Методы и инструменты реализации экономической политики государства. Инструменты экономической политики государства

Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) ГРЭ.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

В развитых странах с рыночной экономикой административные методы ГРЭ используются незначительно и ограничиваются в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для слабо защищенных слоев населения. Однако их роль сильно возрастает во время войны, критического состояния в экономике. Так, к крупномасштабным государственным административным акциям по регулированию экономики Западной Германии и Японии можно отнести денежную реформу и разукрупнение ведущих концернов.

Еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственными субъектами. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения.

Административные методы ГРЭ достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками (прямое полномасштабное администрирование государственного сектора и мягкий административный режим для негосударственных монополий: индикативное планирование, установление пределов колебания цен), в области экологии (создание государственных заказников, национальных парков, разработка стандартов экологической безопасности), в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.), в протекционистской внешнеэкономической политике.

Инструменты государственной экономической политики (ГЭП) - фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, экономическое программирование, договорная (контрактная) система, государственные закупки.

Основные средства кредитно-денежной политики - это регулирование учетной ставки, размеров обязательных резервов кредитных институтов в центральном банке, операции на рынке ценных бумаг. Фискальная политика -это государственное регулирование с помощью налогов, изменения их ставок, предоставления скидок, отсрочек, налоговых льгот. Бюджетная политика позволяет осуществлять прямое хозяйственное регулирование путем финансирования из средств государственного бюджета тех или иных сфер экономики.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, деятельность в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Внешнеэкономическая политика - это набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, изменение пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, регулирование валютного курса, участие в международных экономических организациях и пр.

Эти вопросы будут рассмотрены подробно в следующих разделах данного курса. Здесь укажем только на то, что эти инструменты используются государством для изменения соотношения спроса и предложения на денежном и финансовом рынках в желательном направлении, для воздействия на деятельность субъектов хозяйства (юридических и физических лиц) и социальной стабилизации, для изменения структуры платежного баланса страны и ее места в международном разделении труда. Эти инструменты очень важны для достижения макроэкономической стабилизации экономики, но могут привести и к противоположным, дестабилизирующим результатам, если использовать их неразумно (так, в России чрезмерные государственные расходы и избыточная денежная эмиссия привели к огромным темпам инфляции и резкому снижению жизненного уровня населения, социальной нестабильности).

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанные с этим образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий.

Государственные закупки - денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства. Как инструмент экономической политики они воздействуют на хозяйственную конъюнктуру, обеспечивая устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируя производство в необходимых отраслях. Часто они используются в рамках высшей формы ГРЭ - государственного экономического программирования.

Программирование экономическое - инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер. Воздействие на производство осуществляется путем экономического (а не административного) побуждения и в форме контрактов.

В программировании комплексно используются все элементы ГРЭ. В программах формулируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, определяются порядок их достижения и органы, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок финансирования.

Программы бывают национальные среднесрочные (на 5 лет с ежегодной корректировкой), чрезвычайные (краткосрочные) и целевые. Объектами целевых программ могут быть отрасли (сельское хозяйство), регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Субъекты экономического программирования - государственные органы, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Разработка программ ведется специальным государственным органом (комитетом по планированию) или министерствами экономики и финансов с привлечением представителей центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов. Кроме того, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программы утверждаются парламентом ежегодно, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы (расходы госбюджета на структурные цели, подготовку квалифицированной рабочей силы); развитие производственной инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи, дорог); поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая); участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно-технических программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулирования экономики страны. Его структура включает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных и государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

Отдельные инструменты ГРЭ могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого, и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительствах и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономический политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством. Мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х и в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Изначально государственные органы вели наблюдения за ценами. Этим занимались и занимаются центральные статистические управления в целях измерения роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется через политику ускоренной амортизации, которая завышает на бумаге издержки производства и оправдывает повышение цен; через установление цен на так называемые акцизные товары; через государственные ценовые субсидии, которые предусматривают снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю; через налог на добавленную стоимость, дифференцированные ставки которого непосредственно воздействуют на цены.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, значительная часть продукции которых закупается государством: военные отрасли промышленности, некоторые подотрасли строительства, - там среднеотраслевые цены устанавливаются на основе государственных контрактов, заключаемых государственными органами с отдельными фирмами.

Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (или их возврат), экспортные субсидии, льготные кредиты и транспортные тарифы существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

На товары и услуги госсектора устанавливаются фиксированные цены; они обычно искусственно занижены и позволяют увеличить доходы частного капитала за счет низкой рентабельности или даже убыточности объектов государственной собственности (шахт, электростанций, железных дорог, почты и телеграфа и т.д.).

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования, но оно применяется редко, в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний. Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики Центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция - предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема,илиснизить темпы инфляции. Поэтому, как и в случае с финансовой политикой, можно говорить о стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политике.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг. Механизм сдерживающей кредитно-денежной политики показан на рис. 34.

Рис. 34. Механизм сдерживающей кредитно-денежной политики

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяютсяна административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельностикредитныхучреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

К инструментам монетарной политики, дающим возможность Центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке.

Изменение норм резервирования – один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в 1863 г. Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инструменту регулирования.

Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени «денежности» различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действовали единые нормы резервирования.

Нормы резервирования неодинаковыв разных странах. Наиболее высокийих уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). Политика установления норм резервирования в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение. В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).

Учетная ставка – это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Официальная учетная ставка – ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика из­менения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качест­венного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством их ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки.

Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки под­держивали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кре­дитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческим банкам, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит прежде всего от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

Очевидно, что инструменты кредитно-денежной политики действуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки. Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой.

Эффективность кредитно-денежной политики зависит от ряда условий, которые показаны в табл. 16.

Таблица 16

Условия эффективности кредитно-денежной политики

Условия со стороны AD

Степень влияния

Условия со стороны Md

Степень влияния

Воздействие на совокупный доход

Противодействующее влияние изменения спроса на деньги

Чувствительность Id к изменению r

Чувствительность Md к изменению Y

Чувствительность Md к изменению r

Использование кредитно-денежной политики имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам монетарной политики можно отнести отсутствие внутреннего лага, отсутствие эффекта вытеснения и действие эффекта мультипликатора. К недостаткам кредитно-денежной политики относят: возможность инфляции, наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии (передаточного механизма), наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, а также противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что Центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка.

Сущность экономической политики государства

Определение 1

Экономическая политика представляет собой комплекс мер и действий правительства по выбору и осуществлению различных экономических решений на макроуровне. Реализация государственной экономической политики (в идеале) всегда направлена на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.

Реализация государственной экономической политики возможна лишь при использовании согласованных и рациональных инструментов, мер, которые, в своей совокупности образуют механизм государственного воздействия на национальную экономику.

Методы прямого и косвенного воздействия

Существуют различные варианты классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от выбранных критериев). Так, в частности, методы экономической политики государства часто разделяют на меры прямого и косвенного влияния на экономическую систему.

Методы прямого влияния подразумевают такое государственное регулирование, при котором субъекты хозяйствования вынуждены прибегать к решениям, которые основываются не на самостоятельном выборе, а на предписаниях правительства и законодательных органов (например, налоговое законодательство, правила начисления амортизации, бюджетные процедуры, связанные с государственными заказами и инвестициям и т. д.). Неоспоримым преимуществом прямых методов воздействия на экономику можно назвать высокую оперативность достижения результата. Тем не менее, у подобного рода методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что впоследствии часто становится причиной макроэкономических диспропорций.

Суть методов косвенного влияния состоит в том, что государство прямым образом не оказывает влияния на решения, принимаемые экономическими агентами, а лишь создает основы, предпосылки для того, чтобы субъекты хозяйствования, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, отдавали предпочтение вариантам, наиболее соответствующим целям экономической политики.

Основное преимущество косвенных методов состоит в том, что они кардинально не влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Существенным недостатком методов косвенного воздействия можно считать определенный временной лаг, который наблюдается между принятием правительством тех или иных мер, восприятием их экономической системой и полученными конечными результатами.

Административные, экономические, институциональные методы

Существует и другая, не менее популярная классификация методов государственного регулирования. Итак, по организационно-институциональному критерию, меры государственного воздействия на экономику подразделяются на:

  • административные
  • экономические
  • институциональные.

В основе всей совокупности административных мер государственного регулирования экономики лежит правовая инфраструктура. Основная функция административных мер заключается в обеспечении стабильной, основанной на праве, социальной среды. В частности, административные меры направлены на:

  • защиту конкурентной среды
  • сохранение и защиту прав собственности
  • обеспечение гражданам возможностей свободного принятия экономических решений и т. д.

Административные меры, в свою очередь, можно подразделить на запретительные меры, разрешительные, а также меры принуждения.

К экономическим мерам можно отнести те действия государства, которые воздействуют на рыночные отношения при помощи экономических рычагов. В целом, они включают различные методы воздействия на совокупные спрос и предложение, степень концентрации и централизации капитала, структурные и социальные аспекты экономики и т. д.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику (в частности, бюджетную-налоговую или фискальную);
  • монетарную (денежно-кредитную) политику;
  • макроэкономическое планирование и прогнозирование и т.д.

Под институциональными мерами государственного воздействия на экономическую систему подразумевается создание, развитие и поддержание определённых общественных институтов (самыми основными из которых являются «институт права», «институт собственности» и др.).

Сущность экономической политики государства

Определение 1

Экономическая политика представляет собой комплекс мер и действий правительства по выбору и осуществлению различных экономических решений на макроуровне. Реализация государственной экономической политики (в идеале) всегда направлена на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.

Реализация государственной экономической политики возможна лишь при использовании согласованных и рациональных инструментов, мер, которые, в своей совокупности образуют механизм государственного воздействия на национальную экономику.

Методы прямого и косвенного воздействия

Существуют различные варианты классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от выбранных критериев). Так, в частности, методы экономической политики государства часто разделяют на меры прямого и косвенного влияния на экономическую систему.

Методы прямого влияния подразумевают такое государственное регулирование, при котором субъекты хозяйствования вынуждены прибегать к решениям, которые основываются не на самостоятельном выборе, а на предписаниях правительства и законодательных органов (например, налоговое законодательство, правила начисления амортизации, бюджетные процедуры, связанные с государственными заказами и инвестициям и т. д.). Неоспоримым преимуществом прямых методов воздействия на экономику можно назвать высокую оперативность достижения результата. Тем не менее, у подобного рода методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что впоследствии часто становится причиной макроэкономических диспропорций.

Суть методов косвенного влияния состоит в том, что государство прямым образом не оказывает влияния на решения, принимаемые экономическими агентами, а лишь создает основы, предпосылки для того, чтобы субъекты хозяйствования, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, отдавали предпочтение вариантам, наиболее соответствующим целям экономической политики.

Основное преимущество косвенных методов состоит в том, что они кардинально не влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Существенным недостатком методов косвенного воздействия можно считать определенный временной лаг, который наблюдается между принятием правительством тех или иных мер, восприятием их экономической системой и полученными конечными результатами.

Административные, экономические, институциональные методы

Существует и другая, не менее популярная классификация методов государственного регулирования. Итак, по организационно-институциональному критерию, меры государственного воздействия на экономику подразделяются на:

  • административные
  • экономические
  • институциональные.

В основе всей совокупности административных мер государственного регулирования экономики лежит правовая инфраструктура. Основная функция административных мер заключается в обеспечении стабильной, основанной на праве, социальной среды. В частности, административные меры направлены на:

  • защиту конкурентной среды
  • сохранение и защиту прав собственности
  • обеспечение гражданам возможностей свободного принятия экономических решений и т. д.

Административные меры, в свою очередь, можно подразделить на запретительные меры, разрешительные, а также меры принуждения.

К экономическим мерам можно отнести те действия государства, которые воздействуют на рыночные отношения при помощи экономических рычагов. В целом, они включают различные методы воздействия на совокупные спрос и предложение, степень концентрации и централизации капитала, структурные и социальные аспекты экономики и т. д.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику (в частности, бюджетную-налоговую или фискальную);
  • монетарную (денежно-кредитную) политику;
  • макроэкономическое планирование и прогнозирование и т.д.

Под институциональными мерами государственного воздействия на экономическую систему подразумевается создание, развитие и поддержание определённых общественных институтов (самыми основными из которых являются «институт права», «институт собственности» и др.).

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели

современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов.

Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное - предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80-85% от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10%);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга - около 7%);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50% всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12% и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процес

сами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств - государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.

1. Принцип получения благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары.

То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.

Такими товарами или услугами могут быть сырье, принадлежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь может идти о юридических услугах или услугах правоохранительных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содержание.

2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.

Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение налогов определяет снижение циклического подъема.

Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются:

1) ставка рефинансирования - это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;

2) норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения;

3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс. Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-

денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

Еще по теме 2. Инструменты государственной экономической политики:

  1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЭ РФ.