Статья 346.15 порядок определения доходов при усн.

4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.


В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, уплачивает минимальный налог, сумма которого исчисляется за налоговый период в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.


1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:

2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;

3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса;

4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.

Комментарий к Ст. 346.15 НК РФ

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок определения доходов для целей применения УСН.

Независимо от выбранного объекта налогообложения установлен единый порядок учета доходов при .

Согласно ст. 346.15 НК РФ в состав доходов включаются: — выручка от продажи товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав; — внереализационные доходы.

Доходы признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Это значит, что в день поступления денежных средств на счет в банке или в кассу организации, в момент получения имущества или имущественных прав, бухгалтеру необходимо отразить соответствующую сумму дохода в книге учета доходов и расходов.

Заметьте, что при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются:

а) доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ;

б) доходы организации в виде дивидендов, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (а с 1 января 2015 г. — доходы в виде дивидендов, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, а также доходы в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний, налоговая ставка по которым согласно п. 1.6 ст. 284 НК РФ устанавливается в размере 20%).

Обратите внимание, что изменения не коснулись положений о доходах индивидуального предпринимателя, облагаемых налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ (пп. 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), хотя п. 4 ст. 224 НК РФ о том, что налогообложению НДФЛ по ставке 9% подлежат доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, с 1 января 2015 г. утратил силу (п. 29 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Также отметим, что п. 53 ст. 1 указанного Федерального закона в аналогичные положения, касающиеся порядка определения доходов индивидуальным предпринимателем для целей применения ЕСХН, были внесены соответствующие изменения и в абз. 7 п. 1 ст. 346.5 НК РФ слова «облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5» были заменены словами «в виде дивидендов, а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5».

Кроме того, не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями ст. ст. 214 и 275 НК РФ.

Также не учитываются:

доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам,

предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ; доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по

налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса.

Доходы от реализации

Глава 26.2 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей требует при определении доходов учитывать доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. А при определении объекта налогообложения организациями — не учитывать доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

В тех случаях, когда в ст. ст. 249 и 250 НК РФ имеются ссылки на другие статьи гл. 25 НК РФ, они применяются, если не противоречат другим положениям гл. 26.2 НК РФ (Письмо МНС России от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657).

Не учитываются в составе доходов полученные дивиденды, если с них удержаны налоги налоговыми

агентами в соответствии со ст. ст. 214 и 275 НК РФ.

Авансы полученные

Налоговая база по единому налогу увеличивается на сумму авансов, полученных в счет будущей поставки товаров, работ, услуг. Причем сделать это необходимо в день поступления денежных средств на счет в банке или в кассу.

Авансы возвращенные

«В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат». То есть в новой редакции ст. 346.17 НК РФ прямо сказано, что возвращенный налогоплательщиком аванс уменьшает доходы того отчетного периода, когда это произошло.

Учет векселей, полученных в оплату поставленного товара (работы, услуги)

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ при использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Внереализационные доходы

В состав внереализационных доходов организации включают суммы штрафов, уплаченные контрагентами за нарушение условий договоров (п. 3 ст. 250 НК РФ). Отражать указанные суммы необходимо только в тот момент, когда денежные средства зачислены на расчетный счет организации или поступили в кассу.

При использовании упрощенной системы налогообложения нужно помнить, что не все внереализационные доходы нужно включать в состав доходов. Речь идет о тех из них, которые перечислены в ст. 251 НК РФ.

Не следует учитывать при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН:

— денежные средства и стоимость имущества, полученного в качестве задатка или залога; — взносы в уставный капитал;

— стоимость имущества, полученного по посредническому договору для продажи;

— заемные средства;

— суммы целевого финансирования.

Кроме того, не являются внереализационным доходом деньги или имущество, полученные безвозмездно от:

— учредителя, если его доля в уставном капитале превышает 50%;

— дочерней фирмы при условии, что доля головной организации в ее уставном капитале превышает 50%.

В том случае, если в течение года указанное имущество (за исключением денежных средств) будет продано или передано третьим лицам, его стоимость необходимо включить в состав доходов (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Глава 26.2 НК РФ практически не комментирует особенности определения внереализационных доходов, сразу отсылая к ст. 250 НК РФ. Комментарий по порядку включения в состав доходов только двух видов внереализационных доходов представлен в п. п. 3 и 4 ст. 346.18 НК РФ.

В п. 3 ст. 346.18 НК РФ указано, что доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов.

Налогоплательщики, применяющие УСН, согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признают день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Вместе с тем в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 июня 2010 г. N 808/10 указано, что расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении налога по УСН после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

Таким образом, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и оплаченных поставщикам, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, после передачи права собственности на товары покупателям. В случае если вышеуказанные расходы выражены в иностранной валюте, перерасчет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в рубли следует производить по официальному курсу Банка России, установленному на дату передачи права собственности на товары покупателям.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 346.17 НК РФ переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России, в целях гл. 26.2 НК РФ не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.

А что считать датой получения дохода в такой ситуации при применении кассового метода, который и следует применять при упрощенной системе налогообложения? Для этого можно обратиться к Письму Минфина России от 26 августа 2002 г. N 04-02-06/3/61, касающемуся порядка определения дохода для исчисления налога на прибыль при применении кассового метода. Считаем, что данным Письмом можно воспользоваться, так как доходы при применении упрощенной системы налогообложения определяются с учетом требований гл. 25 НК РФ.

В названном Письме указано, что из положений НК РФ не вытекает, что учет для целей налогообложения положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникающих от переоценки средств на валютных счетах организации, непосредственно связан с применяемым организацией порядком признания доходов и расходов по методу начисления. Исходя из этого при кассовом методе определения доходов и расходов датой признания положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникающих от переоценки имущества в виде ценностей, стоимость которых выражена в иностранной валюте, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России, учитываемых в составе внереализационных доходов (расходов), будет служить последняя отчетная дата.

В п. 4 ст. 346.18 НК РФ указано, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и затрат на производство (приобретение) — по товарам (работам, услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются.

Статьей 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации. Данная норма распространяется и на налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (Письмо ФНС России от 13 июня 2012 г. N ЕД-4-3/9681@).

Соответственно, данные налогоплательщики должны отражать полученные доходы и произведенные расходы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а по итогам налогового периода — представлять в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения обычно предусматривают, как и в каком государстве нужно платить налоги по конкретным видам доходов (прибыли от коммерческой деятельности, доходам от международных перевозок, дивидендам, процентам, роялти, на имущество, доходам физических лиц).

СТ 346.15 НК РФ .

1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:

2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;

3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса;

4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.

Официальная позиция.

Актуальная проблема.

Официальная позиция.

Актуальная проблема.

Официальная позиция.

Официальная позиция.

Официальная позиция.

Судебная практика.

Официальная позиция.

Актуальная проблема.

Официальная позиция.

Судебная практика.

Официальная позиция.

Официальная позиция.

Официальная позиция.

Официальная позиция.

Официальная позиция.

Официальная позиция.

Комментарий к Ст. 346.15 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает порядок определения доходов в целях применения УСН.

На основании пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают два следующих вида доходов:

во-первых, доходы от реализации, подлежащие определению на основании ст. 249 НК РФ;

во-вторых, внереализационные доходы, которые подлежат определению в соответствии со статьей 250 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Также согласно НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 НК РФ.

В статье 250 НК РФ установлен перечень доходов, которые относятся к внереализационным.

Необходимо обратить внимание, что налогообложению при применении УСН подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9681@ "О налогообложении доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, из источников за пределами Российской Федерации" разъясняется, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации. Данная норма распространяется и на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Актуальная проблема.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами. Данные соглашения носят двусторонний характер. Необходимо обратить внимание, что действие таких соглашений не распространяется на налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9681@ указывается, что упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы. Упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество и не содержит возможности зачета налогов, уплаченных за границей, тогда как реализация норм статьи 23 "Устранение двойного налогообложения" Соглашения об избежании двойного налогообложения является принципиальной, поскольку это является механизмом избежания двойного налогообложения - основной цели, обозначенной в названии Соглашения.

В связи с вышеизложенным нормы Соглашения об избежании двойного налогообложения не распространяются на упрощенную систему налогообложения.

Актуальная проблема.

В правоприменительной деятельности часто возникают вопросы об отнесении тех или иных денежных поступлений к доходам в целях применения УСН. Так, например, не понятно, в каком порядке подлежит учету платы за коммунальные услуги, вносимой собственниками и нанимателями жилья ресурсоснабжающим организациям и не поступившей на счет управляющей компании. Рассмотрим позицию официальных органов по данной проблеме.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-06/2/15441 разъясняется, что в случае если исходя из договорных отношений собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений непосредственно вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям и плата за коммунальные услуги не поступает на счет управляющей организации, то данные средства не учитываются в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Суммы членских взносов и добровольных пожертвований не учитываются в составе доходов общественными организациями в целях применения УСН, что также соответствует позиции Минфина России.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 28.03.2014 N 03-11-06/2/13904 разъясняется, что у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 10.02.2014 N 03-11-06/2/5152 указывается, что суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет коммерческой организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В том случае если управляющая организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги.

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН и получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Судебная практика.

ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел дело о признании незаконным решения налогового органа, которым организации был доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.

Основанием для доначисления единого налога послужил вывод налогового органа о том, что общество, получив в безвозмездное пользование недвижимое имущество, переданное впоследствии в аренду по договорам, не включило его в нарушение пункта 1 статьи 346.15 НК РФ в состав доходов при исчислении единого налога.

ФАС в своем Постановлении от 17.02.2014 N А58-1964/2013 указал, что налогоплательщик, получающий в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества с учетом положений статьи 40 НК РФ.

Нормами НК РФ не предусмотрен учет в составе доходов в целях применения УСН суммы заработной платы работника (физического лица), полученной по трудовому договору.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-11/2742 разъясняется, что сумма заработной платы физического лица, полученная по трудовому договору, не включается в состав доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Из суммы заработной платы, полученной физическим лицом по трудовому договору, должен уплачиваться налог на доходы физических лиц организацией или индивидуальным предпринимателем, в результате отношений с которыми физическое лицо получило доходы, в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.

Актуальная проблема.

Индивидуальный предприниматель, продающий недвижимое имущество, не во всех случаях будет включать доход от такой продажи в состав доходов в целях применения УСН. Индивидуальный предприниматель будет уплачивать доход в связи с применением УСН при продаже недвижимого имущества только в том случае, если такое недвижимое имущество использовалось им в предпринимательских целях. В иных случаях будет применяться общий режим налогообложения.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1390 указывается, что в случае если недвижимое имущество использовалось в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, то доходы от его продажи учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения в виде доходов, то в отношении полученных доходов применяется налоговая ставка в размере 6 процентов. При этом в случае, когда в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, применяется упрощенная система налогообложения, такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 346.11 НК РФ.

Судебная практика.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2014 N А67-3365/2013 разъясняется, что сумма, вырученная индивидуальным предпринимателем от реализации недвижимого имущества, подлежит обложению в качестве дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, то есть подлежит включению в налоговую базу при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, если реализованное имущество использовалось предпринимателем в предпринимательских целях.

Аналогичная позиция получила выражение также в Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.11.2013 N А57-25075/2012.

Обращаем внимание, что в целях применения УСН аналогичная ситуация складывается при продаже индивидуальным предпринимателем принадлежащих ему транспортных средств.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 06.06.2013 N 03-11-11/164 указывается, что доходы от реализации транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В случае когда в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, применяется упрощенная система налогообложения, такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 346.11 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/262 рассмотрен вопрос об учете некоммерческими организациями, например, фондами, в целях применения УСН процентов от размещения денежных средств на банковских депозитах. Департамент Минфина России по данному вопросу дал следующее разъяснение: доходы, полученные в виде процентов от размещения денежных средств на банковских депозитах, учитываются некоммерческими организациями, в том числе фондами, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе внереализационных доходов независимо от их дальнейшего использования.

Официальная позиция.

Минфин России также рассмотрел вопрос о признании в качестве доходов в целях применения УСН вознаграждения, полученного индивидуальным предпринимателем как членом совета директоров российской организации.

В письме от 13.12.2013 N 03-11-11/54819 Минфин России по данному вопросу дал следующие разъяснения.

Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

Вознаграждение, полученное физическим лицом как членом совета директоров российской организации, не является доходом, полученным от предпринимательской деятельности, и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Обращаем внимание, что абзацы 4 и 5 пункта 1 статьи 346.15 НК РФ утратили силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Пункт 1.1 комментируемой статьи устанавливает перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по УСН.

В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ не учитываются доходы, закрепленные в статье 251 НК РФ.

Официальная позиция.

Минфин России рассмотрел вопрос об учете при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН, субсидий, полученных индивидуальным предпринимателем от областного комитета по инновациям на создание опытного образца.

В своем письме от 31.01.2014 N 03-11-11/3785 Минфин России разъяснил, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Кроме того, статьей 6 БК РФ определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные индивидуальным предпринимателем от областного комитета по инновациям на создание опытного образца, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-06/2/2828 разъясняется, что подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при налогообложении не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В связи с этим организации, заключающие с собственниками помещений многоквартирных домов договоры на управление многоквартирным домом и оказывающие услуги по проведению расчетов с ресурсоснабжающими и другими специализированными организациями за предоставляемые ими коммунальные услуги за вознаграждение в размере, установленном нормативными актами органов местного самоуправления, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе доходов учитывают размер указанного вознаграждения.

В силу подпункта 2 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ не учитываются в составе доходов в целях применения УСН доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-06/2/11244 указывается, что пункт 4 статьи 284 НК РФ определяет налоговые ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в части доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам является плательщиком налога на прибыль организаций.

При этом налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выступающий в качестве учредителя доверительного управления, при определении объекта налогообложения по налогу должен учитывать в составе доходов всю сумму поступлений, обусловленных расчетами по деятельности, связанной с доверительным управлением, в частности доход от реализации ценных бумаг и процентный доход по вкладам в банке.

На основании подпункта 3 пункта 1.1 комментируемой статьи при определении объекта налогообложения в целях применения упрощенной системы налогообложения также не учитываются доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ.

Пункт 2 комментируемой статьи утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Напомним, ранее данная норма закрепляла, что индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Необходимо обратить внимание, что если индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему, заключил договор банковского вклада (депозита) с указанием своего статуса, то полученные им по указанному договору доходы в виде процентов подлежат налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, за исключением процентных доходов по банковским вкладам, облагаемым НДФЛ по ставке, установленной в пункте 2 статьи 224 НК РФ.

Статья 346.15. Порядок определения доходов

Комментарий к статье 346.15

На основании пункта 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются при применении упрощенной системы нало-гообложения либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Принципы определения доходов заложены в статье 41 НК РФ.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
«Официальная позиция».
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.08.2004 N 3009/04, из вышеизложенного положения следует, что воз-можность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения тем или иным налогом должны регулироваться соответствующими главами НК РФ.
При этом порядок определения доходов для целей упрощенной системы налогообложения закреплен статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Определение доходов от реализации дано в пункте 1 статьи 249 НК РФ. Так, доходом от реализации признаются выручка от реали-зации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предприни-мателем признается соответственно:
1) передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.
«Официальная позиция».
Как уточнил Президиум ВАС РФ в пункте 7 информационного письма от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитраж-ными судами дела, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ», при передаче на возмездной основе права собст-венности на товар датой реализации в целях налогообложения является именно дата передачи данного права.
Пример.
Примером такой реализации является передача товаров в рамках договора купли-продажи (статья 454 ГК РФ), выполнение работ в рамках договора подряда (статья 702 ГК РФ).
Обмен товарами осуществляется в рамках договора мены (статья 567 ГК РФ);
2) возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Пример.
Примером такой реализации является возмездное оказание услуг в рамках договора возмездного оказания услуг (статья 779 ГК РФ);
3) в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Согласно пункту 3 статьи 39 НК РФ не признаются реализацией товаров, работ или услуг следующие операции:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 50 ГК РФ некоммерческими организациями являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, об-щественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дос-тижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
«Внимание!»
В соответствии с законодательством отсутствие реализации в данном случае может быть признано только при условии передачи такого имущества на выполнение уставных целей организации. Например, соответствие передачи имущества этим условиям устанавливается на основании уставных документов некоммерческой организации, в которых должно быть прямо указано, что подобные взносы являются источником формирования имущества, необходимого для осуществления основной цели организации.
Данное положение пункта 3 статьи 39 НК РФ подтверждается решениями судов (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2005 N А55-17155/04-11, Постановление ФАС Уральского округа от 20.04.2004 N Ф09-1470/04-АК);
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Пример.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг;
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреем-нику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества лик-видируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственно-стью» участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. В этом случае его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бух-галтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника обще-ства выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества действи-тельную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада.
«Внимание!»
Как следует из подпункта 5 пункта 3 статьи 39 НК РФ, передача имущества участнику общества в ходе его ликвидации не считается реализацией только в пределах первоначального взноса;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной дея-тельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации.
«Официальная позиция».
Согласно правовой позиции, выраженной КС РФ в Определении от 10.12.2002 N 316-О и Постановлении от 15.06.2006 N 6-П, принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).
9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ;
Исходя из положений вышеизложенных норм, доходы, полученные при осуществлении вышеуказанных операций, либо относятся к внереализационным доходам, которые подлежат учету при определении налоговой базы в соответствии с правилами статьи 250 НК РФ, либо не учитываются в целях налогообложения прибыли на основании норм статьи 251 НК РФ.
«Внимание!»
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с рас-четами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Для целей налогообложения, как это установлено статьей 40 НК РФ, принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено статьей 40 НК РФ.
«Внимание!»
Определение внереализационных доходов дано в статье 250 НК РФ. Так, внереализационными признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.
«Актуальная проблема».
В арбитражной практике встречаются споры относительно правомерности включения в налоговую базу по единому налогу, упла-чиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, авансовых платежей в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в банк и (или) в кассу, получение иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
«Официальная позиция».
По мнению налоговых органов, полученная налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, предва-рительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) включается в состав объекта налогообложения в отчетном (налоговом) периоде их получения (см., например, письма Управления ФНС России по г. Москве от 25.05.2006 N 18-12/3/45209@, от 01.12.2005 N 18-11/3/88099, от 12.05.2005 N 18-11/3/33661).
Аналогичный вывод делает и Минфин России в письме от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74.
«Судебная практика».
Суть дела.
Основанием для доначисления решением налогового органа единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, явилась налоговая декларация по данному налогу, в которой налогоплательщик необоснованно не включил в доходы авансовые платежи в счет предстоящей отгрузки соли.
Полагая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права, налогоплательщик обжаловал его в суд.
Позиция суда.
Объектом налогообложения в упрощенной системе налогообложения являются в соответствии со статьей 316.14 НК РФ доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения доходов установлен статьей 346.15 НК РФ.
В целях применения главы 25 НК РФ не учитываются в качестве дохода поступления, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в част-ности, в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты то-варов (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Статья 251 НК РФ упоминается в пункте 1 статьи 346.15 НК РФ в качестве содержащей перечень доходов, не учитываемых при оп-ределении объекта налогообложения в упрощенной системе налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 НК РФ момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй НК РФ (в данном случае пункт 1 статьи 346.17 НК РФ).
На основании изложенного, учитывая пункт 1 статьи 346.17 НК РФ, суд пришел к выводу об обоснованности вывода налогового органа о том, что полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у налогопла-тельщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, является объектом налогообложения в отчетном периоде их получения.
(Постановление ФАС Поволжского округа от 16.08.2006 N А06-6691У/05.)
Аналогичной позиции придерживается и ФАС Уральского округа в Постановлении от 12.04.2006 N Ф09-2584/06-С1.
«Актуальная проблема».
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогопла-тельщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав со-ответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 4 статьи 168 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление де-нежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.
В арбитражной практике возникают споры о том, включаются ли суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения и освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость, в состав его дохода, облагаемого единым налогом.
«Официальная позиция».
По мнению налоговых органов, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму налога на добавленную стоимость не выделяют и счета-фактуры не выставляют. При этом налоговые органы обращают внимание, что на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (см., например, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 21.01.2005 N 18-09/02883).
Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 10.02.2006 N 03-11-04/2/33 и от 09.09.2005 N 03-11-04/2/76.
Также следует отметить, что в письме Управления МНС России по г. Москве от 29.06.2004 N 21-09/42904 указано, что суммы налога на добавленную стоимость, по собственному желанию выделенные в счетах-фактурах, выставленных покупателям товаров (работ, услуг) организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, и уплаченные ими в бюджет, при исчислении налоговой базы по единому налогу в составе расходов не учитываются. При этом, по мнению налоговых органов, в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ названные выше организации не вправе принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).
«Судебная практика».
Судебная практика по данному вопросу указывает, что в случае, если применяющий упрощенную систему налогообложения нало-гоплательщик выставляет покупателю счет-фактуру с выделением налога на добавленную стоимость отдельной строкой и перечисляет полученную сумму налога в бюджет, у налогового органа не имеется оснований для включения суммы такого налога в состав дохода нало-гоплательщика, облагаемого единым налогом.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 24.10.2006 N Ф08-5198/2006-2187А указывает, что, поскольку налог на добав-ленную стоимость является косвенным налогом, в случае выставления лицом, не являющимся плательщиком данного налога, покупателям в счетах-фактурах в составе стоимости товаров (работ, услуг) сумм названного налога полученные денежные средства подлежат перечислению в бюджет. В данном Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа приходит к выводу, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для включения в состав дохода налогоплательщика сумм налога на добавленную стоимость, поступивших налогоплательщику и перечисленных им в бюджет, а также доначисления единого налога, пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Уральского округа от 11.10.2006 N Ф09-9054/06-С1, от 19.07.2005 N Ф09-3030/05-С7, ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2006 N А05-17385/05-10 и ФАС Поволжского округа от 17.08.2006 N А65-6256/2006.
«Актуальная проблема».
Нормами главы 26.2 НК РФ не предусмотрено, что материальная выгода от пользования заемными денежными средствами на бес-процентных условиях является объектом налогообложения.
«Официальная позиция».
Минфин России в письме от 30.12.2004 N 03-05-01-05/62 относительно налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, материальной выгоды, возникающей у индивидуального предпринимателя от без-возмездного пользования денежными средствами арендаторов, находящимися у него в качестве залога, на основании пункта 1 статьи 346.17 НК РФ указал, что при упрощенной системе налогообложения признаются реально полученные денежные средства, имущество и имущественные права. По мнению Минфина России, так как материальная выгода не подразумевает движения денежных средств, имущества и имущественных прав, то она не признается доходом в целях главы 26.2 НК РФ.
«Судебная практика».
К схожим выводам приходит и судебная практика. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2006 N А19-15824/06-15-Ф02-6839/06-С1 суд отметил, что пунктом 2 статьи 212 НК РФ установлен порядок расчета дохода в виде материальной выго-ды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, для целей формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а не для целей главы 26.2 НК РФ. По мнению суда, предоставление денежных средств по договору займа для целей налогообложения прибыли услугой не является, а следовательно, какой-либо доход у заемщика в этом случае отсутствует.
Аналогичная позиция выражена и в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2005 N А52-842/2005/2, ФАС Ураль-ского округа от 02.05.2006 N Ф09-3201/06-С2.
«Актуальная проблема».
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объ-единение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в много-квартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах рас-поряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, свя-занные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жи-лищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в мно-гоквартирном доме включает в себя в том числе плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потреб-ляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления ком-мунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления комму-нальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В арбитражной практике возникают споры с налоговыми органами по вопросу о том, включаются ли в объект обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, принимаемые товариществом собственников жилья на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги и плату за содержание и ремонт данного жилого помещения.
«Официальная позиция».
Минфин России в письме от 26.06.2006 N 03-11-04/2/128 (далее — письмо от 26.06.2006) указал, что членами товариществ собствен-ников жилья вносятся обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
Поэтому указанные средства, поступившие от членов товарищества собственников жилья в оплату стоимости содержания, обслу-живания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, по мнению Минфина России, целевыми поступлениями не явля-ются.
Плата членов товарищества собственников жилья за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются товариществом собственников жилья при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В письмах от 28.10.2005 N 03-11-05/91 и от 21.10.2005 N 03-11-04/2/109 Минфин России также указывал, что плата членов товари-щества собственников жилья за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги не признаются целевыми по смыслу статьи 251 НК РФ и квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются таким товариществом при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
В то же время Минфин России в письме от 14.11.2005 N 03-11-05/100 указал, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В данном письме финансовое ведомство указало, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и являющаяся управляющей по отношению к товариществу собственников жилья в силу норм ЖК РФ, обязана принимать на свой расчетный счет платежи за коммунальные услуги, которые вносятся членами товарищества собственников жилья и впоследствии перечисляются управляющей организацией юридическим лицам, предоставляющим данные услуги. Учитывая, что реализацию коммунальных услуг осуществляют коммунальные организации, Минфин России пришел к выводу, что управляющая организация, принимающая на основании заключенного договора технического обслуживания жилого дома на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги, не учитывает вышеназванные платежи при исчислении налоговой базы по единому налогу в качестве доходов.
Тем не менее в письме от 29.12.2006 N 03-11-04/2/299 Минфин России выразил выводы, аналогичные изложенным в письме от 26.06.2006, при этом указав, что проблема налогообложения средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирном доме, на содержание, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома, вызванная коллизией положений налогового и жилищного законодательства, комплексно может быть решена путем внесения изменений в главу 25 НК РФ. Финансовое ведомство обра-тило внимание, что Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России ко второму чтению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации подготовлены поправки в проект Федерального закона N 294450-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающие в том числе внесение изменений в статью 251 НК РФ в части освобождения от налогообложения средств, полученных товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в соответствии с ЖК РФ, от собственников имущества в многоквартирном доме на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из позиции Минфина России, полученные товариществом собственников жилья денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг учитываются данным товариществом при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Однако Управление ФНС России по г. Москве в письме от 30.05.2006 N 18-11/3/46148@ указало, что платежи, взимаемые товари-ществом собственников жилья с собственников помещений в многоквартирном доме за фактически потребленные коммунальные услуги собственниками помещений, не учитываются в составе доходов для целей главы 26.2 НК РФ. При этом Управление ФНС России по г. Мо-скве отметило, что суммы превышения взимаемых платежей над суммами оплаты фактически потребленных коммунальных услуг учиты-ваются товариществом собственников жилья в качестве дохода для целей налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы.
«Судебная практика».
Сформировавшаяся к настоящему моменту судебная практика по данному вопросу поддерживает налогоплательщика.
На стороне налогоплательщика относительно поступивших товариществу собственников жилья средств за фактически потребленные его членами коммунальные услуги выступил, например, ФАС Восточно-Сибирского округа.
Суть дела.
Налоговый орган провел камеральную проверку декларации налогоплательщика, являющегося товариществом собственников жилья, по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, о чем ему направлено уведомление. Налоговый орган указал, что при определении налоговой базы для исчисления единого налога налогоплательщик обязан был включить в состав доходов денежные средства в виде поступивших на его расчетный счет коммунальных платежей от собственников жилых помещений. По мнению налогового органа, коммунальные платежи членов товарищества не относятся к вступительным, членским взносам и паевым вкладам и квалифицируются в качестве выручки от реализации работ (услуг), следовательно, должны учитываться налогоплательщиком при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Выявленное нарушение повлекло неполную уплату единого налога. Решением налогового органа товариществу предложено уплатить недоимку по налогу и соответствующие пени.
Налогоплательщик указал, что уставом товарищества собственников жилья определено, что данное товарищество является неком-мерческой организацией, не ставящей своей целью получение прибыли. Основной целью деятельности товарищества является управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества (кондоминиума). Предметом деятельности является в том числе управление обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в кондоминиуме, обеспечение домовладельцев коммунальными и прочими услугами, заключение договоров с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности, исполнение обязательств, принятых по договорам. Товарищество имеет право заключать договоры на управление и/или обслуживание и эксплуатацию общего имущества с любым физический лицом или организацией любой формы собственности. Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Позиция суда.
Суд установил, что за проверяемый период товарищество выступало абонентом по договорам, согласно которым специализированные организации предоставляли услуги по теплоснабжению, водоснабжению, электроснабжению, вывозу твердых бытовых отходов, а товарищество принимало на себя обязательства по их оплате. По мнению суда, перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет от собственников жилых помещений коммунальные платежи, товарищество тем самым выполняло предусмотренную уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья, то есть выступало посредником между такими организациями и потребителями услуг.
Исходя из изложенного и учитывая положения пункта 1 статьи 135, пунктов 1 и 4 статьи 154, пункта 5 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, а также принимая во внимание, что предусмотренная уставом товарищества деятельность носит некоммерческий характер, суд пришел к выводу, что перечисленные на расчетный счет товарищества денежные средства от собственников жилых помещений в счет оплаты коммунальных услуг не являются доходом, т.е. экономической выгодой товарищества, следовательно, основания для включения названной суммы в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и начисления налоговым органом сумм данного налога, а также соответствующих пеней, отсутствуют.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2006 N А19-8136/06-11-Ф02-5734/06-С1.)
А ФАС Уральского округа в Постановлениях от 04.05.2007 N Ф09-3114/07-С3, от 04.05.2007 N Ф09-3106/07-С3, от 20.06.2006 N Ф09-5416/06-С1 указал, что поступающие в распоряжение от товарищей — членов товарищества — денежные средства за содержание и экс-плуатацию жилого дома носят строго целевую направленность и правомерно исключаются в силу статьи 251 НК РФ из налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Поддержал налогоплательщика и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.04.2004 N А56-34780/03.
«Актуальная проблема».
В соответствии с положениями статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых об-стоятельствах.
В арбитражной практике возникают споры о правомерности включения в объект обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходов в виде полученных от арендаторов по договору аренды денежных средств на оплату коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг.
«Официальная позиция».
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 26.06.2006 N 20-12/56624, рассматривая схожую ситуацию, когда в дополнение к договору аренды между арендодателем и арендатором заключен договор на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, указало, что бюджетная организация-арендодатель обязана включить сумму компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги, полученную от арендатора, во внереализационные доходы, подлежащие налогообложению.
«Судебная практика».
Сформировавшая судебная практика по данному вопросу поддерживает налогоплательщика. ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1 указал, что налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и включивший в состав доходов, учитываемых для целей налогообложения, денежные средства в счет оплаты стоимости коммунальных услуг, предоставленных им арендаторам, действовал правомерно.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 13.06.2006 N А66-7256/2005, от 19.10.2006 N А56-24646/2005 отметил, что ин-дивидуальный предприниматель, который за счет денежных средств арендаторов (принципалов), непосредственных потребителей тепла, электроэнергии и т.п. оплачивал услуги, оказанные сторонними организациями, правомерно не включил в налоговую базу денежные сред-ства, полученные им в возмещение фактических расходов.
Суд указал, что в силу положений главы 34 ГК РФ возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг (и аналогич-ных услуг) не может рассматриваться как форма арендной платы (пункт 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). На основании изложенного суд решил, что возмещение арендаторами налогоплательщику расходов по оплате коммунальных услуг, перечисленных коммунальным организациям арендодателем, не является доходом налогоплательщика-арендодателя. По мнению суда, в данном случае речь идет именно об оплате арендаторами услуг названных организаций, а не о перепродаже части услуг арендодателем арендатору. Кроме того, как установил суд, налогоплательщик не оказывает услуги по энергоснабжению и приему сточных вод канализации. Таким образом, суд решил, что платежи, поступившие от арендаторов в качестве компенсации, не являются доходами налогообложения, а следовательно, — объектом обложения единым налогом.
«Актуальная проблема».
Пунктом 1 статьи 382 ГК РФ предусмотрено, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно пункту 1 статьи 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
В арбитражной практике возникают споры по вопросу о том, учитываются ли в целях главы 26.2 НК РФ доходы, полученные орга-низацией от реализации права требования.
«Официальная позиция».
По мнению Минфина России, выраженному в письме от 19.07.2005 N 03-11-05/18, исходя из положений пункта 1 статьи 346.15 НК РФ, доходы, полученные организацией от реализации права требования (при уступке требования или перемене лиц в обязательстве), учи-тываются в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
Аналогичной позиции придерживался Минфин России и ранее в письме от 03.05.2005 N 03-03-02-04/1/113.
Стоит отметить, что налоговые органы также приходят к аналогичным выводам (см., например, письмо Управления ФНС Рос

1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящего Кодекса.

1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:

1) доходы, указанные в настоящего Кодекса;

2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;

3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса;

4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ.

Положения статьи 346.15 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
    4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
  • Налоговая база
    Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
  • Пониженные тарифы страховых взносов
    6. Для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ. В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или...