Системы учета энергоресурсов. Системы автоматизации учета энергоресурсов

Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?


Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.


Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» - прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии - это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

Основным потребителем энергоресурсов в отечественной экономике традиционно является промышленность. Если в советскую эпоху стоимость энергоресурсов была минимальной, и организация по-настоящему эффективного учета их потребления фактически была невыгодной экономически, то сегодня ситуация в корне изменилась. В настоящее время расходы на энергоресурсы составляют в среднем от 20 % до 30 % себестоимости продукции (для энергоемких производств — до 40 %). Поэтому энергосбережение в промышленности сегодня выходит на первый план.

Точный энергоучет — путь к энергосбережению

Энергосбережение промышленных предприятий возможно только при наличии достоверной информации о количестве потребляемой предприятием энергии. В этой связи особое значение приобретает организация эффективного энергоучета. Его основной целью является точное определение уровня потребления энергии предприятием в целом и его отдельными подразделениями. Это позволяет сделать максимально прозрачными взаимоотношения с поставщиками энергоресурсов. Кроме того, учет электроэнергии на предприятии дает возможность выявлять проблемные участки и технологические цепочки, где осуществляется неоправданно высокое потребление энергии. Это позволяет разрабатывать и реализовывать мероприятия по энергосбережению, а также оценивать их эффективность.

В промышленности могут применяться различные мероприятия, направленные на снижение энергозатрат. К их числу можно отнести:

  • внедрение новых технологий производства, позволяющих снизить объем потребляемых энергоресурсов;
  • сокращение непроизводственных затрат электроэнергии;
  • модернизация применяемого оборудования;
  • использование альтернативных источников получения электроэнергии;
  • мероприятия, позволяющие повысить энергоэффективность производственных зданий и т.д.

Автоматизация учета энергоресурсов в промышленности

Применяемые ранее системы приборного учета электроэнергии и других энергоресуров, основанные на визуальном считывании показаний традиционных приборов учета, сегодня уже безнадежно изжили себя. Они не позволяют наладить эффективный одновременный учет на многочисленных производственных объектах, разнесенных территориально, отличаются низкой точностью и надежностью, в значительной мере зависят от человеческого фактора. Соответственно, говорить об эффективном энергосбережении можно только в том случае, если применяется автоматизированный учет энергоресурсов на предприятии.

Для организации такого учета применяются автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ), которая обеспечивает дистанционный сбор данных с приборов учета, передает их на верхний уровень, где осуществляется обработка информации, подготовка данных для анализа потребления и проведения коммерческих расчетов с поставщиками энергоресурсов.

Система АСКУЭ имеет иерархическую структуру, состоящую из трех уровней:

  • нижний уровень — первичные измерители (интеллектуальные приборы учета);
  • средний уровень — устройства сбора и передачи данных (УСПД), которые аккумулируют информацию от приборов учета и передают ее на верхний уровень;
  • верхний уровень — сервер, собирающий данные со всех УСПД с последующей ее обработкой.

Внедрение АСКУЭ на предприятии позволяет обеспечить точный автоматизированный учет потребления энергоресурсов и дает аналитическую информацию, необходимую для разработки и реализации мероприятий по энергосбережению. Благодаря этому такие системы позволяют значительно сократить уровень затрат на приобретение энергоресурсов. В среднем внедрение АСКУЭ промышленных предприятия окупается в течение года.

Нашей компанией осуществляется полный комплекс работ по внедрению АСКУЭ на предприятиях различных отраслей промышленности. В том числе нами выполняется:

  • проектирование АСКУЭ;
  • поставка оборудования;
  • установка системы и пусконаладочные работы;
  • обслуживание АСКУЭ.

Нами было успешно реализовано много проектов для крупнейших отечественных компаний. В том числе были внедрены системы автоматического учета энергоресурсов для ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Сибур Холдинг», ОАО «ГК «Транснефть» и многих других корпораций.



Качественная организация учета энергии и энергоносителей является основой их эффективного использования. Большинство потребителей не имеют достаточно обоснованной системы учета, что приводит к искажению статистической информации об энергопотреблении. На основе искаженной информации принимаются неверные решения, следствием чего являются увеличение доли неучтенного расхода энергии и снижение эффективности ее использования. Для правильной организации системы учета необходим системный подход. Рациональная комплексная (оптимальная) система учета должна соответствовать общим требованиям, требованиям со стороны энергоснабжающей организации и требованиям руководства потребителя. Общие требования к организации учета изложены в соответствующих нормативных документах . Принципиально важными из них являются:

  • разумное дифференцирование (разделение) учета. Это требование связано с количеством объектов учета. Степень дифференцирования учета должна быть такой, чтобы исходная информация была достаточно полной и не содержала лишних сведений;
  • полнота и оперативность сбора информации, точность информации и ее достоверность.

Системы учета электрической энергии по назначению делятся на два вида: системы коммерческого учета и системы технического учета. Коммерческий учет предназначен для производства финансовых расчетов потребителя с энергоснабжающей организацией по факту поставки энергии. Этот учет организуется на границе балансовой принадлежности сетей, которая указывается в договоре. Технический учет служит для получения информации, используемой внутри потребителя для решения различных эксплуатационных задач. Требования к системам коммерческого учета разработаны на основе Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.06). Требования к техническому учету определяются руководством и службой энергоснабжения потребителя. Оба вида учета должны соответствовать Типовой инструкции .

По уровню технической оснащенности существует три вида систем учета: расчетный нормализованный («ручной»), приборный и автоматизированный учет. Ручной способ учета применяется для объектов, где приборный учет технически невозможен или экономически не оправдан. Основой ручного учета, как правило, является удельный расход энергии на единицу выпускаемой продукции. Возможны и другие варианты получения расчетных данных об энергопотреблении с помощью ручного способа. Техническими средствами для организации приборного учета служат счетчики электрической энергии.

Применение автоматизированных систем контроля и учета энергии (АСКУЭ) значительно повышает качество и эффективность учета. Потребителям с установленной мощностью 20 мВт и более с годовым потреблением энергии, превышающим 100 млн кВт ч, применение АСКУЭ дает право выхода на Федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ) .

Наличие АСКУЭ позволяет потребителю решить несколько важных задач:

  • получение информации для коммерческих расчетов между субъектами рынка (в том числе и по многоставочным тарифам);
  • управление потреблением энергии;
  • оперативный контроль и анализ режимов потребления энергии (мощность и энергия) потребителем и его подразделениями;
  • фиксирование несанкционированного отбора энергии;
  • формирование ретроспективной информации об энергопотреблении.

Стандартный комплект АСКУЭ содержит следующие элементы:

  • счетчики электрической энергии с цифровым выходом;
  • устройство сбора и передачи информации (УСПИ);
  • каналы связи для передачи информации (специальная проводная или оптиковолоконная линия, телефонная сеть, радиочастотный канал);
  • устройство обработки информации.

При формировании системы учета должны быть выполнены следующие основные действия:

  • обоснование количества и состава объектов учета;
  • обоснование объема требуемой исходной информации;
  • оценка необходимости применения на отдельных элементах объекта или объекте в целом расчетных нормализованных (ручных) способов учета;
  • выбор системы и технических средств учета.

Для количественной оценки качества рассматриваемой системы учета энергии используются перечисленные ниже показатели . Основой расчета этих показателей является сравнение рассматриваемой системы с оптимальной. Под рассматриваемой системой понимается предлагаемая к внедрению (разрабатываемая) система учета. Оптимальной системой считается такая система учета, которая удовлетворяет все предъявляемые к ней требования и позволяет иметь максимально возможную экономическую эффективность. Величина экономической эффективности определяется снижением расчетных затрат на поставку энергии за счет совершенствования системы учета и реализации энергосберегающих мероприятий, связанных с улучшением качества учета.

1. Коэффициент экономической эффективности учета

где Э су - экономическая эффективность внедрения рассматриваемой системы учета (2.1); - экономический эффект, который можно иметь от внедрения

оптимальной системы учета.

где - общий эффект от применения приборного (в том числе и автоматизированного) учета (2.2); к - количество объектов приборного и (или) автоматизированного учета; - общий эффект от применения расчетного

способа учета; т - количество объектов расчетного способа учета.

где АЗ П - снижение затрат на оплату потребленной энергии после применения приборного учета и реализации энергосберегающих мероприятий, связанных с улучшением качества учета (2.3); АЗ ЭКСПЛ - дополнительные затраты, связанные с эксплуатацией системы приборного учета.

где - экономический эффект от применения расчетного способа учета

  • (2.4); а - доля снижения затрат на оплату потребленной энергии, связанная с применением расчетного способа учета по отношению к величине снижения затрат, зависящих от приборного учета; р - доля дополнительных затрат на реализацию расчетного способа учета по отношению к дополнительным затратам, связанным с эксплуатацией приборной системы учета. Величины аир задаются эмпирически. Диапазоны рекомендуемых значений этих величин: а = 0,05...0,1 и р = 0,03...0,08. Нижние границы аир соответствуют относительно точным нормализованным, а верхние - грубым оценочным способам расчета.
  • 2. Коэффициент полноты учета

где Vj - объем учетной информации /-го объекта для рассматриваемой системы учета (2.5); п - количество объектов учета в рассматриваемой системе уче- та; V oi - объем учетной информации для /-го объекта оптимальной системы учета; п 0 - количество объектов для оптимальной системы учета.

В тех случаях, когда коэффициент полноты учета превышает значение, равное 1,0, необходимо проверить рассматриваемую систему учета на наличие избыточной информации.

3. Коэффициент точности учета

где

V, V Q - полные объемы учетной информации для рассматриваемой (2.7) и оптимальной (2.8) систем учета; V n , V p , V no , - объемы учетной информации, полученные с помощью приборного и расчетного способов учетов для рассматриваемой и оптимальной систем учета; r n/ , r pi , г по/ , r poi - степени точности, обеспечиваемые приборным и расчетным учетами для рассматриваемой и оптимальной систем учета.

Степень точности отражает близость измеренной величины к ее истинному значению и определяется с помощью выражения

где A W - абсолютная погрешность измеренной величины (2.9); W - истинное значение измеренной величины.

4. Коэффициент достоверности учета

где V HYl , V pH - объемы недостоверной учетной информации, полученные с помощью приборного и расчетного учетов; V - общий объем учетной информации для существующей системы учета.

5. Коэффициент оперативности учета

где t cp ,t cpo - среднее время получения учетной информации для рассматриваемой и оптимальной систем учета (2.11).

6. Коэффициент качества учета

где К П - коэффициент полноты учета (2.12); К Т - коэффициент точности учета; К Д - коэффициент достоверности учета; К оп - коэффициент оперативности учета.

7. Обобщенный коэффициент качества учета

где т - количество учитываемых видов энергии и энергоносителей (2.13); Д - фактический (плановый, расчетный, перспективный) расход /-го вида энергии или энергоносителя; - коэффициент качества учета /-го вида энергии или

энергоносителя.

8. Коэффициент технико-экономического уровня организации учета энергии

где К оку - обобщенный коэффициент качества учета; К э - коэффициент экономической эффективности учета (2.14).

Эти показатели могут быть использованы для оценки качества системы учета на каждом из этапов ее модернизации или для сравнения разных вариантов проектов модернизации.

Сегодня нет той сферы деятельности человека, где бы он ни потреблял энергию в том или ином виде. А само развитие человеческой цивилизации прочно связано с использованием различных энергетических ресурсов для поступательного движения вперед. Причем общемировая тенденция увеличения объемов потребления энергоресурсов продолжает неуклонно расти, пусть с небольшим замедлением, но с постоянным повышением уровня качества потребления и значительным снижением издержек.

Что понимают под энергоресурсами

Под энергоресурсами принято понимать физическую среду, содержащую в тот или иной степени необходимые качества и свойства, используемые для обеспечения протекания энергогенерирующих процессов необходимых для выполнения различных видов работ и других полезных функций.

Энергоресурсы принято разделять:

  • на первичные, которые имеют непосредственно природное происхождение;
  • на вторичные, которые получают путем переработки и преобразования первичных видов.

К первичным энергоресурсам относятся все виды добываемого и ископаемого топлива, солнечная радиация, энергия ветра и воды. Причем последние относятся к экологическим, так называемым возобновляемым видам энергии.

К вторичным видам энергоресурсов относят в основном электрическую и тепловую энергию.

Необходимость учета энергоресурсов

Существующий на сегодняшний день управляемый и контролируемый рынок энергоресурсов требует от любой динамично развивающейся компании или организации детального контроля и учета потребления всех энергетических ресурсов. Это необходимо не только для возможности отслеживания производственной деятельности предприятия в реальном времени и организации финансовых расчетов за ее потребление, но и для планирования различных стратегических задач экономической политики предприятия в целом.

Электричество, тепловая энергия, природный газ и вода являются важнейшими составляющими необходимыми для производства любой продукции, при этом они являются и основными расходными статьями и составляют значительную часть себестоимости. Одним из условий, способствующих существенному уменьшению энергетических затрат в себестоимости продукции является организация и внедрение систем контроля и учета энергоресурсов.

Многие предприятия до сих пор имеют завышенную долю энергоемкости в себестоимости выпускаемой продукции. Согласно, последним данным удельные энергозатраты в валовом внутреннем продукте по основным отраслям промышленности на территории Российской Федерации фактически трехкратно превышают подобные показатели для ведущих стран Западной Европы и даже по передовым областям экономики в два раза выше, чем в Америке.

Энергосбережение актуально для любого развитого государства как в целом, так и должно быть применено для отдельных отраслей промышленности, в том числе реализовано при производстве сельскохозяйственной продукции, а также в сфере коммунального хозяйства.

Для каждого отдельного вида энергоресурса существуют свои особые требования по организации контроля и учета их потребления, которые, в свою очередь, четко определенны в действующей нормативно-технической документации и законодательной базе.

Так, одним из основополагающих документов для стимулирования рационального потребления энергоресурсов является Федеральный закон от 23 ноября 2009 года за № 261-ФЗ под редакцией от 03 июля 2016 года, который регламентирует все необходимые меры для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе путем внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Системы автоматизированного учета

Вне зависимости от того, где внедряется система автоматизированного учета энергоресурсов на промышленном предприятии, гостиничном комплексе или это небольшом ЖКХ, в любом случае, она должна включать подсистемы, а именно:

  • учета генерации, распределения и потребления электроэнергии;
  • учета тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения;
  • учет потребления природного газа;
  • учет потребления питьевой и технической воды.

В свою очередь, комплексный учет энергоресурсов должен объединять все эти подсистемы, состоящие из отдельных независимых структур так, как только в этом случае, можно рассматривать всю систему учета и анализа потребления энергоресурсов предприятия в целом. Поэтому необходимо рассматривать работу каждой подсистемы в отдельности, как независимого элемента общего комплекса автоматизированной системы учета потребления энергоресурсов.

Если провести образную градацию по развитию и внедрению систем автоматизации, то наиболее разветвленную сеть имеет учет генерации и потребления электрической энергии, в том числе и по причине огромного числа потребителей. На следующих местах по количеству приборов учета и общей систематизации процессов контроля и учета можно расположить производство и потребление различных видов тепловой энергии. Наименее развитыми в плане автоматизации процессов учета являются потребления природного газа и водных ресурсов.

Финансовая составляющая автоматизации учета

Все системы учета энергоресурсов строятся для непосредственного их использования в экономической и финансовой деятельности предприятия любой формы собственности. Поэтому, с экономической точки зрения, принято различать два основных вида учетов энергоресурсов:

  • коммерческий;
  • технический.

Основной задачей коммерческой системы учета является процесс измерения и обработки количества потребленных энергоресурсов для обеспечения денежных расчетов между потребителями за использование этих ресурсов с их производителями.

В задачу технического учета входит обеспечение более полной и детальной информации о распределении потоков энергоресурсов внутри самого предприятия как по отдельным подразделениям, так и по технологическим цепочкам для анализа эффективности затрат, а также в целях построения политики энергосбережения.

Коммерческий учет является основным для предприятия и включает в себя, в том числе и вспомогательную систему, состоящую из приборов технического учета, которые не дублируют основную систему, а лишь её дополняют, обеспечивая, всю полноту расчетов и открывают ряд возможностей для внедрения мероприятий по энергосбережению.

В связи со значимостью коммерческого учета к нему предъявляют повышенные требования как к самим техническим характеристикам первичных приборов учета энергоресурсов в особенности к их классу точности и надежности, так и к построению схемы в целом по всему комплексу. Это продиктовано, прежде всего, необходимостью минимизации возможных рисков, связанных с занижением результатов измерений, которые, в свою очередь, могут приводить к различному роду финансовых убытков как энергоснабжающих предприятий, так и по всей цепочке транзитных посредников.

Цели автоматизированных систем

Автоматизированные системы коммерческого учета энергоресурсов позволяют объединять информацию со всех существующих систем контроля ресурсов, которые используют стандартизованные каналы передачи данных с возможностью осуществлять их просмотр, а также контролировать состояние и работу приборов учета. Любой современный производственный процесс требует значительных объемов разных видов энергоресурсов. Их использование невозможно без точного контроля над объемами потребления, а для этого необходимо внедрение систем комплексного учета энергоресурсов.

Автоматизация систем по контролю и учету потребления энергетических ресурсов позволяет:

  • создавать единую информационную платформу для контроля за генерацией, распределением и потреблением;
  • вести прозрачную систему учета, позволяющую производить расчет использования как по отдельным категориям производства, так и по видам;
  • повышать эффективность потребления и способствовать снижению удельных затрат путем снижения перерасхода;
  • выявлять основные источники потерь;
  • оптимизировать их распределение по отдельным производственным объектам;
  • повышать точность планирования, основываясь на сравнении показателей текущих данных и фактического потребления в предыдущие периоды;
  • реализовывать перспективные задачи по долгосрочному и оперативному прогнозированию.

Назначение

Автоматизированные системы по учету энергоресурсов могут быть построены как автономный механизм, так и в виде объединенного комплекса в едином центре по сбору технической информации и предназначаться:

  • для интеграции производственных данных потребления из различных территориально расположенных источников;
  • для автоматизации получения, обработки и анализа текущих данных потребления;
  • для своевременного информационного обеспечения оперативными и достоверными данными для организации управления рабочими и технологическими процессами;
  • для обеспечения данными предназначенными для моделирования и оптимизации энергообеспечения;
  • для повышения эффективности обработки текущих данных и интеграции их интеграции различные дополнительные программные продукты.

Особенности учета электрической энергии

Все возникающие при потреблении электроэнергии взаимоотношения, складывающиеся между непосредственными потребителями и энергогенерирующими предприятиями, регулируется на основании Гражданского кодекса РФ, а именно согласно 6-го параграфа 30-й главы.

Этот нормативно правовой акт рассматривает следующие аспекты взаимоотношений:

  • договорные отношения;
  • качество и количество, поставляемой энергии;
  • ответственность между сторонами за содержание приборов учета и их эксплуатацию;
  • условия оплаты и другие правила.

Существуют два вида учета электрической энергии:

  • коммерческий, для расчётов за потребленные киловатт-часы;
  • технический, для контроля внутреннего потребления.

Основным документом, которым ранее регулировали взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций были правила пользования, которые датировались 06.12. 1981 годом, но они были отменны с 01.01.2000 года и признаны недействительными. Хотя вполне могут еще использоваться в качестве так называемых «обычаев делового оборота» в деловой переписке энергетических компаний и при рассмотрении споров в судах различных инстанций.

Организация учета

Все абоненты электрических сетей должны установить коммерческие приборы по учету потребления электроэнергии. Все затраты по их приобретению и монтажу осуществляются за счет средств самих абонентов, в том числе содержание и их дальнейшая эксплуатация также является ответственностью потребителя.

Установка, тип и условия эксплуатации приборов учета электроэнергии определяются, согласно, технического проекта на электроснабжение, выполненного в строгом соответствии с действующей нормативно-технической документацией в обязательном порядке, включающей ПУЭ, ПТЭ, ПТБ и ГОСТы.

По типу подключения существуют два вида приборов учета электроэнергии, а именно:

  • счетчики, предназначенные для прямого включения, их подключают непосредственно в силовую цепь;
  • счетчики, подключаемые с помощью различных дополнительных приборов или измерительных трансформаторов тока и напряжения.

В зависимости от типа устройства электрических сетей переменного электрического тока устанавливаются либо однофазные приборы учета, либо трехфазные счетчики электрической энергии.

По внутреннему устройству, а также по способам преобразования измерений и хранения поступающих данных приборы учета переменного электрического тока выпускаются двух основных видов: индукционного с механическим счетчиком и статического с электронными компонентами.

Так, электронные приборы учета электроэнергии, в отличие от индукционных являются более современными и способны обрабатывать и запоминать показания количества потребленной электрической энергии в том числе и по дифференцированной схеме в нескольких тарифных зонах, а также за разные заранее запрограммированные периоды времени. Это достигается за счёт применения электронных компонентов в схеме прибора.

Основным условием включение приборов учета электроэнергии в автоматизированную систему является наличие сетевого обмена информацией компьютерных интерфейсов в виде цифровых шин данных типа RS-232L и RS-485. Наличие этих интерфейсов позволяет интегрировать электронные счетчики в автоматизированные системы коммерческого учета энергоресурсов, с минимальными затратами.

Автоматизация системы учета

Для осуществления сбора, обработки, документирования и хранения данных о коммерческом потреблении электроэнергии на предприятиях и современных многоквартирных домах применяют различные автоматизированные системы по коммерческому учету энергоресурсов, которые принято называть по сокращенному варианту, как АСКУЭ.

Основная цель использования АСКУЭ предполагает достижение экономии и минимизация потерь электроэнергии, снижения затрат на сбор информации и оптимизации обработки данных. Главным условием, при котором становиться возможным эффективное функционирование современной энергосистемы является использование геоинформационной системы учета электроэнергии начиная от приборов, учитывающих генерацию у производителя на электростанциях и заканчивая подключением коммерческих учетов у каждого конечного потребителя.

Обязательным условием функционирования АСКУЭ является обеспечение контроля и учета:

  • поступающей и отпущенной электроэнергии;
  • активной и реактивной части электроэнергии для каждой точки в отдельности, где установлены приборы;
  • количества общих потерь электроэнергии;
  • баланса поступающей и отпущенной электроэнергии.

Автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии проектируют, руководствуясь, как правило, трёхуровневым принципом построения, а именно:

  1. На самом нижнем уровне выполняются основные измерения. Он состоит из измерительных трансформаторов тока, напряжения и непосредственно приборов учета.
  2. На среднем уровне осуществляется сбор и передача собранной информации от каждого объекта в отдельности или обособленной группы приборов.
  3. На третьем уровне производиться сбор и хранение полученной и переданной информации. Он представляет собой вычислительный комплекс с информационным интерфейсом.

Основными условиями, из всего объема обязательных требований, которые предъявляются к верхнему уровню, является возможность хранения оперативных данных по установленным интервалам времени и отчетным периодам. Они соответственно должны давать возможность просматривать значения приборов за промежутки времени от трех минут и получаса до суточных и месячных показаний, а также позволяли проводить анализ и составлять квартальные и годовые отчеты.

Автоматизация учета тепловой энергии

Автоматизированные системы учета тепловой энергии (АСУТЭ) также строиться по как их аналогичному многоуровневую принципу, что позволяет собирать и передавать информацию в реальном времени для выполнения функций коммерческого учета и оперативного контроля за потреблением как на уровне простых абонентов, так и включать отдельные предприятия или районные тепловые пункты. Количественный состав уровней определяется, прежде всего, техническим заданием еще на стадии основного проектирования, но также во многом может зависеть как от числа и вида существующих конечных абонентов, так и будущих потребителей.

Схема построения систем автоматизированного учета различных видов тепловой энергии должна обязательно включать:

  1. Первичный уровень, на котором осуществляется сбор данных расходов основных теплоносителей, температуре, давлению с дальнейшей их обработкой и передачей.
  2. Второй уровень, представляющий собой контроллеры, выполняющие функции по сбору и цифровой обработке в заданном алгоритме первичной информации в цифровые данные с дальнейшей передачей их на головной сервер.
  3. Третий уровень, предназначенный для автоматического объедения собранных и переданных данных с первичных вычислителей. Головной сервер отвечает также за сохранность всех полученных параметров энергоносителей от каждого абонентского узла учета, производя их архивирование и занесение в базы для дальнейшего использования информации.

Автоматизация систем учета теплоэнергии предусматривает работу на стандартизированных видах связи и передаче информационных данных, в том числе как проводной Ethernet, так и радиочастотные каналы или модули GSM.

Основными функциями автоматизированных систем по учету тепловой энергии являются:

  • автоматизация получения информации по первичным приборам расхода основных теплоносителей, их температурных параметров и показаниям давлений как на подающих, так и обратных трубопроводах тепловых сетей, на трубопроводах горячего водоснабжения и трубопроводах подпитки холодной водой;
  • автоматизация сбора цифровых данных, поступающих с контроллеров, установленных у потребителей в режиме реального времени;
  • получение, обработка и сохранение всех данных по расходам, температурным параметрам и значению давления для каждого абонента в отдельности, осуществление статистического анализа поступившей информации;
  • постоянный контроль за состоянием измерительных приборов;
  • осуществление дистанционной автоматической диагностики как технического состояния трубопроводов, так и отдельных узлов;
  • аварийное оповещение в случае несанкционированного вмешательства в работу измерительных приборов;
  • возможность формирования отчетов различных уровней;
  • длительную сохранность всех поступивших данных с измерительных приборов;
  • формирование базы данных, которые можно использовать в дальнейшем для оперативного контроля в диспетчерских пунктах или дальнейшей передачи в планово-экономические подразделения для проведения расчетов нормативов по использованию тепловой энергии.

Структурное построение учета газа

Автоматизацию систем по учету использования природного газа (АСУКГ) строят практически на тех же принципах в виде многофункционального информационного комплекса с возможностями расширения базы и внедрения многоуровневого построения. Количественный состав уровней и архитектурная схема их построения закладывается еще на стадиях проектирования и определяется техническим заданием, местными особенностями и числом объектов.

В стандартную схему обычно включают несколько уровней:

  1. На нижнем – располагают измерительное оборудование с датчиками, преобразователями сигналов и расходомерами. Здесь производиться первичный сбор необходимых данных и основной информации.
  2. На следующем – располагаются объекты управления с узлами учета расхода природного газа на газораспределительных станциях. Это позволяет выполнять задачи по сбору данных, непосредственно, с измерительных приборов, включая расход, температуру и давление в контрольном газопроводе. Вся полученная информация обрабатывается, учитывая, в том числе, компонентный состав природного газа, что позволяет производить все необходимые технические расчеты по заранее заложенным алгоритмам.
  3. На верхнем – производиться сбор и обработка всей поступившей информации с отдельных объектов, что позволяет обеспечивать работу системы автоматизации учета и контроля, как основного элемента пульта управления диспетчерской службы. Это дает возможность по подготовке баз данных для их дальнейшего использования в управлении газораспределительной системой в целом.
  4. (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

«Все… отлично знают, какова ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, - безобразная. И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом – это такая «черная дыра», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы». Д.А. Медведев, президент Российской Федерации.

Компания ЦРСА, Московская область, г. Коломна

Закон об энергоэффективности

На сегодняшний день существует огромное количество предложений по снижению потребления воды, тепла и электроэнергии в многоквартирном жилом доме. Будь то утепление фасадов домов или простые рекомендации по замене протекающих кранов, но эти решения остаются без внимания самими жильцами по причине недостаточного стимулирования и отсутствия четкого учета потребленных ресурсов.

В конце 2009 г. вышел Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон об энергоэффективности), в котором уделено большое внимание энергосервисным мероприятиям в частном секторе, в том числе обязательная установка индивидуальных и коллективных приборов учета.

Учет энергоресурсов важен на всех этапах доставки ресурса потребителю. Это необходимо для выявления потерь энергоресурса на всех участках доставки, и распределения ответственности за потери энергоресурса. На сегодняшний день потери воды, тепла и электроэнергии при их доставке учитываются в тарифах, и граждане вынуждены оплачивать эти потери из своего кармана. Сегодня мы оплачиваем и незаконный отбор электроэнергии, который особенно распространен в малоэтажном секторе, и аварии на трубопроводах, и избыточное тепло в теплоносителях и многое другое. Выход из сложившийся ситуации – это четкое разграничение зон ответственности между энергетическими компаниями и конечным потребителем с помощью установки приборов учета энергоресурсов на границах зон ответственности. Это могут быть как поквартирные (индивидуальные) приборы учета, так и коллективные (общедомовые). Кроме того, установка приборов учета, несомненно, стимулирует абонентов к более эффективному расходу энергоресурсов. Ведь если мы будем платить по счетчику, то поневоле мы будем задумываться о протекающих кранах или открытой форточке зимой.

Вопросы с установкой приборов учета давно стоят перед Правительством РФ и энергосбытовыми компаниями, и основной вопрос заключается в том, за чей счет будет проходить повсеместная установка приборов. Закон об энергоэффективности определил, что установка таких приборов является обязанностью собственников жилых помещений, и сегодня можно долго спорить с этим решением, но скорее всего изменить это решение не представляется возможным. Ведь для государственного финансирования установки счетчиков по всей стране необходимы не только огромные финансовые средства, но и тотальный контроль над их расходованием. И такая программа могла бы затянуться на многие десятилетия без гарантии ее успешного завершения.

Для стимуляции установки приборов учета (далее – счетчики) самими потребителями энергоресурсов законом об энергоэффективности предусмотрено регулирование тарифной политики таким образом, чтобы абоненты, установившие приборы учета, платили меньше и смогли окупить установку приборов учета. Такая практика уже применяется достаточно давно, но все-таки она не привела к повсеместной установке приборов учета воды и тепла. Законом об энергоэффективности определен окончательный срок по установке приборов учета в многоквартирных жилых домах – январь 2012 г., после чего счетчики будут устанавливаться в принудительном порядке, а затраты на их установку будут взиматься с собственников жилых помещений. Кроме того, после 2012 г. сэкономить на разнице тарифов до и после установки счетчика скорее всего не удастся.

Управляющие компании и ТСЖ

По опыту работы с различными заказчиками в сфере жилищно-коммунального хозяйства для себя мы разделили все обслуживающие организации на две основные группы.

Первая из этих групп – это управляющие компании или ТСЖ, созданные на основе бывших ЖЭУ, ДЕЗов и других муниципальных эксплуатационных организаций. Принципы и способы управления жилищным хозяйством в таких организациях зачастую не изменяются вот уже несколько десятков лет и внедрение новых технологий в таких организациях часто затруднительно как в связи с устоявшимися традициями и нежеланием перемен, так и из-за простейшего отсутствия специалистов, разбирающихся во всех современных тенденциях.

Второй группой хотелось бы выделить достаточно «молодые» ТСЖ и УК, созданные людьми, понимающими необходимость перемен в области управления жилищным хозяйством и предлагающими оптимизировать расходы граждан на обслуживание жилья за счет оптимизации управляющего аппарата, более высокого уровня специалистов по обслуживанию жилья и внедрения новых технологий на всех уровнях их работы. Далее хотелось бы остановиться именно на второй группе управляющих организаций, так как, на наш взгляд, это наиболее перспективные и в конечном итоге единственно возможные формы управления жилым фондом.

На нашей практике управляющие таких ТСЖ досконально знают все коммуникации своего дома, методично, а не от ремонта к ремонту, ведут замену устаревших коммуникаций и постоянно ведут работу над улучшением уровня жизни жильцов, параллельно с этим снижая их затраты на энергоресурсы, они пускают сэкономленные деньги на внедрение новых технологий. На наш взгляд, это оптимальный и наиболее эффективный путь достижения энергоэффективности. При такой методичной работе практически не требуется привлечения крупных средств и бывает достаточно только сэкономленных денег за счет снижения потребления энергоресурсов, а также стандартных платежей за обслуживание жилья.

Рис. 1. Принцип работы узла регулирования

Экономия = доход

Понятно, что указанные ТСЖ не имеют денежных средств для реализации масштабных программ по единовременному проведению энергосервисных мероприятий, так как все деньги на эти цели собираются с владельцев жилья и нежилых помещений. Все мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности, проводятся последовательно и исходя из заранее определенного бюджета. Основной задачей при такой работе является постепенное увеличение бюджета ТСЖ за счет снижения его расходов, улучшая при этом уровень жизни жильцов и снижая их собственные расходы на коммунальные платежи.

Экономия электроэнергии на освещение мест общего пользования

С чего начать сокращать расходы в ТСЖ, имея скромные бюджеты? Во-первых, это наладить учет электроэнергии и тепла. Количество электроэнергии, потребляемой на освещение помещений общего пользования, можно сократить до 60%, используя программируемые централизованные отключатели или просто включая и отключая свет по расписанию. При этом счетчики на освещение можно перевести на два тарифа, что дополнительно снижает расход электроэнергии. Конечно, существенно поможет снизить затраты и энергосберегающие лампочки, но, к сожалению, они достаточно дороговаты и часто бесследно пропадают с места установки. Такие лампочки сегодня хорошо использовать там, где установлены системы видеонаблюдения.

Экономия тепла

Почти половину счета за коммунальные услуги составляет отопление помещений, и поэтому особое внимание стоит обратить на сбережение тепла.

Поквартирная установка счетчиков на отопление и термостатов достаточно дорогое удовольствие, но т.к. жильцы не имеют прямых договоров на отопление с теплоснабжающей организацией, они не обязаны устанавливать поквартирные приборы учета, а могут ограничатся только установкой общедомового счетчика тепла. Перед установкой теплосчетчика стоит обратить внимание на то, исходя из каких нормативов рассчитывается оплата тепла сбытовой организацией именно для вашего дома. Существуют случаи, когда сумма оплаты занижена из-за недостоверных исходных данных и установка счетчика в таком случае может быть невыгодна. Вообще, говоря о решении именно этих проблем, планируется повсеместная установка счетчиков, и если уж счетчик ставить все равно придется, а явной выгоды оплачивать по нормативу нет, то лучше его поставить уже сейчас и начать экономить уже сегодня. После установки теплосчетчика дальнейшие действия ТСЖ должны быть направлены на снижение потребления тепла по счетчику. Главный показатель неэффективного расходования тепла – это открытые форточки зимой. Если в вашем доме во время отопительного сезона жителям часто приходится открывать окна для того, чтобы поддерживать комфортную температуру в квартире, – это явный признак неэффективного расходования тепла. Конечно, существуют системы, где температура теплоносителя регулируется непосредственно поставщиком энергоресурса, но поставщику не всегда выгодно занижение объема отпускаемого тепла, поэтому более надежный способ – это регулирование потребления тепла непосредственно самим потребителем. Первый способ регулирования – это установка индивидуальных термостатов у абонентов, но этот способ показал себя неэффективным в тех случаях, когда у абонентов не установлены индивидуальные узлы учета. Жители не совсем понимают разницы регулирования температуры в комнате форточкой и термостатом, если они все равно платят одну и ту же сумму. Более эффективным себя показал автоматизированный регулятор тепла на вводе в здание. При помощи такого регулятора тепло из теплосети забирается в систему отопления дома в необходимом количестве. Количество необходимого тепла регулируется контроллером в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха на улице. Принцип работы узла регулирования с регулирующим клапаном и подмешивающим насосом поясняется в общем виде на рис. 1.

К примеру, ресурсоснабжающая организация подает теплоноситель при температуре 68 градусов Цельсия, расход теплоносителя 20 кубов в час, типовое 180-квартирное здание.

Микропроцессор системы измеряет температуру наружного воздуха и производит вычисления, в результате которых для поддержания комфортной температуры в квартирах для жителей (без открывания форточек) в данный промежуток времени вполне достаточно температуры теплоносителя 55 и за счет принудительной системы циркуляции расхода 14 кубов в час. Система посылает сигнал на Регулирующий клапан, который в автоматическом режиме начинает закрываться, тем самым уменьшая расход теплоносителя, в свою очередь циркуляционный насос в принудительном порядке возвращает часть воды из обратного трубопровода в систему отопления здания, и цикл повторяется до тех пор, пока не будет достигнут нижний температурный предел теплоносителя. Весь этот процесс происходит после прибора учета расхода тепла (теплосчетчика).

Эффект экономии возникает в результате того, что потребитель не забирает из системы ЦО и ГВС весь теплоноситель, а потребляет лишь то, что необходимо для полноценного и комфортного функционирования здания или сооружения.

Использование системы позволяет сократить расходы потребителей на ЦО и ГВС от 25 до 40 % в год.

Установка температур на входе и выходе из системы теплоснабжения, а также зависимость температуры теплоносителя от уличной температуры задаются при пуско-наладке системы и в последующем могут быть отрегулированы обслуживающим персоналом. Настройка системы после пусконаладки не представляет особой сложности и может быть выполнена штатными слесарями после краткого инструктажа. Хотелось бы сказать, что экономия от таких регуляторов рассчитывается индивидуально для каждого объекта, но на нашей практике такие системы окупают себя за один отопительный сезон даже в условиях достаточно холодных зим (для Московского региона).

После установки автоматизированных узлов часто возникают жалобы от некоторых жильцов о низкой температуре в их помещениях. Для решения этих проблем есть несколько способов. Во-первых, можно заказать съемку всего здания тепловизором. Результаты, полученные путем такого обследования, представляют собой фотографии здания в инфракрасном излучении, при помощи которых легко выявляются различные участки потери тепла у абонентов. В основном это «мостки холода» на стыках панелей, перекрытий и окна. В случае если у таких жильцов выявлены большие потери тепла через окна, можно предложить жильцам их замену или утепление. Способов утепления окон существует множество, и останавливаться на них мы не будем. Оплата утепления окон у жильцов может осуществляться за счет ТСЖ или за счет абонента. Эти решения должны приниматься на общем собрании владельцев жилых помещений.

Экономия воды

Дополнительно хотелось бы сказать об экономии воды. Как и экономия других ресурсов, экономия воды начинается с ее учета, только в отличие от тепла регулирование расхода воды на вводе в здание невозможно и без поквартирного учета не обойтись. В Москве и Московской области в настоящее время действуют тарифы, стимулирующие абонентов устанавливать счетчики воды, которые при условиях соответствия количества прописанных в квартире жильцов их реальному количеству (или меньшему) окупаются менее чем за год. Конечно, такой подход, когда счетчики устанавливают только те, кому это выгодно, не может устраивать водоснабжающие организации, ведь при такой ситуации они больше не могут переложить сверхрасходы одних абонентов на других, которые потреб­ляют значительно меньше. Закон об энергоэффективности поставил задачу оснащения приборами учета всех абонентов на территории РФ. Что касается непосредственно ТСЖ и установки счетчиков непосредственно членами ТСЖ, то они могут это сделать, если договор на водоснабжение заключен непосредственно между ними и водоснабжающей организацией. Если же оплату за воду производит непосредственно ТСЖ, то без установки счетчиков всем абонентам ТСЖ скорее всего не обойтись. Хотя, конечно, возможна ситуация, когда ТСЖ оплачивает счета частично по нормативам, а частично по установленным абонентским счетчикам, но такая ситуация крайне не выгодна для водоканалов и скорее всего водоснабжающая организация будет настаивать на установке централизованного узла учета.

Но даже после установки централизованного узла и абонентских счетчиков у ТСЖ часто возникают проблемы с оплатой воды, так как сбор средств за воду крайне затруднителен по причине того, что счетчики воды установлены непосредственно в квартирах и проверка их значений проходит только с согласия жильцов. Кроме того, жильцы при оплате могут перепутать или неправильно переписать значения счетчиков, которых в обычной трехкомнатной квартире может стоять до шести штук в зависимости от количества стояков холодной и горячей воды. Наша компания предлагает использовать счетчики с радиомодемами, которые позволяют в автоматическом режиме снимать значения со счетчиков и при этом не тянуть дополнительных коммутирующих линий связи. Такие счетчики стоят в 1,5–2 раза дороже классических, но для ТСЖ и небольших управляющих компаний они часто незаменимы и позволяют четко и своевременно собирать деньги за воду в полном объеме.

Отдельно хотелось бы сказать о достигнутом эффекте с точки зрения энергоэффективности. Результат установки индивидуальных и общедомового счетчиков на воду, на наш взгляд, колоссальный. На одном из объектов жильцами постепенно снизилось общее водопотребление почти в два раза, при том, что уровень жизни остался неизменным. Просто жильцы постепенно начали задумываться о текущих кранах, о напоре воды и других, элементарных водосберегающих вещах.

Еще раз о электроснабжении

Еще раз хотелось бы затронуть тему электроснабжения. Исходя из последних принимаемых законов и нормативных актов, все сводится к тому, что договор с энергосбытовой компанией будет заключаться между юридическим лицом подобным ТСЖ и энергосбытом, а не, как сейчас, между энергосбытом и физическими лицами. Для ТСЖ это значит, что все, что касается сбора средств с абонентов, будет ложиться на их плечи. Для контроля потребленной электроэнергии абонентами наша компания предлагает установку систем автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии от различных производителей. Эта тема была затронута в статье, и останавливаться на описании этих систем мы не будем. Дополнительно хотелось бы сказать о предлагаемых нами системах как о единственном способе борьбы с недобросовестными жильцами. Всем управляющим компаниям и председателям ТСЖ знакома проблема сбора средств. Причем, к нашему удивлению, в основной своей массе неплательщиками являются люди достаточно обеспеченные, по непонятным причинам они просто игнорируют все квитанции и просьбы оплатить долги по коммунальным услугам. В результате такой ситуации деньги, оплаченные другими жильцами на техническое обслуживание помещений, строительство площадок и уборку территорий могут полностью уходить на покрытие долгов таких неплательщиков перед энергосбытовыми компаниями. Особенно большой проблемой это становится для ТСЖ и небольших УК, в которых даже бюджет на обслуживание жилья может не покрыть их долги перед энергокомпаниями и у них не будет иного выбора, как собирать дополнительные деньги с добропорядочных граждан. Мы видим выход из этой ситуации только один – это ограничение неплательщиков в пользовании энергоресурсом. Причем именно ограничение, а не полное отключение. Ограничить пользование теплом, водой и газом мы не имеем права, остается только один способ – это ограничение электроэнергии. Для ТСЖ мы предлагаем установку счетчиков со встроенным реле (автоматом с программируемым номиналом). Съем данных с этих счетчиков, а также настройка номинала реле осуществляется с компьютера по силовой линии электропередачи. Таким образом, председатель ТСЖ может ограничить неплательщика путем снижения порога отключения реле в счетчике таким образом, чтобы абонент мог использовать приборы, обеспечивающие его жизнедеятельность (освещение, телефон, радио, телевизор), но не мог пользоваться другими энергоемкими приборами, такими, как стиральная и посудомоечная машины, теплыми полами, обогревателями для лоджий, личными саунами и пр. Конечно, использовать такие системы необходимо предельно аккуратно, также необходимы дополнительные нормативные акты с четким указанием на минимальное «социальное» электропотребление для того, чтобы защитить малоимущих граждан от недобросовестных председателей. Но на практике в небольших ТСЖ редко бывают случаи, чтобы реально действующий председатель мог проводить явно противоправные действия, т.к. его работа часто досконально проверяется самими жильцами и при неудовлетворительной работе председатель очень просто может потерять свое место или предстать в суде.

Газоснабжение

В теме об энергоресурсах нельзя не упомянуть о газоснабжении, но, как и в законе об энергоэффективности, так и в жизни газ стоит отдельной графой. В законе об энергоэффективности можно встретить одну фразу «кроме газа», по какой причине газовая сфера так выделяется, остается не совсем понятным. Конечно, все, что касается тепла, воды и электроэнергии в контексте установки приборов учета, на наш взгляд, должно касаться и газосчетчиков. Даже более того – газ для ТСЖ мог бы помочь во многом сократить коммунальные платежи при установке собственных небольших газогенераторов, генерирующих электроэнергию и тепло, как для собственных нужд, так и для обеспечения соседних жилых домов. В настоящее время установка таких генераторов практически невозможна из-за трудности их оформления, получения разрешений и других бюрократических препятствий, хотя их использование во многом могло бы сократить нагрузку на электросети и позволить подключить большее количество жилых домов и микрорайонов без увеличения нагрузки на сетевые и генерирующие компании.

Возвращаясь к теме «заработка» ТСЖ и аккумулируя все вышесказанное, касающееся установки коллективных приборов учета, хотелось бы обратить внимание на то, что энергосбытовые и энергосетевые компании освобождаются от необходимости работать с физическими лицами и работают только с юридическими, которые в свою очередь выполняют огромный пласт (объем) работы по сбору средств с конечных абонентов и обслуживанию коммуникаций и приборов учета. Кроме того, такие юридические лица становятся на порядок крупнее и способствуют капитализации энергосбытовых компаний и более прозрачному процессу энергоснабжения для сетевых организаций. На наш взгляд, было бы рационально оплачивать работу ТСЖ и управляющих компаний по обслуживанию приборов учета и коммуникаций при помощи более низкой ставки на тарифы для ТСЖ и аккумуляции этой разности на счетах ТСЖ и УК. В настоящее время УК и ТСЖ практически не заинтересованы выполнять работу энергосбытовых компаний по сбору средств, и это понятно, ведь эта работа требует огромных усилий и финансовых вложений, которые в настоящее время оплачиваются самими жильцами.

Финансирование энергосервисных программ

В законе об энергоэффективности отдельно акцентируется внимание на финансировании мероприятий по установке приборов учета. Конечно, способы финансирования еще не определены и во многих регионах будут различными, но, на наш взгляд, прямого финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности в настоящее время не требуется. В настоящее время необходимы поддержка вновь образовываемых ТСЖ и молодых УК, а также более жесткий контроль над их деятельностью. Кроме того, актуален вопрос по кредитованию ТСЖ, так как мероприятия по повышению энергоэффективности требуют достаточно больших единовременных затрат. Конечно, в законе об энергоэффективности предусмотрены возможности заключения энергосервисных контрактов ТСЖ и УК с энергосбытовыми и другими энергосервисными компаниями, а также рассрочка платежей за установку приборов учета. Но такая ситуация приведет к монополизации рынка установки приборов учета теми компаниями, которые будут иметь поддержку государственного бюджета и возможности по привлечению крупных беспроцентных кредитов. В свою очередь, монополизация рынка приведет к удорожанию установки прибора учета для конечного потребителя и отсутствию выбора приборов. Естественно, такое положение дел невыгодно ни государству, ни небольшим монтажным организациям, ни самим абонентам, и выход из такой ситуации видится в предоставлении беспроцентных кредитов не энергосбытовым и энергосервисным компаниям, а самим ТСЖ. В любом случае жильцы при установке приборов учета будут искать более выгодные условия и тем самым брать в банках исключительно те суммы, которые необходимы только на установку приборов учета, не переплачивая дополнительных средств на прибыли крупных компаний. При такой ситуации расходование бюджетных средств на компенсацию процентных ставок также будет минимальным. К сожалению, в настоящее время для такой схемы недостаточно специалистов в банковской сфере, ведь для оценки рисков по кредитам банка необходимо разбираться во всех тонкостях устройства ТСЖ и часто риски, связанные с выдачей кредитов слишком высоки. Да и сами кредиты, выдаваемые ТСЖ, достаточно небольшие, и крупные банки зачастую просто не заинтересованы работать с такими клиентами. Таким образом, без вмешательства государства (тщательной работы с банками и подготовкой специалистов в области ЖКХ) не обойтись.