Ндс на лом черных металлов год. Реализация лома и отходов цветных металлов

В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 – данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “ РУСЛОМ. КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.

В 2018 году НДС на металлолом претерпит кардинальные изменения. С начала января покупателей лома ожидает малоприятный «сюрприз» - необходимость уплаты налога за каждую успешную сделку. Приказ о принятии закона об обложении налога президент в России подписал 27.11.2017 г., он вносит поправки в статью 161 НКРФ. Данный пункт обязует потребителей отдельных разновидностей продукции выплачивать заданный процент агентского НДС.

Законопроект устанавливает, что при реализации металлолома с 2018 года на территории Российской Федерации потребители продукции должны оплатить помимо лома еще налог на него. К налоговым агентам относятся все покупатели, за исключением лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Разъяснение! Даже если ИП не числится налогоплательщиком, НДС по приобретению лома они уплатить будут обязаны.

Подробности подписанного приказа

Как уже говорилось ранее, необходимость оплаты НДС в процессе приобретения металлолома подтверждается федеральным законодательством, в частности №335-Ф3, подписанным 27 ноября 17 года. Этот акт выступает в качестве корректора статьи 161 НКРФ, в которой теперь появилось дополнение в виде пункта №8. Именно данный проект переводит юридические лица в статус налогового агента.

Несмотря на то, что введение НДС на металлолом было подписано в 2017 году, вступает в силу закон с 1 января 2018 года. Именно с данной даты все юрлица и индивидуальные предприниматели должны уплачивать налог при покупке следующего лома:

  • черные и цветные металлы, отходы из данных составляющих;
  • все вторичные сплавы в основе которых используется алюминиевый материал;
  • лом всех типов.

Налоговые агенты должны во время покупки металлов самостоятельно рассчитать сумму, внести ее в декларации по НДС и бюджет. Данный законопроект распространяется на всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, даже тех, кто получил освобождение от оплаты налога еще в 2017 году.

Например, если ИП имеет специальный налоговый статус, при котором действия фирмы не облагаются НДС, предприниматель все равно обязан при приобретении лома самостоятельно вычислить налог на добавленную стоимость и оплатить полученную сумму в казну.

Исходя из информации, указанной в пункте 5 статьи №2 законопроекта № 335-Ф3, налоговику в независимости от статуса будет представлено право на вычет с НДС. Но вместе с данным упрощением у юридического лица появляется новое обязательство - сдача декларации в электронном формате до 25 числа месяца, который следует за квартальным периодом с совершенной сделкой.

Какие «сюрпризы» ожидают продавцов лома

Компании, осуществляющие продажу металлолома также «попадают» по нововведения в закон. С 2018 года, реализуя вторичного типа алюминиевые сплавы или лом, продавец будет обязан указывать в договоре «купли-продажи» и первичной документации, что товар продается без НДС. Данный фактор подтверждает пп. 6, п. 5 статьи 2 закона № 335Ф3. Но этот момент касается только фирм и организаций, полностью освобожденных от обложения налогом.

Продавцы-налогоплательщики металлолома должны будут оформлять прежние счета-фактуры с выведением налоговой суммы. Отмена льготы по НДС при реализации в этом случае не актуальна.

Данная новость вызвала множество вопросов на предпринимательских форумах.

Например, одной из главных тем обсуждения стала - должен ли продавец оформлять счет-фактуру, если он не считается плательщиком налогов? Исходя из последних новостей, сложно дать точный ответ на данный вопрос, но выйти из ситуации поможет трактовка п.8 ст.161 НКРФ, где есть информация, которая указывает на то, что компания, осуществляющая продажу металлолома может выдать потребителю любую первичную документацию, прописанную в законопроекте №335Ф3.

Кто попадает в льготную категорию

Оказывается, существует категория лиц, у которых при покупке металлолома общая сумма не будет облагаться НДС. Откорректированный закон о налогообложении не распространяется на участников сделки, не являющихся индивидуальными предпринимателями или юрлицам, как правило, это частные потребители.

Но в случае, если покупатель в корыстных целях решает осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации ИП, у него появится риск отвечать перед законом Российской Федерации. Поэтому, прежде чем задаться вопросом, нужно ли платить НДС при продаже ли покупке металлолома и как этого избежать в рамках УК РФ, следует тщательно изучить законодательские нововведения.

Вторая «жизнь» металла

Отечественный рынок черного лома на данный момент оценивается объемом ориентировочно в 42 млн тонн в год. Данные показатели кажутся еще более глобальными при учете, что цветной лом расценивается всего в 1,5 млн тонн за указанный срок.

45% от общего количества продукта, поступающего на вторичную переработку черного лома, отводится отходам металлургической отрасли, 35% производится из инструментария и расходных материалов, 20% - отходы, которые образуются при металлообработке. Но несмотря на это, самые большие объемы отходов из черного лома приходится на судо-, автомобилестроение или на сферу по изготовлению станочного оборудования.

Заготовки металлолома на территории РФ поставляются больше 5000 официальных представительств. Часть переработанного вторсырья или добытого первичного материала отправляется на экспорт. В целом, объемы реализованного лома за границу колеблются в пределах 4,5-6 млн тонн в год.

Данный показатель составляет практически 6% от общего количества отечественного металлолома, который поступает на металлургический рынок. По статистике экономики России это считается нормой.

Большая часть изготавливаемого металлолома на территории страны отводится российским потребителям. Материал применяется в процессе производства стали кислородно-конверторным методом или при помощи специальных электрических печей.

Это существенные цифры, которыми пренебрегать просто нельзя. Поэтому, для улучшения экономического и финансового положения страны власти ввели НДС на металлолом.

По итогам предыдущего года было определено, что самыми крупными потребителями лома являются следующие группы предприятий:

  • 27% - НЛМК;
  • 5% - Северсталь;
  • 16% - ММК;
  • 8% - ТМК;
  • 9% - Евраз.

Это главные предприятия, которых в первую очередь будет интересовать, облагается ли лом НДС и когда закон вступает в силу.

Также проблема возврата НДС на металлолом коснется крупных промышленных заводов металлургической сферы деятельности, судостроения, автомобилестроения и станкостроения.

Следует отметить, что отечественная электрометаллургия в 2017 году уже терпела давление в связи с недостатком графитированных электродов. Но в 2018 году вместе с возвращением налога может существенно повыситься стоимость металла более чем на 10 %. А это приведет к уменьшению количества металлозаготовок официальными представителями металлургической отрасли.

Как следствие, основные силы реализации будут перенаправлены на экспорт продукции, что сократит инвестиционные планы отечественных металлургов.

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Который вносит значительные изменения в 21 главу налогового кодекса.

С 1 января 2018 года кардинальным образом изменился порядок определения налоговой базы, исчисления и вычетов НДС, пока лишь для нескольких товаров: сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Однако эксперимент может быть распространен и на другие категории. К каким изменениям это может привести и к чему нужно готовиться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Немного о сути эксперимента: с 1 января 2018 года при реализации лома сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных седьмым и восьмым абзацами п. 8 ст. 161 НК РФ (предоставившие недостоверные сведения «без НДС» или при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, либо на применение «упрощенки»), пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (налоговая ставка 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (порядок исчисления налога определен в ст. 166 НК РФ).

При реализации лома сумма налога исчисляется налоговыми агентами (покупателями), а не продавцами. Продавец в счет-фактуре делает соответствующую надпись или ставит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», т. е. указывает сумму с включенным, но невыделенным налогом. Покупатель выделяет сумму налога (исходная сумма делится на 118% и умножается на 18%).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные покупателем. Одновременно с исчислением, он на ОСН имеет право принять НДС к вычету, т.е. фактически сумма налога в бюджет не уплачивается.

Вычет осуществляется в том же налоговом периоде, что и покупка лома, независимо от момента его дальнейшей реализации, при условии, что лом был приобретен налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для:

1. Осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;

2. Перепродажи.

Таким образом, налоговая нагрузка организаций-налоговых агентов по лому и отходам черных и цветных металлов не выросла.

Не оправдались опасения о необходимости уплаты НДС в бюджет с последующим вычетом или возмещением и, тем более, «страшилки» о необходимости перечислять НДС в бюджет сразу в момент оплаты.

Что будет, если налоговыми агентами по НДС на аналогичных лому условиях станут все налогоплательщики?

Приведем для примера упрощенную схему, в которой один и тот же товар идет от продавца через посредника покупателю, который последний реализует физическому лицу (все организации на общей системе налогообложения):

В данной схеме видно, что ООО «Посредник» исчисляет НДС и принимает его к вычету, то есть его доля вычета по НДС — 100%, в бюджет НДС не уплачивается. ООО «Покупатель», реализуя товар физическому лицу с НДС, агентский НДС, исчисленный из счета-фактуры ООО «Посредник» ставит к вычету, также как и агентский НДС с общехозяйственных расходов (аренда торговой площади, торговое оборудование и т.д.).

А вот входной НДС от физического лица подлежит уплате в бюджет, причем его не на что уменьшить, так как ООО «Общехозяйственные расходы» выставляют счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и этот исчисленный НДС принимается к вычету, уменьшая только «агентский» НДС, а не входной.

При реализации всеобщего агентирования по НДС, теряют смысл незаконные схемы оптимизации НДС, в том числе с помощью фирм-однодневок, а налоговая нагрузка по НДС ложиться целиком на последнюю в цепочке организацию-продавца, что не может не сказаться на конечной цене товара, реализуемого физическому лицу.
О том, что будет если в цепочке есть организации на упрощенной системе налогообложения, а конечным звеном — экспортер, читайте в наших следующих статьях.

С 1 января 2018 года Правительство подготовило покупателям металлолома малоприятное нововведение – обязательную уплату в бюджет налога НДС по каждой сделке.

На территории России обязательство по уплате НДС при продаже лома черных и цветных металлов действовало до 2008 г. Но эта практика оказалась неэффективной, поскольку в тот период недобросовестные субъекты рынка широко использовали схемы хищения НДС за счет использования права на его возмещение. Из-за таких схем государственный бюджет страны ежегодно недополучал около 20 млрд. руб.

В 2018 году Правительство решило предпринять повторную попытку и вернуть налог на добавленную стоимость на металлолом с новыми условиями с целью:

  • улучшения «собираемости» налогов;
  • устранения в законодательстве лазеек, которые позволяли относить к категории «лома» значительную часть металлургического сырья, что выгодно было для снижения базы налогообложения.

В связи с этим особенно остро встал вопрос внедрения законодательных изменений, которые исключат возможность любых способов уклонения от уплаты налогов при производстве и реализации металлолома в 2018 году.

Изменения для покупателей

Согласно Федеральному закону №335-ФЗ, который подписан Президентом 27.11.2017, вносятся изменения в ст. 161 Налогового кодекса РФ. В нее добавлено дополнение, устанавливающее за покупателями металлолома (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) статус налоговых агентов при условии приобретения ими на территории Российской Федерации:

  • лома и отходов черных и цветных металлов;
  • вторичного алюминия и сплавов на его основе.

На заметку! Если нововведения обеспечат оправдание ожиданий чиновников и рост поступлений в бюджет, то возможно следует ждать расширения их использования в других отраслях народного хозяйства. Такие разъяснения по введению НДС на металлолом даны в Письме Минфина №03-07-14/51894, которое датировано 14 августа 2017 г.

За покупателями закрепляется обязанность самостоятельного вычисления суммы налога расчетным методом и ее перечисления в бюджет. В качестве налоговой базы используется стоимость реализуемой продукции. После уплаты налога покупатель может воспользоваться правом налогового вычета, при условии, что он работает на условиях общего режима налогообложения (использование спецрежимов такого права не дает). Также у него появляется дополнительная обязанность: сдавать налоговую декларацию в электронной форме до 25-го числа месяца, следующего за квартальным периодом, в котором была совершена сделка.

Новые поправки в НК РФ устанавливают статус налоговых агентов даже для тех субъектов (ИП и организаций), которые до 2018 года были освобождены от уплаты или не относились к числу плательщиков. Это значит, что всем, кто работает сегодня на условиях специальных налоговых режимов, с 1 января 2018 года необходимо при приобретении металлолома рассчитывать и уплачивать НДС.

Изменения для продавцов

В деятельности продавцов по реализации металлолома в 2018 году также ждут изменения: им необходимо выставлять счет-фактуру на сумму без учета налога и ставить отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Для продавцов, которые работают на условиях налоговых спецрежимов или освобождения от уплаты налога при реализации металлолома и вторичного алюминия с начала 2018 года в договоре и первичной учетной документации следует делать пометку «Без налога (НДС)». В таком случае у налогового агента не возникает обязанность по его уплате. Эта же пометка ставится на документах по сделкам, которые не попадают под уплату НДС.

Важно! Продавцам, которые будут указывать ложные сведения и неправомерно использовать отметку «Без налога НДС», придется уплачивать его самостоятельно.

Кроме этого, уплата НДС на металлолом сохраняется за продавцом, если:

  • металлолом продается физическому лицу;
  • металлолом идет на экспорт;
  • утеряно право на освобождение от налога или применение налогового спецрежима.

Таким образом, избежать необходимости уплачивать НДС на металлолом в 2018 году можно только при заключении договора с компаниями или индивидуальными предпринимателями, которые не попадают в число плательщиков НДС (работают по упрощенной системе налогообложения или другим спецрежимам). Но в связи с нововведениями эксперты прогнозируют рост цен на лом на сумму налоговой ставки, поэтому введение поправок коснется всех участников рынка, в том числе предпринимателей, которые по сути не являются плательщиками НДС.

Исключения

Статьей 2 Федерального закона №335-ФЗ установлено, что от обязанностей налогового агента освобождаются физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Таким образом, свободно покупать металлолом в 2018 году без перечисления НДС можно только для личных целей. Но при решении заниматься предпринимательской деятельностью даже без регистрации ИП у физлица появляются обязанности по перечислению налога на добавленную стоимость.