Законопроект о введении налога на добавленный доход в нефтяной отрасли прошел первое чтение. Правительство одобрило законопроект о налоге на добавленный доход для нефтяной отрасли

15.06.2018

15.06.2018; Портал для недропользователей - dprom.online: https://dprom.online/2018/06/15/ndd-plyusy-i-minusy-eksperimenta/

Российская экономика всегда серьёзно зависела от добычи углеводородного сырья. При этом в нынешних условиях наращивать свои объёмы нефтяным компаниям всё сложнее. Недропользователям стало невыгодно инвестировать в старые проекты, а разрабатывать новые для большинства — дорого . Исправить ситуацию призван налог на добавленный доход. По задумке, он частично заменит налог на добычу полезных ископаемых, обогатив казну на триллион рублей, а запасы нефти на 100 млн тонн. Отрабатывать пилотный вариант нового закона решено в 2019 году. А пока реформа ждёт своего принятия в Госдуме, вокруг неё продолжаются дискуссии.

«Индивидуальный» налог

Налог на добычу полезных ископаемых стал ведущим в нефтяной отрасли в 2001 году. За 16 с лишним лет неоднократно вскрывались его несовершенства, но кардинально систему никто не менял. Главный недостаток НДПИ в том, что он не учитывает затраты компаний на разработку месторождений, а взимается, исходя из объёмов добытой или экспортируемой нефти. Такой подход неизбежно ведёт к нерентабельности разработки как нетрадиционных запасов углеводородного сырья, так и новых месторождений со сложными климатическими условиями. Не способствует он и увеличению добычи на выработанных участках. Потому выгодным вариантом для компаний стало браться только за прибыльные и нерискованные проекты. Чтобы избежать серьёзного падения добычи и сокращения бюджетных доходов, Минфин ввёл для нефтяников сложную систему льгот. Схему вскоре логично прозвали «лоскутным одеялом». Вместо стимула для разработки трудных запасов, она разыграла борьбу среди компаний за новые и новые преференции. В итоге почти каждое месторождение фактически стало рассчитываться по индивидуальному налогу. Из-за сложностей фискального администрирования перестали учитываться многие нюансы. В стратегическом плане двигаться по этой модели налогообложения губительно для нефтяной отрасли, потому внедрение НДД разумно и оправдано, считает руководитель аналитического управления фонда энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Как известно, компании порой получали послабления по тем или иным месторождениям на определённый период - ставки НДПИ ниже, или нулевые, всё зависело от конкретных решений и конкретных компаний. Если оставлять НДПИ, мы увидим ещё больше частных историй, частных запросов. Система принятия точечных льгот будет в авангарде, то есть мы увидим шквал таких просьб. Чтобы избежать этих административных частностей, мы идём к переходу на НДД. Это уже системное решение, пускай, пока пилотное, но оно заместит точечные фискальные запросы от нефтегазовых компаний», - говорит эксперт.

Что-то с чем-то

В течение двух последних лет параметры нового налога несколько раз изменяли и пересчитывали. В итоге НДД в предлагаемом формате - это что-то между налогом на прибыль и НДПИ. Он не является налогом на финансовый результат в классическом понимании, так как сохраняет многие элементы рентной системы налогообложения. Ставка НДПИ не исчезнет, но будет снижена. А НДД начнут взимать по следующей схеме: выручка минус фактические и расчётные расходы, умноженная на ставку в 50%.

В пилотном режиме НДД коснется четырёх категорий участков недр . К ним относятся: вновь разрабатываемые месторождения в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока ; участки, пользующихся льготами по вывозной таможенной пошлине; выработанные на 20-80% месторождения в традиционных регионах добычи ; вновь разрабатываемые участки недр с незначительными запасами также в традиционных регионах добычи.

Вступление в систему НДД добровольное. На данный момент участие в пилоте заявили 35 лицензионных участков. Известно, что их разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Плечо от государства

Очевидный плюс при переходе на НДД для нефтяных компаний в том, что расходы на капитальные вложения могут быть приняты государством в полном объёме в момент их возникновения. Кроме того, повысится налоговая эффективность для гринфилдов: лимит фактических расходов не будут применять в течение 7 лет.

«Налог будет исчисляться с учётом экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе ТРИЗы. До окупаемости проекта налоговая нагрузка для нефтяных компаний будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения , что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр », - объясняет советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева.

К слову, эксперт разделяет расчёты Минэнерго по ожидаемым сборам от НДД. До 2035 года доход должен составить порядка 1 трлн рублей, то есть в среднем, это около 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 18 лет. Однако, по словам Козеняшевой, коррективы в этих прогнозах не исключены, так как никто не может точно предсказать, как в перспективе поведут себя цены на нефть, доллар, а также другие важнейшие валюты.

Опасения и риски

Компании, имеющие льготы по НДПИ и экспортной пошлине, боятся их потерять, потому особо не приветствуют переход на новый налог. Пока им действительно выгоднее оставаться в старой системе налоговых координат, уверена Маргарита Козеняшева . «Налоговые органы опасаются, что нефтяные компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая налогооблагаемую базу. Но эти опасения быстро развеются, как только система начнёт работать. Сегодня при том уровне контроля со стороны учёта, который есть, трудно сильно завысить затраты. В ходе реализации проекта перехода на НДД, что-то будет подкорректировано. Но в целом это, безусловно, нужно делать», - заключила профессор .

О том, что этот стратегический подход в виде НДД необходим для развития отрасли, говорят многие эксперты. Однако принимать новый налог правительство не спешит. Рассмотрение законопроекта годами откладывается. В этом прослеживается явный недостаток доверия государства к бизнесу, а также неготовность властей разделить с нефтяниками коммерческие риски при разработке сложных проектов. Именно поэтому предложенный НДД выглядит как модификация НДПИ.

«Тенденции по оптимизации налогообложения всегда существовали. Понятно, что Минфин и надзорные службы не могут слепо приветствовать инновации нефтяной отрасли. Хотя, в любом случае, стратегия развития нефтяной отрасли подразумевает фискальные перемены, в том числе и в пользу нефтяников. Баланс он всё ещё ищут. Поэтому мы видим насколько это всё туго движется с позиции нефтяников, потому и наши фискальные службы выступают за консерватизм подходов. Но я замечу, что у Минфина игры в стратегии не приоритет, им надо по факту работать и показывать чуть ли ни ежемесячный положительный результат, удерживать в рамках дефицит и сохранять в приемлемом русле годовой бюджет», - высказал свою точку зрения Александр Пасечник.

Мировая практика

В мировой практике рентные системы налогообложения остались в странах, где проблема истощения ресурсов и увеличения доли ТРИЗ неактуальна: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Например, в Канаде для стимулирования разработки ТРИЗ одновременно с рентной системой устанавливаются специальные правила налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат. Другие нефтедобывающих страны, такие как Англия и Норвегия, отошли от роялти ещё в начале 2000-х, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления в бюджет за счёт увеличения объёма добычи сырья. Опыт Норвегии аналитики приводят отдельно. Нефтяную отрасль там облагают налогом на прибыль, к которому прибавлен специальный налог по ставке 78%. По такой же ставке, в случае убытков, государство из бюджета возмещает компаниям расходы на геологоразведочные работы.

Ставку НДД в России неоднократно пытались завысить, однако все же остановились на 50. Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ, считает такой процент вполне адекватным.

«Понятно, что все организации и налогоплательщики не только в нашей стране, но и во всём мире, не хотят платить налоги, потому что это - часть имущества. Поэтому и должно быть разумным соотношение. В своё время американский экономист Лаффер выяснил, какая максимальная налоговая нагрузка может быть на бизнес, чтобы и государство не в проигрыше оставалось и бизнесу было бы нормально. Так вот, он определил ставку в 40-50% налоговых изъятий. Если больше - бизнес либо затухнет, либо уйдёт в тень», - уверен советник.

Как на самом деле на нефтяной отрасли отразится НДД, станет понятно только в 2020-22 годах. Потому как должен пройти хотя бы один финансовый год в новой налоговой системе. Напомним, что заработать она сможет лишь в 2019 году, при условии, что законопроект примет Государственная Дума.

В 2018 году в РФ состоится очередная налоговая реформа. На этот раз она коснется нефтяной отрасли, а именно налога на добавленный доход нефтяников. Сам законопроект могут принять уже в нынешнем году, но законную силу он получит только в следующем.

Новый порядок начисления НДД подразумевает смену существующих льготных условий для некоторых месторождений на определенные налоговые ставки НДД, которые будут взиматься с общего финансового потока.

Сам НДД пока имеет ограниченное влияние, но принятие нового варианта его начисления предоставит Министерству финансов возможность убрать пошлину на экспорт российской нефти. По мнению экспертов, такое нововведение должно привнести в бюджет РФ дополнительную прибыль в размере 600 миллиардов рублей.

Суть вопроса и порядок его реализации

Согласно результатам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфин должен разработать проект закона о переходе на новый налог на добавленный доход до первого октября, а его официальное действие начнется с .

Если судить по протоколу совещания, на нем удалось решить ряд особо спорных вопросов между государством и нефтедобытчиками.

Большая часть принятых решений должна положительно сказаться на работе последних. В частности, МФ и нефтяные компании уже несколько лет не могут прийти к единому решению, каким образом взимать налог не с общих объемов добытой и экспортированной нефти, а с финансовых оборотов каждого отдельно взятого месторождения.

Теперь появилась реальная надежда на то, что данный спор, в конце концов, разрешиться на условиях, устраивающих обе стороны.

Новая реформа не будет нести глобальный характер. Существующий на добычу полезных ископаемых снизят, но он все равно останется. Роль НДД заключается только в замене экспортных льгот и НДПИ для недавно открытых участков нефтедобычи (гринфилдов).

Кроме того, планируется создать несколько экспериментальных проектов по внедрению реформы на давно работающих участках (браунфилдах), которые не имеют льгот, но при этом совокупный годовой объем их добычи меньше или равен 15 миллионов тонн.

Фактически государство предложило нефтяникам обменять льготные условия на введение НДД с определенными послаблениями.

Такой шаг очень важен для Министерства финансов, так как позволит в ближайшее время полностью отменить пошлину на экспорт нефти, переведя ее в формат НДПИ или НДД. Как следствие бюджет получит достаточно серьезную статью дополнительных доходов.

Организационные и технические моменты

Еще одним важным моментом спора была возможность добровольного перехода на новые условия работы. Позиция Минфина заключалась в реформировании всех льготных месторождений, кроме тех, кто уже пользовался экспортной льготой до 2016 года.

Нефтяные компании хотели сохранить за собой право выбора между внедрением НДД и сохранением имеющихся льгот. Вице-премьер встал на защиту интересов нефтяников, поэтому в течение всего 2018 года они смогут самостоятельно решать этот вопрос. Причем льготы все еще можно будет оформлять до конца 2017 года. По данным издательского дома «Коммерсантъ», уже подано около пятнадцати заявок.

Как считают некоторые аналитики, реальный выигрыш работников нефтяной отрасли здесь невелик. В случае полной отмены пошлины, нефтяники будут вынуждены принять НДД, так как льготы просто потеряют смысл.

Помимо выше перечисленного, обсуждались также некоторые вопросы технического плана. Было решено установить уровень выработки браунфилдов, дающий им право участвовать в экспериментальных проектах, в диапазоне от 20 до 80 процентов. Министерство предлагало нижний порог поднять до 25 процентов.

Параллельно Дворкович обязал Минфин разработать специальный порядок начисления НДД для западносибирских месторождений с выработкой менее пяти процентов. Из полученной «Коммерсантъ» информации следует, что речь идет в основном о попытке компании «ЛУКОЙЛ» внедрить НДД на Имилорском месторождении, а также месторождении им. Шпильмана, которые льготных условий сейчас не имеют. Поэтому нефтекомпании попросту нечего предложить взамен.

Скорее всего, данный вопрос не решится в пользу «ЛУКОЙЛ», так как он противоречит сути законопроекта, заключающейся в недопустимости выдачи льгот избирательным образом.

Несмотря на плодотворную работу чиновников Министерства и представителей нефтяной отрасли некоторые вопросы все еще несут спорный характер.

Первое, каким образом будет определяться налоговая база по НДД. Нефтяники хотят производить расчет по конкретному месторождению, а Минфин – по лицензионному участку. Этот момент по поручению Дворковича должен быть отдельно проработан финансовым ведомством.

Второе, какой итоговый объем нефтедобычи предусматривают пилотные проекты для браунфилдов. Здесь мнения разделились между 10 миллионами тонн (Минфин) и 15 миллионами тонн (нефтяники). Министерству поручено рассчитать оба варианта и предоставить результаты вместе с законопроектом. Поэтому окончательного решения следует ждать не ранее октября текущего года.

Подводя итог, можно сказать, что новый законопроект об НДД теперь действительно может воплотиться в жизнь, так как дает возможность государству отделить льготные условия для конкретных месторождений от судьбы пошлины на экспорт нефти. И как результат в будущем полностью убрать эту самую пошлину.

С другой стороны, нефтяным компаниям в ближайшие несколько лет все равно будут грозить внеплановые расходы, но при этом они получают более конкретную и прозрачную, чем сейчас, систему налогообложения. Правда, многие аналитики смотрят на это с большой долей скептицизма, ведь при текущей скудности бюджета любые меры, которые даже в теории могут ему навредить, будут обязательно переноситься или откладываться на неопределенное время.

Еврокомиссия (ЕК) обвинила три немецких автоконцерна - BMW, Daimler и Volkswagen - в картельном сговоре с целью ограничения развития и внедрения технологий снижения выбросов вредных веществ в автомобилях на европейском рынке. Расследование может привести к крупным штрафам для компаний.

Еврокомиссия заподозрила, что BMW, Daimler и VW (бренды Volkswagen, Audi и Porsche) в период с 2006 по 2014 гг. сотрудничали для ограничения конкуренции в развитии технологий очистки выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей, говорится сообщении ЕК . Компании нарушали антимонопольное законодательство Евросоюза, координируя между собой технические стандарты «для ограничения конкуренции в инновациях по двум системам снижения выбросов и, таким образом, лишили потребителей права покупать автомобили, меньше загрязняющие окружающую среду», говорится в заявлении ЕК. Речь идет о системах селективного каталитического восстановления (SCR) с впрыском мочевины (жидкость AdBlue), используемых для снижения выбросов оксидов азота дизельных двигателей, и фильтров улавливания твердых частиц для бензиновых двигателей (OPF).

«Компании могут сотрудничать различными способами для улучшения продукции. Однако европейские нормы по конкуренции не разрешают им сотрудничать с противоположенной целью: не улучшать продукцию и не конкурировать в повышении ее качества. Мы озабочены тем, что именно это произошло в случае BMW, Daimler и VW, которые, вероятно, нарушили эти нормы», - приводятся в заявлении слова еврокомиссара по конкуренции Маргрет Вестагер.

В середине 2017 г. немецкая пресса сообщала, что ЕК подозревает автоконцерны в картельном сговоре по системам очистки дизельных двигателей. В офисах компаний проводились обыски.

Компаниям направлено предварительное заключение ЕК. У них есть 10 недель на изучение претензий Еврокомиссии и ответ. Окончательно степень их вины определит проводимое сейчас антимонопольное расследование, сроки завершения которого пока не называются. Штрафы в ЕС могут доходить до 10% глобального оборота компании.

Daimler, раскрывший информацию о картеле регулятору, в пятницу заявил, что «активно сотрудничает с Еврокомиссией» и не ожидает, что будет оштрафован.

Volkswagen рассмотрит претензии Еврокомиссии и даст свой ответ в рамках сотрудничества с ЕК, сообщила компания.

BMW отрицает наличие сговора и намерена опровергать обвинения. Расследование приравнивает «допустимую координацию позиций отрасли в отношении нормативно-правовой базы с незаконными картельными соглашениями», считает компания, ситуацию «нельзя сравнивать с расследованиями картелей, например, с территориальными и ценовыми соглашениями». Переговоры между инженерами автомобильных компаний не были секретом, и у них не было цели «нанести ущерб потребителям». Тем не менее BMW создаст резервный фонд в 1 млрд евро для того, чтобы иметь свободные средства на выплаты по возможному штрафу ЕК, сообщила компания . В концерне полагают, что ЕК в конечном итоге выдвинет финансовые претензии «в значительном объеме», но будет в случае необходимости «защищаться всеми возможными правовыми средствами». Зарезервированные средства отразятся в отчетности за I квартал 2019 г. и снизят маржу по операционной прибыли компании на 1-1,5 п. п. от целевых 6-8%.

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, который уточняет, что «сам этот документ пока не видел». Ускорение с работой над законопроектом связано, видимо, с достигнутой договоренностью с ОПЕК о сокращении добычи нефти. НДД, видимо, будет преподносится нефтяникам как способ сэкономить и сократиь потери от снижения добычи.

До сих пор действует налог на добычу полезных ископаемых. В отличии от него НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Процесс определения и согласования этих предельных расходов обещает быть увлекательным. Как сообщает ТАСС, внесенный законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн. В пилотном режиме НДД должен начать работать с 2018 г.

В последние годы Минфин отдает предпочтение НДД. Мол, это системное решение на долгосрочную перспективу. Сообщается, что параметры НДД согласованы между Минфином и Минэнерго.

ТАСС напоминает, что нефтяные компании представили свои предложения по реформе на совещании в Минэнерго в январе. «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Независимая нефтегазовая компания единогласно выступили против повышения НДПИ, при этом «Газпром нефть» готова к компромиссу. Все они сходятся во мнении, что им необходимо предоставить право добровольного выбора налогового режима в течение одного года с даты вступления в силу закона о новом налоге.

Пока, по подсчетам компаний, за 2010-2017 годы изменение налоговых условий уже привело к росту нагрузки на отрасль на 1,1 трлн руб.

Постоянно идет спор между нефтяниками и властями об уровне налогов, и кона ему не видно. Ищутся компромиссы. По словам осведомленных источников ТАСС, за индивидуальные льготы выступает «Роснефть». Крупнейшее нефтяное месторождение в России - Самотлорское, по ее мнению, не должно попадать под НДД, поскольку является обводненным.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на налог на добавленный доход уже подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все месторождения расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн тонн.
В интервью Агентству нефтегазовой информации (АНИ) председатель комитета по энергетике Государственной Думы РФ Павел Завальный говорил, даже в случае одобрения в правительстве, реформа будет носить в начале характер отраслевого эксперимента.

«Новый подход, а это будет конвергенция двух подходов, НДД и НФР (налог на финансовый результат) с тем, чтобы его можно было применять как для новых, так и для истощенных месторождений, коснется месторождений с объемами добычи до 10 млн тонн в год. Нужно будет посмотреть, как он будет работать, насколько эффективно и достигнет ли заявленных целей», - приводит его слова АНИ.

Тянуть с реформой стало сложно после продления соглашения об ограничении нефтедобычи странами ОПЕК и 11 независимыми нефтепроизводителями. В Vygon Consulting подсчитали, что в результате потери российских нефтяных компаний от составят в 2017 г. 70 млрд руб. Эти данные агентство приводит в исследовании «Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017–2018 годы».
Выигрыш российского бюджета от этих соглашений в 2017–2018 годах оценивается в 0,75–1,5 трлн руб.. Пролонгация сделки с ОПЕК до конца 2017 г. может привести к сокращению добычи нефти в России по итогам года на 1 млн т, до 546,5 млн т. В случае непродления соглашения добыча нефти в России могла бы вырасти до 554 млн т по итогам года.

Аналитики Vygon Consulting полагают, что в качестве компенсации потерь от сокращения добычи нефти отрасль могла бы просить у государства расширения эксперимента по налогу на добавленный доход (НДД) на обводненные месторождения и отказа от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ.

Минэнерго выступает против этого. Об этом говорил недавно министр энергетики Александр Новак, подчеркивая, что ведомство не планирует компенсаций для российских компаний в связи с возможным продлением соглашения по сокращению добычи нефти. Однако в апреле правительство одобрило налоговую реформу в нефтяной отрасли и согласилось обсуждать льготы для нефтяников, если последние гарантируют рост добычи. Теперь, когда налоговый законопроект поступил в кабмин, надо ждать новых раундов переговоров нефтяников и властей, причем сторонам нужно будет придти к какому-то соглашению до поступления проекта в Думу. Однако сроки обсуждения проекта депутатами не называются.