Работа: Картель и сговор. Сговор и картель

Риск обострения конкуренции, начала ценовых войн толкает фирмы к сговору с целью поддержания цен, достижения стабильности и согласованности действий. Формой такого сговора считается картель.

Картель это группа самостоятельных фирм, которые согласуют свои решения по поводу цен и объемов производства так, как если бы они представляли собой единую монополию.

Картель создается с целью поддержания цен на высоком уровне и обеспечения сто участникам сверхприбыли. Наиболее слабое звено в деятельности картеля – проблема согласования решений между его членами.

Для образования картеля необходимы следующие условия.

  • 1. Вход на рынок должен быть закрыт для новых, не входящих в картель, компаний. В противном случае, после того как участники картеля поднимут цену, начнется приток новых фирм в отрасль, которых привлекут более высокие цены. Предложение возрастет, и цена упадет ниже монопольного уровня.
  • 2. Руководители всех участников картеля должны оценить рыночный спрос и определить, какой общий объем выпуска продукции должен соответствовать установленной высокой цене.
  • 3. Установить квоты для каждого члена картеля с тем, чтобы суммарный объем производства всеми членами картеля не превысил установленный.
  • 4. Определить правила и контроль над соблюдением установленных квот.

Самый известный пример международного картеля – Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Он контролирует объемы выпуска сырой нефти, устанавливает квоты для своих членов с целью контролировать цепы и увеличивать прибыли.

Существуют и другие группы компаний, функционирующие по типу картеля. Например, соглашение картельного типа прослеживается в практике международного линейного морского судоходства. На протяжении более 50 лет основой организации рынка линейного судоходства были морские линейные фрахтовые конференции, которые регулярно обслуживали устойчивые потоки между крупнейшими портами мира на всех континентах.

Компании, входившие в ту или иную конференцию, договаривались о совместной эксплуатации регулярных морских линий. Они устанавливали единое расписание движения судов, правила для клиентов (букирования тоннажа и расчетов), определяли цены на перевозки и устанавливали квоты для участников картеля. Цены на перевозки подлежали открытой публикации. Однако в соответствии с антимонопольным законодательством ЕС на основании положения Еврокомиссии № 4056/86 с 18 октября 2008 г. все фрахтовые конференции подлежат ликвидации. Это, однако, не ликвидировало сговор компаний, которые ранее юридически входили в те или иные фрахтовые конференции. Формально "независимые" компании продолжают работать по близким по уровням тарифам и на практически одинаковых условиях, хотя им теперь сложнее договариваться друг с другом о квотах (разделе рынка – грузовой и клиентской базы).

В большинстве стран мира действуют антимонопольные законы, ограничивающие возможность крупных компаний контролировать рыночные цены. Однако это не служит препятствием осуществления крупными компаниями ценового сговора, заключенного тайно в устной форме. Главное – создать видимость рыночной конкуренции, обойти тем самым антимонопольные законы. При этом участники тайных соглашений вынуждены идти на взаимные уступки в целях обеспечения общих интересов, развивать формы неценовой конкуренции (дополнительные услуги, послепродажное обслуживание и т.п.).

Соглашения присутствуют и на рынке международных воздушных перевозок как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Согласно двусторонним межправительственным соглашениям о международном воздушном сообщении правительства государств "назначают" уполномоченных воздушных перевозчиков, которые будут работать на основных линиях, связывающих главные пассажиропотоки указанных стран. Эти назначенные перевозчики заключают "соглашения о пуле", т.е. оговаривают расписания полетов, их регулярность и ценовые тарифные ограничения. Например, в "не сезон", купив билет на рейс Аэрофлота и направляясь в Мадрид, пассажир, подходя к стойке регистрации в аэропорту, вдруг узнает, что полетит совместным с авиакомпанией Иберия рейсом. Хотя самолет будет всего один, например, воздушное судно Аэрофлота. И экипаж будет российским. Но в "соглашениях о пуле" авиакомпаниям, в них участвующим, придется делиться частью заработанных прибылей и убытков, а также всем объявлять, что пассажиры летят объединенным рейсом. На рынке воздушных перевозок такая организация рынка называется кодшерингом (англ. code share agreement ).

Многосторонние воздушные союзы хорошо известны пассажирам, много и часто летающим на зарубежных рейсах. Все они "зарабатывают и экономят мили", так как получив соответствующую карточку, участвуют в программах тех или иных международных авиаальянсов. Участники авиационных альянсов не называют их формой картельного сговора, хотя по экономическим и организационным признакам они таковыми, безусловно, являются. К наиболее известным альянсам сегодня относятся: Star Alliance, Sky Team, Oneworld . Например, Аэрофлот, участвующий в альянсе Sky Team , обязан использовать совместные со своими партнерами рейсы, согласовывать с ними расписания полетов, применять разработанную альянсом единую систему бронирования. Формально тарифного сговора между членами альянса не существует, но по сути он, безусловно, присутствует. Об этом свидетельствуют бонусные программы, когда сэкономленные мили одного перевозчика могут быть использованы на рейсах других перевозчиков, входящих в альянс. Кроме того, альянсы помогают авиакомпаниям проникать на новые рынки. Например, на воздушный рынок США, доступ на который имеют право только авиакомпании, оговоренные в международных соглашениях между США и европейскими странами, могут проникнуть и другие члены альянсов посредством того же код-шеринга.

Как уже отмечалось, картель выступает на рынке как единая монополия. Он устанавливает картельную цену и объем производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки. На рис. 12.8, а максимальная прибыль картеля в целом достигается при цене Р и объеме производства Q. Если бы картель не существовал, то все фирмы, в него входящие, действовали бы автономно и цены и объем выпуска установились бы на конкурентном уровне. На рис. 12.8, а это, соответственно, Р1 и Q1 .

Рис. 12.8. Цена и объем производства картеля в целом (а) и входящей в него фирмы (б)

Вместе с тем для каждой фирмы, входящей в картель, картельная цена Р воспринимается как данная извне. На рис. 12.8, б изображена ситуация с позиций каждой фирмы. Мы видим, что при картельной цене Р выпуск продукции фирмой ограничен объемом q. Однако фирме выгодно увеличивать собственный объем производства, поскольку равенство предельного дохода и предельных издержек при цене Р достигается при большем объеме, а именно q2. Здесь возникает противоречие между интересами фирмы как участницы картеля (максимизация прибыли картеля в целом и всех фирм, в него входящих) и индивидуальными интересами фирмы, которая может еще больше увеличить свою прибыль, нарушив картельное соглашение первой. Если все фирмы нарушат правила картеля, то цена установится на конкурентном уровне и составит P1 . Поэтому центробежные силы внутри картеля экономически вполне обоснованы.

Как мы видим, поведение фирм на рынках олигополии носит весьма противоречивый характер. Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности фирм в этих условиях.

Содержание

1.

2.

Сущность и виды картелей…………………………………… стр.1

3.

Образование и функционированиекартеля………………… стр.4

4.

Законодательное регулированиекартелей………………… стр.7

5. Список литературы………………………………………….…стр.9

Введение

В российской рыночнойэкономике, которая все еще находится в стадии развития, и в которой основнымвидом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще ссоветских времен, такое явление как картели, картельные соглашения встречаетсядовольно редко. Тем более, что российское антимонопольное законодательствозапрещает прктически все (за небольшим исключением) виды картельных соглашений – об этомподробнее будет рассказано в Разделе 3.

С одной стороны это можетбыть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике развитых капиталистическихстран (США, Германии, Японии) с более совершенным антимонопольнымзаконодательством и грамотным государственным регулированием существует многопримеров, когда картели не только не приносили вреда, но и давали немалыйположительный эффект.

Так например картельныесоглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяет имудержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчает им выходна внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются также с цельюпреодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса ипредложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов). Всеэто конечно происходит в условиях жесткого контроля со стороны государства,который исключает возможные негативные последствия.

Возможно, со временемтакая практика будет применяться и в нашей стране, тем более что российскиемалые и средние предприятия очень нуждаются в поддержке.

В данной работерассмотрены основные виды, условия возникновения и функционирования картелей, а также некоторые аспекты законодательного регулирования этихпроцессов.

1.

Сущностьи виды картелей

Картель – это ограничивающееконкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономическиостаются самостоятельными.

¨

Субмиссионныйкартель– объединяетпредпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения нагосударственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятияво время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядкеочередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во времяторгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию почерезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваютсякомпенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».

¨

Картель,согласующий только единые условия продажи (но не цены)– устанаваливает для всех предприятий-участниковопределенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроковпоставок, условий оплаты и т.д.

¨

Картельсогласованных размеров скидок– определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.

¨

Картельминимальных цен– определяетцены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.

¨

Картельединой цены - устанавливает единые для всех членов картеляцены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если всевходящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к.иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически впрошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группапредприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (напримеруголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемоготипа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отраслиизбыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путемсогласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это частоприводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.

¨

Квотовыйкартель - выделяеткаждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, котораяне может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количествопродукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Крометого, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники,заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышениеустановленных производственных квот карается штрафом, определенным картельнымдоговором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными,квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.

¨

Синдикат– самая «жесткая» форма картеля. Реализацияпродукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам,принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены обязаны поставлятьвсю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможностьконтролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукцииотдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер,вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

¨

Региональныйкартель– соглашения междупредприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодарячему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.

¨

Экспортныйкартель– соглашение поусловиям сбыта продукции на иностранных рынках.

¨

Импортныйкартель – соглашениеимпортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.

¨

Картельспециализации– каждый егоучастник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов.Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынкеопределенной продукции.

¨

Картельструктурных кризисов–соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертываниепроизводственных мощностей при устойчивом, не обусловленном коньюктуройсокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во времяциклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложенияна продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданнойпродукции), цены падают ниже среднеотраслевой себистоимости и значительноечисло предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случаекомпании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузкимощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.

¨

Объединениемалых и средних предприятий–служит для повышения их конкурентных шансов.

Таким образом мы видим,что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из нихсоздаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбиванияконкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи – чтобывыйти из кризиса и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать какнегативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы,связанные с образованием и деятельностью картелей подлежат законодательномурегулированию и прямому государственному контролю.

2.Образование и функционирование картеля

Рассмотрим процессобразования и функционирования квотового картеля.

Предположим в некоторойместности несколько производителей стандартизированной подукции хотятобразовать картель. Допустим, что есть 15 региональных поставщиков данногопродукта. Фирмы назначают цену равную средним издержкам. Каждая из фирм боитсяподнять цену из опасения, что другие не последуют за ней и ее прибыли станут отрицательными. Допустим,что выпуск находится на конкурентном уровне Qc(График 1), соответствующему размеру выпуска, прикотором кривая спроса пересекает кривую МС, являющейся горизонтальнойсуммой кривых предельных издержеккаждого продавца. Кривая МС была бы кривой спроса, если бы рынок был полностью конкурентным. Каждая фирмавыпускает 1/15 часть общего выпуска Qc.

P


Pm

Pc E


MR

P


AC MC

Pm A F

C B


H G

MR`


Первоначальное равновесие существует в точке Е. Конкурентная цена равна Рс.При этой цене каждый производитель получает нормальную прибыль. При картельнойцене Pm, каждая фирма могла бы получать максимальные прибыли, устанавливая Pm=MC. Если все фирмы поступят так, то будетизбыточное количество цемента, равное QmQединиц в месяц. Цена упала бы до Рс. Чтобы поддержать картельную цену, каждаяфирма должна производить не больше, чем величина квоты qm.

Для установления картелянеобходимо сделать следующие шаги.

1.Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобыпредотвратить продажу товара другими фирмами после повышения цены.Еслибы был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы новыхпроизводителей. Следовательно, предложение возрасло бы, а цена упала бы нижемонопольного уровня, который стремиться поддерживать картель.

2.Организовать встречу всех производителей данного вида товара, для установления совместныхориентиров по общему уровню выпускапродукции.Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитавпредельный доход для всех уровней выпуска. Выбрать выпуск, для которого MC=MR(предполагается, чтоу всех фирм одинаковые издержки производства). Монопольный выпуск будекмаксимизировать прибыли у всех продавцов.Это изображено на Графике 1. Криваяспроса на товар в регионе - D. Предельный доход, соответствующийэтой кривой, - MR. Монопольный выпуск равен Qm, что соответствует пересечению MRи MC. Моопольная ценаравна Pm.Текущая цена равна Рс, а текущий выпуск Qс. Следовательно, текущее равновесие является таким же, как конкурентное.

3.Установить квоты каждому члену картеля.Поделить общиймонопольный выпуск, Qm, между всеми членамикартеля. Например, можно дать указание каждой фиирме поставлять 1/15 Qmкаждый месяц.Если бы у всех фирм были одинаковыефункции издержек, то это было бы эквивалентно тому, чтобы рекомендовать фирмамуравновешивать производство до тех пор, пока их предельные издержки несравнялись бы с рыночным предельным доходом (MR`). Дотех пор, пока сумма месячных выпусков всех продавцов равна Qm, можно поддерживать монопольную цену.

4.Установить процедуру проведения утвержденных квот в жизнь.Этот шаг является решающим для того, чтобысделать картель работоспособным. Но его очень трудно реализовать, т.к. у каждойфирмы есть стимулы расширять свое производство при картельной цене, но если всеувеличат выпуск, то картель обречен, т.к. цена вернется к свому конкурентномууровню. Это легко показать. График 2 показывает предельные и средние издержкитипичного производителя. До осуществления картельного соглашения фирма ведетсебя так, как будто спрос на ее выпуск при цене Рс является бесконечно эластичным. Она боится поднять цену изопасения потерять все свои продажи в пользу конкурента. Она выпускаетколичество продукта, равное qc. Поскольку всефирмы поступают так же, то отраслевой выпуск составляет Qс, что является величиной выпуска, которыйсуществовал бы при совершенной конкуренции. При вновь установленной картельнойцене фирме разрешен выпуск qmед. продукта, соотв. точке, в которой MR`равняется предельным издержкам МС каждой отдельной фирмы. Допустим, чтовладельцы любой из фирм полагают, что рыночная цена не понизится, если онибудут продавать больше, чем это количество.Если они воспринимают Рm, какцену, лежащую за пределами их влияния, то их максимизирующим прибыль выпускомбудет q`, при котором Pm=MC. При условии, чторыночная цена не уменьшается, фирма может путем превышения своей квотыувеличить прибыли с PmABCдо PmFGH.

Отдельная фирма может оказаться в состоянии превышать свою квоту без ощутимого снижениярыночной цены. Предположим, однако, что все производитель превышают свои квоты, чтобы максимизировать свои прибылипри картельной цене Pm. Отраслевой выпускувеличился бы до Q`, при котором Pm=МС.В результате чего существовал бы избыток продукта, т.к. спрос меньшепредложения при этой цене. Следовательно, цена будет падать, пока не исчезнетизбыток, т.е. до уровня Рс. ипроизводители вернулись бы к тому уровню, с которого они начинали.

Картель обычно установиливает штрафы для тех, кто обходитквоты или другие условия картельного соглашения. Но основная проблемазаключается в том, что, как толькоустанавливается картельная цена, отдельные фирмы, стремящиеся максимизироватьприбыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картельраспадается, т.к. экономические прибыли падают до нуля.

Похожая ситуация сложилась, например, в ОПЕК(Организация Стран Экспортеров Нефти), крупнейшем международном картеле, надолю которого приходится более 40% мирового экспорта нефти. В 1997 годупрошлого года цены нанефть стран ОПЕК упали с 23до 17долларов за баррель, несмотря на все попытки ее удержать. Причиной падения сталонарушение квот некоторыми членами ОПЕК, в том числе Венесуэлой и Нигерией, надолю которых пришлось, соответственно, 40% и 20% избытка нефти. Венесуэла не впервый раз делает это, считая, что система квот изжила себя, превратившись вмеханизм добровольной сдачи позиций ОПЕК на рынке в пользу нефтедобывающихстран, не являющихся ее членами. Крахтакому сильному картелю, как ОПЕК, конечно не грозит, но так как остальныестраны участники продолжают придерживаться квот, прибыли их значитеельноснизились.

Этот факт является также примером того, что картели частосталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене иуровне выпуска.Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться обоценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержкипроизводства.Т.е. фирмы с более высокими средними издержками добиваются болеевысоких картельных цен.

3.Законодательное регулирование картелей

В соответствиис Законом Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1

«#P 3 0 1 1 9003293 01000000000000000000#G0О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями идополнениями на 25 мая 1995 года) все картели в принципе запрещены:

«1. Запрещаются и вустановленном порядке признаются недействительными полностью или частичнодостигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующиххозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) всовокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такиесоглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатомограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия),направленные на (абзац в редакции,введенной в действие с 30 мая 1995 года #M12293 3 9011788 1430634421 2555264038 4294967274 1207665452 4 3112741960277821465 2428756068Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ#S):

Установление(поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

Раздел рынка потерриториальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортиментуреализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Ограничение доступа нарынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцовопределенных товаров или их покупателей (заказчиков);

Отказ от заключениядоговоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».

«3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия)хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключениемпрямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаныправомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект отих действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативныепоследствия для рассматриваемого товарного рынка

(пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года #M12293 1 9011788 1430634421 25552640384294967274 1207665452 4 3112741960 277821465 2428756068Федеральнымзаконом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ#S).»

Этим,в общем то, федеральное законодательство и ограничилось. Все остальные вопросыи нюансы толкования п.3 вышеуказанного закона находятся в веденииГосударственного Антимонопольного комитета, обладающего почти неограниченнойвластью. Пункт или статья, подобные п.3 есть и в антимонопольных законах другихстран, но в нашем случае из-за довольно размытой формулировки и отсутствиипрямых, конкретных исключений, предприятиям (как мне кажется) довольнозатруднительно реализовать свое право на практике.

Поэтому в данном вопросе российскимзаконодателям следует брать пример с Японии. Специфика японскогоантимонопольного законодательства состоит как раз в наличии большого числаконкретных и четко сформулированных исключений, освобождающих целые отрасли игруппы предприятий от действия основной статьи антимонопольного закона напостоянных началах или в качестве временной меры.

Исключенияэти состоят в следующем.

Во-первых,исключение дается для внешнеторговой деятельности, где согласно закону обэкспорте и импорте от 1952 г.,разрешены экспортные и импортные картели. Это связано с таким специфическимусловием Японии, как высокий уровень концентрации внешнеторговых потоков вруках крупных универсальных торговых домов. Картелирование разрешено для мелкихпредприятий, чтобы обеспечить им доступ на внешние рынки. Им также разрешенацелевая кооперация для деятельности внутри страны.

Во-вторых,антимонопольный закон разрешает международные соглашения о патентах и авторскихправах, о покупке лицензий и ноу-хау с ограниченными условиями, касающимисясбыта продукции.

В-третьих,разрешено создание «картелей структурных кризисов» на время резких спадовпроизводства сроком до 6 месяцев (но с возможным продлением), а также длямодернизации отраслей промышленности в тех случаях, когда отраслям необходимамассовая смена технологий, свертывание неперспективных производств,специализация производств и стандартизация продукции. В этих случаяхпредприятиям разрешается на определенный срок согласовывать объмы делатьсовместные закупки сырья, перевозки, вести обмен патентами и техническойинформацией, совместно использовать складские мощности и пр., что в обычныхусловиях запрещается.

Легальныекартели существуют гласно, открыто, оформляются законами о льготных режимах,устанвливающими ответственность с обеих сторон и подлежат контролю всоответствии с законами. В законах оговариваются конкретные мощности, капиталовложения, виды льгот и сроки действияльгот. По окончании срока льготы отменяются. Картель распускается, как толькораночные условия улучшаются и задача картеля выполнена.

Припомощи легальной картельной практики в Японии в 1955-1970 гг. была успешнопроведена модернизация черной металургии, угледобывающей промышленности,судостроения, нефтепереработки, производства химических удобрений, а в1978-1988 гг. выполнены две крупные программы модернизации и частичногосвертывания отраслей, пострадавших от повышения цен на нефть (нефтехимия,цветная металлургия).

Использованиелегальной картельной практики под надзором антимонопольной администрации длясвертывания и модернизации нерентабельных производств не имеет аналогий не водной стране мира. Везде нерентабельные предприятия становятся бременем длягосударственного бюджета и для общества в целом (! а уж в России тем более!).Следует хотя бы попытаться внедрить такую практику в нашей стране. Возможно,ничего и не получится, так как у нас БОЛЬШИНСТВО промышленных предприятийнерентабельны, но даже небольшие результаты в разрешении этой проблемы принесут огромную пользу дляэкономики.

Список литературы

1.

Г. Шмален «Проблемы организации и экономикипредприятия» Москва, «Финансы и статистика», 1996 г.

2.

А.В.Лансков,И.Г.Окрепилова «Антимонопольная политика и регулирование естественныхмонополий» Санкт-Петербург, изд. СПбГУЭФ, 1997 г.

3.

«Монополизм и антимонопольная политика», Москва,«Наука», 1993 г.

4.

П.И.Гребенников,А.И.Леусский, Л.С.Тарасевич «Микроэкономика», изд. СПбГУЭФ,1996 г.

Под ред. А.В. Сидоровича

Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 18. Модели несовершенной конкуренции

Модель картеля

Трудности диагностирования реакции конкурентов на олигополистических рынках усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.

Картель - это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цен (фиксация) с целью получения монопольной прибыли.

Представим отрасль из двух фирм, выпускающих одинаковую продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной отдаче от масштаба (рис. 18.4). Если бы фирмы взаимодействовали на принципах совершенной конкуренции, то конкурентное предложение составило бы Qk при цене Pk, a каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска Qkr и фиксации цены на уровне Рkr, могли бы получать экономическую прибыль равную монопольной (затемненная фигура).

Следовательно, для получения монопольной прибыли фирмы должны координировать свою деятельность так, чтобы их совместный выпуск равнялся рыночному спросу для установленной монопольной цены.

Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения (рис. 18.5).

В случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Q k при цене Р k , а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При достижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить предложение до Q kr и продавать свою продукцию по установленной картельным соглашением цене Р kr , что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MR kr . Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут производить в объеме определенных для участников картеля квот q kr . Проблема, однако, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль максимизируется при Р kr = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q. Если все члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до Q 1 , а рыночная цена упадет до Р k и экономическая прибыль фирм отрасли снова станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.

Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая же реализация такого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и наложения санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.

Рис. 30.1. Естественная монополия и ее регулирование Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или мест-

ная власть) берет на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

Существует несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».

Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.

Например, минимизация потерь в эффективности обеспечивается путем ценообразования по Рамсею. Франк Рамсей (1903–1930) опубликовал в 1927 г. свою знаменитую статью, суть которой сводится к следующему. Предположим, что естественная монополия выпускает продукцию нескольких видов. На каких условиях необходимо установить цены, которые были бы выше предельных издержек и позволяли бы достигать безубыточности естественной монополии в целом, чтобы потери в экономической эффективности были минимальны? На этот вопрос дается такой ответ: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Это правило в математической форме можно представить следующим образом:

Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»

где Рi – цена товара; МСi – предельные издержки выпуска товара i; еi – эластичность

спроса на товар i по его цене; к – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности). Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услуг в равном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общим издержкам.

Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»

Вопрос 31 Монополистическая конкуренция:

определение объема и цен.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Понятие «монополистическая конкуренция» восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина, опубликованной в 1933 г.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

б) свободные вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции

Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей, с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D) и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис. 31.1).

Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»

Рис. 31.1. Спрос на продукцию монополистической фирмы В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизи-

рующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рис. 31.2).

Рис. 31.2. Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции В долгом периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при

котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис. 31.3).

Рис. 31.3. Длительное равновесие монополистической конкуренции Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (ОРЕ ) и объ-

еме выпуска (OQ,E ), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом

Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»

Чемберлин является почетным доктором многих университетов, членом Американской экономической ассоциации (вице-президент в 1944 г.), Королевской экономической ассоциации (вице-президент в 1943 г.).

Работа Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» издана в русском переводе в Москве в 1959 г.

Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»

одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену.

К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

Модели олигополии Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая

фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.

Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

В США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.

Наиболее известный международный картель – это картель Организации стран – экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в 1960 г. В 1973 г. он впервые использовал свою силу, чтобы наложить эмбарго на поставки нефти. Тогда цена барреля сырой нефти утроилась. В течение 70-х гг. ОПЕК успешно контролировал экспорт сырой нефти. Но к середине 80-х гг. образовался избыток нефти и цена резко упала до менее чем $10 за баррель вместо $30 в 1979 г.

Модель ценового лидерства. На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.

Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.

Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как в картелях они регулируются квотами и/ или размежеванием рынка.

Различают два основных типа ценового лидерства:

а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;

Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»

б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

Модель дуополии Курно. Впервые модель дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуаном Огюстеном Курно в 1838 г.

Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей. Экономические модели дуополии полезны для того, чтобы показать, как предположение отдельного продавца относительно ответа конкурента влияет на равновесный выпуск.

Модель дуополии Курно допускает, что каждый из двух продавцов предполагает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным на текущем уровне. Модель Курно исходит из того, что продавцы не узнают о своих ошибках.

Существуют различные модификации модели дуополии: модель Чемберлина, модель Штакельберга, модель Бертрана, модель Эджуорта.

Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. «Микроэкономика»

Вопрос 33 Картель.

КАРТЕЛЬ – форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, – это проблема согласования решений между фирмами-чле- нами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

а) убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;

б) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;

в) установить квоты каждому члену картеля; г) установить процедуру проведения утвержденных квот.

Картели устанавливают штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории.

В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям: а) картели с целью контроля условий продаж; б) картели с целью установления цен;

в) картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и потребителей; г) картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей.

Выделяют два основных типа картелей: а) картели, преследующие цель максимиза-

ции совокупной, или отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.

Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли. Предположим, что в отрасли действует п идентичных во всех отношениях фирм, кривые SATC и МС которых изображены на рис. 33.1. Условие МС = Р выполняется при выпуске q c , который является

оптимальным. Рыночная цена Рс , на которую ориентируются фирмы, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MCΣ ), представля-

ющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 33.2). Выпуск отрасли, как видно на рис. 33.2, составит QC = nqc , а прибыль каждой фирмы соста-

вит сумму, равную площади прямоугольника СС РС АВ (рис. 33.1).

Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и/или распределения долей рынка, исходя из его географических или каких- либо иных характеристик. Картель может состоять из ряда предприятий какой-либо одной или нескольких стран. Первый тип картелей был особенно распространен в Германии и Европе вообще, второй тип часто образуется и санкционируется правительствами многих стран. Хорошо известным примером картелей второго типа является Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). В США, где легальные картели запрещены уже более ста лет, известны нелегальные, тайные картельные соглашения. Основная проблема картелей достаточно проста. Оли- гополисты как группа всегда будут заинтересованы в сговоре, олигополисты как отдельные субъекты всегда будут заинтересованы в том, чтобы нарушить достигнутую договоренность. Стимул в том и в другом случае один и тот же - прибыль. Рассмотрим два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и картели, ставящие своей целью распределение и фик-сацию рыночных долей. 11.3.1.1. КАРТЕЛИ, ПРЕСЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛЬ МАКСИМИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ПРИБЫЛИ Из главы 9 мы знаем, что в условиях совершенной конкуренции предприятие максимизирует свою прибыль, когда его предельные затраты равны рыночной цене (МС = Р), а характеристичным признаком совершенно конкурентного рынка является малость и множественность продавцов. Назовем квазиконкурентным поведение продавцов, придерживающихся того же принципа уравнивания предельных затрат и цены, но действующих на таком рынке, где вместо малости и множественности продавцов имеет место их крупность и немногочисленность. Иначе говоря, представим себе олигополию, но такую, где продавцы руководствуются правилом МС = Р, не принимая в расчет возможной реакции на свои действия со стороны соперников. Допустим, что в отрасли действует п идентичных во всех отношениях таких квазиконкурентных предприятий, кривые Р,С МС D D Q MRt Рис. 11.10. Квазиконкурентное предприятие и картель. б SATC и МС которых представлены на рис. 11.10, а. Очевидно, что условие МС = Р выполняется при выпуске qc, который и является квазиконкурентно оптимальным. Рыночная цена Рс, на которую ориентируются квазиконкурентные предприятия, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MCE), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 11.10,6). Квазиконкурентный выпуск отрасли, как видно на рис. 11.10, б, составит Qc = nqc, а прибыль каждого квазиконкурентного предприятия составит сумму, равную площади прямоугольника СсРсАВ (рис. 11.10, а). Теперь представим, что все п предприятий объединились в картель, который будет вести себя на рынке подобно монополии с несколькими (п) заводами (раздел 10.5). Оптимальным выпуском картеля будет Qn, а оптимальной ценой - Рт (рис. 11.10, б). Поскольку Qm картель предприятию будет установлена квота производства продукции qh картелировании. Но после того как картельное соглашение будет достигнуто и будет установлена монопольная цена, Рт, каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытом нарушении установленной квоты. В самом деле, если ему удастся лпотихоньку продать j[ > qk продукции по цене Рт, его прибыль будет еще больше. Она составит СРтМ"К", что значительно выше той, которая была бы получена при соблюдении установленных квотой ограничений на величину выпуска и продаж. Если же такой скрытой политике последуют и другие кар-телированные предприятия, рыночная цена продукции быстро упадет и после возможных колебаний вновь вернется к квазиконкурентному уровню, Рс. Таким образом, то же самое стремление к прибыли, которое и побудило квазиконкурентные предприятия к образованию картеля, приведет к его распаду. Более того, картелированным предприятиям станет выгодным не только нарушать установленные квоты выпуска и продаж, но и продавать продукцию лналево по более низкой, чем установленная картельным соглашением, цене (Р картеля, поскольку предел повышения цены (Р на рис. 11.10, б) может оказаться столь близким к уровню квазиконкурентной цены, Рс, что добавочная прибыль не оправдает хлопот по достижению картельного соглашения и дополнительных затрат на выпуск запрашиваемой рынком продукции, объем которой при цене Р картелизации (Германия) или принудительного син- дицирования (Россия). Для того чтобы предотвратить (или по крайней мере огра-ничить) стремление предприятий к нарушению установленных соглашением квот и/или цен, а тем самым и угрозу развала картеля, те, кто заинтересован в его стабилизации, должны будут централизовать все управление картелированными предприятиями, лишив их статуса самостоятельных юридических лиц. Это предполагает переход к более высокой форме сговора - тресту. Вырождение простого сговора в трест произошло впервые в США в 1882 г. при образовании знаменитой нефтяной компании лStandart Oil. Ее назвали трестом потому, что вошедшие в нее (т. е. трестифицированные) компании передали ведение всех своих дел совету уполномоченных, или доверенных лиц (англ. trustees). Модель такого централизованного картеля, или треста, подобна модели монополии с несколькими заводами, рассмотренной в разделе 10.5. Заметим здесь лишь, что для эффективного управления подобной многозаводской (англ. multiplant) монополией необходима полная и совершенная информированность управляющих ею об индивидуальных функциях затрат трестированных предприятий, тогда как у последних появляется заинтересованность в сокрытии и/или искажении информации о затратах, предоставляемой центральному органу управления трестом. 11.3.1.2. КАРТЕЛИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ РЫНКА Картелями, регулирующими размежевание рынка, Д. И. Пихно называл стачки, имеющие своей целью распределение рыночных долей между лстакнувшимися, т. е. то, что в современной англоязычной литературе известно как market-scharing cartels. Если два картелированные предприятия идентичны по уровню и структуре затрат, рыночные доли могут быть распределены между ними поровну (qx = q2 = 0.5Q) при единой монопольной цене. Если же затраты предприятий существенно различны, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и, что особенно важно, нестабильны. В этом случае рыночные доли определятся в ходе торга (англ. bargaining), неизбежно возникающего между олигополистами. Поэтому решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня затрат входящих в картель предприятий, но и от их способности к выторговыванию (англ. bargaining skill) квоты и доли рынка. Другой распространенный метод размежевания рынка допускает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Такая практика сегментации рынка распространена и на межотраслевом уровне. Любой курильщик знает, что, скажем, сигареты лMarlboro, произведенные на одной из табачных фабрик России, существенно отличны от сигарет той же марки, произведенных в США. Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, - это закрытая модель, как и многие другие модели олигополии. Если прибыль, получаемая картелированными предприятиями, высока, она может стимулировать вход новичков на данный рынок, но не вступление их в картель. Напротив, установив несколько более низкую цену, чем назначенная картелем, они смогут захватить определенную долю рынка. Чтобы сохранить свою долю рынка, картелю придется несколько понизить цену или начать ценовую войну против новичка с трудно прогнозируемым исходом.