Встречные проверки, взаимоотношения с налоговыми органами. Встречная проверка: проведение и последствия

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся проведения встречной проверки налогового типа. Как она осуществляется, в какой период и какие нужны документы – далее.

Каждое физическое лицо обязано выплачивать налоги. За правильностью ведения деятельности организаций следят налоговые инспекции.

Если у них возникают вопросы, то они вправе назначить дополнительную проверку. Встречная проверка – одна из них. Что делать в таком случае?

Что нужно знать

В ходе камеральной проверки у инспекторов могут возникнуть вопросы, связанные с деятельностью предприятий по отношению к другим лицам.

Налоговая запрашивает документы, которые ей необходимы для разъяснения ситуации. Встречная проверка налоговыми службами проводится только в рамках или .

Основанием для нее является наличие документа – письменного требования (сопроводительного письма), которое составляется налоговым органом.

Ситуации, когда может быть назначена проверка:

  • имеются подозрения на ведение двойной документации;
  • фиктивные документы или недостоверность фактов;
  • не совпадает квартал в отчетности;
  • предположения о том, что налогоплательщик скрывает реальные доходы и не отображает их в отчетности в полной мере.

Также поводом для начала встречной проверки может служить отсутствие между партнерами или неправильное его ведение.

Каким же образом проводится? Проверяющий сотрудник и его агент могут состоять на учете в разных службах.

Налоговый Кодекс Российской Федерации не устанавливает, какая именно налоговая служба должна проводить встречную проверку.

Налогоплательщик должен знать такие моменты:

  • встречная проверка проводится таким образом, чтобы узнать от одного налогоплательщика информацию о другом;
  • без камеральной проверки встречная не может осуществляться;
  • предмет – информация, документация о финансово-хозяйственных отношениях нескольких лиц;
  • без письменного запроса налоговые службы не могут требовать документы.

Основные понятия

Налоговая проверка Действие процессуального характера, осуществляемое органами налоговой инспекции с целью выявления правонарушений. В ходе проверки сверяются данные налогового контроля с данными в отчетных декларациях
Декларация Акт правового характера, который формулирует принципы и цели двух сторон
Встречная налоговая проверка Это проверка, которую проводят органы налоговой инспекции с целью изучения деятельности контрагентов
Документ Носитель материала, имеющий реквизиты. В нем фиксируется вся информация о деятельности
Контрагент Одна из сторон заключаемого договора. Это физическое или юридическое лицо, которое должно выполнить определенные обязанности

Преследуемая цель

В отличие от камеральной, встречная проверка не относится к налоговым. Ее сущность – предоставить компаниям информацию друг о друге.

Цели проведения следующие:

  1. Подтвердить существование контрагентов и осуществление операций налогоплательщиком.
  2. Сверить информацию и данные финансово-хозяйственных операций, которые осуществляют контрагенты и плательщик налогов.
  3. Проверить подлинность документов.
  4. Подтвердить законность использования и ведения документации.

Основной целью встречной проверки является выявление подробностей совершенной сделки, полученной от нее выручки.

Как осуществляются встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка является налоговым контролем. Обычно она начинается после окончания камеральной проверки. Налогоплательщик может и не подозревать, что в его отношении проводится данный тип проверки.

Запрашиваемые документы

Четко установленного перечня документов для проверки нет. Как правило, это документы, которые отображают деятельность предприятий с партнерами – , и прочее.

Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 5 дней. Оригиналы не нужны, копий будет достаточно. К ним необходимо приложить сопроводительное письмо налоговой инспекции, проводившей проверку.

Если ответчик не успевает подготовить все документы, то он может запросить в налоговой инспекции ходатайство по увеличению срока. Также необходимо указать точную дату, когда все документы будут готовы.

Во время встречной проверки деятельность контрагента не проверяется, а требуются лишь документы. Сначала органы налоговой службы должны отправить сопроводительное письмо, составленное в письменном виде.

Направляется оно в инспекцию по месту учета предприятия или физического лица. Обязательно должна указываться причина проверки.

После этого в продолжение 5 дней (рабочих) инспекция налоговой службы отправляет контрагенту требование предъявить необходимые документы. Документы могут запрашивать разные.

В основном, это счета по уплате налогов, документы о транспортировке груза, самое главное – . Ответ налоговой нужно предоставить в течение 5 дней.

В случае невыполнения – штраф. Чтобы запрос на предоставление документов был законным, необходимо придерживаться требований:

  1. Он должен быть вручен представителю предприятия лично в руки.
  2. Если запрос высылается почтой, то необходимо уведомление контрагента о его получении.
  3. Запрос должен делать тот налоговый орган, на территории которого находится организация.
  4. В уведомлении указать причину проверки и запрашиваемые документы.
  5. Все данные и требования должны быть расписаны четко и ясно.

Перед тем как отправлять документы, проверьте, что требования налоговой инспекции законны. Обратите внимание на следующее:

  • документы могут запрашивать только при наличии ;
  • указание причины запроса обязательно;
  • в требовании должны быть указаны реквизиты документов, которые необходимо предъявить;
  • налоговая инспекция не имеет права запрашивать декларации организации.

Обычно документы могут потребовать в нескольких случаях:

  • при заключении сделок на крупные суммы;
  • имеются подозрения, что договор фиктивный.

Налоговый агент имеет доступ к любым документам, он даже может запросить в банке контрагентов. Поэтому избежать ответственности невозможно.

В какие сроки проводится

Проверка органами налоговой службы не может длиться более месяца. Уполномоченное лицо вправе продлить срок, но в этом случае необходимо оформить .

В ходе проверки деятельность налогоплательщика можно не прекращать, и налоговое лицо не имеет права запрещать делать это. Сроки зависят от объема предстоящей работы.

Формирование пояснительной записки для налоговой

Налогоплательщиков иногда обязывают составлять пояснительную записку для налоговой инспекции. Но не все знают, как же ее писать.

Пояснительная записка должна составляться в письменном виде, на формате А4. Если она содержит несколько страниц, то их нужно переплетать прозрачной обложкой.

Все страницы пронумеровать, начиная с титульной. Некоторые данные обязательны к написанию, некоторые пишутся произвольно.

Во время написания должен соблюдать официально – деловой стиль, ведь записка будет адресована в налоговую службу.

Обязательные сведения, которые нужно отобразить в пояснительной записке:

  • название подразделения службы налоговой инспекции, к которой адресуется записка;
  • идентификационный код юридического лица;
  • реквизиты того требования, которое послужило причиной написания пояснительной записки;
  • реквизиты документа, на основании которого предоставляются разъяснения;
  • данные о расходах и доходах организации;
  • все затраты или понесенные убытки;
  • если имеются, данные о расхождении сведений в бухгалтерском и налоговом учетах.

Как подшивать документацию

Документы для налоговой должны выглядеть презентабельно. Сделать это можно в типографии, а можно и самостоятельно. Для сшивки понадобятся нитки и иголка, клей.

Сначала нужно сложить документы в правильном порядке, обязательно пронумеровать их. Слева дыроколом сделать отверстия для ниток. Для прошивки лучше использовать банковский шпагат.

Если ее нет, то другую прочную нить. Начинать прошивать нужно с тыльной части документов, лучше несколько раз. Затем нитку необходимо завязать на узел.

После этих действий нужно взять лист – наклейку и наклеить его сверху узелка. На этом листе нужно указать данные лица, которое заверяло документы.

Видео: камеральные налоговые проверки

Лучше сразу уточнить в налоговой службе, как им требуется сшивать документы. Одни просят сшивать каждый лист отдельно, другие – все вместе.

После завершения сшивания необходимо составить опись, которую вставить в начало дела. Нумеруется она отдельно. В описи нужно указать количество документов, их названия.

Обложка обязательна. На документах, которые предназначены налоговой, можно делать не больше трех проколов. Они должны быть ровными и располагаться ровно друг под другом.

Завершающий этап

После окончания встречной проверки лицо, производившее ее, составляет акт. В нем указываются подробности проверки, результаты.

Завершающий этап проверки должен содержать информацию о каждом выявленном нарушении и суммы, на которую они выявлены.

Таким образом, встречная проверка не является обязанностью. Проводится она с целью обнаружить неточности в деятельности организаций.

О начале встречной проверки налогоплательщика не уведомляют. В случае обнаружения правонарушений возлагается ответственность.

Во время встречной проверки контрагент и его деятельность не проверяются. У него лишь истребуют документы. Предоставить их необходимо лично или через посредника.

Если предприятие сотрудничает с контрагентами, то встречной проверки избежать не удастся. Отказ инспекторам предъявить документы или отчетность грозит штрафом до 500 рублей.

НК РФ не имеет четких указаний на проведение встречных проверок, в отличие от камеральных и выездных инспектирований. Данное мероприятие создается для получения полноты информации о деятельности организаций, которые взаимодействовали с проверяемой организацией, как правило, в рамках проведения выездных или камеральных проверок. Документы запрашиваются обычно по одному налогу с четким указанием периода.


Целями, которые ставят перед собой инспекторы ИФНС, являются:

  1. доказать реальность существования операций, которые совершались конкретной организацией;
  2. подтвердить законность происхождения документов;
  3. уточнить соответствие сумм у сторон-участниц сделок договорных отношений.
Возможность истребования документов в рамках контролирующей деятельности регулируется регламентом работы налоговых инспекций.

Важно! Отказаться от предоставления документов организация не может, в противном случае бездействие грозит штрафными санкциями.

Процесс проведения

Налоговой инспекцией оформляется требование о предоставлении документов, которое вручается налогоплательщику на руки или по почте. Интересен механизм возникновения требования.

Если проверки инициируется инспекцией другого региона, производится взаимный обмен информацией между инспекциями и далее истребованием документов занимается ИФНС региона прикрепления плательщика. После получения требования, организацией в срок, указанный в документе, предоставляются требуемые копии бумаг, заверенные в установленном порядке.

Важно! Решение по материалам встречной проверки налогоплательщику не вручается, данные остаются в материалах проверки другой организации.

Наиболее частые случаи

Чаще всего «встречки» создаются по налогу на добавленную стоимость (НДС), уплата которого в бюджет напрямую связана с входящими счетами-фактурами поставщика. Особенно это касается случаев возмещения НДС: любые выплаты из бюджета, даже законные, попадают под пристальное внимание контролирующих органов. В данной ситуации в обязательном порядке потребуются:
  • договор поставки (купли – продажи);
  • товарная накладная (накладные) ТОРГ-12;
  • счет – фактура (счета-фактуры);
  • книга продаж;
  • книга покупок.
Пакет может быть абсолютно разным. Связано это с отсутствием перечня в самом регламенте и прочих документах законодательства, прописывающих проведение встречных проверок.

Могут запрашиваться также данные об уплате налога НДС, транспортировке груза. При этом необходимо представить договор с транспортной компанией или подтверждение наличия автомобилей при самовывозе и так далее.

Инспекцией проверяется вся цепочка движения товара, дополнительно запрашиваются сведения о поставщике.

Важно! Если организация не владеет всеми сведениями по требованию, например, об очередности перемещения товара, то нужно просто составить справку о невозможности предоставления информации и приложить к перечню, сопровождающему копии документов.

Сроки предоставления документов

После получения требования (для писем, посланных по почте, добавляется 6-тидневный срок на доставку) налогоплательщику предоставляется пятидневный срок на подготовку пакета бумаг. Если у предприятия по субъективным причинам нет возможности соблюсти период, необходимо сообщить об этом в инспекцию, и срок будет продлен.

В случае игнорирования требований ИФНС организация может получить штраф за непредставление документов по ст. 129 НК РФ, а также кодексом административных правонарушений с наложением санкций на должностное лицо.

Важно! Поскольку штрафные санкции ничтожны, некоторые организации не отвечают на требования по встречным проверкам ввиду их большого количества. Необходимо помнить, что такие действия повлекут последствия для покупателя товаров, услуг, взаимодействие с которыми послужило причиной проверки.

Форма документов

Копии, предоставляемые в инспекцию, необходимо заверить. Для этого все листы сопровождаются записью «копия верна» с указанием:
  1. должности;
  2. фамилии с инициалами ответственного лица (руководителя или предпринимателя);
  3. подписи и печати организации (при наличии).
Если документ имеет большое количество листов, допускается прошивка с приклеиванием пломбировочного листка с указанием количества листов. Таким документом могут быть книга покупок или книга продаж за конкретный период. В этом случае заверяется первый лист и пломбировочный.

Нотариально заверенные копии не предоставляются.

Важно! Составлять сопроводительное письмо с перечнем всех документов. Второй экземпляр с отметкой инспекции остается у налогоплательщика.

Проверки при ведении строительных работ

Одним из сложных случаев выборки документов является проверки по проведенным строительным работам. Особенно часто рассматривают случаи по объектам капитального строительства, созданного для собственных нужд с привлечением подрядных организаций.

Здесь изучаются вопросы, касающиеся смет и включения в стоимость работ материалов, закупленных с НДС или без обложения налогом. В таком случае проверке подлежат все подрядчики, их документация и вся цепочка поставщиков материалов для нужд строительства.

Важно! Обращать внимание на сметы и включение в состав использованных материалов.

Частный случай проверки при совмещении режимов

Если в организации, которой направлено требование, производится совмещение режимов налогообложения (облагаемых и необлагаемых НДС), интересным является предоставление книги продаж и книги покупок при проверке НДС.

В этом случае в книгах указываются данные, касающиеся только товаров, облагаемых НДС. Счета-фактуры же предоставляются полностью. То есть, суммы книг покупок не будут совпадать с данными полученных счетов-фактур. Налоговая инспекция может потребовать предоставить оригиналы документов для сличения данных.

Хорошилов Вадим Николаевич,
старший эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Одним из способов налогового контроля является встречная проверка. Что она из себя представляет, каковы ее цели, порядок проведения и последствия для налогоплательщика? В данной статье мы постараемся не только ответить на эти вопросы, но и представить опыт судебной практики по рассмотрению подобных дел.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц (контрагентов) документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика . В этом случае налоговые органы осуществляют встречную проверку налогоплательщика.

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик – контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Условия проведения встречной проверки Существуют два условия, при одновременном выполнении которых фирма может попасть под встречную проверку:

  • если у контрагента компании проводится камеральная или выездная проверка;
  • когда деятельность предприятия непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.
При невыполнении какого-либо из условий налоговики не вправе требовать документы в рамках встречной проверки. И все же нередки ситуации, когда инспекторы запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение не к проверяемому контрагенту, а к другому предприятию, где налоговая проверка не проводится. Налоговикам эти сведения необходимы потому, что данное предприятие сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако такие требования судьи признают неправомерными .

Условия, при которых налоговые органы проводят встречную проверку, в НК РФ не указаны. Но согласно п. 12 Приказа МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 «О возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» налоговые органы должны осуществлять встречные проверки у налогоплательщиков – поставщиков фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых фирма закупила товары, перепродаваемые за границу, тем самым проверяя вычет НДС по экспортируемым товарам.

Процедура проведения встречных проверок НК РФ не регламентирует процедуру проведения встречной проверки, не ограничивает сроков ее осуществления и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за проверенный или проверяемый налоговый период.

Однако опыт судебной практики выработал общий подход к проведению данного вида проверки. По мнению судей, при встречной проверке должностное лицо налогового органа должно соблюдать общие нормы ст. 93 НК РФ, то есть запрашивать конкретный перечень необходимых сведений (документов) в письменной форме в виде требования . К данному перечню могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Требование может быть передано представителю фирмы лично под расписку или отправлено по почте письмом с уведомлением о вручении. В противном случае нет никаких доказательств, что фирма получила требование, и, следовательно, никаких претензий к ней налоговая инспекция предъявить не сможет .

В конкретной ситуации все зависит от того, законно ли налоговиками запрошены сведения или нет.

Ситуация 1. Если инспекторы оформили требование по всем правилам, и у них действительно есть основания для встречной проверки, то документы представить необходимо. Иначе налоговая инспекция может наложить на фирму и ее должностных лиц штраф в размере 5000 руб. и от 300 до 500 руб. , а затем все равно потребовать нужные сведения7 . Однако налоговой инспекции передаются не оригиналы документов, а заверенные должным образом копии8 (на них должна стоять подпись руководителя), печать фирмы (нотариально заверять документы необязательно)9 . Документы можно отвезти в налоговую инспекцию лично либо отправить по почте в течение пяти рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование)10 .

Ситуация 2. В случае, когда документы запрашиваются незаконно, фирма вправе не выполнять требований налоговой инспекции. Однако рекомендуем написать мотивированный отказ, чтобы избегнуть штрафа и судебного разбирательства.

Последствия встречной проверки Предположим, что в ходе встречной проверки контрагента обнаружилось искажение в учете налогоплательщика отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы. Тогда материалы проведенной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам их рассмотрения, и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика.

Порядок отражения результатов встречной проверки Согласно п. 1.10.2 Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 N 60 о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138, вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать сведения.

В своей работе бухгалтер часто сталкивается с требованиями налоговых органов представить документы по взаимоотношениям компании с ее контрагентами, то есть с так называемыми встречными проверками. С 2007г. понятие "встречная проверка" исключено из Налогового кодекса РФ. Однако Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, введена в действие ст. 93.1 НК РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Такое истребование может осуществляться в рамках выездной или камеральной налоговой проверки налогоплательщика, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки, а также вне рамок проведения налоговых проверок, когда налоговому органу необходимо получить информацию относительно конкретной сделки (например, в ходе предпроверочного анализа для включения организаций в план проверок).

Давайте поговорим о том, что необходимо знать организациям о встречных проверках, чтобы избежать лишних разногласий с контролирующими органами?

Цель встречной проверки

Целью встречной проверки является выявление фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречную проверку налоговые инспектора проводят, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. В каких случаях может проводиться, встречная проверка мы указал выше. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

В большинстве случаев инспекторы прибегают к истребованию документов у контрагентов в целях подтверждения правомерности и обоснованности заявленных проверяемым налогоплательщиком вычетов по НДС и расходов в декларации по налогу на прибыль.

Встречная проверка не является налоговой проверкой, по ее результатам не оформляется акт и не выносится решение, обязательное для исполнения контрагентом или проверяемым налогоплательщиком. Если полученные в ходе таких мероприятий информация или документы каким-либо образом свидетельствуют о правонарушении, которое совершила проверяемая компания, то они прилагаются в качестве доказательств к акту проверки, которая проводилась в отношении ее.

Критерии отбора кандидатов для встречной проверки

Конечно, всем контрагентам проверяемого налогоплательщика подряд налоговики требования не высылают. Налоговики, прежде чем направить запрос об истребовании документов контрагенту, проводят анализ документов проверяемого налогоплательщика и запрашивают документы в случаях:

  • совершения сделок на крупные суммы;
  • если проверяемый налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета;
  • наличия подозрений в фиктивности совершенных сделок с контрагентом.

В каждом налоговом органе обеспечен доступ к федеральным информационным ресурсом. Каждый инспектор может самостоятельно посмотреть показатели в представленных контрагентами налоговых декларациях и отчетности (например, суммы исчисленных налогов, сведения о численности работников, о наличии имущества, транспортных средств), запросить в банках выписки о движении денежных средств по счетам (по которым выявляют транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, расчеты с использованием одного банка) и установить таким образом "подозрительных" контрагентов - претендентов на встречную проверку.

Налоговики особое внимание уделяют организациям, имеющим признаки фирм-"однодневок" (зарегистрированным по недействительным или утерянным паспортам, по "массовому" адресу регистрации, имеющим "массовых" руководителей или учредителей, не сдающим отчетность в налоговые органы), а также организациям - аффилированным или взаимозависимым с налогоплательщиком. Дополнительным основанием для проверки будет являться создание контрагента незадолго до совершения интересующей сделки, ее разовый или неритмичный характер, осуществление операций не по месту нахождения налогоплательщика.

Итак, если ваша организация отвечает вышеприведенным признакам и при этом активно сотрудничает с другими контрагентами, можно готовиться к приходу налоговиков если не с выездной проверкой, то со встречной наверняка.

Последствия встречной проверки

К каким негативным последствия может привести встречная проверка для контрагента?

Во-первых, в ходе встречной проверки могут быть установлены нарушения в порядке отражения отдельных операций в учете и отчетности, неисполнение налоговых обязательств контрагентом или получены доказательства, свидетельствующие об искусственном создании налогоплательщиком совместно с его контрагентом условий для получения необоснованной налоговой выгоды. Эти обстоятельства могут повлечь назначение выездной налоговой проверки уже в отношении контрагента и привести к доначислению налогов.

Во-вторых, в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ представить инспекторам запрошенные документы (информацию), необходимые для налогового контроля, является налоговым правонарушением. "Сокрытие" лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу, в данном случае влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Нарушителю грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А в случае повтора то есть, если компания повторно в течение календарного года не представит документы (информацию), штраф составит уже 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за отказ инспекторам, непредставление запрашиваемых сведений в срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде предусмотрен административный штраф для должностных лиц в сумме от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Порядок истребования документов и информации

Общий алгоритм проведения встречной проверки закреплен в ст. 93.1 НК РФ и заключается в следующем.

Первое это направление поручения в другой налоговый орган.

Сначала налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку в отношении налогоплательщика, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация), т.е. контрагента налогоплательщика. Таким образом, законодательно установлен механизм, в соответствии с которым затребовать какую-либо информацию у лиц, связанных с налогоплательщиком, налоговый орган может только через налоговый орган, в котором это лицо состоит на учете. Самостоятельно направлять требования о предоставлении документов непосредственно лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку, нельзя. Если же лицо, у которого истребуются документы, состоит на учете в той же налоговой инспекции, что проводит налоговую проверку, направлять поручение об истребовании документов в другой налоговый орган нет необходимости.

Внимание: если речь идет о подозрениях в намеренном уклонении от налогов, к поручению прилагается сопроводительное письмо, в котором содержатся дополнительные «просьбы», например, произвести допрос руководителя, проверить наличие контрагента по юридическому адресу и т.п.

Вторым шагом будет - истребование документов у третьих лиц. После получения налоговым органом соответствующего поручения, он обязан в течение пяти рабочих дней с этого момента направить лицу, располагающему сведениями о налогоплательщике, требование о представлении документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает ими. Собранные документы представляются в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица налогоплательщика и его печатью.

Третий шаг это передача документов в налоговый орган, осуществляющий проверку.

В трехдневный срок со дня представления истребованных документов или сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы или сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов. Туда же направляются и результаты иных мероприятий налогового контроля, проведенных при отсутствии отклика от налогоплательщика, которому было направлено требование о представлении документов (информации).

Таков общий алгоритм истребования документов и информации у третьих лиц.

К сведению. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 93 НК РФ).