Государственный бюджет российской федерации на год. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации

Бюджет России на 2015-2017 годы будет дефицитным. Расходы на оборону и госуправление растут, а на образование, здравоохранение и социальное обеспечение сокращаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе», проанализировавшие главный финансовый документ страны

В начале сентября правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Бюджет основан на базовом (консервативном) сценарии экономического развития на ближайшие три года. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ считают представленный главный финансовый документ страны «достаточно оптимистичным».

Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы, в % к ВВП

2012 2013 2014 2015 2016 2017
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы 20,7 19,5 19,9 19,4 18,9 18,3
Расходы 20,7 20 19,5 20 19,5 18,9
Дефицит -0,1 -0,5 0,4 -0,6 -0,6 -0,6

Источник: Минфин России

Доходы снижаются, а расходы снизить не удается, констатировали эксперты. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении ненефтегазовых доходов. Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами.

Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем ненефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Ну и напоследок Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.

Траты на образование подрежут

При подготовке бюджета были приложены титанические усилия по оптимизации структуры расходов и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Некоторые предложения Минфина, например, об отмене выплат фиксированной части пенсии, не были поддержаны правительством.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг. , в % к общему объему расходов

2012 2013 2014 2015
Общегосударственные вопросы 6,25 6,38 7,04 7,18
Национальная оборона 14,06 15,77 17,73 19,37
Национальная безопасность 14,3 15,45 14,85 13,91
Национальная экономика 15,27 13,86 15,71 17,58
ЖКХ 1,77 1,33 0,9 0,82
Образование 4,68 5,04 4,65 3,95
Здравоохранение 4,76 3,76 3,84 2,72
Социальная политика 29,94 28,73 24,99 25,38
Межбюджетные трансферты 4,65 5,01 5,6 4,38
Обслуживание государственного долга 2,48 2,7 3,1 2,95
Прочие разделы 1,83 1,98 1,59 1,76

Источник: Минфин России, газета «Ведомости»

В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя. Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.

Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.

При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря но то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС. Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%.

Дорогой Крым

Резкое увеличение расходов на национальную экономику в 2015 году требует специального комментария, отметили эксперты.

Таблица 3. Структура расходов на национальную экономику по подразделам, млрд. руб.

2014 г. 2015 г.
Всего 2193 2722
Открытая часть 2161 2529
Общеэкономические вопросы 363 172
Топливно-энергетический комплекс 8 7
Исследование космического пространства 28 37
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 40 40
Сельское хозяйство и рыболовство 159 155
Водное хозяйство 17 16
Лесное хозяйство 7 33
Транспорт 254 333
Дорожное хозяйств 498 635
Связь и информатика 35 31
Прикладные научные исследования в области национальной экономики 206 207
Другие вопросы в области национальной экономики 545 862
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

  • Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
  • Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития общественной инфраструктуры
  • Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/

К началу марта Минфин должен подготовить предложения по поправкам в федеральный бюджет на 2015 год с учетом нового макроэкономического прогноза и антикризисного плана правительства. Уточненный прогноз исходит из среднегодовой цены нефти Urals на уровне 50 долларов за баррель, вместо 96 долларов, заложенных в закон о бюджете на 2015 год, и курса доллара в 61,5 рубля вместо 49 рублей за доллар. Доходы бюджета в результате, по расчету Минэкономразвития, могут снизиться на 2,3 триллиона рублей.

Спад российской экономики в текущем году, согласно уточненным данным, составит 3% ВВП вместо прогнозировавшихся ранее 0,8%, инфляция ускорится до 12,2% вместо ожидавшихся ранее 7,5%. Дефицит бюджета РФ, по оценке министра финансов, в условиях уточненного прогноза может составить 2-3% ВВП. В законе о бюджете заложен дефицит 0,6% ВВП. При этом министр экономического развития полагает, что дефицит будет существенно больше и достигнет 3,8% ВВП.

Для выполнения бюджетных обязательств правительству в текущем году придется распечатать Резервный фонд. Закон о бюджете позволяет Минфину потратить до 500 миллиардов рублей из средств Фонда в этом году, однако министр финансов говорил ранее, что итоговая сумма на текущий год может быть существенно больше. Дополнительные средства потребуются на поддержку отраслей экономики в условиях кризиса.

При этом властям предстоит решить вопрос о сокращении расходов бюджета. Ранее уже было принято решение об урезании расходов казны на 10%, но глава Минфина заявлял о необходимости дополнительных сокращений на сумму около 600 миллиардов рублей. В общей сложности бюджет 2015 может не досчитаться 1,3 трлн рублей. Для этого, в частности, предлагается отказаться от индексации по уровню инфляции зарплат бюджетникам и социальных выплат и перенести половину всех расходов на строительство объектов, которые финансируются по госпрограммам, на более поздние сроки. Новые стройки также предложено заморозить полностью.

Закон не позволяет трогать социальные расходы, но в любой госпрограмме есть большие резервы эффективности, в том числе в госзакупках: если будут экономить за счет повышения эффективности, это принесет только пользу, а вот если на инвестиционных проектах, которые легче всего урезать, - выйдет плохо для стратегического развития экономики, - предостерегают эксперты.

«Главное - не допустить сокращения производства и роста безработицы. Но исполнение соцобязательств необходимо в заявленных объемах», - говорит главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

При этом глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил вообще не сокращать бюджетные расходы, а согласиться на увеличение дефицита бюджета, что менее вредно, чем секвестр.

«Я не уверен, что их вообще надо сокращать, потому что изменение доходов может означать либо сокращение расходов, либо увеличение дефицита», - заявил глава МЭР.