Стандарты по бухгалтерскому учету бухгалтерской отчетности. Госсектор

Успешное ведение бухгалтерского учета на предприятиях во многом зависит от квалификации главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. Оценка его качества неразрывно связана с прибыльностью коммерческого предприятия.

Одним из важнейших факторов повышения квалификации бухгалтерского корпуса РФ является практическое использование им российских и международных стандартов.

Под стандартом понимают нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека.

Совокупность стандартов является сгустком научной мысли и практического опыта целого ряда поколений работников той или иной отрасли. Они включают в себя определения, термины, единицы измерения, краткие подходы и обобщенные методики.

Стандарты бухгалтерского учета позволяют обеспечивать следующие основные свойства финансово-хозяйственной информации.

Полезность, т.е. отражение реальных экономических параметров и характеристик.

Проверяемость, т.е. возможность независимых специалистов получить одинаковые результаты.

Независимость, т.е. отсутствие действий в пользу одной групп за счет других.

Измеряемость, т.е. возможность оценки даже при отсутствии денежного измерителя.

Следование стандартам позволяет работникам даже средней квалификации выполнять работу на высоком научно-практическом уровне и одновременно повышать уровень своего профессионального мастерства.

Стандарты бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные - целого ряда стран. Следует иметь в виду, что национальные стандарты очень часто более точно и более полно охватывают специфику экономических отношений и традиции отдельных государств. Поэтому использование полного набора международных стандартов в настоящее время практически не наблюдается ни в одной стране мира. Вместе с тем, развитие внешнеэкономических связей государств, широкая инвестиционная политика настоятельно требуют взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимообогащения национальных и международных стандартов.

4. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо)

В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.

Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется путем сближения российской законодательной (договорной и налоговой) базы с международной и достижения конвертируемости рубля. А также идентификации учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета и составления соответствующих вычислительных программ для ведения учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы.

Международные стандарты синтезируют опыт бухгалтерского учета многих стран, среди которых заметное место занимают США.

Все стандарты носят рекомендательный характер и используются в разных странах по-разному. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов. Перечень международных стандартов включает в себя следующие стандарты.

МСФО 1. Представление финансовой отчетности.

МСФО 2. Запасы.

МСФО 3. Консолидированная финансовая отчетность. (Заменен МСФО 27 и 28.)

МСФО 4. Учет амортизации. (Заменен МСФО 16 и 38.)

МСФО 5. Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности. (Заменен МСФО 1.)

МСФО 6. Учет воздействия изменяющихся цен. (Заменен МСФО 15.)

МСФО 7. Отчеты о движении денежных средств.

МСФО 8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.

МСФО 9. Затраты на исследования и разработки. (Заменен МСФО 38.)

МСФО 10. Условные события и события, происшедшие после отчетной даты. (Частично заменен МСФО 37.)

МСФО 11. Договоры подряда.

МСФО 12. Налоги на прибыль.

МСФО 13. Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств. (Заменен МСФО 1.)

МСФО 14. Сегментная отчетность.

МСФО 15. Информация, отражающая влияние изменения цен.

МСФО 16. Основные средства.

МСФО 17. Аренда.

МСФО 18. Выручка.

МСФО 19. Вознаграждения работникам.

МСФО 20. Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи.

МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов.

МСФО 22. Объединение компаний.

МСФО 23. Затраты по займам.

МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах.

МСФО 25. Учет инвестиций. (Заменен МСФО 40.)

МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам).

МСФО 27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании.

МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные предприятия.

МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.

МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов.

МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности.

МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации.

МСФО 33. Прибыль на акцию.

МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность.

МСФО 35. Прекращаемая деятельность.

МСФО 36. Обесценение активов.

МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные активы.

МСФО 38. Нематериальные активы.

МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и оценка.

МСФО 40. Инвестиционная собственность.

МСФО 41. Учет в сельском хозяйстве.

Наибольший вклад в указанные стандарты был внесен США. Их национальная система бухгалтерских стандартов и процедур GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) во многом определила основные принципы разрабатываемой международной системы бухгалтерского учета.

Поскольку внешняя экономическая среда оказывает существенное воздействие на систему бухгалтерского учета, то в странах с похожими социально-экономическими условиями бухгалтерский учет имеет много общего. По экономическому признаку принято различать три следующие основные модели бухгалтерского учета.

Британско-американская модель. Основополагающие принципы в указанную модель внесли Великобритания, США и Голландия. Главная идея модели состоит в ориентации бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов. Модель применяется следующими странами: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.

Континентальная модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли развитые страны континентальной Европы и Япония. Главная идея модели состоит в ориентации на удовлетворение требований правительства, в частности налоговому законодательству. Модель применяется следующими странами: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли страны Южной Америки. Главная идея модели состоит в ориентации на потребности государственных плановых органов, в том числе на контроль исполнения налоговой политики и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции. Модель применяется следующими странами: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной (далее – Программа), подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее – Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (см. Таблицу 1). Срок утверждения Стандарта – не позднее, чем за 6 месяцев до предполагаемой даты его введения в действие.

В отношении шести проектов Стандартов, разработку которых согласно Проекту приказа о внесении изменений в Программу (подготовлен Минфином России 30 сентября 2016 г.) планируется завершить в 2016 году, в настоящее время проводится процедура публичного обсуждения, предусмотренная Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ).

Наряду с разработкой самих Стандартов, в рамках реализации Программы специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений:

Необходимость внесения изменений в перечисленные нормативные акты обусловлена введением в действие федеральных стандартов. По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, то есть "выведены за рамки" , которой в конечном итоге будет установлен именно План счетов бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора.

НАША СПРАВКА

Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет". Уведомление о разработке федерального стандарта, а также Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта согласно , утвержденному приказом Минфина России от 28 сентября 2016 г. № 397, подлежат размещению на официальном сайте Минфина России в разделе Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора.

Применение федеральных стандартов бухучета потребует от главных бухгалтеров организаций госсектора владения навыками финансового анализа и формирования профессионального суждения. В то же время наличие в Стандартах четких критериев и правил предоставит субъекту учета возможность самостоятельного принятия решений в отношении учетных процедур, в частности, признания и прекращения признания объекта учета и применения метода его оценки.

Таблица 1. Федеральные стандарты, предполагаемая дата применения которых – 1 января 2018 года

Наименование федерального стандарта

Предмет регулирования

Этап внедрения/
разработки

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора

– цели составления и представления бухотчетности, а также публичного раскрытия показателей бухотчетности;
– объекты бухгалтерского учета;
– методы оценки активов и обязательств субъектов учета;
– основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств;
– характеристики субъекта отчетности;
– требования к информации, содержащейся в бухотчетности, а также качественные характеристики такой информации;
– определения и порядок признания в учете объектов бухучета;
– оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета;
– основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухотчетности общего назначения

Утверждение

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

– методические основы формирования и порядок представления субъектами отчетности бухотчетности общего назначения;
– обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых указанными субъектами показателей бухотчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ
Внимание! Стандарт не применяется при составлении и представлении субъектами отчетности отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения

Утверждение

Основные средства

порядок отражения активов, классифицируемых как основные средства в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета

Утверждение

порядок отражения в учете операций аренды
за исключением случаев, когда в соответствии с другими Федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора принят иной порядок учета

Утверждение

Обесценение активов

– порядок расчета суммы убытка от обесценения актива;
– порядок признания убытков от обесценения;
– порядок восстановления убытка от обесценения;
– требования к раскрытию необходимой информации.
Внимание! Стандарт не применяется в отношении следующих видов активов:
а) запасы;
б) финансовые активы (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом);
в) другие активы, обесценение которых регулируется соответствующими Федеральными стандартами

Утверждение

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок

Публичное обсуждение

События после отчетной даты

– классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания бухотчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета;
– правила отражения в бухучете и раскрытия информации о событиях после отчетной даты при формировании и представлении бухотчетности

Публичное обсуждение

Непроизведенные активы

Публичное обсуждение

Отчет о движении денежных средств

порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета

Публичное обсуждение

порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы имущества казны, в бухучете и отчетности субъектов учета
Внимание! Стандарт не применяется для целей учета:
а) биологических активов;
б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
в) финансовых инструментов;
г) незавершенного производства, возникающего у субъектов госсектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом;
д) объектов, относящихся к активам культурного наследия

Публичное обсуждение

Биологические активы

порядок отражения активов, классифицируемых как биологические активы, в бухучете субъектов учета в течение периода роста и размножения, а также порядок первоначальной оценки биологической продукции в момент ее сбора.
Для последующего учета биологической продукции применяется Федеральный стандарт "Запасы " или другой применимый стандарт

Публичное обсуждение

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..."

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" является базовым, то есть фиксирует основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета методом начисления. Именно в "Концептуальных основах..." содержатся определения таких понятий, как "Актив", "Обязательство", "Чистый актив", "Доходы" и "Расходы", которые до настоящего времени для организаций госсектора попросту не установлены...

Подробнее о нарушениях, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за их совершение в
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Отвечает ли определенная дебиторская задолженность понятию актива или ее можно списать с баланса? Когда имущество больше не относится к активам и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02? Сейчас бухгалтерам приходится решать подобные вопросы исключительно на основе своего профессионального суждения. После вступления в силу стандарта "Концептуальные основы..." ситуация изменится. А значит, будет меньше разногласий с проверяющими.

Указанным стандартом также будут урегулированы вопросы осуществления базовых бухгалтерских процедур. Например, будут четко определены основные критерии признания объектов учета.

Кроме того, стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..." содержит не только требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – бухотчетности), но и определения понятий каждой из качественных характеристик такой информации, в частности, ее достоверность, сопоставимость, существенность.

Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Стандарт "Представление бухгалтерской отчетности" обобщает в себе требования к бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих методологию бухгалтерского учета и отчетности в настоящее (в , ), а также детально раскрывает ключевые понятия, содержащиеся в указанных требованиях.

Об общих требованиях к составлению бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Стандартом установлены используемая субъектами отчетности при публичном раскрытии информации структура представления показателей Бухгалтерского баланса, обязательные для раскрытия статьи Отчета о финансовых результатах, а также требования к составу и структуре Пояснительной записки.

Кроме того, Стандарт раскрывает понятия краткосрочных и долгосрочных обязательств, устанавливая порядок их отражения в бухотчетности, включая порядок раскрытия информации о них с учетом событий после отчетной даты на каждом из этапов процесса составления и представления отчетности. При этом сами этапы будут четко разграничены Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", содержащим определения понятий "дата подписания", "дата представления", "дата принятия" и "дата утверждения" бухотчетности, что указывает на необходимость применения Стандартов во взаимосвязи.

Стандарт "Основные средства"

Наряду со знакомыми понятиями "первоначальная стоимость", "остаточная стоимость", "амортизация", появится масса новых терминов: "инвестиционная недвижимость", "переоцененная стоимость", "справедливая стоимость" и т.д.

Учреждения смогут применять несколько методов начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.

Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества. Например, можно будет учесть интенсивность использования оборудования при выпуске готовой продукции.

При переходе на применение стандарта учреждения должны будут признать объекты основных средств, ранее не признававшиеся, а также отражавшиеся за балансом, по их первоначальной стоимости. В составе основных средств при определенных условиях можно будет учитывать даже арендованные объекты (если срок договора аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования, сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью актива и т.д.). Объекты недвижимости надо будет переоценить до кадастровой стоимости и списать начисленную по ним амортизацию. В дальнейшем недвижимость будет амортизироваться исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Будет четко обозначено правило: признание затрат в первоначальной стоимости объекта прекращается, когда объект находится в пригодном для использования состоянии. Например, при приобретении автомобиля можно будет учесть в первоначальной стоимости стоимость ковриков и чехлов. Если же такие предметы будут приобретаться после поступления автомобиля в состав основных средств, их стоимость можно будет учитывать в составе расходов текущего года.

Стандарт "Запасы"

Стандартом будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица 2):

Таблица 2. Группы и виды запасов

Группы активов, относящихся к запасам

Виды активов, относящихся к запасам

Субъекты учета запасов

Материальные запасы

– материалы;
– готовая продукция;
– товары;
– прочие материальные запасы

Организации госсектора:
– фактически использующие активы, как закрепленные учредителем, так и полученные в результате собственной деятельности;
– осуществляющие переданные госполномочия по обеспечению отдельных категорий граждан (населения) мерами соцподдержки

Незавершенное производство

затраты, фактически понесенные при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг до момента их признания в составе готовой продукции или факта оказания услуги, выполнения работы

Нефинансовые активы имущества казны

– недвижимое имущество;
– движимое имущество;
– драгоценные металлы и камни;
– нематериальные активы;
– непроизведенные активы;
– материальные запасы

Органы госвласти (госорганы) и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имущества казны

Стандарт "Непроизведенные активы"

Стандартом "Непроизведенные активы" установлены:

  • порядок оценки непроизведенных активов при их признании;
  • порядок последующей оценки;
  • особенности обесценения;
  • прекращение признания непроизведенных активов;
  • требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Особенности учета непроизведенных активов (таблица 3):

Таблица 3 . Виды и особенности учета непроизведенных активов

Группы непроизведенных активов

Инвентарный объект

Субъекты учета

Водные ресурсы

Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере водных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Земля (земельные участки)

Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи

– учреждения госсектора, за которыми указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования;
– органы государственной власти (местного самоуправления)

Некультивируемые биологические ресурсы
в том числе:

водные некультивируемые биоресурсы

отдельные виды водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере некультивируемых биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

некультивируе-мые биологические ресурсы, относящиеся к животному миру

объекты животного мира (организмы животного происхождения, т.е. дикие животные), для которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия

объекты растительного мира

лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда

Ресурсы недр

Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Прочие непроизведенные активы

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере прочих непроизведенных активов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стандарт "События после отчетной даты"

Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):

Таблица 4 . Классификация событий после отчетной даты

События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату

События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты

в том числе:

– объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты;

– изменение кадастровых оценок после отчетной даты;

– принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства;

– принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты;

– завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде;

– существенное поступление или выбытие активов;

Получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде;

– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

– получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде;

– публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;

– обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период;

– изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

– иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства.

– изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов;

– начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты;

– иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Порядок отражения в бухучете:

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом

Порядок отражения в бухотчетности:

Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета

Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого

Стандарт "Аренда"

Стандартом "Аренда" установлены критерии квалификации отношений аренды с участием субъектов государственного сектора для целей учета и отчетности, а также детальный порядок отражения соглашений об аренде в учете и отчетности арендатора и арендодателя, включая особенности отражения безвозмездного пользования и аренды имущества на льготных условиях.

В рамках отношений финансовой аренды актив, переданный в аренду, у арендодателя в качестве нефинансового актива учету не подлежит, а у арендатора учитывается в составе основных средств. При этом в качестве отношений финансовой аренды рассматривается соглашение, по которому арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору рассрочку по оплате стоимости арендуемого актива.

Соглашение, в котором арендные платежи отражают только плату за пользование имуществом, рассматривается в качестве операционной аренды. Право пользования активом в рамках отношений операционной аренды отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект учета. У арендодателя актив, переданный в пользование в рамках операционной аренды, отражается в составе основных средств, а амортизация начисляется на обычных условиях.

Согласно Стандарту безвозмездная передача имущества между субъектами без прекращения права оперативного управления, а также безвозмездная передача имущества, составляющего казну публично-правового образования, (кроме случаев закрепления имущества за пользователем на праве оперативного управления для выполнения им возложенных на него функций) квалифицируются как отношения аренды.

Операции по передаче имущества в аренду на льготных условиях и безвозмездная передача имущества отражаются в учете по справедливой стоимости, определяемой по методу рыночных цен (как если бы соглашение об аренде (соглашение о пользовании) было заключено на коммерческих условиях). Доходы от предоставления права пользования активом, переданным в аренду на льготных условиях (по коммерчески незначимым ценам) либо безвозмездно, признаются в учете и отчетности по справедливой стоимости.

У арендодателя разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости отражается в качестве упущенной выгоды. У арендатора разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости (справедливой стоимостью арендных платежей), учитывается в качестве отложенных доходов от получения имущества в безвозмездное пользование.

Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Стандартом урегулированы следующие вопросы:

  • порядок формирования, утверждения учетной политики;
  • перечень оценочных значений и порядок отражения их изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок отражения исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Наиболее значимым новшеством, вводимым данным стандартом, являются: перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской финансовой отчетности.

Предложенная специалистами финансового ведомства редакция данного стандарта устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств субъекта учета, в денежном выражении. Ретроспективное применение измененной учетной политики заключается в корректировке показателей по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде, а также в "пересчете" входящих остатков по статье "Финансовый результат деятельности экономического субъекта", а также значения связанных статей бухгалтерской за самый ранний отчетный год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели. При этом информация, включая обоснование и содержание изменений учетной политики, а также суммы корректировок, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценочным значением является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя. К оценочным значениям относятся показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями применимого законодательства РФ, например – сроки полезного использования объектов ОС и НМА, величины амортизационных отчислений. Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. Порядок отражения оценочных значений будет устанавливаться соответствующими стандартами. При этом в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту отчетности необходимо будет описать изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, а также способного повлиять на отчетность за будущие отчетные периоды. Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности данным стандартом не предусмотрен.

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате не использования информации о фактах хозяйственной жизни. В зависимости от даты обнаружения (выявления) ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки предшествующего отчетного периода.

Ошибка отчетного периода – это ошибка, допущенная в отчетном периоде и выявленная до даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период. Ошибка, выявленная позднее даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период, является ошибкой предшествующего отчетного периода.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от срока выявления (рис. 1):

Рис. 1 . Особенности исправления ошибок в зависимости от срока их выявления


Стандарт "Обесценение активов"

Обесценение – снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета. Причины и факторы обесценения активов представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Причины и факторы обесценения активов

Выявление любого из признаков, которые ранее не являлись основанием для проведения обесценения, инвентаризационная комиссия с учетом существенности влияния принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Согласно Стандарту "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Убыток от обесценения определяется как разница между остаточной стоимостью актива и справедливой ценой (за вычетом затрат на выбытие) и единовременно относится на расходы экономического субъекта. При этом сумма начисленной амортизации не корректируется.

Убыток от обесценения актива не может превышать сумму остаточной стоимости. В случае если расчетное значение убытка превышает остаточную стоимость, остаточная стоимость актива уменьшается до нуля (с признанием соответствующей суммы в расходах).

Концепция Стандарта "Обесценение активов" уже частично реализована на практике – согласно имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), списывается с баланса и подлежит учету на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение".

Анна Шершнева , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

Марина Ритер,
юрист, автор книг

С 1 января 2013 года вступит в силу новый ФЗ от 06 декабря 2011 года № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» Он придет на смену действующему в настоящее время ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ, также регулирующему бухгалтерский учет. Новый закон был принят для того, чтобы устранить пробелы законодательства и регламентировать понятия, возникшие в практической работе бухгалтеров в последние годы.

Что такое бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое определение понятия бухгалтерский учет. Теперь это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ № 402 – ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными тем же Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 1 ФЗ № 402 – ФЗ).

Напомним, что в ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерским учетом понималась упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, бязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, новое определение бухгалтерского учета расширяет и дополняет это понятие.

Кто обязан вести бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое понятие – экономические субъекты, к которым относятся, российские организации, ИП, адвокаты, нотариусы, филиалы, представительства и другие структурные подразделения иностранных организаций, международные организации, простые товарищества.

Все вышеперечисленные обязаны вести бухгалтерский учет непрерывно от даты государственной регистрации и до даты реорганизации или ликвидации, то есть прекращения деятельности.

Здесь необходимо уточнить следующее:

– под российскими организациями новый ФЗ понимает:
– коммерческие и некоммерческие организации всех видов;
– государственные органы и органы местного самоуправления;
– органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
– Банк России.

Таким образом, ФЗ не сделал исключений ни для кого, и теперь бухгалтерский учет должен применяться;

– при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности (п. 2 ст. 2 ФЗ № 402 – ФЗ);
– экономическими субъектами, применяющими УСН;
– организациями – участниками проекта «Сколково», независимо от объема годовой выручки;
– ИП, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой. Не вести бухгалтерский учет они могут только в том случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов или других объектов налогообложения, в оответствии с правилами, предусмотренными НК РФ;
– филиалы, представительства и друге структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с действующим законодательством иностранных государств. Аналогично предыдущему пункту, они могут не вести бухгалтерский учет в том случае, если ведут учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Какие новые понятия ввел ФЗ № 402 – ФЗ?

Новый закон о бухгалтерском учете вводит ряд новых понятий. А именно:

стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
факт хозяйственной жизни – сделка, событие или операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
отчетный период – период, за который предоставляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
учетная политика – совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Какие понятия изменил ФЗ № 402 – ФЗ?

ФЗ № 402 – ФЗ внес изменения и уточнения в ряд понятий, которые существовали в бухгалтерском учете ранее.
А именно:

руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. В ФЗ № 129 – ФЗ под руководителем организации понимался руководитель ее исполнительного органа или лицо, ответственное за ведение дел организации;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В ФЗ № 129 – ФЗ речь шла о перечне синтетических счетов;
бухгалтерская отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями ФЗ № 402 – ФЗ. В ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерской отчетностью следовало понимать единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам;
объекты бухгалтерского учета , которые теперь включают в себя факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Ранее в это понятие входило только имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Кем должен вестись бухгалтерский учет?

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ бухгалтерский учет может вестись
– главным бухгалтером или иным должностным лицом экономического субъекта;
– по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
По правилам нового ФЗ вести бухгалтерский учет лично может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства.
Обратите внимание, что новый ФЗ предъявляет особые требования к лицам, которые ведут бухгалтерский учет в ОАО, страховых организациях, негосударственных ПФ, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях ПИФов, а также в других экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также новые требования касаются лиц, ведущих бухгалтерский учет в органах управления государственных внебюджетных фондов и органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Итак, главный бухгалтер (иное должностное лицо) в перечисленных выше организациях должен:
– иметь высшее профессиональное образование;
– иметь стаж работы, напрямую связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а в случае, если у должностного лица нет высшего рофессионального образования, то стаж работы должен составлять не менее пяти лет из последних семи;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности.

ФЗ № 402 – ФЗ не исключает возможности предъявления иных требований к главным бухгалтерам в соответствии с федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что названные выше требования будут предъявляться только к лицам, которые назначены на должность главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) в перечисленных выше организациях после вступления в силу ФЗ № 402 – ФЗ, то есть после 01 января 2013 года.

Обратите внимание, что указанные требования нельзя обойти, даже заключив гражданско – правовой договор на бухгалтерское обслуживание. Если этот документ будет подписан с организацией, то хотя бы один ее сотрудник должен отвечать предусмотренным ФЗ № 402 – ФЗ требованиям.

Каковы принципы регулирования бухгалтерского учета?

В ст. 20 ФЗ № 402 – ФЗ закреплены основные принципы регулирования бухгалтерского учета. А именно:
– федеральные и отраслевые стандарты должны соответствовать потребностям пользователей;
– для некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства должны быть предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
– федеральные и отраслевые стандарты должны быть разработаны на основании международных стандартов;
– для применения федеральных и отраслевых стандартов должны быть созданы условия единообразного применения;
– не должны совмещаться полномочия по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.

Каков порядок разрешения разногласий?

Новый ФЗ № 402 – ФЗ не возлагает на главных бухгалтеров ответственность ни за формирование учетной политики, ни за ведение бухгалтерского учета, ни за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае возникновения спорных вопросов между руководителем и главным бухгалтером, последний отражает (не отражает) в регистрах бухгалтерского учета спорный первичный документ только на основании письменного распоряжения руководителя.
Аналогично в бухгалтерской отчетности отражаются спорные объекты бухгалтерского учета.

Таким образом, принцип разрешения разногласий остался по сути прежним, только теперь по письменному распоряжению руководителя можно как отражать спорные документы или объекты, так и не отражать их.

Что такое внутренний контроль?

ФЗ № 402 – ФЗ введено новое понятие внутреннего контроля. На основании ст. 2 этого Закона осуществлять внутренний контроль совершения фактов хозяйственной жизни должен каждый экономический субъект. А организации, подлежащие обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, с 01 января 2013 года в организациях должны появиться отделы или должностные лица, которые будут выполнять функции внутренних контролеров. Это правило не относится только к субъектам малого и среднего предпринимательства, где руководитель организации возложил ведение бухгалтерского учета на себя.

Что такое стандарты бухгалтерского учета?

Стандарт – это документ обязательный для применения, в рассматриваемом случае – каждым экономическим субъектом.

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на:

– международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.
К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:
– Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)
Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы.

– Федеральные стандарты устанавливают:

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;
? допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
? порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;
? требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;
? План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);
? состав, содержание и порядок формирования информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, образцы форм такой отчетности, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
? условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;
? состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;
? упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства;
? федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.
? Федеральные стандарты не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ. До того момента как этот вид стандартов будет разработан и вступит в силу экономические субъекты должны применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 г.

– Отраслевые стандарты

Пункт 5 ст. 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ. Также как и в случае с федеральными стандартами, пока не появятся отраслевые, следует применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 года.

– Стандарты конкретного экономического субъекта

Разработка и применение этого вида стандартов –право, а не обязанность, экономического субъекта.

Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены. Потом уже приступать к написанию самих стандартов.

Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации.

Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам.

Как будут разрабатываться федеральные стандарты бухгалтерского учета?

С даты вступления в силу ФЗ № 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013 г., бухгалтерский учет будет регулироваться:
– уполномоченным федеральным органом.

Под этим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, то есть Минфин России. Именно на него будет возложена обязанность разработки федеральных стандартов по согласованию с Банком России, субъектами негосударственного регулирования и другими заинтересованными лицами.
– Банком России;
– субъектами негосударственного регулирования.

Под этими субъектами следует понимать саморегулируемые организации предпринимателей, других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторов, а также их союзы, ассоциации и любые другие некоммерческие организации, которые считают нужным участвовать в развитии бухгалтерского учета в РФ.

Что изменилось в сфере учетной политики?

Учетная политика, с точки зрения ФЗ № 402-ФЗ, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом (п. 1 ст. 8 ФЗ № 402-ФЗ). Необходимо отметить, что основополагающие принципы применения и изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета остались прежними. Между тем, новый Закон устанавливает основные правила для формирования этого документа:
– учетная политика должна самостоятельно формироваться экономическим субъектом на основании действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета;
– при формировании учетной политики применительно к конкретному объекту бухгалтерского учета способ ведения такого учета следует выбирать из способов, которые допущены в федеральных стандартах;
– если для конкретного объекта способ ведения бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен, то экономический субъект имеет право разработать его самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов;

Также ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что руководитель экономического субъекта должен утвердить обязательные приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и документов внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие документы, которые необходимы конкретному экономическому субъекту для организации бухгалтерского учета.

Что изменилось в сфере бухгалтерских документов?

ФЗ № 402-ФЗ внес значительные изменения в правила, связанные с оформлением и применением следующих документов:

– первичные документы

Эти документы фиксируют каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта. С момента вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете формы первичных документов будут разрабатываться лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждаться руководителем экономического субъекта. Унифицированные формы применять не обязательно, но организация может взять их за основу при разработке своих форм первичных документов.

Также необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не содержит правила о лицах, обязанных подписывать первичные документы. Обязательные реквизиты, между тем, остались прежними.

– регистры бухгалтерского учета

Аналогично с первичными документами, регистры бухгалтерского учета должны быть разработаны лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждены руководителем экономического субъекта. Единственным правилом является необходимость соблюдения правил п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ, который устанавливает обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета.

Также, следует отметить, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности более не является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Как внести исправления в бухгалтерские документы?

Новый Закон о бухгалтерском учете более четко регламентировал процесс внесения изменений в бухгалтерские документы. В соответствии с ним в первичных учетных документах допускаются исправления, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством в сфере бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ).
В регистры бухгалтерского учета можно вносить исправления только с разрешения лица, ответственного за ведение такого регистра (п. 8 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Исправления и первичных документов и регистров бухгалтерского учета должны содержать:
– дату исправления;
– подписи и ФИО лиц, которые составили первичный документ, или лица, ответственного за ведение регистра бухгалтерского учета.

Также, необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не предусматривает запрета на внесение исправлений в банковские и кассовые документы.

Как выглядит процесс изъятия бухгалтерских документов?

Если по каким – то причинам первичные учетные документы или регистры бухгалтерского учета (в том числе в электронном виде) изымаются, то в документы бухгалтерского учета должны быть включены их копии (п. 8 ст. 9, п. 9 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Также по этой теме.


Фото Тимура Громова, Кублог

Нормативная база по бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) учреждений постоянно пополняется, и задача бухгалтера - своевременно знакомиться с нововведениями и быть готовым применять их на практике. Причем не стоит все оставлять на последний день, а лучше заблаговременно начать расширять свой кругозор, особенно если речь идет о серьезных методологических документах, вводящих новые правила учета для некоммерческих организаций. Именно такими и являются федеральные стандарты для государственного сектора. Давайте с ними вместе и ознакомимся.

Зачем нужны бюджетникам стандарты бухучета?

Казалось бы, бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений хорошо обходятся и без бухгалтерских стандартов, пользуясь утвержденными финансовым ведомством инструкци-
ями, совмещающими методологические требования и организацию бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, включая план счетов. Однако все всех устраивает только до поры до времени. Все нормативные акты должны соответствовать тому правовому полю, в котором они применяются. Про бюджетные инструкции это можно сказать с натяжкой, поскольку они введены в действие на основании норм бюджетного кодекса, регулирующих бюджетные правоотношения, а не правила ведения бухгалтерского учета.

Между тем законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из закона с таким же названием, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Причем действие Закона о бухгалтерском учете распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Мало того, упомянутый Закон о бухгалтерском учете применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности. Получается, что закон касается всех, в том числе «бюджетников», которые следуют, как и раньше, инструкциям Минфина.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (ст. 21 Закона о бухгалтерском учете):

  • федеральные и отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.
Как видим, в этом списке нет действующих инструкций для государственных (муниципальных) учреждений. Значит, они «вне закона»? Отчасти да, но только отчасти, ведь согласно п. 4 ст. 7 указанного закона состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Во исполнение его норм как раз и приняты действующие «бюджетные» инструкции и иные документы.

Но здесь следует уточнить, что отсылочная норма дана в отношении составления отчетности, в то время как бухгалтерский учет все же должен быть урегулирован теми нормативными актами, которые перечислены выше. Все это говорит о том, что федеральные стандарты бухучета нужны государственным (муниципальным) учреждениям. А пока (до их утверждения) продолжают применяться ранее установленные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе описанные в «бюджетных» инструкциях. Причем пользоваться ими нужно так, чтобы не нарушать нормы действующего Закона о бухгалтерском учете.

Какие проекты «бюджетных» стандартов разработал Минфин?

На сайте финансового ведомства для ознакомления и обсуждения размещены сразу несколько проектов будущих федеральных стандартов, предназначенных для организаций государственного сектора экономики. А отправной точкой в работе чиновников можно считать переведенные на русский язык международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (их, кстати, более 30). У Минфина пока результаты скромнее. Перечень национальных федеральных стандартов включает проекты документов на следующие темы:
  • представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • основные средства;
  • запасы;
  • аренда;
  • обесценение активов.
Причем касательно половины из названного уже сообщено о завершении публичного обсуждения их проектов, а значит, скоро данные документы увидят свет как нормативные акты, обязательные к применению. Нельзя не отметить еще один проект - Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора. В международной практике они не относятся к стандартам, а выступают больше в качестве справочника, в котором поясняются основные термины и понятия, используемые в стандартах составления финансовой отчетности. Однако чиновники Минфина решили сделать этот поясняющий документ отдельным стандартом. Именно с него и начнем, а также рассмотрим иные важные для бухгалтера АУ проекты.

Что нужно знать о концептуальных основах?

Проект данного документа устанавливает единые принципы ведения бухгалтерского учета, формирования информации об объектах учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями государственного сектора. Его авторы выделяют два вида отчетности, для составления которой используются концептуальные основы.

Во-первых, рабочий план счетов утверждается субъектами учета на основе планов счетов, утвержденных Минфином:

  • плана счетов бюджетного учета;
  • плана счетов казначейского учета;
  • плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
  • плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
Во-вторых, в число объектов бухгалтерского учета входят активы, обязательства, чистые активы, вклад собственников (учредителей), доходы, расходы, финансовый результат. Все они, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных (сводных) учетных документов. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета.

В-третьих, порядок и методы оценки активов и обязательств для целей бухгалтерского учета определяются федеральными стандартами, регулирующими порядок учета соответствующих видов активов и обязательств. В случаях, установленных федеральными стандартами, оценка активов и обязательств производится по справедливой стоимости .

В-четвертых, учет активов и обязательств осуществляется в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ. Порядок переоценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, устанавливается соответствующими федеральными стандартами. В случае отсутствия соответствующего федерального стандарта субъект учета руководствуется положениями действующей учетной политики.

В-пятых, информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов отчетности, включая пояснения, должна отвечать следующим требованиям: уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация), своевременность, понятность.

В-шестых, затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования. Такие затраты включают расходы на сбор информации, регистрацию, подтверждение, раскрытие используемых допущений и методологии формирования информации и расходы на представление информации пользователям.

И в заключение: концепция имеет характер общего документа, по сравнению с которым специальные акты имеют приоритет. Поэтому при наличии федеральных стандартов, регулирующих порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об отдельных видах объектов учета и изменяющих их фактах хозяйственной жизни, применяются соответствующие федеральные стандарты.

Какова будет обновленная методология учета объектов ОС?

Сразу отметим, что в проекте есть ряд новшеств, позаимствованных из международной методологии бухучета. Причем не забыта и специфика деятельности субъектов государственного сектора, что находит свое отражение в критериях признания объектов ОС - получение экономических выгод или полезный потенциал. Именно полезный потенциал характеризует способность актива быть использованным в целях выполнения полномочий органов власти, даже если экономические выгоды не извлекаются.

Понятие «полезный потенциал» может быть определено как способность имущества приносить пользу в процессе хозяйственной деятельности субъекта отчетности. В связи с тем, что понятие пользы или полезности является субъективным, стандарт не может (и не ставит целью) предложить признаки или критерии, по которым объекты, приносящие пользу, нужно учитывать как балансовые активы. В то же время указанные термины позволяют адаптировать общие условия признания имущества в составе объектов ОС применительно к деятельности некоммерческих организаций.

Следующее новшество - оценка объектов ОС. Если ОС приобретается в обычном порядке, за деньги или в результате иных обменных операций, то оценкой объекта признается сумма фактических затрат. Ситуация меняется, если актив приобретается в результате необменных операций. К таковым относятся операции, предполагающие передачу (получение) активов безвозмездно или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с аналогичными активами.

В этом случае первоначальной признается справедливая стоимость актива. Нужно отметить, что оценка по справедливой стоимости позволяет понять реальную стоимость активов и соотнести ее с доходами и расходами субъекта отчетности, чтобы составить достоверное представление об эффективности управления, достаточности финансирования, результатах выполнения им своих задач. Справедливая стоимость - цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на основные средства между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Оценка по справедливой стоимости дает возможность оценить объем затрат, которые должны быть понесены для создания или приобретения аналогичного актива.

Принятая в учетной политике модель учета основных средств может распространяться на отдельные группы основных средств. Например, часть основных средств может отражаться в учете по первоначальной стоимости, часть - по справедливой стоимости в соответствии с решением уполномоченного органа.

Также в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражаются активы, предназначенные для отчуждения не в пользу субъектов государственного сектора. В данном случае речь идет об отдельной группе объектов ОС - инвестиционная недвижимость.

Это группа основных средств, включающая объекты недвижимости (здания или части зданий), находящиеся во владении либо использовании с целью получения арендных платежей, или прироста стоимости имущества, или того и другого, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект функций. Отдельный учет таких основных средств позволяет достоверно представить деятельность учреждения.

Инвестиционная недвижимость - всего лишь аналитический разрез для представления основных средств, используемых в особом порядке.

После того как балансовая стоимость объекта ОС окончательно сформирована, по нему можно начислять амортизацию. Причем даже в этот период балансовая стоимость объекта ОС может изменяться в нескольких случаях, одновременно корректируя порядок и сроки начисления амортизации объекта, в частности:

  • при ремонте, реконструкции, модернизации, изменяющих свойства объекта учета, срок либо порядок его использования;
  • в случае переоценки ОС до справедливой стоимости;
  • при проведении процедуры обесценения.
Как видим, оснований для изменения стоимости ОС предполагается больше, чем сейчас. Причем последнему названному основанию уделено внимание в проекте отдельного стандарта, на котором остановимся позже. А пока скажем об еще одном важном новшестве, связанном с единицей учета ОС - инвентарным объектом. Активы, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной, могут быть объединены в один инвентарный объект.

С одной стороны, это может привести к ослаблению контроля бухгалтерии над имуществом. С другой стороны, данная возможность не новация и в значительной мере облегчает учет основных средств в случае большого их количества (тысячи и десятки тысяч объектов могут быть сгруппированы для целей учета). Причем для объединения вполне подойдут и однородные объекты, и объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость по отдельности несущественна, например, мебель, используемая в одних и тех же условиях в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы в обстановке одного кабинета и т. п.). Другой пример - объединение в единый объект компьютерной техники: мониторов и системных блоков, которые приобретаются и выбывают, как правило, вместе. Такая группа объектов рассматривается как один инвентарный объект, если критерии признания актива в качестве основного средства соблюдены в отношении группы в целом (компьютерной техники в течение одного периода).

Объекты, которые эксплуатируются учреждением до вступления стандарта в силу и по которым каждой комплектующей детали присвоен свой инвентарный номер, логично учитывать в прежнем порядке, то есть по отдельности. Вновь приобретаемые объекты субъект отчетности может учитывать в качестве одного инвентарного объекта.

Что, возможно, поменяется в бухгалтерском учете запасов?

Так же, как предыдущий рассмотренный проект, посвященный учету материальных запасов, документ для запасов разработан с учетом специфики деятельности государственного сектора. Это подтверждается определением запасов, в число которых войдут:
  • материальные запасы, в частности готовая продукция;
  • незавершенное производство;
  • нефинансовые активы имущества казны.
Причем в последнюю группу включаются объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы и материальные запасы, не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями. Неясно, почему нефинансовые активы с продолжительным сроком полезного использования включаются в группу запасов, которые используются менее одного отчетного периода.

Однако пусть с этим разбираются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имуществом казны соответствующего публично-правового образования. Ведь именно они являются субъектами учета нефинансовых активов имущества казны.

Учреждения государственного сектора будут отвечать за учет материальных запасов, используемых в текущей деятельности субъекта учета в периоде, не превышающем 12 месяцев (независимо от их стоимости).

В общем случае материальные запасы принимаются к учету по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение. Но есть исключения. Так, балансовой оценкой запасов, приобретаемых путем необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен. Кроме того, первоначальной стоимостью запасов, приобретаемых в обмен на нефинансовые активы либо на сочетание финансовых и нефинансовых активов, считается их справедливая стоимость на дату приобретения, кроме случаев, когда обменная операция не носит коммерческого характера или ни справедливую стоимость полученного актива, ни справедливую стоимость переданного актива невозможно надежно оценить.

На каждую отчетную дату материальные запасы будут оцениваться по первоначальной стоимости, не подлежащей изменению, за исключением материальных запасов, относящихся к группе «Готовая продукция». Они будут приниматься к учету по норматив-
но-плановой стоимости (цене) для целей распоряжения (реализации), отражаться в учете на конец отчетного периода по фактической себестоимости. На самом деле этот прием взят из коммерческого учета готовой продукции предприятий промышленности. Нормативный метод учета позволяет контролировать себестоимость выпускаемой продукции и своевременно предупреждать нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в производственном процессе.

Проект стандарта по учету запасов предусматривает создание резерва под их обесценение. Причем нужно будет помнить и о том, что иногда следует отразить не обесценение запасов, а их выбытие, если от запасов не ожидается поступление будущих экономических выгод или у них нет полезного потенциала. Здесь также нужно определиться с оценкой. Авторы проекта федерального стандарта предлагают два варианта. При выбытии (отпуске) оценка запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов установления стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов будет осуществляться в течение отчетного периода непрерывно и не будет меняться.

Ко всему обозначенному в статье нужно добавить, что, как прописано в проектах стандартов, вступают они в силу с 2018 года (как будет на самом деле, пока трудно сказать). Но уже сейчас можно начать готовиться к возможному применению новых нормативных актов, ведь переходный период в один отчетный год (2017 год) - не такой уж и большой срок. Мы не исключаем того, что отчетность по итогам 2017 года автономным учреждениям нужно будет составить в соответствии с требованиями новых федеральных стандартов для организаций государственного сектора.

За переходный период необходимо предпринять определенные шаги, чтобы обеспечить (насколько это возможно) сопоставимость финансовой информации о состоянии и результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений для пользователей отчетности. Кроме того, нужно и самим бухгалтерам разобраться с планируемыми нововведениями и быть готовыми их применить на практике, в чем поможет наш журнал.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете).

Это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Стандарт - это документ обязательный для применения, каждым экономическим субъектом .

В соответствии с ФЗ № 402 - ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на: международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.

К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)

Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы .

Федеральные стандарты устанавливают:

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;

Допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

Порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;

Требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;

План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);

Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;

Состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.

Пункт 5 статьи 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ.

Разработка и применение стандартов конкретного экономического субъекта - право, а не обязанность, экономического субъекта. Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать «Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены». Потом уже приступать к написанию самих стандартов.

Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации. Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам .