Налоговая система российской федерации. Принципы построения налоговой системы рф Основой функционирования налоговой системы рф

Налоги используются большинством государств как метод прямого влияния на бюджетный процесс и на производителей товаров, работ и услуг. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

Другими словами, налогообложение - это изъятие государством определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Наиболее широко сущность налогов раскрывается в их функциях.

До сих пор существуют дискуссии о том, какие функции присущи налогам. Одни авторы основными функциями считают фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную. Схожие мнения имеют А.В. Брызгалин и Д.Г. Черник. М.Н.Бродский и А.И. Худяков определяют главными функциями налогов распределительную и контрольную, а В.М. Родионова выделяет лишь фискальную функцию. В данной статье рассмотрим следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.

Распределительная функция выражается в перераспределении отношений. Благодаря данной функции происходит перераспределение между различными слоями населения. Например, прогрессивное налогообложение прибыли корпораций и личных доходов, налоговые льготы, акцизы на предметы роскоши. В налоговом регулировании появились следующие подфункции:

  • 1. Стимулирующая;
  • 2. Дестимулирующая;
  • 3. Воспроизведственная.

Стимулирующая подфункция ориентирована на развитие тех или иных финансовых процессов. Данная подфункция реализует себя через систему льгот и освобождений, исключений, предпочтений, связанных с льготообразующими объектами налогообложения. Это проявляется как в уменьшении налоговой базы, так и в снижении налоговых ставок.

Дестимулирующая подфункция ориентирована на торможение развития каких-либо финансовых процессов. Одним из примеров является реализация политики протекционизма. Ее осуществление проявляется путем введения повышенных налоговых ставок и налоговых пошлин, установление налога на ввоз и вывоз капитала.

Воспроизводственная подфункция представляет собой взимание платежей за пользование природными ресурсами и налогов, которые поступают на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в дорожные фонды и др.

Фискальная функция вытекает из главного предназначения налогов как инструмента обеспечения страны денежными средствами для исполнения конкретных целей. Функция является характерной для всех государств.Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.

Фискальная функция представляет собой изъятие валового национального дохода в бюджет государства. Аккумулирует как в бюджетных, так и внебюджетных фондах средства.

Регулирующая функция налогов показывает, как налоги оказывают влияние на процессы хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения. Данная функция выполняет разные задачи налоговой политики с помощью налоговых механизмов. Она предполагает собой воздействие налогов на инвестиционный процесс, подъем или спад производства, его структуру. налог государство предприятие фискальный

Как считал английский экономист Дж. Кейнс, налоги служат исключительно для регулирований экономических отношений. Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Понижение налогов приводит к росту чистой прибыли, стимулирует занятость, хозяйственную деятельность и инвестиции. Повышение налогов является одним из способов борьбы с «перегревом экономики»

Контрольная функция предоставляет возможность отслеживать налоговые поступления и сопоставлять их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесений изменений в налоговую политику.

Суть контрольной функции заключается в том, что налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

Контрольная функция предоставляет возможность выявить совершенные налоговые преступления и предотвратить неосуществившиеся. Если обратиться к структуре налоговой преступности, можно увидеть, что 70% из них связанны с сокрытием доходов. При чем 80% из них совершаются на частных предприятиях.

Налоговый кодекс имеет множество целей. Легализация доходов выступает одной из них. Выведение доходов из теневого оборота является главным достижением налоговой политики. Налоговое законодательство необходимо знать каждому гражданину Российской Федерации, так как оно касается каждого.

Поощрительная функция предоставляет налоговые льготы гражданам, имеющие особые заслуги перед государством (участники Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза, Герои России).

Налоговая система - это активное действие государства, которое позволяет регулировать социально - экономическое развитие, вносить инвестиции в развитие прибыльных компаний, структурные изменения в производстве, улучшать развитие приоритетных отраслей внешнеэкономической деятельности.

Налоги являются основным инструментом для управления экономикой. Эффективность экономики страны зависит от того как работает система налогообложения. Налоговая система РФ основывается на общих принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. Например, единое налогообложение, строгий порядок регулирования налогов, их ставок и льгот, точное определение налогов, распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

Налоги устанавливают взаимосвязь интересов государства и предприятий. Благодаря налогам мы можем выяснить, как протекают взаимоотношения предприятий с государственными и местными бюджетами, как регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе иностранные инвестиции, как формируется прибыль предприятий.

Налоги всегда были незаменимы. Государство реализует определенные цели, приходит к достижениям с помощью налогообложения. В данной статье было установлено, что налоги имеют пять основных функций. Ими являются распределительная, регулирующая, фискальная, контрольная, поощрительная. Каждая из них выполняет представленные перед ними задачи, однако они взаимосвязаны и осуществляются одновременно.

Введение

Данная тема – «Налоговая система Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Знание основ данной темы актуально как для тех, кто занимается ведением бизнеса в нашей стране, так и для тех, кто только планирует его организовать. Ведь для успешного его становления очень важно выбрать подходящую систему налогообложения еще на этапе становления бизнеса. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговой системе уделяется довольно пристальное внимание, так как государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Цель данной работы – раскрыть налоговую систему Российской Федерации, ее сущность, структуру, принципы построения, классификацию налогов, функции и роль налогообложения в экономической системе общества, виды существующих систем налогообложения, их плюсы минусы.

Для изучения этих вопросов в своей работе я рассмотрела 3 главы. Первая глава посвящена изучению принципов построения налоговой системы, ее сущности, функций и правовых основ. Вторая глава – структуре налоговой системы и видам ответственности за нарушение налогового законодательства. Третья глава раскрывает виды систем налогообложения, существующие на территории Российской Федерации.

налоговая система законодательство

Глава 1. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы.

1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

· системы налогов и сборов РФ;

· системы налоговых правоотношений;

· системы участников налоговых правоотношений;

· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы (Приложение 1).

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

-субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

1.2 Классификация налогов. Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм их действия.Налоги классифицируются следующим образом:- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг. Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее использовать как фискальную, так и регулирующую функции налогов.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от характера использования налоги подразделяются на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.Закон «Об основах налоговой системы» вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством);2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты);3. местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России.К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:Косвенные налоги: · налог на добавленную стоимость (НДС);· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;· таможенная пошлина и таможенные сборы;· налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.Прямые налоги: · налог на прибыль (доход) организаций;· налог на доходы от капитала;· подоходный налог с физических лиц;· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;· налоги на пользование недрами;· государственная пошлина;· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;· лесной налог;· водный налог;· экологический налог;· федеральные лицензионные сборы.Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранных денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подоходного налога.

Республика Башкортостан занимает третье место по поступлению налогов среди субъектов Приволжского федерального округа и обеспечивает наряду с Республикой Татарстан и Самарской областью основную долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. За январь-март 2010 года в РБ собрано 37,1 миллиарда рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами без учета поступлений единого социального налога в федеральный бюджет. Такие данные приводит Управление Федеральной налоговой службы по РБ.

Налогообложение появилось вместе с государством и было использовано в качестве основного источника средств для поддержания власти и материального обеспечения своих функций. Основная цель налогов как источника средств для обеспечения функционирования государства сохранилась до сих пор.

На современном этапе развития государства для пополнения своегобюджета используются и другие виды взносов и платежей, но налоги занимают значительное место среди них.Специалисты утверждают, что поступления в бюджет РФ налоговых доходов составляют более 80%. Указанные данные не могут быть абсолютно точными, так как доля налоговых поступлений с каждым годом варьируется. 82,9% от общего объема собранных налогов представлены лишь пятью налогами. Наиболее значимым налогом является налог на добычу полезных ископаемых, который составляет 21,7%; налог на прибыль организаций – 19,6%; налог на добавленную стоимость – 16,1%; налог на доходы физических лиц– 13,9%; налог на имущество и акцизы – 11,6%. Остальные налоги составляют лишь 17,1% налоговых доходов.

Неналоговые источники дохода бюджета в России:

  • поступления от реализации государственной собственности;
  • поступления от внешней экономической деятельности;
  • поступления от реализации государственных запасов;
  • доходы от федеральной собственности.

Налог в качестве основной формы доходов государства присущ всем системам правления хозяйствования. Государственные доходы представляют собой совокупность средств, принадлежащих конкретной стране. Они создают материальную базу для выполнения его функций. Следовательно, функционирование государства связано с необходимостью существования налогов.

Налог – обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги используются большинством государств как метод прямого влияния на бюджетный процесс и на производителей товаров, работ и услуг. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

Другими словами, налогообложение – это изъятие государством определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Наиболее широко сущность налогов раскрывается в их функциях.

До сих пор существуют дискуссии о том, какие функции присущи налогам. Одни авторы основными функциями считают фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную. Схожие мнения имеют А.В. Брызгалин и Д.Г. Черник. М.Н.Бродский и А.И. Худяков определяют главными функциями налогов распределительную и контрольную, а В.М. Родионова выделяет лишь фискальную функцию. В данной статье рассмотрим следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.

Распределительная функция выражается в перераспределении отношений. Благодаря данной функции происходит перераспределение между различными слоями населения. Например, прогрессивное налогообложение прибыли корпораций и личных доходов, налоговые льготы, акцизы на предметы роскоши. В налоговом регулировании появились следующие подфункции:

  1. Стимулирующая;
  2. Дестимулирующая;
  3. Воспроизведственная.

Стимулирующая подфункция ориентирована на развитие тех или иных финансовых процессов. Данная подфункция реализует себя через систему льгот и освобождений, исключений, предпочтений, связанных с льготообразующими объектами налогообложения. Это проявляется как в уменьшении налоговой базы, так и в снижении налоговых ставок.

Дестимулирующая подфункция ориентирована на торможение развития каких-либо финансовых процессов. Одним из примеров является реализация политики протекционизма. Ее осуществление проявляется путем введения повышенных налоговых ставок и налоговых пошлин, установление налога на ввоз и вывоз капитала.

Воспроизводственная подфункция представляет собой взимание платежей за пользование природными ресурсами и налогов, которые поступают на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в дорожные фонды и др.

Фискальная функция вытекает из главного предназначения налогов как инструмента обеспечения страны денежными средствами для исполнения конкретных целей. Функция является характерной для всех государств.Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.

Фискальная функция представляет собой изъятие валового национального дохода в бюджет государства. Аккумулирует как в бюджетных, так и внебюджетных фондах средства.

Регулирующая функция налогов показывает, как налоги оказывают влияние на процессы хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.Данная функция выполняет разные задачи налоговой политики с помощью налоговых механизмов. Она предполагает собой воздействие налогов на инвестиционный процесс, подъем или спад производства, его структуру.

Как считал английский экономист Дж. Кейнс, налоги служат исключительно для регулирований экономических отношений. Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Понижение налогов приводит к росту чистой прибыли, стимулирует занятость, хозяйственную деятельность и инвестиции. Повышение налогов является одним из способов борьбы с «перегревом экономики»

Контрольная функция предоставляет возможность отслеживать налоговые поступления и сопоставлять их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесений изменений в налоговую политику.

Суть контрольной функции заключается в том, что налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

Контрольная функция предоставляет возможность выявить совершенные налоговые преступления и предотвратить неосуществившиеся. Если обратиться к структуре налоговой преступности, можно увидеть, что 70% из них связанны с сокрытием доходов. При чем 80% из них совершаются на частных предприятиях.

Налоговый кодекс имеет множество целей. Легализация доходов выступает одной из них. Выведение доходов из теневого оборота является главным достижением налоговой политики. Налоговое законодательство необходимо знать каждому гражданину Российской Федерации, так как оно касается каждого.

Поощрительная функция предоставляет налоговые льготы гражданам, имеющие особые заслуги перед государством (участники Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза, Герои России).

Налоговая система – это активное действие государства, которое позволяет регулировать социально – экономическое развитие, вносить инвестиции в развитие прибыльных компаний, структурные изменения в производстве, улучшать развитие приоритетных отраслей внешнеэкономической деятельности.

Налоги являются основным инструментом для управления экономикой. Эффективность экономики страны зависит от того как работает система налогообложения. Налоговая система РФ основывается на общих принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. Например, единое налогообложение, строгий порядок регулирования налогов, их ставок и льгот, точное определение налогов, распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

Налоги устанавливают взаимосвязь интересов государства и предприятий. Благодаря налогам мы можем выяснить, как протекают взаимоотношения предприятий с государственными и местными бюджетами, как регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе иностранные инвестиции, как формируется прибыль предприятий.

Налоги всегда были незаменимы. Государство реализует определенные цели, приходит к достижениям с помощью налогообложения. В данной статье было установлено, что налоги имеют пять основных функций. Ими являются распределительная, регулирующая, фискальная, контрольная, поощрительная. Каждая из них выполняет представленные перед ними задачи, однако они взаимосвязаны и осуществляются одновременно.

4. 1 Налоги, их понятие и функции.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в пе­риод перехода к рынку, потребовала проведения принци­пиально новой налоговой политики.

Одним из направлений реализации этой политики явля­ется введение на территории Российской Федерации новой системы налогообложения. Практически в конце 1991 г. с принятием пакета законов по налогам, в том числе осново­полагающего Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в России фактически началось прове­дение налоговой реформы. Отношение к налоговой реформе в настоящее время в России неоднозначно. Ряд экономис­тов и политиков считают, что недостатки существующей налоговой системы обостряют кризисную ситуацию, и что действующая налоговая система является наиболее уязвимым и слабым звеном экономической реформы. Вместе с тем истекший период функционирования новой налого­вой системы показал, что, несмотря на имеющиеся недо­статки, базовые ориентиры системы выбраны правильно, в целом они соответствуют переходному периоду к рыноч­ным отношениям и в обозримом будущем в принципиаль­ных чертах, видимо, будут сохраняться. Конечно, система будет постоянно развиваться, наполняться более емким со­держанием, более органично и полно приспосабливаться к задачам и целям происходящей реформы, потребностям практики. И уже сегодня достаточно ясны основные кон­туры предстоящих изменений. В настоящее время действуют общая и особенная части Налогового кодекса России, первого систематизированного свода норм, регулиру­ющих вопросы налогообложения в России. В нем учтены проблемы федерализма, просматривается усиление стимулирующей роли налогов в развитии произ­водства, сокращение количества налогов и налоговых льгот, расширение круга налогоплательщиков.

Что же понимается под налогом? Какова его природа? Налоги - один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использо­вались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспече­ния возложенных на них обществом функций. Основная роль налогов - фискальная, соответственно чему они ис­пользуются как источник доходов государственной каз­ны, предназначенной для удовлетворения интересов обще­ства и государства.

Под налогом понимается взнос в бюджет соответствую­щего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами. Юридические и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками.

Налоги - это область столкновения разнообразных ин­тересов, получающих отражение в различных формах по­литической борьбы. Налоги вводятся только с согласия нации - записано в “Великой хартии вольностей” Анг­лии 1215 г.

Налог как способ изъятия и перераспределения доходов возникает вместе с государством и представляет собой фор­му принудительного изъятия государством в свою соб­ственность части имущества (с развитием денежного обра­щения - в денежной форме), принадлежащего населению. В Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходит с середины XVIII века. Родоначаль­ником ее считается А. Смит, который в работе “О богат­стве народов” (1770) раскрыл понятие налога, определил место налогов в хозяйственной жизни, сформулировал ос­новные принципы их взимания. Его учение получило даль­нейшее развитие в трудах ученых экономистов XIX в. (А. Вагнера, Нитти и др.).

По А. Смиту, налог - это бремя, накладываемое госу­дарством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты.

Право государства взимать налоги и обязанность насе­ления их платить вытекает из необходимости существова­ния государства и его учреждений в интересах всего обще­ства и отдельных лиц. При этом государство должно руко­водствоваться определенными принципами:

    всеобщности (каждый должен участвовать в поддер­жке государства соразмерно своей платежной способнос­ти, т. е. пропорционально доходу);

    определенности (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа);

    дешевизны взимания (необходимо минимизировать издержки по взиманию налогов);

    справедливости обложения (освобождать от обложе­ния минимум для существования и облагать высокими ставками крупные имущества и доходы);

    законодательной формы учреждения налога. Первоначально налоговое законодательство Российской Федерации не содержало определения налога. Это слово употреблялось в нем с одной стороны, в одном ряду с пошлинами, сборами (ст. 57, 71, 132 Конституции РФ; ст. 2, 19-21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”), а с другой - как понятие, включающее в себя и сборы, и пошлины, и дру­гие обязательные платежи. Это давало основание говорить о налоге в узком смысле, выделяя его из общего ряда соответствую­щих платежей, и о налоге в широком смысле, с признака­ми, общими для всех обязательных платежей.

В настоящее время определение налога закреплено НК РФ, как обязательный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК РФ ч.1. ст. 8 ч.1).

К общим признакам законодатель относит: законно ус­тановленную форму определения порядка и условий взимания налогов; обязательность уплаты, принудительный характер их изъятия; связь с бюджетом или внебюджетным фон­дом; безэквивалентность платежа.

Вместе с тем имеются существенные различия между налогами, пошлинами и сборами:

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в опреде­ленный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответству­ющего уровня и обезличиваются в нем;

Сборы и пошлины взимаются государственными и мес­тными органами (учреждениями) за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Этим они отличаются от налогов. Но они не цена услуги (хотя их величина определяется видом услуги) и не элемент услу­ги, хотя уплачиваются в связи с ее окончанием.

Частичная возмездность пошлин и сборов отличает их от налога. Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступа­ет в отношения с соответствующими органами (учрежде­ниями) по поводу получения нужных ему услуг, т. е. обя­зательность уплаты пошлин или сбора наступает в резуль­тате свободного выбора плательщика в отличие от условий возникновения налоговой обязанности.

    Сборы, в отличие от налога, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

    Госпошлина, в отличие от налога, - это плата за оказание плательщику какой-либо услуги, поэтому необ­ходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

В новом Налоговом кодексе нашло отражение четкое разграничение понятий налога и сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимае­мый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах пла­тельщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления.

Налогу в его исконном смысле присущ особый меха­низм его взимания, элементы которого устанавливаются законом и определяют структуру последнего. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог счи­тается установленным лишь в том случае, когда определе­ны элементы налогообложения: круг плательщиков, объект налогообложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты, налоговая база, нало­говый период, льготы.

Налогоплательщик - юридическое или физическое лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. От имени налогоплательщика налог может быть уплачен его представителем.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ)

Налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК). Налоговая база является основой для исчисления суммы налога

Порядок исчисления налога - совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Единица измерения: 1 м 2 земли, 1 рубль дохода и т.д. Ставка выражается в процентах и в твердой сумме.

Налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам (ст. 55 НК).

Порядок и сроки уплаты налога - способы и сроки внесения налогоплательщиком суммы налога в соответствующий бюджет, государственный внебюджетный фонд

Налоговые льготы - факторы уменьшения налогоплательщику суммы налога. Законодательством устанавливаются следующие льготы: необлагаемый минимум объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок и т. д.

Нужно учитывать, что налоговая льгота может и не устанавливаться, но в условиях рыночных преобразований все применяемые налоги имеют какие либо налоговые послабления для различных категорий налогоплательщиков, что позволяет трактовать налоговые льготы как элемент налогообложения.

Конституцией РФ и Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., закрепляются отдельные принципы на­логообложения:

    всеобщность (каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции);

    верховенство представительной власти в их установ­лении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции);

    прямое действие во времени законов, устанавливаю­щих новые налоги (ст. 57 Конституции);

    законность установления налогов и сборов (ст. 3 НК РФ);

    не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ);

    экономическая обоснованность налогов с боров (ст. 3 НК РФ);

    принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе (ст. 17 НК РФ);

    определенность налогообложения (ст.3 НК РФ);

    приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом.

Общественное предназначение налогов проявляется через функции, которые они выполняют.

Основная функция - фискальная, касающаяся инте­ресов государственной казны. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необхо­димую материальную базу для осуществления своих фун­кций и возложенных задач.

В период становления буржуазного государства (в ос­новном с “полицейскими” функциями) эта направленность налогов признавалась единственной.

Однако ближе к концу XIX в. в эпоху больших соци­альных потрясений формируется новая концепция теории налогов, рассматривающая их как социальный регулятор, орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С сере­дины XX в. регулирующая функция налогов получает все­общее признание и широкое применение. Маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, государство оказывает стимулирующее воздействие на инвестиционный процесс, его структуру, рост производства в целом.

Еще одна функция налогов (контрольная) проявляется в том, что через систему налогообложения получают данные о темпах и тенденциях развития экономики о налоговой способности плательщиков, об уровне их исполнительности.

Мировой опыт свидетельствует, что функции налогов находятся в постоянном развитии и эволюционируют вме­сте с развитием государства.

Пополняя бюджет, налоги являются одним из основ­ных источников финансирования всех направлений дея­тельности государства и экономическим институтом реа­лизации государственных приоритетов.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность всех обязательных платежей, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, принципов, форм и методов их уплаты, специфические налоговые режимы, а также форм и методов налогового контроля.

В настоящее время эта система отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяются: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

Система налогов и сборов, действующая в России в настоящее время, сформировалась к концу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее вносились и вносятся суще­ственные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие - внесены изменения и дополнения, либо они были ликвидированы.

Концепция построения системы налогов в нашей стране базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обло­жение доходов, имущества и потребления и способствую­щей становлению рыночного хозяйства.

Вместе с тем она базировалась в основном на зарубеж­ном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государ­ственной экономики к рыночной не было.

“Обкатку” система проходила в сложных условиях спа­да производства, ослабления государственной власти, бы­строго расслоения населения и прочих факторов, в резуль­тате которых она уже не могла выполнить в полной мере фискальных и регулирующих функций в обществе.

Опыт функционирования налоговой сис­темы вскрыл существенные ее недостатки: многочислен­ность налогов, надуманность отдельных видов налогов (сбор за местную символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность и противоречивость налогового законодательства, что обусловило необходи­мость его серьезного преобразования.

С принятием нового Налогового кодекса РФ система налогов претерпевала существенное реформирование, хотя основные принципы ее построения в кодексе сохранены.

Суть налоговой реформы заключалась в том, чтобы сократить общее количество налоговых льгот, что позволило расширить круг налогоплательщиков и тем самым увеличить налоговую базу. Предусматривалась так­же возможность снизить налоговые ставки по некоторым налогам и отменить большое количество налогов. На конец 1998 г. количество применяемых на территории России налогов с учетом введенных региональными и местными органами власти составило порядка 200. Принятие Нало­гового кодекса сократило это количество в 5-7 раз. В ко­дексе введено ограничение полномочий федеральных орга­нов власти, органов субъектов федерации и местных органов на введение налогов, используется исчерпывающий пере­чень федеральных, региональных и местных налогов.

Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по разным ос­нованиям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Новый Налоговый кодекс (ст. 13-14) все налоги подраз­деляет на 3 вида (исходя из государственного устройства РФ):

    федеральные налоги и сборы;

    налоги и сборы субъектов РФ (их чаще всего называ­ют региональными);

    местные налоги и сборы.

Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступле­ний и соотнести ее (через расходы) с объемом функций ор­ганов власти каждого уровня.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обяза­тельны к взиманию на территории всей страны. К федераль­ным налогам и сборам Налоговый кодекс относит:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров (услуг);

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина;

Региональными признаются налоги и сборы, устанав­ливаемые Налоговым кодексом, вводимые в действие за­конами субъектов РФ и обязательные к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог;

Местными признаются налоги и сборы, устанавливае­мые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым ко­дексом, нормативными правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным нало­гам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

Следует подчеркнуть, что в кодексе принципиально ре­шается вопрос о разграничении полномочий федеральных органов власти, органов субъектов федерации и местных органов в сфере урегулирования налоговых отношений. Введено ограничение полномочий названных органов - не могут устанавливаться региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Страхо­вые взносы, поступающие в федеральные внебюджетные фонды социального назначения, включены в группу феде­ральных налогов. В какой-то мере это говорит о снижении значимости федеральных и региональных внебюджетных фондов в происходящих финансово-экономических процессах. И, как следствие, о стремлении государства осуществлять социальное финансирование из сугубо централизованных фондов.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по другим осно­ваниям. Налоги могут быть классифицированы по объектам (с доходов или прибыли), по субъектам (с физических и с юридических лиц), по механизму формирования (прямые и косвенные) и по источникам уплаты (относимые на себестоимость, уплачиваемые из выручки от реализации, уплачиваемые за счёт прибыли). Рассмотрим подробнее перечисленные критерии классификации.

В зависимости от плательщиков налоги можно класси­фицировать следующим образом:

а) с физических лиц (налог на доходы, на имущество физи­ческих лиц, налог на наследование и дарение и др.);

б) с юридических лиц и их филиалов и подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный счет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), транспортный налог и др.);

в) смешанного состава, т. е. взимаемые с юридических и физических лиц (государственная пошлина, земельный налог и др.).

В зависимости от связи с объектом налогообложения, налоги подразделяются на прямые (основная группа на­логов в Российской Федерации) и косвенные. К числу последних относятся ак­цизы, взимаемые с ограниченного круга товаров (ликероводочные, табачные изделия, легковые автомобили, шины, ювелирные изделия и др.), налог на добавленную стоимость (взимается с основной мас­сы товаров, услуг, работ), пошлины и др. Кос­венные налоги включаются в цену товара и фактически уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридическим плательщиком является их продавец.

В условиях рыночной экономики важно эф­фективно использовать возможности налогообложения для стимулирования производства, проведения региональ­ной политики, расширения доходной базы государства. При этом представляется целесообразным осуществить следующие мероприятия Придать незыблемость на длительную перспективу такому порядку взимания налога на прибыль, согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы (но не по­среднических структур) исключаются все средства, направ­ляемые на инвестиции. Широко применять прогрессивное налогообложение находящейся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физических или юридических лиц. Доходы от игорного бизнеса, лотерей и т. д. облагать по более высокой ставке. В случае невозможного учета до­ ходов установить налог в твердой сумме. Установить эффективный режим обеспечения испол­нения налоговых обязательств.

Принятие выдвинутых предложений позволит оздоро­вить денежную и финансовую систему страны, после чего отпадет необходимость эмиссионного финансирования гос­бюджета. Однако такое финансирование будет оставаться в качестве потенциального резерва на случай экстремаль­ных обстоятельств.

Говоря о налоговой системе в целом, нужно иметь в виду, что она как финансовая система государства суще­ствует не в абстрактном пространстве монетаристской кон­цепции, а в сложной российской действительности и при­звана служить национально-государственным интересам стимулирования отечественного товаропроизводителя в условиях построения социально ориентированной систе­мы хозяйствования.

4.1. Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков,формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость - около 36\%, таможенные платежи - около 23\%, акцизы - 22\%, налог на прибыль - 9\%, налог на доходы физических лиц - 6,3\% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.

Действие во времени законодательства о налогах и сборах

Направленность актов

Акты законодательства о налогах

Акты законодательства о сборах

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования

Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы

1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования

Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) - теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Контрольные вопросы

Каков порядок вступления в действие нормативных актов по налогам?

Какие виды нормативных актов вы знаете?

Какие основные положения содержит часть первая НК РФ?

Какие положения устанавливает часть вторая НК РФ?

Когда налоговый закон считается официально опубликованным?

По истечении какого срока вступают в силу акты законодательства о сборах?

Когда вступают в силу федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ?

Какие сроки установлены для вступления в силу актов субъектов РФ и муниципалитетов, вводящих новые налоги и сборы?

1. Налоговый кодекс РФ состоит:

а) из одной части;

б) из двух частей;

в) из трех частей.

2. Часть первая НК РФ действует:

3. Основой функционирования налоговой системы РФ является:

а) Бюджетный кодекс РФ;

б) Таможенный кодекс РФ;

в) Налоговый кодекс РФ.

4- Акты законодательства о налогах вступают в силу:

а) не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

б) не ранее одного месяца со дня их официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода;

в) не ранее i января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

5. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу:

а) налогового органа;

б) налогоплательщика.

6. Часть вторая НК РФ устанавливает:

а) основы правоотношений, виды налогов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

б) порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов, а также порядок применения специальных налоговых режимов;

в) методы налогового контроля, порядок обжалования действий налоговых органов, методы взимания налогов.