Лекции для студентов.

1. К числу основных целей фискальной политики относится:

А) создание условий для успешного ведения бизнеса;

Б) антициклическое регулирование экономики;

В) повышение благосостояния граждан;

Г) перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения.

2. К числу инструментов фискальной политики относится:

А) увеличение нормы обязательных резервов;

Б) покупка Центральным банком ценных государственных бумаг на открытом рынке;

В) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

Г) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям государственного бюджета;

3. Фискальная политика является стимулирующей в случае:

А) уменьшение налогооблагаемого дохода граждан на сумму затрат по строительству жилья;

Б) введения акцизных марок на алкогольную продукцию;

В) увеличение трансфертных платежей;

Г) уменьшение государственных расходов на оборону страны;

Д) во всех указанных случаях фискальная политика является экспансионистской.

4. Фискальная политика является дискреционной, если изменяются следующие параметры:

А) увеличиваются ставки налогообложения;

Б) уменьшаются ставки налогообложения;

В) увеличивается величина собираемых налогов при применении неизменной прогрессивной шкалы налогообложения;

Г) в законодательном порядке увеличивается продолжительность выплат пособий по безработице;

Д) верны ответы А), Б), Г).

5. Фискальная политика является рестрикционной в случае:

А) снижения ставки на прибыль;

Б) снижения ставки подоходного налога;

В) увеличения объема государственных закупок товаров и услуг;

Г) уменьшения объема государственных закупок товаров и услуг;

Д) все перечисленные ответы неверны.

6. Циклический дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

А) текущими государственными расходами и доходами;

Б) фактическим и структурным дефицитом;

В) текущим дефицитом и суммой выплат по государственному долгу;

Г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости;

Д) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости.

7. Государственный долг – это:

А) Задолжность населения, фирм, банков и зарубежных государств перед правительством данной страны;

Б) Задолжность правительства перед населением страны;

В) Задолжность правительства данной страны перед иностранными государствами;

Г) Задолжность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами, как данной страны, так и зарубежных стран.

8. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если государство увеличивает свои закупки на 2 млрд. долл., не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту равна 0.

А) уменьшится на 4 млрд. долл.; Б) увеличится на 2 млрд. долл.;

В) увеличится на 6 млрд. долл.; Г) увеличится на 8 млрд. долл.;

Д) увеличится на 4 млрд. долл.

9. Какой из ответов к тесту 2.2.8. верен, если сумма государственных закупок не изменилась, а величина подоходного налога уменьшилась на 2 млрд. долл.?

10. Какой из перечисленных налогов является прямым?

А) индивидуальный подоходный налог; Б) акцизы;

В) таможенные пошлины; Г) налог с продаж.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тесты

релевантные научные источники:

  • Тесты с ответами по эндокринологии

    | Тесты с ответами | 2016 | docx | 0.1 Мб

  • Загальна лікарська підготовка. Відповіді на тести

    | Тесты с ответами | 2008 | Украина | docx | 0.11 Мб

    Задача1 Задача 2 Задача 3 Задача Задача 5 Задача Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Задача11 Задача12 Задача13 Задача14 Задача15 Задача16 Задача17 Задача18 Задача19 Задача20 Задача21 Задача22

  • Ответы на тест к экзамену по дисциплине «Финансовая информатика»

    | Тесты с ответами | 2016 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Программа, на основе которой машина преобразует вводимые в нее команды на машинный язык, называется: транслятор. Транслятор, который переводит каждую команду программы с одновременным её выполнением

  • Международное право в схемах и определениях

    Саидов А.Х. | М.: - 349 с. | Учебное пособие | 2004 | djvu | 6.98 Мб

  • Разработка технологии сбивных мучных изделий

    Шелест Тамара Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Воронеж - 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 11.75 Мб

    Специальность 05.18.01 - Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства. Имеющиеся в настоящее время в пищевой

  • Ответы к экзамену по предмету Аудит

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.2 Мб

    Вопрос 1 Знание бизнеса клиента Вопрос 2 Основы ценообразования Вопрос 3 Договорные отношения в аудиторской деятельности Вопрос 4 Документирование аудита Вопрос 5 Использование работы эксперта Вопрос

  • Лекции по управлению в банковской сфере

    | Лекция(и) | 2016 | docx | 0.3 Мб


Основными инструментами фискальной политики является государственные („ли правительственные) расходы и налоги.
Государственные (или правительственные) расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. К последним могут быть отнесены весьма разнообразные виды закупок, например, закупка государством атомных подводных ло- док, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство.
Как правило, государственные закупки подразделяют на закупки для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Эти расходы отражаются в расходной части государственного бюджета. В современном обществе смешанной экономики роль государственных расходов чрезвычайна важна. Поэтому в перспективных экономических программах развития общества большое внимание уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста.
В странах с развитой рыночной экономикой государство как покупа-тель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Для этого существует система государственного заказа, привлекающая фирмы гарантированным рынком сбыта, налоговыми и кредитными льготами, отсутствием риска неплатежей и т.д. Поэтому государственные расходы и налоги - это важнейшие инструменты государственного регулирования экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, заня-тость населения.
Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи. Трансфертные платежи есть система экономических, политических мер и программ, которые через перераспределение доходов через государственный бюджет выплачивают средства населению в основном в денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности.
Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу.
Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.
Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования.
Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н. э.
По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе и натуральный, и становятся господствующими.
Практика экономической жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.
По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании госу-дарственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX - начале ХХ веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
S на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны,
затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике,
для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

Еще по теме 1. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:

  1. 6. ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Военные;

Экономические;

На социальные цели;

На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.


Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

Административные задержки;

Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьне менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

1. Функция налогов имеет вид T=200+0,1Y, а функция социальных трансфертов TR=150+0,2(YF-Y), государственные закупки товаров составляют 125 млн евро. Потенциальный объем производства YF=900 млн евро. Если фактический объем национального производства меньше потенциального на 100 млн. евро, то государственный бюджет будет иметь _____ млн евро.

дефицит 5

дефицит 15

профицит 15

профицит 5

2. Если доходы бюджета страны равны 900 млрд евро, а расходы на социальные нужды составляют 400 млрд евро, государственные закупки товаров и услуг – 350 млрд евро, проценты по обслуживанию государственного долга – 100 млрд евро, то государственный бюджет имеет _________ млрд евро.

дефицит 50

профицит 50

профицит 150

профицит 450

3. Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

4. Для увеличения занятости бюджетно-налоговая (фискальная) политика предлагает...

увеличивать государственные расходы

уменьшать государственные расходы

повышать налоговые ставки

понижать налоговые ставки

5. К инструментам дискреционной бюджетной налоговой политики можно отнести:

государственные заказы

участия в прибыли

прогресс налогообложения

государственные трансферты

6. Рост государственных расходов, снижение налогов – характерные черты ___ фискальной политики.

дискреционной

стимулирующей

автоматической

сдерживающей

7. К инструментам автоматической фискальной политики относят …

подоходный налог

пособия по безработице

увеличение трансфертных платежей (пенсий)заменить

8. Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может …

заменить прогрессивную шкалу налогообложения на пропорциональную

заменить пропорциональную шкалу налогообложения на регрессивную

ввести фиксированный подоходный налог

9. К инструментам дискреционной фискальной политики относят …

снижение налоговых ставок

изменение налоговых поступлений

прогрессивную шкалу налогообложения

10. Если валовая прибыль равна 800 млрд евро, доходы бюджета составляют 320 млрд евро, в т.ч. величина налога на прибыль 160 млрд евро, то ставка налога (t) равна ____ %

11. Если величина ВВП составляет 500 млрд евро, ставка налога на доход 12%, а государственный долг 10 млрд евро, то доходы бюджета равны млрд евро.

14. Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

17. Потенциальный ВВП составил в прошлом году 500 млрд. руб., фактический ВВП равен 480 млрд. руб. В стране взимаются пропорциональные налоги по ставке 20%. Расходы государственного бюджета равны 100 млрд. руб. Тогда государственный бюджет будет...

иметь профицит 4 млрд. руб.

иметь дефицит 4 млрд. руб.

иметь дефицит 2 млрд. руб.

сбалансирован

поток доходов государственной казны основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда систему экономических (денежных) отношений

19. Целью бюджетно-налоговой политики, проводимой государством, не является...

достижение высокого уровня занятости достижение умеренных темпов инфляции повышение темпов экономического роста максимизация прибыли от реализации государственных проектов

20. Фискальная политика является дискреционной, если при прочих равных условиях целенаправленно изменяют

продолжительность выплат пособий по безработице расходы государства по обслуживанию государственного долга ставки налогообложения объем денежной массы

21. Не относят к расходам государственного бюджета…

займы и помощь иностранным государствам

доходы от государственной собственности

административно-управленческие расходы

выплаты по государственному долгу

22. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика …

связана со значительными внутренними временными лагами из-за необходимости длительного обсуждения фискальных мер в парламенте автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода политика встроенных стабилизаторов целенаправленно изменяет величину государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства

23. Стимулирующая фискальная политика предполагает … и/или …

уменьшение налоговых ставок уменьшение государственных расходов увеличение налогов увеличение государственных расходов

24. В качестве целей дискреционной фискальной политики выступают … и …

рост государственных расходов изменение реального объема национального производства и занятости сокращение налогового бремени контроль над инфляцией

25. Когда экономика страны находится в фазе депрессии, для изменения ситуации правительству необходимо … и/или …

уменьшить государственные расходы уменьшить налоги увеличить государственные расходы увеличить налоги

26. К характеристикам не дискреционной фискальной политики относят…

стимулирование роста экономики путем намеренного сокращения государственных расходов автоматическое изменение государственных расходов возникновение бюджетного дефицита и профицита независимо от текущих действий правительства целенаправленное снижение ставок налогообложения

29. Увеличение трансфертных платежей, снижение налогов имеет целью…

сглаживание колебаний экономического цикла

рост платежеспособного спроса

достижение умеренных темпов инфляции

достижение социального равенства в обществе

30. Замена прогрессивной шкалы подоходного налога на пропорциональную приведет к …

увеличению коэффициента Джинни и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы

уменьшению коэффициента Джинни и приближению кривой Лоренца к биссектрисе

увеличению квартильного коэффициента и приближению кривой Лоренца к биссектрисе

уменьшению децильного коэффициента и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы

дефицитен, первичный дефицит равен 335 ден. ед.

32. Если в стране действует прогрессивная ставка налогообложения и при доходе в 50 тыс. евро ставка налога составляет 12%, а свыше этой суммы 20%, то с дохода в 60 тыс. евро человек уплатит _____ тыс. евро налога.

33. Инструментами бюджетно-налоговой (фискальной) политики являются …

налоги

норма обязательного резерва

лицензирование

государственные расходы

34. В период экономического подъема автоматическая бюджетно-налоговая политика вызывает:

увеличение социальных расходов государства

увеличение налоговых сборов

уменьшение налоговых сборов

снижение социальных расходов государства

35. Корректирующий налог при регулировании отрицательных внешних эффектов позволяет …

снизить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

поднять предельные частные затраты до величины предельных внешних выгод

снизить предельные частные затраты до уровня предельных внешних выгод

повысить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

37. Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может...

ввести регрессивную шкалу подоходного налога

отказаться от субсидирования малоимущих

ввести фиксированный подоходный налог, не зависящий от величины дохода

заменить пропорциональную шкалу налогообложения на прогрессивную

38. Дискреционная налогово-бюджетная (фискальная) политика – это сознательное манипулирование в целях макроэкономической стабилизации:

государственными расходами

налогами

процентными ставками

государственными облигациями

39. К инструментам автоматической фискальной экономической политики относят…

пособия по безработице

увеличение трансферных платежей (пенсий)

снижение государственных расходов

рост налогов

40. Проводя стимулирующую фискальную политику, государство…

увеличивает государственные расходы

индексирует пенсии в соответствии с уровнем инфляции

снижает государственные расходы

увеличивает налоги

41. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика для снижения инфляции предполагает…

снизить ставки налогов

увеличивать государственные расходы

повышать ставки налогов

уменьшать государственные расходы

42. Если введен пропорциональный налог, то…

с каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов

происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога

с каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент

государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.