Будущее экономики Беларуси: выживание или устойчивый рост. Что будет с Белоруссией после Лукашенко

Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2019-20 годах в случае нестабильности на зарубежных рынках Беларусь не справится с выплатами долгов, говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук. Что это вообще такое - дефолт, насколько вероятно, что он случится и к чему нам готовиться? Станислав Ивашкевич предлагает разобраться.

В этом году внешний долг нашей страны достиг рекордной отметки в истории - более $ 15 млрд, или около 40% от ВВП. Евразийский фонд стабилизации и развития объясняет: внешний долг начал расти в геометрической прогрессии после 2006 года, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста.

«Возможности экстенсивного роста (за счет увеличения количества продукции), были исчерпаны еще до 2006 года. Далее роста можно было достигать только административной мобилизацией ресурсов при одновременном наращивании долгового бремени», - говорит Алишер Мирзоев, директор проектов стабилизационных кредитов.

Кстати, формальный внешний долг правительства, который публикует Нацбанк и перепечатывают СМИ, - лишь часть государственной задолженности. На самом деле туда входит еще внутренний долг, номинированный в иностранной валюте, а также кредиты госпредприятий, где доля государственной собственности составляет более половины.

«В общей сложности этот долг приблизился к 60% от ВВП, - говорит Александр Чубрик, директор исследовательского центра «Институт приватизации и менеджмента». - Когда мы говорим, что в Японии долг 200%, то, во-первых, он отчасти, внутренний. Во-вторых, он очень долгосрочный, и, в-третьих, очень дешевый, нам такой просто не снился. Поэтому, получается, для них 200, это, может, лучше, чем для нас 60».

Куда пошли все эти деньги?

До 2015 года они расходовались на:

1) удержание высокого курса рубля, который был под постоянным давлением вследствие того, что Нацбанк стимулировал экономику напечатанными деньгами.

2) на государственные модернизационные проекты, которые, в подавляющем большинстве, однако, оказались непросчитанными и провальными.

Среди прочего, белорусские предприятия деревообработки или, например, цементного производства, на модернизацию которых государство потратило по миллиарду долларов (преимущественно китайских кредитов), могут производить в разы больше продукции, чем раньше, но себестоимость этой продукции - неконкурентная. В результате они простаивают или работают с убытками, продолжая сжигать иностранную валюту, которую правительству снова приходится одалживать.

«У нас проблема в том, что даже не долги государства очень дорогие, а долги предприятий, так как они набрали много долгов», - добавляет Александр Чубрик.

Сейчас выплаты по одним только процентам за набранные кредиты составляют более 2% от валового внутреннего продукта. Это - каждый 8-й бюджетный рубль, который идет не на возвращение старых долгов, а на удержание уже набранных. Если бы в этом году мы выплатили сами хотя бы проценты по набранным кредитам, то вместо того, чтобы вырасти на 1,5%, белорусская экономика приблизительно настолько же упала бы.

В 2007 году, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста, власти Беларуси продолжили иллюзию ее развития за счет иностранных займов.

Теперь, когда государственный долг достиг почти 60% процентов ВВП, отечественная экономика не справляется с тяжестью процентов по набранным кредитам, и внешний долг ежегодно увеличивается уже просто для того, чтобы кормить себя. Скатывание такого снежного кома рано или поздно должно закончиться дефолтом.

Что такое дефолт?

Дефолт, это когда страна не способна вовремя сделать актуальные выплаты по своим долгам. Как только страна объявляет дефолт, она начинает экономить на выплатах иностранных займов, но по крайней мере временно теряет возможность делать новые.

«Можем взять, например, Аргентину. Аргентина объявляет дефолт, ее банки не могут вовлечь финансирование и не могут выполнить своих обязанностей по тем депозитам в валюте, которые у них есть», - приводит пример Дмитрий Крук, экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра.

Непосредственными последствиями дефолта станет резкая девальвация и рост цен, так как Нацбанк будет вынужден печатать рубли, чтобы закупать дефицитную валюту внутри страны на оплату критического импорта: топлива, пищи, медикаментов. Многие предприятия будут временно неспособны закупать за границей оборудование, что приведет к закрытию многих заводов и резкому скачку безработицы.

«Это, скорее всего, приведет к снижению ВВП, снижению зарплат, к снижению социальных платежей», - считает Дмитрий Крук.

Непосредственную опасность дефолта власти осознали в 2015 году, когда доходы бюджета упали - вследствие падения экономики, а расходы для содержания валютного долга, наоборот, резко увеличились - за счет девальвации рубля. С того момента власти решили взять курс на сокращение внешнего долга.

В 2016 году внешний долг, впервые за многие годы, снизился. Правда, всего на 0,5%. И, чтобы достичь этого, то есть выплатить самостоятельно проценты по долгам, плюс погасить всего полпроцента самого долга, властям пришлось урезать на целых семь процентов все остальные бюджетные расходы. Это стало одним из важных причин прошлогоднего падения экономики, зарплат и занятости.

«На 7% снизить бюджетные расходы за шесть лет это просто - нечеловечески много», - говорит Александр Чубрик.

В этом году власти от идеи погашения долга, похоже, уже отказались, так как резать бюджетные расходы, по большому счету, больше не за счет чего. Реалистичная задача, исходя из статистики, стоит в том, чтобы хотя бы максимально замедлить рост задолженности.

«Этот долг набирается для того, чтобы мы остались в состоянии стагнации, а не продолжили падение», - говорит Леонид Фридкин, шеф-редактор «Экономической газеты».

Специалисты подчеркивают: сейчас стоимость внешнего долга для Беларуси - приблизительно вдвое ниже рыночного - менее 4% годовых, в среднем, за счет льготных кредитов от России, Евразийского фонда стабилизации и развития и Китая.

«Еврооблигации для нас - достаточно дорогие. Но мы получаем льготные кредиты от России и ЕФСР, поэтому средняя эффективная ставка для нас - не такая большая», - говорит Фридкин.

Если Россия будет продолжать поддерживать Минск такими кредитами, то дефолта можно избегать еще много лет, даже не проводя реформ. Но, отмечают специалисты, льготы со стороны Кремля поступают не бесплатно. С каждым годом Кремль требует от Беларуси все новых уступок в деле экономического и политического суверенитета.

«Начиная от военной базы, которую Беларусь крайне не хочет размещать на своей территории и пока этот вопрос якобы закрыла, но он может возникнуть позже. Во-вторых, лакомый кусочек - калий», - говорит политолог Андрей Елисеев.

По словам экономиста Дмитрия Крука, следующий раунд торговли за продолжение российских льгот для Минска ожидается в 2019-2020 годах, когда Беларусь ожидают новые пиковые оплаты госдолга, которые предстоит рефинансировать. Тогда у существующих властей останутся два варианта: или перейти на рыночные условия кредитования, которые в два раза дороже - реальная угроза дефолта тогда может наступить уже в 2021-2022 году. Или согласиться на требования Кремля, потеряв критические элементы военного, политического или экономического суверенитета.

«В рамках того же Евразийского экономического союза, который сейчас представляет экономическое интеграционное объединение, но может приобрести черты политического», - добавляет Андрей Елисеев.

Правда, гипотетически, страна могла бы выплачивать долг и сама, не жертвуя при этом независимостью. Но это потребует шагов, на которые существующие власти Беларуси не решатся, полагают опрошенные нами специалисты.

«Это - очень глубокие институциональные изменения в экономике, изменения системы стимулов, изменения системы экономических отношений в национальной экономике», - говорит Дмитрий Крук.

Стоит отметить, что история знает пример, когда и нереформированная социалистическая экономика приближалась к дефолту, но потом выплатила все свои иностранные долги сама - за счет чрезвычайных мер бюджетной экономии. Это - Румыния времен правления там диктатора Николае Чаушеску. Но эти меры привели к такому падению уровня жизни обычных граждан, что в результате Чаушеску свергли и расстреляли вместе с женой.

Поэтому, полагают опрошенные нами специалисты, Лукашенко будет проводить политику более мягкой бюджетной экономии, которая не позволит сокращать задолженность, но замедлит приближение к дефолту.

В ближайшие год-два дефолта не предвидится. Благодаря льготным кредитам с востока цена государственной задолженности Беларуси за последние два года существенно снизилась и составляет сейчас приблизительно половину от рыночной. Поэтому сейчас наша страна способна выплачивать половину процентов за внешний долг сама. Вторую половину процентных платежей приходится все равно покрывать за счет новых займов, то есть государственный долг все равно растет, но гораздо медленнее, чем до сих пор. Час X, однако, может наступить через 2-3 года, если Минск будет договариваться с Москвой о продолжении условия кредитования. Если власти Беларуси не согласятся на уступку критических элементов независимости страны, то нас ожидает если и не сразу дефолт, то болючие экономические потрясения.

Станислав Ивашкевич, АХ

Последняя встреча Лукашенко и Путина и последующее глухое молчание о каких-либо достигнутых договорённостях как в РБ так и в РФ говорит о том, что Россия прекращает безусловное кормление многовекторного режима "батьки". На сей раз Лукашенко увёз из Москвы, вместе средств материальных, только слова Путина, сильно напоминающие троллинг:

Россия остается торгово-экономическим партнером номер один для Беларуси, а Беларусь входит в пятерку крупнейших торгово-экономических партнеров России. Снижение количественных показателей товарооборота связаны с известными всем нам обстоятельствами, но эти все явления временные.

.................

Главное, что у нас есть не просто большие проекты, создан механизм воспроизводства и объемов наших торгово-экономических связей, и главное - его диверсификации.

При этом Лукашенко, судя по его словам 24 ноября на совещании по стратегии развития отечественного машиностроения запаниковал:

Нужно с точки зрения экономики настроиться на военный лад и работать... выдержим экономически, будем жить.

Перечислим некоторые пункты, которые могли быть поставленны в вину РБ:

  • непризнание Южной Осетии и Абхазии независимыми от Грузии, непризнание Крыма российским.
  • отказ от выполнения Союзного договора (единая валюта, единое гражданство и т.п.).
  • снабжение ВСУ нефтепродуктами из российской нефти, поставляемой в РБ на льготных условиях, что позволет Украине продолжать убивать Донбасс.
  • отказ от переориентации экспорта нефтепродуктов (произведённых из Российской нефти) через Российские порты с целью поддержки русофобских прибалтийских режимов. Непоставка нефтепродуктов в РФ в нарушение заключенных договоров.
  • отказ от участия в капитале стратегически важных для РФ предприятий ОПК, что вынуждает ее заниматься дорогостоящим импортозамещением, как и в случае с Украиной.
  • отказ в размещении базы ВКС.
  • отказ в создании единого визового пространства.

Последний пункт списка появился как раз 22 ноября при параллельной встече в Минске Лаврова и Маккея и её результаты, надо полагать, не оставили у Кремля сомнений в правильности выбранного курса, хотя их и так не существовало.

Попробуем сделать прогноз дальнейшего развития кризиса в отношениях РФ и РБ.

Можно предположить, что Москва условием продолжения кормления выставила ускоренное, не допускающее отсрочек ни под какими предлогами, решение этих и других накопившихся проблем, представляющих собой некий пакет-минимум, без выполнения которого действующее руководство РБ будет признано недоговороспособным.

Одновременно, надо полагать, выработана программа действий на случай отказа РБ от выполнения пакета-минимума. А такой отказ более чем вероятен, ибо несмотря на "богатовекторность" РБ, вектор направленный в сторону России, отсутствует напрочь и перестроить русофобскую политику, формировавшуюся всё постсоветское время, на прямо противоположную для Лукашенко, и под стать ему подобранной команды, вряд ли возможно.

За годы независимости в РБ выросло целое поколение, воспитанное на учебниках истории, в которых термину "Беларусь" категорически отказано в значениии "Западная Русь". Теперешняя Россия для белорусов - это соседнее государство на востоке, из-за имперских амбиций которого Беларусь много и тяжело страдала. Писались такие учебники историками, надо полагать подобными Н.И. Стужинской, заявившей недавно на 1-м канале в ток-шоу "Время покажет", что для неё Бандера и Шухевич являются героями.

Заметим, что все эти трансформации оставались, да по сути и остаются, незамеченными в нашей стране и по сию пору в силу безусловно умышленного замалчивания российскими СМИ происходящего в Белоруссии, и наше население пребывает в наивном убеждении, что белорусы это совсем не тоже самое, что "хохлы". Особенно этому заблуждению способствует корень "рус", всё ещё остающийся в самоназвании белорусов (ему на смену уже спешат "литвины"). По результатам просмотра белорусского инфопространства и форумов и реакции на всевозможные события политической жизни (например Крым, Сирия и т.п.), можно предположить, что пророссийски настроенными в Белоруссии остаются примерно 50% населения. Среди молодёжи этот процент следует, видимо, положить равным 25%. Существенную часть этих процентов составляют, конечно, русские. Но это примерный расклад среди "перевоспитанного" местного населения. Что же касается собственно воспитателей - представителей белорусских СМИ, то здесь ситуация ещё хуже. В виртуальном пространстве русофобскими являются ~90% СМИ. По крайней мере автору попалось толька парочка ресурсов областного уровня, которые можно назвать пророссийскими.

Таким образом госструктуры РБ представляет собой давно отлаженный русофобский механизм, "экспортирующий" на Россию, тем не менее, приверженность "братству" и Союзному государству. Успешность такого "экспорта" заботливо охраняют российские центральные СМИ своим упорным молчанием - но это уже совсем другая история.

Разумеется, эту набравшую ход машину развернуть круто невозможно, даже при желании, которого нет.

Поэтому, скорее всего РФ на её пакет-минимум будет предложен коктейль из слоганов типа "родные народы", "братство" и ссылки на прозападную оппозицию, которая жаждет размолвки РБ и РФ и воспользуется ею, чтобы сделать переворот, с приходом к власти ещё более антироссийского режима, чем теперешний.

Но этот аргумент не должен приниматься руководством РФ всерьёз, ибо "оппозиция" отличается от госструктур РБ только тем, что не скрывает от России свою к ней ненависть. В белорусской "элите", официальной и оппозиционной, давно достигнут консенсус. Часть её вошла в официальные структуры, а другой части поручено изображать радикальную оппозицию, с которой борется "марионетка" Кремля - Лукашенко. Да и вся эта тусовка, режим-оппозиция, несомненно, управляется западными кураторами, освободившимися от работы на Украине и уже отдохнувшими. Нет, есть, конечно, в оппозиции маргиналы, искренне стремящиеся к свержению "диктатора", но они нужны для придания видимости реальной борьбы с режимом, за это их и держат. Один из таких, комментируя последний провальный визит батьки в Москву, заявил: "придурок, он надеялся гэбистов обмануть..."

Что произойдёт после падения жизненного уровня населения, как следствия прекращения кормёжки РБ Россией?

Выступления недовольных, ведомых оппозицией, примут массовый характер, которого современная РБ ещё не видела. Но развития ситуации по украинскому сценарию, с неконституционным переворотом, не будет, хотя бы под воздействием украинских же уроков. Кто знает, как этим сумеет воспользоваться Россия, уже отработавшая на Украине соответствующую технику?

В этой связи представляется вероятным следующий сценарий, вынашиваемый антироссийскими силами.

Лукашенко, "пророссийский" курс которого завёл страну в тупик, "под давлением масс" будет вынужден согласиться на досрочные выборы, победит на которых, разумеется, прозападный кандидат от оппозиции. Новый президент немедленно проводит через парламент решение о ликвидации Союзного государства с Россией и отмену прочих евразэсов. Вместо всего этого заключается союз с Польшей, которая всё это время, не отрывая глаз, следит за происходящим. Ну и, видимо, евроассоциация - куда же без неё!

Предлагаемая стратегия России. Российские СМИ, которые в Белоруссии смотрят все, следует пинками заставить, наконец, прорвать информационную блокаду реальных процессов, протекающих в Белоруссии, и развернуть разъяснительную работу среди граждан Союзного государства, что это самое государство является несостоявшимся. Категорически выступить против проведения досрочных выборов президента, как бессмысленных (мёртвому припарки бесполезны), и, напротив, провести референдум о вхождении Белоруссии в состав России . Причём речь не может идти о создании какого-то подобия нового Союза. Речь должна идти о вхождении в состав России дополнительных шести областей и только об этом. И ни о чём больше!

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

Экс-помощник президента Кирилл Рудый, известный своими «непричесанными» мыслями, выпустил новую книгу - «Потому что так решили мы». В книге автор объясняет корни белорусской экономической модели и пытается найти ответы на извечные вопросы, которые стоят перед страной.

Особенности национального страха

Доктор финансов, директор аспирантуры Университета Аризоны (США) Юрий Церлюкевич назвал вышедшую книгу первой в своем роде, которая «связывает национальные особенности мышления белорусов с экономическим и социальным развитием».

Экс-помощник президента Кирилл Рудый на примере поведения как простых, так и высокопоставленных белорусов попытался найти объяснение нынешнему лицу национальной экономики. В частности, доктор экономических наук акцентирует свое внимание на страхах как одном из главных факторов поведенческой экономики Беларуси.

«В Беларуси фобии объясняют многие черты поведенческой белорусской экономики. Страх потерять заработанные деньги, например, из-за обесценения вследствие инфляции, превышает желание заработать новые, что формирует большую склонность к сбережениям, чем к инвестициям. Страх потери работы при смене собственника по примеру 90-х годов в России вызывает настороженное отношение к приватизации», - пишет Рудый.

«Страх находится в топе причин, которые сдерживают деловую активность в стране. Когда дело, например, касается приватизации, ни власти, ни директора предприятий не выражают готовность сегодня ее инициировать. Первые боятся социальных потрясений, вторые - потерять свою должность» , - отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова .

По наблюдениям экс-помощника президента, страхи достаточно прочно закрепились в головах сотрудников госаппарата.

«Страх «прослушки» приводит к тому, что коммерческие переговоры с госпредприятиями иногда ведутся шепотом, в коридоре, на улице, чтобы случайные слова не были неправильно истолкованы и не так доложены. Риск и страх сделать ошибку в госаппарате не компенсируется ничем»,

Страх в сегодняшней Беларуси существенно сокращает возможность обсуждения с властью важных для бизнеса, а значит и для построения рыночной экономики, вопросов.

В качестве иллюстрации можно взять банковскую систему. Казалось бы, продвинутый сектор экономики. В отличие от многих белорусских предприятий, банки уже давно привлекли в акционерный капитал иностранные инвестиции, используют международные стандарты финансовой отчетности и принципы корпоративного управления. Но при этом страх оказывает сильное влияние на поведение банкиров, когда дело доходит до обсуждения вопросов их деятельности с государством.

«Мы не будем возражать и писать письмо в Нацбанк - регулятор может обидеться», - говорит член правления одного из банков. «На расширенном правлении Нацбанка в первом ряду сидят сотрудники силовых ведомств, поэтому выражать там свое мнение - себе дороже» , - рассказывает топ-менеджер другого банка.

Страх, который по разным причинам существует у представителей власти, бизнеса и в белорусском обществе в целом, мешает откровенному диалогу и обсуждению ключевых вопросов национальной экономики. А без ответа на них, уверен Кирилл Рудый, невозможно сделать четкий выбор в пользу пути, который может привести экономику к устойчивому росту.

Ответы на извечные вопросы

Чтобы сделать будущее Беларуси определенным и обеспечить тем самым устойчивый экономический рост, необходимо, считает экс-помощник президента, ответить на несколько извечных вопросов - «капитализм или коммунизм?», «рыночные или административные инструменты?», «Европа или Россия?».

Красной нитью через книгу проходит мысль о том, что нынешняя национальная экономика сочетает в себе элементы административных и рыночных отношений, и четкого выбора в пользу одних или других до сих пор не сделано.

Белорусские экономисты отмечают, что такой дуализм возник закономерно и является следствием нескольких факторов.

«В Беларуси внешнеторговый оборот существенно выше 100% к ВВП. Поэтому если посмотреть с одной стороны, то страна вынуждена конкурировать с внешним миром, и поэтому естественным образом формируются предпосылки для рыночной экономики, когда не государство, а потребитель определяет, что нужно производить и продавать», - говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

Однако, с другой стороны, продолжает он, значительная часть экономики все еще остается за госпредприятиями, которые во многих случаях выполняют доводимые целевые показатели, характерные для плановой экономики.

«Беларусь до сих пор не может определиться, по какому пути двигаться, и какие отношения (административные или рыночные) положить в основу экономики» , - отмечает эксперт.

Но постоянное нахождение в пограничном состоянии между коммунизмом и капитализмом, подчеркивает в книге Рудый, - «это иллюзия».

«При ориентации на советское прошлое естественным образом происходит возрождение социалистических элементов в экономике, что ведет к сползанию в социализм и движению в конечном итоге к коммунизму. Поэтому важно помнить, что если общество определяет своим приоритетом благосостояние и развитие, то выбор капитализма неизбежен», - убежден доктор экономических наук.

Отвечая на другой извечный вопрос - Европа или Россия, экс-помощник президента приходит к выводу, что Беларуси лучше выстраивать отношения с двумя геополитическими центрами с позиции прагматизма.

«Если выгодно сотрудничать и с Европой, и с Россией, то нет необходимости выбирать. На платформе всеобщей выгоды возможно объединение европейской матрицы с русской. Географическая предопределенность подталкивает Беларусь сыграть роль площадки переплетения европейских и российских экономических интересов, их совместного бизнеса», - считает Кирилл Рудый.

По его мнению, белорусам следует осознать, что у них не может быть «старшего брата» ни в чьем лице, «никто им не должен» и «никто им не поможет, кроме самих себя».

«Такой синдром одиночества, ощущение принадлежности к малой стране, стремление к самодостаточности в условиях дефицита человеческих, природных ресурсов и есть чувство независимости», - убежден доктор экономических наук.

Вместо хеппи-энда

Обычно долгосрочные прогнозы, принимаемые в Беларуси на государственном уровне, заканчиваются выводами о том, что светлое будущее у страны обязательно наступит, впереди нас ждет инновационное развитие отраслей, которые обеспечат высокие темпы экономического роста и повышение благосостояния народа.

В книге экс-помощника президента такой хеппи-энд отсутствует. Вместо него автор привел два возможных сценария развития событий Беларуси до 2030 года.

Первый - пессимистичный: «отсутствие новых точек роста, исчерпание старых, придавленность белорусской экономики долговым навесом проецируют ее инерционный рост в размере 1% в год». В этом случае, полагает экономист, Беларусь отстанет к 2030 году от стран-соседей лет на 20.

Второй сценарий - желательный: приход в Беларусь лучших мировых практик и капитала создаст никому не известные сегодня новые точки роста, и экономика станет прибавлять на 5-7% ежегодно.

«Но следует понимать, что и в таком случае чуда, например, к 2030 году не произойдет. Беларусь не преодолеет отставание, но сократит его. И главное - могут измениться целевые ориентиры. Появится шанс догнать не соседние, а передовые страны», - предполагает Кирилл Рудый.

Белорусские экономисты, как и доктор наук, надеются на лучшее.

«Хочется рассчитывать на реализацию второго сценария. При этом совершенно очевидно, что без привлечения большого объема иностранных инвестиций не удастся привлечь в экономику страны лучшие мировые практики. Соседние страны (Литва, Польша), догонять которые сегодня нужно нам, именно благодаря иностранным инвестициям достигли нынешнего уровня развития», - констатирует Мария Акулова.

Главный практический вопрос - с чего начинать движение в направлении, которое приведет белорусскую экономику к устойчивому росту.

С общественного диалога, считает Рудый. «Это первый реальный шаг. Для этого всем потребуется проявить мудрость, преодолеть себя и не загонять друг друга в угол. Следует выйти на обсуждение конкретных вопросов, согласия, сплочения внутри против внешних проблем», - советует автор книги.

Общественный диалог, считают эксперты, крайне важен для признания на всех уровнях глубины проблем национальной экономики.

«Отток квалифицированных кадров, постоянная придавленность долговым навесом и затяжная стагнация будут приводить к отставанию Беларуси от соседних стран. Общественный диалог позволяет увидеть эту угрозу, и страх перед ней должен мотивировать всех в государстве, а не парализовать людей», - резюмировал Александр Чубрик.

Рано или поздно режим олигархистов в Российской Федерации рухнет. Произойдёт это вследствие исчерпания его пропагандистского ресурса. Воры и коррупционеры не смогут бесконечно долго изображать русских патриотов, натужно возрождающих Россию в противостоянии с Западом. Постепенное прозрение мыслящей части российского общества уже происходит. Это можно отчётливо наблюдать в социальных сетях.


Прогнозировать сроки завершения этого процесса невозможно. Об их относительной близости вполне можно судить по поведению белорусского президента, политическое чутьё которого более точно, чем аналитические способности всех политологов вместе взятых.


Лукашенко не оформляет институционально преемственность своей власти. Во всяком случае, в белорусском социуме напрочь отсутствует такой дискурс. Это говорит о том, что Президент рассчитывает лично политически пережить завершение нынешнего периода исторического межвременья. Новая эпоха начнётся тогда, когда на смену временщикам придёт другой режим. Вероятнее всего, это будет военная диктатура, как это обычно бывает.


Судя по прекрасному физическому состоянию Главы белорусского государства, лет 15-20 он ещё пропрезиденствует без проблем. Опыт Фиделя Кастро это наглядно показывает.


Новая российская элита, которая сместит временщиков-приватизаторов, организовавших расхищение природных ресурсов путём выведения капитала на Запад, сразу же войдёт с ним в жёсткий конфликт. Он будет реальным, а не медийным спектаклем, как сейчас.


У представителей новой элиты по этой причине уже не будет двойного гражданства, недвижимости, банковских счетов на Западе. Они не будут держать там своих жён, детей и любовниц, как поступает нынешняя элита, компрадорская, по сути, и патриотическая - по форме. Новая власть не будет давать деньги в долг Соединённым Штатам путём покупки их ГКО.


В таких условиях резко возрастёт ценность геополитического ресурса Республики Беларусь, восточная граница которой проходит в 400-х километрах от Москвы.


Запад будет крайне заинтересован в том, чтобы военно-политическое взаимодействие РБ и РФ не принимало формат реального союзничества. Нынешнее же формальное 20-летнее союзничество наших государств не подтверждено ни одним историческим событием и существует лишь на бумаге. Глобальный Запад в новых условиях крайне не заинтересован в том, чтобы Республика Беларусь и другие постсоветские республики усиливали бы своими ресурсами враждебную ему Российскую Федерацию. Для него предпочтительней будет нейтралитет Беларуси, а в идеале вообще включение её в свои военно-политические структуры.


Новая же российская власть будет заинтересована в противоположном.


Всё это обеспечит Беларуси те условия, которые были у Финляндии в промежутке между 1945 и 1990 годами. Финляндия была тогда успешным государством-шантажистом и извлекала выгоду из идеологического противостояния двух геополитических центров силы. Её облизывали с двух сторон. Запад ради недопущения страны в сферу влияния СССР выдавал ей щедрые льготные кредиты, открыл свои рынки сбыта, предоставил доступ к своим передовым технологиям, не вмешивался во внутренние дела. Он не провоцировал там деиндустриализацию навязыванием «структурных реформ» и не разрушал систему госуправления навязыванием «демократии и прав человека». С другой стороны, СССР, которому не хотелось иметь обширную границу с НАТО и Евросоюзом особенно вблизи города Октябрьской Революции, предоставлял Финляндии дешёвое сырьё и размещал там госзаказ на финскую продукцию. Эти искусственно шоколадные условия обеспечили маленькой северной стране то окно возможностей, благодаря которым она за короткий исторический срок поднялась от уровня среднеразвитых стран до уровня высокоразвитых. Такое же окно откроется и перед Беларусью, когда противостояние Москвы и Вашингтона будет реальным, а не медийно срежиссированным, как сейчас.


Беларусь, являющаяся неотъемлемой частью русской цивилизации справедливости, не хочет быть государством-шантажистом типа Сингапура или Южной Кореи. Наша страна всегда стремилась быть равноправным союзником восточно-русского государства, но не вассалом его. Примером подобного союзничества являются отношения Канады и США.


В условиях военно-политического и идейного противостояния с Западом для Российской Федерации гораздо более предпочтительно видеть Беларусь союзником, нежели нейтральным шантажистом или тем более членом НАТО. Новое российское руководство будет клясться белорусам в братской любви и равноправии и вспоминать общее героическое прошлое.


Это будет основной причиной, по которой Союзное государство обретёт, наконец, реальное наполнение.


Мы сможем получить выгоду от синергетического эффекта полноценного союзничества с остальным постсоветским пространством и теми странами, которые к нам примкнут в той или иной политико-правовой форме. Предположительно это будут балканские страны, Монголия, Иран и некоторые страны Ближнего Востока.


Таким образом, экономика Беларуси, будучи на постсоветском пространстве технически самой развитой, получит мощнейший импульс. Перед нами откроются необъятные рынки гарантированного сбыта. Белорусские предприятия машиностроения получат предоплаченный наперёд госзаказ. Постсоветское пространство начнёт ускоренно модернизироваться, поэтому потребность в машинах и оборудовании резко возрастёт. В таких условиях белорусам придётся спешно наращивать объёмы производства техники, организовывать ускоренное обучение персонала вновь набираемого на заводы. Эти проблемы роста вместо проблем сбыта можно будет считать приятными хлопотами.


Итак: позитивные сдвиги в жизни белорусов произойдут не вследствие изменения общественного сознания россиян, развития их имперско-евразийского сознания, а исключительно как результат политического прагматизма будущих элит РФ. То, что к власти придут прагматики, можно не сомневаться. Никто другой к власти не приходит.


Михаил Малаш