.3 Функции налогов

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную. Рассмотрим каждую из них.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.

Таким образом, экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование , которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налоговых ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня значения налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономике привело к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей, введение единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия, прежде всего, природоохранного значения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ.

В XIX в. налоги прочно вошли в систему рыночного хозяйства, стали неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Сегодня налоги выступают важнейшей экономической категорией.

Субъекты рыночной экономики в процессе своей хозяйственной деятельности создают продукт, доход, который в масштабе национальной экономики формирует внутренний валовый продукт (ВВП). Уплата налогов означает, что хозяйствующий субъект передает часть своего дохода в собственность государства для формирования доходов бюджета. Таким образом, в процессе уплаты налогов происходит перераспределение ВВП. Часть созданного в индивидуальном хозяйстве дохода переходит из частной собственности в собственность государства. Налоги как экономическая категория представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета государства. В настоящее время посредством налогов перераспределяется значительная часть

ВВП. По данным Минфина России величина налоговых сборов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей) составляет в настоящее время 34,2% ВВП .

Внутренняя сущность налогов как экономической категории имеет внешние формы проявления. С точки зрения государства налоги принимают форму доходов. С позиции другого участника налоговых отношений (налогоплательщика) налоги выступают в форме изъятия части созданного им дохода, т.е. расхода. У каждого участника налоговых отношений формируется свой экономический интерес. Причем эти интересы противоречивы. Государство заинтересовано в росте налоговых доходов, так как это позволит ему лучше выполнять возложенные на него публичные функции, которые расширяются по мере развития общества. Налогоплательщик, наоборот, заинтересован в снижении налогов, так как это позволит ему снизить расходы бизнеса, увеличить ту долю дохода, которая останется в его распоряжении на потребление и накопление.

Указанное противоречие приводит к тому, что каждая сторона формирует собственную систему защиты своих экономических интересов.

Налогоплательщики используют две основные модели поведения, которые направлены на снижение величины налоговых платежей. Первая модель получила название "уклонение от налогов". Суть этой модели поведения состоит в том, что налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство: скрывает доходы и объекты налогообложения, не представляет или несвоевременно представляет в налоговые органы документы, необходимые для исчисления уплаты налогов, незаконно применяет налоговые льготы. Другая модель поведения получила название налоговое планирование. Она является своего рода компромиссом. Налогоплательщик не нарушает налоговое законодательство, по при этом снижает суммы налоговых платежей. Налоговое планирование – это легитимная деятельность налогоплательщика, направленная на снижение его налоговых обязательств. Сложность современного налогового законодательства, неоднозначность трактовки его отдельных норм позволяют налогоплательщику разрабатывать легитимные методы снижения налогов. Можно говорить о том, что налоговое планирование является системой защиты экономического интереса налогоплательщика.

Стремление налогоплательщика снизить величину уплачиваемых им налогов объяснимо и объективно. Однако практическое воплощение этого стремления нарушает экономический интерес государства. Для защиты своего интереса государство совершенствует налоговое законодательство, а также создает систему налогового контроля. В Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Они проводят контроль "за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей" (п. 1 ст. 30 НК).

Осуществление контроля без применения наказания к тем, кто нарушает налоговое законодательство, было бы совершенно бесполезным. Поэтому система защиты экономического интереса государства должна включать также и систему налоговых санкций (штрафов) для нарушителей налогового законодательства. С этой целью в НК включен специальный разд. VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение".

  • Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

1.1.Экономическая сущность налогов…………………………………….

1.2. Виды налогов и их характеристика……………………………..

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ХАРАКТЕР………………………..

2.1.Понятия и элементы налоговой системы государства……………………

2.2. Принцип построения налоговой системы государства………………..

ГЛАВА 3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ……………….

3.1. Общая характеристика налоговой системы РФ…………………..

3.2 Проблемы функционирования налоговой системы РФ……………..

3.3. Основные направления развития налоговой системы РФ…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

В рыночной экономике налоги - это один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат финансовым наполнением бюджетов разных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов - одно из самых тяжких преступлений.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель исследования- изучить особенности налоговой системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить особенности налоговой системы;

Раскрыть сущность налоговой системы и его основные компоненты;

Рассмотреть принцип построения налоговой системы государства ;

Изучить проблемы функционирования налоговой системы в РФ ;

Рассмотреть основные направления развития налоговой системы РФ .

Объект исследования: основополагающие характеристики налоговой системы.

Предмет исследования- особенности налоговой системы.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

1.1.Экономическая сущность налогов.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж , принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований . Налоги бывают официальными и скрытыми .

Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях:

·фискальная;

·контрольная;

·регулирующая;

·социальная

Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Контрольная функция заключается в том что через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней связана.

Социальная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

1.2. Виды налогов и их характеристика.

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации и классификации. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично предоставленные в приложении 1:

1.Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на:

·косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенные налоги взимаются иным, менее "заметным образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные - в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги - это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Следует отметить, что данная классификация хотя и наиболее востребована в теории и практике налогообложения, но отнюдь не является универсальной.

Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: НДПИ, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью. Но такое отнесение будет очень условным, ведь эти налоги полностью перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. Их с той же долей условности можно отнести и к косвенным налогам.

Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, а наименьшей - на монополистическом рынке.

2.Классификация налогов по объекту обложения - классификация, согласно которой можно разграничить налоги:

·с дохода (фактические и вмененные);

·с имущества (имущественные);

·с использования ресурсов (рентные);

·с потребление (индивидуальные, универсальные, монопольные);

Налог с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги полностью определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода:

·Фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу;

·Вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.

Налоги с имущества - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке).

Налоги с использования ресурсов - это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты.

Налоги с потребления - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, подразделяемые в свою очередь на:

·Индивидуальные - этими налогами облагается потребление строго определенных групп товара.

·Универсальные - ими облагаются все товары, за отдельным исключением, например НДС.

·Монопольные - ими облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства

3.Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые

·с юридических лиц;

·физических;

·смешанные, является также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешенной группе, за исключением НДФЛ и на имущество юридических лиц, составляющую группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющую группу налогов с юридических лиц.

4.Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада:

·"по декларации";

·"у источника";

·"по уведомлению".

Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, "по декларации", т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

Способ "у источника" закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.

Способ "по уведомлению" закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Данный способ реализуется в налогах: земельный, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).

5.Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на:

·прогрессивные;

·регрессивные;

·пропорциональные;

Налоги с процентными (адвалорными) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги на прямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В случае налогов с равными ставками для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения - подушное. В Российской империи для содержания армии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718-1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5.4 млн. податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн. руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.

Согласно налогам с пропорциональными ставками для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого. Именно такой подход - налоговая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст.224 ч. II НК РФ.

В налогах с прогрессивными ставками налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

·простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;

·простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки. По такой системе, в частности, построена логика подоходного налогообложения граждан США - с ростом налогооблагаемой базы в зависимости от разряда облагаемого дохода ставки изменяются следующим образом: 15% - 28% - 33% - 28% ;

·сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. В частности, по такой системе уплачивался подоходный налог с физических лиц РФ в период с 1992 по 1999 г. (Сложная прогрессия использовалась в России, например, при обложении доходов, полученных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где доплачивалась специальная "северная надбавка", с нее платился минимальный налог в 12% независимо от общей величины налоговой базы).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным примером является ЕСН (единый социальный налог).

В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают:

1)Налоги с твердыми (специфическими) ставками - величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

2)налоги с процентными (адвалорными) ставками - величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таким относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль.

3)налог с комбинированными (смешанными) ставками - величина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирования) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога является ЕСН.

6.Классификация налогов по назначению разграничивает их на:

·абстрактные;

·целевые.

Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов.

В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство.

В отличии от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером специального налога служит ЕСН, поступление от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов: пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

7.Классификация налогов по срокам уплаты означает, что различают налоги:

·срочные;

·периодические.

Срочные - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. Служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.

Периодические (регулярные или текущие) - это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки.

8.Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:

·выручка от реализации;

·себестоимость продукции;

·финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;

·оплата труда и предпринимательский доход;

·валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: ЕСН (для налогоплательщиков, производящим выплаты физическим лицам), акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами природного мира и водных биологических ресурсов.

К налогам, относимым на финансовый результат деятельности, относятся налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

К налогам, относимым на оплату труда и предпринимательский доход, относятся: НДФЛ и ЕСН (для адвокатов, индивидуальным предпринимателям по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налогом, уплачиваемым с валовой необлагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

9.Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяет все налоги на: Приложение 3

·федеральные;

·региональные;

·местные.

Данная классификация единственная из всех описанных выше имеет законодательный статус - на ней построена все последовательность изложения Налогового кодекса.

К федеральным налогам относят:

·Налог на добавленную стоимость (НДС);

·Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

·Единый социальный налог (ЕСН);

·Налог на прибыль организаций;

·Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами;

·Водный налог;

·Государственная пошлина;

·Налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам относят:

·Налог с продаж;

·Транспортный налог;

·Налог на игорный бизнес;

·Налог на имущество организаций.

К местным налогам относят:

·Земельный налог;

·Налог на имущество физических лиц.

C 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил закон " Об основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства. Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчислением от федеральных налогов.

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ХАРАКТЕР.

2.1.Понятия и элементы налоговой системы государства.

Налоговая система - система общественных отношений в сфере налогообложения, урегулированных нормами права, основанная на определенных принципах.

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом .

Основные признаки налоговой системы:

· Обязательным участником налоговых отношений является государство.

· Перераспределительный хар-р отношений

· Безэквивалентные отношения

Налоговая система должна решать следующие основные задачи:

· максимально способствовать пополнению бюджета, не ослабляя стимул к расширению потенциала общества.

· стимулировать рост экономики, являясь предсказуемым элементом государственного регулирования

·не вызывать недовольства налогоплательщика и не ослаблять авторитет государственной власти

Существуют следующие элементы налоговой системы:

1.Налоги и сборы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) .

2.Субъекты налогообложения

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога.

Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;

Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами (на них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов);

Министерство налогов и сборов РФ и его территориальные подразделения;

Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;

Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие взимание налогов и сборов;

Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов федерации.

3.Права, обязанности и ответственность налогоплательщика и налогового кодекса.

Статья 21. Права налогоплательщиков

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

· Принципы организации и функционирования налоговой системы.

Организация и функционирование налоговой системы подчинено определенным принципам. В частности, выделяются следующие организационные и функциональные принципы:

Единство налоговой системы;

Разграничение полномочий налогооблагающих субъектов;

Справедливость налогообложения;

Достаточность налогообложения;

Подвижность (эластичность) налогообложения;

Стабильность налоговой системы;

Удобность налогообложения.

· Формы и методы налогового контроля

Налоговым контролем


Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономичкскую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

потребностей.

С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая.

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Элементы налога и способы его взимания

Каждый закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:

1) объект налога - это имyщество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

2) сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденты);

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на грyппы по определенномy признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после полyчения дохода.

Примером может слyжить налог на прибыль.

3) y источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до полyчения дохода налооплатильщиком, причем полyчатель дохода полyчает его yменьшенным на сyммy налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...

Как видно А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплатильщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплатильщиков.

Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в конце XVIII века. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно – хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755г): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей» .

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли.

Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к выбранному результативному показателю (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.). В России он составляет 30 - 60%.

Политико – правовые характеристики налоговой системы отражают:

Во-первых, пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

Во-вторых, роль, налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

В-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Участниками отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты и др., причем интересы всех участников не всегда совпадают. В целом система налогообложения должна:

● обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;

● воздействовать посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и структуру производства;

● обеспечить посредством социальной функции перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и т. п.

При этом действия налогоплательщика характеризуются:

● осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием общественной необходимости уплаты налогов;

● активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;

● волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении законодательства.

Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию со стороны государства. В этой ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются:

● действиями, направленными на защиту своих финансовых интересов, наполнение доходной части бюджета;

● действиями, направленными на противодействие уклонению от уплаты налогов, на выявление случаев незаконной «налоговой экономии»;

● действиями, связанными с применением налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоги претерпели существенную длительную эволюцию. Еще в рабовладельческом обществе существовали преимущественно натуральные сборы:

продовольственный фураж.

В период Римской империи уже применялись подобие современных налогов:

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно назвать жертвоприношения.

Простейшей, исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, т. е. Налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Однако первыми видами денежных платежей граждан явились не прямые налоги, а пошлины, т.е. плата за услуги, доставляемые государством отдельным гражданам. Налоги как таковые использовались в качестве чрезвычайной меры. Более того, обложение налогами собственных подданных, считалось сначала оскорбительным, напоминая дань с покоренных народов, и не совместимым со званием свободного гражданина. Более широкое распространение получили менее заметные косвенные налоги. Вплоть до XX века в большинстве стран мира эта форма налогообложения была основной. Косвенные налоги и по ныне не выполняют фискальную роль значительной силы практически во всем мире.

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

§ обязательность;

§ индивидуальная безвозмездность;

§ отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

§ направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

§ обязательность;

§ одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

§ Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

§ Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей. Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции: 1) регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики; 2) перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.; 3) фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов; 4) контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов; 5) стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

§ Классификация налогов:

§ 1. По объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.

§ 2. По субъектам обложения – раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.

3. По месту поступления – закрепленные и регулирующие.

4. По уровню управления – федеральные, региональные и местные.

5. По цели использования – общие и целевые.

6. По срокам оплаты – регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть, во-первых, государственные и муниципальные органы, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или, иными словами, различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов) . Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".