Особенности государственного контроля на рынке ценных бумаг. Надзор за рынком ценных бумаг

Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:

    Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;

    Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция - это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая - непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;

    Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:

    государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

    регистрация выпусков ценных бумаг;

    лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;

Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;

Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.

В 2006 году Комитет по ценным бумагам изменил принципы планирования и организации контрольной деятельности за соблюдением законодательства по ценным бумагам. В настоящее время проверки участников рынка ценных бумаг в целях оперативного регулирования рынка ценных бумаг проводятся по определенным тематическим направлениям. Так, основным направлением контрольной деятельности во втором полугодии 2006 года было определено проведение проверок акционерных обществ на предмет соблюдения ими законодательства при приобретении и отчуждении акций собственного выпуска.

В ходе проведенных проверок, а также анализа данных, полученных из депозитарной системы и предоставленных непосредственно акционерными обществами, было выявлено значительное необоснованное отвлечение средств акционерных обществ вместо их направления на развитие предприятия, пополнение запасов оборотных средств либо решение социально-экономических задач. Сводные данные о количестве проведенных проверок за 2006 год приведены в таблице 3.

Таблица 3. Сводные данные о количестве проведенных проверок за 2006 год

Проведено проверок

Эмитентов

Профучастников

филиалов АСБ "Беларусбанк"

Прочие (векселедатели, предприятия РУП «Белорусские лотереи» и т.д.)

В том числе депозитариев

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Могилевская

Центральный аппарат

В целом среди основных видов нарушений за 2006 год можно выделить следующие:

Несвоевременное представление отчетности – 64,2%;

Несвоевременная регистрация ценных бумаг – 34,5%;

Иные нарушения (в том числе нарушения вексельного законодательства) – 1,3%.

За нарушения законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, на 275 обществ были составлены протоколы, из них 246 обществам вынесены постановления о наложении штрафных санкций за нарушения законодательства о ценных бумагах на общую сумму 96,5 млн. бел. рублей, 29 обществам вынесено предупреждение. В таблице 4 приведены данные о нарушениях за отчетный период в разрезе областей по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.

Таблица 4. Данные о нарушениях в разрезе областей.

Территориальное подразделение

Всего постановлений

Сумма санкций

тыс. руб./предупр.

Брестская инспекция

Витебская инспекция

Гомельская инспекция

Гродненская инспекция

Минская городская инспекция

Минская обл. инспекция

Могилевская инспекция

Центральный аппарат

В рамках выполнения надзорных функций в отчетном периоде контроль за профучастниками и фондовой биржей в отчетном периоде, в основном, производился посредством обработки и анализа их отчетности. В результате были выписаны предписания 19 профучастникам за нарушение требований финансовой достаточности. Семи из них за неустранение данных нарушений лицензии были аннулированы.

В целях укрепления безопасности функционирования депозитарной системы Республики Беларусь в 2006 году осуществлены следующие мероприятия:

Организовано резервное копирование информации о владельцах ценных бумаг в РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг";

Проведены проверки осуществления депозитариями второго уровня депозитарного учета акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, перешедших на депозитарное обслуживание от депозитариев, лишенных лицензии;

Ужесточены нормы по процедуре замены депозитария эмитента (подписание акта приема-передачи списка владельцев ценных бумаг производить дополнительно с участием эмитента и РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг".

По результатам материалов проверок и выявленных нарушений, оформленных протоколами, проведено 14 заседаний Комиссии по экономическим санкциям. Всего в 2006 году Комитетом по ценным бумагам в государственный бюджет перечислено 1019,4 млн. бел. рублей, в том числе за:

Регистрацию ценных бумаг эмитентов – 760701,6 тыс. бел. рублей;

Аттестацию – 196063 тыс. бел. рублей;

Лицензирование – 5520,7 тыс. бел. рублей;

Штрафные санкции – 56131,1 тыс. бел. рублей;

Конфискованные ценные бумаги – 1000 тыс. бел. рублей;

Полученные проценты банка – 31,9 тысяч белорусских рублей.

В целях обеспечения прозрачности рынка ценных бумаг в 2006 году Комитет по ценным бумагам проводил целенаправленную деятельность по созданию системы раскрытия информации. Одним из ее результатов стало значительное увеличение количества эмитентов, предоставляющих информацию об итогах своей деятельности (на сегодняшний день - порядка 95% общего количества ОАО; отчеты не представлялись вновь созданными акционерными обществами и обществами, находившимися в стадии ликвидации).

На протяжении отчетного периода в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.06.2004 № 350 «Об упорядочении работы с отдельными видами имущества, обращенного в доход государства» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.09.2004 № 1169 «О полномочиях по учету, оценке и реализации (погашению) арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства иным способом ценных бумаг» проводилась постоянная работа по учету, оценке и реализации (погашению) ценных бумаг, арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства.

Одним из направлений контрольной деятельности Комитета по ценным бумагам является надзор за соблюдением законодательства при организации биржевых торгов ценными бумагами и совершении сделок на фондовой бирже, за соблюдением правил допуска ценных бумаг к торгам на бирже. Данные функции, а также контроль за достоверностью предоставляемой информации ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в отчетном периоде осуществлял главный государственный биржевой инспектор.

В 2006 г. Комитетом по ценным бумагам выдано 202 свидетельства на размещение ценных бумаг 135 белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь на общую сумму 64,4 млрд. бел. руб. Данные по размещению ценных бумаг белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь в целом по республике за 2006 г. приведены в табл. 5.

Таблица 5. Данные по размещению ценных бумаг белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь в целом по республике за 2006 г.

Показатели

В % к прошлому году

Выдано свидетельств (штук),

в т.ч. ЗАО

Кол-во эмитентов (ед-ц),

в т.ч. ЗАО

Кол-во ценных бумаг (штук),

в т.ч. ЗАО

Общая сумма размещения (млн.р.),

в т.ч. ЗАО

По результатам рассмотрения документов 2 ЗАО отказано в выдаче свидетельств на размещение ценных бумаг вне территории Республики Беларусь по причинам несоблюдения законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Структура размещения ценных бумаг белорусских эмитентов за 2006 год вне территории Республики Беларусь в разрезе стран отражена в табл. 6.

Таблица 6. Структура размещения ценных бумаг белорусских эмитентов за 2006 год вне территории Республики Беларусь в разрезе стран

Сумма размещения по номиналу (млн. бел. руб.)

Доля от общей суммы размещения (млн. руб.)

Великобритания

Швейцария

Сент-винсент и Гренадины

Болгария

Прочие (9стран)

Отраслевая структура эмитентов, акции которых вывозились в 2006 году, представлена в табл. 7.

Таблица 7. Отраслевая структура эмитентов, акции которых вывозились в 2006 году

Кол-во эмитентов данной отрасли, ценные бумаги которых размещались вне территории Республики Беларусь в 2006 году

Номинальная сумма размещения (млн. бел. руб.)

% от общей суммы размещения

1. Торговля

2. Страхование, финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом

3. Пищевая промышленность

4. Строительство

5. Производство машин и оборудования

6. Легкая промышленность

7. Производство неметаллических минеральных продуктов

8. Металлургическое производство

9. Транспорт

10. Производство изделий из дерева (включая производство мебели)

11. Услуги в области гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса

12. Наука и технологии

13. Сельское хозяйство

14. Издательская и полиграфическая деятельность

За отчетный период Комитетом по ценным бумагам было выдано 9 свидетельств на размещение ценных бумаг иностранных эмитентов на территории Республики Беларусь.

Выводы: К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельнос ти на рынке ценных бумаг, относятся:

    Президент, Национальное собрание, Совет Министров, кото рые формируют фондовый рынок на основе принятия соответству ющих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стра тегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.

    Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция - это собственно регулирование фондового рынка посредством издания за конодательных актов. Вторая - непосредственное участие на рын ке ценных бумаг.

    Государственный комитет по ценным бумагам Республики Бе ларусь, в функции которого входят:

    государственное регулирование, контроль и надзор за рын ком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

    регистрация выпусков ценных бумаг;

    лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;

Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регули рование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;

Министерство экономики, Государственный налоговый коми тет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.

В целях укрепления безопасности функционирования депозитарной системы Республики Беларусь в 2006 году осуществлены следующие мероприятия:

- организовано резервное копирование информации о владельцах ценных бумаг в РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг";

- проведены проверки осуществления депозитариями второго уровня депозитарного учета акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, перешедших на депозитарное обслуживание от депозитариев, лишенных лицензии;

- ужесточены нормы по процедуре замены депозитария эмитента (подписание акта приема-передачи списка владельцев ценных бумаг производить дополнительно с участием эмитента и РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг";

Основными направлениями деятельности Комитета по ценным бумагам и его территориальных подразделений в 2007 году должны быть:

1.Разработка и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей рынок ценных бумаг.

2.Государственный контроль и надзор за функционированием рынка ценных бумаг.

3.Государственная регистрация выпусков ценных бумаг и лицензирование профессиональной и биржевой деятельности.

ФАКТОРЫ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ

    За счет эмиссии корпоративных ценных бумаг в странах с развитой экономикой финансируется от 10% до 40% общего объема внебюджетных инвестиций, в России же пока менее 1%1. Такая относительно низкая эффективность отечественного фондового рынка обусловлена действием ряда внешних по отношению к рынку ценных бумаг факторов, затрудняющих привлечение капиталов инвесторов в реальный сектор экономики на данном этапе ее развития. К ним относятся: политическая нестабильность в стране, слабость законодательной базы, защищающей интересы инвесторов, недостаточная развитость инфраструктуры фондового рынка и другие.
    Наконец, разразившиеся в стране в августе 1998 г. финансово-бюджетный и валютный кризисы привели к значительным финансовым потерям инвесторов и, как следствие, кризису доверия инвесторов к рублевым финансовым инструментам. Преодоление действия этих факторов - задача государственных институтов и, прежде всего, правительства РФ и Банка России.
    Вместе с тем существуют также внутренние по отношению к рынку ценных бумаг факторы, оказывающие на него негативное влияние независимо от состояния экономики и политической обстановки в стране. К ним относятся: манипулирование ценами, торговля с использованием служебной информации, недобросовестные действия брокеров по отношению к своим клиентам и другие нарушения, противодействие которым является одной из форм защиты интересов инвесторов и, следовательно, актуальной функциональной задачей регулирующих органов и организаторов торговли.
    В целях противодействия нарушениям на рынках ценных бумаг организаторы торговли разрабатывают соответствующие системы надзора.
    Составными элементами систем надзора являются:

  • информационно-аналитические средства мониторинга рынков;
  • нормативно-правовая база, регламентирующая процедуры проведения организатором торговли во взаимодействии с государственными регулирующими органами расследований выявленных нарушений и принятия санкций в отношении участников-нарушителей;
  • функциональное подразделение (службы надзора) в структуре организатора торговли.

    СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

        Первые автоматизированные системы слежения за рынком возникли в США в начале 80-х годов, а к середине 90-х системами обладали практически все крупнейшие организаторы торговли на европейских и азиатских рынках капиталов. Как правило, системы мониторинга на торговых площадках создаются на основе уникальных технологий и не предназначены для тиражирования. При этом организаторы торговли не раскрывают информацию о своих системах, справедливо полагая, что ее раскрытие поможет потенциальным нарушителям.
        Автоматизированные системы слежения за рынком ценных бумаг состоят из двух функциональных частей:

  • сигнальной системы, регистрирующей необычные изменения ценовых и объемных характеристик финансовых инструментов, а также необычные изменения в поведении участников торгов в течение сессии;
  • информационно-аналитической системы, призванной помочь экспертам интерпретировать полученные сигналы и принять решение о начале расследования по факту манипулирования ценами или инсайдерской торговли.
        Системы генерации сигналов о необычных ситуациях на торгах могут быть созданы с использованием трех основных технологий:
        Автоматизированная система надзора на Нью-Йоркской фондовой бирже носит название ICASS - Integrated Computer Assisted Surveillance System. Она включает в себя два основных модуля:
  • ISIS - Intermarket Surveillance Information System - информационная система, регистрирующая все сделки на важнейших фондовых рынках США, с указанием нестандартных ценовых и объемных отклонений;
  • ASAM - Automated Search and Match - база, содержащая данные о более чем 800 тыс. руководителей и должностных лиц из 110 тыс. компаний и филиалов, включая также внешних юристов и аудиторов.
        В рамках ICASS информация, поступающая из двух подсистем, интегрируется для получения вероятностной оценки того, что необычное поведение финансового инструмента обусловлено инсайдерской торговлей или манипулированием ценами. В разработке системы участвовали внешние консультанты из ведущих американских университетов, среди которых были лауреаты Нобелевской премии.
  •     1. Системы регистрации простых отклонений (Rule based systems).
        Сигналы генерируются в тех случаях, когда рыночные параметры финансовых инструментов (цена, объем и количество сделок в единицу времени) отклоняются от своих средних или ранее зафиксированных значений на установленную величину, заданную в абсолютном или относительном исчислении.
        Основной недостаток таких систем - чрезвычайно высокая вероятность, т.е. выдачи сигналов в случаях, когда не требуется вмешательства со стороны службы надзора. Таким образом, использование систем регистрации простых отклонений предполагает достаточно трудоемкую работу по анализу и сортировке полученных сигналов. Это снижает оперативность работы службы надзора и обусловливает необходимость содержать большой штат аналитиков.
        Несмотря на это, подобные системы получили широкое распространение благодаря простоте использования и возможности оперативного изменения настроек. Насколько нам известно, в настоящее время системы регистрации простых отклонений являются основным инструментом подразделений надзора на Австралийской, Франкфуртской и на других фондовых биржах.
        2. Системы, использующие принципы статистического анализа (Statistical Rule based systems).
        Помимо простых отклонений при генерации сигнала могут быть использованы различные методы статистического анализа. Такие системы позволяют корректно учесть характерные внутридневные и сезонные ценовые колебания, а также засечь комбинированные события, т.е. случаи, когда ни один из отдельно взятых компонентов не выходит за границы обычного, но в сочетании они дают необычную картину. Например, операции группы участников, действующих на основе предварительной договоренности. Систему используют специалисты службы надзора NASDAQ. Она получила название SWATs - The Stock Watch and Auto-mated Tracking system.
        3. Системы, основанные на сочетании различных методов анализа информации с применением экспертных технологий (Complex systems).
        Работа систем основана на решении задач классификации, моделирования и распознавания образов, а также на использовании экспертных баз знаний, позволяющих учитывать косвенные связи между событиями. Подобные системы пока не нашли широкого применения, однако известно о попытках их создания на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и Американской фондовой бирже (AMEX).
        Как уже упоминалось, помимо системы генерации сигналов специа-листы служб надзора располагают информационно-аналитическим инструментарием, используемым для первичного анализа нестандартных ситуаций, возникших на торгах. Обычно для этих целей применяется широкий спектр средств визуализации, а также пакеты статистического анализа и различные информационные базы данных.
        Автоматизированные системы слежения за рынком - не единственный источник информации для служб надзора. Подозрение на наличие манипулятивных или инсайдерских сделок может быть вызвано жалобами инвесторов, сообщениями СМИ и информацией из других источников.

        Конгресс США, приняв в 1933, 1934 и 1940 г. соответствующее законодательство, основную ответственность за регулирование рынка ценных бумаг возложил на государственный орган - Комиссию по ценным бумагам и биржам. Однако существенную часть своих функций в области текущего надзора за рынком Комиссия передала СРО, т.е. биржам и NASD. Организаторы торговли вправе осуществлять расследования по фактам выявленных нарушений и готовить дела к слушанию в собственных арбитражных судах. Когда для расследования или принятия мер к нарушителям требуются полномочия государственного органа, дела передаются в Комиссию по ценным бумагам и биржам (в первую очередь это относится к случаям инсайдерской торговли)
        (По материалам отчета о предпроектном исследовании ВЦ РАН.)
        На фондовом рынке Германии сложилась несколько иная, отличная от американской, система регулирования. Здесь основными надзорными органами являются Федеральное ведомство по надзору за операциями с ценными бумагами и Государственные земельные комиссариаты, осуществляющие надзор за операциями на биржах, поделенных по территориальному признаку. Например, Комиссариат земли Хессен, контролирующий Франкфуртскую фондовую биржу, имеет собственную автоматизированную систему слежения за рынком и осуществляет практически весь спектр надзорных функций - от выявления фактов нарушений законодательства до подготовки дел к слушанию в судах. В составе Франкфуртской фондовой биржи тоже есть служба надзора, которая интегрирована во все этапы заключения биржевых сделок и осуществляет функции контроля за работой биржевого механизма. При обнаружении нарушений законодательства или нормативных актов регулирующих органов служба надзора обязана немедленно информировать Комиссариат, предоставив все необходимые для расследования материалы и изложив свою оценку обстоятельств.
        (По материалам отчета о предпроектном исследовании ВЦ РАН.)
        Департамент надзора на Австралийской фондовой бирже был создан в 1989 г. В настоящее время в его работе задействованы 38 сотрудников, разделенных на три отдела. Департамент оснащен автоматизированной системой слежения за рынком SOMA (Surveillance of Market Activity).
        В задачи отдела мониторинга входит непосредственное наблюдение за торгами с помощью автоматизированной системы и анализ информации, поступающей из других источников.
        Отдел регулирования и расследований осуществляет расследование и подготовку материалов обвинения, взаимодействуя при этом с участниками рынка, эмитентами и государственными регулирующими органами.
        Отдел развития проводит работу по совершенствованию системы мониторинга, а также по изучению и внедрению новых технологий надзора.
        (По материалам семинара, Лондон, 13.11.97 г.)

    КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ

        Ответ на вопрос о том, какие действия следует предпринять организатору торговли после обнаружения нестандартной ситуации, возникшей на торгах, зависит от распределения надзорных полномочий между организатором торговли и государственными регулирующими органами. На зарубежных фондовых рынках, как правило, на организатора торговли возлагаются задачи по выявлению нарушений и проведению предварительного расследования. Эксперты служб надзора имеют право обратиться к участнику торгов или к эмитенту с официальным запросом о предоставлении необходимой для расследования информации. Так, от участника торгов может быть потребован отчет о мотивах совершения подозрительных сделок либо о содержании клиентских поручений для брокера, а от эмитента - информация о корпоративных событиях, способных повлиять на рыночную цену акций (облигаций). Если в процессе расследования выясняется, что нарушены федеральные законы, то материалы передаются в государственные регулирующие органы, обладающие существенно большими полномочиями.

    СЛУЖБА НАДЗОРА

        Численность и степень технической оснащенности службы надзора определяется исходя из тех функциональных обязанностей, которые на нее возложены. Наиболее развиты надзорные подразделения организаторов торговли на фондовом рынке США. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже Группа регулирования, на которую возложены надзорные полномочия, насчитывает более 500 человек.
        Службы надзора большинства европейских и азиатских фондовых бирж, как правило, располагают существенно меньшим количеством сотрудников, что связано, возможно, с большим весом государственных органов в системах регулирования рынков ценных бумаг.

        Какими должны быть службы надзора у российских организаторов торговли? Ответить на этот вопрос в настоящее время сложно. С одной стороны, работа по контролю за операциями участников на рынке трудоемкая и требует квалифицированных специалистов; с другой - в нынешних условиях немногие торговые площадки могут позволить финансирование проектов, которые теоретически являются. Хотя здесь можно привести аргументы, свидетельствующие об обратном: защита рынка от негативного воздействия со стороны недобросовестных участников существенно снизит нерыночные риски. Это позволит привлечь большее число инвесторов, что, в свою очередь, вызовет повышение ликвидности, а с ней авторитета и доходов организатора торговли.
        В заключение отметим, что, учитывая нынешнее кризисное состояние российского рынка ценных бумаг, определить рациональную модель построения механизма надзора представляется проблематичным. Тем не менее надзор за рынком ценных бумаг со стороны организаторов торговли является общепринятой мировой практикой. Поэтому работу по его развитию целесообразно осуществлять заблаговременно совместными усилиями регулирующих органов и профессиональных участников фондового рынка.

  • Органы регулирования рынка ценных бумаг представляют собой сложную иерархическую структуру, в которую входят законодательные органы, занимающиеся разработкой и принятием законов, касающихся деятельности на рынке ценных бумаг, и поправок к ним, исполнительные органы, в России, например, Правительство РФ, которые осуществляют общее руководство развитием рынка ценных бумаг, контролируют исполнение законодательной базы, министерство финансов или казначейство, на которое возложены функции общего регулирования рынка ценных бумаг. Министерство финансов выступает на рынке в двух ипостасях - с одной стороны, оно активный участник рынка ценных бумаг, так как является эмитентом государственный ценных бумаг, с другой стороны, органом государственного регулирования рынка ценных бумаг, в качестве которого определяет правила функционирования рынка, проводит регистрацию эмиссий, контролирует рынок ценных бумаг, осуществляет допуск ценных бумаг на рынок. Как правило, при министерстве финансов создаются определенные отделы, которые непосредственно занимаются регулированием рынка ценных бумаг. В силу того что основными участниками рынка ценных бумаг выступают банки (как коммерческие, так и инвестиционные), в качестве органа регулирования рынка ценных бумаг выступает центральный банк. Он занимается регулированием рынка ценных бумаг кредитных организаций и государственных ценных бумаг, рынка векселей. Помимо этого, регулирование осуществляется специальными комитетами и комиссиями, создаваемыми по поручению парламентов и в рамках парламентов. В их функции входит непосредственная организация рынка ценных бумаг и осуществление полного контроля за операциями на нем, на них возлагаются и функции регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Примером таких комиссий выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам в США, к полномочиям которой относятся регистрация брокерских и дилерских фирм, консультантов по ценным бумагам, регулирование деятельности профессиональных участников, регулирование торговли ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках, надзор за деятельностью инвестиционных фондов, устано&тение порядка регистрации и публикации информации по всем видам ценных бумаг, наложение административный санкций. В ФРГ это Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами, основными задачами которого выступают: контроль за проведением внутренних операций на фондовом рынке; контроль за правильностью публикаций отчетности компаний-эмитентов или компаний, чьи ценные бумаги котируются на бирже; контроль за соблюдением правил поведения участников фондового рынка; международное сотрудничество при обсуждении проблем контроля за торговлей ценными бумагами, и Совет по ценным бумагам, который осуществляет контроль за сделками с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках; собирает дополнительную информацию о совершенных сделках и их участниках; сотрудничает с иностранными органами надзора; передает дела в прокуратуру в случае выявления нарушений законодательства; контролирует и консультирует Федеральное ведомство при подготовке нормативных актов, при осуществлении надзора за биржевыми и рыночными структурами и по иным вопросам.

    В России государственное регулирование осуществляют следующие органы.

    Правительство РФ, на которое возложены функции общего регулирования рынка ценных бумаг.

    Министерство финансов, которое устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами, регистрирует выпуски ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг и обеспечивает его публикацию, контролирует приобретение крупных пакетов акций.

    Центральный банк РФ в соответствии с законодательством разрабатывает для банков правила совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, осуществляет регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами, регистрацию выпусков ценных бумаг банками, регулирование и обращение государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрацию и ведение реестров акционерных обществ - банков, контроль за приобретением и продажей крупного пакета акций банков.

    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) стала правопреемницей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, которая была образована в 1996 г. ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Эта служба находится в прямом подчинении Правительства РФ. Структура ФСФР России включает в себя девять управлений:

    регулирования и контроля над коллективными инвестициями;

    регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке;

    регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;

    организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг (функциональные управления);

    управление общественных связей, взаимодействия и координации;

    юридическое;

    управление делами;

    финансово-экономического обеспечения, учета и отчетности;

    административно-технического обеспечения.

    ФСФР имеет 11 территориальных органов и 55 территориальных отделов. Руководители территориальных органов назначаются руководителем ФСФР.

    Основные полномочия ФСФР определяются Законом о рынке ценных бумаг. В соответствии с ним ФСФР:

    осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

    утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

    разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

    устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.

    Федеральная служба совместно с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает следущие правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг:

    обязательные требования к порядку ведения реестра;

    порядок и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

    выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);

    осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирование указанных лицензий при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;

    определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

    осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;

    обеспечение открытости информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

    создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

    утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;

    разработка проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы;

    осуществление руководства региональными отделениями Федеральной комиссии;

    ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

    установление и определение порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

    обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

    осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

    установление соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

    Федеральная служба по финансовым рынкам в соответствии с законом вправе:

    выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

    квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

    в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами.

    Немедленно после вступления в силу решения Федеральной службы о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен:

    принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

    по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

    организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

    направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной службы;

    направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

    Принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной службы;

    применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;

    устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

    Помимо этого, определенные функции по регулированию российского рынка ценных бумаг осуществляют Комитет по имуществу, Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли.

    Законодательство. Законодательная база рынка ценных бумаг в Российской Федерации образована законами, которые определяют общие правила, действующие на рынке ценных бумаг («О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «Об ипотечных ценных бумагах»), а также многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами (главным образом постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами Минфина и ЦБ России).

    Эти законодательные акты определяют порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, требования к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и коллективных инвесторов, стандарты раскрытия информации. Функционирование отдельных институтов регламентируется специальными законами: «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии».

    Сложившаяся сегментированная система законодательства Российской Федерации по финансовым рынкам в целях формирования МФЦ требовала принятия новых законов, совершенствования и дополнения российского законодательства за счет внесения изменений в действующие законы. В настоящее время приняты такие основополагающие федеральные законы, как «О клиринге и клиринговой деятельности», «Об организованных торгах», «О центральном депозитарии» и «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дальнейшее развитие законодательной основы функционирования финансовых рынков предусматривает меры:



    По упрощению процедуры эмиссии ценных бумаг;

    По секьюритизации финансовых активов;

    По надзору на консолидированной основе в банковском секторе.

    При этом важным элементом конкурентоспособного финансового рынка являются адекватная практика правоприменения, эффективная и прозрачная судебная система, приспособленная к быстрому и справедливому разрешению споров по финансовым сделкам.

    Регулирующие органы. Практика применения финансового законодательства во многом зависит от эффективности деятельности регулирующих органов, которая связана с их функционалом, независимостью, репутацией, а также степенью централизации функций регулятора.

    Российская система регулирования фондового рынка создавалась параллельно со становлением самого рынка. Главной ее особенностью в последние годы являлось сложное распределение регулятивных и надзорных полномочий в сфере финансового рынка между несколькими ведомствами (ФСФР России, Минфин России, Банк России, Минздравсоцразвития России). Такая система регулирования и надзора на финансовом рынке характеризовалась раздробленностью, недостаточной гибкостью в отношении потребностей рынка, отсутствием контроля за системными рисками.

    Для построения конкурентоспособного финансового рынка необходимо было формирование унифицированной и прозрачной регулятивной системы, которая основана на единых принципах регулирования и надзора для экономически идентичных отношений и функций, осуществляемых на различных секторах финансового рынка, и обеспечивает мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка, для реализации механизма коллегиального принятия решений. Поэтому были предприняты соответствующие меры по совершенствованию регулирования финансового рынка. В соответствии с ними полномочия по выработке государственной политики и ключевой законопроектной деятельности на всем финансовом рынке закреплены за Минфином России, а функции надзора бывшим ФСФР России за всем небанковским финансовым рынком переданы Службе по финансовым рынкамЦБ России. Центральный банк России также обеспечивает подзаконное регулирование и надзор в банковском секторе. Вновь образованная Служба по финансовым рынкам будет выполнять следующие основные задачи:

    развитие финансового рынка России;

    обеспечение его стабильности, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

    анализ состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций;

    регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями, защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов;

    контроль за соблюдением законодательства России о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

    Также необходимо отметить, что в структуре ЦБ России продолжается выполнение следующих функций бывшей Федеральной службы по финансовым рынкам:

    осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

    обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

    контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

    В настоящее время система надзора на финансовом рынке все еще остается неоднородной в различных ее сегментах: в банковском секторе, на фондовом рынке, в системе страхования. Несовершенство системы надзора как инструмента предварительного контроля на фондовом рынке связано с ее фрагментарностью (минимальный контроль со стороны регуляторов в отношении некоторых участников при избыточном контроле в отношении других); отсутствием необходимой информативности для осуществления эффективного контроля существующих форм предоставления отчетности; формальностью надзора, связанной во многом с отсутствием комплексного подхода к оценке всех рисков участников рынка.

    Часть отмеченных проблем призван решить федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также порядка выплаты компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг).

    Основной задачей создаваемой системы пруденциального надзора на рынке ценных бумаг является прогнозирование и предупреждение как рисков отдельно взятых финансовых организаций, так и системных рисков с целью обеспечения устойчивости и надежности всего рынка в целом. В законопроекте закрепляются принципы и цели осуществления пруденциального надзора: постоянный характер надзора, поддержание стабильности финансовой системы Российской Федерации, защита интересов инвесторов и клиентов на рынке ценных бумаг.

    Предлагаемые законопроектом меры направлены на формирование единых требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг с закреплением следующих обязанностей:

    Соблюдать требования по ограничению совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг;

    Предоставлять полную информацию о структуре собственности;

    Уведомлять федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об изменениях в составе совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа;

    Соблюдать в целях обеспечения своей финансовой надежности обязательные нормативы, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Российский финансовый рынок нуждается в построении системы пруденциального надзора, которая могла бы предоставлять регулятору и рынку адекватную информацию о состоянии отдельных участников и рынка в целом. В связи с этим продолжается работа по формированию методики оценки системного риска, присущего всему рынку (пруденциальный надзор на макроэкономическом уровне), механизма сбора и обобщения информации, получаемой от участников финансового рынка.

    Важным аспектом регулирования финансового рынка является степень его централизации. До настоящего времени остается открытым вопрос о целесообразности создания единого регулятора, осуществляющего регулятивные и надзорные функции в отношении участников и финансового рынка в целом, включая банки, страховые компании, институты коллективных инвестиций, брокерские/дилерские компании. Международный опыт свидетельствует, что унификация и централизация регулирования позволяют решить такие проблемы, как конфликты между различными регулирующими органами, низкая эффективность надзора в условиях осуществления деятельности на финансовом рынке финансовыми группами, в состав которых входят банки, брокерские, страховые компании и другие профессиональные участники рынка, недостаточная прозрачность регулирования и надзора, и создают дополнительные конкурентные преимущества.

    В то же время последний мировой финансовый кризис выявил уязвимость систем регулирования финансовых рынков практически во всех странах. Так, например, в Великобритании с 1997 года действует единый финансовый регулятор – Управление по финансовому регулированию и надзору, независимый неправительственный орган. Однако по итогам кризиса его работа была признана неэффективной. Управление упраздняется, а ему на смену пришли три регулятора. В Германии, напротив, созданное в 2002 году Федеральное агентство по финансовому надзору – независимый регулятор финансовых рынков и институтов – сохранил и даже расширил свои полномочия по регулированию финансовых рынков. Денежно-кредитная администрация Сингапура осуществляет функции центрального банка и единого регулятора финансовых рынков. В Дубае единым регулятором является Ведомство по финансовым услугам Дубая – независимое агентство, использующее международное право. Централизация функций регулятора позволила всем вышеперечисленным финансовым центрам добиться прозрачности регулирования и эффективности надзора за участниками рынка.

    В США регулированием финансовых рынков занимается ряд органов: Комиссия по торговле ценными бумагами, Комиссия по срочной биржевой торговле, Федеральная резервная система, Офис контролера казначейства, Федеральная корпорация страхования вкладов, Федеральное агентство жилищного финансирования и др. Кроме того, регулирование страхового рынка в США – прерогатива штатов, в связи с чем в каждом штате действует свое законодательство в страховой сфере, а единого национального регулятора не существует.

    Налогообложение.

    Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами определены в ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Согласно данной статье при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

    1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

    2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

    3) с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

    4) с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

    При этом следует иметь ввиду, что отнесение ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок к обращающимся и не обращающимся на организованном рынке ценным бумагам осуществляется на дату реализации ценной бумаги, финансового инструмента срочных сделок, включая получение суммы вариационной маржи и премии по контрактам, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств. Налоговый кодекс устанавливает, что к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке относятся:

    1) ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;

    2) инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;

    3) ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах.

    Вышеуказанные ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании) в целях налогообложения относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, если по ним рассчитывается рыночная котировка ценной бумаги. Под рыночной котировкой ценной бумаги понимается:

    1) средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение одного торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, на фондовой бирже;

    2) цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенным в течение одного торгового дня через такую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранной фондовой бирже.

    Необходимо иметь ввиду, что при отсутствии информации о средневзвешенной цене ценной бумаги у российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу (цене закрытия по ценной бумаге, рассчитываемой иностранной фондовой биржей), на дату ее реализации рыночной котировкой признается средневзвешенная цена (цена закрытия), сложившаяся на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились хотя бы один раз в течение последних трех месяцев.

    Согласно налоговому кодексу финансовым инструментом срочных сделок признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", за исключением договора, предусматривающего обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы в случае предъявления требований другой стороной в зависимости от изменения значений величин, составляющих официальную статистическую информацию, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязательств, от физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от иного обстоятельства, которое прямо не предусмотрено указанным выше Федеральным законом, а также от изменения значений величин, определяемых на основании совокупности указанных в настоящем абзаце показателей.

    Отнесение финансовых инструментов срочных сделок к обращающимся на организованном рынке осуществляется в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 301 Налогового Кодекса.

    К финансовым инструментам срочных сделок, не обращающимся на организованном рынке, относятся опционные контракты, не обращающиеся на организованном рынке.

    Ценные бумаги также признаются реализованными (приобретенными) в случае прекращения обязательств налогоплательщика передать (принять) соответствующие ценные бумаги зачетом встречных однородных требований, в том числе при осуществлении клиринга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Однородными признаются требования по передаче имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда (для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов).

    При этом зачет встречных однородных требований должен в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждаться документами о прекращении обязательств по передаче (принятию) ценных бумаг, в том числе отчетами клиринговой организации, лиц, осуществляющих брокерскую деятельность, или управляющих, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывают налогоплательщику клиринговые, брокерские услуги или осуществляют доверительное управление в интересах налогоплательщика.

    Нужно отметить, что доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

    Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Доходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признаются доходы от реализации финансовых инструментов срочных сделок, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам. При этом доходами по операциям с базисным активом финансовых инструментов срочных сделок признаются доходы, полученные от поставки базисного актива при исполнении таких сделок.

    Доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу выгодоприобретателя - физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя по операциям, перечисленным выше.

    В целях налогообложения доходы по операциям с базисным активом финансовых инструментов срочных сделок включаются:

    1) в доходы по операциям с ценными бумагами, если базисным активом финансовых инструментов срочных сделок являются ценные бумаги;

    2) в доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, если базисным активом финансовых инструментов срочных сделок являются другие финансовые инструменты срочных сделок;

    3) в другие доходы налогоплательщика в зависимости от вида базисного актива, если базисным активом финансового инструмента срочных сделок не являются ценные бумаги или финансовые инструменты срочных сделок.

    Включение доходов по операциям с базисным активом в доходы по операциям с ценными бумагами и в доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, указанные выше, осуществляется с учетом того, являются соответствующие ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок обращающимися или не обращающимися на организованном рынке.

    В Налоговом Кодексе устанавливается, что расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам относятся:

    1) суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона;

    2) суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями финансовых инструментов срочных сделок;

    3) оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;

    4) надбавка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

    5) скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

    6) расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;

    7) биржевой сбор (комиссия);

    8) оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;

    9) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им ценных бумаг в порядке наследования;

    10) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им в порядке дарения акций, паев в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса;

    11) суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;

    12) другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

    Учет расходов по операциям с ценными бумагами и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок для целей определения налоговой базы по соответствующим операциям осуществляется в следующем порядке.

    Финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных выше.

    При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами или по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке, либо на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода и включаются в расходы при определении финансового результата налоговым агентом по окончании налогового периода, а также в случае прекращения действия до окончания налогового периода последнего договора налогоплательщика, заключенного с лицом, выступающим налоговым агентом. Если в налоговом периоде, в котором осуществлены указанные расходы, доходы соответствующего вида отсутствуют, то расходы принимаются в том налоговом периоде, в котором признаются доходы.

    Финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных выше. Финансовый результат определяется по окончании налогового периода. При этом финансовый результат по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные финансовые инструменты срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, и по операциям с иными финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, определяется отдельно.

    Отрицательный финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, уменьшает финансовый результат, полученный в налоговом периоде по совокупности соответствующих операций. При этом по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, сумма отрицательного финансового результата, уменьшающая финансовый результат по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.

    При поставке ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, являющихся базисным активом финансового инструмента срочных сделок, финансовый результат от операций с таким базисным активом у налогоплательщика, осуществляющего такую поставку, определяется исходя из цены, по которой осуществляется поставка ценных бумаг в соответствии с условиями договора.

    Финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

    Отрицательный финансовый результат по каждой совокупности операций, указанных выше, признается убытком. Учет убытков по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок осуществляется в порядке, установленном статьей 214.1 и статьей 220.1 Налогового Кодекса.

    Программа создания Международного финансового центра (МФЦ) требует совершенствования налоговой системы Российской Федерации как в целях устранения в законодательстве неясностей и пробелов, которые могут препятствовать развитию финансовой инфраструктуры, инструментария финансового рынка и/или расширению круга участников финансового рынка, так и в целях обеспечения конкурентоспособности по сравнению с иностранными финансовыми центрами. Конкурентоспособности предполагается добиваться по следующим параметрам:

    Оптимальный общий уровень налоговой нагрузки на инвесторов (в процентах от прибыли компании);

    Эффективность налогообложения операций с ценными бумагами и других финансовых операций;

    Простота, прозрачность и стабильность законодательства в сфере налогообложения;

    Эффективность налогового администрирования;

    Заключение и применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

    Общая налоговая нагрузка на компании в России составляет по разным оценкам от 32 до 51% прибыли компании, что уже выше, чем в США (24%) и примерно соответствует уровню налогообложения в развитых странах Европы, где он в некоторых странах (например, в Германии) превышает 40%. Необходимо также отметить, что реальная фискальная нагрузка на бизнес в России существенно превышает аналогичный показатель в таких МФЦ, как Гонконг, Сингапур и Дубай, представляющих собой рынки с льготным налогообложением. По мнению экспертов налоговые ставки приблизились к критической величине, их дальнейшее повышение приведет к подавлению развития экономики и сокращению налоговой базы.

    Кроме того, в качестве серьезных недостатков налоговой системы России, согласно исследованиям международной консалтинговой компании Oliver Wyman Finance Services, инвесторы называют сложность составления отчетности и осуществления налоговых расчетов, неоднозначность толкования правил налогообложения, нестабильность налогового законодательства.

    При формировании подходов к налогообложению операций на финансовом рынке необходимо учитывать специфику указанных операций, которая связана со следующими факторами:

    Высокая мобильность финансового капитала;

    Валовый объем операций значительно превышает показатели прибыли, в связи с чем - обоснованным является налогообложение сальдированных результатов;

    Сложность финансовых инструментов, особенно производных, что требует наличия квалифицированных специалистов в сфере применения налогового законодательства, а также единообразного толкования спорных вопросов.

    Совершенствование налогового законодательства в сфере финансового рынка планируется осуществлять по следующим основным направлениям:

    Стимулирование долгосрочных инвесторов, в том числе частных и институциональных;

    Стимулирование эмитентов к размещению и обращению финансовых инструментов в рамках МФЦ;

    Создание благоприятных условий для профессиональных участников финансового рынка;

    Поддержка связанных с МФЦ финансовых секторов, таких как управление активами, лизинг, факторинг, платежные системы;

    Повышение эффективности налогового администрирования.

    Дальнейшее совершенствование налогообложения операций на финансовом рынке будет осуществляться на основе баланса между стимулированием развития финансового рынка и соблюдением макроэкономической стабильности, обеспечивающей развитие всех секторов экономики страны.

    Тест.

    1. Ценная бумага - это:

    a)!!!законодательно установленный документ, удостоверяющий имущественные права и обязанности

    b)обязательство по продаже имущества

    c)контракт на сделку купли/продажи

    d)контракт на сделку купли/продажи биржевых товаров

    2. Рынок ценных бумаг - это:

    a)товарно-сырьевая биржа

    b)!!!рынок, на котором в качестве товара выступают ценные бумаги

    c)биржа ценных металлов

    d)разновидность аукционной торговли

    3. Долевыми ценными бумагами являются:

    b)облигации

    c)векселя

    d)фьючерсы

    4. Долговыми ценными бумагами являются:

    b)опционы

    c)!!!облигации

    d)депозитарные расписки

    5. Акция - это:

    a)!!!эмиссионная долевая ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении акционерным обществом и часть имущества, остающегося после его ликвидации.

    b) эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение установленных процентных выплат

    c)производная ценная бумага

    d)производная ценная бумага типа опциона

    6. Облигация - это:

    a) эмиссионная долевая ценная бумага

    b) производная ценная бумага

    c) производная ценная бумага типа фьючерса

    d)!!!эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или имущественного эквивалента

    7. Производные ценные бумаги - это:

    a)!!!ценные бумаги, стоимость которых является производной от динамики курсов базовых финансовых инструментов, например, акций и облигаций

    b) эмиссионные долевые ценные бумаги

    c) эмиссионные долговые ценные бумаги

    d)аналог векселей

    8. Фьючерс – это:

    a) эмиссионная долговая ценная бумага

    b) эмиссионная долевая ценная бумага

    c)!!!вид производной ценной бумаги в форме контракта между сторонами о будущей поставке предмета контракта

    d)аналог коносамента

    9. Опцион - это:

    a)!!!вид производной ценной бумаги в форме контракта, который дает владельцу право купить или продать фиксированное количество соответствующих финансовых активов по определенному курсу в конкретный период

    b) эмиссионная долговая ценная бумага

    c) эмиссионная долевая ценная бумага

    d) аналог векселей

    10. Мерой риска ценных бумаг является:

    a)коэффициент корелляции

    b)!!!стандартное отклонение доходности

    c)взвешенное среднее доходностей

    d)взвешенное среднее рыночных цен

    11. К основным видам ценных бумаг относятся:

    а)!!!акция, облигация, вексель, фьючерс, опцион

    b)договор купли/продажи, облигация, опцион

    c)доверенность на управление активами, опцион, фьючерс

    d)страховое свидетельство, акций, вексель

    12. Основными характеристиками ценных бумаг являются:

    a)дата выпуска, количество, цена погашения

    b)!!!номинальная стоимость, рыночная стоимость, доходность, риск, ликвидность

    c)купонный процент, ставка процента, количество, дата выпуска

    d) дивиденд, ставка процента, дата погашения

    13. Дивиденды – это:

    a) установленные выплаты по купонам акций

    b) прибыль от выручки предприятия

    c) прибыль от размещения векселей

    d)!!!часть чистой прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении

    14. Купон облигаций – это:

    a)!!!ставка процента, выплачиваемая эмитентом облигационного займа владельцу облигации

    b) прибыль от операций с ценными бумагами

    c) текущая доходность

    d) прибыль от размещения векселей

    15. Основными операциями с ценными бумагами являются:

    a) дилерские, посреднические, административные

    b) клиринговые, клиентские, административные

    c) посреднические, операционные, брокерские

    d)!!!эмиссионные, клиентские и инвестиционные

    16. Эмиссионные операции – это:

    a) торговые операции с акциями

    b) инвестиционные операции на фондовом рынке

    c)!!! пассивные операции, связанные с выпуском и первичным размещением ценных бумаг

    d) дилерские и клиринговые операции

    17. Инвестиционные операции предусматривают:

    a) !!!совершение на фондовой бирже сделок купли/продажи ценных бумаг

    b) совершение на товарной бирже сделок купли/продажи

    c) конвертацию валюты

    d) обналичивание денежных средств

    18. Клиентские операции - это:

    a) операции купли/продажи на товарных рынках

    b) операции с валютой

    c)!!! посреднические операции для обеспечения эффективного взаимодействия эмиссионных и инвестиционных операций

    d) операции обналичивания

    19. Брокерские операции - это:

    a)!!!операции по учету и ведению брокерского счета, посредничество при заключении сделок, консультирование и предоставление маржевых ссуд клиенту

    b) операции ведения реестра

    c) операции размещения ценных бумаг

    d) операции купли/продажи производных ценных бумаг

    20. Клиринговые операции - это:

    a) операции по размещению ценных бумаг на вторичном рынке

    b)!!!операции обеспечения безналичных расчетов по сделкам купли/продажи ценных бумаг

    c) операции по ведению реестра акций

    d) операции по ведению брокерского счета

    21. Ликвидность ценных бумаг - это:

    a)!!!способность быстрой и удобной их трансформации в денежные средства

    b) возможность конвертации

    c) возможность обналичивания

    d) возможность получения высокого дохода

    22. Определить курс (а также дисконт или премию) облигации с номиналом в 1000, если она реализована на рынке по цене 1065:

    a) 80; дисконт 20

    b) 91; дисконт 17

    c) 65; дисконт 80

    d)!!!106,5; премия 65

    23. Определить курс (а также дисконт или премию) облигации с номиналом в 1000, если она реализована на рынке по цене 1055:

    a)!!!105,5; премия 55

    b)1,85; дисконт 15

    c) 91; дисконт 17

    В число организаций, в отношении которых ФСФР проводятся мероприятия по контролю и надзору за исполнением законодательства РФ, включены:

    1) эмитенты;

    2) акционерные инвестиционные фонды;

    3) субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

    4) субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

    5) ипотечные агенты, управляющие ипотечным покрытием;

    6) специализированные депозитарии ипотечного покрытия;

    7) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

    8) управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

    9) специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

    10) бюро кредитных историй;

    11) жилищные накопительные кооперативы;

    12) специализированные депозитарии, управляющие компании и брокеры как субъекты отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;

    13) саморегулируемые организации организаций, полномочия по контролю и надзору за которыми ФСФР осуществляет на основании федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ (далее - саморегулируемые организации) (далее - организации).

    Центральный аппарат ФСФР вправе проводить проверки любых вышеуказанных организаций. РО ФСФР проводят проверки организаций, их обособленных подразделений, а также обособленных подразделений иных организаций, осуществляющих деятельность на подведомственных им территориях.

    РО ФСФР России только при получении письменных согласований (поручений) от ФСФР России проводят проверку деятельности следующих организаций:

    Профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (в том числе в качестве фондовой биржи), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, клиринговую деятельность, депозитарную деятельность в качестве расчетного депозитария;

    Профессиональных участников рынка ценных бумаг, информация о финансовом состоянии которых в оперативном порядке должна направляться в ФСФР (перечень устанавливается приказом ФСФР);

    Специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев ипотечного покрытия;

    Акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

    Управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

    Товарных бирж;

    Бюро кредитных историй;

    Эмитентов, регистрацию выпусков ценных бумаг которых осуществляет ФСФР России (перечень устанавливается приказом ФСФР России).

    Предусмотренные законодательством проверки организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, проводятся в соответствии с Положением, утвержденным Приказом ФСФР от 13 ноября 2007 года N 07-108/пз-н.

    ФСФР и ее региональные органы (РО ФСФР) проводит выездные и камеральные проверки. Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также совместными.

    Проверки соответствующих организаций проводятся работниками ФСФР и РО ФСФР самостоятельно, а также совместно с уполномоченными работниками федеральных органов исполнительной власти (инспекторы). К проведению плановых выездных проверок организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулируемых организаций управляющих компаний, привлекаются уполномоченные работники соответствующих саморегулируемых организаций.

    Под плановой выездной проверкой понимается проверка деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, включенная в план выездных проверок ФСФР России.

    Выездная проверка организации, не включенная в план выездных проверок ФСФР, является внеплановой. Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в случае поступления информации от органов государственной власти о наличии в деятельности организации нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР, и в случае получения от физических и/или юридических лиц информации, подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ.

    Внеплановая выездная проверка эмитента в виде наблюдения на общем собрании акционеров (наблюдение) проводится по месту проведения общего собрания акционеров и назначается для проверки исполнения эмитентом требований законодательства об акционерных обществах при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров, законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг или в случае поступления в ФСФР (РО ФСФР) жалоб, обращений, заявлений или иной информации, содержащей сведения о возможном нарушении законодательства РФ и/или прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг при подготовке и проведении общего собрания акционеров эмитента.

    Совместной выездной проверкой является плановая или внеплановая выездная проверка деятельности организации группой инспекторов, в состав которой включены по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами уполномоченные ими работники.

    ФСФР может проводить выездные проверки совместно со следующими федеральными органами исполнительной власти:

    Министерством внутренних дел РФ;

    Министерством обороны РФ;

    Министерством регионального развития РФ;

    Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

    Федеральной службой безопасности;

    Федеральной службой по финансовому мониторингу;

    Федеральной налоговой службой;

    Федеральной антимонопольной службой.

    Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР (РО ФСФР) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений. Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР (РО ФСФР).

    Отдельные надзорные мероприятия ФСФР, а именно проверка сведений, изложенных в поступающих в ФСФР жалобах и обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, действующих в сфере ее деятельности, проводятся без назначения камеральной проверки путем затребования у этой организации (и/или у иных поднадзорных ФСФР организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации) необходимых объяснений, информации и документов, относящихся к деятельности проверяемой организации.

    В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации, связанной с иными поднадзорными ФСФР организациями, ФСФР (РО ФСФР) могут быть запрошены у этих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемой организации.

    В случае выявления при проведении проверки нарушений организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не относится к компетенции ФСФР, материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий надзорный орган.

    Процедура проведения проверок определяется в соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (утвержден Приказом ФСФР от 13 ноября 2007 года N 07-107/пз-н).