Сельскохозяйственная специализация бразилии. Промышленность бразилии

Бразилия - самое крупное государство Южной Америки, расположено в ее центральной и восточной частях. Длина сухопутных границ - около 16 тыс. км., на востоке на протяжении 7,4 тыс. км страна омывается Атлантикой. Площадь - 8,5 млн. кв. км. По данным Бюро Переписи США численность населения составила в 1999 году 171 853 тыс. человек. В настоящее время Бразилия - федеративная республика, в административном отношении делится на 23 штата, 3 территории и федеральный округ. Столица - Бразилиа. Денежная единица - реал. Государственный язык - португальский.

Характеризуемая большим и хорошо развитым сельским хозяйством, горной промышленностью, производством и сектором услуг, экономика Бразилии превосходит экономики всех других южноамериканских стран, и расширяет свое присутствие на мировых рынках. С 2003 года Бразилия устойчиво улучшила свою макроэкономическую стабильность, создавая золотовалютные резервы и уменьшая долги. В 2008 году Бразилия стала чистым внешним кредитором, а два рейтинговых агентства присвоили бразильской экономике инвестиционный статус. После рекордного роста в 2007 году и 2008 году, начало глобального финансового кризиса сказалось на экономике страны в сентябре 2008 года. Бразилия испытала два квартала спада, поскольку мировой спрос на бразильские товары снизился и уменьшилось внешнее кредитование.

Однако, Бразилия была одной из первых развивающихся стран, которые начали восстановление. Потребление и доверие инвесторов восстановились, и темпы роста ВВП оказались положительными в 2010 году. Благоприятно на экономическом росте сказалось восстановление экспорта.

В настоящее время устойчивый рост в Бразилии и высокие процентные ставки сделали экономику данной страны привлекательной для зарубежных инвесторов. Большие притоки капитала за 2010 год способствовали быстрому росту курса местной валюты и вынудили правительство поднимать налоги на некоторые иностранные инвестиции. Президент Dilma Rousseff обязался сохранять приверженность предыдущей администрации планированию инфляции Центральным банком, плавающим обменным курсам и политике финансовых ограничений.

История экономики Бразилии

До середины 1990-х годов в Бразилии наблюдалась очень высокая инфляция и иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную экономику. Но с введением в стране строгой денежной политики страна поправила свое положение: рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил 2% против 1000% в 1994 г. Но тоже время рост ВВП сократился с 5,7 процентов в 1994 г. до 3% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики.

В 1998г. экономика страны столкнулась с серьезным испытанием: всемирный финансовый кризис привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30 млрд. долларов ушло на август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием для Бразилии, после российского отказа выплат по долгам, стало принятие решения об измене процентной годовой ставки (она достигла 50%). После корректировки налоговой программы и принятия новых принципов структурных преобразований, Международный Валютный Фонд выдал кредиты стране в размере 41,5 млрд. долларов. В январе 1999 г. Центральный Банк Бразилии объявил об одноразовой 8% девальвации реала и отказе в дальнейшем искусственно поддерживать курс национальной валюты. Правительство страны надеялось на начало экономического роста к концу 1999г. и заявляло о приверженности строгому антиинфляционному курсу. И хотя в 1999г. в стране произошел валютный кризис, экономика страны, несмотря на это к концу 1999г. все-таки возросла. После выдачи кредита МВФ с конца 1999 г. в экономику страны было вложено около 20 млрд. долларов инвестиций.

В период с 1995 по 1998 гг. наблюдался спад практически во всех отраслях промышленности Бразилии (всего с 7,6% до -2,3%), особенно в машиностроении (с 21,4% до -4,1%), энергетике (с 19,0% до -10,1%) и транспортных перевозках (с 13,4% до -15,1%).

Но к 2000 году ведущие экономисты мира отмечали рост Бразильской экономики. Например, общий рост производства (но данным за март 2001 г.) составил 11,2% от показателя января 2000 г., в то время, как аналитики ожидали 6,8%. В сочетании с высокими показателями производства наблюдается превосходящий ожидания экономистов спад безработицы и удивительно большой дефицит торгового баланса, зафиксированный в начале 2001 года.

Горячий период экономической активности привел к тому, что импорт начал развиваться более быстрыми темпами, чем экспорт, несмотря на то, девальвация способствует повышению конкурентоспособности бразильской продукции. За период между январем и февралем экспорт вырос на 13,8% до 8,62 млрд. долларов, в то время, как импорт - 18,6% до 9,02 млрд. долларов.

Многие СМИ говорили о том, что с такими темпами роста бразильская экономика "перегреется", но страна адаптировалась к быстрорастущей экономике как раз за счет импорта, а не за счет роста цен, как предполагалось ранее. В 2000 г. Центральный Банк понизил основные ставки процента с 45% до 15, 25%, в надежде на продолжение реакции экономики на цикл снижения процентных ставок за последние два года.

ВНП Бразилии в 1998 г. составил 767 578 млн. долларов. ВВП Бразилии в 1998 г. составил 778 209 млн. долларов. По итогам 1999 г. падение ВВП Бразилии не превысило 2%, несмотря на ожидаемые 3,8%.

Экспорт составил в 1998 г. 51 млрд. долларов и состоял из железной руды, кофе, сои, апельсинов, автомобилей, самолетов, вооружения. Страны экспортеры: ЕЭС - 28%, Латинская Америка (исключая Аргентину) - 28%, США - 20%, Аргентина - 13%. Импорт составил в 1998 г. 57,6 млрд. долларов и состоял из нефти-сырца, машин и оборудования, продуктов питания. Страны импортеры: ЕЭС - 26 %, США - 22%, Аргентина - 13%, Япония - 5%.

Однако в последующие годы, Бразилию ждал новый период откровенно слабого экономического развития. Правительству Луиса Инасиу Лулы да Силва не удалось сдержать рост внутренней задолженности, которая давно уже превышает половину ВВП, несмотря на политику снижения банковских учетных ставок. Банковские проценты, которые привлекали в Бразилию спекулятивный краткосрочный капитал, остались самыми высокими в мире и составляют 14,25%. До сих пор рост экономики сдерживались девальвацией местной валюты - реала, курс которого искусственно поддерживался на уровне 30% ниже реального по отношению к доллару США, что, естественно сдерживало рост производства и делало дорогим экспорт.

Темпы развития бразильской экономики в 2006-2007 годах сохранялись на уровне ниже общемировых - такой вывод содержится в докладе Международного валютного фонда.

В декабре 2008 года президент Бразилии подписал указ о формировании «суверенного фонда благосостояния» суммой до 6 млрд долл., финансируемого за счёт профицита госбюджета (составляющего до 3,8 % ВВП). Целью фонда является обеспечение инвестиций для бразильских компаний в условиях краха внешних источников кредитования.

Относительное изменение ВВП по годам: +5,1% (2008); -0,2% (2009); +7,5% (2010). В 2010 году объем ВВП составил 2,023 трлн. долл. (2182 трлн. долл. по ППС). ВВП на душу населения достиг 11220 долларов США (11514 долл. по ППС). Темпы инфляции составили 4,5%, а уровень безработицы - 5,7%.

Промышленность Бразилии

Бразилия - одна из ключевых стран развивающегося мира. По объему ВВП она занимает первое место в Латинской Америке, а по объему промышленного производства входит в десятку крупнейших стран мира. Доля промышленности в ВВП - 26,4%, а сельского хозяйства - 6,1%. В промышленности занято 14% рабочей силы. Бразилия обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной (свыше 100 млрд. тонн), марганцевой (100 млн. т.), урановой (256 тыс. т.) руд, угля (21 млрд. т.), нефти и др.

Темпы роста объема промышленного производства Бразилии, % к предыдущему году

Горнодобывающая промышленность. Несмотря на быстрое развитие и богатую сырьевую базу Бразилия, доля этой отрасли в ВВП невелика. Там сильно развита добыча апатитов и железной руды, так же развита добыча золота, серебра, олова, алмазов и асбеста. Железнорудная промышленность работает в большой степени на экспорт.

В Бразилии добываются более 40 видов полезных ископаемых. Наиболее значимыми являются железная и марганцевая руды. Добывается более 200 млн. тонн железной руды в год, примерно 80 % экспортируется. Бразилия занимает одно из первых мест в мире по добыче бокситов. Добыча цинка, меди и никеля осуществляется для внутреннего рынка. Бразилия - поставщик стратегического сырья: вольфрам, ниобий, цирконий, слюда и др. Потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. В 1970-х годах в Амазонии найдены значительные запасы золота, ныне её добыча составляет примерно 80 тонн в год. Найдены месторождения угля, однако уголь низкого качества и его добыча составляет около 5 млн. тонн в год. Наиболее развито производство алюминия на собственных бокситах, а также никеля и меди.

Энергетика. До 90% всей электроэнергии страны производят ГЭС, также используются альтернативные источники (большая часть автомобилей работает на спирте), дрова, каменный уголь, работает одна АЭС. Черная металлургия. работает на собственной руде и импортном коксе. Страна входит в десятку мировых производителей стали (выплавка - 25 млн. тонн). Крупнейшие заводы находятся в штатах Минас-Жерай и Сан-Паулу.

Бразилия имеет огромный гидроэнергетический потенциал. Энергетика на 99 % основана на ГЭС. В Бразилии находится вторая по мощности ГЭС в мире - Итайпу. В 2005 году выработано 546 млрд. кВт·ч. Бразилия экспортировала 7 млн. кВт электроэнергии, а импортировала 39 млрд. кВт - в основном из Парагвая. В 2007 году выработано 438,8 млрд. кВт·ч, потреблено 404,3 млрд. кВт·ч, экспорт - 2,034 млрд. кВт·ч. Импорт электроэнергии в 2008 году - 42,06 млрд. кВт·ч (в основном из Парагвая).

Обрабатывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП. Главными отраслями являются нефтепереработка и химическая промышленность. Развиты - транспортное машиностроение (прежде всего автомобилестроение), станкостроение. Страна занимает четвертое место в мире по строительству морских судов, заметны успехи авиастроения. Развито радио-аппаратное строение, большими темпами развивается производство электронно-вычислительной техники. Главные центры отрасли - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Ежегодно Бразилия производит более 1,5 млн. автомобилей. Основными производителями автомобилей в стране являются фирмы «Скания», «Мерседес-Бенц» и «Фиат». Главным производителем автобусов является «Мерседес-Бенц».

Сельское хозяйство Бразилии

В сельском хозяйстве Бразилии занято 20 % рабочей силы. По экспорту сельскохозяйственной продукции Бразилия находится на третьем месте в мире, её доля в мировом экспорте этой продукции составляет 6,1 %. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Бразилии достигает почти трети. В структуре отрасли лидирует растениеводство (60% стоимости всей продукции), причем в ходе эволюции систем землепользования и землевладения сложился институт крупный земельной собственности - латифундии (80% всех обрабатываемых земель). Кроме того, распространено мелкое землевладение - минифундии. Хотя удельный вес последних невелик, но именно они производят основную часть продовольственных (а не экспортных, как на плантациях латифундий) культур для внутреннего потребления: зерновых, бобовых, картофеля. Бразилия является традиционным производителем и экспортером ряда сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы, какао, бананов, хлопчатника, а также значительным поголовьем крупного рогатого скота.

На севере Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии, занимающие 60% всей территории страны. Но запасы ценных древесных пород используются нетрадиционно и слабо. Наибольшее значение имеет сбор каучука, заготовка орехов и лекарственных растений.

Кофе является одной из главных статей экспорта Бразилии. В 2008 году собрано 2790,8 млн тонн кофе, таким образом Бразилия находится на первом месте в мире по этому показателю. По его производству Бразилия стоит на 1 месте в мире. Бразилия занимает 1 место в мире по производству сахарного тростника, из которого делается этанол, используемый в основном, как топливо для автомобилей. В 2008 году собрано 648 млн тонн. Выращиваются также какао-бобы (208 тыс. тонн), хлопчатник (3,9 млн тонн) и соя (59,9 млн тонн).

Основными потребительскими культурами Бразилии являются пшеница, кукуруза и рис. В 2008 году собрано: кукуруза - 59 млн тонн (собирается два урожая), рис - 12 млн тонн, пшеница - 5 млн тонн.

Животноводство Бразилии преимущественно мясное, дает около 40% стоимости сельхозпродукции. Преобладают пастбищное скотоводство, а так же мясное скотоводство в сочетании с овощеводством. Животноводство больше всего распространено в Центро-Западе страны. В 2002 году в стране насчитывалось 176 млн. голов крупного рогатого скота, 30 млн. свиней, 1050 млн. голов домашней птицы и 15 млн. овец.

Транспорт Бразилии

Транспорт в Бразилии развит крайне неравномерно, железные дороги в основном находятся на востоке страны. Транспортный магистрали (сначала железнодорожные) начали формироваться еще в XIX веке. И сейчас новые и модернизированные железнодорожные ветви в основном соединяют центры добычи полезных ископаемых и районы сельхозпроизводства с портами. Длина железных дорог составляет 29 252 км, в том числе с широкой колеёй - 487 км, со стандартной колеёй - 194 км, с узкой колеёй - 23 785, остальные - 396 км.

Длина автомобильных дорог составляет 1,98 млн. км. (из них с твердым покрытием - 184 140 км.). Автомобильные дороги, хотя и являются самыми протяженными во всей Латинской Америке и перевозят большую часть пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и авиационный транспорт.

Аэропорты: всего - 4276, с твёрдым покрытием - 714, без твёрдого покрытия - 3562. Водный транспорт: всего - 137 судов водоизмещением 2 038 923 грт/3 057 820 дедвейт, сухогрузы - 21, нефтяные танкеры - 47, химические танкеры - 8, газовые танкеры - 12, пассажирские - 12, контейнерные - 8, навалочные суда - 21, ролкеры - 8.

Роль Бразилии в мировом хозяйстве

Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью (она занимает первое место в мире по добыче железной руды, апатитов, второе - по добыче бериллия, третье - по добыче бокситов, четвертое - по добыче золота, асбеста, олова) и сектором услуг, является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия - крупнейший в мире производитель кофе и сахарного тростника, один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на невыразительные показатели экономического развития, Бразилия претендует на роль мирового лидера развивающихся стран. Новым подтверждением претензий правительства страны на лидерство среди стран третьего мира стало намерение сформировать на предстоящем форуме МВФ блок стран, чтобы блокировать проект реформы МВФ, который дал бы большие права Китаю, Южной Корее, Турции и Мексике в принятии решений международного финансового органа. Объем экспорта составил в 2010 году 199,7 млрд. долл. США, а импорта - 187,7 млрд. долл. США. Статьи экспорта - транспортное оборудование, железная руда, соя, обувь, кофе, автомобили. Партнёры по экспорту КНР 12,49%, США 10,5%, Аргентина 8,4%, Нидерланды 5,39%, Германия 4,05% (на 2009 год). Статьи импорта - машины, электрическое и транспортное оборудование, химическая продукция, нефть, автомобильные запасные части, электроника. Партнёры по импорту США 16,12%, КНР 12,61%, Аргентина 8,77%, Германия 7,65%, Япония 4,3% (на 2009 год).

По данным ООН, Бразилия относится к группе новых индустриальных стран. По объему ВВП — 375 млрд. долл. Бразилия занимает 10-е место в мире. На долю промышленности в ВВП приходится 43%, а на сельское хозяйство — 10%. Индустриальный рост, особенно интенсивный в 70-80-е гг. XX ст., стал скачком . Ее развитию способствовали: иммиграция, давшая квалифицированную рабочую силу; кофейный бум, создавший условия для первоначального накопления капитала; освоение гидроресурсов, ставших энергетической основой индустриализации; политика «открытых дверей» для международных монополий; льготы, предоставленные предпринимателям, прямые иностранные инвестиции и займы, в экономику Бразилии составили в 1998 г.

Немецкая компания

Американские компании

Итальянская

Японско-шведские

компании

Германской компании принадлежит 10 заводов

В Бразилии нет сегодня ни одной отрасли экономики, где бы иностранный капитал не пустил свои корни. Более 5000 иностранных фирм, 3/4 всех инвестиций ТНК вложили в обрабатывающую , т.е. с каждого вложенного в экономику доллара иностранные компании извлекают три доллара прибыли.

Основным видом транспорта в Бразилии является автомобильный. Главной магистралью страны является Трансамазонское шоссе. Длина автодорог — 1,7 млн. км, а железных дорог — 30 тыс. км. Длина судоходных рек — 31 тыс. км. Наиболее удобные водные пути удалены от основных хозяйственных центров. Внешние экономические связи осуществляет морской транспорт. Развит воздушный транспорт. В стране насчитывается 1,5 тыс. внутренних аэропортов, в том числе 21 — международного класса. Ежегодно посещает 1 млн. туристов. Экспорт дает 15% национального дохода. Главными торговыми партнерами являются Япония, и . Внешняя задолженность составляет 35 млрд. долл. США.

Бразилия необычайно красива и богата удивительными природными ресурсами, интересна и разнопланова. История страны, ее культура, национальные традиции и гостеприимство колоритного местного населения ежегодно привлекают многочисленных туристов из разных стран мира.

Бразилия сегодня - это развитое индустриально-аграрное государство - самое крупное в Южной Америке, как по площади, так и по населению. Значительный рывок в развитии страны произошел после окончания Второй мировой войны. Этому способствовали такие факторы, как иммиграция и приток квалифицированных рабочих, кофейный бум, льготы предпринимателям, зарубежные инвестиции.

Население

На территории Бразилии проживают более двухсот миллионов человек, 80% из них - это жители крупных городов. Наиболее густонаселенными городами считаются Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро. Государственный язык - португальский.

Основная часть населения относится к среднему классу, но уровень бедности очень высок. Зачастую за порогом бедности оказываются коренные народы и жители слабо развитых регионов страны. Неравенство доходов стало основной причиной высокого уровня преступности в стране - особенно опасными считаются так называемые фавелы, городские трущобы.

Несмотря на довольно низкий уровень развития медицины, средняя продолжительность жизни бразильцев составляет около 73 лет. Прежде всего, это обусловлено тем, что среди местного населения принято вести здоровый образ жизни и быть очень чистоплотными.

Бразильцы - очень набожный народ, большинство из них католики. В стране очень трепетно относятся к детям, футболу и знаменитому на весь мир традиционному карнавалу. Поэтому День Детей, футбольные чемпионаты и карнавал - это события, которые на определенное время меняют обычный уклад жизни бразильцев.

Промышленность Бразилии

(Промышленный завод в Бразилии )

Основную роль в индустрии Бразилии играет горнодобывающая, энергетическая и обрабатывающая промышленность. Страна занимает первое место в мире по запасам некоторых полезных ископаемых. На мировой рынок поставляются такие ископаемые, как железная и марганцевая руда, бокситы, золото, алмазы. Запасы нефти довольно велики, но они не способны удовлетворить все нужды страны.

(Плотина Итапу, Бразилия-Парагвай )

Благодаря такому важному природному ресурсу, как река Амазонка, гидроэнергетика в стране постоянно развивается, что позволяет снизить потребление нефти и природного газа.

(Нефтяная платформа )

Основу обрабатывающей промышленности составляют нефтепереработка, тяжелая и химическая промышленность. Развитие черной металлургии обусловлено многочисленными месторождениями качественной железной руды. Основной продукт цветной металлургии Бразилии - это алюминий, его производство контролируется иностранными компаниями. В стране достаточно хорошо развито автомобилестроение и производство морских судов.

Сельское хозяйство Бразилии

(Фермерское хозяйство в Бразилии )

Несмотря на стремительное развитие промышленности, сельское хозяйство тоже находится на должном уровне и составляет основу экономики страны. Сельхозпродукты составляют около 90% экспорта Бразилии. Так, государство является одним из мировых лидеров по экспорту сахара, а по производству соевых бобов занимает второе место в мире.

(Знаменитый бразильский кофе )

Кроме того, страна поставляет на мировой рынок огромное количество хлопка, кофе и какао. Продукция животноводства представлена большей степенью мясным направлением. Что касается внутренних потребностей, основные продукты питания выращиваются и производятся собственными силами.


По окончании Второй мировой войны экономика Бразилии претерпела значительные изменения. Если до войны Бразилия являлась в основном экспортёром минерального сырья и некоторого количества продуктов лесного и сельского хозяйства, то после войны был сделан большой рывок в области развития обрабатывающей промышленности. На сегодняшний день Бразилию можно смело назвать индустриально-аграрной страной.

Несмотря на бурное развитие промышленности, сельское хозяйство страны не отставало от неё. Бразилия вошла в число мировых лидеров по экспорту сахара, а в области производства соевых бобов заняла второе место в мире. Она также является лидеров производства кофе, и поставляет на мировой рынок большое количество хлопка и какао. Внутренние потребности в почти всех основных продуктах питания Бразилия удовлетворяет собственными силами.

Основными отраслями экономики страны являются горнодобывающая, энергетическая, обрабатывающая промышленности и сельское хозяйство.

Горнодобывающая промышленность

До сих пор большую роль в этой отрасли играет иностранный капитал, в основном из США, Японии, Канады и Франции. Важнейшими ископаемыми, поставляемыми на мировой рынок, являются марганцевая и железная руды, а также бокситы. Остальные металлы добываются в основном для внутренних нужд.

Добывают в Бразилии и драгоценные, а также полудрагоценные камни: топазы, алмазы, аквамарины и сапфиры. Растёт добыча золота, первые месторождения которого были открыты в восьмидесятых годах прошлого века.

Собственные месторождения позволяют Бразилии примерно наполовину удовлетворять внутреннюю потребность в нефти. Остальное страна импортирует.

Энергетика

Энергобаланс Бразилии распределяется примерно следующим образом: гидроэнергетика - 1/3, нефть и природный газ - 1/3, этиловый спирт, являющийся результатом обработки сахарного тростника - 1/6, уголь, древесина и биогаз - ещё 1/6. Поскольку страна располагает огромным источником гидроэнергии в лице Амазонки и её многочисленных притоков, эта отрасль энергетики постоянно и неуклонно растёт и развивается. При этом так же постоянно сокращается потребление природного газа и нефти. Что интересно, около 90% автомобилей страны работает не на бензине, а использует в качестве топлива этиловый спирт.

Атомная энергетика в Бразилии развивается медленно, так как проводится государственная политика сдерживания в её отношении, связанная с экологическими соображениями и недостатком инвестиций в эту отрасль.

Обрабатывающая промышленность

Более четверти ВВП Бразилии приходится на долю предприятий обрабатывающей промышленности. Важное место здесь занимают нефтепереработка, химическая и тяжёлая промышленность.

Месторождения высококачественной железной руды обусловили развитие чёрной металлургии, хотя для её нужд приходится импортировать значительное количество кокса, а также применять древесный уголь. Цветная металлургия - это в основном производство алюминия, которое контролируется иностранным капиталом.

Хорошо развито машиностроение, в частности - автомобилестроение. Ведущие позиции занимает Бразилия в производстве морских судов.

Страна реализует собственные ядерную и космическую программы.

Сельское хозяйство

Около 30 процентов активного экономически населения Бразилии занято в сфере сельского хозяйства. Часть продукции производится сугубо для внутреннего потребления, тогда как некоторые культуры возделываются почти исключительно на экспорт. Среди этих последних: соевые, кофе, сахарный тростник, рис, какао и апельсины. Объём экспорта продукции сельского хозяйства весьма высок: Бразилия является по этому показателю обладателем третьего места в мире, уступая лишь Франции и США. При этом в отдельных отраслях (таких как экспорт сахара и сахарного тростника, сбору апельсинов и бананов) Бразилия прочно удерживает пальму первенства.

Продукция животноводства составляет почти половину стоимости всего, производимого в сельскохозяйственной отрасли, имея преимущественно мясное направление.

Лесное и рыбное хозяйство

Более половины территории страны покрыто лесами. Именно Бразилия - обладатель первого места по запасу древесины различных ценных пород. Несмотря на это лесные ресурсы страны используются слабо. В основном это сбор бразильского ореха, природного каучука, карнаубского воска, плодов масличного дерева и пальмы бабасу. Значительная часть продукции лесной отрасли экспортируется.

Несмотря на то, что Бразилия имеет большую по протяжённости береговую линию, рыболовство, равно как и рыбоперерабатывающая промышленность здесь развито слабо. Промысел ведут в основном малые суда, а продукция отправляется на экспорт.

Транспорт

Несмотря на то, что в Бразилии мало дорог с твёрдым покрытием (всего около 10% от общего числа) основную роль в пассажирских перевозках играет автомобильный транспорт. Протяжённость железных дорог, в основном устаревших, насчитывают всего лишь чуть более 30 тысяч километров, из них электрифицированы лишь 2,5 тысячи километров. В виду большой протяжённости водных путей и атлантического побережья, большое значение имеет речной и каботажный транспорт. Хорошо также развито воздушное сообщение: в стране насчитывается 29 только крупных аэропортов.

Внешняя торговля

Основная тенденция внешней торговли - увеличение удельного веса готовой продукции, нетрадиционной продовольственной продукции и полуфабрикатов. За последние десятилетия прошлого века и начало нынешнего в разы возросла доля продукции, производимой обрабатывающей промышленностью. Среди товаров, идущих на экспорт, выделяются самолёты, автомобили, сталь, бокситы, железная руда и электронные приборы.

Растёт импорт станков, машин, промышленного оборудования, полуфабрикатов и промышленного сырья: угля, нефти, цветных металлов.

Состав экспорта: транспортное оборудование, железная руда, соя, обувь, кофе, автомобили.
География экспорта (2010 г .): Китай 15,2%, США 9,6%, Аргентина 9,2%, Нидерланды 5,1%, Германия 4%
Объем экспорта (2010 г.) $201,9 млрд.
Состав импорта: электрических и транспортное оборудование, химическая продукция, нефть, автозапчасти, электроника.
География импорта (2010 г .): США 15%, Китай 14,1%, Аргентина 7,9%, Германия 6,9%, Южная Корея 4,6%,
Объем импорта (2010 г.) $181,7 млрд.
Внешний долг (2010 г.): $410 млрд.

Горнодобывающая промышленность - в Бразилии добываются более 40 видов полезных ископаемых. Наиболее значимыми являются железная и марганцевая руды. Добывается более 200 млн. тонн железной руды в год, примерно 80 % экспортируется. Бразилия занимает одно из первых мест в мире по добыче бокситов. Добыча цинка, меди и никеля осуществляется для внутреннего рынка. Бразилия -- поставщик стратегического сырья: вольфрам, ниобий, цирконий, слюда и др. Потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. В 1970-х годах в Амазонии найдены значительные запасы золота, ныне её добыча составляет примерно 80 тонн в год. Найдены месторождения угля, однако уголь низкого качества и его добыча составляет около 5 млн. тонн в год.

Обрабатывающая промышленность - Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП. Главными отраслями являются нефтепереработка и химическая промышленность.

Производство биотоплива - Бразилия является крупнейшим (после США) производителем биоэтанола: в 2006 году в Бразилии было произведено 16 977 млн. литров биотоплива. Этанол обеспечивает около 30 % потребностей страны в горючем. В Бразилии для заправки автомобилей используют как «чистый» этанол, так и смесь с бензином.

Автомобильная промышленность - Ежегодно Бразилия производит более 1,5 млн. автомобилей. Основными производителями автомобилей в стране являются фирмы «Скания», «Мерседес-Бенц» и «Фиат». Главным производителем автобусов является «Мерседес-Бенц».

Легкая промышленность - текстильная промышленность, главная отрасль лёгкой промышленности Бразилии. По производству изделий из текстиля Бразилия занимает 6-7 место в мире. 80 % хлопка в Бразилию ввозится из-за рубежа. Это объясняется низким качеством бразильского хлопка. Развита обувная промышленность -- в стране работают более четырёх тысяч обувных заводов.

Лесная промышленность - Под лесами занято более 60% территории Бразилии. Ей принадлежит первое место по запасам древесины ценных пород. Древесные ресурсы страны пока используются слабо. Значительная часть продукции лесного хозяйства идет на экспорт.

Рыбная промышленность - Несмотря на довольно большую протяженность береговой линии, рыболовство в Бразилии слабо развито. Продукция реализуется непосредственно на берегу. Рыба перерабатывающая промышленность развита слабо. 40% переработки проводится десятью компаниями, в основном на юге. Большая часть добычи экспортируется.

По масштабам сельскохозяйственного производства страна находится в тройке мировых лидеров. Так, Бразилия поставляет на мировой рынок около 6% всей сельскохозяйственной продукции планеты. Бразилия - это, прежде всего, производство кофе, сои, кукурузы, сахарного тростника, какао и бананов. Огромные перспективы развития в стране имеет лесное хозяйство Но этот ресурс пока освоен слабо: все сводится к сбору каучука и орехов. Хотя для сохранности лесов Амазонии это несомненный плюс. В последние годы Бразилия собирает не менее 600 миллионов тонн тростника ежегодно. Этот показатель является рекордным в мире. Из зерновых больше всего в стране почитается кукуруза: в год здесь собирают по два урожая этой полезной культуры.

Животноводство - это примерно 40% от стоимости всей сельскохозяйственной продукции Бразилии. Оно развито в центрально-западной части страны и представлено, в основном, пастбищным скотоводством.

Транспорт. В Бразилии развиваются все виды транспорта. Протяженность железных дорог - более 30 тыс. км, из которых 7% электрифицированы. Но ведущую роль в осуществлении внутригосударственных перевозок грузов и пассажиров от играет автотранспорт, которым перевозится 80% грузов. Недостатком развития железнодорожного и автомобильного транспорта является то, что подавляющее большинство железных дорог и автомагистралей расположена на востоке Бразилии, на побережье Атлантического океана на огромных пространствах Амазонии железных дорог почти нет и только в последнее время были проложены автомагистрали. Трубопроводный транспорт развит слабо.

Прокладка автомагистралей с одновременным развитием речного транспорта на Амазонке и ее притоках играет важную роль в развитии хозяйства Амазонии Протяженность речных путей Бразилии достигает 50 тыс. км, но поскольку реки протекают в слаборазвитых районах, то их транспортное значение незначительное Внешние экономические связи осуществляет морской транспорт. Развит и воздушный транспорт.

Внешнеэкономические связи. Бразилия экспортирует, прежде всего, продукцию сельского хозяйства (мясо, сахар, сою, масло, хлопок, кофе и какао), железную и марганцевой руды, некоторые виды машин По экспорту сельскохозяйственной продукции Бразилия занимает второе место в мире после США

Бразилия импортирует некоторые виды топливных ресурсов, в частности нефть и газ Завозит разнообразные машины, она не производит, товары народного потребления, особенно те, которые не производятся в отраслях тяжелой и легкой промышленности Импортируются фосфориты и зерно, технологическое оборудование для различных отраслей хозяйства Бразилия имеет положительное внешнеторговое сальдо.

    Общая характеристика хозяйства США. Промышленность, ее роль в экономике страны. Сельское хозяйство. Транспорт. Международные экономические связи.

США – это государство с высокоразвитой экономикой смешанного типа, которая подкреплена богатыми природными ресурсами, высокой продуктивностью производства, а также весьма развитой инфраструктурой.

Согласно данным статистики США имеет самые высокие в мире показатели ВВП на душу населения. Также страна обладает высоким индексом человеческого потенциала, он составляет 0, 903.

Промышленность США. Высокий уровень тяжелой промышленности, в частности электроэнергетической, машиностроительной и химической делает США мировым лидером экспорта. В результате того, что в последнее время в стране наблюдается значительное повышения количества выпускаемой продукции, особое внимание уделяется инвестированию энергетического производства.

США является абсолютным лидером в мире по количеству выработки энергоресурсов. Юго-западные штаты, а также Северная Аляска богаты запасами нефти и газа. Упрощают энергетическое производство и угольные регионы – Монтана, Вайоминг, Юта и Колорадо.

Благодаря богатым запасам железных руд в стране процветает металлургическая промышленность. Цветная металлургия специализируется преимущественно на производстве алюминия.

Множество заводов располагаются возле производства энергоносителей, таким образом, экономятся финансовые ресурсы. Также особое место в США занимает химическая промышленность – это производство химических волокон, пластмасс, каучука и синтетических смол, различных удобрений, а также сырья для производства средств бытовой химии.

Машиностроение представлено автомобильным производством, а также авиастроительством. США вместе с Японией и Германией является монополистом на мировом автомобильном рынке. Легкая промышленность представлена такими отраслями как коже -обувное и текстильное производство.

Сельское хозяйство обеспечивает потребности населения, а также успешно экспортируется. Климатические условия и плодородные почвы способствуют производству зерновых культур – пшеницы, сои, фуражного зерна.

На территории Среднеатлантического побережья выращивают табак. В штате Флорида и Джорджия идеальные условия для роста хлопка, а также тропических фруктов, которые также экспортируются.

На Гавайских островах и в Луизиане распространены плантации сахарного тростника. Животноводство преимущественно ориентируется на потребительские запросы внутреннего рынка.

США принадлежит четвертое место в мире по количеству крупного скота. Популярностью среди американцев пользуется птицеводство, которое представлено преимущественно выращиванием цыплят и индюшек.

Горные пастбища западных штатов позволяют выращивать овец. Продукцию животноводства США не экспортирует, поэтому она составляет только 2% ВВП страны.

В транспортной сети США ведущую роль играют автомобильные магистрали, которые в разных направлениях пересекают весь материк. По ним перевозится грузов больше, чем по железным дорогам. Добротные дороги соединяют в стране даже отдельные фермы.

Значительную роль играют водные пути. Великие озера – главный район судоходства в мире. Они соединены с Атлантическим океаном рекой Св.Лаврентия, по которой морские суда заходят далеко в глубь континента. Развитию в стране морского транспорта способствовала удаленность страны от Старого Света.

Особое значение имеет воздушный транспорт. Современные самолеты обеспечивают связь США не только с другими странами, но и обслуживают внутренние линии, соединяя многочисленные города страны.

На пересечении сухопутных, водных и воздушных путей образовались большие транспортные узлы. Самый большой среди них Чикагский. Здесь расположен крупнейший в мире аэропорт.

США поддерживают внешние экономические связи со странами всех континентов. Наиболее тесны они с развитыми странами мира. США – лидер в вывозе капитала. В Нью-Йорке находится крупнейший в мире центр финансовых операций. Страна уделяет большое внимание развитию научно- технического сотрудничества. Для увеличения своего научного потенциала США приглашают на работу специалистов высокой квалификации из других государств.